О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2024 (70) arrow СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ УТРАТЫ ЗДОРОВЬЯ ОТ НЕКОТОРЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ УТРАТЫ ЗДОРОВЬЯ ОТ НЕКОТОРЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ Печать
09.12.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5-12

Рубцова В.Н
Институт аграрных проблем - обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра "Саратовский научный центр Российской академии наук", Саратов, Россия

Резюме

Актуальность. Устранение рисков утраты здоровья населения от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из значимых направлений государственной здравоохранительной политики. Системный анализ выявления и устранения рисков утраты здоровья от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний для населения сельских территорий России остается пока за рамками исследований отечественных авторов, что актуализирует избранную для изучения тему. Проведенный на материалах статистики анализ рисков утраты здоровья населением сельских территорий России от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний и выработка рекомендаций по устранению инфекционных рисков в селе позволит корректировать государственную здравоохранительную политику устранения инфекционных заболеваний для населения сельских территорий России.

Цель работы: Провести системный анализ рисков утраты здоровья для населения сельских территорий России от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний.

Материалы и методы. В статье и использовались законы, нормативно-правовые акты, материалы органов исполнительной власти, публикации отечественных исследователей. Применялся аналитический, монографический, статистический метод исследования.

Расчеты проведены на основе материалов Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения РФ

Сельские территории России рассматривались в статье как расположенные вне городов, освоенные человеком территории с населением, занятым преимущественно сельскохозяйственным трудом. Основным показателем риска утраты здоровья населением сельских территорий России от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний было избрано число некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения.

Результаты. Проведенный в статье анализ рисков утраты здоровья населением сельских территорий России от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний позволил установить существенную дифференциацию показателей числа некоторых инфекционных паразитарных болезней на 100 000 сельского населения между территориями субъектов РФ, расположенными вне городов в сельских территориях каждого из федеральных округов. В сельской территории Дальневосточного федерального округа разрыв между максимальным и минимальным показателем рисков здоровью населения от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний на 100 000 сельского населения равен 16,0 раз (Чукотский автономный округ – 7371,4; Магаданская область - 460,7). В территориях субъектов РФ, расположенных вне городов на сельской территории России, разрыв между исследуемыми показателями составляет 9,2 раза (объекты сельской системы расселения Чукотского автономного округа в составе сельской территории Дальневосточного федерального округа - 7371,4 случая некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения; сельские административные районы, сельские поселения, сельские населенные пункты Воронежской области в составе сельской территории Центрального федерального округа – 802,4 случая некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний на 100 000 сельского населения).

Посредством ранжирования исследуемых показателей, проведенным в два этапа, в каждой из сельских территорий федеральных округов РФ выявлены территории субъектов РФ с высокими рисками утраты здоровья их населением от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний, расположенные вне городов. К ним отнесены объекты сетей сельского расселения Чукотского автономного округа – 7371,4 случаев некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний на 100 000сельского населения; Республики Алтай – 6107 случаев; Ханты-Мансийского автономного округа – 5917,3; Республики Коми – 5015,9 случаев. Разрыв между исследуемыми показателями на территориях субъектов РФ, расположенных вне городов, составляет 3,8 раз (объекты системы сельского расселения Чукотского автономного округа в составе сельской территории Дальневосточного федерального округа – 7374,1; Республики Калмыкия в составе сельской территории Южного федерального округа – 1903,4 случая некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения).

Выводы. В расположенных вне городов территориях субъектов РФ с выявленными высокими рисками утраты здоровья от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний для их населения рекомендуется введение дополнительных мер устранения инфекционных рисков. Предложены рекомендации по устранению инфекционных рисков здоровью населения сельских территорий с высокими показателями числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практике управления устранением рисков на территориях субъектов РФ с высокими показателями числа инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения, расположенных вне городов, использоваться в учебном процессе медицинских ВУЗов.

Ключевые слова: сельские территории; субъекты Российской Федерации; инфекционные и паразитарные заболевания; риски; устранение

Контактная информация: Рубцова Вера Николаевна, еmail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование: Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Рубцова В.Н. Системный анализ рисков утраты здоровья от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний для населения сельских территорий России. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(5):12. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1656/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5-12

A SYSTEM ANALYSIS OF THE RISKS OF HEALTH LOSS DUE TO CERTAIN INFECTIOUS AND PARASITIC DISEASES AMONG RURAL POPULATION IN RUSSIA
Rubtsova V.N.
Institute of Agrarian Problems - Subdivision of the Saratov Federal Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Saratov, Russia

Abstract

Significance Eliminating the risk of population health loss due to certain infectious and parasitic diseases is one of the significant areas of state policy to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the Russian population. A systematic analysis of the risks of health loss due to certain infectious and parasitic diseases among population of the Russian rural areas is outside the scope of research by domestic authors, substantiating the topic chosen for the study. A systematic analysis of the risks of health loss due to certain infectious and parasitic diseases among rural population in Russia was carried out on statistical materials, and development of recommendations on eliminating the risks will allow us to adjust the state policy to ensure sanitary and epidemiological well-being of the Russian rural population.

The purpose of the study is to conduct a systematic analysis of the risks of health loss due to certain infectious and parasitic diseases among rural population in Russia.

