КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕРМИНАНТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ |
19.09.2024 г. | |||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-4-10
1Васильева Т.П., 1,2Ларионов А.В., 1,2Русских С.В., 1,2Тарасенко Е.А., 1Васильев М.Д. Резюме Актуальность. Общественное здоровье определяется как медико-социальный ресурс, обеспечивающий национальную безопасность и потенциал социально-экономического развития страны. Возможности государственного управления общественным здоровьем как медико-социальным ресурсом ограничены отсутствием методологии оценки детерминант, влияющих на его состояние. Представленное исследование раскрывает концептуальные основы определения детерминант общественного здоровья с позиций риск-ориентированного подхода к его сбережению в целом, а также составляющих его трудового, военного, репродуктивного, резервного ресурсов. Развитие концепции управления общественным здоровьем выступает теоретическим обоснованием мер государственной политики по разработке стратегий противодействия рискам снижения качества общественного здоровья для его сбережения. Цель. Разработка концептуальных основ определения детерминант общественного здоровья. Материалы и методы. При разработке концептуальных основ применяются положения следующих стандартов: стандарт ГОСТ Р ИСО 31000-2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», стандарт Всемирной организации здравоохранения «The Urban Health Index», стандарт ГОСТ Р ИСО/ТС 21667-2009 «Информатизация здоровья. Концептуальная модель показателей состояния здоровья», а также Глоссарий терминов по укреплению здоровья на 2021 год Всемирной организации здравоохранения. Настоящее исследование раскрывает порядок идентификации факторов риска, дифференциации их по видам детерминант и противодействия рискам развития причин потерь общественного здоровья под влиянием этих детерминант. Идентификация факторов может осуществляться посредством применения экспертных оценок, а также подтверждения статистической значимости факторов. Результаты. Возможности государственного управления общественным здоровьем ограничены отсутствием комплексной методологии измерения детерминант, его определяющих. Авторы оценивают комплекс детерминант общественного здоровья, включая социальную, биологическую, поведенческую, медицинскую и экологическую детерминанты. В статье разработана четырехэтапная модель определения факторов, способствующих укреплению общественного здоровья, и факторов риска потерь общественного здоровья. Набор уникальных факторов предлагается определять применительно к каждой детерминанте общественного здоровья. Заключение. Разработанные концептуальные основы определения детерминант общественного здоровья ориентированы на то, что детерминанты общественного здоровья должны быть соотнесены с компонентами общественного здоровья как медико-социального ресурса, обеспечивающего достижение стратегически важных целей национальной безопасности: обороноспособности, жизнеспособности, воспроизводства и сохранения общества. Необходимо учитывать существование территориальных различий в наборе факторов риска развития причин потерь общественного здоровья, а также изменение их значимости в зависимости от состояния детерминант, периода жизни общества, в том числе периода до-, кризисного и устойчивого развития. Область применения результатов. Детерминанты общественного здоровья нужно рассматривать как методологическую основу разработки стратегий по улучшению общественного здоровья в интересах национальную безопасность. Составление перечня факторов риска общественного здоровья и перечня факторов, способствующих его приросту, играет существенную роль для повышения результативности инструментов стратегического планирования состояния этого ресурса. Ключевые слова: детерминанты общественного здоровья; социальная детерминанта общественного здоровья; медицинская детерминанта общественного здоровья; качество общественного здоровья; медико-социальный ресурс; факторы риска общественного здоровья
Контактная информация: Русских Сергей Валерьевич, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR identifying DETERMINANTS OF PUBLIC HEALTH Abstract Significance. Public health is defined as a medical and social resource that ensures national security and potential for socio-economic development of the country. The possibilities of state management of public health as a medical and social resource are limited by the lack of methodology for assessing determinants that affect it. The presented study outlines the conceptual framework for defining determinants of public health from the standpoint of the risk-based approach to its protection, as well as its components of labor, military, reproductive, and reserve resources. Developing a concept of public health management serves as a theoretical justification of public policy measures to develop strategies to control the risks of reducing the quality of public health. The purpose of the study is to develop a conceptual