О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2024 (70) arrow ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА ГЛАВНЫМ ВРАЧОМ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА ГЛАВНЫМ ВРАЧОМ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Печать
07.08.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-3-5

1Боенко Е.А., 2Шикина И.Б.
1 Департамент Правительства Российской Федерации, г. Москва, Россия
ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия

Резюме

Актуальность. В современных условиях вектор развития российского здравоохранения определяется установленными государством приоритетами роста рождаемости, снижения смертности, повышения качества и продолжительности жизни населения, которые возможно реализовать для возрастания доступности и качества медицинской помощи при обеспечении надлежащих условий для безопасного ее оказания, включая обновление и укрепление материально-технической базы медицинских организаций с использованием бюджетных средств путем проведения мероприятий по строительству (реконструкции) или капитальному ремонту.

Выявление ключевых факторов (рисков) и своевременное устранение их негативного воздействия на обеспечение медицинской организации необходимыми для ее нормальной работы материально-техническими ресурсами требует непосредственного участия в этих процессах главных врачей как заказчиков проектных и строительных работ, являющихся ответственными за эксплуатацию зданий и помещений. Расширение компетенций и повышение уровня знаний главных врачей в области риск-менеджмента необходимо для проведения своевременной корректировки и эффективного управления, возможности заблаговременно противостоять потенциальным проблемам, препятствующим эффективному медико-техническому обеспечению медицинской организации.

Цель исследования: выявить риски, оказывающие негативное влияние на текущее состояние обеспечения потребности в строительстве (реконструкции) и капитальном ремонте путем применения главным врачом медицинской организации методологии риск-менеджмента при управлении материально-технической базой.

Материалы и методы. Проведены анализ и экспертная оценка предпроектной документации, включая задания на проектирование строительства (реконструкции) и капитального ремонта зданий медицинских организаций (техническое задание) 20 государственных медицинских организаций, участвующих в реализации мероприятий программ модернизации здравоохранения: Республиках Татарстан и Крым, проектной документации на строительство двух объектов здравоохранения в городе Севастополе, а также - на капитальный ремонт зданий двух инфекционных больниц в городах Луганске (Луганская Народная Республика) и Геническе (Херсонская область). Материалы: данные форм федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации». за 2021-2022 гг. Методы исследования: статистический, контент-анализ, анализ существующих мер управления, общепринятая методология риск-менеджмента, экспертные оценки.

Результаты исследования выявили риски, оказывающие негативное влияние на текущее состояние обеспечения потребности в строительстве (реконструкции) и капитальном ремонте медицинских организаций, которые поддаются прямому контролю со стороны главного врача медицинской организации и его команды, подвластны управляющему воздействию на локальном уровне, что позволило разработать стратегию антирисковых мер и предложить актуальные управленческие решения.

Заключение. Анализ обеспечения потребности в строительстве (реконструкции) и капитальном ремонте медицинских организаций продемонстрировал, что эффективное управление процессами обновления и укрепления материально-технической базы на основе использования инструментов риск-менеджмента, позволяющих безопасно оказывать доступную и качественную медицинскую помощь населению, возможно при условии управления вероятными рисками, препятствующими своевременной и качественной подготовке предпроектной и проектной сметной документации, проведению строительно-монтажных работ, оснащению медицинским и технологическим оборудованием, предусматривающими внедрение системы мониторинга, идентификации и оценки рисков, разработку мер по предотвращению и устранению (минимизации) их негативных последствий. Изучение информации о рисках и технологиях реагирования на них считаем необходимыми компетенциями главного врача и членов его команды, востребованными при выполнении задач по развитию материально-технической базы медицинской организации.

Ключевые слова: главный врач; риск-менеджмент; компетенции; строительство; реконструкция; капитальный ремонт; эффективность управления медицинской организацией; материально-техническая база.

Контактная информация: Шикина Ирина Борисовна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Для цитирования: Боенко Е.А., Шикина И.Б. Применение методологии риск-менеджмента главным врачом при управлении материально-технической базой медицинской организации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(3):5. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1608/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-3-5

THE USE OF A RISK MANAGEMENT APPROACH BY A HEAD PHYSICIAN TO MANAGE MATERIAL AND TECHNICAL RESOURCES OF A MEDICAL ORGANIZATION
1Boenko E.A., 2Shikina I.B.
1 Department of the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
2 Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. In modern conditions, the development vector of the Russian healthcare is determined by the state priorities of the increased birth rate, reduced mortality, improved quality of life and life expectancy, which can be implemented to expand the access to and quality of medical care, to ensure adequate conditions for its safe delivery, including updating and strengthening the material and technical resources of medical organizations using budget funds through construction (reconstruction) or major repairs.

Identification of key factors (risks) and timely elimination of their negative impact on the provision of a medical organization with the necessary material and technical resources for its normal operation requires a direct involvement of head physicians in these processes as customers of design and construction works, responsible for maintenance of buildings and premises. Expanding competencies and increasing the level of knowledge of head physicians in the field of risk management is necessary for timely adjustment and effective management, opportunities to proactive potential problem solving, that hinder an effective medical and technical support for a medical organization.

The purpose of the study was to analyze and identify risks, that negatively affect the current state of meeting the need for construction (reconstruction) and major repairs through using a risk management approach by a head physician of a medical organization to manage material and technical resources.

Material and methods. The analysis and expert assessment of pre-project documentation, including tasks for the design of construction (reconstruction) and major repairs of buildings of medical organizations (technical task) of 20 state medical organizations, participating in programs on healthcare modernization in the Republics of Tatarstan and Crimea, city of Sevastopol; project documentation on the construction of two health care facilities in Sevastopol, as well as major repairs of the buildings of two infectious disease hospitals in the cities of Lugansk (Luhansk People’s Republic) and Genichesk (Kherson region) have been undertaken. Materials: data of the forms of the federal statistical observation No. 30 "Information on the medical organization" for 2021-2022. Methods of research: analytical, content analysis, statistical, analysis of the existing management measures, a generally accepted methodology of risk management, expert assessments.

Results. The studies have identified risks with a negative impact on the current state of the need for construction (reconstruction) and major repairs of medical organizations, which can be directly controlled by the head physician of the medical organization and his team, manageable at the local level, which made it possible to develop a strategy of anti-risk measures and offer relevant management solutions.

Conclusion. Analysis of the provision of the need for construction (reconstruction) and major repairs of medical organizations showed that effective management of the processes of updating and strengthening the material and technical resources through risk management tools, providing safe, accessible and high-quality health care to the population, is possible if risks are managed, preventing timely and high-quality preparation of pre-project and project estimates, construction and installation works, medical and technological equipment, that ensure introduction of a monitoring system, identification and risk assessment, development of measures to prevent and eliminate (minimize) their negative consequences. We consider the study of information about risks and technologies for responding to them to be necessary competencies of a head physician and members of his team, that are needed for performing tasks on developing material and technical resources of a medical organization.

Keywords: head physician; risk management; competencies; construction; reconstruction; major repairs; management effectiveness of a medical organization; material and technical resources.

