СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ РАЗЛИЧНЫХ РАЙОНОВ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ |
09.12.2024 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5-18
Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. Резюме Актуальность. Изучение синдрома эмоционального выгорания в условиях Севера, где сочетание неблагоприятных природно-климатических и социально-экономических факторов существенно повышает нагрузку на психоэмоциональную сферу педагогов, представляет собой значимую тему для исследования. Актуальность обусловлена повышенными требованиями к деятельности педагогов в контексте изменений в системе образования, а также значительным оттоком высококвалифицированных кадров из районов Крайнего Севера. Цель исследования – провести сопоставительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания и уровня психического здоровья у педагогов из разных районов Магаданской области. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 193 школьных педагога из трех районов Магаданской области, охватывающих континентальную и приморскую зоны. Уровень эмоционального выгорания определяли опросником «Диагностика уровня эмоционального выгорания» по В.В. Бойко, нервно-психическую адаптацию с помощью шкалы И.Н. Гурвича. Результаты. В сравнительном аспекте изучены выраженность симптомов выгорания и психического здоровья у педагогов континентальной и приморской зоны Магаданской области. У обследуемых трех районов фазы Напряжение и Истощение не выражены, а фаза Резистенция в стадии формирования. В структуре синдрома наиболее выраженным и практически сложившимся являлся симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Среди всех педагогов был практически равным процент лиц, у которых диагностировали синдром эмоционального выгорания. Однако, обследуемые Сусумана, по сравнению с коллегами из Эвенска и Магадана, продемонстрировали наименее выраженный профиль эмоционального выгорания и уровень нервно-психической адаптации, что вероятно, связано с более благоприятным психологическим климатом и организационными условиями. Педагоги трех районов были отнесены, в основном, к 3 группе психического здоровья по шкале нервно-психической адаптации. Менее половины относились к группе практически здоровых лиц по психическому здоровью. У 17-18% обследуемых педагогов Магадана и Эвенска диагностировали вероятность пограничной и выраженной психической патологии. Заключение. У педагогов континентальной зоны Магаданской области (г. Сусуман) наблюдается более благоприятный эмоциональный фон, более высокий уровень нервно-психической устойчивости и менее выраженный профиль эмоционального выгорания по сравнению с коллегами из приморской зоны (Магадан и Эвенск). Установлено, что особенности нервно-психической стрессоустойчивости педагогов существенно влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания. Помимо негативных факторов севера, организационные условия учебно-педагогического процесса могут оказывать дополнительное воздействие на психоэмоциональное состояние педагогов, что в совокупности может приводить к истощению психических и психофизиологических ресурсов. Результаты могут применяться при разработке мероприятий по оценке и профилактике эмоционального выгорания, регулированию эмоций педагогов с учетом особенностей жизнедеятельности в условиях Севера. Ключевые слова: педагоги; синдром эмоционального выгорания; нервно-психическая адаптация; Север
Контактная информация: Бартош Татьяна
Петровна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
COMPARATIVE analysis of EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME IN
TEACHERS IN DIFFERENT DISTRICTS OF the MAGADAN REGION Abstract Significance. A study on teachers’ emotional burnout syndrome under the North conditions where psychoemotional status is negatively affected by the combination of unfavorable natural-climatic and socio-economic factors is considered an important research topic. The relevance is substantiated by the increased requirements for teachers’ performance in the context of changes in the education system, as well as a significant outflow of highly qualified personnel from the Far North. The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the degree of emotional burnout and mental health among teachers in different districts of the Magadan Region. Material and methods. One hundred and ninety-three school teachers from three districts of the Magadan Region comprising continental and seaside zones took part in the study. The level of emotional burnout was assessed by the “Diagnosis of the level of emotional burnout” V.V. Boyko questionnaire, and neuropsychic adaptation level was specified using the I.N. Gurvich scale. Results. The conducted comparative analysis was focused on the degree of burnout and mental health symptoms in teachers of continental and coastal zone of the Magadan Region. The Tension and Exhaustion phases among the respondents were not pronounced with the Resistance phase being at the stage of formation. In the structure of the syndrome, “inadequate selective emotional response” proved to be expressed the most and almost developed. Among all teachers from the three surveyed districts, there was almost an equal share of those diagnosed with emotional burnout syndrome. However, the teachers in Susuman, compared to their peers in Evensk and Magadan, showed the least expressed emotional burnout and the lowest level of neuro-psychic adaptation, which was probably associated with more favorable psychological environment and working conditions. Based on the neuropsychic adaptation scale, teachers in all three districts were mainly attributed to the 3rd group of mental health. Less than half of the respondents can be qualified as practically healthy people in terms of their mental health. 17-18% of the surveyed teachers from Magadan and Evensk were diagnosed with a probable borderline or pronounced mental pathology. Conclusion. Teachers from the continental zone of the Magadan Region (Susuman) tend to have a more favorable emotional profile, experiencing a higher level of neuropsychic stability and less pronounced emotional burnout compared to those from the coastal zone (Magadan and Evensk). We also found that teachers’ neuropsychic stress resistance can significantly affect the development of emotional burnout syndrome. Along with the negative factors of the North, organization of educational environment can have an additional impact on teachers’ psycho-emotional state, which all together can lead to the exhaustion of mental and psychophysiological resources. The findings can be applied to develop measures for assessing and preventing teachers’ emotional burnout as well as for influencing the emotional status with due regard to peculiar features of life and activities in the North. Keywords: teachers; emotional burnout syndrome; neuro-psychic adaptation; North.