framework for defining determinants of public health. Material and methods. When developing the conceptual framework, the provisions of the following standards have been used: GOST R ISO 31000-2019 standard “Risk management. principles and guidelines”, WHO standard “The urban health index”, GOST R ISO/TS 21667-2009 standard “Health informatics. A conceptual model of health indicators”, as well as “Glossary of health promotion terms”, 2021 by the World Health Organization. The study presents the procedure for identifying risk factors, differentiating them by types of determinants and controlling the risks for the loss of public health under the influence of these determinants. Factors can be identified based on expert assessments, as well as confirmed statistical significance of the factors. Results. The possibilities of public health management are limited by the lack of a comprehensive methodology for measuring determinants of public health. The authors evaluate a set of determinants of public health, including social, biological, behavioral, medical, and environmental determinants. The article has developed a four-stage model for identifying factors that contribute to public health strengthening and risk factors for the loss of public health. A set of unique factors should be identified for each determinant of public health. Conclusion. The developed conceptual framework for defining determinants of public health is focused on the fact that the determinants of public health should be correlated with the components of public health as a medical and social resource that ensures attainment of the strategically important national security goals: national defense capability, viability, reproduction, and protection of society. It is necessary to consider territorial differences in the set of risk factors associated with the causes of loss of public health, as well as changes in their significance depending on the state of determinants, the period of society's life, including the period of pre-crisis, crisis and sustainable development. Scope of application. The determinants of public health should be considered as a methodological basis for the development of strategies to improve public health in the interests of the national security. Developing a list of public health risk factors and a list of factors contributing to its growth plays an essential role in improving effectiveness of strategic planning tools for this resource. Keywords: determinants of public health; social determinant of public health; medical determinant of public health; quality of public health; medical and social resource; public health risk factors
Corresponding author: Sergey V. Russkikh, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Представленное исследование раскрывает концептуальные основы определения детерминант общественного здоровья. В проведенных ранее исследованиях нами дано научное обоснование и предложено рассмотрение общественного здоровья как стратегически важного медико-социального ресурса, обеспечивающего достижение стратегических приоритетных целей национальной безопасности страны [1], обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Поэтому поиск детерминант развития причин потерь этого ресурса является стратегически важным направлением исследований [2]. Проблемность ситуации заключается в том, что до сих пор общепринятое на мировом и отечественном уровнях определение детерминант общественного здоровья отсутствует. Экспертами ВОЗ предложено только определение детерминанты здоровья [3]. В то же время для принятия адекватных управляющих решений в отношении противодействия потерям общественного здоровья как медико-социального ресурса необходимо понимание сутевой основы, знание структуры и состояния детерминант развития причин потерь этого ресурса. Детерминанты общественного здоровья могут быть определены посредством систематизации результатов академических исследований. Однако на практике, для составления актуального перечня детерминант общественного здоровья, представляется целесообразным установить доказанные эмпирически связи между детерминантами, факторами, их составляющими, и достигнутым уровнем общественного здоровья [4]. Определение составляющих детерминанты общественного здоровья компонентов позволит эффективнее расходовать ресурсы, доступные для сохранения общественное здоровья России. Выделение детерминант и включенных в них факторов необходимо для своевременной оценки ожидаемой тяжести последствия от реализации рисков потерь общественного здоровья и применения инструментов воздействия. Выделение детерминант общественного здоровья также значимо с позиции распределения полномочий и функций между органами власти [5]. Для этого с учетом специфики распределения полномочий и компетенций органов власти необходимо разработать единые концептуальные подходы к определению детерминант общественного здоровья, их оценке, что явилось целью настоящего исследования. Материалы и методы При разработке концептуальных