Corresponding author: Irina B. Shikina, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Boenko E.A.
Shikina I.B.
, https://orcid.org/0000-0003-1744-9528
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee
For citation:
Boenko E.A., Shikina I.B. The use of a risk management approach by a head physician to manage material and technical resources of a medical organization. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; 70(3):5. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1608/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-3-5 (In Rus).

Введение

Стратегией развития здравоохранения в РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 06.06.2019 № 254, установлены приоритеты совершенствования системы оказания медицинской помощи населению, предусматривающие улучшение ресурсного обеспечения отрасли здравоохранения, в том числе развитие инфраструктуры и материально-технической базы медицинских организаций, строительство и реконструкцию медицинских объектов, оснащение их современным медицинским и технологическим оборудованием [1].

Развитие и укрепление материально-технической базы медицинских организаций создает необходимую основу для соблюдения соответствующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи, внедрения в практику клинических рекомендаций и инновационных методов работы, способствует формированию комфортной среды для пациентов, медицинского и немедицинского персонала, безопасных условий при оказании населению медицинской помощи, повышению ее доступности и качества.

Актуальность связана и с необходимостью проведения в ближайшее время обновления материальной инфраструктуры медицинских организаций разного типа, расположенных в вошедших в состав РФ новых территориях [2,3]. Все мероприятия по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту объектов здравоохранения, дооснащение и переоснащение их медицинским оборудованием в рамках государственных проектов и программ обеспечиваются бюджетным финансированием [4-6].

По данным мониторинга мер в части создаваемой и модернизируемой инфраструктуры в сфере здравоохранения, проводимого Счетной палатой РФ в 2021 г., установлено в ряде субъектов РФ обеспечение потребности в строительстве (реконструкции) и капитальном ремонте медицинских организаций в рамках соответствующих региональных программ осуществляется не в полном объеме, что свидетельствует об отсутствии на должном уровне доступности первичной медико-санитарной помощи прикрепленному населению [7].

Росздравнадзором отмечаются нарушения плановых сроков ввода в эксплуатацию объектов здравоохранения, связанные с нерациональным территориальным планированием; отсутствием участников аукциона при проведении конкурсных процедур; нарушением исполнения контрактов; несвоевременной, некачественной подготовкой проектной сметной документации (ПСД); нарушениями Градостроительного кодекса, повлекшими задержку выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта требованиям ПСД, другое [8].

Небезопасной для пациентов и персонала является работа медицинских организаций в условиях несоответствия зданий и помещений требованиям законодательства, строительным, санитарным нормам и правилам, не позволяющим внедрять в практику современные медицинские технологии, соблюдать порядки и стандарты оказания медицинской помощи, клинические рекомендации. Крайне актуально при угрозе возникновении новых инфекций, способных к объявлению пандемии, создать при отсутствии или возможность быстрого восстановления при выходе из строя необходимых инженерных коммуникаций и сетей жизнеобеспечения [9].

Ответственность руководителя медицинской организации за эксплуатацию и своевременный ремонт зданий и помещений медицинских организаций закрепляется в Градостроительном кодексе РФ в статье 55.25, которая была внесена пунктом 19 статьи 1 ФЗ от 28.11.2011 №337-ФЗ, в пункте 6.2.СП 319.1325800.2017 и других [10-12].

Из вышесказанного следует, что повышение качества медицинской помощи населению непосредственно связано с совершенствованием менеджмента медицинской организации и предполагает формирование главным врачом и его командой системы управления рисками, которая включает в себя своевременное обнаружение рисков и выявление их причин, стратегическое планирование, выработку антирискового управляющего воздействия, оперативное принятие решений и другие затрагивающие риск процессы и которая позволяет минимизировать вероятность негативного воздействия на обеспечение медицинской организации необходимыми для ее нормальной работы материально-техническими ресурсами.

Следовательно, изучение рисков, препятствующих развитию инфраструктуры, обновлению материально-технической базы, и возможностей по их недопущению (минимизации) является неотъемлемой частью деятельности руководителей отрасли здравоохранения и главных врачей, и способствует формированию у них необходимых компетенций для того, чтобы эффективно управлять и заблаговременно противостоять потенциальным проблемам, а также проводить своевременную корректировку деятельности [13,14].

Чтобы дать адекватную оценку различным видам рисков и определить их вероятное влияние на медицинскую организацию, сформулировать стратегию развития медицинской организации, наличие необходимых компетенций у главного врача и членов его команды, рекомендуется использовать типовую методологию риск-менеджмента [14-16].

Цель исследования: выявить риски, оказывающие негативное влияние на текущее состояние обеспечения потребности в строительстве (реконструкции) и капитальном ремонте, путем применения главным врачом медицинской организации методологии риск-менеджмента при управлении материально-технической базой.

Материалы и методы

Изучены результаты реализации мероприятий национального проекта «Здравоохранение» и федеральных проектов, входящих в его состав, в 2021-2022 гг. по строительству (реконструкции), капитальному ремонту объектов здравоохранения по статистическим данным официального сайта Минздрава России [17], материалы проверок Счетной палаты РФ по исполнению федеральными органами исполнительной власти и организациями Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 г. (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы) [18,19], отчеты: Счетной палаты РФ о результатах проверки исполнения Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 г. в Минздраве России [20], о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности расходования в 2018–2019 гг. средств федерального бюджета, направленных на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» [21], о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на выполнение программы «Модернизация здравоохранения города Севастополя на 2014-2015 годы» [22], материалы из отчетных форм федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации».

Проведен анализ и экспертная оценка полноты и качества разработки медицинской части предпроектной документации: заданий на проектирование строительства (реконструкции), капитального ремонта зданий медицинских организаций (техническое задание), списков применяемого для оснащения медицинского, технологического оборудования и медицинской мебели, программы на проектирование, подготовленных 20 государственными медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в разных условиях, участвующих в реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года", в субъектах РФ: Республиках Татарстан, Крым, городе Севастополе.

Изучено соответствие требованиям строительных, санитарных норм и правил разработанной проектными организациями ПСД на строительство следующих объектов здравоохранения: здания больницы скорой медицинской помощи на 460 коек; зданий лечебно-диагностического корпуса на 150 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер имени А.А. Задорожного», здания палатного корпуса на 140 коек ГБУЗС «Городская больница №4»; быстровозводимого здания подстанции скорой медицинской помощи ГБУЗС «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф»; быстровозводимого инфекционного клинического центра на 264 койки ОГБУЗ «Городская инфекционная больница города Геническа» в городе Геническе Херсонской области; быстровозводимого инфекционно-травматологического центра на 264 койки ГБУЗ «Луганская республиканская больница № 2» в городе Луганске Луганской Народной Республике.

Методы исследования: аналитический, контент-анализ, статистический, анализ существующих мер управления, экспертные оценки.

В качестве теоретической основы исследования использовались фундаментальные теории в области менеджмента, стандартов и методов управления рисками, определяющие терминологию, принципы, методы управления рисками и разработку стратегии риск-менеджмента как условия успешного достижения целей организации [23-26].