Corresponding author: Tatyana P. Bartosh,
email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Проживание в суровых природно-климатических условиях Северо-Востока предъявляет повышенные требования к психофизиологическим резервам организма человека [1]. Хронический северный стресс повышает функцию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, которая регулирует многие процессы организма, включая пищеварение, иммунные реакции, эмоции, хранение и потребление энергии [2]. Комплексное исследование функционального состояния основных физиологических систем северян выявило различия даже среди жителей, проживающих в различных регионах севера [3]. Причем качество жизни населения в этих регионах зависит также от социально-экономических, экологических и медико-биологических факторов. Чем более экстремальные условия окружающей среды воздействуют на организм человека, тем более глубокие адаптивные изменения происходят на различных уровнях функциональных систем [1]. Адаптацию к условиям Севера и эффективное использование ресурсов организма сопровождает психоэмоциональное напряжение. Оно является основой для возникновения негативных нарушений и заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, а также способствует более раннему старению организма по сравнению с районами с более умеренным климатом [2]. Сложное социально-экономическое положение в современной России увеличивает требования к квалификации и ответственности учителя, одновременно порождая ряд психологических факторов, негативно влияющих на личность работника, что естественным образом приводит к появлению и развитию профессиональной деформации личности [4]. В условиях Севера педагогам кроме обычной профессиональной адаптации требуются дополнительные механизмы для сохранения оптимального уровня функционирования организма [5]. Педагогическая деятельность связана с микрострессами и нервно-эмоциональным напряжением, непрерывным воздействием на нервную систему противоречивых, напряженных эмоционально-стрессовых факторов, частых отрицательных психических состояний. Это приводит к снижению уровня работоспособности, понижению показателей здоровья, что особенно актуально на фоне коренного реформирования современного образования [6]. C высокой степенью эмоционального истощения и выгорания связаны перегрузка работой, когда учителя вынуждены работать на 1,5–2 ставки, количество учеников в классе и нехватка времени [7, 8]. Нами было показано, что педагоги общеобразовательных школ Магаданской области характеризуются повышенной утомляемостью, слабостью, инертностью и неуравновешенностью нервных процессов [1], а также у них более выражены симптомы эмоционального выгорания, нервно-психического истощения и социальной фрустрации по сравнению с педагогами средних образовательных учреждений [9]. Интересно было оценить особенности проявления выгорания у педагогов образовательных учреждений, проживающих в различных районах Магаданской области, организм которых подвергается различному воздействию комплекса социально-экологических и природно-климатических факторов. Магаданская область представляет собой субарктическую территорию, которая по эколого-климатическим условиям делится на приморскую (г. Магадан, п. Эвенск) и континентальную части (г. Сусуман). Приморская часть характеризуется частыми циклонами, постоянными ветрами и умеренными зимними температурами (около –15 ° С). В континентальной части ветра почти нет, но характерны резкие перепады температур в летний (+36° С), и зимний (–53° С) периоды и относительно низкая влажность [10]. Для отдаленных северных поселений Магаданской области, помимо комплекса неблагоприятных природно-климатических факторов, добавляются социально-экономические трудности, значительная удаленность и труднодоступность не только до центральных районов страны, но даже до областного центра. Жители сталкиваются с ограниченными возможностями для досуга и отдыха, обмена профессиональным опытом и повышения квалификации. Кроме того, имеется проблема доступа к качественной медицинской помощи, что негативно сказывается на их здоровье и качестве жизни. Также для районов Крайнего Севера серьезной проблемой является значительный отток высококвалифицированных кадров, трудности в сохранении и привлечении специалистов. Цель исследования – провести сопоставительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания и уровня психического здоровья у педагогов из разных районов Магаданской области. Материал и методы В обследовании приняли участие 45 педагогов школы-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск Магаданской области (группа 1) средний возраст 40,0 ± 2,1 лет, педагогический стаж 17,0 ± 2,3 лет; 53 педагога МБОУ НОШ и МБОУ СОШ №1 г. Сусуман Магаданской области (группа 2) средний возраст 45,4 ± 1,89 лет, педагогический стаж 22,8 ± 2,07 лет; 95 педагогов 6-ти общеобразовательных школ г. Магадан (группа 3) средний возраст 44,4 ± 1,17 лет, педагогический стаж 21 ± 1,14 лет. В Школе-интернате п. Эвенск одна смена, в классах наполняемость 15-17 чел. В г. Сусумане 1-2 смены, наполняемость 17-22 чел. В школах Магадана педагоги работают преимущественно в 2 смены, наполняемость классов 25-30 чел. В городе районного значения Сусуман Магаданской области (62°46′) климат континентальный субарктический с очень холодной сухой зимой. Расстояние от г. Сусумана до областного центра Магадан по трассе составляет 626 км, а по прямой - 385 км. Транспортное сообщение с Магаданом осуществляется автобусом и самолетом. В п. Эвенск Магаданской области (61°55') преобладает субарктический климат с чертами морского, расположен на побережье Охотского моря в 535 км от Магадана. Транспортное сообщение с областным центром осуществляется только самолетом. Город Магадан (59°34′) - административный центр Магаданской области - субарктический климат с чертами морского, расположен на побережье Охотского моря. Исследование проводили в первую половину дня, в кабинете психолога. Педагоги проходили обследование в свободное от уроков время или во время перерыва. Критерии включения: наличие согласия на обработку персональных данных. Критерии исключения: в исследование не включали анкеты с отсутствием или пропусками отдельных пунктов опроса. Для оценки риска профессионального эмоционального выгорания использовали опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» по В.В. Бойко [11], методологической основой которого является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Опросник содержит 84 утверждения. Респондент должен выразить согласие, либо несогласие с утверждением. По результатам тестирования подсчитывается сумма баллов по каждой из 12 шкал опросника, затем вычисляется сумма значений по шкалам каждой из фаз "выгорания", а также общая сумма баллов по тесту. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом; 10-15 баллов - складывающийся симптом; 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». В каждой из фаз возможна оценка в пределах от 0 до 120 баллов: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Общий балл (Индекс СЭВ): низкие значения - 108 и менее, средние - 109 – 180, высокие значения - 181 балл и более [11]. Нервно-психическую адаптацию (НПА) исследовали с помощью шкалы И.Н. Гурвича [12]. Тест НПА позволяет распределить обследуемых на следующие уровни психического здоровья: 1-2 группа (до 20 баллов) - психическое здоровье полное, нервно-психическая устойчивость, 3-я группа (21-30 балл) - психическое здоровье ограниченное. Нервно-психическая неустойчивость, признаки стресса, патологическая нервно-психическая дезадаптация; 4-я группа (31-40 баллов) - вероятность пограничной психической патологии, болезненного нервно-психического состояния, невротизации; 5-я группа (более 40 баллов) - вероятность выраженной психической патологии, психодезадаптационное состояние [12]. Исследование выполнено в соответствии с «Правилами клинической практики в Российской Федерации», с принципами Хельсинской Декларации и в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ от 27.07.2006 г. № 152 «О персональных данных». До включения в исследование у всех участников оформлено письменное информированное согласие о добровольном участии (протокол заседания комиссии по биоэтике ФГБУН Института биологических проблем Севера ДВО РАН № 001/019 от 29.03.2019 г.). Статистическая обработка данных показателей проведена с использованием пакета прикладных программ Excel-97 и Statistica-10.0. Проверка исследуемой выборки на предмет нормальности распределения осуществлялась при помощи вычисления критерия Шапиро-Уилка. Анализ достоверности различий производили при помощи t-критерия Стъюдента и U-критерия Манна-Уитни. Для сравнения долей применяли χ2 -критерий с поправкой Йетса. Производили вычисление средней арифметической (М), ее ошибки (± m), медианы (Me) и интерквартильного размаха в виде 25 и 75 процентилей (С25 и С75). Различия считали статистически значимыми при р<0,05. Зависимость параметров устанавливали с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Результаты В таблице 1 представлен сравнительный анализ синдрома выгорания у педагогов разных районов Магаданской области. Таблица 1 Выраженность симптомов эмоционального выгорания и нервно-психической адаптации педагогов разных групп, M±m /(Ме; С25, С75)
