ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНДОСКОПИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 ГОДУ |
28.12.2024 г. | ||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-S5-6
Баландина Л.С., Базарова И.Н., Богомазова А.С. Резюме Актуальность. Одной из проблем государственного управления здравоохранением, которая регулярно отмечается Счетной палатой при проведении аналитических мероприятий, является проблема эффективности расходования государственных средств. К зонам неэффективных расходов регулятор относит также закупочную деятельность субъектов Российской Федерации в части медицинского оборудования. Целью исследования является выбор и анализ показателей, отражающих наличие, достаточность, работоспособность и эффективность использования трех групп эндоскопического оборудования (эндоскопы для исследований верхних и нижних отделов желудочно-кишечного тракта, а также дыхательных путей) для совершенствования подходов к планированию и проведению закупочной деятельности по оснащению медицинских организаций современным медицинским оборудованием. Материалы и методы. Исследование проводилось на основании данных официальной статистики: форм ФСН № 30, ФСН № 7 за 2019–2022 годы, а также данных Росстата о количестве населения субъектов Российской Федерации за тот же период по методике оценки приоритетности проведения закупок и эффективности использования эндоскопического диагностического оборудования. Результаты. По итогам 2022 года 36 субъектов Российской Федерации имеют критические точки по наличию и эксплуатации эндоскопического оборудования. В остальных 49 субъектах ситуация относительно благополучная с точки зрения необходимости проведения каких-либо срочных организационных мероприятий. Выводы. Опыт регионов, получивших высокую оценку по эффективности использования оборудования, необходимо изучить и рекомендовать к применению в других субъектах РФ. Область применения результатов. Результаты оценки могут применяться как на федеральном уровне в целях формирования рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню потребности в обновлении и расширении парка эндоскопического оборудования, так и на уровне субъектов Российской Федерации в целях оценки эффективности использования медицинского оборудования и обоснования закупочной деятельности. Ключевые слова: медицинское оборудование; эндоскопическое диагностическое оборудование; эффективность использования медицинского оборудования; субъекты Российской Федерации
Контактная информация: Баландина Людмила Сергеевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
EFFICIENCY ASSESSMENT OF THE USE OF ENDOSCOPIC DIAGNOSTIC EQUIPMENT IN THE RUSSIAN CONSTITUENT ENTITIES IN 2022 Abstract Significance. One of the problems of public health administration, which is regularly noted by the Accounts Chamber during analytical activities, is efficiency of public spending. The regulator also considers procurement activities of the Russian constituent entities related to medical equipment to be areas of inefficient spending. The purpose of the study is to select and analyze indicators reflecting availability, sufficiency, operation and efficiency of using three groups of endoscopic equipment (endoscopes for examining the upper and lower gastrointestinal tract, as well as the respiratory tract) to improve approaches to planning and implementing procurement activities to equip medical organizations with modern medical equipment. Material and methods. The study was conducted based on official statistics: Federal data assembling forms No. 30, No. 7 for 2019-2022, as well as Rosstat data on population of the constituent entities of the Russian Federation for the same period according to the methodology for assessing priority of procurement and use efficacy of endoscopic diagnostic equipment. Results. According to the 2022 results, 36 constituent entities of the Russian Federation have critical points regarding availability and operation of endoscopic equipment. In the remaining 49 constituent entities, the situation is relatively favorable in terms of the need for any urgent organizational measures. Conclusion. The experience of regions that received a high score for efficient use of equipment should be analyzed and recommended for dissemination in other constituent entities of the Russian Federation. Scope of application. The assessment results can be used both at the federal level to rate constituent entities of the Russian Federation by the need for upgrading and expanding endoscopic equipment, and at the level of the constituent entity of the Russian Federation to assess use efficiency of medical equipment and substantiate procurement. Keywords: medical equipment; endoscopic diagnostic equipment; use efficiency of medical equipment; constituent entities of the Russian Federation