При исследовании использовалась типовая методология риск-менеджмента, базирующаяся на основе международных стандартов серии ISO по управлению качеством, рисками, и соответствующих им ГОСТ [27-30]. Обоснованием для применения методологии являлось указание ГОСТ Р ИСО 31000-2019 о том, что принципы и методы менеджмента риска носят универсальный характер, могут использоваться для любых типов риска, включая стратегические, производственные, операционные, финансовые, социальные, риски несоответствия требованиям и другие, не ограничены конкретной отраслью или видом деятельности, и, следовательно, применимы в процессе управления учреждениями здравоохранения [16].

В ходе исследования в соответствии с руководящим указаниями ГОСТ Р ИСО 31000-2019, ГОСТ Р 58771-2019 использовался процессный подход к риск-менеджменту, при котором управление рисками рассматривается как совокупность систематических процессов, связанных с идентификацией, документированием, анализом причин и последствий в случае реализации рисков, а также принятием управленческих решений, включая планирование реагирования на риски. Под идентификацией рисков понимается выявление факторов (рисков), способных оказать негативное влияние на обеспечение мероприятий, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом медицинских организаций, и документирование их характеристик. Документирование выявленных рисков осуществлялось в виде составления реестра рисков, в котором указываются причины и последствия рисков при их реализации. Итогом процесса идентификации рисков явилась разработка управленческих мер, обеспечивающих устранение (минимизацию) вероятных рисков и их отрицательных последствий.

На основе изучения процессов, связанных с риск-менеджментом, в ходе логического анализа далее была разработана стратегия развития объекта исследования, сформулированы и предложены управленческие решения, необходимые в повседневной деятельности главного врача и членов его команды. Построение стратегии антирискового воздействия осуществлялось с учетом выбора активного подхода к управлению рисками, при котором риск рассматривается как явление, которое можно предвидеть, подчинить и устранить, при этом обеспечивается активное влияние менеджера как на последствия, так и на источники (причины) риска [31, с.353].

Объектом исследования являлось наличие знаний и компетенций у руководителей органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ и главных врачей государственных медицинских организаций, позволяющих обеспечить управление рисками, препятствующими проведению мероприятий по строительству, капитальному ремонту медицинских объектов, и эффективно управлять медицинской организацией при решении задач по поддержанию материально-технической базы в работоспособном состоянии, необходимом для оказания безопасной и качественной медицинской помощи.

В соответствии с процессным подходом к управлению рисками были выделены следующие этапы исследования:

  1. Выявление, сбор и аналитическая обработка данных, дающих представление о текущем состоянии - выявление наличия необходимых знаний и компетенций у главного врача и членов его команды – для обеспечения потребности в строительстве, капитальном ремонте медицинских организаций в целом.
  2. Распределение полученных данных по трем категориям «Наименование риска», «Причина риска», «Последствия риска» и составление реестра рисков, влияющих на обеспечение мероприятий, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом медицинских организаций (табл. 1).
  3. Формулирование стратегии повышения эффективности управления медицинской организацией главным врачом и членами его команды при выполнении задач по обновлению и укреплению материально-технической базы на основании анализа реестра рисков.

Результаты

Результатом процесса идентификации рисков стало выявление перечня основных рисков, препятствующих должному обеспечению мероприятий, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом медицинских организаций, включая риски некачественной предпроектной документации и задания на проектирование строительства /капитального ремонта объектов здравоохранения, некачественную проектную сметную документацию, риск срыва срока ввода объекта в эксплуатацию, контрактные риски, риск удорожания утвержденной стоимости проекта и ключевой риск - неэффективное руководство со стороны главного врача и его команды процессами, связанными со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом медицинской организацией (управленческий риск).

Таблица 1

Реестр рисков, влияющих на обеспечение мероприятий, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом медицинских организаций

Наименование риска Причина риска Последствия риска
Некачественная предпроектная документация, включая задание на проектирование строительства /капитального ремонта объекта здравоохранения

«Некомпетентный» менеджмент:
- делегирование разработки задания на проектирование инженерно-техническим работникам без привлечения медицинского персонала; делегирование составления задания на проектирование некомпетентному персоналу;
- делегирование составления списка медицинского и технологического оборудования, мебели проектной организации без участия профильного медицинского персонала данной медицинской организации;
- низкая вовлеченность персонала медицинской организации в решение задач по обновлению материально-технической базы;
- не организован контроль за подготовкой предпроектной документации и задания на проектирование, соблюдением действующих нормативных, санитарных, технических, противопожарных норм и правил;
- непривлечение к разработке задания на проектирование компетентных специалистов, способных предоставить дополнительную экспертизу.
- отсутствие или недостаток инструкций и процедур;

Ошибки при разработке предпроектной документации:
- отсутствие у главного врача финансовой возможности для привлечения профессиональных медицинских технологов к разработке задания на проектирование;
- недостаточный уровень компетенций медицинского и инженерно-технического персонала медицинских организаций в вопросах, связанных с предпроектной подготовкой документов;
- главный врач и/или члены его команды имеют недостаточные знания и умения в специфике деятельности, структуре медицинской организации и не понимают какой вид здания нужен;
- отсутствие описания нормативных требований к структуре и сетям ресурсоснабжения медицинских объектов;
- несоблюдение утвержденных стандартов оснащения медицинских организаций;
- применение устаревшей нормативно-правовой документации;
- несоставление медицинскими специалистами списка современного медицинского оборудования и медицинской мебели.

Неправильная проектная сметная документация (ПСД).

Включение в спецификацию устаревшего и /или не имеющего регистрации на территории РФ медицинского и технологического оборудования, медицинской мебели, несертифицированных отделочных материалов.

Дополнительные временные, финансовые затраты на переделку предпроектной документации.