Material and methods. The paper used materials from the collection “Rural healthcare in Russia in 2021: statistical materials. Moscow, Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, 2022.” Analytical and statistical methods were used, including the ranking method.

Results. As a result of a systematic analysis of the indicator of cases of certain infectious and parasitic diseases per 100000 rural population, a significant differentiation in values of the studied indicator in rural areas of the constituent entities of the Russian Federation was established. In the Far Eastern Federal District, the gap between the maximum and minimum values of the indicator of cases of certain infectious and parasitic diseases per 100000 rural population adds up to 16.0 times (the Chukotka Autonomous District – 7371.4; the Magadan Region – 460.7). In rural areas of the constituent entities of the Russian Federation, the gap in the values of this indicator equals to 9.2 times (the Chukotka Autonomous District as part of the Far Eastern Federal District – 7371.4; the Voronezh Region in the Central Federal District – 802.4).

By ranking the values of the studied indicator, carried out in two stages, a group of rural territories of the constituent entities of the Russian Federation with high risks of health loss due to certain infectious and parasitic diseases was identified. These include: the Chukotka Autonomous District – 7371.4; the Altai Republic – 6107; the Khanty-Mansi Autonomous District – 5917.3; the Komi Republic – 5015.9 cases of certain infectious and parasitic diseases per 100000 rural population. The difference between the maximum and minimum values of the studied indicator in this group of rural territories is 3.8 times (the Chukotka Autonomous District located in the Far Eastern Federal District - 7374.1; the Republic of Kalmykia, located in the Southern Federal District - 1903.4).

Conclusion. In the group of the identified constituent entities of the Russian Federation with high risks of health loss due to certain infectious and parasitic diseases, additional measures to eliminate risks are necessary; recommendations for their elimination are proposed.

Scope of application. The study results may be of interest to health administrators and may be used in the educational process of medical universities.

Keywords: rural areas; constituent entities of the Russian Federation; infectious and parasitic diseases; risks; elimination

Corresponding author: Vera N. Rubtsova, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about the author:
Rubtsova V. N., https://orcid.org/0000-0001-9295-8862
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The author declares that there are no obvious or potential conflicts of interest in connection with the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. The results of the study do not require examination by a local Ethics committee.
For citation: Rubtsova V.N. A system analysis of the risks of health loss due to certain infectious and parasitic diseases among rural population in Russia. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; 70(5):12. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1656/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5-12 (In Rus).

Введение

Законодательная база, регулирующая устранение инфекционных рисков населения Российской Федерации, в том числе – сельского [1,2], юридически утвержденная нормативно-правовая база обеспечения государственного контроля (надзора) за устранением инфекционных рисков здоровью населения РФ [3]; документация органов исполнительной власти [4-7] позволяет на ее основе эффективно управлять устранением рисков инфекционных заболеваний здоровью населения на территории РФ. Отечественные авторы сосредотачивают основное внимание на мерах устранения эпидемиологических рисков до вспышек эпидемий и ликвидации эпидемиологических угроз в условиях чрезвычайных ситуаций [8,9,10,11]. Активно анализируется проблема устранения эпидемиологических очагов в мелких сельских поселениях за рубежом [12]. Отдельные публикации посвящены подготовке кадров администрации для работы в сельской местности [13]. В публикациях отечественных и зарубежных авторов обосновывается необходимость использования в системе эпидемиологического надзора новейших технологий [14,15], современных методов организационных и технологических подходов к устранению инфекционных рисков на территории регионов РФ [16,17,18].

Фундаментальные выводы о необходимости повышения степени готовности медицинских организаций к противодействию инфекционным заболеваниям, сделанные на основе опыта противодействия коронавирусной пандемии, постановка проблемы обеспечения технологического суверенитета материально-технической базы системы национального здравоохранения в новых геополитических условиях содержатся в материалах коллективов ведущих научных центров РФ [20-22].

За рамками системного изучения остаются вопросы, связанные с выявлением и устранением рисков инфекционных и паразитарных заболеваний в сельских территориях субъектов РФ. Особенности сельского расселения России (наличие крупных и мелких поселений в структуре сельского расселения, протяженность ее сельской территории, разнообразие моделей сельского расселения в различных климатических зонах) создают определенные сложности при устранении инфекционных рисков в сельских территориях России. От решения актуальной проблемы, выбранной для исследования, зависит кадровое обеспечение продовольственной безопасности России, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий субъектов Российской федерации, расположенных вне городов.

Цель. Провести системный анализ рисков утраты здоровья для населения сельских территорий России от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний.

Материалы и методы

В статье использовались материалы сборника «Сельское здравоохранение России в 2021 году: статистические материалы. Москва; 2022» [19]. Применялся логический, аналитический, статистические методы исследования, в том числе метод ранжирования. Основным показателем риска утраты здоровья от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний для населения сельских территорий России избрано число некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения. Сельские территории России рассматривались как территории, расположенные вне городов, освоенные человеком, с населением, занятым преимущественно сельскохозяйственным трудом.

Экономический ущерб, нанесенный некоторыми инфекционными и паразитарными болезнями, составил в 2022 году по Российской Федерации 1014 712 191,0 руб. [5].