Corresponding author: Lyudmila S. Balandina, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Проведение регулярной оценки показателей наличия, достаточности, работоспособности и эффективности использования материально-технической инфраструктуры учреждений здравоохранения позволяет совершенствовать подходы к планированию и проведению закупочной деятельности по оснащению медицинских организаций современным медицинским оборудованием. Вместе с этим проведение мониторинга и анализа имеющегося действующего медицинского оборудования помогает осуществлять оперативное управление этой деятельностью, в том числе в отношении дорогостоящего медицинского оборудования. Умелая и эффективная организация данных мероприятий является важнейшим направлением работы федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и способствует повышению качества и доступности оказания медицинской помощи населению субъектов Российской Федерации (РФ). В последние годы при реализации таких федеральных проектов как «Модернизация первичного звена здравоохранения», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и других, входящих в Национальный проект «Здравоохранение», парк диагностического и лечебного медицинского оборудования медицинских организаций был существенно обновлен и расширен. За 2019–2023 годы зафиксировано стабильное увеличение количества эндоскопического диагностического оборудования, а изношенное и морально устаревшее оборудование в рамках переоснащения постепенно выводилось из эксплуатации, о чем свидетельствует уменьшение доли эндоскопического оборудования со сроком эксплуатации более пяти лет [3]. Следует отметить, что закупки медицинского оборудования имеют циклические максимумы по годам, которые могут быть объяснены потенциальными сроками эксплуатации. На рисунке 1 представлен объем закупок медицинского оборудования с использованием данных мониторинга тендерных закупок от информационно-аналитической компании Headway Company [1,2], где хорошо заметен «пик» закупок, приходящийся на 2021 год. Исходя из сроков эксплуатации, ожидаемые сроки обновления и замены приобретенного медицинского оборудования будут в 2025–2026 годах.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо грамотно планировать объемы закупаемого оборудования и определить приоритеты при его распределении. Подходы к оценке эффективности использования медицинского оборудования могут быть различными: медицинский (лечебный и диагностический эффекты), функциональный (наличие и техническое состояние оборудования), организационный (обеспечение оптимального режима эксплуатации оборудования и постоянного потока пациентов), кадровый (наличие необходимого количества медицинского персонала требуемой квалификации), экономический и другие. Состояние эндоскопической службы, наличие и работоспособность оборудования, ситуация с наличием квалифицированного персонала, эффективность применения эндоскопического оборудования для ранней диагностики злокачественных новообразований (ЗНО) служит предметом исследования и изучения многих авторских коллективов. К этой теме регулярно обращаются как организаторы здравоохранения, так и представители врачебного сообщества на протяжении многих лет. Практически во всех исследованиях сделаны выводы о недостаточной методической и законодательной поддержке работы эндоскопической службы, отсутствии четких нормативов и регламентов, стандартов и рекомендаций [3-5,10,11,13-15]. Например, в работе авторского коллектива [4] из ФГБУ «ГНЦ колопроктологии им. А. Н. Рыжих» рассматривается эффективность использования аппаратов для гастроскопии и колоноскопии применительно к диагностированию и лечению злокачественных и доброкачественных новообразований желудочно-кишечного тракта (далее – ЖКТ). В качестве итоговых выводов рекомендуется усовершенствовать формы статистической отчетности для сбора более детализированной информации и отмечается, что в целом по РФ наблюдается недостаточное использование эндоскопического оборудования. О необходимости вести мониторинг использования медицинского оборудования упоминается в работе Самойловой А.В. с соавт. [5]. Оценке затрат рабочего времени врачей-специалистов на выполнение работ, связанных с проведением эндоскопических исследований, посвящена публикация Стародубова В.И., Сон И.