ВОЗ. Информационный бюллетень. Июнь 2024 |
07.08.2024 г. | ||||||
Июнь 2024 г. Тема номера: Всемирный день здоровья мигрантов 2024 Солидарность в действии: развитие систем здравоохранения, учитывающих потребности мигрантов и беженцев 1 20 июня 2024 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вместе с УВКБ ООН, Агентством ООН по делам беженцев и мигрантов отмечает Всемирный день здоровья мигрантов и беженцев 2024 г. В соответствии с темой этого года «Солидарность с мигрантами и беженцами» ВОЗ подчеркивает важность построения системы здравоохранения, учитывающей потребности и обеспечивающей справедливый уход за мигрантами и беженцами во всем мире. ВОЗ защищает права беженцев и мигрантов на здоровье и стремится создать мир, в котором каждый человек, независимо от миграционного статуса, имеет всеобщий доступ к качественной медицинской помощи2. По оценкам УВКБ ООН, к середине 2023 г. более 110 миллионов человек во всем мире были принудительно перемещены в другие страны, из них 40% — дети. 75% этих перемещенных лиц проживают в странах с низким и средним уровнем дохода. Беженцы и мигранты являются не просто получателями помощи, но и активными участниками систем здравоохранения во всем мире, выступая в качестве квалифицированных медицинских работников, культурных посредников и защитников равного доступа. Данные Всемирного доклада ВОЗ о здоровье беженцев и мигрантов подчеркивают их важную роль, что повышает качество медицинского обслуживания и культурную компетентность этой категории. Всемирная организация здравоохранения признает проблемы, с которыми сталкиваются беженцы и мигранты, и острую необходимость глобальной солидарности. Несмотря на то, что миллионы людей, находящиеся в уязвимом положении, по своей сути не являются менее здоровыми, их здоровье ухудшается из-за некачественных условий жизни и труда. Придание приоритета их праву на своевременную, доступную, недорогую, приемлемую и достойную медицинскую помощь имеет решающее значение для достижения здоровья для всех. Примеры вклада ВОЗ в укрепление здоровья беженцев и мигрантов В соответствии с Глобальным планом действий по укреплению здоровья беженцев и мигрантов на 2019–2030 гг.3 ВОЗ сотрудничает с государствами-членами, региональными офисами и партнерами в отстаивании прав беженцев и мигрантов и справедливости в отношении их здоровья. Возглавляя глобальные информационно-пропагандистские усилия, устанавливая стандарты, собирая фактические данные и укрепляя партнерские отношения, ВОЗ продвигает основанные на фактических данных подходы к удовлетворению медицинских потребностей беженцев и мигрантов, способствуя глобальной справедливости и выполнению прав в отношении здоровья.
Путь вперед: коллективный подход к удовлетворению медицинских потребностей беженцев и мигрантов Удовлетворение медицинских потребностей мигрантов и беженцев требует коллективной трансграничной приверженности солидарности и комплексному подходу. Это включает в себя воздействие на детерминанты здоровья при одновременном изменении и укреплении существующих систем здравоохранения для предоставления комплексных интегрированных медицинских услуг мигрантам и беженцам. Признавая, что здоровье мигрантов и беженцев имеет жизненно важное значение для глобального благосостояния, репрезентативные данные и высококачественные исследования имеют решающее значение для мониторинга прогресса в достижении Целей в области устойчивого развития (ЦУР) и разработки политики, основанной на фактических данных. Переход от политики к практике требует разработки и реализации планов общественного здравоохранения, которые учитывают потребности беженцев и мигрантов в области здравоохранения и вовлекают заинтересованные сообщества в процесс принятия решений. Глобальное сотрудничество, основанное на принципах отсутствия дискриминации и обеспечения справедливости, имеет важное значение. Расширение международного сотрудничества и содействие социальной интеграции являются обязательствами для создания более здорового и справедливого мира для всех. Рабатская декларация, направленная на укрепление здоровья беженцев и мигрантов4 Министры и представители правительств приняли Рабатскую декларацию – программное политическое заявление, направленное на повышение приверженности мирового сообщества делу укрепления здоровья беженцев и мигрантов. Рабатская декларация была утверждена в ходе совещания высокого уровня Третьей глобальной консультации по вопросам здоровья мигрантов и беженцев, которая состоялась 13–15 июня 2023 г. В работе мероприятия, принимающей стороной которого выступило Королевство Марокко в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), учреждением ООН по вопросам миграции (МОМ), а также учреждением ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), приняли участие представители правительств 50 государств–членов Организации Объединенных Наций и ее наблюдателей, а также представители гуманитарных организаций, гражданского общества, общин беженцев и мигрантов и учреждений ООН. Встреча была призвана способствовать охвату беженцев и мигрантов услугами национальных систем здравоохранения в рамках глобального движения за всеобщий охват услугами здравоохранения и работе по созданию надежного и устойчивого потенциала предупреждения чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, обеспечения готовности и реагирования на них. Каждый восьмой человек в мире является мигрантом или был вынужден сменить место жительство в силу таких обстоятельств, как вооруженные конфликты, преследования, ухудшение состояния окружающей среды, небезопасная обстановка или отсутствие возможностей нормальной жизни. Проанализировав прогресс, достигнутый в области охраны здоровья беженцев и мигрантов, и приняв во внимание уроки, извлеченные в ходе пандемии COVID-19, страны, поддержавшие Рабатскую декларацию, обязались:
В Декларации также вновь подтверждается право каждого человека, включая беженцев и мигрантов, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. В Декларации подчеркивается, что для достижения поставленных целей необходимо, в частности, обеспечить признание профессиональных квалификаций работников здравоохранения из числа беженцев и мигрантов, совершенствовать каналы распространения информации и сообщений для противодействия ложным представлениям и дезинформации, обеспечивать безопасные условия труда беженцев и мигрантов, а также развивать всеобъемлющие системы сбора и обработки соответствующих данных и качественные научные исследования глобального масштаба. Поддержавшие декларацию страны обязались учитывать интересы беженцев и мигрантов, а также принимающих их сообществ в рамках политики и планов по предотвращению пандемий и других чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, обеспечению готовности, реагирования и восстановления, укрепляя при этом международное и трансграничное сотрудничество. Заинтересованные стороны заявили также о намерении развивать комплексные механизмы финансирования в целях сокращения нагрузки на бюджет национальных систем и конструктивного вовлечения беженцев и мигрантов в диалог по вопросам политики здравоохранения для определения и разработки надлежащих практических мер в соответствии с медико-санитарными потребностями этих групп населения. Полный текст Отчета о Третьей глобальной консультации по вопросам здоровья мигрантов и беженцев, 13–15 июня 2023 г. на английском языке, где представлена Рабатская декларация, на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/376824/9789240088962-eng.pdf Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/news-room/events/detail/2024/06/20/default-calendar/world-refugee-day-2024 Публикации Всемирной организации здравоохранения:
Согласно первому Всемирному докладу ВОЗ о здоровье беженцев и мигрантов, миллионы беженцев и мигрантов во всем мире, которые относятся к уязвимым группам населения, могут иметь более низкие показатели здоровья, чем местное население принимающих стран, особенно если условия жизни и труда не соответствуют нормам. Это имеет отрицательные последствия в том плане, что страны мира не смогут достичь связанных с охраной здоровья Целей в области устойчивого развития (ЦУР) для этих групп населения.
Краткий обзор на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/360466/9789240054868-rus.pdf Полный текст доклада на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/handle/10665/360404
Настоящий Региональный план действий в отношении здоровья беженцев и мигрантов в Европейском регионе ВОЗ на 2023–2030 гг. призван помочь странам сделать принцип «здоровье для всех» реальностью для каждого человека, в том числе для беженцев и мигрантов. Цель плана действий заключается в том, чтобы сформулировать для Региона общее перспективное видение в сфере здоровья и миграции, изложить стратегические действия, необходимые для реализации потенциала миграции в контексте развития возможностей и повышения жизнестойкости населения и построения экономики благополучия. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/375878/WHO-EURO-2024-8966-48738-72726-rus.pdf
Во всем мире ощущается глобальная нехватка высококачественных и политически значимых исследований в области здравоохранения, миграции и перемещения населения. Также отсутствует ясность в отношении того, какие проблемы в знаниях следует устранить, чтобы ускорить прогресс в достижении наиболее неотложных глобальных целей общественного здравоохранения, таких как Цели в области устойчивого развития и Цели ВОЗ «Три миллиарда». Чтобы устранить эти глобальные пробелы в фактических данных, Департамент здравоохранения и миграции ВОЗ провел консультации по определению программы исследований для достижения консенсуса с более чем 180 заинтересованными сторонами во всех регионах, кульминацией которого стала глобальная программа исследований.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/373659/9789240082397-eng.pdf
Этот доклад был основан на информации из разных стран мира о перспективных методах и опыте укрепления здоровья беженцев и мигрантов, сформулированных и/или реализованных с мая 2019 года. Цель состояла в том, чтобы продемонстрировать, как разные страны (с разными системами здравоохранения и разными проблемами) внедрили методы укрепления здоровья беженцев и мигрантов. В примерах конкретных стран исследуется сотрудничество между различными организациями и заинтересованными сторонами, модели управления для улучшения здоровья беженцев и мигрантов и уроки, извлеченные в ходе внедрения практических мер. Страновой и местный опыт использовался для поддержки предоставления общих политических решений по улучшению здоровья и благополучия для всех, включая беженцев, мигрантов и принимающее население. Этот доклад содержит первоначальный набор из 49 тематических исследований, которые послужат основой для облегчения обмена информацией и изучения вопросов здоровья беженцев и мигрантов в разных странах. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/366326/9789240067110-eng.pdf