основ определения детерминант общественного здоровья применяются положения следующих стандартов: стандарт ГОСТ Р ИСО 31000-2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», стандарт Всемирной организации здравоохранения «The Urban Health Index», стандарт ГОСТ Р ИСО/ТС 21667-2009 «Информатизация здоровья. Концептуальная модель показателей состояния здоровья», а также Глоссарий терминов по укреплению здоровья на 2021 год Всемирной организации здравоохранения. Настоящее исследование базируется на разработке порядка идентификации факторов риска развития нежелательных событий по отношению к общественному здоровью. Методика идентификации факторов предполагает применение методов экспертных оценок с подтверждением статистической значимости. Набор факторов определяется применительно к каждой детерминанте общественного здоровья. Сформированное рабочее понятие детерминанты общественного здоровья представлено как совокупность факторов, противодействующих или способствующих развитию причин потерь это ресурса. Результаты Общественное здоровье выступает медико-социальным ресурсом общества [1]. Величина общественного здоровья определяет потенциал общества в части его развития, противодействия возникающим вызовам. На данный медико-социальный ресурс оказывают воздействие различные факторы, действие которых осуществляется через реализацию риска развития медицинских и социальных причин его потерь. Если фактор оказывает отрицательное воздействие, то его целесообразно рассматривать в качестве фактора риска общественного здоровья, если фактор оказывает положительное воздействие, то его целесообразно рассматривать как фактор укрепления общественного здоровья. Факторы риска должны выступать предметом управления со стороны органов власти для соблюдения интересов национальной безопасности. Негативное воздействие факторов риска выражается в развития причин потерь общественного здоровья как медико-социального ресурса, снижающего возможности человека исполнять функции, закрепленные за ресурсом, в который он включен. Снижение, к примеру возможности выполнения репродуктивной функции из-за возникших медицинских или социальных причин окажет негативное воздействие на рождаемость, что, в свою очередь, сократит репродуктивный ресурс – ключевой компоненты общественного здоровья [4]. Стимулирование положительно влияющих социально-экономических факторов может позволить стимулировать рост общественного здоровья. Для выстраивания системной работы в части управления общественным здоровьем выявленные факторы необходимо классифицировать по принадлежности к детерминантам общественного здоровья, а именно: социальной, экологической, биологической, поведенческой, медицинской. Набор факторов, как негативных, так и позитивных, может изменяться при различных условиях, в то время как набор видов детерминант общественного здоровья должен быть неизменным во времени. Последнее актуально с позиции распределения полномочий в части управления общественным здоровьем между профильными органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Определение детерминант общественного здоровья (ОЗ) предполагает выполнение четырех этапов: Этап 1. Определение размера общественного здоровья; Этап 2. Определение детерминант общественного здоровья; Этап 3. Определение перечня факторов, входящих в состав детерминант общественного здоровья; Этап 4. Актуализация перечня факторов, входящих в состав той или иной детерминанты общественного здоровья (рисунок 1).
Источник: построен авторами исследования В отношении дифференциации детерминант общественного здоровья по видам авторы считают возможным, опираясь на предложения экспертов ВОЗ [7] выделить следующие виды детерминант общественного здоровья: биологическая, социальная, экологическая, поведенческая, медицинская. ВОЗ характеризовала социальную детерминанту здоровья как «немедицинские факторы, влияющие на состояние здоровья», «обстоятельства, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют» и «фундаментальные факторы этих условий» [8]. Медицинская детерминанта общественного здоровья учитывает состояние, ресурсное обеспечение и процессы управления здравоохранением, которые, в конечном счете, оказывают воздействие на возникновение медицинских факторов риска общественного здоровья. Составляющие медицинской детерминанты – это медицинские факторы влияющие на развитие причин потерь общественного здоровья и каждого составляющего его ресурса, связанные с состоянием ресурсной обеспеченности отрасли, в том числе с кадровым обеспечением, уровнем профессионального потенциала, наличием и качеством институтов профессионального развития для повышения кадрового потенциала отрасли, с соответствием процессов оказания медицинской помощи нормативно-правовому регламентированию и т.