ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |
09.12.2024 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5-16
Трегубов В.Н. Резюме Актуальность. Феномен одиночества в течение длительного времени привлекает внимание ученых различных специальностей. При этом, несмотря на проведение ими многочисленных исследований и опубликование полученных результатов в периодических изданиях число людей с чувством одиночества не уменьшается. Указанная проблема касается различных социальных групп населения, в том числе и молодых людей, обучающихся медицинских образовательных организаций. Предмет исследования. Профилактика чувства одиночества у студентов. Цель работы: на основании изучения чувства одиночества у студентов медицинских образовательных организаций обосновать организационные направления совершенствования профилактической работы профессорско-преподавательского состава в данной области знаний. Материалы и методы исследования: для достижения цели исследования были использованы социологический, аналитический и логический методы. К заполнению специально разработанной карты анкетного опроса методом случайной выборки было привлечено 440 студентов старших курсов, обучающихся в 2024 г. в Сеченовском Университете. Результаты. Полученные в предыдущих и настоящем исследовании результаты о распространенности чувства одиночества среди студентов свидетельствуют о значимости данного феномена для молодых людей в современных условиях. Профессорско-преподавательский состав должен знать и владеть методикой профилактики одиночества среди студентов для ее использования в работе кафедр образовательных организаций. Профилактика одиночества должна проводиться среди студентов в течение всего периода их обучения, без снижения качества и эффективности образовательного процесса, с охватом всех учебных групп, особенно укомплектованных девушками, которые в большей степени подверженные чувству одиночества чем юноши. Используемые для профилактики одиночества в студенческих группах направления должны учитывать факторы, влияющие на возникновение этого состояния и методы, которые молодые люди предпочитают применять в данной ситуации, а также возможность их использования в процессе аудиторных занятий или во внеаудиторное время. Заключение. Данное исследование дополняет знания о феномене одиночества и позволяет комплексно проводить профессорско-преподавательскому составу профилактические мероприятия среди студентов. Область применения результатов. Учебно-воспитательный процесс на кафедрах образовательных медицинских организаций. Ключевые слова: одиночество; профилактика; студент; профессорско-преподавательский состав; образовательная организация.
Контактная информация: Трегубов Валерий
Николаевич, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ORGANIZATIONAL DIRECTIONS FOR PREVENTING THE FEELING OF
LONELINESS AMONG STUDENTS OF MEDICAL EDUCATIONAL
INSTITUTIONS Abstract Significance. For a long time, the phenomenon of loneliness has been attracting the attention of scientists in various specialties. At the same time, despite numerous studies and their published results in periodicals, the number of people with feelings of loneliness is not decreasing. This problem concerns various social groups of the population, including young people studying in medical educational institutions. Subject of the research. Prevention of the feeling of loneliness among students. The purpose of the study is to substantiate organizational directions for improving preventive work of the faculty in this area of knowledge based on the study of the feeling of loneliness among students of medical educational institutions. Material and methods: to achieve the purpose of the study, sociological, analytical and logical methods were used. 440 senior students studying in 2024 at the Sechenov University were recruited to fill out a specially designed questionnaire, using a random sampling method. Results. The results obtained in previous and current studies on the prevalence of feelings of loneliness among students indicate significance of this phenomenon for young people in modern conditions. The faculty must know and master methods for preventing loneliness among students to be used in the work of departments of educational organizations. Prevention of loneliness should be carried out among students throughout the entire period of their studies, without reducing the quality and effectiveness of educational process, covering all study groups, especially those dominated by girls, who are more susceptible to feelings of loneliness than boys. Directions used to prevent loneliness in student groups should take into account those factors that influence the occurrence of this condition and methods that young people prefer to use in this situation, as well as the possibility of their use in the classroom or during extracurricular time. Conclusion. This study complements the knowledge about the phenomenon of loneliness and allows the faculty to comprehensively carry out preventive measures among students. Scope of application. The educational process at the departments of educational medical organizations. Keywords: loneliness; prevention; student; faculty; educational organization.
