О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5П 2024 (70) arrow ВЫЕЗДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ВЫЕЗДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Печать
28.12.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5S-12

Захарченко О.О., Терентьева Д.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Национальный проект «Здравоохранение» включает федеральные проекты «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» (реализуется с 2022 г.), направленные на совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи населению, повышение её доступности гражданам, проживающим в населенных пунктах с численностью населения до 2000 человек, а также работающим и учащимся гражданам в непосредственной близости к месту работы или учёбы, в том числе с использованием мобильных медицинских бригад, оснащённых передвижными медицинскими комплексами. Порядок организации деятельности мобильной медицинской бригады регламентируется Приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», где чётко очерчен круг деятельности: проведение профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и оказания первичной медико-санитарной помощи. Однако поле деятельности, где для оказания медицинской помощи используются выездные формы работы, значительно шире, кроме того, следует учитывать неоднородность климатогеографических, этнических и социально-экономических условий в разных регионах России. Таким образом, назрела необходимость структурирования, формализации и внесения изменений в нормативную правовую базу, регламентирующую выездные формы работы в здравоохранении Российской Федерации.

Цель исследования: изучить нормативную правовую базу и условия использования выездных форм работы в здравоохранении Российской Федерации.

Материалы и методы. Проведен аналитический обзор научных публикаций и нормативно правовых актов, а также публикаций в сети Интернет (с 2010 по 2024 год), из которых отобрано 65 источников, отвечающих цели исследования.

В исследовании использовались материалы научных электронных библиотек eLibrary, «КиберЛенинка», онлайн-сервисы «Консультант Плюс», «Гарант», сайт Минздрава России и сеть интернет, находящиеся в свободном доступе и отвечающие критериям включения для анализа (соответствие отобранной тематике исследования, полнотекстовый формат работы, открытый (свободный) доступ). В исследовании использовались методы контент-анализа, аналитического обобщения, аналогий, формализации.

Результаты. Контент-анализ нормативных правовых актов и научных публикаций по теме исследования показал, что востребованность выездных форм работы в здравоохранении определяется сложными климатогеографическими, демографическими, разнообразными этническими и социально-экономическими факторами развития регионов. Однако нормативная правовая база, определяющая оказание медицинской помощи с использованием выездных форм работы, крайне ограничена, что приводит к правовым коллизиям и не позволяет использовать выездные формы оказания медицинской помощи в полном объёме.

Заключение. Выездные формы работы, применяемые в здравоохранении Российской Федерации для оказания медицинской помощи, являются эффективной организационной технологией, которая используется во всех регионах Российской Федерации и особенно востребована в субъектах со сложными климатогеографическими условиями, а также при обслуживании сельского населения. Однако нормативная правовая база, регламентирующая оказание медицинской помощи посредством использования выездных форм работы, требует дальнейшей разработки, в первую очередь создания универсального понятийного аппарата на федеральном уровне и в контексте единого подхода к оказанию медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.

Ключевые слова: медицинская помощь; первичная медико-санитарная помощь; выездные формы оказания медицинской помощи; мобильные медицинские бригады; передвижные/мобильные медицинские комплексы; передвижные комплексы медицинского назначения; COVID-19.

Контактная информация: Захарченко Ольга Олеговна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Захарченко О.О., Терентьева Д.С. Выездные формы работы при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации: нормативная правовая основа и условия применения. Аналитический обзор. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024;

REGULATORY LEGAL BASIS AND FEASIBILITY OF USING ON-SITE FORMS OF WORK IN HEALTHCARE OF THE RUSSIAN FEDERATION. Analytical review
Zakharchenko OO, Terenteva DS.
Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. The National Health Care project includes federal projects "Development of the primary health care system" and "Modernization of the primary health care system of the Russian Federation" (implemented from 2022) aimed at improving the provision of primary health care to the population, increasing its accessibility to citizens living in settlements with a population of up to 2,000 people, as well as working and to students, citizens in close proximity to their place of work or study, including using mobile medical teams, equipped with mobile medical complexes. The procedure for organizing the activities of the mobile medical team is regulated by the Order of the Ministry of Health and Social Development dated 05/15/2012 No. 543n "On approval of the Regulations on the organization of primary health care for adults", which clearly outlines the range of activities: preventive medical examination, medical examination and primary health care. However, the field of activity where field-based forms of work are used to provide medical care is much wider, in addition, the heterogeneity of climatic, geographical, ethnic and socio-economic conditions in different regions of Russia should be taken into account. Thus, in our opinion, there is a need to structure, formalize and create a regulatory legal framework regulating field-based forms of work in the healthcare of the Russian Federation.

Purpose: to study the regulatory legal framework and the feasibility of using on-site forms of work in healthcare of the Russian Federation.

Materials and methods. An analytical review of scientific publications and regulatory legal acts, as well as publications on the Internet (from 2010 to 2024) was conducted, from which 65 sources were selected that meet the purpose of the study. The study used materials from scientific electronic libraries eLibrary, CyberLeninka, ConsultantPlus databases and the Internet, which are freely available and meet the inclusion criteria for analysis (compliance with the selected research topic, full-text format of the work, open (free) access). The research used methods of content analysis, analytical generalization, analogies, and formalization. Results. The content analysis of normative legal acts and scientific publications on the research topic showed that the relevance and expediency of using field-based forms of work in healthcare is determined by complex climatic, geographical, demographic, diverse ethnic and socio-economic factors of regional development. However, the regulatory legal framework governing the provision of medical care using on-site forms of work is extremely limited, which leads to legal conflicts and negatively affects the development of on-site forms of medical care in general.

Conclusion. The climatic and demographic conditions of the Russian Federation predetermine the feasibility of using mobile forms of medical care, including the use of modern mobile medical complexes. At the same time, the regulatory legal framework for the activities of teams providing medical care outside a medical organization requires further development, including at the federal level.

Keywords: medical assistance; primary health care; on-site forms of medical care; mobile medical teams; mobile/mobile medical complexes; mobile medical complexes; COVID-19.

Corresponding author: Olga O. Zaharchenko, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Zaharchenko OO
, https://orcid.org/0000-0002-6234-2992
Terenteva DS, https://orcid.org/0000-0003-1669-939X
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. Analysis of the provision of regional healthcare with secondary medical personnel based on the index method.
For citation: Zaharchenko OO, Terenteva DS Regulatory legal basis and feasibility of using on-site forms of work in healthcare of the Russian Federation. Analytical review. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; (In Rus).

Введение

Обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и одновременно защита национальных интересов Российской Федерации в части сбережения народа России и развития человеческого потенциала [1] осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов всего гражданского общества, а также федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья населения.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Здравоохранение», который, в частности, включает в себя федеральные проекты «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» (реализуется с 2022 г.), ориентированные на совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению и повышение её доступности гражданам, проживающим в населенных пунктах с численностью населения до 2000 человек, а также работающим и учащимся гражданам в непосредственной близости к месту работы или учёбы, в том числе с использованием мобильных медицинских бригад (ММБ), оснащённых передвижными медицинскими комплексами (ПМК) [2-4].

На совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, состоявшимся 20 августа 2019 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул необходимость доступности медицинской помощи жителям малых населённых пунктов и отдалённых территорий, в том числе с использованием новых мобильных медицинских комплексов [5].

Таким образом, доступность ПМСП, особенно для граждан, проживающих в сельской, малонаселённой или труднодоступной местности, может быть повышена посредством применения выездных форм работы, в том числе ММБ, оснащённых ПМК.

В здравоохранении Российской Федерации оказание ПМСП регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», где указано, что в населенных пунктах с преобладанием лиц старше трудоспособного возраста, и/или находящихся на значительном удалении от медицинской организации, и/или имеющих плохую транспортную доступность, ПМСП оказывается по месту выезда мобильной медицинской бригады, которая организуется в структуре медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь [6]. Мобильная медицинская бригада оснащается передвижными медицинскими комплексами, оборудованными в соответствии со стандартами (приложение №24 Приказа Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н) и целями/задачами выезда. Однако ММБ, оснащённые ПМК, не единственная форма выездной работы по оказанию медицинской помощи населению. Тем не менее только в отношении ММБ имеется нормативный правовой акт, непосредственно регламентирующий её деятельность [6].

Цель исследования – изучить нормативную правовую базу и условия использования выездных форм работы в здравоохранении Российской Федерации.

