ПОДХОДЫ К УЧЕТУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ РАСЧЕТЕ ТАРИФОВ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ |
28.12.2024 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-S5-19
Обухова О.В., Сычев Ю.П. Резюме Актуальность. Нормативными документами в сфере здравоохранения регламентированы различные подходы к учету территориальных особенностей субъектов Российской Федерации, применение которых оказывает влияние как на объемы потребления, так и на финансирование медицинской помощи, что, в свою очередь находит отражение при расчете потребности в медицинских работниках, а также при территориальном планировании объектов инфраструктуры здравоохранения. Актуальным является оценка обоснованности применения различных подходов к формированию поправочных коэффициентов и их применению при расчете тарифов на медицинской помощь. Цель исследования. Провести анализ действующих методик учета территориальных особенностей, показать различия в их применении при расчете тарифов на медицинскую помощь, финансируемую за счет разных финансовых источников Материалы и методы. Проведено исследование нормативно-законодательный базы, регулирующей вопросы формирования и применения поправочных коэффициентов к тарифам на оказание медицинской помощи и/или медицинских услуг. Использованы методы сравнительного анализа и синтеза. Результаты. В результате проведенного исследования получены данные, демонстрирующие значительную дифференциацию размера стоимости случая лечения при использовании действующих методик формирования и применения территориального коэффициента при оплате оказанной помощи за счет разных источников финансирования. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости использования единого принципа формирования и использования поправочных коэффициентов, учитывающих территориальные особенности субъектов Российской Федерации и применяемых при оплате медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Ключевые слова: территориальные особенности; коэффициент дифференциации; обязательное медицинское страхование; тарифы; нормативы финансовых затрат.
Контактная информация: Обухова Ольга Валерьевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
APPROACHES TO TAKING INTO ACCOUNT TERRITORIAL FEATURES WHEN CALCULATING RATES FOR MEDICAL CARE Abstract Significance. Regulatory documents in the field of healthcare regulate various approaches to taking into account the territorial characteristics of the subjects of the Russian Federation, the application of which affects both the volume of consumption and the financing of medical care, which, in turn, is reflected in the calculation of the need for medical workers, as well as in the territorial planning of healthcare infrastructure facilities. It is relevant to assess the validity of the application of various approaches to the formation of correction factors and their application in calculating tariffs for medical care. Purpose of the study. To analyze the current methods for taking into account territorial characteristics, to show the differences in their application in calculating tariffs for medical care financed by different financial sources Materials and methods. An analytical review of the regulatory framework governing the formation and application of correction factors to tariffs for the provision of medical care and / or medical services was conducted. Analytical methods of comparative analysis were used. Results. As a result of the study, data were obtained demonstrating a significant differentiation in the cost of a case of treatment when using different methods of forming and applying the territorial coefficient when paying for the care provided from different sources of financing. Conclusion. The results obtained indicate the need to use a single principle for the formation and use of correction factors that take into account the territorial characteristics of the constituent entities of the Russian Federation and are used when paying for medical care within the framework of the program of state guarantees for the free provision of medical care to citizens. Keywords: territorial characteristics; differentiation coefficient; compulsory medical insurance; tariffs; standards of financial costs.