Corresponding author: Valery N. Tregubov,
email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Феномен одиночества в течение длительного времени привлекает внимание многих исследователей. За рубежом одиночество впервые начинает приобретать статус значимой философской категории на рубеже XVIII - XIX веков [1]. Намного позже, с середины XX века отечественные философы, психологи, социологи, врачи и др. специалисты начинают проводить исследования по вопросам одиночества в различных социальных группах населения. Однако несмотря на научную проработку данной темы и принимаемые меры в современном, быстро меняющемся мире, на фоне глобализации, урбанизации, развития информационно-коммуникационных технологий и др. факторов число людей с чувством одиночества продолжает увеличиваться [2-4]. Как свидетельствуют результаты ранее проведенных исследований, подвержены одиночеству не только пожилые, но и молодые люди. В частности, у студентов чувство одиночества начинает возникать в процессе их вступления в самостоятельную жизнь, когда у них возникают проблемы с самореализацией, выполнением запланированных задач, налаживанием новых межличностных связей, несбывшимися мечтами и т.д. [5-8]. На данную тему только за последние годы на страницах Российских периодических изданий были опубликованы содержательные научные статьи, в которых А.А. Бондарев с соавт. (2021) исследовали переживания чувства одиночества студентами из полных и неполных семей [9], Н.Н. Карелина с соавт. (2021) изучали субъективные ощущения одиночества у студентов, которые находились на дистанционном обучении [10], О.С. Васильева с соавт. (2022) выявили взаимосвязь между показателями переживания одиночества и эмоционального интеллекта у студентов [2], О.Г. Жарикова (2022) изучила особенности психосоматического поведения студентов с разными типами одиночества [11], К.А. Холупова с соавт. (2022) исследовали переживания одиночества и склонности к различным видам зависимости у студентов медицинского университета [12], Н.О. Олейник (2023) выявил особенности в структуре переживания студентами одиночества различного уровня [13], О.А. Скорлупина (2023) сравнила переживание одиночества и самоотношение к нему студентами разных курсах обучения [8], Е.Ф. Ященко с соавт. (2023) определили характеристики субъективного переживания одиночества, экзистенциальной исполненности и удовлетворенности жизнью студентов образовательных организаций [14] и др. Во многих ранее проведенных исследованиях авторы использовали шкалу субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона [3,8-13], дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осинова, Д.А. Леонтьева [2,3,9,11-14] и ряд других методов, с помощью которых ими приоритетно определялись уровень и особенности переживания чувства одиночества людьми. Направления по совершенствованию профилактики чувства одиночества среди студентов ранее комплексно практически не рассматривались, что свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования. Цель исследования: на основании изучения чувства одиночества у студентов медицинских образовательных организаций обосновать организационные направления совершенствования профилактической работы профессорско-преподавательского состава в данной области знаний. Задачи исследования:
Предмет исследования. Профилактика чувства одиночества у студентов. Материалы и методы для достижения цели исследования и решения ее частных задач были использованы социологический, аналитический и логический методы. К заполнению специально разработанной карты анкетного опроса методом случайной выборки было привлечено 440 студентов старших курсов, обучавшихся в 2024 г. в Сеченовском Университете и прибывших на кафедру общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко из других медицинских образовательных организаций для участия в очном туре олимпиады «Менеджмент и лидерство в здравоохранении-2024». Среди респондентов было 22% юношей и 78% девушек. Средний их возраст составлял 21,3 года. Все они не состояли в официальном браке. Для полученных в процессе анкетного опроса данных рассчитывались проценты, которые в вопросах с несколькими вариантами ответов ранжировались с помощью онлайн калькулятора (https://math.semestr.ru/group/rang.php). Организационные направления профилактики чувства одиночества у студентов обосновывались с помощью аналитического и логического методов, на основании полученных в исследовании данных и результатов, ранее опубликованных в 30 научных статьях. Результаты Полученные в процессе исследования данные свидетельствуют, что у 78,2% респондентов, с различной частотой возникает чувство одиночества, которое по их самооценке появляется у 9,1% часто, иногда - 28,2%, редко - 40,9% и не возникает у 21,8%. Юноши в меньшей степени подвергнуты чувству одиночества, которое возникает с разной частотой у 54,1% из них, в том числе часто у 8,3%, иногда - 8,3% и редко – 37,5%, среди девушек чувство одиночества возникает у 84,9% респондентов, соответственно в 9,3%, 33,7% и 41,9%. Не возникает чувство одиночества у 45,8% юношей и 15,1% девушек (Таблица 1). Таблица 1 Частота возникновения чувства одиночества у студентов
Безусловно, что возникающее у молодых людей чувство одиночества может бесследно пройти после создания ими своих семей, рождения детей, при трудоустройстве и работе в дружном коллективе, появлении у них новых интересных знакомых и т.д. Но на момент проведения исследования 20,9% респондентов отметили, что они испытывают страх, связанный с данным состоянием и возможным его сохранением в течение жизни, еще 30% опрошенных студентов на данный вопрос ответили «Скорее да, чем нет», 24,5% - «Скорее нет, чем да» и только 24,5% чувство страха от одиночества не испытывают. Доля юношей и девушек, которые не испытывают страха на фоне чувства одиночества практически одинаковая, соответственно 25,0% и 24,4%, в то время как интенсивность восприятия страха у них значительно отличается. Так, группа юношей положительно ответившие на данный вопрос составляет 12,5%, а девушек – 23,3%, «Скорее да, чем нет» соответственно 25,0% и 31,4%, «Скорее нет, чем да» соответственно 37,5% и 20,9% (Рисунок 1).