Самыми распространенными инфекционными заболеваниями являются ОРВИ, ветряная оспа, грипп, внебольничные пневмонии [5,6,7]. К числу тяжелых инфекционных заболеваний относятся менингококковые инфекции, туляремия, бруцеллез, коклюш [5,6].

В группе паразитарных заболеваний первые места по распространенности занимают малярия, лямблиоз и токсоплазмоз. Среди тяжелых паразитарных заболеваний, распространенных в сельских территориях, чье население занимается животноводством, распространен эписторхоз, эхинококкоз, аскаридоз [5,6].

Результаты

В табл. 1 приведены данные о числе некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения в территориях субъектов РФ, расположенных вне городов в составе сельских территорий федеральных округов РФ

Таблица 1

Максимальные и минимальные показатели числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения в территориях субъектов Российской Федерации, расположенных вне городов в составе сельских территорий федеральных округов Российской Федерации [19]

Наименование сельских территорий федеральных округов РФ Максимальные и минимальные показатели числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения в территориях субъектов РФ, расположенных вне городов в составе федеральных округов
Максимальный показатель Минимальный показатель Разрыв между максимальным
и минимальным показателем
Сельская территория Центрального федерального округа РФ Орловская область 2959,5 Воронежская область 802,4 3,7
Сельская территория Северо-Западного федерального округа РФ Республика Коми 5015,9 Ленинградская область1170,9 4,3
Сельская территория Южного федерального округа Республика Адыгея 2263,6 Ростовская область 968,9 2,3
Сельская территория Северо-Кавказского федерального округа РФ Республика Ингушетия 3837,7 Кабардино-Балкарская республика 1126,8 3,4
Сельская территория Приволжского федерального округа РФ Удмуртская Республика 3503,9 Республика Мордовия 1361,3 2,6
Сельская территория Уральского федерального округа РФ Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 5917,3 Тюменская область 2414,0 2,4
Сельская территория Сибирского федерального округа Республика Алтай 6107,4 Красноярский край 1403,5 4,3
Сельская территория Дальневосточного федерального округа Чукотский автономный округ 7371,4 Магаданская область 460,7 16,0

Содержанием первого этапа исследования стал проведенный посредством ранжирования в территориях субъектов РФ, расположенных вне городов в составе сельских территорий федеральных округов, анализ дифференциации показателей числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения. Максимальное значение исследуемого показателя, равное 7371,4 случаев на 100 000 сельского населения, выявлено на территории Чукотского автономного округа РФ, расположенной вне городов в составе сельской территории Дальневосточного Федерального округа. Минимальное цифровое значение исследуемого показателя, равное 460,7 случаям некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний на 100 000 сельского населения, установлено на территории Магаданской области, расположенной вне городов в сельской территории того же ФО РФ. Разрыв между этими показателями равен 16,0 раз (см. табл. 1). По территориям субъектов РФ, расположенным вне городов в составе сельской территории Российской Федерации, разрыв между исследуемыми показателями равен 9,2. Максимальное цифровое значение показателя рисков здоровью сельского населения от инфекционных и паразитарных болезней установлено в территории Чукотского автономного округа, расположенной вне городов в составе сельской территории Дальневосточного федерального округа (7371,4); минимальный показатель рисков здоровью населения от инфекционных и паразитарных болезней, равный 802,4 случая инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения, выявлен в территории Воронежской области, расположенной вне городов в составе Центрального федерального округа РФ (табл.1).

В табл. 2 указаны показатели числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения в территориях субъектов РФ, расположенных вне городов в составе сельских территорий федеральных округов РФ, со значительным отрывом превышающими показатели рисков здоровью населения от некоторых инфекционных и паразитарных болезней

Таблица 2

Показатели числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения в территориях субъектов Российской Федерации, расположенных вне городов в составе сельских территорий федеральных округов (2021 год) [19]

Наименование сельских территорий федеральных округов РФ Число некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения в сельских территориях федеральных округов РФ Число некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000сельского населения в территориях субъектов РФ, расположенных вне городов в составе сельских территорий федеральных округов РФ
Сельская территория Центрального федерального округа РФ 1557,7 Орловская область – 2959,5; Рязанская область – 2764,1; Брянская область -2746,3; Тульская область – 2271,2; Тамбовская области – 2179,2; Калужской области – 2041,6; Костромской области1854,6; Белгородской области – 1750,4; Смоленской области - 1614,9
Сельская территория Северо-Западного федерального округа РФ 2151 Республики а Коми – 5015,9; Ненецкий автономный округ – 4457,7; Мурманская область – 3273,6; Новгородская область – 2958,7; Архангельская область – 2587,4
Сельская территория Южного федерального округа 1605,5 Республика Адыгея–2263,6; Краснодарский Край – 1934,5; Республика Калмыкия – 1903,4; Астраханская область – 1607,5
Сельская территория Северо-Кавказского федерального округа 2122,4 Республика Ингушетия – 3837,7; Республика Дагестан – 2485,6
Сельская территория Приволжского федерального округа 2369,6 Удмуртская республика – 3503,9; Ульяновская область – 3210,0; Чувашская Республика – 3082,8; Кировская область – 2751,2; Пермский край – 2744,9; Нижегородская область - 2552,5; Республика Башкортостан - 2533,5
Сельская территория Уральского федерального округа 3351,2 Ханты – Мансийский автономный округ – Югра – 5917,3; Ямало–Ненецкий автономный округ – 4176,0; Свердловская область – 4161,9
Сельская территория Сибирского федерального округа 2713,1 Республика Алтай – 6107,4; Республика Хакасия - 3706,4; Омская область – 3234,0; Алтайский край – 3211,7; Томская область – 3115,5; Республика Тыва – 2854,9; Иркутская область – 2762,9
Сельская территория Дальневосточного федерального округа 2107,5 Чукотский автономный округ – 7371,4; Республика Саха (Якутия) – 4883,3; Сахалинская область – 2639,0