Материалы и методы

Проведен обзор материалов научных электронных библиотек «КиберЛенинка» и eLIBRARY.RU, баз данных справочной правовой системы «КонсультантПлюс», официального сайта Министерства здравоохранения Российской Федерации и сети Интернет, находящихся в свободном доступе.

Оценка материалов на соответствие критериям включения проводилась посредством сплошного исследования полного текста документа.

Критерии включения

Материалы, соответствующие отобранной тематике исследования, полнотекстовый формат работы, открытый/свободный доступ. Поисковый запрос включал следующие слова: «выездные формы работы в здравоохранении»; «выездные формы оказания медицинской помощи»; «мобильные медицинские бригады»; «передвижные/мобильные медицинские комплексы»; «передвижные комплексы медицинского назначения».

Критерии исключения

Материалы, не изучающие предмет исследования, не представленные полнотекстовые варианты документов, дубликаты, а также не находящиеся в открытом доступе.

Отбор исследований

Исходно проводился скрининг названия и/или резюме потенциальных исследований, далее изучался полный текст документа/статьи. Отбор материалов также включал анализ на предмет соответствия ключевым словам проводимого исследования. Контент-анализ основывался на материалах научных исследований, нормативных правовых актов, соответствующих теме исследования.

В результате поиска изучено 216 публикаций отечественных авторов с 2010 по 2024 год, из которых в обзор включено 45 публикаций, соответствующих цели исследования и критериям отбора, кроме того, в обзор включены 20 нормативных правовых актов, регламентирующих оказание медицинской помощи посредством использования выездных форм работы.

Исследование проводилось с помощью методов контент-анализа, аналитического обобщения, аналогий, формализации.

Результаты

Нормативное правовое обеспечение выездных форм работы в здравоохранении, в том числе деятельности мобильных медицинских бригад. На сегодняшний день отдельного нормативного правового акта, посвящённого непосредственно выездным формам работы, не существует. Выездные формы работы осуществляются медицинскими организациями разного уровня подчинения, в том числе федерального и регионального, и регламентируются посредством применения нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации [6,7].

Отсутствие единого нормативного правового акта, регламентирующего выездные формы работы в здравоохранении, и, соответственно, не позволяет использовать единый понятийный аппарат. Например, в форме федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» (Раздел 1. Работа медицинской организации, пункт 3 «Передвижные подразделения и формы работы», таблица 1003) указаны следующие единицы учёта: амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, фельдшерские пункты, стоматологические кабинеты, флюорографические установки, маммографические установки, лаборатории, мобильные медицинские комплексы, врачебные бригады, отделения (бригады) выездной патронажной паллиативной медицинской помощи, мобильные медицинские бригады. Однако контент-анализ, в том числе нормативных правовых документов, показал, что наиболее часто употребляются такие формулировки как «выездные формы работы», «мобильная медицинская бригада», «передвижной (реже – мобильный) медицинский комплекс», «подвижный (передвижной) комплекс медицинского назначения в соответствии с «ГОСТ Р 56328-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Подвижные (передвижные) комплексы медицинского назначения. Общие технические требования и методы испытаний» [8]. Кроме того, ни в одном из нормативных правовых актов не даётся точная дефиниция вышеуказанных подразделений и форм работы, что говорит об отсутствии единого понятийного аппарата для данного направления деятельности медицинских и иных организаций (как правило присутствует формулировка «вне медицинской организации»). В качестве подтверждения данного утверждения проведён сравнительный анализ нормативных правовых актов четырёх различных ведомств (Минобрнауки России, Роспотребнадзора, ФМБА России и Минздрава России), где речь идёт об утверждении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций, подчинённых соответствующему ведомству, вне их медицинских организаций [9-12].

В приказах Минобрнауки и Минздрава России в отношении лиц, оказывающих медицинскую помощь вне медицинской организации, используется формулировка «медицинские работники», в приказе ФМБА России – «мобильный медицинский отряд», в приказе Росздравнадзора – «мобильная медицинская бригада» и формулировка «передвижной медицинский комплекс». Таким образом, при сходном содержании приказов используются разные дефиниции, что также косвенно указывает на слабое межведомственное взаимодействие.

Наиболее распространённой и регламентированной на федеральном уровне формой выездной работы является мобильная медицинская бригада, оснащенная передвижным медицинским комплексом, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь [6,13].

Порядок оказания ПМСП по месту выезда мобильной медицинской бригады, регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, где определены следующие ключевые моменты:

  • возрастной состав жителей населённого пункта (преобладание жителей старше трудоспособного возраста);
  • количество жителей;
  • значительная удалённость от медицинской организации и плохая транспортная доступность с учетом климатогеографических условий;
  • периодичность оказания ПМСП в населённых пунктах численностью менее 100 человек [6].

Порядок организации деятельности мобильной медицинской бригады определён в Приложении 8 Приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, где указано, что мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, то есть по сути – деятельность ММБ определяется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) в соответствии с потенциалом медицинской организации (кадровый и материально-технический ресурсы) и потребностью населения, проживающего на территории обслуживания медицинской организации. Именно руководитель медицинской организации определяет количество, структуру и оснащение ММБ, поскольку данные вопросы не контролируются ни федеральным, ни региональными органами управления здравоохранением РФ и субъектов; соответствующие нормативы не разработаны, что, возможно, отчасти объясняется отсутствием в формах федерального статистического наблюдения полных и достоверных данных о деятельности ММБ, а также использовании ПМК [14].

Отметим, что единственная трактовка термина ПМК дана в Национальный стандарте Российской Федерации (ГОСТ Р 56328-2014), где указано, что ПМК или подвижный (передвижной) комплекс медицинского назначения (ПКМН) состоит из стационарно установленных и/или выносных медицинских изделий; специального оборудования и принадлежностей; медицинских и служебных помещений; базового транспортного средства или мобильного контейнера. Подвижный (передвижной) комплекс медицинского назначения предназначен для применения в медицинских целях при установке его по месту временной дислокации. Разница заключается в том, что подвижный комплекс медицинского назначения может быть использован в медицинских целях при перевозках, перемещении, а передвижной – нет [8]. Весьма ожидаемо, что в вышеуказанном ГОСТе акцент делается на техническую сторону вопроса, однако, по нашему мнению, данная трактовка ПМК не противоречит, а гармонично дополняется определением Р.Н. Абдуллабекова и соавт.: «мобильные медицинские комплексы (или клиники) – это передвижные госпитали модульного типа, предназначенные для оказания медицинской помощи в выездных (полевых) условиях или при отсутствии инфраструктуры. Сам комплекс – это перемещаемый модуль, который устанавливается на автомобильном шасси и монтируется на базе полуприцепа» [15].

В приказе Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (ред. от 21.02.2020) используется термин «комплекс передвижной медицинский», что также не противоречит ГОСТу, однако, при этом точного определения не даётся, хотя из контекста понятно, что и сам комплекс передвижной медицинский, и его «содержимое» относятся к оборудованию (оснащению). Таким образом, в соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ПКМН/ПМК являются медицинскими изделиями и подлежат регистрации в установленном порядке [16].

Заметим, что из-за отсутствия в нормативных правовых актах чёткого, однозначно трактуемого определения, возникают вопросы, касающиеся как государственной регистрации ПКМН/ПМК в качестве медицинских изделий, так и лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой с использованием ПКМН/ПМК [17,18]. Кроме того, из контекста приказа Минздрава России следует, что средства радиосвязи и мобильные абонентские комплекты автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления с возможностью использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS и подачи сигнала тревоги, а также транспортные средства (колесные, повышенной проходимости, водные, воздушные, железнодорожные), на базе которых размещаются ПМК, не являются медицинскими изделиями, хотя информация о них должна указываться в регистрационном досье на ПКМН/ПМК [6,16].

В Приказе Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н также указано, что под выездными формами работы здесь подразумевается оказание первичной медико-санитарной помощи населению мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием комплексов передвижных медицинских.

Следует отметить, что необходимость использования выездных форм работы в здравоохранении отмечена в целом ряде документов, касающихся пространственного развития Российской Федерации [19], развития сельских территорий [20] и Арктической зоны, включая развитие выездных форм оказания медицинской помощи, в том числе на маршрутах кочевий малочисленных народов [21,22], а также в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [23]. О выездных формах работы также упоминается в государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года [24]. Наконец, в Приказе Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» определены правила организации оказания медицинской помощи выездными мобильными мультидисциплинарными бригадами (Приложение 20) [25].

