Классификация медицинских специальностей как фактор улучшения подготовки и деятельности врачей и среднего медицинского персонала |
02.04.2010 г. | ||||||||
УДК 614.2:616-051
Данилова Н.В.1, Уткина Г.Ю.2
Classification of medical specialities as the factor of improvement in training and activity of physicians and nurses
1 – Federal Public Health Institute, Moscow
Ключевые слова: кадры здравоохранения, специальности специалистов, медицинское образование, классификация. Key words: health resources; specialties of experts, medical training, classification. За последние годы внимание государственных служб, сферы организации здравоохранения и общественного здоровья направлено на изучение вопросов, касающихся тактики подготовки, распределения, закрепления медицинских кадров, формирование стратегии их планирования и прогнозирования в масштабах Российской Федерации в целом и ее субъектов. Решение кадровой проблемы предусматривает разработку эволюционных, программных подходов и направлений на основе проведения научного анализа фактического состояния, изучения тенденций, сложившихся в данной области в нашей стране и мировой практике [2,6,7].Интерес к вопросам медицинского образования и профессиональных кадров объясняется усилением влияния системы здравоохранения как социального института на современное общество, необходимостью управления имеющимися и вновь создаваемыми техническими и технологическими ресурсами [3]. Профессия медика была и остается одной из динамичных как в силу своей специфики, так и самой природы человека и общества: с течением времени меняется демографическая ситуация, продолжительность жизни людей, структура и распространенность их болезней. Уникальность и особенности медицинской подготовки заключается в том, что в современном мире диплом врача не предоставляет права на самостоятельную деятельность. Необходимое для нее, последипломное образование по углублению теории и врачебных практик, признанное и в России, имеет различную продолжительность в разных странах. Тем не менее, данный факт не вызывает замечаний со стороны независимых представителей контроля процесса обучения - медицинских сообществ, ассоциаций, палат, социума в целом, что является новым акцентом при подготовке специалистов, признанием здоровья в качестве первостепенной ценности для граждан страны. Развитие медицинской науки, появление новых направлений, способов диагностики и лечения заболеваний способствуют изменению потребности в кадровом персонале по оказанию услуг первичной, специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи. Вместе с тем, вопросы подготовки специалистов в каждой стране решаются по-разному, единые схемы отсутствуют. Главным критерием оценки подготовки врачей и среднего медицинского персонала, вне зависимости от национальной системы, является содержание учебного процесса, уровень полученных знаний и качество обучения кадров. Несмотря на то, что медицинское образование существует в мире уже несколько столетий, процесс его трансформации наиболее активизировался с конца 80-х годов 20-ого века. Формируется отчетливое стремление к созданию согласованного единого общеобразовательного пространства, что объясняется стремлением к высокому качеству образования на основе образовательных стандартов и подготовки специалистов высокого уровня. В отечественном и международном здравоохранении прослеживается идентичность мероприятий, проводимых по подготовке кадров, которая заключается в акценте на улучшение управления обучением кадрового персонала, совершенствование сети медицинских учебных учреждений, теоретических и практических обучающих программ, а также – на реинновацию образовательных стандартов в аспекте подготовки кадров по профильным специальностям. Общность критериев обучения как единообразных эталонов и методик по обеспечению качества знаний и профессиональных навыков в медицинских образовательных учреждениях, является непременным условием мирового признания уровня квалификации. В течение всей трудовой деятельности на лиц, избравших медицинскую профессию, возлагается ответственность за непрерывный профессиональный рост, улучшение качества знаний и умений в соответствии с развитием науки, национальными стандартами, новыми медицинскими технологиями, стандартами Всемирной Федерации медицинского образования (ВФМО). Согласно требованиям ВФМО после получения диплома молодой врач обучается профильным специальностям, чтобы после овладения специальными знаниями и навыками, получить лицензию на повседневную деятельность. В последипломном медицинском образовании, помимо специализации по определенному направлению медицины (своего рода первичной специализации), признана (также как и в нашей стране) более узкая специализация (вторичная). Вместе с тем, характерной чертой последипломного медицинского образования за рубежом является факт большей целенаправленности на широкопрофильную подготовку и стажировку для самостоятельной деятельности в качестве врачей общей практики. В российских условиях одной из проблем совершенствования кадров здравоохранения является сложившаяся тенденция недостатка численности врачебных кадров, оказывающих первичную медицинскую помощь и рост специалистов узкого профиля деятельности, наряду с их чрезмерной концентрацией в мегаполисах и других городах. Среди множества составляющих подготовки медицинских кадров, определяющих их объем и качество, классификация специальностей занимает одно из значимых мест. Суть понятия «классификация» предусматривает распределение