На втором этапе исследования рисков здоровью сельского населения от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний в сетях сельского расселения субъектов РФ в составе сельских территорий федеральных округов РФ выделены территории субъектов РФ с числом некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения, превышающим исследуемые показатели в сельских территориях федеральных округов РФ, в которых они расположены (табл. 2).

В результате третьего этапа исследования в составе каждой сельской территории федеральных округов РФ выявлены территории субъектов РФ, расположенные вне городов, с показателями числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения, со значительным отрывом превышающими исследуемые показатели, установленные на втором этапе проведенного в статье исследования. Этим территориям присвоен статус расположенных вне городов территорий субъектов РФ с высокими рисками утраты здоровья их населением от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний (табл.2).

В сельской территории Центрального федерального округа к расположенным вне городов территориям субъектов РФ с высокими рисками утраты здоровья их населением от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний отнесены территории Орловской (2959,5), Рязанской (2764,1), Брянской (2746,3) областей (табл.2). В сельской территории Северо-Западного федерального округа в число субъектов РФ системы сельского расселения с высокими рисками здоровью населения от некоторых инфекционных и паразитарных болезней включены сети сельского расселения Республики Коми (5015,9 случаев) и Ненецкого автономного округа (4457,7 случаев некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения) (табл. 2).

В сельской территории Южного федерального округа РФ в состав территорий субъектов РФ с высокими показателями рисков утраты здоровья их населением от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний вошли сельские административные районы, сельские поселения, сельские населенные пункты Республики Адыгея (2263,6 случаев на 100 000сельского населения), Краснодарского края (1934,5 случаев); единицы сетей сельского расселения Республики Калмыкия (1903,4) (табл. 2).

В составе сельской территории Северо–Кавказского федерального округа к объектам сетей сельского расселения субъектов РФ с высокими рисками утраты здоровья сельского населения от некоторых инфекционных и паразитарных болезней отнесены сельские административные районы, сельские поселения, сельские населенные пункты Республики Ингушетия (табл.2).

В сельской территории Приволжского федерального округа в территории субъектов РФ с высокими рисками утраты здоровья сельского населения от некоторых инфекционных и паразитарных болезней, расположенные вне городов, включены объекты системы сельского расселения Удмуртской Республики, Ульяновской области. Показатели числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения на этих территориях составляют соответственно 3503,9; 3210 случаев некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения (табл.2).

В составе сельской территории Уральского федерального округа в число расположенных вне городов территорий субъектов Российской Федерации с высокими рисками утраты здоровья сельского населения от некоторых инфекционных и паразитарных болезней включен Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (5917,3 случаев на 100 000сельского населения) (табл.2).

В сельской территории Сибирского федерального округа РФ показатель высокого риска здоровью населения от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний выявлен в одной территории субъекта РФ, расположенной вне городов, население которой занято преимущественно сельскохозяйственным трудом. Это Республика Алтай (6107,4 случаев числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения) (табл.2).

В сельской территории Дальневосточного федерального округа показатели высоких рисков утраты здоровья сельского населения от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний имеют объекты системы сельского расселения Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия) (табл.2). В расположенных вне городов территориях субъектов РФ с высокими рисками здоровью населения от некоторых инфекционных и паразитарных болезней максимальное число некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения выявлено в сетях сельского расселения Чукотского автономного округа (сельская территория Дальневосточного федерального округа РФ). Здесь зафиксировано 7371,4 случая инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения. Минимальный показатель инфекционных рисков здоровью населения в территориях субъектов РФ с высокими рисками установлен в сельских административных районах, сельских поселениях, сельских населенных пунктах Республики Калмыкия (Южный федеральный округ РФ). Число некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения в объектах сетей сельского расселения Республики Калмыкии равно 1903,4. Различие между исследуемыми показателями составляет 3,8 раз (табл. 2).