Примечание: * – достоверное различие исследуемых показателей между педагогами соответствующих групп (*1-2 и *2-3) при p < 0,05. Из таблицы 1 видно, что у педагогов трех групп в целом фазы Напряжения и Истощения не выражены, а фаза Резистенции в стадии формирования. Анализ данных также показал, что у педагогов континентальной зоны, в среднем, фаза Резистенция достоверно значимо (p < 0,05) менее выражена, чем у коллег приморской зоны (табл.1). По сравнению с коллегами, у педагогов Сусумана достоверно значимо менее выражены (p<0,05) симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей» (p<0,05) (табл.1). Также по сравнению с педагогами Эвенска у сусуманцев менее выражен симптом «эмоциональный дефицит» (p<0,05). По сравнению с коллегами Магадана менее выражена фаза Истощение (p<0,05) и общий балл - Индекс СЭВ (p<0,05) (табл.1). У педагогов Эвенска и Магадана в структуре выгорания наиболее выражен и является сложившимся симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». У педагогов Сусумана данный симптом также сложился у определенной части лиц (согласно показателю С75) (см. табл.1). В среднем, у педагогов Сусумана не установлено сложившихся симптомов выгорания. Складывающимися симптомами были, в основном, симптомы фазы Резистенция: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «эмоционально – нравственная дезориентация» и «редукция профессиональных обязанностей», а также симптом фазы Напряжение – «переживание психотравмирующих обстоятельств» (как у коллег 1-й и 3-й групп). Интересно отметить, что процент лиц, у которых диагностировали синдром эмоционального выгорания по методике [11], у обследуемых трех групп был практически равным – 13% (6 чел. и 7 чел.) у педагогов Эвенска и Сусумана, соответственно и 15% (14 чел.) у педагогов Магадана (χ2= 0,00; p= 0,9921). В соответствии с показателем НПА педагоги трех групп относились, в основном, к 3-й группе психического здоровья (неблагоприятные прогностические признаки, признаки стресса) (табл.1) [12]. У педагогов Сусумана наименее выражен уровень нервно-психической адаптации по сравнению с коллегами из Эвенска и особенно Магадана (p<0,05) (табл.1). Сопоставительный анализ по уровню психического здоровья по шкале НПА показал неравномерное процентное распределение в группах обследуемых (рис.1).
Примечание: темно- серый цвет- группа 1 (Эвенск), светло-серый цвет – группа 2 (Сусуман), белый - группа 3 (Магадан). Как видим на рис.1, менее половины педагогов (38%-43%-36%, соответственно) находится в группе практически здоровых по психическому здоровью. Наряду с этим, среди педагогов Сусумана выявлен наибольший процент лиц с устойчивым психическим здоровьем, по сравнению с коллегами Эвенска и Магадана. Заметим, что у педагогов Сусумана вероятность выраженной психической патологии в три раза ниже (см. рис.1) и составляет всего 6 % обследуемых. Среди педагогов Эвенска и Магадана 18 % и 17 %, соответственно (χ2= 2,47, p= 0,1158; χ2= 2,87, p= 0,0904). Корреляционный анализ показал положительные ассоциации показателя НПА с параметрами эмоционального выгорания в группе педагогов Магадана: фазой Напряжения (r=0,45, p<0,01), «загнанность в клетку» (r=0,36, p<0,01), «тревога и депрессия» (r=0,61, p<0,01), фазой Резистенции (r=0,39, p<0,01), «расширение сферы экономии эмоций» (r=0,40, p<0,01), «редукция профессиональных обязанностей» (r=0,42, p<0,01), фазой Истощение (r=0,41, p<0,01), «эмоциональный дефицит» (r=0,31, p<0,01), «деперсонализация» (r=0,34, p<0,01), «психосоматические и психовегетативные нарушения» (r=0,48, p<0,01), Индексом СЭВ (r=0,48, p<0,01). Корреляции показателя НПА не установлены с 5 симптомами эмоционального выгорания. В группе педагогов Сусумана нет корреляционных связей с 4 симптомами: «эмоционально-нравственная дезориентация», «эмоциональная отстраненность», «неудовлетворенность собой», «редукция профессиональных обязанностей». В группе педагогов Эвенска у показателя НПА не было ассоциаций только с 2-мя симптомами выгорания: «эмоционально – нравственная дезориентация» и «эмоциональная отстраненность». Обсуждение В нашем исследовании показано, что в структуре синдрома эмоционального выгорания у педагогов, проживающих в условиях Северо-Востока (Эвенск, Сусуман, Магадан), наблюдается преобладание фазы Резистенции, а фазы Напряжение и Истощение преимущественно являются несформированными либо в стадии формирования. Обследуемым педагогам свойственно стремление к обретению психологического комфорта через использование эмоциональных защитных механизмов, что может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Это согласуется с данными исследователей [13, 14]. Также отметим, у педагогов трех групп наиболее выраженным и практически сложившимся был симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (табл.1). Исследованиями Р.