М. и др. [6], в которой представлены результаты нормирования рабочего времени врача-специалиста при проведении эндоскопического исследования. Авторами сделан вывод о необходимости актуализации норм времени в целях повышения качества оказываемой лечебно-диагностической помощи. Утвержденные Минздравом России правила проведения эндоскопических исследований [7] содержат информацию о нормативной численности медицинского персонала и стандартах оснащения подразделений медицинских организаций, выполняющих эндоскопические исследования, но при этом в них не включены временные нормативы проведения эндоскопических исследований. Отсутствие четких нормативов не дает возможности организовать эффективную работу диагностических подразделений. Исследование Свещинского М.Л. [8], проведенное в 2013 году, посвящено детальному изучению функционирования эндоскопической службы. В частности, в этой работе приводятся данные о недостаточной загруженности врачей-эндоскопистов – в среднем в 2012 году по стране выполнялось 4,3 эндоскопических процедуры в день. Автор указывает на то, что оценка активности использования колоноскопии (ФКС) в расчете на 10 тысяч населения показала как низкую частоту применения метода в целом, в несколько раз ниже принятых стандартов в странах Западной Европы, так и значительную разницу в организации эндоскопических служб по регионам. Также отмечена низкая доля исследований, проводимых со взятием биопсийного материала. По мнению автора исследования, причины сложившейся практики требуют отдельного углубленного изучения с привлечением экспертного сообщества. О необходимости совершенствования собираемых для анализа эффективности использования эндоскопического оборудования информации указал Веселов А.В. с соавт. [9]. Многие исследователи в своих работах отмечают простои оборудования как одну из основных проблем его эксплуатации. В работе [12] подробно разбираются причины возникающих простоев в работе диагностического оборудования в республике Башкортостан в 2016 году. В частности, примерно в 15% случае оборудование не использовалось по причине отсутствия пациентов, а в 17% - по причине временного отсутствия медицинского персонала. Примерно в 34% причиной простоя являлись технические работы по обслуживанию медицинского оборудования. Эти данные подчеркивают, что есть возможности увеличения пропускной способности медицинского оборудования и необходимо применять более эффективные организационные решения. Целью настоящего исследования является выбор и анализ показателей, отражающих наличие, достаточность, работоспособность и эффективность использования трех групп эндоскопического оборудования (эндоскопы для исследований верхних и нижних отделов ЖКТ, дыхательных путей), а также анализ результатов оценки приоритетности проведения закупок и эффективности использования указанного эндоскопического диагностического оборудования в разрезе субъектов Российской Федерации по данным за 2019-2022 годы на основании разработанных авторами методик.. Материалы и методы В рамках проведенного нами исследования деление эндоскопического оборудования на группы осуществлено в зависимости от локализации выявляемых злокачественных новообразований и с учетом особенностей статистической информации, включенной в ФФСН № 30:
Исследование проводилось на основании данных официальной статистики: формы ФФСН № 30, ФФСН № 7 за 2016-2022 годы, а также данных Росстата о количестве населения субъектов Российской Федерации за тот же период. Для оценки эффективности использования эндоскопического оборудования использовались следующие показатели:
Отдельно рассчитаны показатели по текущему состоянию кадрового резерва субъектов РФ:
Для формирования итоговых приоритетов по проведению закупок выбраны следующие показатели:
По каждому показателю определяется его оценка в баллах от «0» до «6» в отношении каждого вида исследуемого эндоскопического оборудования в отдельности. Для формирования балльных оценок по каждому показателю выделяется три интервала значений. Границы интервалов: ГРмин и ГРмакс для присвоения базового балла, равного единице, рассчитываются по формулам:
где:
ГРмин
- минимальная граница интервала, ед.; При значении показателя ниже ГРмин, в отношении вида исследуемого эндоскопического оборудования присваивается базовый балл, равный нулю. При значении показателя выше ГРмакс, в отношении вида исследуемого эндоскопического оборудования присваивается базовый балл, равный двум. Интегральная оценка региона (далее – интегральная оценка) по каждому виду оборудования формируется как сумма баллов по всем входящим в нее показателям. Результаты Высокий уровень интегральной оценки по приоритетности проведения закупок в целом по РФ указывает на то, что сравнительно большое количество субъектов РФ находятся в ситуации, когда необходимо рассматривать вопрос о переоснащении или увеличении парка медицинского оборудования. Низкий уровень говорит об относительно сбалансированной ситуации с наличием и загрузкой медицинского оборудования в большинстве субъектов РФ.