На вопрос об основных факторах способствующих возникновению чувства одиночества у студентов, респондентами из предложенных в карте анкетного опроса нескольких вариантов ответов были выбрали следующие: чувство одиночества появляется без всякой причины - у 44,5% опрошенных лиц (12 ранговое место), недостаточно реального общения с людьми - 30% (11 ранговое место), высокая нагрузка в вузе - 27,3% (10 ранговое место), отсутствие цели в жизни - 21,8% (9 ранговое место), недостаточное материальное обеспечение 20,9% (8 ранговом место) и др. В зависимости от пола студентов 5 наиболее значимых причин возникновения чувства одиночества у них отличаются. Если у юношей это высокая нагрузка в вузе - 25,0% (12 ранговое место), недостаточно реального общения с людьми и возникновение чувства одиночества без конкретной причины – по 20,8% (11 и 10 ранговые места), отсутствие цели в жизни и высокая нагрузка на работе – по 16,7% (9 и 8 ранговые места), то у девушек чувство одиночества чаще возникает без конкретной причины - 51,5% (12 ранговое место), недостаточно реального общения с людьми - 32,6% (11 ранговое место), высокая нагрузка в вузе - 27,9% (10 ранговое место), недостаточное материальное обеспечение и отсутствие цели в жизни – по 23,3% (9 и 8 ранговые места). В меньшей степени возникновение чувства одиночества студенты связывают с плохим здоровьем – 4,5% (1 ранговое место), оторванностью от родителей – 11,8% (3 ранговое место), одиноким проживанием – 12,7% (4 ранговое место) и др. (Таблица 2). Таблица 2 Основные факторы, влияющие на возникновение чувства одиночества у студентов
Как следует из таблицы 3 при возникновении чувства одиночества 52,7% студентов начинают слушать музыку (18 ранговое место), 51,8% смотрят художественные фильмы (17 ранговое место), 50,9% занимаются своим хобби, в основном связанным с искусством (16 ранговое место), 50,0% выходят на прогулку (15 ранговое место), 47,3% смотрят материалы в сети интернет (14 ранговое место) и т.д. Как видно наиболее часто выполняемые студентами мероприятия при возникшем чувстве одиночества не связаны с общением с другими людьми. Коллективные мероприятия, такие как посещение гостей свойственны 20,9% (9 ранговое место), а приглашение к себе гостей только 15,5% (6 ранговое место) респондентам. Положительным моментом при этом является низкая доля лиц стремящиеся снизить чувство одиночества за счет вредных привычек: употребляют спиртные напитки 1,8% (1 ранговое место), курят 3,6% (2 ранговое место), перекусывают 17,3% (7 ранговое место) респондентов. Необходимо отметить, что к психологу при этом обращаются всего 6,4% (4 ранговое место) опрошенных студентов. Больше всего юношей при появлении у них чувства одиночества занимаются спортом и выходят на прогулку – по 45,8% (18 и 17 ранговые места), занимаются своим хобби – 41,7% (16 ранговое место), смотрят художественные фильмы – 37,5% (15 ранговое место), слушают музыку – 29,2% (14 ранговое место) и т.д. При возникновении чувства одиночества у девушек, они наиболее часто: слушают музыку – 59,3% (18 ранговое место), смотрят художественные фильмы – 55,8% (17 ранговое место), просматривают материалы в сети интернет – 54,7% (16 ранговое место), занимаются своим хобби – 53,5% (15 ранговое место), выходят на прогулку - 51,2% (14 ранговое место) и т.д. Таблица 3 Мероприятия, выполняемые студентами при возникновении у них чувства одиночества
Обсуждение полученных результатов Проведенный в процессе настоящего исследования анализ ранее опубликованных научных работ, посвященных изучению чувства одиночества у студентов, свидетельствует, что данная проблема носит междисциплинарный характер, в связи с чем взгляды философов, психологов, социологов и др. специалистов в отношении сущности данного феномена отличаются. Кроме того, одиночество сопровождается сугубо индивидуальным и субъективным переживанием, поэтому каждый человек испытывает его по-своему и даваемые одиночеству различными специалистами определения не могут претендовать на полную идентичность. В связи с чем одиночество рассматривается как результат дисгармонии межличностных отношений, характеристикой которой является социально-психологическая дистанция [15], а также как субъективное переживание, проявляющееся в добровольной или вынужденной невозможности человека удовлетворить потребность во взаимодействии, общении, интимности и сопровождающееся широким спектром эмоциональных проявлений [13] и т.