Использование потенциала выездных форм работы в здравоохранении, в том числе мобильных медицинских бригад, в период пандемии COVID‑19. Пандемия COVID-19 оказала влияние на все сферы жизнедеятельности человека, но наиболее сложным испытаниям подверглась система здравоохранения. Сложная эпидемиологическая обстановка 2020–2021 гг. мобилизовала резервы системы здравоохранения как на муниципальном, так и федеральном и региональном уровнях, также были задействованы возможности различных ведомств и учреждений, имеющих отношение к охране здоровья граждан, например, ФМБА [26] и частные медицинские организации [27].

Выездные формы работы стали одним из действенных способов организации оказания медицинской помощи в период пандемии COVID-19 [28], начиная от создания мобильных бригад разного типа [27,29-31], в том числе включения определённых специалистов в бригады скорой помощи [29], до развёртывания мобильных госпиталей [26] и выездов специализированных бригад в страны ближнего зарубежья [32].

По решению Минздрава России в регионы со сложной эпидемиологической обстановкой были направлены мобильные выездные мультидисциплинарные бригады (МВМБ), которые формировались из специалистов ведущих федеральных центров, клиник и медицинских вузов, для оказания организационно-консультативной помощи. Выездные бригады не только стали хорошим примером совместной работы медицинских и научных кадров, но также позволили снизить кадровый дефицит в регионах со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции [25,32,33].

Во время пандемии одной из важнейших проблем организации медицинской помощи пациентам с COVID-19 стало межсекторальное и межведомственное взаимодействие. Например, в Сибирском федеральном округе руководством ФМБА России был организован сводный мобильный отряд, который не только выполнил поставленные перед ним задачи, но и отработал на практике межведомственное взаимодействие с Минздравом РФ, региональными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, Министерством обороны РФ, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, а также с местными органами власти и администрацией предприятий [26].

В Республике Татарстан в период пандемии оказание своевременной высококвалифицированной медицинской помощи, особенно в отдаленных районах, проводилось и государственными медицинскими учреждениями, и крупными частными клиниками, и диагностическими центрами региона. Для этой цели использовались передвижные диагностические комплексы, позво­ляющие делать рентгеновскую компьютерную томографию грудной клетки в районных больницах, где таких аппаратов не имеется. Отметим, что столь перспективное направление, соединившее возможности контактной и цифровой медицины, частного и государственного секторов здравоохранения может использоваться для оказания населению плановой медицинской помощи вне зависимости от удаленности района и оснащенности местных медицинских организаций [27,34].

Создание мобильных медицинских бригад позволило эффективно использовать ресурсы, особенно кадровые, для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 в условиях эпидемического очага с его дальнейшей ликвидацией. На базе многопрофильного стационара создавались анестезиолого-реанимационные и инфекционные бригады для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 в зоне ответственности медицинской организации, при этом использовались флюорографический и реанимационный медицинские модули и передвижной рентгенологический кабинет [35]. В Ставропольском крае при создании мобильных бригад для консультативной медицинской помощи пациентам с Сovid-19 использовалась санитарная авиация [30].

В исследовании Е.А. Котовой и соавт. был представлен интересный опыт взаимодействия медицинских работников ГБУЗ «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы» (Центр) и ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы (Станция) при организации врачебно-сестринских мобильных бригад с целью проведения первичного осмотра лиц, прибывших из стран с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной SARS-CoV-2, и лиц, контактных с заболевшими новой коронавирусной инфекцией. Включение медицинских работников Центра в состав мобильных медицинских бригад Станции в период режима повышенной готовности позволило увеличить охват контактных с новой коронавирусной инфекцией лиц первичным осмотром на COVID-19, обследованием на РНК SARS-Cov-2 методом ПЦР. Кроме того, обследование контактных лиц с вирусной инфекцией, отнесенной ко II группе патогенности, раскрыло потенциал и возможности сотрудников противотуберкулезного учреждения. Практический опыт, полученный в процессе деятельности мобильных медицинских бригад в период пандемии COVID-19, может быть использован другими медицинскими организациями в случае возникновения эпидемиологической опасности [29].

Таким образом, выездные формы оказания медицинской помощи в период пандемии COVID-19 стали примером эффективных управленческих решений, продемонстрировав возможности межсекторального и межведомственного взаимодействия, плодотворное сотрудничество медицинских и научных кадров в части оказания организационно-консультативной помощи, а также позволили нивелировать кадровый дефицит в регионах со сложной эпидемиологический ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Деятельность мобильных медицинских бригад, наряду с другими мерами борьбы с инфекцией, сыграла важную роль в комплексном противодействии пандемии COVID‑19 [32].

Также следует отметить, что во время пандемии COVID-19, были введены ограничительные мероприятия, снизившие доступ населения к плановой медицинской помощи. Негативное влияние ограничительных мер в части оказания плановой медицинской помощи удалось снизить посредством применения выездных форм работы, а именно мобильных медицинских бригад, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению. Текущая работа медицинских организаций была перестроена в дистанционном и выездном режимах. В частности, по данным Н.Е. Нехаенко и соавт., в Воронежской области в 2021 г. интенсивность выездной работы выросла: повысилось и количество выезжающих специалистов, и нагрузка на них при выездах [31].

Таким образом, пандемия COVID-19 подтвердила высокие адаптационные возможности и практическую ценность выездных форм оказания медицинской помощи населению в условиях мобилизации системы здравоохранения. При этом в штатных условиях работы системы здравоохранения выездные формы оказания медицинской помощи востребованы не менее, чем в период пандемии и при иных экстренных ситуациях, и определяются специфическими климатогеографическими, демографическими, социально-экономическими и культурно-этническими условиями Российской Федерации.

Условия, предопределяющие целесообразность использования выездных форм работы в здравоохранении Российской Федерации

Российская Федерация относится к числу северных стран, где преобладает холодный климат, оказывающий значимое влияние на здоровье граждан, особенно в Арктической зоне, регионах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях [36,37]. Проживание на северных территориях России, в сложных природно-климатических условиях, вызывает напряжение функциональных систем организма, что необходимо учитывать при их освоении, особенно в отношении лиц, сменивших привычные районы проживания и нуждающихся в адаптации к новым условиям [38-41].

Большая часть населения России (74,88%) проживает в городах, причём имеется тенденция к росту городского населения [42]. Миграция сельских жителей в города остаётся высокой в первую очередь в силу социально-экономических причин. В результате плотность населения в сельской местности снижается, сокращается численность трудоспособного населения, в том числе женщин фертильного возраста, а количество жителей старших возрастов, напротив, растёт [43-45].

По данным исследователей, смертность сельского населения выше, чем городского [46], а заболеваемость – как общая, так и первичная – ниже [44], что связано не только с низкой доступностью медицинской помощи на селе, но и низкой медицинской активностью сельских жителей. По мнению С.Г. Былиной, имеется взаимосвязь между низкой территориальной доступностью ПМСП и ростом смертности сельского населения от некоторых заболеваний из-за отсутствия возможности раннего диагностирования, своевременного лечения и прохождения диспансеризации [47]. Кроме того, на здоровье сельских жителей оказывают значимое влияние тяжелый физический труд, неблагоприятные микроклиматические условия, использование различных химических и биологических веществ [48,49].

В отношении организации оказания медицинской помощи сельскому населению следует отметить, что за последние 20 лет количество медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сельским жителям (центральные районные больницы, участковые и районных больницы малой мощности, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты), значительно сократилось. Как следствие, уменьшилось и количество медицинского персонала, работающего в медицинских организациях, расположенных в сельской местности. Всё это привело к снижению доступности квалифицированной медицинской помощи сельскому населению [14, 50,51].

По мнению ряда авторов, демографическая ситуация в России в целом не соответствует критериям «демографического благополучия», наблюдаются такие тенденции, как сокращение численности населения, его старение и урбанизация, естественная убыль, снижение суммарного коэффициента рождаемости [42,46,52-55]. Однако имеются и позитивные демографические тенденции: снижение детской, младенческой и перинатальной смертности, а также увеличение средней продолжительности жизни при рождении [46,53].