Некачественная проектная сметная документация Некачественная предпроектная документация.
Некомпетентность, непрофессионализм специалистов проектной организации.
Отсутствие у проектной организации квалифицированных специалистов с опытом проектирования объектов здравоохранения.
Ошибки при проектировании, несоблюдение требований законодательства и нормативно-правовых актов (СП, СНиП, СанПиН и пр.).
Невозможность получить положительное заключение Госэкспертизы на проект.
Необходимость корректировки ПСД.
Срыв сроков выдачи готового проекта из-за необходимости его переделки.
Дополнительные финансовые затраты на переделку некачественного готового проекта. Корректировка стоимости проекта.
Срыв запланированных сроков строительно-монтажных работ (СМР).
Риск срыва срока ввода объекта в эксплуатацию Отрицательное заключение госэкспертизы на ПСД:
- несвоевременное предоставление ПСД;
- изменение проекта со стороны заказчика;
- претензии Госстойконтроля к качеству СМР;
- несвоевременная поставка на объект строительных материалов и оборудования;
- дефицит рабочей силы на объекте;
- неквалифицированный состав рабочих;
- низкие темпы строительства;
- нерациональное территориальное планирование;
- несвоевременное укомплектование объекта медицинским и технологическим оборудованием,
- не организован контроль будущей эксплуатацией объекта за ходом СМР, соблюдением действующих нормативных, санитарных, технических, противопожарных норм и правил, качеством работ и материалов, подготовкой помещений под размещение тяжелого медицинского оборудования;
низкое качество СМР,
- не проводится оценка соответствия создаваемого медицинского объекта заданию на проектирование, специфике медицинской организации;
Несвоевременное начало функционирования медицинской организации, использующий объект.
Вынужденный простой ремонтируемых площадей, невыполнение государственного задания и недофинансирование медицинской организации.
Недовольство населения долгостроем, затянувшимся капитальным ремонтом социально-значимого объекта.
Формирование в социуме отрицательного имиджа главного врача и отрасли здравоохранение в целом.
Контрактные риски Контрактные риски:
- невыполнение условий контракта, нарушения обязательств по контракту недобросовестными исполнителями;
- ошибки при составлении контракта;
- сжатые сроки исполнения контракта;
- отсутствие участников аукциона;
- позднее заключение контракта;
- заключение договора с некомпетентной проектной и/или строительной организацией.
Отсутствие заключенных контрактов. Превышение сроков исполнения контракта. Расторжение контракта с подрядчиком. Необходимость повторного проведения конкурсных процедур и заключения новых договорных отношений с подрядчиком в связи:
- с удорожание контракта,
- нарушением плановых сроков СМР,
- увеличением сроков ввода в эксплуатацию объекта,
- судебной тяжбой с подрядчиком.
Риск удорожания утвержденной стоимости проекта строительства (реконструкции), капитального ремонта Ошибки планирования:
- необходимость корректировки стоимости проекта по результатам отрицательного заключения Главгосэкспертизы;
- перерасход бюджета из-за неожиданных расходов на материалы или работы, которые были не включены в первоначальный бюджет;
- недостаточные финансы для завершения работ в результате ошибок в расчетах планируемой сметной стоимости проекта;
- неожиданное увеличение цен на строительные и отделочные материалы, трудовые ресурсы, оборудование, логистику;
- дополнительные финансовые затраты на переделку готового объекта, построенного по некачественному проекту.
Необходимость выделения дополнительного финансирования. Увеличение запланированных сроков окончания строительства и сдачи в эксплуатацию (реконструкции), капитального ремонта. Удорожание строительства (реконструкции), капитального ремонта.
Риск неэффективного руководства главного врача и его команды (управленческие риски) Управленческие риски:
- недостаточный уровень управленческой подготовки главных врачей, наличие разрыва между управленческими компетенциями и клиническим мышлением в пользу последнего;
- главный врач и/или члены его команды имеют недостаточные знания о специфике деятельности, структуре медицинской организации и не понимают какой вид здания нужен;
- недооценка главным врачом и/или членами его команды влияния негативных факторов, связанных с проведением строительства (реконструкции), капитального ремонта, влекущих снижение качества оказания медицинских услуг и эффективность функционирования медицинской организации;
- пробелы в знаниях и отсутствие компетенций, необходимых для выполнения главным врачом и членами его команды функций организации, контроля при проведении мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, а также стратегического управления рисками реализации данных мероприятий и оперативного принятия управленческих решений по выявленному риску или проблеме;
- низкая вовлеченность персонала медицинской организации в решение задач по обновлению материально-технической базы;
- низкая мотивированность и недостаточная мотивация сотрудников медицинской организации, ригидность, сопротивление изменениям;
- не сформирована команда компетентных единомышленников;
- дефицит квалифицированных кадров медицинского, инженерно-технического персонала;
- недостаток квалифицированных специалистов, способных управлять процессом капитального ремонта;
- нежелание персонала медицинской организации повышать квалификацию;
- не созданы условия для широкого участия медицинского, инженерно- технического персонала в планировании строительства (реконструкции), капитального ремонта.
Неэффективное управление медицинской организацией главным врачом и его командой. Недостижение целей медицинской организации по поддержанию материально-технической базы в работоспособном состоянии.
Неэффективное обеспечение процессов и мероприятий, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом медицинских организаций.

В процессе документирования выявленных рисков в Реестре рисков была дана формулировка, выполнено описание каждого риска с указанием названия, причины и последствий в случае его реализации. Реестр рисков составлялся по форме, разработанной на основании рекомендаций ГОСТ 58771-2019. Проведенный анализ реестра рисков позволяет сделать вывод о том, что эффективное решение задач по развитию и поддержанию ресурсной базы медицинских организаций на современном уровне, позволяющем безопасно оказывать доступную и качественную медицинскую помощь, находится под негативным воздействием вероятных негативных факторов (риски). При этом часть из них подвержена управленческому воздействию со стороны главного врача и персонала медицинской организации. В этой связи требуется составление стратегического плана борьбы с негативным влиянием предотвратимых факторов риска медицинских организаций.

Следует отметить, что часть предложений стратегии по результатам нашего исследования, исполнимы на уровне медицинской организации, а некоторые – на уровне отрасли здравоохранения или других заинтересованных отраслей при поддержке обновленной законодательной базы. Для того, чтобы избежать ошибок и недочетов, принимать эффективные управленческие решения в связи со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом медицинской организации, главному врачу необходимо:

  • - досконально знать специфику деятельности медицинской организации и назначение объекта, чтобы на этапе планирования четко представлять - какой вид здания нужен;
  • - создать в медицинской организации компетентную команду единомышленников для квалифицированного обеспечения процессов, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом;
  • - организовать качественную подготовку исходных решений для формирования предпроектной документации и задания на проектирование строительства (реконструкции), капитального ремонта объекта здравоохранения, с участием медицинских работников конкретной медицинской организации.

В задании на проектирование медицинской организации необходимо подробно описать: структуру зданий и помещений, перечень кабинетов по отделениям и этажам; поэтажный список медицинского оборудования и мебели; планируемое штатное расписание работников по отделениям; нормативные требования к площадям, набору и отделке помещений, к их обустройству; требования:

  • - действующих Сводов правил, норм противопожарной безопасности, СанПиН, порядков оказания медицинской помощи, стандартов оснащения;
  • - к сетям жизнеобеспечения и ресурсоснабжения медицинских объектов (системам отопления, вентиляции, кондиционирования, газификации, освещения и электроснабжения, связи);
  • - к системе пневматической почты;
  • - к автоматическому бельепроводу для подачи белья в прачечную;
  • - к технологичности потоков медицинских и технических грузов, больничного белья, продуктов питания;
  • - к маршрутизации пациентов, медицинского и вспомогательного персонала;
  • - к порядку обеспечения пациентов лечебным питанием в стационаре;
  • - к навигации;
  • - к системе контроля доступа в отделения, кабинеты и помещения;
  • - к обеспечению безопасности пациентов и медицинских работников, вспомогательного персонала;
  • - к сбору и хранению медицинских и общих отходов;
  • - к благоустройству территории медицинской организации, созданию «доступной среды»;
  • - к обеспечению антитеррористической защищенности и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, охраны объекта.

Для подготовки качественного задания на проектирование медицинской организации:

  • - желательно привлекать главных внештатных специалистов региональных органов управления здравоохранения, медицинских технологов, инженеров по эксплуатации зданий, архитекторов и других специалистов, которые могут предоставить документы и провести дополнительную экспертизу задания на этапе проектирования или готовой ПСД на соответствие требованиям технических, санитарных норм и правил, стандартам оснащения, порядкам медицинской помощи;
  • - создать рабочую группу.