д. При этом большинство исследователей сходятся в том, что чувство одиночества может возникать у людей с одной стороны при их физическом или социальном изолировании от общества, а с другой - в виде отчуждения при наличии у граждан достаточно стабильных коммуникаций на работе с коллегами, в семье и с прочими окружающими лицами, но при отсутствии достаточного психологического контакта с ними. В данных случаях чувство одиночества, как правило, сопровождается негативными переживаниями, как некая психологическая проблема, которую человек не всегда может решить самостоятельно [2,6,8,11,16]. Однако физическая и социальная изоляция человека от общества не обязательно приводит к возникновению у него чувства одиночества [10]. Ряд граждан добровольно стремятся к уединению, чтобы у них было больше времени размышлять и думать. В данной ситуации эти люди начинают испытывать не отрицательные, а положительные эмоции, такие как радость и удовольствие. Ведь проведенное в одиночестве время способствует самопознанию, саморазвитию и творческому процессу [5,13,16-18]. К сожалению, погруженность в свой внутренний мир и свои мысли, избегание шумных компаний и молчаливость у человека общество может воспринимать за безразличие и отстраненность от установленных норм и правил, так как в современном мире более позитивно воспринимаются эмоциональные, открытые и общительные личности. Данные особенности межличностных отношений самым непосредственным образом связаны с работой медицинского персонала, деятельность которого относится к системе «человек-человек» и предусматривает общение специалистов здравоохранения с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством и др. лицами. Учитывая данное обстоятельство профессорско-преподавательский состав должен владеть методикой профилактики одиночества среди студентов и использовать основные ее направления в образовательном процессе, для развития коммуникативных навыков у будущих врачей. В процессе обучения самые большие проблемы в отношении одиночества могут возникать у студентов именно медицинских образовательных организаций, в которых требования, интенсивность занятий, учебные нагрузки гораздо выше, чем у обучаемых других специальностей. Но организация образовательного процесса должна обеспечивать подготовку высококвалифицированных врачей, соответствующих по профессиональному уровню ожиданиям общества [6]. В связи с чем проводимые мероприятия по профилактики одиночества у студентов не должны снижать качество и эффективность образовательного процесса. Полученные в предыдущих исследования результаты об интенсивности и частоте возникновения одиночества среди студентов свидетельствуют о значимости данного феномена у молодых людей. Так, А.А. Любякин и Л.В. Оконечникова (2016) выявили у 26,1% студентов высокий уровень переживания одиночества, у 50,7% - умеренно выраженный уровень и у 23,2% - одиночество не было выявлено [5]. Несколько иные результаты были получены О.А. Скорлупиной (2023), которая установила, что 25% студентов имеют высокий уровень одиночества, 19% – средний и 56% – низкий уровень [8]. По данным Е.Ф. Ященко с соавт. (2023) у 20% студентов наблюдается высокий уровень выраженности одиночества, 19% участников исследования считают себя одинокими людьми, а 18% - способны находить ресурс в уединении, творчески использовать его для самопознания и саморазвития [14]. П.М Козырева и А.И. Смирнов (2020) в своей работе указывали, что с чувством одиночества сталкиваются около трети 14–29-летних россиян, из них 6,5% – практически всегда или часто, а 27,2 % – редко [19]. Результаты нашего исследования показали, что у 9,1% студентов одиночество возникает часто, иногда - 28,2%, редко - 40,9% и не возникает у 21,8% респондентов. Учитывая высокий уровень переживания и частоту возникновения одиночества у студентов профилактические мероприятия в отношении данного состояния целесообразно проводить в процессе всего периода обучения студентов во всех учебных группах. Особое внимание при проведении профилактики одиночества следует уделять девушкам, так как по данным С.В Матвеевой и А.О. Харлановой (2019) они в отличии от юношей переживают одиночество острее и болезненнее, что объясняется их более ярко выраженной эмоциональностью и высоким уровнем чувствительности [3]. А.А. Любякин и Л.