Таким образом, взаимосвязь и взаимное влияние климатогеографических, демографических и социально-экономических факторов определяют основные тенденции сбережения и увеличения российского населения, причём влияние негативных природных условий может нивелироваться разумной социально-экономической политикой, включающей промышленное и сельскохозяйственное развитие территорий вкупе с развитием социальной и инженерно-технической инфраструктуры. При этом важнейшим социально значимым объектом являются медицинские организации, поскольку именно здоровье населения оказывает непосредственное влияние на его численность, включая показатели смертности, рождаемости, репродукции [54]. Однако далеко не во всех населённых пунктах могут быть организованы постоянно действующие медицинские организации, в том числе оказывающие ПМСП, на которую приходится 80-90% всех посещений, так как именно специалисты первичного звена проводят профилактику, раннюю диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и именно их деятельность вносит самый значимый вклад в показатель удовлетворённости населения состоянием здравоохранения в целом [56].

В связи с вышеизложенным отметим, что в сложных климатогеографических и демографических условиях, а также в условиях неравномерного социально-экономического развития российских регионов необходимо обратить особое внимание на выездные формы оказания медицинской помощи. Системный подход к организации различных форм и методов выездной работы позволит увеличить доступность доврачебной и врачебной помощи как сельскому населению [57-60], так и населению, проживающему в отдалённых и труднодоступных местах, в том числе в условиях Арктической зоны и Крайнего Севера [61-64].

Обсуждение полученных результатов

Климатогеографические и демографические условия Российской Федерации, а также сохраняющиеся риски возникновения нештатных ситуаций предопределяют необходимость и целесообразность использования выездных форм работы в национальном здравоохранении. В первую очередь это касается территорий с низкой плотностью населения, как правило расположенных в зонах со сложными климатическими условиями, оказывающими значимое влияние на здоровье населения, а также в сельской местности, где количество медицинских организаций, имеющих статус самостоятельного юридического лица, ежегодно сокращается. При этом развитие передвижных или выездных форм оказания медицинской помощи позволяет максимально использовать материальные и, что особенно важно, кадровые ресурсы [60,65].

Однако, несмотря на то, что рациональность использования выездных форм работы очевидна, нормативное правовое обеспечение их деятельности разработано недостаточно, отсутствует единый понятийный аппарат, что приводит к правовым коллизиям, юридическим и организационно-методическим трудностям, связанным с недостаточно чётко определённым статусом различных выездных форм работы, их материально-техническим и кадровым обеспечением [17,18]. Также следует отметить, что единообразная и логично выстроенная система статистического учёта в отношении выездных форм работы в здравоохранении позволит провести достоверный и качественный анализ данных и, как следствие, принять обоснованные управленческие решения для эффективного и рационального использования выездных форм как перспективной организационной технологии.

Учитывая, что передвижные/выездные формы оказания медицинской помощи используются в деятельности других ведомств, следует рассмотреть возможность разработки единого понятийного аппарата для конструктивного межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи вне медицинской организации, в частности, при возникновении экстремальных ситуаций.

Отметим, что опыт использования выездных форм работы в период пандемии COVID-19 показал их универсальность, многофункциональность, а также возможность осуществления медицинской, в том числе организационной, научно-исследовательской, научно-методической и обучающей деятельности на разных направлениях, этапах и условиях оказания медицинской помощи.

Заключение

Выездные формы работы, применяемые в здравоохранении Российской Федерации для оказания медицинской помощи, являются эффективной организационной технологией, которая используется во всех регионах Российской Федерации и особенно востребована в субъектах со сложными климатогеографическими условиями, а также при обслуживании сельского населения. Однако нормативная правовая база, регламентирующая оказание медицинской помощи посредством использования выездных форм работы, требует дальнейшей разработки, в том числе создания универсального понятийного аппарата на федеральном уровне и в контексте единого подхода к оказанию медицинской помощи вне медицинской организации различными министерствами и ведомствами.