По динамике интегральной оценки (см. рис.2) можно сделать вывод, что в 2022 году увеличилось количество субъектов РФ, приоритетных для проведения закупок, то есть выросла потребность у отдельных регионов в расширении или обновлении парка эндоскопического оборудования. Для гастроскопов (ЭНД-Верх) характерен постоянный рост данной потребности, для двух других типов оборудования потребность возросла только в 2022 году.
При общем росте интегральной оценки по РФ в целом, наблюдается разница между федеральными округами (см. рис. 3). В Дальневосточном федеральном округе в 2021–2022 годах меньшее количество регионов нуждается в проведении закупок, чем в 2020 году. В Приволжском, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах ситуация за последние три года оставалась практически неизменной. В Северо-Кавказском федеральном округе величина интегральной оценки выросла в 2021 году и остается на таком же уровне в 2022 году, что может указывать на необходимость проведения закупок эндоскопического оборудования. В Уральском, Центральном и Южном федеральных округах потребность в закупках выросла в 2022 году относительно 2021 года.
На рис.4 представлены средние значения интегральных оценок федеральных округов. При их сравнении можно сделать вывод, что регионы Северо-Кавказского федерального округа имеют самую большую интегральную оценку (34 балла), что может свидетельствовать о высокой потребности в проведении закупок. У субъектов Уральского и Южного федеральных округов интегральная оценка самая низкая, при этом наблюдается ее рост в 2022 году по сравнению с 2021 и соответственно потребность в закупках в некоторых субъектах РФ в 2022 году возрастает. В целом предлагаемая методика направлена на формирование рейтинга всех субъектов РФ по приоритетности для проведения закупок и выделение группы регионов с высокой потребностью в переоснащении, поэтому анализ по федеральным округам носит скорее информативный характер на уровне общих тенденций.
Наибольшую интегральную оценку и, как следствие, приоритет для проведения закупок эндоскопического оборудования в 2022 году (см. рис.5) имеют Краснодарский край и Республика Адыгея (по 40 баллов), причем в Адыгее ситуация с бронхоскопами вполне стабильная, а вот потребность в приобретении гастроскопов и колоноскопов – высокая. Максимальная интегральная оценка по данной методике – 42 балла. Также в Республике Адыгея, Ставропольском крае и Ульяновской области близкая к максимальной интегральная оценка была и в 2021 году. В группу субъектов РФ с высокой потребностью в проведении закупок входит 21 регион, в группу с низкой потребностью – 23 региона. Аналогично расчету интегральной оценки по проведению закупок рассчитывается интегральная оценка эффективности эксплуатации эндоскопического оборудования с использованием своих показателей и проводится упорядочивание регионов по уровню убывания значений интегральной оценки. Рост уровня интегральной оценки по эффективности использования в целом по РФ обозначает, что увеличивается количество регионов, которые можно отнести к категории эффективных с точки зрения эксплуатации медицинского оборудования, а количество субъектов, где оборудование недостаточно эффективно используется, становится меньше в сравнении с о предыдущими периодами. Однако высокие оценки, полученные в рамках данной методики, не означают, что субъект РФ реально достиг высокой эффективности использования оборудования. Это свидетельствует только о том, что регион более эффективно эксплуатирует медицинское оборудование в сравнении с другими субъектами Российской Федерации. К сожалению, на текущий момент в Российской Федерации отсутствуют утвержденные нормативы времени на проведение эндоскопических исследований, нет четких методических рекомендаций о частоте проведения профилактических эндоскопических исследований для различных групп населения, нет нормативов и стандартов по оптимальной нагрузке на медицинское оборудование. Также информации из существующих форм статистической отчетности недостаточно для объективной оценки ситуации в конкретных медицинских организациях. Очевидно, что нагрузка на оборудование и медицинский персонал в онкологических диспансерах, отделениях скорой помощи и крупных региональных центрах не может быть одинаковой по сравнению с поликлиническими диагностическими отделениями в небольших населенных пунктах. Для прогнозирования потребности в медицинском оборудовании необходимо иметь статистику по проведению исследований по разным возрастным группам и видам оказания медицинской помощи (амбулаторное/стационарное звено).