Corresponding author: Olga V. Obukhova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Наличие сильной корреляционной связи между объемами потребляемых ресурсов при оказании медицинской помощи и показателями экономического развития регионов доказано в работах многих современных исследователей Гаврильевой Т.Н. [1]; Калашникова К.Н. [2]; Шишкина С.В., Понкратовой О.Ф.[3], Тихоновой Н.К. [4] и др. Наиболее часто детерминированность стоимости медицинской помощи территориальными особенностями объясняют таким показателями, как: размер валового регионального продукта на душу населения, уровень доходов населения, наличие районных надбавок к заработной плате на соответствующей территории, стоимость жилищно-коммунальных услуг, стоимость энергоносителей, логистических услуг, услуг связи и другие. Перечисленные показатели отражают ценовые различия идентичных ресурсов здравоохранения в субъектах Российской Федерации. Значимость факторов, которые не относятся к экономическим, но оказывают значительное влияние на ресурсопотребление медицинской помощи в конкретном регионе из-за особых географических, климатических, демографических, транспортных и иных особенностей (например, плотность половозрастной состав населения, особенности расселения населения, статус населенных пунктов, труднодоступность, наличие подъездных путей, состояние дорожного покрытия, национальные особенности населения и др.) была отмечена в работах Леонова С.А [5]; Куратовой Э.С. [6]. Исследователями предлагалась группировка субъектов Российской Федерации в зависимости от 5-ти степеней плотности населения территорий, с обоснованием необходимости учета при расчете финансового обеспечения нормативных объемов помощи территориальных программ государственных гарантий нормированных значений коэффициентов транспортной доступности, расселения населения в формате корректирующего коэффициента. Неоднократно Счетная Палата, осуществляя контрольные мероприятия в отношении системы обязательного медицинского страхования, обращала внимание на проблемы применения и отбора факторов, являющихся базой расчета коэффициента дифференциации, применяемого к нормативу финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, установленного в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи (далее – ПГГ, Программа) [7]. Так, в отчете 2021 года [8] регулятором отмечалось, что коэффициент дифференциации должен характеризоваться соответствием значений весовых коэффициентов реальной структуре затрат в системе Обязательного медицинского страхования (ОМС), а также применением ценовых коэффициентов, отражающих различия в стоимости товаров и услуг между субъектами Российской Федерации. Такой подход, по мнению регулятора, отражает объективность и сбалансированность между используемыми ценовыми составляющими коэффициента и объективными особенностями каждого региона, влияющими на стоимость оказания медицинской помощи. Программой на 2024 год установлено, что при формировании территориальной программы государственных гарантий (далее - ТПГГ), наряду с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, учитываются особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций. Несмотря на то, что методика учета данных территориальных особенностей не утверждена, нормативными документами федерального уровня такие коэффициенты предусмотрены. Следует отметить, что в результате проведенного нами исследования научных публикаций по теме настоящего исследования было отмечено отсутствие научных работ, систематизирующих подходы и методики, применяемые при расчете поправочных коэффициентов, используемых при планировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Таким образом, при формировании тарифов и нормативов затрат на медицинскую помощь, оказываемую в рамках ТПГГ используются поправочные коэффициенты, учитывающие климатогеографические особенности территории ее оказания, влияющие на объемы потребления населением медицинской помощи, и коэффициенты, учитывающие ценовые различия в ресурсах, используемых при оказании медицинской помощи, а также иные параметры. Материалы и методы Проведен аналитический обзор нормативно-законодательный базы, регулирующей вопросы формирования и применения поправочных коэффициентов к тарифам на оказание медицинской помощи и/или медицинских услуг. Использованы методы сравнительного анализа на примере одного из нормативов финансовых затрат на высокотехнологичную медицинскую помощь (далее -ВМП). Результаты В соответствии с методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС (далее – Методические рекомендации ОМС) [9], под коэффициентом дифференциации понимается устанавливаемый на федеральном уровне или уровне субъекта Российской Федерации коэффициент, отражающий разницу уровня затрат на значимые статьи расходов при оказании медицинской помощи, обусловленную экономическими и климатогеографическими особенностями субъектов Российской Федерации. Условия применения коэффициентов дифференциации в отношении медицинской помощи устанавливаются документами правительственного уровня (например, ПГГ) и отдельными ведомственными документами, носящими как распорядительный (обязательный), так и рекомендательный характер. В настоящее время территориальные особенности учитываются коэффициентом дифференциации при распределении медицинской помощи между субъектами Российской Федерации, при формировании тарифов на отдельные виды медицинской помощи внутри субъектов Российской Федерации. Данные виды медицинской помощи оказываются за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет бюджетов всех уровней. При этом, не существует общей методологии формирования такого поправочного коэффициента в отношении всей медицинской помощи, которая оказывается в рамках Программы. На федеральном уровне утверждены четыре методики формирования поправочных коэффициентов, учитывающих территориальные особенности субъектов Российской Федерации при оказании медицинской помощи в рамках ПГГ:
Схематично систему применения поправочных коэффициентов, учитывающих территориальные особенности на примере системы ОМС, можно изобразить следующим образом (рис.1.).