В. Демьянчука [13, 15] показано, что этот симптом характерен для личностного профиля педагогов из-за их повышенной эмоциональной лабильности и неспецифичности данного признака в синдроме. Причем, характеристики личности и мотивационная сфера, согласно исследованиям [16,17], являются важными предикторами развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Вероятно, вследствие этого процент лиц, у которых диагностировали данный синдром среди обследуемых групп разных районов, был практически равным (табл.1). Несмотря на более низкий профиль СЭВ у педагогов Сусумана в целом, следует отметить, что у определенной части педагогов из трех районов, согласно С75, доминирующими (более 20 баллов) симптомами в структуре были «переживание психотравмирующих обстоятельств» и «редукция профессиональных обязанностей (педагоги Эвенска и Магадана), у ряда педагогов из Сусумана эти симптомы также уже сложились (более 16 баллов) (табл.1). Это говорит о том, что у обследуемых накапливается отчаяние и негодование, раздражение факторами профессиональной деятельности, идет формирование тревожности, разочарования в себе, а также появляется стремление облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат [11]. Также, показатель С75 указывает, что среди обследуемых педагогов, особенно магаданцев, складывается симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» (табл.1). Педагоги жалуются на неприятные ощущения в области сердца, повышенное давление, головные боли и т.д. По данным литературы [18], большинство учителей относятся к группе людей с так называемым стресс-коронарным типом, у которых повышен риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Показано, что с учетом синергизма комплексного воздействия дискомфортных северных условий у педагогов в процессе профессиональной деятельности увеличивается вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний [2]. Нервно-психическая адаптация способствует стабильности психофизиологических и психических процессов, что повышает устойчивость к стрессу и способность к адекватному поведению в экстремальных условиях. В среднем, у педагогов Сусумана, по сравнению с сопоставимыми группами педагогов, наиболее высокий уровень нервно-психической устойчивости (p<0,05) (табл.1). Однако по показателю С75 видим, что среди сусуманцев и магаданцев встречались лица с признаками стресса и нервно-психической неустойчивостью (3-я группа психического здоровья). У определенной части педагогов Эвенска по показателю С75 диагностировали 4-ю группу психического здоровья (31-40 баллов) - признаки невротизации и болезненного нервно-психического состояния (табл.1). По результатам корреляционного анализа данных можно заключить, что у педагогов трех групп Магаданской области особенности нервно-психической стрессоустойчивости существенно влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания. Хочется отметить, что во всех обследуемых группах педагогов два симптома: «эмоционально-нравственная дезориентация» и «эмоциональная отстраненность» не ассоциированы с уровнем НПА. Можно предположить, что на развитие этих симптомов, которые включают в себя стратегии цинизма, равнодушия и отключения эмоций из профессиональной деятельности влияют другие факторы. Таким образом, по результатам нашего исследования можно говорить, что по сравнению с педагогами приморской зоны Магаданской области Эвенска и Магадана, педагоги из континентальной части (Сусуман) оказались более благополучны в контексте эмоционального выгорания и психического здоровья. Это помогает решению профессиональных задач даже при высокой нагрузке и постоянном стрессе, обусловленных в том числе неблагоприятными условиями северных регионов. Вероятно, одним из факторов, способствующих формированию более благополучного психологического профиля педагогов Сусумана, являются организационные условия в школах. Так, педагоги отмечали достаточно благоприятный климат в педагогическом коллективе и адекватное руководство. Ряд работ свидетельствует о значительной взаимосвязи между психологической атмосферой в школе и благополучием учителя [19], вкладе в развитие выгорания дисбаланса усилий и вознаграждения, неблагоприятной обстановки в школе и организации учебно- педагогического процесса [8,11, 20]. О влиянии психосоциальных и поведенческих факторов на состояние здоровья показала в своей работе О.