Для выявленных внутри сельских территорий каждого федерального округа РФ субъектов РФ с высокими инфекционными рисками, территории которых расположены вне городов, разработаны рекомендации по устранению рисков здоровью их населения от некоторых инфекционных и паразитарных болезней. К их числу отнесено:

-выявление на территориях субъектов РФ с высокими показателями инфекционных рисков, расположенных вне городов, территорий низших рангов сельского расселения (сельских административных районов, сельских поселений, сельских населенных пунктов) с высокими рисками утраты здоровья их населением от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний;

- развертывание в выявленных сельских территориях субъектов РФ с высокими рисками здоровью населения от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний различных форм медицинских организаций, основной функцией которых будет контроль над устранением инфекционных рисков на данной территории;

-формирование расположения организаций, устраняющих инфекционные риски в сельских территориях России с высокими инфекционными рисками, соответствующего особенностям сельского расселения России, структура которого включает мелкие формы сельского расселения, содержит многообразные модели сельского расселения в различных климатических зонах, характеризуется в ряде случаев отсутствием дорожной сети с твердым покрытием. Опыт преодоления пика коронавирусной пандемии в сельских территориях Саратовской области доказал наличие максимально высоких показателей коронавирусной инфекции на 100 000 сельского населения в группе сельских административных районов, расположенных на северо-востоке Саратовской области [11]. Аналогичная ситуация может повториться в мелких сельских территориях с высокими рисками инфекционных и паразитарных заболеваний при отсутствии постоянного эпидемиологического надзора. В выявленных сельских территориях субъектов РФ с высокими рисками утраты здоровья их населением от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний необходимо практическое включение в зону эпидемиологического надзора сельских территорий различных уровней сельского расселения. Осмысление опыта противодействия коронавирусной пандемии в сельских территориях России и международного опыта противодействия эпидемиологическим рискам доказало, что очагами распространения инфекций могут стать различные формы сельского расселения, включая сельские поселения и сельские населенные пункты;

-разработка эффективного соотношения стационарных и мобильных видов эпидемиологического надзора и медицинской помощи, адаптированного к типу сельского расселения в данной климатической зоне;

- временное введение на территориях высокого инфекционного риска инструментов ликвидации эпидемий, применяющихся в условиях чрезвычайных ситуаций;

- проведение материально-технического обустройства систем и организаций, обеспечивающих устранение инфекционных рисков населению сельских территорий субъектов РФ с высокими показателями рисков утраты здоровья их населением от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний, с учетом мнения и рекомендаций медицинского персонала;

- разработка показателей и индикаторов технологической зависимости и проведение мониторингов технологической зависимости материально-технологической базы организаций сельского здравоохранения, одной из функций которых является противодействие инфекционным рискам здоровью населения, от поставок зарубежной медицинской техники в сельских территориях с высокими рисками инфекционных и паразитарных болезней;

- разработка проектов, формирующих устойчивую мотивацию населения сельских территорий России с высокими инфекционными рисками на соблюдение профилактических мер, препятствующих распространению некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний;

- подбор соответствующего структуре инфекционных и паразитарных заболеваний кадрового состава надзорных организаций и систем медицинской помощи в сельских территориях с высокими рисками утраты здоровья их населением от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний;

- разработка эффективных экономических и организационных инструментов, обеспечивающих привлечение и закрепление медицинского персонала в сельских территориях с высокими инфекционными рисками;

- формирование мотиваций субъектов управления устранением инфекционных рисков на распространение новейших технологий отслеживания инфекционных рисков и применение инновационных научных подходов к совершенствованию территориальных систем эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями в сельских территориях РФ с высокими инфекционными рисками.

Обсуждение

На обсуждение выносятся следующие положения и практические рекомендации, представленные в предыдущем разделе:

1. Анализ источников доказывает, что устранение высоких рисков утраты здоровья от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний, наносящих ущерб здоровью населения Российской Федерации и влекущих значительные финансовые потери, является одним из основных направлений государственной здравоохранительной политики, что отражено в ключевых документах, определяющих основные направления политики устранения инфекционных рисков [1,2,3,4,5]. Опыт осмысления противодействия коронавирусной пандемии доказал необходимость организационных изменений в системе национального здравоохранения для усиления функции устранения инфекционных рисков населению РФ. На основании изученного опыта противодействия коронавирусной пандемии в сельских территориях Саратовской области [11] и результатов исследования, проведенного в статье, доказано, что особенности системы сельского расселения России не позволяют эффективно осуществлять устранение инфекционных рисков в некоторых сельских субъектах РФ, расположенных вне городов. Установленная в статье существенная дифференциация числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения в сельских территориях России и выявление сельских территорий с высокими показателями рисков здоровью населения от некоторых инфекционных и паразитарных болезней доказывают необходимость разработки дополнительных мер по устранению инфекционных рисков в выявленных территориях.

Актуальные задачи устранения инфекционных рисков населению отдельных территорий России с высокими инфекционными рисками активно анализируются отечественными исследователями [8-19], однако изученные источники доказывают, что проблема системного изучения и устранения инфекционных рисков в сельских территориях России пока не входит в поле исследования отечественных исследователей;

2. Системный анализ рисков утраты здоровья от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний для населения сельских территорий России не производился. Последующее научное осмысление решения выбранной для изучения темы является необходимой основой для разработки и осуществления эффективной государственной политики устранения инфекционных рисков для населения сельских территорий России в современных геополитических условиях.