д. Поведенческая детерминанта общественного здоровья включают в себя распространенные в обществе культурные практики и убеждения, влияющие на привычки и поведение населения. Экологическая детерминанта общественного здоровья включает в себя факторы внешней окружающей среды, которые могут влиять на здоровье человека, включая физические, химические и биологические факторы [9]. Необходимо учитывать, что значимость факторов риска развития нежелательных событий, ведущих к потерям общественного здоровья, может изменяться во времени, что определяет потребность в регулярном пересмотре актуальности факторов общественного здоровья, а соответственно и интегральной оценки значимости детерминант общественного здоровья (таблица 1). При идентификации факторов необходимо учитывать не только их потенциальное влияние на общественное здоровье, но и результативность инструментов государственного управления в части потенциального воздействия на них. Последнее будет способствовать соблюдению требований эффективности применения инструментов воздействия. Таблица 1 Апробация подхода к определению детерминант общественного здоровья
Источник: составлена авторами исследования Этап 1. Определение размера общественного здоровья. Определение размера общественного здоровья возможно посредством индекса общественного здоровья [4]. Этот индекс рассчитывается для общественного здоровья как медико-социального ресурса в целом, так и отдельных его компонентов. Определение размера общественного здоровья необходимо для выявления факторов, влияние которых на состояние общественного здоровья статистически доказано, а также для дифференциации факторов по направленности действия и силе. Компоненты индекса общественного здоровья, в частности, могут учитывать состояние социального резерва общества. Проведение оценки человеческого запаса у лиц, находящихся в позднем трудоспособном и раннем постпенсионном периодах, значимо для оценки возможности восполнения трудового ресурса в условиях старения населения. При этом необходимо учитывать, что набор факторов может различаться в зависимости от периодичности оценки их влияния на общественное здоровье. Пример. Измерение размера общественного здоровья как медико-социального ресурса возможно посредством индекса общественного здоровья. Полученное стандартизованное значение этого показателя отражает величину медико-социального ресурса общества и позволяет анализировать динамику его изменения. Расчет индекса общественного здоровья необходим с акцентом на получение длинных временных рядов. Методика расчета индекса общественного здоровья для Российской Федерации была разработана и апробирована ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» [15]. Этап 2. Определение детерминант общественного здоровья. С учетом рекомендаций ВОЗ возможно выделить следующие детерминанты общественного здоровья: поведенческую, социальную, медицинскую и экологическую детерминанты. Набор детерминант может быть скорректирован с учетом национальных особенностей страны. Для всестороннего учета состояния детерминант возможно также разработка индексов детерминант общественного здоровья. Указанные индексы позволят комплексно оценить набор факторов, относящихся к определенной детерминанте. Результативность системы здравоохранения напрямую влияет на достигнутый уровень общественного здоровья посредством укрепления здоровья [16]. Результативность системы здравоохранения зависит от состояния внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяют состояние среды, в которой функционирует система здравоохранения: периода устойчивого развития и кризиса [17]. Примерами кризисного периода является пандемия COVID-19, возникновение сезонного гриппа [18]. К внешним аспектам, в частности, относится поведение субъекта по отношению к личному здоровью [19]. Внешняя среда оказывает существенное воздействие на результативность системы здравоохранения, однако не находятся в прямой зависимости от внутренних факторов. Детерминанты общественного здоровья включают несколько компонент. Так, например, важными компонентами медицинской детерминанты общественного здоровья являются кадры, учитывающие: человеческий потенциал, профессиональный потенциал [20 - 23], трудовую мотивацию [24, 25], удовлетворенность, эмоциональное выгорание [26, 27], доверие медицинских работников к своей деятельности и к медицинской организации [28, 29]. Необходимо определить комплекс индикаторов для интегральной оценки каждой детерминанты. Для количественной оценки состояния детерминант возможно использование интегрального показателя «Индекс качества детерминанты общественного здоровья». Пример. Для оценки индекса детерминант общественного здоровья может применяться методический подход, применяемый для оценки индекса общественного здоровья. В комплекс индикаторов должны быть включены только те индикаторы, по которым доказана статистическая, географическая и временная доступность источников получения данных. Возможно использование косвенных показателей с последующим применением аналитического метода, методов экстраполяции. Так, например, фактор улучшения общественного здоровья – занятие спортом может быть оценен лишь частично посредством анализа деятельности спортивных учреждений. При этом фактическую частоту занятия спортом знает лишь