Международная миграция и мобильность работников здравоохранения за последние десятилетия увеличились в объеме и сложности. Если не принять адекватных мер, миграция работников здравоохранения из стран с низким и средним уровнем дохода может усугубить дефицит и ослабить системы здравоохранения в этих странах, увеличивая неравенство. Это, в свою очередь, может поставить под угрозу международную безопасность в области здравоохранения и иметь серьезные последствия для экономики и общества во всем мире. Среди различных путей перемещения работников здравоохранения межправительственные соглашения обладают важным потенциалом для обеспечения того, чтобы медицинские работники и системы здравоохранения участвующих стран получали выгоду от миграции и мобильности работников здравоохранения.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/376280/9789240073050-eng.pdf
Этот обзор был разработан, чтобы помочь странам в наращивании потенциала для удовлетворения медицинских потребностей беженцев и мигрантов, способствуя тем самым всеобщему охвату услугами здравоохранения. Опыт пандемии COVID-19 показал последствия уязвимости с более высокими показателями заражения и смертности среди бедных и обездоленных, включая беженцев и мигрантов, которые также сильно пострадали от экономических ограничений. Мир должен сейчас работать над обеспечением справедливости в отношении вакцин, включая беженцев и мигрантов, чтобы поставить пандемию под глобальный контроль. Системы здравоохранения должны быть в состоянии справедливо реагировать на потребности всех слоев населения.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/346682/9789240030640-eng.pdf
У беженцев и мигрантов, как и у других людей, есть основное право человека на наивысший достижимый уровень здоровья. Тем не менее, у них также могут быть особые потребности в области здравоохранения и уязвимости, в том числе последствия опасного миграционного путешествия, и им требуется эффективная помощь, учитывающая их культурные особенности и потребности в физическом и психическом здоровье. Но на практике эти потребности слишком часто не удовлетворяются. Многие выходцы из стран и сообществ, затронутых войной, конфликтами и экономическим кризисом, ведут тяжелую и незащищенную жизнь на задворках тех стран, в которые они прибыли, сталкиваясь с дискриминацией, нищетой и плохим жильем, образованием и работой. Беженцы и мигранты могут сталкиваться с изоляцией, стигматизацией и дискриминацией, а также с серьезными проблемами при получении медицинской помощи, включая языковые и культурные различия и ограниченный доступ к медицинским услугам. Все страны нуждаются в надежных и устойчивых медицинских услугах хорошего качества, способных удовлетворить потребности всего населения, включая тех, кто может быть уязвимым, например беженцев и мигрантов. Национальная политика в области здравоохранения и соответствующие законодательные и финансовые структуры должны способствовать реализации права мигрантов на здоровье, рассматривая здоровье как объединяющую силу в обществе. Укрепление потенциала и охвата услугами здравоохранения является глобальным приоритетом, особенно в свете пандемии COVID-19. Системы здравоохранения принимающих стран должны учитывать то, что мигранты не всегда владеют языком той страны, где они остановились, и реагировать на их проблемы со здоровьем на протяжении всей жизни, включая неинфекционные и инфекционные заболевания, а также травмы. Женщины и девочки подвергаются риску сексуального и других форм гендерного насилия, жестокого обращения и торговли людьми. Они должны иметь доступ к услугам и правам в области сексуального и репродуктивного здоровья. Дети без родителей особенно уязвимы и нуждаются в особом внимании. Этот обзор литературы основан на рецензируемых исследованиях для выявления основных данных об общих потребностях беженцев и мигрантов в области здравоохранения и ответных мерах, имеющих отношение к их здоровью, в различных контекстах и клинических условиях. В отчете конкретно рассматриваются препятствия и проблемы, которые могут помешать беженцам и мигрантам получить доступ к медицинской помощи, и он предназначен для поддержки стран в наращивании потенциала и устойчивости систем здравоохранения для предоставления качественных медицинских услуг, ориентированных на нужды людей, для всех, в том числе для беженцев и мигрантов. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/346743/9789240033108-eng.pdf
Данные о здоровье мигрантов – это информация о состоянии здоровья и социальных детерминантах здоровья этой группы населения. В большинстве государств-членов Европейского региона ВОЗ потребность в усовершенствовании информационных систем здравоохранения (ИСЗ), а также четком определении методов и возможностей для сбора данных о здоровье мигрантов различных групп на национальном уровне остается достаточно острой. Первое препятствие для ее удовлетворения – отсутствие во многих государствах-членах систем планового сбора таких данных, а также тенденция при сборе этих данных отдавать приоритет инфекционным заболеваниям. Кроме того, некоторые национальные ИСЗ имеют фрагментированный характер и собирают данные по разным переменным и показателям, сравнить которые зачастую невозможно. Это ограничивает возможности по обмену данными и обеспечению быстрого доступа для правительственных учреждений. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/338805/WHO-EURO-2021-1864-41615-56852-rus.pdf
Этот документ отражает тенденции в изменении здоровья населения и миграционной политики и практики, а также содержит обзор сложной взаимосвязи здоровья населения и миграционной политики на фоне пандемии COVID-19, целью которого является информирование руководителей о том, как потребности беженцев и мигрантов удовлетворялись в связи с пандемией. Доклад призван содействовать международному диалогу и обмену знаниями о медицинских потребностях беженцев и мигрантов и об удовлетворении этих потребностей.