В целом по совокупной выборке субъектов Российской Федерации эффективность использования эндоскопического оборудования имеет положительную динамику за последние три года (см. рис.6). Для гастроскопов и колоноскопов наблюдается тенденция к снижению в 2022 году относительно 2021 года, но для бронхоскопов динамика положительная в течение всего периода.
На рис.7 отмечается значительный рост интегральной оценки по Приволжскому федеральному округу на протяжении 2020–2022 годов, а также небольшой прирост у Сибирского федерального округа. У Северо-Западного и Северо-Кавказского округов интегральная оценка эффективности использования оборудования в 2022 году снижается. Средняя интегральная оценка по федеральным округам, представленная на рис.8, практически подтверждает, что более эффективно эндоскопическое оборудование эксплуатируется в Приволжском и Уральском федеральных округах (60 баллов в среднем по региону), менее эффективно – в Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах (49 и 47 баллов).
Наибольшую интегральную оценку по методике «Эффективность использования эндоскопического оборудования» имеют Тюменская область, республики Татарстан и Чувашия. В группу субъектов РФ с высокой эффективностью использования входит 19 регионов, в группу с низкой эффективностью использования – 20 регионов. В общей интегральной оценке по эффективности использования эндоскопического оборудования высокую долю занимает оценка по блоку «Кадры». Максимальное значение оценки – 12 баллов, максимальное значение суммы баллов по показателям эксплуатации каждого типа эндоскопов – 24 балла.
Наиболее высокую балльную оценку по блоку «Кадры» имеет Тюменская область (11 баллов из 12 возможных), по 10 баллов приходится на следующие шесть регионов: республики Мордовия, Чувашия, Саха (Якутия), Сахалинская и Пензенская области и Ямало-Ненецкий АО. Нет положительных оценок в Забайкальском крае и Псковской области. Обсуждение полученных результатов По итогам расчета интегральных оценок по обеим методикам можно составить пересечение групп регионов со значениями оценок, требующих внимания организаторов здравоохранения на федеральном уровне (табл.1). Таблица 1 Сводная таблица по интегральным оценкам по методикам «Приоритетность проведения закупок» и «Эффективность использования», 2022 год
Особо пристальное внимание должно быть уделено субъектам РФ, в которых зафиксирована высокая потребность в проведении закупок одновременно с низкими показателями по эффективности эксплуатации эндоскопического оборудования. Это следующие пять регионов: республики Кабардино-Балкария и Дагестан, Забайкальский край, Астраханская и Смоленская области. При таком положении требуется увеличение и обновление парка оборудования с существенным улучшением организации работы всей эндоскопической службы, проведение внимательного анализа сложившейся практики эксплуатации оборудования и состояния кадровой службы региона. Одна из областей с подобной комбинацией интегральных оценок – Смоленская. Высокий приоритет в проведении закупок объясняется большой долей «возрастного» эндоскопического оборудования с давними сроками введения в эксплуатацию, особенно это характерно для колоноскопов – 39 аппаратов из 58 имеют возраст более 7 лет, это 67% от числа имеющихся в регионе аппаратов, в среднем по Российской Федерации доля таких колоноскопов составляет 41%. Оценка по приоритетности проведения закупок для Смоленской области по ЭДА-Нижн равняется 13 баллам из 14 возможных. По эндоскопическим аппаратам верхних отделов ЖКТ и бронхоскопам оценка составляет 11 баллов, что также попадает в диапазон высоких приоритетов. Низкая интегральная оценка по эффективности использования оборудования в Смоленской области обусловлена низкими баллами по блоку «Кадры». В 2022 году в области сократилась доля занятых ставок (первый показатель оценки), соответственно, прирост стал отрицательным (второй показатель), и в регионе стабильно наблюдается низкая нагрузка на занятую ставку (третий