В. Оконечникова (2016) в своей статье также указывали, что девушки являются более чувствительными и ранимыми, в связи с чем у них чувство одиночество проявляется более остро [5]. Мнение данных авторов совпадает с результатами нашего исследования, в котором было установлено, что чувство одиночества с разной частотой возникает у 84,9% девушек и только у 54,1% юношей. О необходимости проведения профилактики одиночества среди студентов, особенно если они по разным причинам находятся в социальной изоляции, свидетельствую данные о том, что чувство одиночества обычно сопровождается плохим настроением и болезненными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди обычно очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные отношения с другими либо ограничены, либо полностью разорваны [9]. Чем больше человек переживает одиночество, тем более дисгармоничны его отношения с людьми, и наоборот, дисгармония в отношениях приводит к переживанию острого чувства одиночества [15]. Психологическое одиночество может вызывать опасные для личности острые эмоциональные реакции на ситуацию, а в случае длительного проявления снижать качество психологической и социальной жизни человека, и, как следствие, может отражаться на его здоровье. Особенностями психологического состояния одиноких людей являются чувство тревожности, сочувствия к себе, незащищенности, ранимости, отчужденности, неловкости, изолированности, гнева, злости, а также депрессия, плохой сон и дневная дисфункция, повышенный риск сердечно-сосудистых и др. заболеваний, склонность к суициду и т.д. [4,11,16]. Данные проявления на фоне одиночества приводят к дисгармонии в межличностных отношениях студентов [20]. По этому вопросу Н.Ф. Шитова (2007) писала в своей статье: «беспомощность как одна из возможных реакций на данную ситуацию сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношения вражды» [21]. Подобные результаты были получены при проведении данного исследования, в процессе которого было установлено, что 20,9% респондентов на фоне одиночества испытывают страх, связанный с данным состоянием и возможным его сохранением в течение жизни. Важным моментом в профилактике одиночества является изучение факторов, которые способствуют возникновению данного чувства у студентов, с целью принятия мер со стороны профессорско-преподавательского состава по их устранению. Согласно ранее опубликованным материалам одиночество обусловлено социальными, психологическими, экономическими и культурными факторами [3]. Кроме того, данный феномен связан не только и не столько с проблемой общения, сколько со свойствами самой личности [4]. По материалам А.А. Любякина и Л.В. Оконечниковой (2016) одинокие студенты в качестве причин чаще всего называли: отсутствие близких друзей, не с кем поговорить – 72,2%, ощущение того, что я никому не нужен – 55,6%, отсутствие любимого человека – 50%, ощущение того, что никто меня не понимает – 44,4%, сложности в общении, в заведении новых знакомств – 38,9%, пребывание вдали от семьи, друзей – 33,3%, ощущение, что я не настолько интересен и привлекателен для других людей – 33,3% [5]. К числу подобных факторов можно отнести и переезд студентов в другой город, развод, смерть близкого человека, болезнь и т.д. [16]. Предпосылками к возникновению одиночества являются также высокая степень расслоения общества, разобщенность людей в больших городах, недостаточность глубоких эмоциональных контактов [8]. Требования современного учебного процесса в медицинской образовательной организации диктуют необходимость вынужденного и чрезмерно частого и длительного использования интернета молодыми людьми. С одной стороны, это усиливает их социальную изоляцию, а с другой – способствует переживанию одиночества и риск возникновения склонности к интернет-зависимости [2,7,22]. Результаты ранее проведенного опроса показали, что после перехода на удаленное обучение 71% студентов стали чувствовать себя более одинокими [10]. Полученные в процессе нашего исследования данные также подтвердили наличие большого количества факторов, которые влияют на возникновение чувства одиночества у студентов. Однако профессорско-преподавательский состав эффективно может воздействовать на ограниченное их число, в частности это касается: недостаточно реального общения у 30,0% студентов с другими людьми; отсутствие у 21,8% цели в жизни; необщительный склад характера у 15,5% студентов. При возникновении чувства одиночества большинство студентов стремятся самостоятельно справиться с данным состоянием. По материалам статьи Н.