Библиография

  1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. №400. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (Дата доступа: 22.08.2024).
  2. Здравоохранение: паспорт национального проекта. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209/ (Дата доступа 22.08.2024).
  3. Развитие системы оказания первичной медицинской помощи: паспорт Федерального проекта. Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/pervichka. (Дата доступа: 22.08.2024).
  4. Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации: паспорт Федерального проекта. Режим доступа: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/059/285/original/Паспорт_федерального_проекта_Модернизация_первичного_звена_здравоохранения.pdf?1644252188 (Дата доступа: 22.08.2024).
  5. Совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения 20 августа 2019 г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61340 (Дата доступа: 22.08.2024).
  6. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. №543н. Режим доступа: https://base.garant.ru/70195856/ (Дата доступа: 22.08.2024).
  7. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям: Приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296118/ (Дата доступа: 22.08.2024).
  8. Изделия медицинские. Подвижные (передвижные) комплексы медицинского назначения. Общие технические требования и методы испытаний: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56328–2014 от 01.01.2016 г. Режим доступа: https://base.garant.ru/71250684/ (Дата доступа: 22.08.2024).
  9. Об утверждении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, вне таких медицинских организаций: Приказ Минобрнауки России от 13.11.2023 №1076. Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464570/838b3708460f19bf854cffffdda11e6bb9d206b8/?ysclid=m0as44o578582369985. (Дата доступа: 22.08.2024).
  10. Об утверждении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных Роспотребнадзору, вне таких организаций: Приказ Роспотребнадзора от 26.04.2022 №247. Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/31146?ysclid=m0as6uq2t3591287038. (Дата доступа: 22.08.2024).
  11. Об утверждении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, вне таких медицинских организаций: Приказ ФМБА России от 25.04.2022 №126: Приказ Минздрава России от 21.04.2022 №276н. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/350336686. (Дата доступа: 22.08.2024).
  12. Об утверждении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, вне таких медицинских организаций: Приказ Минздрава России от 21.04.2022 N 276н. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416065/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/?ysclid=m0asicmwu9579668617. (Дата доступа: 22.08.2024).
  13. Каракулина Е.В., Поликарпов А.В., Голубев Н.А., Огрызко Е.В., Страдымов Ф.И., Люцко В.В. Анализ становления первичной медико-санитарной помощи и оценка тенденций ее развития. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2023; 3:712-737. DOI 10.24412/2312-2935-2023-3-712-737.
  14. Руголь Л.В., Сон И.М., Кириллов В.И., Гусева С.Л. Организационные технологии, повышающие доступность медицинской помощи для населения. Профилактическая медицина 2020; 23(2): 26-34. DOI 10.17116/profmed20202302126.
  15. Абдуллабеков Р.Н., Федорчук В.Е., Минникова Т.В. Передвижные медицинские комплексы в России. Медицинские технологии. Оценка и выбор 2021;3(43):45-52. DOI 10.17116/medtech20214303145.
  16. Астапенко Е.М., Валеева А.А., Шарикадзе Д.Т., Шамаев Д.М., Рыбалов А.А., Французова К.М. Передвижные (подвижные) медицинские комплексы для обеспечения качества и доступности оказания первичной медико-санитарной помощи. Вестник Росздравнадзора 2020; 1:42-51. DOI 10.35576/2070-7940-2020-1-42-51.
  17. Московских Д.Ю. Верховный суд Российской Федерации подтвердил правоту департамента, который исключил из медицинской лицензии все виды деятельности с применением мобильного автотранспорта. Здравоохранение Югры: опыт и инновации 2019; 2:3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verhovnyy-sud-rossiyskoy-federatsii-podtverdil-pravotu-departamenta-kotoryy-isklyuchil-iz-meditsinskoy-litsenzii-vse-vidy-deyatelnosti (Дата доступа: 22.08.2024).
  18. Николаев Д.С. Актуальные вопросы действия медицинской лицензии во времени и в пространстве. Вопросы российского и международного права 2023; 13(3А): 42-50. DOI: 10.34670/AR.2023.44.99.005
  19. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/?ysclid=m0atsglsbh270758131. (Дата доступа: 22.08.2024).
  20. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m0atv78vwo805761820. (Дата доступа: 22.08.2024).
  21. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 26.10.2020 №645 (ред. от 27.02.2023). Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972. (Дата доступа: 22.08.2024).
  22. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») развития телемедицины и выездных форм оказания медицинской помощи, в том числе на маршрутах кочевий коренных малочисленных народов Российской Федерации в Арктической зоне: Приказ Минздрава России от 23.03.2022 №195. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414457/?ysclid=m0atzm3czr757196368. (Дата доступа: 22.08.2024).
  23. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения": постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1640 (ред. от 30.11.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/postanovlenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-26-12-2017-1640-red-ot-30-11-2023-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoy-programmy-rossiyskoy-federatsii-razvitie-zdravoohraneniya. (Дата доступа: 22.08.2024).
  24. Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 3468-р. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012250074?ysclid=m0au1aezq0313934218. (Дата доступа: 22.08.2024).
  25. О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19: Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (ред. от 26.12.2023). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348101/?ysclid=m0au5gpnyv999417973. (Дата доступа: 22.08.2024).
  26. Фетисов А.О., Кравченко Е.И. Организация медицинской помощи в учреждениях ФМБА Сибирского федерального округа в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19): вызовы, решения. Уральский медицинский журнал 2021; 20(5):57-62. DOI 10.52420/2071-5943-2021-20-5-57-62
  27. Ахатов А.Ф., Мавляшова Д.Р. Повышение эффективности первичной диагностики заболеваний с помощью передвижного диагностического комплекса. Международный форум KAZAN DIGITAL WEEK 2023. Сборник материалов, Казань, 20-22 сентября 2023 года. Сост. Р.Ш. Ахмадиева, Р.Н. Минниханов. Под общей редакцией Р.Н. Минниханова. Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности 2023; С. 628-638.
  28. Корхмазов В.Т., Перхов В.И. К вопросу о необходимости расширения использования технологий мобильной медицины в период инфекционных пандемий. Российский медицинский журнал 2022; 28(1): 5-10 DOI 10.17816/medjrf92834.
  29. Котова Е.А., Богородская Е.М., Плавунов Н.Ф., Косымский В.В. Организация работы мобильных бригад скорой медицинской помощи по обследованию населения на COVID-19 с включением медицинских работников противотуберкулезной организации. Туберкулез и социально-значимые заболевания 2020; 4:16-25.
  30. Муравьева А.А., Михайлова Ю.В., Шикина И.Б. Организационные мероприятия при оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в Ставропольском крае. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2020; 4:382-396. DOI 10.24411/2312-2935-2020-00120.
  31. Нехаенко Н.Е., Меремьянин Л.В., Шарапова Ю.А., Остроушко Н.И., Симион А.Ю. Региональный опыт организации медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Многопрофильный стационар 2022;9(1):27-30.