Как видно из схемы, в общей сумме средств, поступающих на уровень субъекта в рамках ОМС, учитываются территориальные особенности по 34 субъектам Российской Федерации, имеющими отклонения по ресурсозатратности бюджетных услуг и уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников. Такой же подход использован по отношению к первичной и скорой медицинской помощи, нормативы на которые устанавливаются на уровне медицинских организаций. По специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи включенной в базовую программу ОМС условия применения поправочного коэффициента изменяются значительно: к нормативам применяется коэффициент дифференциации в соответствии с Методикой №462 но не ко всему нормативу, а к его части или к доле на заработную плату. К нормативу на ВМП, не включенную в базовую программу ОМС, применяется коэффициент дифференциации, учитывающий только отклонения в среднемесячной заработной плате на 1 работника, к доле на заработную плату. Таким образом, применение поправочных коэффициентов различно в отношении разных видов медицинской помощи в рамках одно источника финансирования. Важно отметить и факторы, которые учитываются при формировании поправочных коэффициентов. Так, в Методике №462 коэффициент учитывает уровень заработной платы в долевом соотношении 0,7 и прочие расходы в долевом соотношении 0,3. При расчете доли территориального коэффициента, связанной с зарплатой, используется функция выбора максимального значения из показателей суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных для конкретных территорий субъекта Российской Федерации и отношения среднемесячной начисленной заработной плат в соответствующем субъекте к среднемесячной начисленной заработной плате в Российской Федерации за аналогичный период. При расчете коэффициента, учитывающего прочие расходы, учитываются данные о стоимости жилищно-коммунальных услуг в субъекте и уровень цен на бюджетные услуги в соотношении: 0,22 к 0,78. В отношении коэффициента дифференциации, применяемого к нормативам на ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, используются данные только о среднемесячной заработной плате на территории субъекта и среднероссийского уровня. Обсуждение полученных результатов Влияние на значения тарифов на идентичные виды медицинской помощи при оказании на территории конкретного субъекта Российской Федерации оценивалось на примере метода «Лазерная коагуляция анастомозов при синдроме фето-фетальной трансфузии, фетоскопия» 1 группы ВМП раздела II высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой учреждениями в Новосибирской области, со средним нормативом финансовых затрат (далее – НФЗ) в размере 277 185,00 руб. [7]. Доля на заработную плату (далее – ДЗП) в структуре НФЗ по данному методу установлена в размере 0,31 [12]. Таблица 1 Результаты расчета тарифа на оказание метода высокотехнологичной медицинской помощи из раздела 2 Программы на территории Новосибирской области при использовании разных методик учета территориального коэффициента (рассчитано авторами)
Расчеты на примере оценки стоимости одного из методов ВМП из раздела 2 Программы на территории Новосибирской области при использовании разных методик учета территориального коэффициента при оплате за счет разных источников финансирования показали, что значение территориального коэффициента меняется от 0,92 до 1,14. Таким образом, размер НФЗ при финансировании за счет бюджетных средств по условиям расчета для ВМП снизится на 8%, по условиям расчета для госуслуг увеличится на 1,1%, а при оказании за счет средств ОМС увеличится в 1,14 раза. В абсолютном значении при применении разных методик учета коэффициента территориальной дифференциации норматив затрат на одну и ту же медицинскую помощь может снизиться на 22,2 тыс.руб. или увеличится на 21,2 тыс. руб. в расчете на 1 случай госпитализации. Заключение В настоящее время в системе здравоохранения используются различные поправочные коэффициенты, влияющие как на стоимостные, так и на объемные показатели. Проведенное исследование нормативных документов, в которых изложены подходы к коррекции финансовых показателей с учетом территориальных особенностей, показало следующее:
Различие в подходах к учету дифференцирующих факторов оказывает влияние на размеры нормативов финансовых затрат/тарифов. Поэтому считаем целесообразным принятие соответствующих действий по унификации учета влияющих на стоимостные параметры факторов в отношении всей медицинской помощи, которая оказывается в рамках программы государственных гарантий и финансируется за счет государственных средств. Библиография
References
Дата поступления: 30.10.2024 Просмотров: 21
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 16.01.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|