объектов и понятий по классам, группам, разрядам в соответствии с их объединением по общему признаку [1]. Оптимальная классификация, оказывая, по принципу обратной связи, влияние на состояние обеспеченности, прогнозирование численности кадров, подготовку, сертификацию, лицензирование, повышение квалификации и аттестацию персонала, создает условия для улучшения деятельности учреждений здравоохранения, приближает ее содержание к соответствию европейским требованиям. Созданная впервые в 1970 году (приказ Минздрава СССР от 04.05.1970 г. №280) классификация представляла собой, по сути, свод, перечень (классификатор) врачебных и провизорских специальностей, включающий 51 специальность и 75 врачебных должностей. С 1995 года (приказ Минздравмедпрома от 16.02.1995 г. № 33) состав специальностей увеличился до 83. К 1999 году добавлено 11 новых специальностей, на рассмотрении находились более 20. Вместе с тем, за пройденный период выявлено, что не всегда введение новых специальностей было научно обоснованно, появилась тенденция к их дроблению - так, из специальности «эндокринология» выделен профиль -«диабетология», но численность данных специалистов лишь около 2% от общего числа эндокринологов (2008 г. - 1,8%). Главным недостатком являлось отсутствие системного подхода в построении классификации. Новая номенклатура специальностей в учреждениях здравоохранения установлена приказом Минздрава России от 27.08.1999 г. № 337. С этого времени в основу классификации специалистов с высшим медицинским образованием положена этапная подготовка специалистов. Это проявилось в сохранении преемственности в приобретении специальностей, связей и отличий между профилями: от базовой специальности и квалификации по диплому к последипломному образованию с получением сертификата по основной специальности и далее – с профессиональной переподготовкой и приобретением дополнительной специальности. Под специальностью по диплому предусматривается подготовка, объединяющая совокупность знаний, умений и навыков выпускника ВУЗа по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим возможность начала профессиональной деятельности. Основная специальность (как раздел специальности по диплому) предполагает получение более глубоких профильных знаний. Специализация, требующая углубленной подготовки, определяется как часть основной специальности с продолжением обучения знаниям и практическим умениям в избранной области деятельности. Для упорядочения процесса внесения изменений в состав номенклатуры специальностей руководителям органов управления здравоохранением, научным, образовательным медицинским учреждениям, медицинским ассоциациям, наряду с предложением новой специальности, рекомендовано прилагать ее паспорт. Документ должен содержать научно- практическое обоснование значимости, предмет и методы изучения, основные и отличительные, от смежных специальностей, признаки, описание перспективы развития, экономическое обоснование затрат на подготовку профильных специалистов с прогнозированием их потребности на рынке труда (приказ Минздрава Российской Федерации от 02.11.1999 № 393 «О порядке внесения изменений в номенклатуру специальностей»). Атрибутом самостоятельности специальности является длительность и сложность изучаемых явлений (свыше 500 часов аудиторных занятий с отличием по изучаемым темам, разделам и вопросам от смежных специальностей - не менее чем на 70% объема учебных программ). Стремлением к совершенствованию классификации, созданию условий для приобретения узкого профиля лишь после общего специального последипломного образования объясняется принятие новых рекомендательных документов (приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2008 № 112н). Утратившими силу признан приказ № 337 и ряд приказов (15) о внесении в него изменений. С 2009 года утверждается и действует новая классификация специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием [4]. Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело, медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика являются базовыми специальностями, получаемыми в ВУЗе. Приобретение основной специальности (включая фармацию) подтверждается наличием сертификата. После обучения основной специальности имеется возможность получения - более «узкой» (субспециальность) с дополнительной теоретической и практической подготовкой. Действующая классификация отформатирована по системному принципу: основная специальность связана с базовой; одинаковую «узкую» специализацию можно получить при разных основных специальностях; соблюдается горизонтальная иерархия (от общей к частным специальностям). В итоге, при наличии чуть более 30 основных профилей, число узкопрофильных дисциплин составило 63 наименования. Вопросы обучения кадров для первичного, вторичного здравоохранения являются столь важными, прежде всего потому, что стоимость подготовки специалиста, в особенности с высшим медицинским образованием, достаточно высока. Однако система российского здравоохранения, в течение последних десятилетий отстает от общемировой ситуации, отличаясь кадровым дисбалансом по уровням оказания медицинской помощи. Соотношение работающих физических лиц по профессиям медицинская сестра – врач многие годы, в среднем по Российской Федерации, составляет 2,0 - 2,2 к 1 (2008 г. – 2,1), незначительно различаясь по регионам. Вместе с тем, среднее медицинское и фармацевтическое образование на практике является самостоятельным, профессиональным обучением, основанным на базовых и углубленных программах, последипломном и дополнительном обучении кадров сестринского звена. Для обеспечения профессиональной подготовленности среднего медперсонала создана номенклатура медицинских и фармацевтических специальностей (приказ Минздрава РФ от 19.08.97 № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»). В 2008 году осуществлено ее обновление (приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.04.2008 г. № 176н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»), включающее 29 специальностей по профилям додипломной и последипломной подготовки. Вместе с тем, нельзя, к сожалению, не отметить, что до настоящего времени отсутствует группировка и структурирование по единым принципам, сохраняется неоднозначность трактовки ряда наименований сестринских специальностей. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, в соответствии с видом экономической деятельности формируются профессиональные квалификационные группы или группы профессий на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации [8] с поуровневой дифференциацией, что выполняет определенную роль в повышении престижа труда, должностного роста. Квалификационные группы работников здравоохранения по внутригрупповой градации включают 4 группы, в том числе, «Врачи и провизоры», «Средний медицинский и фармацевтический персонал» (приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»). Возможности повышения профессиональной квалификации способствуют повышению эффективности труда персонала, улучшению качества оказываемой населению медицинской помощи. Основные механизмы реализации роста квалификационного уровня определены приказом Минздравмедпрома России от 16.02.1995 № 33 «Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Уровень подготовленности специалиста определяется по квалификационным категориям в соответствии с теоретической и практической подготовкой, деловой репутацией, способностью выполнять профессиональные обязанности по занимаемой должности. На сегодняшний день порядок совершенствования профессиональных знаний по специальностям группы «Здравоохранение» претерпел некоторые изменения и дополнен приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 г. №705н. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» (в редакции приказа от 12.08.2009 № 581н) Даны рекомендации по условиям и формам переподготовки, повышения квалификации специалистов. Профессиональная подготовка контингентов лиц с трудовым стажем до 5 лет организуется на основании квалификационных требований; со стажем от 5 до 10 лет – по образовательным программам профессиональной переподготовки; при более высоком стаже работы – по программам повышения квалификации, каждые 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием утверждены с конкретизацией полученного профиля, перечнем должностей по каждой из 96, основных и требующих дополнительной подготовки, специальностей [5]. Установлены современные требования к профессиональной деятельности лиц, получивших среднее медицинское образование. По ряду специальностей, согласно их номенклатуре, определены должности, в которых данная работа осуществляется, объемы владения общими и специальными знаниями и умениями. Учитывая, что подготовленность и квалификация медицинских кадров могут составить представление о результативности работы медицинских организаций, анализ показателей, отражающих состояние подготовки и квалификации, позволяет дать оценку кадрового потенциала системы здравоохранения Российской Федерации в целом. Расчет доли специалистов по классификации медицинских специальностей (данные свода отчетных форм государственного статистического наблюдения Ф.17 ГСН за 2008 год) в учреждениях здравоохранения свидетельствует о преимущественном преобладании врачей терапевтического профиля, представленных каждым третьим от общего числа. Каждый десятый врач работает по педиатрическому направлению, той или иной хирургической специальностью владеют 15,0% врачей. Доля специалистов стоматологического профиля составляет 7,8%, гигиенического – доходит до 1,0% от общей численности врачей. На одного специалиста с высшим фармацевтическим образованием приходится, в среднем, 52 - подготовленных в ВУЗе по сугубо медицинским направлениям. В структуре медицинских кадров со средним профессиональным образованием более 2/3 от общей численности (68,4%) составляют медицинские сестры, каждый десятый специалист имеет фельдшерское образование (10,7%), по специальности «акушерка» работают 4,8% физических лиц. Доля лаборантов, лабораторных техников, медицинских технологов составляет в целом 7,2%, зубных врачей – 1,4%, организаторов сестринского дела – 1,0%, медицинских статистиков – менее 1,0%. На 1 фармацевта приходится до 120 лиц с иным средним медицинским образованием. Численность аттестованных врачей наибольшая среди физических лиц стоматологического и хирургического профиля (76,7%, 61,0%) Более активны к участию в процессе аттестации анестезиологи-реаниматологи (63,0%) травматологи-ортопеды (58,2%), сердечно-сосудистые хирурги (46,2%). Число аттестованных среди врачей терапевтического, педиатрического, психиатрического профиля примерно равнозначно (от 54,5% до 56,8% специалистов). Слабо инициативны в оценке своей квалификации клинические фармакологи (26,0%), хотя их численность невысока– 1,1 тыс. человек, и работа выполняется преимущественно в крупных медицинских организациях. Наименьшая численность врачей с подтвержденной квалификацией в группе специалистов гигиенического профиля – 41,7% (с