  32. Павлов В.Н., Викторов В.В., Имельбаева А.Г., Гумеров Р.М., Лутфарахманов И.И., Фаршатов Р.С. [и др.]. Мобильные выездные бригады в период пандемии Covid 19: правовые аспекты и опыт внедрения. Общественное здоровье 2021; 1(4):68-75. DOI: 10.21045/2782 1676 2021 1 4 68 75.
  33. Павлов В.Н., Викторов В.В., Ахмерова С.Г., Имельбаева А.Г., Мухаметзянов А.М., Бакиров Б.А., [и др.]. Мобильные выездные мультидисциплинарные бригады: их становление и развитие в период пандемии новой коронавирусной инфекции covid-19. Медицинский вестник Башкортостана 2021;16(6):21-26.
  34. Ахатов А.Ф., Харламов С.В. Опыт использования мобильной томографии в Республике Татарстан в период распространения новой коронавирусной инфекции. Международный форум KAZAN DIGITAL WEEK 2021: Сборник материалов, Казань, 21-24 сентября 2021 года. Часть 1. Казань: ГБУ «НЦБЖД» 2021;744 с. ISBN 978-5-6045858-3-2.
  35. Коновалов П.П., Шперлинг И.А., Арсентьев О.В., Буянов А.Л., Анкудинова А.В. Опыт работы многопрофильного стационара в условиях массового поступления больных COVID-19. Пермский медицинский журнал 2021; 38(3):122-130. DOI 10.17816/pmj383122-130.
  36. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.05.2014 №296. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/ (Дата доступа: 22.08.2024).
  37. Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР: постановление Правительства РФ от 16.11.2021 №1946. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400590/ (Дата доступа: 22.08.2024).
  38. Рахманов Р.С., Гаджиибрагимов Д.А., Меджидова М.А., Кудрявцева О.А. Оценка значимости климатогеографических условий как факторов риска для здоровья. Гигиена и санитария 2010; 2:44-46.
  39. Гридин Л.А. Адаптационные реакции человека в условиях Крайнего Севера. Политика и общество 2015;10(130):1353-1362. DOI: http://dx.doi.org/ 10.7256/1812–8696.2015.10.15173.
  40. Корчин В.И., Корчина Т.Я., Терникова Е.М., Бикбулатова Л.Н., Лапенко В.В. Влияние климатогеографичеких факторов Ямало-Ненецкого автономного округа на здоровье населения (обзор). Журнал медико-биологических исследований 2021;9(1):77-88. DOI:10.37482/2687-1491-Z046.
  41. Никифорова Н.А., Карапетян Т.А., Доршакова Н.В. Особенности питания жителей Севера (обзор литературы). Экология человека 2018;(11):20-25. DOI:10.33396/1728-0869-2018-11-20-22.
  42. Демографический ежегодник России. 2023. Статистический сборник. Росстат. - M., 2023. – 256 c. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Demogr_ejegod_2023.pdf (Дата доступа: 22.08.2024).
  43. Суслин С.А., Каширин А.К., Катин А.А. Медико-демографические тенденции в состоянии здоровья сельского населения. Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» 2017;19 (10):260-263.
  44. Калининская А.А., Бакирова Э.А., Кизеев М.В., Лазарев А.В., Шляфер С.И., Бальзамова Л.А. Научное обоснование предложений по совершенствованию медицинской помощи жителям села. Менеджер здравоохранения 2023; 3: 13-24. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-13-24.
  45. Хабриев Р.У., Калининская А.А., Щепин В.О. [и др.]. Медико-демографические показатели и здоровьесбережение сельского населения Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2023; 31(6):1307-1312. DOI 10.32687/0869-866X-2023-31-6-1307-1312.
  46. Аверин А.Н., Понеделков А.В., Касьянов В.В. Основные тенденции сбережения российского населения в 1990-2022 годы. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2024;1:13-18. DOI 10.23672/SAE.2024.64.13.002.
  47. Былина С.Г. Смертность городского и сельского населения РФ по причинам смерти: сравнительный анализ. Международный научно-исследовательский журнал 2020; 10:92-103. DOI:10.23670/IRJ.2020.100.10.054
  48. Студенникова Н.С. Здоровье сельских жителей – определяющий фактор развития сельских территорий. Вестник сельского развития и социальной политики 2017;15 (3):91-93.
  49. Калининская А.А., Бакирова Э.А., Лазарев А.В., Шляфер С.И., Кизеев М.В. Анализ заболеваемости и кадровое обеспечение населения сельских территорий в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения 2022; 7: 42-51. DOI 10.21045/1811-0185-2022-7-42-51.
  50. Латышова А.А. Медицинские организации и их структурные подразделения, расположенные в сельской местности. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(1):6. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1563/30/lang,ru/. DOI:10.21045/2071-5021-2024-70-1-6. (Дата доступа: 22.08.2024).
  51. Чернышев В.М., Воевода М.И., Стрельченко О.В., Мингазов И.Ф. Сельское здравоохранение России. Состояние, проблемы, перспективы. Сибирский научный медицинский журнал 2022; 42(4):4-14. DOI: 10.18699/SSMJ20220401.
  52. Екимова Н.А., Гаганов А.Е. Демографические тренды регионов России: в поисках источников роста. Бизнес. Образование. Право 2023; 3(64):60-65. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.707.
  53. Еругина М.В., Кром И.Л., Сазанова Г.Ю., Еремина М.Г., Шигаев Н.Н., Долгова Е.М. Тенденции демографических показателей населения Российской Федерации. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2023; 1:79-88. DOI 10.24412/2312-2935-2023-1-79-88.
  54. Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Васильева Е.Н., Калачикова О.Н. Демографическое развитие России в контексте национальной безопасности. Федеральный научно-исследовательский социологический центр российской академии наук; институт демографических исследований. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект; 2022. 264 с. ISBN 978-5-392-36915-7. DOI 10.19181/monogr.978-5-392-36915-7.2022.
  55. Рязанцев С.В., Рыбаковский Л.Л. Демографическое развитие России в XX–XXI веках: историческое и геополитическое измерения. Вестник Российской академии наук 2021; 91(9): 810-820. DOI: 10.31857/S0869587321090085.
  56. Международный опыт моделей первичной медико-санитарной помощи. Экспертный обзор. Е.И. Аксенова, Н.Н. Камынина, Е.О. Короткова. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»; 2021. 57 с.
  57. Москвичева М.Г., Розенфельд Л.Г. Опыт работы выездных профилактических бригад как новой формы организации медицинской помощи сельскому населению. Вестник новых медицинских технологий 2008; 15(4.):162-164.
  58. Ягудин Р.Х., Рыбкин Л.И. Эффективность современных форм приближения врачебной медицинской помощи к сельскому населению. Практическая медицина 2014;04(80):182-184.
  59. Матвеев Д.А., Пономарев С.А., Касатов А.В., Корягина Н.А., Наумов С.А. Опыт работы выездной поликлиники в сельских территориях Пермского края. Поликлиника 2018;1-3:14-17.
  60. Медик В.А. Пути совершенствования организационно-методической деятельности в медицинских организациях на современном этапе реформирования здравоохранения. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ 2021;7(4):40-50. DOI: 10.33029/2411-8621-2021-7-4-40-50.
  61. Кожевников А.А. Социологический анализ особенностей организации медицинской помощи в труднодоступных населенных пунктах России. Вестник Ивановской медицинской академии 2016;21(2):5-9.
  62. Матвеев А.С. Матвеев О.А. Особенности реализации социальной политики в здравоохранении в Арктической зоне Российской Федерации. Colloquium-journal 2019;12-7(36):59-63.
  63. Разумова Т.В., Зуевская Т.В., Павлов П.И. Зуевский В.П., Садриева Е.В., Пряхина Е.В. Анализ региональных особенностей, влияющих на организацию и оказание медицинской помощи в ХМАО-Югре. Медицинская наука и образование Урала 2021; 22(4-108):155-159. DOI 10.36361/1814-8999-2021-22-4-155-159.
  64. Липатова Л.Н., Градусова В.Н., Строкан Е.В. Статистическая оценка достижения стратегической цели по продолжительности жизни населения арктических регионов России. Север и рынок: формирование экономического порядка 2023; 26(3):92-106. DOI 10.37614/2220-802X.3.2023.81.006.
  65. Латышова А.А., Ходакова О.В. Привлечение врачей в сельскую местность в рамках государственной программы: показатели результативности. Здравоохранение Российской Федерации 2024; 68(4):261-266. DOI 10.47470/0044-197X-2024-68-4-261-266.