сам человек. Именно поэтому для комплексного изучения детерминант общественного здоровья возможно проведение специализированных социологических исследований. Этап 3. Составление перечня факторов риска потерь общественного здоровья. На данном этапе необходимо изучить мнение специалистов по общественному здоровью и систематизировать существующие исследования для составления максимально широкого перечня факторов риска общественного здоровья. При определении факторов необходимо не просто составлять перечень, но и описывать выявленный авторами механизм влияния факторов на достигнутый уровень общественного здоровья. Составление перечня факторов риска общественного здоровья возможно также посредством проведения полуструктурированных интервью среди экспертов в сфере общественного здоровья, ключевой целью которых должно выступать доказательность определения факторов, значимых для сбережения общественного здоровья. Проведение подобных полуструктурированных интервью целесообразно с позиции учета территориального фактора из-за существующих различий в специфике формирования общественного здоровья. Для составления первоначального перечня факторов возможно применение национальных стандартов, примером которого является ГОСТ Р ИСО/ТС 21667-2009 «Информатизация здоровья. Концептуальная модель показателей состояния здоровья». Выявленные факторы должны быть классифицированы на факторы укрепления и факторы риска общественного здоровья. Пример. Научная литература демонстрирует, что значительная доля врачей сталкивается с проблемой эмоционального выгорания [30]. Эмоциональное выгорание приводит к снижению качества оказываемой медицинской помощи [источник]. В результате, возрастает риск возникновения медицинских факторов риска развития причин потерь общественного здоровья. Из-за возникновения медицинских факторов может реализоваться риск развития медицинских причин потерь общественного здоровья (заболеваний, дефектов, состояний), которые приводят к появлению в трудовом, военном, репродуктивном и резервном ресурсах лиц, потерявших возможность выполнения социальных функций. Таким образом, эмоциональное выгорание врачей, в частности, возможно рассматривать в качестве механизма появления медицинских факторов риска общественного здоровья, относящихся к медицинской детерминанте. Этап 3.1. Определение факторов улучшения ОЗ. Из выявленного перечня факторов должны быть выделены те, которые способствуют росту общественного здоровья. Такие факторы должны выступать также предметом государственного воздействия с тем, чтобы способствовать увеличению возможностей общественного здоровья как медико-социального ресурса к обеспечению национальной безопасности. Этап 3.2. Определение факторов риска развития причин потерь общественного здоровья. Факторы, оказывающие негативное воздействие на общественное здоровье, должны быть определены как факторы риска общественного здоровья. Подходы по оценке факторов риска подробно изложены в стандарте ГОСТ Р ИСО 31000-2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство». Для того, чтобы выявить фактор риска развития причин потерь общественного здоровья необходимо подтвердить наличие статистической взаимосвязи между фактором и частотой развития причины потерь общественного здоровья (промежуточный показатель) и взаимосвязи последнего с размером общественного здоровья (конечный показатель результативности). Необходимо учитывать, что набор факторов риска общественного здоровья будет различаться для каждого составляющего его ресурса и формируется из нескольких детерминант. Пример. Одним из значимых факторов риска развития причин потерь общественного здоровья выступает низкое качество профилактики болезней посредством диспансеризации, что формируется под влиянием поведенческой и медицинской детерминант. Низкое доверие граждан к диспансеризации [31] и недостаточная профессиональная компетентность медицинских работников, ресурсная обеспеченность приводит к несвоевременному выявлению заболеваний, регламентированных как причина потерь общественного здоровья. Этап 4. Систематическая и системная актуализация перечня факторов укрепления и потерь общественного здоровья. Необходимо на регулярной основе актуализировать перечень факторов, влияющих на размерность общественного здоровья. Потребность в актуализации перечня связано с постоянным изменением состояния внешней среды, периодическим возникновением масштабных вызовов общественного здоровья. Реализация данного этапа позволяет учесть изменения значимости факторов общественного здоровья во времени. В случае, если выявлены значимые новые факторы, они должны быть включены в общий перечень факторов, влияющих на размер общественного здоровья. Пример. Одним из факторов риска общественного здоровья выступает пандемия COVID-19, который формируется в составе биологической детерминанты, с 2019 г. До этого момента данный фактор не учитывался в качестве факторов риска развития причин потерь общественного здоровья из-за отсутствие подобной болезни, то же касается фактора «социальной