3. Для повышения эффективности государственной политики устранения рисков от некоторых инфекционных и паразитарных болезней населению сельских территорий с высокими инфекционными рисками в статье предлагается:

- учитывая сведения об опыте применения инструментов ликвидации эпидемий, используемых в чрезвычайных ситуациях в труднодоступных районах, содержащиеся в изученных источниках [8,9,10], в статье рекомендовано в территориях субъектов РФ с высокими инфекционными рисками, расположенных вне городов, временно вводить инструменты ликвидации эпидемий, обычно применяемые в чрезвычайных ситуациях;

- информация о применении новейших технологий отслеживания инфекционных рисков [14,15] и успешном внедрении современных научных подходов к устранению инфекционных рисков в отдельных регионах РФ [16,17,18] позволила рекомендовать выработку устойчивой мотивации органов управления в сельских территориях с высокими инфекционными рисками на активное применение этих инструментов в территориях России, расположенных вне городов;

-информация о проблеме обеспечения технологического суверенитета системы национального здравоохранения РФ в современных геополитических условиях [21] позволила разработать и включить в статью рекомендацию о методологическом обосновании и проведении мониторингов технологической зависимости организаций сельского здравоохранения в территориях с высокими инфекционными рисками от поставок медтехники из-за рубежа;

-сведения об успешных проектах в сфере национального здоровья [22] позволили ввести в текст статьи предложение о разработке проектов, формирующих мотивации населения сельских территорий с высокими инфекционными рисками на соблюдение необходимых мер профилактики некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний.

Выводы

Проведенный впервые системный анализ рисков утраты здоровья населением сельских территорий России от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний привел к следующим выводам:

1. Установлена существенная дифференциация числа некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения внутри сельских территорий федеральных округов РФ. В территориях субъектов РФ, расположенных вне городов в составе сельской территории Дальневосточного федерального округа, разрыв между максимальным и минимальным исследуемым показателем равен 16 раз (территория Чукотского автономного округа, расположенная вне городов – 7371,4 случаев некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения; территория Магаданской области, расположенная вне городов – 460,7 случаев инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения). В территориях субъектов РФ в составе сельской территории Российской Федерации, расположенных вне городов, разрыв между максимальным и минимальным числом некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний на 100 000 сельского населения составляет 9,2 раз. Максимальное число некоторых инфекционных паразитарных болезней на 100 000 сельского населения установлено на территории Чукотского автономного округа, расположенной вне городов в составе Дальневосточного федерального округа – 7371,4. Минимальный исследуемый показатель выявлен на территории Воронежской области, расположенной вне городов в Центральном федеральном округе - 802,4 случая некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения.

2. В сельских территориях каждого федерального округа РФ установлены территории субъектов РФ, расположенные вне городов, с показателями рисков населению от некоторых инфекционных и паразитарных болезней, со значительным отрывом превышающими показатели инфекционных рисков в сельских территориях каждого федерального округа, выявленные на первом этапе исследования. Этим территориям субъектов РФ присвоен статус территорий субъектов РФ с высокими рисками утраты здоровья для их населения от инфекционных и паразитарных заболеваний. В территории субъектов РФ с высокими инфекционными рисками, расположенные вне городов, включены территории Чукотского автономного округа в составе Дальневосточного федерального округа (7371,4 случая некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 000 сельского населения), Республики Алтай в составе Сибирского федерального округа (6107 случаев). Высокие показатели инфекционных рисков наблюдаются в территориях, расположенных вне городов Ханты-Мансийского автономного округа в составе Уральского ФО (5917,3 случаев); Республики Коми в составе Северо-Западного ФО (5015,9 случаев). Территории субъектов РФ с высокими инфекционными рисками, расположенные вне городов, выявлялись для каждой сельской территории федеральных округов РФ, поэтому реализовывать меры устранения рисков целесообразно, начиная с систем сельского расселения территорий с максимальными инфекционными рисками, вне зависимости от их принадлежности к федеральным округам.

3.Сделан вывод о необходимости применения в сельских территориях с максимальными показателями инфекционных рисков дополнительных мер по устранению рисков утраты здоровья их населением от некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний. Разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в практике устранения рисков населению от некоторых инфекционных и паразитарных болезней.