References

  1. On the National Security Strategy of the Russian Federation.  Decree of the President of the Russian of 02.07.2021 No. 400. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  2. Healthcare: passport of the national project. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209/ (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  3. Development of the primary health care system: passport of the Federal project. Available from: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/pervichka. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  4. Modernization of the primary healthcare sector of the Russian Federation: passport of the Federal project. Available from: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/059/285/original/Паспорт_федерального_проекта_Модернизация_первичного_звена_здравоохранения.pdf?1644252188 (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  5. Meeting on the modernization of primary health care on August 20, 2019 Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61340 (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  6. On approval of the Regulations on the organization of primary health care for adults: Order No. 543n of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated May 15, 2012. Available from: https://base.garant.ru/70195856/ (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  7. On approval of the Regulations on the organization of primary health care for children: Order No. 92n of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 07.03.2018. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296118/ (Дата доступа: 22.08.2024).
  8. Medical products. Mobile (mobile) medical complexes. General technical requirements and test methods: National Standard of the Russian Federation GOST R 56328-2014 dated 01.01.2016. Available from: https://base.garant.ru/71250684/ (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  9. On the approval of cases and procedures for the organization of primary health care and specialized, including high-tech, medical care by medical workers of medical organizations subordinate to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, outside such medical organizations: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 11/13/2023 No. 1076. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464570/838b3708460f19bf854cffffdda11e6bb9d206b8/?ysclid=m0as44o578582369985 (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  10. On approval of cases and the procedure for organizing the provision of primary health care and specialized medical care by medical workers of medical organizations subordinate to Rospotrebnadzor, outside such organizations: Rospotrebnadzor Order No. 247 dated 04/26/2022. Available from: https://minjust.consultant.ru/documents/31146?ysclid=m0as6uq2t3591287038. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  11. On approval of cases and procedures for the organization of primary health care and specialized, including high-tech, medical care by medical workers of medical organizations subordinate to the FMBA of Russia, outside such medical organizations: Order of the FMBA of Russia dated 04/25/2022 No. 126: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 04/21/2022 No. 276n. Available from: https://docs.cntd.ru/document/350336686. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  12. On approval of cases and procedures for the organization of primary health care and specialized, including high-tech, medical care by medical workers of medical organizations subordinate to the Ministry of Health of the Russian Federation, outside such medical organizations: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 04/21/2022 No. 276n. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416065/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/?ysclid=m0asicmwu9579668617. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  13. Karakulina E.V., Polikarpov A.V., Golubev N.A., Ogryzko E.V., Stradymov F.I., Lyutsko V.V. Analiz stanovleniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi i otsenka tendentsiy ee razvitiya [Analysis of the formation of primary health care and assessment of trends in its development]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2023; 3:712-737. DOI 10.24412/2312-2935-2023-3-712-737. (In Rus.).
  14. Rugol' L.V., Son I.M., Kirillov V.I., Guseva S.L. Organizatsionnye tekhnologii, povyshayushchie dostupnost' meditsinskoy pomoshchi dlya naseleniya [Organizational technologies that increase the availability of medical care for the population]. Profilakticheskaya meditsina 2020; 23(2): 26-34. DOI 10.17116/profmed20202302126. (In Rus.).
  15. Abdullabekov R.N., Fedorchuk V.E., Minnikova T.V. Peredvizhnye meditsinskie kompleksy v Rossii [Mobile medical complexes in Russia]. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor 2021;3(43):45-52. DOI 10.17116/medtech20214303145. (In Rus.).
  16. Astapenko E.M., Valeeva A.A., Sharikadze D.T., Shamaev D.M., Rybalov A.A., Frantsuzova K.M. Peredvizhnye (podvizhnye) meditsinskie kompleksy dlya obespecheniya kachestva i dostupnosti okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi [Mobile medical complexes to ensure the quality and accessibility of primary health care]. Vestnik Roszdravnadzora 2020; 1:42-51. DOI 10.35576/2070-7940-2020-1-42-51. (In Rus.).
  17. Moskovskikh D.Yu. Verkhovnyy sud Rossiyskoy Federatsii podtverdil pravotu departamenta, kotoryy isklyuchil iz meditsinskoy litsenzii vse vidy deyatel'nosti s primeneniem mobil'nogo avtotransporta [The Supreme Court of the Russian Federation confirmed the correctness of the department, which excluded from the medical license all types of activities using mobile vehicles]. Zdravookhranenie Yugry: opyt i innovatsii 2019; 2:3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verhovnyy-sud-rossiyskoy-federatsii-podtverdil-pravotu-departamenta-kotoryy-isklyuchil-iz-meditsinskoy-litsenzii-vse-vidy-deyatelnosti. (In Rus.).
  18. Nikolaev D.S. Aktual'nye voprosy deystviya meditsinskoy litsenzii vo vremeni i v prostranstve [Topical issues of the validity of a medical license in time and space]. Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava 2023; 13(3A): 42-50. DOI: 10.34670/AR.2023.44.99.005. (In Rus.).
  19. On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated 02/13/2019 No. 207-r (as amended on 30.09.2022). Available from:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/?ysclid=m0atsglsbh270758131. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  20. On the approval of the Strategy for Sustainable Development of Rural Areas of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.02.2015 No. 151-r (ed. dated 13.01.2017). Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m0atv78vwo805761820. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  21. On the Strategy for the Development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035: Decree of the President of the Russian Federation No. 645 dated 10/26/2020 (ed. dated 02/27/2023). Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  22. On approval of the action plan ("roadmap") for the development of telemedicine and mobile forms of medical care, including on the routes of nomadic indigenous peoples of the Russian Federation in the Arctic zone: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 03/23/2022 No. 195. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414457/?ysclid=m0atzm3czr757196368. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  23. On approval of the State program of the Russian Federation "Development of healthcare": Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/26/2017 No. 1640 (ed. dated 11/30/2023) (with amendments and additions, introduction. effective from 01.01.2024). Available from: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/postanovlenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-26-12-2017-1640-red-ot-30-11-2023-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoy-programmy-rossiyskoy-federatsii-razvitie-zdravoohraneniya. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  24. The State Strategy for Countering the spread of HIV infection in the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation No. 3468-r dated December 21, 2020. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012250074?ysclid=m0au1aezq0313934218. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  25. On the temporary procedure for organizing the work of medical organizations in order to implement measures to prevent and reduce the risks of spreading the new coronavirus infection COVID-19: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 03/19/2020 No. 198n (ed. dated 12/26/2023). Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348101/?ysclid=m0au5gpnyv999417973. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  26. Fetisov A.O., Kravchenko E.I. Organizatsiya meditsinskoy pomoshchi v uchrezhdeniyakh FMBA Sibirskogo federal'nogo okruga v period pandemii novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19): vyzovy, resheniya [Organization of medical care in the institutions of the Siberian Federal District FMBA during the pandemic of the new coronavirus infection (COVID-19): challenges, solutions]. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal 2021; 20(5):57-62. DOI 10.52420/2071-5943-2021-20-5-57-62. (In Rus.).
  27. Akhatov A.F., Mavlyashova D.R. Povyshenie effektivnosti pervichnoy diagnostiki zabolevaniy s pomoshch'yu peredvizhnogo diagnosticheskogo kompleksa [Improving the effectiveness of primary diagnosis of diseases with the help of a mobile diagnostic complex]. Mezhdunarodnyy forum KAZAN DIGITAL WEEK 2023. Sbornik materialov, Kazan', 20-22 sentyabrya 2023 goda. Sost. R.Sh. Akhmadieva, R.N. Minnikhanov. Pod obshchey redaktsiey R.N. Minnikhanova. Kazan': Nauchnyy tsentr bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti 2023; S. 628-638. (In Rus.).
  28. Korkhmazov V.T., Perkhov V.I. K voprosu o neobkhodimosti rasshireniya ispol'zovaniya tekhnologiy mobil'noy meditsiny v period infektsionnykh pandemiy [On the need to expand the use of mobile medicine technologies during infectious pandemics]. Rossiyskiy meditsinskiy zhurnal 2022; 28(1): 5-10. DOI 10.17816/medjrf92834. (In Rus.).
  29. Kotova E.A., Bogorodskaya E.M., Plavunov N.F., Kosymskiy V.V. Organizatsiya raboty mobil'nykh brigad skoroy meditsinskoy pomoshchi po obsledovaniyu naseleniya na COVID-19 s vklyucheniem meditsinskikh rabotnikov protivotuberkuleznoy organizatsii [Organization of the work of mobile emergency medical teams to examine the population for COVID-19 with the inclusion of medical workers from an anti-tuberculosis organization]. Tuberkulez i sotsial'no-znachimye zabolevaniya 2020; 4:16-25. (In Rus.).
  30. Murav'eva A.A., Mikhaylova Yu.V., Shikina I.B. Organizatsionnye meropriyatiya pri okazanii meditsinskoy pomoshchi patsientam s novoy koronavirusnoy infektsiey COVID-19 v Stavropol'skom krae [Organizational measures for the provision of medical care to patients with the new coronavirus infection COVID-19 in the Stavropol Territory]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2020; 4:382-396. DOI 10.24411/2312-2935-2020-00120. (In Rus.).
  31. Nekhaenko N.E., Merem'yanin L.V., Sharapova Yu.A., Ostroushko N.I., Simion A.Yu. Regional'nyy opyt organizatsii meditsinskoy pomoshchi patsientam s novoy koronavirusnoy infektsiey COVID-19 [Regional experience in organizing medical care for patients with the new coronavirus infection COVID-19]. Mnogoprofil'nyy statsionar 2022;9(1):27-30. (In Rus.).
  32. Pavlov V.N., Viktorov V.V., Imel'baeva A.G., Gumerov R.M., Lutfarakhmanov I.I., Farshatov R.S. [i dr.]. Mobil'nye vyezdnye brigady v period pandemii Covid 19: pravovye aspekty i opyt vnedreniya [Mobile mobile teams during the Covid 19 pandemic: legal aspects and implementation experience]. Obshchestvennoe zdorov'e 2021; 1(4):68-75. DOI: 10.21045/2782 1676 2021 1 4 68 75. (In Rus.).