Не следует делегировать разработку задания на проектирование застройщику (техническому заказчику), не имеющему квалифицированных специалистов с опытом проектирования объектов здравоохранения.

Готовое задание на проектирование необходимо направлять в орган управления здравоохранением субъекта РФ для проверки его качества, соответствия нормам и правилам, а также специфике медицинской организации. На период строительства (реконструкции), капитального ремонта зданий и помещений медицинской организации требуется составить пошаговый план организационных и контрольных мероприятий с назначением ответственных лиц за планируемые мероприятия на каждом этапе, включая этапы ввода в эксплуатацию, получения санитарно-эпидемиологического заключения и прохождения лицензирования.

Для персонала медицинской организации в рамках документирования процессов необходимо разработать и утвердить алгоритмы по:

  • - подготовке предпроектной документации и задания на проектирование на реконструкцию, капитальный ремонт медицинской организации;
  • - мониторинга и контроля за качеством и сроками строительно-монтажных работ;
  • - порядок принятия решений при обнаружении персоналом медицинской организации рисков, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом, включая использование реестров возможных рисков, принимаемых мер, список ответственных за обнаружение недостатков и отработку профилактики рисковых ситуаций.

Главному врачу необходимо проводить регулярный мониторинг и контроль всех процессов, связанных со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом медицинской организации. В этой связи рекомендуется заключить на этапе согласования проектной документации соглашение с заказчиком и генподрядчиком с условием обеспечения доступа на строительную площадку представителей медицинской организации для контроля за сроками и качеством строительно-монтажных работ, количеством рабочих на строительной площадке, подбором материалов, соблюдением требований санитарных, технических норм и правил. Вместе с тем требуется осуществлять регулярные проверки на соответствие окончательного результата утвержденному техническому заданию.

Необходимо регулярно обучать инженерно-технический персонал медицинских организаций современным технологиям эксплуатации зданий и сооружений, включая инженерно-технические сети и технологическое оборудование.

Обсуждение

Отечественные авторы в своих работах указывают на высокий уровень износа основных фондов медицинских организаций как причину низкой готовности к внедрению инновационных медицинских услуг, являющихся одним из основных рисков развития системы здравоохранения [32-34].

Волгин А.Р. с соавт. (2007) установили, что главные врачи, как ответственные за эксплуатацию зданий и помещений медицинских организаций, должны нести ответственность за материально-техническое обеспечение, разработку и осуществление мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы, включая своевременное проведение ремонтно-строительных работ, оснащение современным оборудованием [35].

Бекишев В.А. (2017) и Лебедев С.Н. (2017) отмечают влияние различных видов рисков на результаты деятельности медицинских организаций, и их репутацию, аргументируя тем самым задачу региональных руководителей здравоохранения и главных врачей знать основные риски в своей управленческой деятельности и вероятность их возникновения, определить возможность предотвращения и управление рисками: разрабатывать планы по их предотвращению, организовывать выполнение соответствующих мероприятий, осуществлять корректирующие действия [15,16].

Шипуновым Д.А. с соавт. (2018) отмечается необходимость непосредственного включения главных врачей в управление процессами, связанными с планированием, подготовкой, проведением модернизации медицинских организаций, осуществлять руководство и тщательный контроль указанных мероприятий с целью успешной их реализации [36].

Егоров В.А. (2019) в свой работе о правилах эксплуатации зданий и помещений медицинских организаций также обращает внимание на ответственность главного врача за все аспекты вверенной ему организации, в том числе за эксплуатацию и ремонт зданий, помещений в рамках обеспечения безопасных условий для персонала и пациентов, и обосновывает этим расширение сферы управленческих компетенций и необходимость приобретения обширных знаний о том, на основании каких нормативно-правовых актов организуется эксплуатация и ремонт зданий и помещений, как организовать и проконтролировать деятельность службы по эксплуатации зданий, какие существуют сроки выполнения ремонта, как обеспечивается безопасность пациентов и персонала при эксплуатации зданий и сооружений, как грамотно выстраивать отношения при решении вопросов проведения ремонтов и их финансирования, как построить диалог с надзирающими и проверяющими органами в этой области и со своим непосредственным начальством из органов управления здравоохранения [37].

Зарубежные исследователи отмечают, что медицинские организации должны находиться в состоянии непрерывной трансформации материально-технического обеспечения, чтобы соответствовать требованиям медицинского и технологического прогресса и растущему числу пациентов, указывают на необходимость постоянного внимания администрации медицинских организаций к снижению рисков во время реализации этих процессов [38].

В исследованиях авторов Шубцовой Л.В. с соавт. (2016) и Евдакова В.А. с соавт. (2021) отмечается прямая зависимость доступности медицинской помощи от условий оказания услуг, включая несостоятельность морально и технически устаревшей материально-технической базы и оснащения зданий медицинских организаций, наличие или отсутствие телефонной связи и интернета, горячего и холодного водоснабжения, канализации [39,40], что особенно актуально для новых присоединенных территорий.

В ходе проведенного нами исследования установлено, что использование методологии риск-менеджмента при изучении обеспечения потребности медицинских организаций в обновлении и укреплении их материально-технической базы позволяет выявлять факторы (риски), которые могут оказывать негативное влияние на планирование и реализацию мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов здравоохранения, оснащением их современным медицинским оборудованием и которые необходимо устранять для того, чтобы создать необходимые условия для оказания доступной медицинской помощи надлежащего качества, обеспечить безопасную и комфортную среду для пребывания пациентов и работы персонала.

Идентификация и систематизация рисков, их причин и негативных последствий, препятствующих материально-техническому обеспечению медицинских организаций на современном уровне, формализация их в виде реестра рисков, полученных с использованием методологии риск-менеджмента, имеют практическую значимость при составлении стратегии развития медицинской организации и позволяют сосредоточить внимание на следующих основных направлениях:

  • - совершенствовании управленческих компетенций главного врача, необходимых для создания им команды, способной своевременно и качественно обеспечить планирование, мониторинг и контроль на этапах подготовки и выполнения мероприятий по обновлению и укреплению материально-технической базы медицинской организации;
  • - расширении сферы профессиональных знаний главного врача, медицинского и инженерно-технического персонала, необходимых для грамотной разработки медицинской части предпроектной документации и ее основы - задания на проектирование, позволяющим подрядным организациям соблюдать строительные, санитарные, противопожарные нормы и правила при создании и капитальном ремонте медицинских объектов, обеспечить требование соответствия их порядкам и стандартам оказания медицинской помощи, оснащения на современном уровне, позволяющем создавать условия для оказания доступной и качественной медицинской помощи населению;
  • - формировании систем и процессов, способствующих адекватному выполнению персоналом медицинской организации задач по медико-техническому обеспечению безопасной эксплуатации зданий и помещений медицинской организации, эффективному ее развитию и функционированию.