А. Кислицына [21]. Исследователями было показано [22], что поддержка со стороны коллег и администрации школы может помочь смягчить и предотвратить значительное накопление стресса у педагогов, что представляет собой излишнюю активацию регуляторных систем, которая приводит к переходу организма в состояние повышенного напряжения и нестабильности на различных уровнях, включая физиологический, психический и поведенческий [23, 24]. В итоге, несмотря на более благополучный психоэмоциональный профиль педагогов Сусумана, в контексте развития СЭВ, все же у определенной их части остается риск развития проблем, связанных с психо-вегетативной, нервно-психической сферой и сердечно-сосудистой системой. Это может быть связано с индивидуальными особенностями личности, недостаточной психической устойчивостью и другими факторами, которые возникают у педагогов, работающих в условиях Севера. Все это может оказывать дополнительное воздействие на здоровье педагогов, увеличивая степень эмоционального выгорания. В тоже время считаем, что немаловажным фактором в снижении психоэмоционального напряжения педагогов в суровых климатогеографических условиях Севера являются организационные условия деятельности и морально-психологический климат в коллективе. Школьная администрация в силах создать условия для уменьшения стресса и нагрузки, предоставив необходимые ресурсы, организуя психопрофилактические мероприятия по управлению стрессом и конфликтами, а также обеспечивать поддержку в решении сложных ситуаций. Заключение Исследование показало, что нервно-психическое состояние и профессиональное здоровье педагогов Магаданской области все так же требует внимания. В структуре синдрома эмоционального выгорания у педагогов, проживающих в условиях Северо-Востока (п.Эвенск, г.Сусуман, г.Магадан), характерно преобладание фазы Резистенция, а фазы Напряжение и Истощение преимущественно являются несформированными либо в стадии формирования. Наиболее выраженным и практически сложившимся являлся симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». У обследуемых педагогов трех групп был практически равным процент лиц, у которых диагностировали синдром эмоционального выгорания. Несмотря на схожий профиль эмоционального выгорания у обследуемых педагогов трех групп в Магаданской области, педагоги континентальной части Магаданской области (г.Сусуман) продемонстрировали более низкие (p<0,05) показатели симптомов фазы Резистенция и Истощения по сравнению с коллегами из приморской зоны (п. Эвенск, г. Магадан). Кроме того, среди сусуманских педагогов отмечен наиболее высокий уровень нервно-психической устойчивости и самый низкий процент лиц с выраженной психической патологией, по сравнению с коллегами из Эвенска и Магадана (χ2= 2,47, p= 0,1158; χ2= 2,87, p= 0,0904). Показано, что особенности нервно-психической стрессоустойчивости педагогов существенно влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания. Помимо негативных факторов, присущих северным регионам, организационные условия учебно-педагогического процесса оказывают дополнительное психоэмоциональное давление на педагогов, что в совокупности может приводить к истощению психических/ психофизиологических ресурсов и ухудшению психосоматического состояния. Наше исследование указывает на необходимость уделять большее внимание улучшению условий работы педагогов в северных районах, создание благоприятной рабочей среды, проведение мониторинга здоровья учителей. Исследование дополняет имеющиеся данные о развитии синдрома эмоционального выгорания у педагогов и расширяет представления об особенностях его проявления в разных районах Северо-Востока России. Анализ полученных данных указывает на необходимость уделять большее внимание улучшению условий работы педагогов на Севере, создание благоприятной рабочей среды, проведение мониторинга нервно-психического здоровья учителей. Результаты могут применяться при разработке мероприятий по оценке здоровья педагогов, профилактике эмоционального выгорания, консультаций и занятий по регулированию эмоций и поддержанию психологического благополучия педагогов с учетом особенностей жизнедеятельности в условиях Севера. Библиография
References
Дата поступления: 01.07.2024 Просмотров: 111
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 18.12.2024 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|