показатель). Особенно хорошо низкая нагрузка на аппараты видна на показателях по ЭДА-Верх (гастроскопы). В Смоленской области достаточное количество аппаратов, высокая доля действующих, но проводится значительно меньше исследований верхних отделов ЖКТ в расчете на один аппарат, чем в целом в Российской Федерации. Количество проводимых исследований влияет как на показатель "Нагрузка на действующий аппарат", так и на другой очень важный показатель – "Количество исследований на 100 тысяч прикрепленного населения". Например, при близких значениях численности проживающего населения в Смоленской и Тамбовской областях, в Тамбовской области количество проводимых ЭФГДС почти в 1,5 раза выше (47,4 против 34,7 в Смоленской области), при этом количество имеющихся гастроскопов примерно одинаковое (143 в Тамбовской области и 139 в Смоленской области на конец 2022 года). Аналогичная картина и по эндоскопам для исследования нижних отделов ЖКТ. В Смоленской области количество действующих колоноскопов выше в 1,8 раза – 51 против 28 в Тамбовской области, а исследований проводится в два раза меньше: в Смоленской - 3,1 тысяч в Тамбовской - 6,1 тысяч (по данным за 2022 года). По итогам исследования можно дать следующие рекомендации:
В Астраханской области высокая интегральная оценка по приоритетности закупок объясняется низким количеством эндоскопических аппаратов на 100 тысяч прикрепленного населения, это касается как ЭДА-Верх, так и ЭДА-Нижн, для бронхоскопов ситуация не такая критичная. В 2022 году интегральная оценка по эффективности использования оборудования резко понизилась по сравнению с 2021 годом. Это вызвано влиянием двух важных групп показателей. Во-первых, снизилось количество выявленных случаев ЗНО по обеим нозологиям в нижних отделах ЖКТ в целом и также уменьшилась доля случаев ЗНО, выявленных на I-II стадиях. Во-вторых, снизилась доля занятых ставок и, соответственно, показатель прироста занятых ставок к предыдущему году. Сложившаяся ситуация требует внимательного отношения к решению кадровых проблем одновременно с увеличением и обновлением парка оборудования. Еще по 15 регионам получена низкая интегральная оценка по эффективности использования при средних и низких потребностях по закупкам оборудования. По этим субъектам также нужен подробный аудит практики применения эндоскопов. Ситуация с обеспеченностью эндоскопическим оборудованием населения в этих субъектах относительно благополучная, но для повышения доступности медицинской помощи необходимо сосредоточиться на улучшении качества работы медицинского персонала вместе с надлежащим обслуживанием оборудования. Характерным примером в этой группе регионов является Новгородская область. При достаточно хорошей обеспеченности оборудованием и поддержанием его в рабочем состоянии (высокие значения показателей по количеству аппаратов на 100 тысяч прикрепленного населения, доле современного оборудования с видеоголовками, доле действующих аппаратов) в регионе наблюдается снижение доли занятых ставок врачей-эндоскопистов. Блок Кадры имеет высокий вес при оценке эффективности использования эндоскопического оборудования, поэтому снижение показателей из этого блока сильно влияет на общую интегральную оценку по эффективности использования оборудования. В 2019 году из 49 штатных ставок было заполнено 46 (93%), а в 2022 году также из 49 штатных ставок было заполнено всего 33 (68%, в целом по Российской Федерации – 82%), количество врачей – физических лиц за тот же период сократилось с 23 до 19. Соответственно, доля врачей – физических лиц в Новгородской области в 2022 году составляет 39% против 53% по Российской Федерации в целом и 54% в Северо-Западном федеральном округе. Еще один показатель из блока Кадры имеет низкое значение – это количество врачей – физических лиц на 100 тысяч прикрепленного населения. Для Новгородской области в 2022 году он равен 3,3 при среднем уровне по Северо-Западному федеральному округу в 4,2. В следующих 16 регионах выявлена высокая