Таким образом, интерпретация изложенных фактов выполненного нами исследования полностью укладывается в существующую теорию риск-менеджмента, изложенную в работах Бекишева В.А. (2017) [15], Лебедева С.Н. (2017) [16], Князюк Н. (2018) [14], Amjad Kanj, Yuqing Gao, Ayman O Soubani (2019) [38], Полковникова А.В., Дубовика М.Ф. (2021) [31, с.353], и дополняет ее в части касающейся использования указанной методологии для изучения и оценки наличия необходимых знаний и компетенций у главного врача и членов его команды при определении потребности в строительстве, реконструкции, капитального ремонта медицинских объектов, а также использования предложенного метода риск-менеджмента в качестве инструмента для разработки стратегического плана управления развитием материально-технической базы медицинской организации для эффективной ее работы.

Заключение

Проведенный анализ позволил выявить риски, оказывающие негативное влияние на текущее состояние обеспечения потребности в строительстве (реконструкции) и капитальном ремонте, путем применения методологии риск-менеджмента при управлении материально-технической базой медицинской организации. Изучение сведений о рисках и технологиях реагирования на них считаем необходимыми компетенциями главного врача и членов его команды, востребованными при выполнении задач по развитию материально-технической базы медицинской организации.

Для эффективного управления рисками и принятия своевременных решений главными врачами медицинских организаций необходимо разрабатывать и внедрять соответствующую внутреннюю стратегию и процедуры, включающие установление системы мониторинга и оценки рисков, мотивацию персонала, разработку планов контроля и превентивных мероприятий, а также обеспечение надлежащего обучения (переобучения) и информирования руководства и сотрудников медицинской организации о рисках и методах реагирования на них.

Построение стратегии антирискового воздействия необходимо осуществлять для составления стратегического плана борьбы с негативным влиянием предотвратимых факторов риска медицинских организаций. Следует отметить, что часть предложений стратегии, составленных по результатам нашего исследования, исполнимы на уровне медицинской организации, а некоторые – на уровне отрасли здравоохранения или других заинтересованных отраслей при поддержке обновленной законодательной базы.

Библиография

  1. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 06.06.2019 г. № 254 (ред. от 27.03.2023 № 202). Собрание законодательства РФ 2019.06.10, № 23 (ч. 1), ст. 2927.
  2. Стенограмма заседания Государственной Думы РФ 23 ноября 2022 г. в рамках «Правительственного часа» на тему «О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам». Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru/node/5957/ (Дата обращения: 02.05.2024).
  3. О направлении решения заседания коллегии Минздрава России от 16.03. 2022 по вопросу "О работе первичного звена здравоохранения и его модернизации": письмо Минздрава России от 12.04.2022 № 13-1/И/2-5812. Режим доступа: https://base.garant.ru/404761487/#friends (Дата доступа: 02.05.2024).
  4. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640. Собрание законодательства РФ 2018.01.01, № 1 (ч. II), ст. 373.
  5. Материалы совещания Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина с вице-премьерами 26.09.2022 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/46612/ (Дата доступа: 02.05.2024).
  6. О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов: федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ (ред. от 05.12.2022). Собрание законодательства РФ 2022.12.12, № 50 (ч. 1), ст.8760.
  7. Доклад заместителя Председателя Счетной палаты РФ Галины Изотовой на «Правительственном часе» в Государственной Думе РФ с участием министра здравоохранения М.Мурашко 23.11.2022. Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/vystuplenie-galiny-izotovoy-na-pravchase-v-gd-s-uchastiem-ministra-zdravookhraneniya-mikhaila-murash (Дата доступа: 02.05.2024).
  8. Самойлова А.В., Купеева И.А., Рогинко Н.И., Петрунина И.В. Результаты реализации мероприятий нацпроекта «Здравоохранение» в 2022 году: проблемные аспекты и перспективы. Вестник Росздравнадзора 2023; (1): 21-24.
  9. Репин Л.А., Боенко Е.А., Репина Л.Л. Медико-технические аспекты деятельности инфекционной больницы в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и других особо опасных инфекций. Симферополь: Издательский дом КФУ; 2020. 25 с.
  10. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ (ред. от 29.12.2014), Собрание законодательства РФ 2011.12.05, № 49 (ч.1), ст. 7015.
  11. Градостроительный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Собрание законодательства РФ 01.03.2005, № 1 (ч. 1), ст.16.
  12. СП 319.1325800.2017. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации: Приказ Минстроя России от 18.12.2017 № 1682/пр. Режим доступа: https://base.garant.ru/71882766/ (Дата доступа: 02.05.2024).
  13. Боенко Е.А., Репин Л.А. Задание на проектирование – основа качественного проекта по строительству или капитальному ремонту объектов здравоохранения. Симферополь: Издательский дом КФУ; 2023. 72 с.
  14. Князюк Н.Ф. Управление рисками в медорганизации по новому профстандарту. Москва: Актион – МЦФЭР; 2018. 45 с. Режим доступа: https://vip.1glv.ru (для зарегистрированный пользователей) (Дата доступа: 02.05.2024)
  15. Бекишев В.А. Что необходимо знать руководителю здравоохранения о риск-менеджменте. Главный врач 2017; (4):8-12. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/596086 (Дата доступа: 02.05.2024).