изоляции», относящейся к социальной детерминанте. Обсуждение Реализация описанных выше этапов позволит составить перечень детерминант и факторов, влияющих на размер общественного здоровья с учетом национальных особенностей. Описанный выше методический подход должен быть реализован на практике. Последнее предполагает учета ряда практических аспектов. Соотнесение набора факторов риска и уровней здоровья. Необходимо учитывать, что факторы риска общественного здоровья возникают на всех уровнях здоровья. При этом степень воздействия риска применительно к общественному здоровью должна быть пересчитана. К примеру, наличие сильного фактора на уровне индивидуума на общественном уровнем может иметь низкий общественный риск из-за низкой частоты его возникновения в обществе. Отсутствие показателей, характеризующих факторы, влияющие на размерность общественного здоровья. Мониторинг факторов и детерминант общественного здоровья требует ориентации на три положения: географическая, временная, статистическая доступность данных. Полученные данные должны быть оценены посредством эконометрических методов с целью подтверждения статистической взаимосвязи между фактором и общественным здоровьем. Использование интегрального подхода к оценке детерминант. Для детерминант общественного здоровья возможен расчет интегральных показателей, позволяющих оценить совокупную динамику изменения состояния детерминант общественного здоровья. В случае применения интегральных показателей, необходимо учитывать как обобщенное значение показателя, так и значения отдельных его компонент [32]. Соотнесение болезней и общественного здоровья. Развитие концепции общественного здоровья как медико-социального ресурса определяет необходимость совершенствования всей системы управления здоровьем населения в контексте максимизации возможности исполнения стратегически важных для целей национальной безопасности социальных функций. При этом необходимо ориентироваться для каждого государства на нормативно регламентированный перечень медицинских и социальных причин. Указанные причины исключают возможность включения лиц, имеющих эти причины, в состав лиц, способных выполнять социальные функции. Примером перечня заболеваний, которые исключают возможность исполнения военной функции, является перечень, определенный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.08.2023 № 506 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых гражданин (иностранный гражданин), признанный ограниченно годным к службе, не может быть принят на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения и в военное время». Соответственно, для каждой социальной функции должен быть определен нормативно регламентированный собственный уникальных перечень таких причин. Установление точного перечня заболеваний являющихся причинами потерь каждого составляющего общественное здоровье ресурса (военного, трудового, репродуктивного, видового, резервного) позволит определить целевую направленность национальных проектов и государственных программ. Учет территориальных аспектов. С учетом того, что общественное здоровье целесообразно анализировать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, факторы, влияющие на размерность общественного здоровья, должны учитывать территориальные особенности [33], состояние внешней среды, определяющей сложившиеся климатические условия, виды заболеваний, экологию [34] и т.д. Оперативный мониторинг детерминант общественного здоровья. Мониторинг детерминант общественного здоровья целесообразен на ежегодной основе. Вместе с тем, по мере развития оперативного мониторинга общественного здоровья возможна также оценка оперативных показателей. Изменение оперативных показателей, отражающих факторы общественного здоровья, может позволить на ранней стадии выявить ухудшение детерминант общественного здоровья и спрогнозировать его потери. Заключение В рамках исследования был раскрыт концептуальный подход определения детерминант общественного здоровья, их структуризации по видам, этапам идентификации составляющих их факторов. Предложенный подход был рассмотрен на примерах, актуальных для различных детерминант общественного здоровья. Была определена потребность в регулярном пересмотре набора факторов, входящих в ту или иную детерминанту, с позиций доказательности значимости для общественного здоровья. Посредством воздействия на факторы риска общественного здоровья, органы власти, могут выстраивать политику в сфере управления общественным здоровьем. В частности, инструменты воздействия на факторы общественного здоровья могут быть включены в Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" Национального проекта "Демография" [35]. Дальнейшие исследования должны быть направлены на практическую апробацию концептуальных основ определения каждой детерминанты общественного здоровья. Библиография
References
Дата поступления: 12.07.2024 Просмотров: 655
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 25.09.2024 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|