Н. Карелиной (2021) самыми распространенными способами борьбы с чувством одиночества у студентов являются: просмотр фильмов, сериалов и роликов в сети интернет, рисование, общение с близкими, прослушивание музыки, работа онлайн и постоянная занятость, поиск новых увлечений, хобби. При этом автор данной статьи указывает, что перечисленные способы ухода от ощущения одиночества, очевидно, являются временными и не способны решить возникшую проблему. Более того студенты могут прибегать к использованию деструктивных способов, таких как: слишком длительный сон, переедание, злоупотребление алкоголем, постоянный просмотр телепередач, интернета, социальных сетей [10]. В зависимости от пола А.А. Любякин и Л.В. Оконечникова (2016) выделили типично мужские реакции на одиночество: игра в компьютерные игры и поездки по городу на машине или велосипеде. К типично женским реакциям они отнесли: чтение, заполнение времени учебой или работой, поход в магазин за покупками, а в некоторых случаях приоритетными у них становятся пассивные реакции на одиночество, такие как поплакать, подольше поспать, поговорить по телефону и др. [5]. Подобные результаты были получены и в данном исследовании: при возникновении чувства одиночества 52,7% студентов слушают музыку, 51,8% смотрят художественные фильмы, 50,9% занимаются своим хобби, в основном связанным с искусством, 50,0% выходят на прогулку, 47,3% смотрят материалы в сети интернет, 40,0% занимаются спортом и т.д. Учитывая, что студенты при возникновении одиночества предпочитают выполнять индивидуальные мероприятия, профессорско-преподавательскому составу следует разъяснять им эффективность, прежде всего, коллективных форм взаимодействия, а в случае сильного переживания одиночества или если данное чувство приобретает хронический характер советовать обратиться за помощью к специалисту. Для профилактики возникновения у студентов чувства одиночества профессорско-преподавательскому составу следует использовать методы, которые можно разделить на две основные группы: проводимые во время аудиторных занятий и проводимые во внеаудиторное время. Первая группа методов включает: формирование у студентов в рамках воспитательной работы любви к выбранной профессии врача и мотивации качественного ее освоения [23]; обучение их целеполаганию [24]; создание в учебной группе во время занятий комфортных условий и хороших взаимоотношений с преподавательским составом [7]; на примерах о жизни и деятельности выдающихся специалистов здравоохранения разъяснение обучаемым, что глобальные перемены в здравоохранении и внедрение передовых медицинских технологий в настоящее время возможно осуществлять только в составе сплоченных коллективов [25]; одобрение взаимоотношений, поддерживаемых студентами со своими родителями, близкими людьми и окружающими [7]; обучение студентов правилам коммуникации, которые положительно влияют на успешный карьерный рост любого специалиста [26]; формирование и развитие у обучаемых эмоционального интеллекта, умения распознавать, понимать, управлять своими эмоциями [2] и др. К основным направлениям профилактики одиночества среди студентов, проводимых во внеаудиторное время относятся: привлечение студентов к выполнению научной работы в составе исследовательской группы, которую целесообразно формировать различными по степени общения обучаемыми [10]; выступление студентов на научно-практических конференциях с результатами выполненной научной работы и опубликование по теме доклада коллективных научных статей и тезисов [27]; проведение со студентами дополнительных групповых занятий на интересующие их темы по профилю кафедры [10]; освоение студентами дополнительных образовательных программ в составе групп [28]; принятие у студентов коллективных отработок пропущенных занятий и поручение совместного выполнения домашних заданий сразу несколькими студентами [10]; привлечение студентов к занятиям физической культурой и спортом, особенно в составе командных видов спорта [29,30] и др. Выводы:
Библиография
References
Дата поступления: 30.08.2024 Просмотров: 107
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 18.12.2024 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|