  16. Лебедев С.Н. Менеджмент риска в системе управления здравоохранением. Главный врач 2012; (6). Режим доступа: https://управление-здравоохранением.рф/publ/upravlenie_medicinskoj_organizaciej/menedzhment_riska_v_sisteme_upravlenija_zdravookhraneniem/12-1-0-157 (Дата доступа: 02.05.2024).
  17. Об итогах реализации по итогам 2021 года национального проекта «Здравоохранение» и федеральных проектов, входящих в его состав [электронный ресурс]. Режим доступа: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/060/073/original/Буклет_итоги_2021_года.pdf?1655456575 (Дата доступа: 02.05.2024).
  18. Отчет Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 г. (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 19.04.2023). Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/c2a/3e9ixnmq74nnqizatlykdt4r5ofvy77q.pdf (Дата доступа: 02.05.2024).
  19. Отчет Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год» в публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 19.04.2023). Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/a24/nmez9wa80 oovbxqo6j92u21ult6t6gk2.pdf (Дата доступа: 02.05.2024).
  20. Отчет Счетной палаты РФ о результатах проверки исполнения Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 год в Минздраве России (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 28.04.2023). Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/eb6/pjrj51g6ae9f6ikx0hn200jozb9 qo48b.pdf (Дата доступа: 02.05.2024).
  21. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности расходования в 2018–2019 годах средств федерального бюджета, направленных на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 11.02.2020). Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/5ba/5ba6e645f62bcc644f941f962ed930d2.pdf (Дата доступа: 02.05.2024).
  22. Отчет о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на выполнение программы «Модернизация здравоохранения города Севастополя на 2014-2015 годы» (утвержден Коллегией Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 08.06.2017 №23). Режим доступа: https://sevzakon.ru/assets/files/otchety/podkontr_org/otchet_ksp_n739_ot_13_06_2017.pdf (Дата доступа: 02.05.2024).
  23. Холмс Э. Риск-менеджмент [пер. с англ.]. Москва: Эксмо; 2007. 304 с.
  24. Марцынковский Д.А., Владимирцев А.В., Марцынковский О.А. Руководство по риск-менеджменту. Санкт-Петербург: Береста; 2007. 288 с.
  25. Никаноров П.А. Управление рисками в менеджменте качества: учебник. СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2019. 188 с.
  26. Камышев А.И. Принципы и концепция реализации системы менеджмента рисков. Методы менеджмента качества 2017; (7): 24-31.
  27. Менеджмент риска. Термины и определения: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51897-2021 (ISO Guide 73:2009) от 11.11.2021 г. Режим доступа: https://base.garant.ru/403510772/ (Дата доступа: 02.05.2024).
  28. Менеджмент риска. Принципы и руководство: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 от 10.12.2019 г. Режим доступа: https://base.garant.ru/73747582/ (Дата доступа: 02.05.2024).
  29. Менеджмент риска. Технологии оценки риска: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58771-2019 от 17.12.2019 г. Режим доступа: https://base.garant.ru/73747568/ (Дата доступа: 02.05.2024).
  30. Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51901.22-2012 от 29.11.2012 г. Режим доступа: https://base.garant.ru/71407498/ (Дата доступа: 02.05.2024).
  31. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами. Полный курс МВА. Москва: Олимп-Бизнес; 2021. 552 с.
  32. Яковлева О.И. Методика оценки уровня инновационного развития здравоохранения страны (региона). Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева 2013; 1(27): 302-309.
  33. Рожкова Е.В. Проблематика инновационно-ориентированного развития сферы здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2014; 36 (2):5. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/552/30/lang,ru/ (Дата обращения: 02.05.2024).
  34. Кораблев В.Н. Использование инновационных технологий управления для повышения эффективности здравоохранения региона. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета; 2009. Режим доступа: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=135 (Дата обращения: 02.05.2024).
  35. Волгин А.Р., Денисов С.Л., Мосягин В.Д. Руководство по организации работы окружного военного клинического госпиталя (военно-морского клинического госпиталя флота). Ч. I. Москва: ГВМУ МО РФ; 2007. Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/172/5661.php?ysclid=lrb6pjnh39175421587 (Дата обращения: 02.05.2024).
  36. Шипунов Д.А., Шкарин В.В., Багметов Н.П. Современные способы управления при модернизации медицинских организаций. Волгоградский научно-медицинский журнал 2018; (4): 3-6.
  37. Егоров С.А. Правила эксплуатации зданий и помещений медицинских организаций. Главный врач 2019; (4): 5-19. Режим доступа: https://управление-здравоохранением.рф/publ/upravlenie_medicinskoj_ organizaciej/pravila_ehkspluatacii_zdanij_i_pomeshhenij_medicinskikh_organizacij/12-1-0-1115 (Дата обращения: 02.05.2024).
  38. Kanj A., Gao Yu., Soubani A.O What are the risks to inpatients during hospital construction or renovation? Cleveland Clinic Journal of Medicine 2019 October; 86(10):650-652. Режим доступа: https://www.ccjm.org/content/86/10/650. (Дата обращения: 02.05.2024). DOI: 10.3949/ccjm.86a.19008.
  39. Шубцова Л.В., Уткина К.М., Баев А.А. Проблемы развития здравоохранения в РФ в условиях кризиса. Экономика и предпринимательство 2016; 11(3): 229–233.
  40. Евдаков В.А., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Техническое состояние зданий амбулаторных медицинских организаций (подразделений) в Российской Федерации. Российский медико-биологический вестник им. Академика И.П. Павлова 2021; 29(4): 457-464. DOI: 10.17816/PAVLOVJ83392.