потребность к проведению закупок оборудования, причем в 6 из них она сочетается с высокой эффективностью использования. Это регионы: республики Адыгея и Ингушетия, Краснодарский край, Курская, Пензенская и Тамбовская области. Сочетание высоких оценок по обеим методикам на практике означает серьезный недостаток имеющего оборудования, в качестве компенсации этого недостатка работающая техника эксплуатируется на максимальных возможностях при повышенной загрузке медицинского персонала. Уже упомянутая ранее Тамбовская область попадает в группу регионов с высоким приоритетом проведения закупок, который увеличивается с каждым годом: в 2020 году оценка составляла 32, в 2021 году – 22 балла, в 2022 году – уже 35 баллов. Такая динамика свидетельствует об устойчивой проблемной ситуации, которая требует разрешения, причем это наблюдается в каждой группе рассматриваемого эндоскопического оборудования. Например, количество бронхоскопов регулярно увеличивается на протяжении последних 3-4 лет (с 26 в 2019 году до 33 в 2022 году), доля действующих аппаратов выше, чем в среднем по Российской Федерации, возраст аппаратов чуть ниже средних показателей (проводились закупки в 2020–2021 годах), но при этом количество бронхоскопов на 100 тысяч прикрепленного населения остается ниже среднего уровня по стране и Центральному федеральному округу – 3,4 аппарата в Тамбовской области, 5,6 по РФ, 5,8 по ЦФО. При этом диагностических исследований и манипуляций на 100 тысяч населения проводится значительно больше (нагрузка на аппарат выше), чем в среднем – 415 в Тамбовской области, 373 в целом по Российской Федерации и 363 по Центральному федеральному округу. По эффективности использования бронхоскопов Тамбовская область в 2022 году имеет максимальный балл среди всех регионов Российской Федерации – 21 из 24 возможных. По колоноскопам картина в Тамбовской области примерно такая же. В 2021–2022 годах количество аппаратов уменьшилось относительно 2020 года – с 40 в 2020 году до 36 в 2022 году (видимо, были выведены из эксплуатации), из них действующих аппаратов в 2022 году 28 (в 2020 году было 36), но при этом количество проводимых исследований в расчете на 100 тысяч прикрепленного населения выросло – с 481 (2020 год) до 685 (2022 год), то есть существенно выросла нагрузка на один действующий аппарат. В 2022 году этот показатель по Тамбовской области равен 256, для сравнения в целом по Российской Федерации он равен 170, а по Центральному федеральному округу – 161. В совокупности с остальными показателями Тамбовская область получает высокие оценки по эффективности использования оборудования, но при этом наблюдается повышенная загрузка оборудования относительно остальных субъектов РФ. Выводы Методика оценки приоритетности проведения закупок и эффективности использования эндоскопического диагностического оборудования дает возможность выделить из всего списка регионов Российской Федерации те, в которых ситуация с обеспечением и наличием эндоскопического оборудования наиболее критичная. Это позволяет оптимизировать затраты на приобретение нового оборудования при сохранении принципа равной доступности медицинской помощи на всей территории страны. Результаты применения методики позволяют определить, какие именно субъекты требуют повышенного внимания с точки зрения организации и функционирования всей эндоскопической службы, где существуют эффективные практики использования оборудования, и какие субъекты могут поделиться успешным опытом и наработками. В условиях обширной территории страны и наличии 89 регионов четкое сегментирование на группы регионов со схожими проблемами и задачами позволит специалистам федеральных органов исполнительной власти принимать взвешенные решения о необходимости приобретения эндоскопического оборудования для различных регионов РФ. Библиография
References
Дата поступления: 30.10.2024 Просмотров: 269
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 20.01.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|