Библиография

  1. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон от 30.03.99 №52-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Собрание законодательства Российской Федерации 1999. 04.05, №14, ст. 1650.
  2. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: федеральный закон от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Собрание законодательства Российской Федерации 1998. 09.21, №38, ст. 4736.
  3. Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре): Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г № 1100 (ред. от 31 августа 2022 г., 28 сентября 2023 г.). Собрание законодательства Российской Федерации 2021. 07.12, №28 (ч. 2), ст. 5530.
  4. Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2022 году и задачах на 2023 год. Москва: Министерство здравоохранения Российской Федерации. 2023. С. 91.
  5. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 2022. C. 183.
  6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2022 году: Государственный доклад. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 2023. С. 181, 251.
  7. О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2022-2023 годов: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2022 г. № 69712. Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/epidemiological-surveillance/?ELEMENT_ID=22515&ysclid=lutgejfjhc87225841 (Дата обращения: 10.04.2024).
  8. Пакскина Н.Д., Шиянова А.Е., Топорков В.П. Санитарная охрана территорий и эпидемиологический надзор за природно-очаговыми, зоонозными инфекционными болезнями как аспекты предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера. Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение 2016; (1): 32-36.
  9. Онищенко Г.Г., Кутырев В.В., Топорков А.В., Куличенко А.Н., Топорков В.П. Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ): опыт работы и тактика применения в современных условиях. Проблемы особо опасных инфекций 2008; (вып. 86): 5-14.
  10. Топорков А.В., Топорков В.П., Шиянова А.Е., Кутырев В.В. Чрезвычайная ситуация в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как унифицированный объект надзора и оперативного реагирования в рамках современной стратегии борьбы с инфекционными болезнями. Проблемы особо опасных инфекций 2009; (вып. 100): 5-10.
  11. Иванова А. В., Поспелов М. В., Зимирова А. А., Карнаухов И.Г., Щербакова С.А., Кутырев В.В., Вяткин И.Н., Матвеева Н.И., Кожанова О.И. Характеристика эпидемического процесса COVID-19 в Саратовской области. Саратов: ФКУЗ Российский НИИ противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области; 2020. [Препринт аналитического доклада]. DOI: 10.21055/preprints-3111894 (Дата обращения: 10. 04.2024).
  12. Удовиченко С. К., Топорков В. П. Об эпидемиологических рисках, составляющих их категориях и предикторах при возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического (биологического) характера. Анализ риска здоровью 2020; (1): 83-91.
  13. Походенько И.В., Быстрицкая О. А. Проблемы подготовки руководителей здравоохранения в сельской местности. Казанский медицинский журнал 2007; 88 (3): 289-290.
  14. Нурматов З.Ш. Анализ электронных систем слежения за гриппом и ОРВИ в Кыргызстане. Инфекция и иммунитет 2015; 5 (1): 71-78. DOI: 10.15789/2220-7619-2015-1-71-78
  15. Лукьяненко Н.В., Базарова Г.Х., Сафьянова Т.В., Шевченко В.В., Широкоступ С.В., Лукьяненко Н.Я. Методологический подход использования ГИС-технологий в эпиднадзоре за сибирской язвой на территории Алтайского края и Республики Алтай. Медицинский альманах 2016; 3 (43) сентябрь: 103-108.
  16. Носков А.К., Вишняков В.А., Чеснокова М.В., Дампилова И.Г. Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями на основе комплексной оценки эпидемиологических рисков в Забайкальском крае. Эпидемиология и инфекционные болезни 2017; 22 (1): 18-24. DOI: 10.18821/1560-9529-2017-22-1-18-24
  17. Ефременко Д. В., Кузнецова И. В., Оробей В. Г., Ефременко А. А., Дубянский В. М., Манин Е. А. и др. Применение риск-ориентированного подхода при планировании и организации противоэпидемического обеспечения массовых мероприятий. Анализ риска здоровью 2017; (1): 4-12. DOI: 10.21668/health.risk/2017.1.01.eng
  18. Чупрынина Р. П., Алексеева И. А., Озерецковский Н. А. Профилактика коклюша, разработка и применение бесклеточной коклюшной вакцины. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии 2006; (1): 99-105.
  19. Котова Е. Г., Кобякова О. С., Стародубов В. И., Александрова Г. А., Голубев Н. А., Несветайло Н. Я. и др. Сельское здравоохранение России в 2021 году: статистические материалы. Москва: ЦНИИОИЗ Минздрава России; 2022. 86 c.
  20. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базаров И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении. Аналитический доклад. Москва: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России; 2020. 45 с.
  21. Куракова Н.Г, Стародубов В.И., Кобякова О.С., Кармина Р.Л., Ерёмченко О.А., Черченко О.В. Технологический суверенитет Российской Федерации: алгоритмы оценки и модели достижения. Москва: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России; 2024. 76 с.
  22. Чуднов В.П., Ошурков С.В., Полесский В.А., Калмыкова Л.В. 100 успешных практик в сфере укрепления общественного здоровья: Информационно-методическое издание. Москва: РИО ЦНИИОИЗ Минздрава РФ, 2024. 215 с.