первой и второй категорией лишь 13,5% врачей). По специальности «гигиеническое воспитание» категория имеется только у 30,0% специалистов. Наибольшая численность аттестованных медицинских работников среднего звена среди медицинских сестер, работающих по специальности операционное дело (73,7%), физиотерапия, анестезиология и реаниматология (71,2%, 70,7%). Следует признать, что несмотря на формализацию процедуры аттестации/переаттестации, факт участия в ней медицинских работников несомненно способствует квалификационному росту, повышению профессиональной ответственности и качества работы. Многолетний опыт аттестации кадров здравоохранения позволяет адаптировать его к современным требованиям, развивать с позиции непрерывного образования на основе поэтапной организации данной процедуры (тестирование - собеседование), а также оценивать по балльным критериям международной практики. Низкая доля медицинских работников, соответствующих второму категориальному уровню, свидетельствует о стремлении молодых специалистов использовать допускаемые, из общего правила, исключения последовательности в присвоении категорий и отсутствии желания самоанализа результативности и эффективности своей работы при небольшом ее стаже. В концепции кадровой политики в здравоохранении, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 03.07.2002 № 210 «О концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации» указано, что система управления кадровым потенциалом здравоохранения основывается на решении конкретных задач по улучшению уровня подготовки и использования кадровых ресурсов. Не столь сложной, но реально необходимой для этого, является работа по оптимизации структуры и функционального наполнения классификации специальностей медицинских кадров как одного из составных элементов кадровой политики в здравоохранении. Заключение Анализ информации по формированию классификации специальностей специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием в Российской Федерации, позволяет заключить:
Целесообразно развивать систему управления кадровым потенциалом на основе: изменения медико-организационных, процессуальных подходов к лицензированию и аттестации кадров с совершенствованием индикаторов, содержания, сроков; разработки квалификационных моделей (компоненты и функции) по ведущим профессиональным группам специалистов; адаптировать многолетний опыт аттестации врачей и сестринского персонала к современным рейтинговым критериям; создания условий непрерывного самообучения кадров на рабочем месте с обеспечением доступности к профессиональным информационным ресурсам в учреждении здравоохранения (профильные журналы, монографии, справочники, электронные пособия, Интернет-ресурсы и др.). Список литературы
Просмотров: 33038
1. 18-03-2015 13:40 К сожалению не могу согласиться с некоторыми заявлениями авторов данной статьи по причине отсутствия источников литературы к данным завлениям/выводам. Практически каждый абзац статьи "грешит" отсутствием литературных источников. Т.о. выводы автором не подкреплены фактами. Например: 1. Абзац 3 : "...Уникальность и особенности медицинской подготовки заключается в том, что в современном мире диплом врача не предоставляет права на самостоятельную деятельность." Вопросы:Что авторы имеют в виду употребляя словосочетание "в современном мире"? Какие источники информации были использованы для данного заявления? 2. Абзац 4: "...Вместе с тем, вопросы подготовки специалистов в каждой стране решаются по-разному, единые схемы отсутствуют. Главным критерием оценки подготовки врачей и среднего медицинского персонала, вне зависимости от национальной системы, является содержание учебного процесса, уровень полученных знаний и качество обучения кадров." Вопросы:Анализ подготовки специалистов каких стран был проведен авторами для данного вывода? Какие источники информации были использованы для данного заявления? и т.п. К сожалению качество Данной статьи не соответствует требованиям к научным публикациям принятых в Германии. Принципиально не говорю о Всем мире (как это делают авторы данной статьи), т.к. не могу подтвердить это источниками литературы. В Германии существует несколько классификаций для написания нучных работ/статей, но всех их объединяют общие Правила к проведению Поиска информации, Формулировки вывода и Подтверждение выполнения вышеупомянутых Правил в тесте статьи (Berit Sandberg: Wissenschaftlich Arbeiten von Abbildung bis Zitat. Ein Lehr- und Ьbungsbuch fьr Bachelor, Master und Promotion. Oldenbourg, Mьnchen 2012. ISBN 978-3-486-71635-1) С уважением Елена Сайфарт Master of Science "Gesundheitswissenschaften" 2. 18-12-2012 16:20 врач эндокринолог, за период работы 2010-2012 г.г. в кабинете эндокринолога поликлиники сменилось 14 медсестер по специальности сестринское дело, которые работают постоянно с ВТУ, ВОП, окулистом, неврологом, онкологом и т.д., и на период их отпуска, болезни направлялись на прием с врачом эндокринологом. Работать невозможно. Нужна специальность "сестринское дело в эндокринологии" и должность "медицинская сестра поликлиники эндокринологическая", а также: 1) правовое закрепление обязательности работы в кабинете эндокринолога поликлиники среднего медицинского персонала, имеющего такую специальность; 2) правовое закрепление обязательности введения в поликлинике должности"медицинская сестра поликлиники эндокринологическая". Добавить комментарий
|
||||||||
Последнее обновление ( 16.04.2010 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|