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/341843/9789240028906-eng.pdf
Европейское региональное бюро ВОЗ разработало несколько планов действий по предоставлению эффективных услуг для беженцев и мигрантов в связи с туберкулезом (ТБ), вирусными гепатитами и ВИЧ-инфекцией в Европейском регионе ВОЗ. В данном докладе рассматриваются имеющиеся фактические данные о существующих национальных мерах политики и рекомендациях по предоставлению эффективных услуг беженцам и мигрантам в государствах-членах Европейского региона ВОЗ. Обзор выявил крайнюю неоднородность в наличии соответствующих национальных руководств и рекомендаций, а также в уровне реализации положений этих документов в странах Региона. В 53 государствах-членах Региона было выявлено лишь 15 первичных документов по вопросам политики/руководств, касающихся мигрантов и проблем вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции или ТБ. Для успешного продвижения в государствах-членах мер политики, в поддержку которых выступают ВОЗ и Европейский центр профилактики и контроля заболеваний, необходимо обеспечить понимание существующих на макроуровне барьеров на пути к реализации этих мер. Кроме того, при разработке национальных программ необходимо учитывать барьеры на микро- (индивидуальном) и мезо- (сообщества) уровнях, затрудняющие использование таких услуг мигрантами и применение предписанных подходов практикующими врачами. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/353324/9789289057943-rus.pdf
Сегодня беженцы и мигранты являются центральной темой интенсивных политических дебатов во всем мире. С точки зрения общественного здравоохранения перемещение населения, включая вынужденную миграцию, представляет собой сложное явление, занимающее одно из приоритетных мест в политической и стратегической повестке дня большинства государств-членов ВОЗ. Дипломатия в области здравоохранения и здоровье беженцев и мигрантов неразрывно связаны между собой. Перемещение людей актуально для всех стран и ведет к возникновению серьезных проблем как в контексте устойчивого развития, так и с точки зрения прав человека, обеспечения равенства и достижения результатов в рамках Целей в области устойчивого развития. Настоящий сборник является вкладом в выполнение обязательств Европейского регионального бюро ВОЗ по принятию мер в интересах здоровья беженцев и мигрантов. В нем демонстрируются примеры передовой практики, с помощью которых правительства, негосударственные субъекты и международные и неправительственные организации стремятся решить сложные проблемы миграции путем укрепления способности системы здравоохранения реагировать на проблемы здоровья беженцев и мигрантов, а также путем координации и разработки внешнеполитических решений в целях улучшения здоровья на глобальном, региональном, страновом и местном уровне. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/331491/9789289056625-rus.pdf Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/news-room/events/detail/2024/06/20/default-calendar/world-refugee-day-2024 Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 См. также Информационный бюллетень – Здоровье мигрантов _декабрь 2018 г.: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/165.html 2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/news-room/events/detail/2024/06/20/default-calendar/world-refugee-day-2024 3 Документ 72 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения A72/25 Rev.1 от 23 мая 2019 г. «Содействие укреплению здоровья беженцев и мигрантов Проект глобального плана действий на 2019-2023 гг. Доклад Генерального директора»: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/328693/A72_25Rev1-ru.pdf Резолюция 72 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA72(14) «Содействие укреплению здоровья беженцев и мигрантов» (стр. 64): https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA72-REC1/A72_REC1-ru.pdf#page=27 4 Использован Информационный бюллетень ВОЗ: Просмотров: 823
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 14.08.2024 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|