  33. Pavlov V.N., Viktorov V.V., Akhmerova S.G., Imel'baeva A.G., Mukhametzyanov A.M., Bakirov B.A., [i dr.]. Mobil'nye vyezdnye mul'tidistsiplinarnye brigady: ikh stanovlenie i razvitie v period pandemii novoy koronavirusnoy infektsii covid-19 [Mobile field multidisciplinary teams: their formation and development during the pandemic of the new coronavirus infection covid-19]. Meditsinskiy vestnik Bashkortostana 2021;16(6):21-26. (In Rus.).
  34. Akhatov A.F., Kharlamov S.V. Opyt ispol'zovaniya mobil'noy tomografii v Respublike Tatarstan v period rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii [The experience of using mobile tomography in the Republic of Tatarstan during the spread of a new coronavirus infection]. Mezhdunarodnyy forum KAZAN DIGITAL WEEK 2021: Sbornik materialov, Kazan', 21-24 sentyabrya 2021 goda. Chast' 1. Kazan': GBU «NTsBZhD» 2021;744 s. ISBN 978-5-6045858-3-2. (In Rus.).
  35. Konovalov P.P., Shperling I.A., Arsent'ev O.V., Buyanov A.L., Ankudinova A.V. Opyt raboty mnogoprofil'nogo statsionara v usloviyakh massovogo postupleniya bol'nykh COVID-19 [Work experience of a multidisciplinary hospital in conditions of mass admission of COVID-19 patients]. Permskiy meditsinskiy zhurnal 2021; 38(3):122-130. DOI 10.17816/pmj383122-130. (In Rus.).
  36. On the land territories of the Arctic zone of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 05/02/2014 No. 296. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/ (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  37. On approval of the list of regions of the Far North and localities equated to the regions of the Far North in order to provide state guarantees and compensations for persons working and living in these areas and localities, invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation and recognition of certain acts of the Council of Ministers of the USSR not valid on the territory of the Russian Federation: decree of the Government of the Russian Federation of 11/16/2021 No.1946. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400590/ (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  38. Rakhmanov R.S., Gadzhiibragimov D.A., Medzhidova M.A., Kudryavtseva O.A. Otsenka znachimosti klimatogeograficheskikh usloviy kak faktorov riska dlya zdorov'ya [Assessment of the importance of climatogeographic conditions as health risk factors]. Gigiena i sanitariya 2010; 2:44-46. (In Rus.).
  39. Gridin L.A. Adaptatsionnye reaktsii cheloveka v usloviyakh Kraynego Severa [Human adaptive reactions in the conditions of the Far North]. Politika i obshchestvo 2015;10(130):1353-1362. DOI: http://dx.doi.org/ 10.7256/1812–8696.2015.10.15173. (In Rus.).
  40. Korchin V.I., Korchina T.Ya., Ternikova E.M., Bikbulatova L.N., Lapenko V.V. Vliyanie klimatogeografichekikh faktorov Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga na zdorov'e naseleniya (obzor) [The influence of climatic and geographical factors of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug on the health of the population (review)]. Zhurnal mediko-biologicheskikh issledovaniy 2021;9(1):77-88. DOI:10.37482/2687-1491-Z046. (In Rus.).
  41. Nikiforova N.A., Karapetyan T.A., Dorshakova N.V. Osobennosti pitaniya zhiteley Severa (obzor literatury) [Peculiarities of nutrition of the inhabitants of the North (literature review)]. Ekologiya cheloveka 2018;(11):20-25. DOI:10.33396/1728-0869-2018-11-20-22. (In Rus.).
  42. Demographic Yearbook of Russia. 2023. Statistical collection. Rosstat. - M., 2023. – 256 p. Available from: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Demogr_ejegod_2023.pdf. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  43. Suslin S.A., Kashirin A.K., Katin A.A. Mediko-demograficheskie tendentsii v sostoyanii zdorov'ya sel'skogo naseleniya [Medical and demographic trends in the health status of the rural population]. Zhurnal nauchnykh statey «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke» 2017;19 (10):260-263. (In Rus.).
  44. Kalininskaya A.A., Bakirova E.A., Kizeev M.V., Lazarev A.V., Shlyafer S.I., Bal'zamova L.A. Nauchnoe obosnovanie predlozheniy po sovershenstvovaniyu meditsinskoy pomoshchi zhitelyam sela [Scientific substantiation of proposals to improve medical care for rural residents]. Menedzher zdravookhraneniya 2023; 3: 13-24. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-13-24. (In Rus.).
  45. Khabriev R.U., Kalininskaya A.A., Shchepin V.O. [i dr.]. Mediko-demograficheskie pokazateli i zdorov'esberezhenie sel'skogo naseleniya Rossiyskoy Federatsii [Medical and demographic indicators and health care of the rural population of the Russian Federation]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2023; 31(6):1307-1312. DOI 10.32687/0869-866X-2023-31-6-1307-1312. (In Rus.).
  46. Averin A.N., Ponedelkov A.V., Kas'yanov V.V. Osnovnye tendentsii sberezheniya rossiyskogo naseleniya v 1990-2022 gody [The main savings trends of the Russian population in 1990-2022]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki 2024;1:13-18. DOI 10.23672/SAE.2024.64.13.002. (In Rus.).
  47. Bylina S.G. Smertnost' gorodskogo i sel'skogo naseleniya RF po prichinam smerti: sravnitel'nyy analiz [Mortality of the urban and rural population of the Russian Federation by causes of death: a comparative analysis]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal 2020; 10:92-103. DOI:10.23670/IRJ.2020.100.10.054. (In Rus.).
  48. Studennikova N.S. Zdorov'e sel'skikh zhiteley – opredelyayushchiy faktor razvitiya sel'skikh territoriy [The health of rural residents is a determining factor in the development of rural areas]. Vestnik sel'skogo razvitiya i sotsial'noy politiki 2017;15 (3):91-93. (In Rus.).
  49. Kalininskaya A.A., Bakirova E.A., Lazarev A.V., Shlyafer S.I., Kizeev M.V. Analiz zabolevaemosti i kadrovoe obespechenie naseleniya sel'skikh territoriy v Rossiyskoy Federatsii [Morbidity analysis and staffing of rural population in the Russian Federation]. Menedzher zdravookhraneniya 2022; 7: 42-51. DOI 10.21045/1811-0185-2022-7-42-51. (In Rus.).
  50. Latyshova A.A. Meditsinskie organizatsii i ikh strukturnye podrazdeleniya, raspolozhennye v sel'skoy mestnosti [Medical organizations and their structural units located in rural areas]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [setevoe izdanie] 2024; 70(1):6. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1563/30/lang,ru/. DOI:10.21045/2071-5021-2024-70-1-6. (Date accessed: 22.08.2024). (In Rus.).
  51. Chernyshev V.M., Voevoda M.I., Strel'chenko O.V., Mingazov I.F. Sel'skoe zdravookhranenie Rossii. Sostoyanie, problemy, perspektivy [Rural healthcare in Russia. Status, problems, prospects]. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal 2022; 42(4):4-14. DOI: 10.18699/SSMJ20220401. (In Rus.).
  52. Ekimova N.A., Gaganov A.E. Demograficheskie trendy regionov Rossii: v poiskakh istochnikov rosta [Demographic trends in Russian regions: in search of sources of growth]. Biznes. Obrazovanie. Pravo 2023; 3(64):60-65. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.707. (In Rus.).
  53. Erugina M.V., Krom I.L., Sazanova G.Yu., Eremina M.G., Shigaev N.N., Dolgova E.M. Tendentsii demograficheskikh pokazateley naseleniya Rossiyskoy Federatsii [Trends in demographic indicators of the population of the Russian Federation]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2023; 1:79-88. DOI 10.24412/2312-2935-2023-1-79-88. (In Rus.).
  54. Rostovskaya T.K., Shabunova A.A., Vasil'eva E.N., Kalachikova O.N. Demograficheskoe razvitie Rossii v kontekste natsional'noy bezopasnosti [Demographic development of Russia in the context of national security]. Federal'nyy nauchno-issledovatel'skiy sotsiologicheskiy tsentr rossiyskoy akademii nauk; institut demograficheskikh issledovaniy. Moskva: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Prospekt; 2022. 264 s. ISBN 978-5-392-36915-7. DOI 10.19181/monogr.978-5-392-36915-7.2022. (In Rus.).
  55. Ryazantsev S.V., Rybakovskiy L.L. Demograficheskoe razvitie Rossii v XX–XXI vekakh: istoricheskoe i geopoliticheskoe izmereniya [Demographic development of Russia in the XX–XXI centuries: historical and geopolitical dimensions]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk 2021; 91(9): 810-820. DOI: 10.31857/S0869587321090085. (In Rus.).
  56. International experience of primary health care models. Ekspertnyy obzor. E.I. Aksenova, N.N. Kamynina, E.O. Korotkova. M.: GBU «NIIOZMM DZM»; 2021. 57 s. (In Rus.).
  57. Moskvicheva M.G., Rozenfel'd L.G. Opyt raboty vyezdnykh profilakticheskikh brigad kak novoy formy organizatsii meditsinskoy pomoshchi sel'skomu naseleniyu [Work experience of field preventive teams as a new form of organization of medical care for the rural population]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy 2008; 15(4.):162-164. (In Rus.).
  58. Yagudin R.Kh., Rybkin L.I. Effektivnost' sovremennykh form priblizheniya vrachebnoy meditsinskoy pomoshchi k sel'skomu naseleniyu [The effectiveness of modern forms of approximation of medical care to the rural population]. Prakticheskaya meditsina 2014;04(80):182-184. (In Rus.).
  59. Matveev D.A., Ponomarev S.A., Kasatov A.V., Koryagina N.A., Naumov S.A. Opyt raboty vyezdnoy polikliniki v sel'skikh territoriyakh Permskogo kraya [Work experience of an on-site polyclinic in rural areas of the Perm region]. Poliklinika 2018;1-3:14-17. (In Rus.).
  60. Medik V.A. Puti sovershenstvovaniya organizatsionno-metodicheskoy deyatel'nosti v meditsinskikh organizatsiyakh na sovremennom etape reformirovaniya zdravookhraneniya [Ways to improve organizational and methodological activities in medical organizations at the present stage of healthcare reform]. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ 2021;7(4):40-50. DOI: 10.33029/2411-8621-2021-7-4-40-50. (In Rus.).
  61. Kozhevnikov A.A. Sotsiologicheskiy analiz osobennostey organizatsii meditsinskoy pomoshchi v trudnodostupnykh naselennykh punktakh Rossii [Sociological analysis of the peculiarities of the organization of medical care in remote settlements of Russia]. Vestnik Ivanovskoy meditsinskoy akademii 2016;21(2):5-9. (In Rus.).
  62. Matveev A.S. Matveev O.A. Osobennosti realizatsii sotsial'noy politiki v zdravookhranenii v Arkticheskoy zone Rossiyskoy Federatsii [Features of the implementation of social policy in healthcare in the Arctic zone of the Russian Federation]. Colloquium-journal 2019;12-7(36):59-63. (In Rus.).
  63. Razumova T.V., Zuevskaya T.V., Pavlov P.I. Zuevskiy V.P., Sadrieva E.V., Pryakhina E.V. Analiz regional'nykh osobennostey, vliyayushchikh na organizatsiyu i okazanie meditsinskoy pomoshchi v KhMAO-Yugre [Analysis of regional peculiarities affecting the organization and provision of medical care in KhMAO-Yugra]. Meditsinskaya nauka i obrazovanie Urala 2021; 22(4-108):155-159. DOI 10.36361/1814-8999-2021-22-4-155-159. (In Rus.).
  64. Lipatova L.N., Gradusova V.N., Strokan E.V. Statisticheskaya otsenka dostizheniya strategicheskoy tseli po prodolzhitel'nosti zhizni naseleniya arkticheskikh regionov Rossii [Statistical assessment of the achievement of the strategic goal for the life expectancy of the population of the Arctic regions of Russia]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka 2023; 26(3):92-106. DOI 10.37614/2220-802X.3.2023.81.006. (In Rus.).
  65. Latyshova A.A., Khodakova O.V. Attracting doctors to rural areas within the framework of the state program: performance indicators. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2024; 68(4):261-266. DOI 10.47470/0044-197X-2024-68-4-261-266. (In Rus.).

Дата поступления: 30.10.2024


Просмотров: 20

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 12.01.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search