References

  1. On the Strategy of healthcare development in the Russian Federation for the period up to 2025. Decree of the President of the Russian Federation of 06.06.2019 No. 254 (as amended on 27.03.2023 No. 202). Collected Legislation of the Russian Federation 2019.06.10, No. 23 (Part 1), Art. 2927. (In Rus.).
  2. Transcript of the meeting of the State Duma of the Russian Federation on November 23, 2022 within the framework of the "Government hour" on the topic "On the implementation of state policy in the field of health protection, the federal project "Modernization of primary healthcare in the Russian Federation" and measures to increase the resilience of the healthcare system to new challenges" [electronic resource]. Available from: http://transcript.duma.gov.ru/node/5957/.  (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  3. On the direction of the decision of the board meeting of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 16.03.2022 on the issue «About the work of primary health care and its modernization». Letter of the Ministry of Health of Russia dated 12.04.2022 No. 13-1 / I / 2-5812. Available from: https://base.garant.ru/404761487/#friends (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  4. On the approval of the state program of the Russian Federation "Development of healthcare". Resolution of the Government of the Russian Federation dated 26.12.2017 No. 1640. Collection of Legislation of the Russian Federation 2018.01.01, No. 1 (Part II), Art. 373. (In Rus.).
  5. Materials of the meeting of the Chairman of the Government of the Russian Federation M.V. Mishustin with Vice-premiers on 26.09.2022 [electronic resource]. Available from: http://government.ru/news/46612/. (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  6. On the federal budget for 2023 and the planning period 2024-2025. Federal law of 05.12.2022 No. 466-FZ (as amended on 05.12.2022). Collected Legislation of the Russian Federation 2022.12.12, No. 50 (part 1), art. 8760. (In Rus.).
  7. Report of Deputy Chairperson of the Accounts Chamber of the Russian Federation Galina Izotova at the "Government Hour" in the State Duma of the Russian Federation with the participation of Minister of Health M. Murashko on 23.11.2022 [electronic resource]. Available from: https://ach.gov.ru/news/vystuplenie-galiny-izotovoy-na-pravchase-v-gd-s-uchastiem-ministra-zdravookhraneniya-mikhaila-murash. (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  8. Samoylova AV, Kupeeva IA, Roginko NI, Petrunina IV. Results of the implementation of the activities of the national project "Healthcare" in 2022: problematic aspects and prospects. Vestnik Roszdravnadzora 2023;(1):21-24. (In Rus.).
  9. Repin LA, Boenko EA, Repina LL. Medical-technical aspects of the infectious diseases hospital in the context of the pandemic of new coronavirus infection (COVID-2019) and other particularly dangerous infections. Simferopol': Izdatel'skiy dom KFU; 2023. 72 p. (In Rus.).
  10. On amendments to the Urban Planning Code of the Russian Federation and certain Legislative Acts of the Russian Federation. Federal Law of 28.11.2011 No. 337-FZ (as amended on 29.12.2014), Collected Legislation of the Russian Federation 2011.12.05, No. 49 (Part 1), Art. 7015. (In Rus.).
  11. Urban Planning Code of the Russian Federation. Federal Law of the Russian Federation of 29.12.2004 No. 190-FZ. Collected Legislation of the Russian Federation 01.03.2005, No. 1 (Part 1), Art. 16. (In Rus.).
  12. SP 319.1325800.2017. A set of rules. Buildings and premises of medical organizations. Operating rules. Order of the Ministry of Construction of Russia dated 18.12.2017 No. 1682/pr. Available from: https://base.garant.ru/71882766/ (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  13. Boenko EA, Repin LA. The design assignment is the basis of a high–quality project for the construction or overhaul of healthcare facilities. Simferopol': Izdatel'skiy dom KFU; 2023. 72 p. (In Rus.).
  14. Knyazyuk NF. Risk management in a medical organization according to a new professional standard. Moscow: Aktion – MTsFER; 2018. 45 p. Available from: https://vip.1glv.ru (for registered users). (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  15. Bekishev VA What a healthcare manager needs to know about risk management. Glavnyy vrach 2017;(4):8-12. Available from: https://rucont.ru/efd/596086. (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  16. Lebedev SN. Risk management in the healthcare management system. Glavnyy vrach 2012;(6). Available from: https://upravlenie-zdravookhraneniem.rf/publ/upravlenie_medicinskoj_organizaciej/menedzhment_riska_v_sisteme_upravlenija_zdravookhraneniem/12-1-0-157. (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  17. On the results of the implementation of the national Healthcare project in 2021 and the federal projects included in it [electronic resource]. Available from: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/060/073/original/Buklet_itogi_2021_goda.pdf?1655456575. (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  18. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the results of an external audit of the execution of Federal Law No. 390-FZ dated 06.12.2021 "On the Federal Budget for 2022 and for the Planning period of 2023 and 2024" and budget reports on the execution of the federal budget for 2022 (including verification of the execution of the federal targeted investment program)" in the Ministry of Construction and Housing-utilities of the Russian Federation (approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation on 04.19.2022). Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/c2a/3e9ixnmq74nnqizatlykdt4r5ofvy77q.pdf (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  19. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the results of an external audit of the execution of the Federal Law "On the Federal Budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024" and budget reports on the execution of the federal budget for 2022" in the public law company "Single Customer in the field of construction" (approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation on 04.19.2023). Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/a24/nmez9wa80oovbxqo6j92u21ult6t6gk2.pdf (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  20. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the results of the audit of the execution of Federal Law No. 390-FZ dated 06.12.2021 "On the Federal Budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024" and budget reports on the execution of the federal budget for 2022 in the Ministry of Health of the Russian Federation (approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation on 28.04.2023). Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/eb6/pjrj51g6ae9f6ikx0hn200jozb9qo48b.pdf (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  21. Report on the results of the expert-analytical event "Assessment of the efficiency of spending federal budget funds in 2018-2019 aimed at developing the material and technical base of child polyclinics and child polyclinic departments of medical organizations providing primary health care" (approved by the Board of the Accounting Chamber of the Russian Federation on 11.02.2020). Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/5ba/5ba6e645f62bcc644f941f962ed930d2.pdf (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  22. Report on the results of the control event "Checking the legality and efficiency of the use of budget funds allocated for the implementation of the program "Modernization of health care in Sevastopol for 2014-2015" (approved by the Board of the Control and Accounting Chamber of Sevastopol dated 08.06.2017 No. 23). Available from: https://sevzakon.ru/assets/files/otchety/podkontr_org/otchet_ksp_n739_ot_13_06_2017.pdf (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  23. Holmes E. Risk management [Transl. from Eng]. Moscow: Eksmo; 2007. 304 p. (In Rus.).
  24. Martsynkovskiy D.A., Vladimirtsev A.V., Martsynkovskiy O.A. Risk Management Guide. St.Petersburg: Beresta; 2007. 288 р. (In Rus.).
  25. Nikanorov P.A. Risk management in quality management: textbook. St.Petersburg: Izd-vo Universiteta pri MPA EvrAzES; 2019. 188 р. (In Rus.).
  26. Kamyshev A.I. Principles and concept of implementing a risk management system. Metody menedzhmenta kachestva 2017;(7):24-31. (In Rus.).
  27. Risk management. Terms and definitions: National standard of the Russian Federation GOST R 51897-2021 (ISO Guide 73:2009). 2021 Nov 11. Available from: https://base.garant.ru/403510772/. (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  28. Risk management. Principles and guidelines: National standard of the Russian Federation GOST R ISO 31000-2019. 2019 Dес 10. Available from: https://base.garant.ru/73747582/ (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  29. Risk management. Risk assessment technologies: National standard of the Russian Federation GOST R 58771-2019. 2019 Dес 17. Available from: https://base.garant.ru/73747568/. (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  30. Risk management. Risk register. Principles of development: National standard of the Russian Federation GOST R 51901.22-2012. 2012 Nov 29. Available from: https://base.garant.ru/71407498/ (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  31. Polkovnikov AV, Dubovik MF. Project management. Full MBA course. Moscow: Olimp-Biznes; 2021. 552 р. (In Rus.).
  32. Yakovleva OI. Yakovleva OI. Methodology for assessing the level of innovative development of healthcare in a country (region). Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva 2013;1(27):302-309. (In Rus.).
  33. Rozhkova EV. Problems of innovation-oriented development of the healthcare sector. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2014; 36 (2):5. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/552/30/lang,ru/ (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  34. Korablev VN. Implementation of innovation management technologies to increase the health care efficiency in regions. Khabarovsk: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2009. Available from: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=135/ (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  35. Volgin AR, Denisov SL, Mosyagin VD. Guidelines for organizing the work of a district military clinical hospital (naval clinical hospital of the fleet). Part I. Moscow: GVMU MO RF. 2007. Available from: https://pandia.ru/text/77/172/5661.php?ysclid=lrb6pjnh39175421587. (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  36. Shipunov DA, Shkarin VV, Bagmetov NP. Modern management methods in the modernization of medical organizations. Volgogradskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal 2018; (4):3-6. (In Rus.).
  37. Egorov SA. Rules for the operation of buildings and premises of medical organizations. Glavnyy vrach 2019; (4):5-19. Available from: https://upravlenie-zdravookhraneniem.rf/publ/upravlenie_medicinskoj_ organizaciej/pravila_ehkspluatacii_zdanij_i_pomeshhenij_medicinskikh_organizacij/12-1-0-1115 (Date accessed: May 02, 2024). (In Rus.).
  38. Kanj A., Gao Yu., Soubani A.O What are the risks to inpatients during hospital construction or renovation? Cleveland Clinic Journal of Medicine 2019 October; 86(10):650-652. Available from: https://www.ccjm.org/content/86/10/650. (Date accessed: May 02, 2024). DOI: 10.3949/ccjm.86a.19008.
  39. Shubtsova LV, Utkina KM, Baev AA. Problems of healthcare development in the Russian Federation in times of crisis. Ekonomika i predprinimatel'stvo 2016;11(3):229–233. (In Rus.).
  40. Evdakov VA, Mel'nikov YY, Smyshlyaev AV. Technical condition of buildings of ambulant medical organizations (divisions) in the Russian Federation. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. Аkademika I.P. Pavlova 2021; 29(4):457-464. DOI: 10.17816/PAVLOV J83392. (In Rus.).

Дата поступления: 06.05.2024


Просмотров: 371

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 03.09.2024 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search