References

  1. On the sanitary and epidemiological welfare of the population] Federal'nyj zakon ot 30.03.99 №52-FZ (s izmenenijami i dopolnenijami). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii 1999. 04.05, №14, Art. 1650. (In Russian).
  2. On immunoprophylaxis of infectious diseases] Federal'nyj zakon ot 17.09.1998 №157-FZ (s izmenenijami i dopolnenijami). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii 1998. 09.21, №38, Art. 4736. (In Russian).
  3. Regulations on the Federal State sanitary and epidemiological control (supervision). Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 ijunja 2021 g № 1100 (red. ot 31 avgusta 2022 g., 28 sentjabrja 2023 g.). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii 2021. 07.12, №28 (Part 2), Art. 5530. (In Russian).
  4. On the results of the work of the Ministry of Health of the Russian Federation in 2022 and tasks for 2023. Moscow. Ministerstvo zdravoohranenija Rossijskoj Federacii. 2023. P. 91. (In Russian).
  5. On the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2021. State report. Moscow. Federal'naja sluzhba po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija cheloveka. 2022. P. 183. (In Russian).
  6. On the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2022. State report. Moscow. Federal'naja sluzhba po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija cheloveka. 2023. P. 181, 251. (In Russian).
  7. On measures to prevent influenza and acute respiratory viral infections in the epidemic season of 2022-2023. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 22 avgusta 2022 g. № 69712. Available from: https://www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/epidemiological-surveillance/?ELEMENT_ID=22515&ysclid=lutgejfjhc87225841 (Date accessed: Apr 10, 2024). (In Russian).
  8. Pakskina ND, Shijanova AE, Toporkov VP. Sanitary protection of territories and epidemiological surveillance of natural focal, zoonotic infectious diseases as aspects of preventing biological emergencies. Infekcionnye bolezni: novosti, mnenija, obuchenie 2016; (1): 32-36. (In Russian).
  9. Onishhenko GG, Kutyrev VV, Toporkov AV, Kulichenko AN, Toporkov VP. Specialized anti-epidemic brigades (SAEB): work experience and tactics of application in modern conditions. Problemy osobo opasnyh infekcij 2008; (vyp. 86): 5-14. (In Russian).
  10. Toporkov AV, Toporkov VP, Shijanova AE, Kutyrev VV. The emergency situation in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population as a unified object of supervision and rapid response within the framework of a modern strategy for combating infectious diseases. Problemy osobo opasnyh infekcij 2009; (vyp. 100): 5-10. (In Russian).
  11. Ivanova AV, Pospelov MV, Zimirova AA, Karnauhov IG, Shherbakova SA, Kutyrev VV, et al. Characteristics of the COVID-19 epidemic process in the Saratov region. Saratov: FKUZ Rossijskij NII protivochumnyj institut «Mikrob» Rospotrebnadzora, Upravlenie Rospotrebnadzora po Saratovskoj oblasti; 2020. [Preprint of the analytical report] Available from: https://doi.org/10.21055/preprints-3111894 (Date accessed: Apr 10, 2024). (In Russian).
  12. Udovichenko SK, Toporkov VP. On epidemiologic risks, their categories and predictors in sanitary-epidemiologic (biological) emergency situations. Analiz riska zdorov'ju 2020; (1): 83-91. (In Russian).
  13. Pohoden'ko IV, Bystrickaja OA. Problems in training heads of health care department for rural regions and approaches to solving them. Kazanskij medicinskij zhurnal 2007; 88 (3): 289-290. (In Russian).
  14. Nurmatov ZSh. Analysis of electronic monitoring systems for influenza and ARVI in Kyrgyzstan. Infekcija i immunitet 2015; 5 (1): 71-78. DOI: 10.15789/2220-7619-2015-1-71-78 (In Russian).
  15. Luk'janenko NV, Bazarova GH, Saf'janova TV, Shevchenko VV, Shirokostup SV, Luk'janenko NJa. A methodological approach to the use of GIS technologies in the surveillance of anthrax in the Altai Territory and the Altai Republic. Medicinskij al'manah 2016; 3 (43) Sept: 103-108. (In Russian).
  16. Noskov AK, Vishnjakov VA, Chesnokova MV, Dampilova IG. Improvement of epidemiological surveillance for infectious diseases in Transbaikalian Krai on the basis of the complex estimation of epidemiological risks. Jepidemiologija i infekcionnye bolezni 2017; 22 (1): 18-24. DOI: 10.18821/1560-9529-2017-22-1-18-24 (In Russian).
  17. Efremenko DV, Kuznecova IV, Orobej VG, Efremenko AA, Dubjanskij VM, Manin EA, et al. Risk-oriented approach application at planning and orginizing antiepidemic provision of mass events. Analiz riska zdorov'ju 2017; (1): 4-12. DOI: 10.21668/health.risk/2017.1.01.eng (In Russian).
  18. Chuprynina RP, Alekseeva IA, Ozereckovskij NA. Pertussis prevention, development and application of a cell-free pertussis vaccine. Zhurnal mikrobiologii, jepidemiologii i immunobiologii 2006; (1): 99-105. (In Russian).
  19. Kotova E G, Kobyakova O S, Starodubov V I, Aleksandrova G A, Golubev N A, Nesvetajlo N YA? et al. Rural healthcare in Russia in 2021: statistical materials. Moscow. FGBU «CNIIOIZ» Minzdrava Rossii. 2022. 86 p. (In Russian)
  20. Starodubov V I, Kadyrov F N, Obuhova O V, Bazarov I N, Endovickaya YU V, Nesvetajlo N YA. The impact of the COVID-19 coronavirus on the situation in Russian healthcare. Analiticheskij doklad. Pod red. akad. RAN V. I. Starodubova. Moscow. FGBU «CNIIOIZ» Minzdrava Rossii. 2024. 45 p. (In Russian)
  21. Kurakova NG, Starodubov VI, Kobyakova OS, Karmina RL, Eryomchenko OA, CHerchenko OV. Technological Sovereignty of the Russian Federation: evaluation algorithms and achievement models. Moscow. FGBU «CNIIOIZ» Minzdrava Rossii; 2024. 76 p (In Russian)
  22. 100 successful practices in the field of public health promotion: Information and methodological publication. V.I. Starodubov, editor. Moscow. RIO FGBU «CNIIOIZ» Minzdrava Rossii; 2024. 215 p. (In Russian)

Дата поступления: 13.04.2024


Просмотров: 98

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 18.12.2024 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search