О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5П 2024 (70) arrow КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В АСПЕКТЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В АСПЕКТЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Печать
28.12.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-S5-24

Сенотрусова Ю.Е.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Современные тенденции в области кадрового обеспечения медицинских организаций определяют повышенное внимание к проблеме кадрового планирования, необходимости сохранения и укрепления кадрового потенциала в здравоохранении. Особенно актуальна данная проблема в системе оказания первичной медико-санитарной помощи как наиболее массового и востребованного вида медицинской помощи.

Цель исследования: проанализировать существующие тенденции и определить перспективные направления развития государственной кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации в аспекте кадрового обеспечения системы оказания первичной медико-санитарной помощи.

Материалы и методы. Произведен тематический поиск публикаций, а также нормативно-правовых документов. Всего в аналитический обзор отобрано 60 источников информации. Использованы библиографический и аналитический методы.

Результаты. В настоящее время реализуются различные законодательные инициативы, направленные на повышение укомплектованности кадрами медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Важное значение в системе данных мероприятий имеют целевые программы и другие меры социальной поддержки специалистов. Приоритетным направлением развития государственной кадровой политики в здравоохранении является согласование потребностей рынка труда с реализуемой образовательной политикой, что позволит сбалансировать существующее диспропорции в структуре медицинских специальностей и обеспечить первостепенную подготовку специалистов для нужд первичного звена здравоохранения, в том числе врачей общей практики.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о сформированной экспертной позиции по вопросу необходимости изменения кадровой политики в здравоохранении, формирования приоритетных мероприятий для усиления обеспечения системы оказания первичной медико-санитарной помощи квалифицированными медицинскими кадрами.

Область применения результатов . Результаты могут быть использованы исследователями в области общественного здоровья и здравоохранения.

Ключевые слова: кадровое обеспечение; кадровая политика в здравоохранении; первичная медико-санитарная помощь; меры социальной поддержки медицинских работников

Контактная информация: Сенотрусова Юлия Евгеньевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Сенотрусова Ю.Е. Кадровая политика в здравоохранении в аспекте кадрового обеспечения системы оказания первичной медико-санитарной помощи. Аналитический обзор. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024;

PERSONNEL POLICY IN HEALTHCARE IN THE ASPECT OF STAFFING THE PRIMARY HEALTH CARE SYSTEM. ANALYTICAL REVIEW
Senotrusova YuE.
Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. Current trends in the field of staffing medical organizations determine increased attention to the problem of personnel planning, the need to maintain and strengthen the human resources potential in healthcare. This problem is especially relevant in the primary health care system as the most widespread and popular type of medical care.

Purpose. We need to analyze existing trends and identify promising areas for the development of state personnel policy in healthcare of the Russian Federation in the aspect of staffing the primary health care system.

Materials and Methods. A thematic search of publications, regulatory legal and other documents was conducted. A total of 60 sources of information were included in the analytical review. Bibliographic and analytical methods were used.

Results. Various legislative initiatives are currently being implemented aimed at increasing the staffing of medical organizations providing primary health care. Of great importance in the system of these activities are target programs and other measures of social support for specialists. The priority direction of development of the state personnel policy in healthcare is the coordination of labor market needs with the implemented educational policy, which will balance the existing imbalances in the structure of medical specialties and ensure the priority training of specialists for the needs of primary healthcare, including general practitioners.

Conclusion. The obtained results of the analytical review indicate the formed expert position on the issue of the need to change the personnel policy in healthcare, the formation of priority measures to strengthen the provision of the primary health care system with qualified medical personnel.

Scope of application of the results. The results can be used by researchers in the field of public health and healthcare.

Keywords: personnel provision; personnel policy in healthcare; primary health care; measures of social support for medical workers

Corresponding author: Yulia E. Senotrusova, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Senotrusova YuE, https://orcid.org/0009-0004-2761-3517
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The author declares the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Senotrusova YuE. Personnel policy in healthcare in the aspect of staffing the primary health care system. Analytical review. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; (In Rus).

Введение

Достаточный уровень обеспечения медицинских организаций квалифицированными трудовыми ресурсами является залогом результативности всей системы здравоохранения, в первую очередь, в части доступности медицинской помощи для населения. Поэтому кадровое обеспечение медицинских организаций является объектом пристального внимания во всем мире [1,2].

По прогнозу Всемирной организации здравоохранения дефицит медицинских кадров к 2030 году составит около 18 миллионов специалистов, преимущественно в государствах с низким и ниже среднего уровнями дохода [3].

Недостаток кадровых ресурсов в здравоохранении негативно отражается на доступности и качестве медицинской помощи, и, в конечном счете, отрицательно воздействует на показатели здоровья населения [4,5].

В Российской Федерации проблема кадрового обеспечения медицинских организаций также продолжает оставаться актуальной. Сохраняется как недостаток медицинских кадров (врачебного персонала и специалистов со средним медицинским образованием), так и дисбаланс в структуре медицинских специальностей, неравномерное кадровое обеспечение отдельных видов медицинской помощи [6-8].

Также регистрируются выраженные диспропорции в обеспеченности кадровыми ресурсами медицинских организаций, расположенных в городской и сельской местности, усугубляющий имеющиеся различия в социально-экономическом развитии городских и сельских поселений и процессы внутренней миграции сельского населения в крупные города [9,10].

Кадровое обеспечение медицинских организаций отечественной системы здравоохранения характеризуют значительные межрегиональные различия вследствие существующей социально-экономической дифференциации субъектов Российской Федерации, климатогеографических особенностей. Поэтому в крупных городах федерального значения, таких как Москва и Санкт-Петербург, проблема кадрового обеспечения заключается преимущественно в диспропорциях по отдельным медицинским специальностям, что не отражает федеральную ситуацию, характеризующуюся наряду со структурным дисбалансом и дефицитом медицинских работников в целом [11,12].

Наиболее выражены указанные тенденции в системе оказания первичной медико-санитарной помощи населению, особенно в сельской местности, труднодоступных и удаленных районах страны [13,14].

Для системы оказания первичной медико-санитарной помощи проблема кадрового обеспечения особенно актуальна, так как данный вид медицинской помощи является наиболее массовым, а медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, представляют собой организации первого контакта населения с системой здравоохранения. Поэтому от того, насколько эта помощь доступна и качественна для населения зависит эффективность всей системы здравоохранения - как степень достижения запланированного медицинского результата, так и социальный, и экономический эффект [15].

Более выраженные диспропорции в кадровом обеспечении врачебным персоналом системы оказания первичной медико-санитарной помощи характерны для врачей участковой службы – врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики. Данные отечественных исследований указывают на имеющиеся несоответствия между числом штатных должностей врачей участковой службы и количеством участков, недостаточная укомплектованность штатных должностей физическими лицами, и, соответственно, высокие значения коэффициента совместительства специалистов участковой службы [16,17].

Дефицит кадровых ресурсов закономерно приводит к увеличению нагрузки на работников системы здравоохранения, что отрицательно влияет на состояние здоровья медицинских работников, способствует развитию профессионального выгорания, а также оттоку специалистов в медицинские организации частной формы собственности [18,19].

Проблемы мирового масштаба, такие как пандемии инфекционных болезней, демографическое старение населения, оказывают серьезное влияние на здравоохранение всего мира, в том числе определяя глобальные тренды в отношении кадрового обеспечения системы здравоохранения в целом и первичной медико-санитарной помощи, в частности. В период распространения новой коронавирусной инфекции система здравоохранения столкнулась с новыми вызовами в области кадрового обеспечения медицинских организаций, связанных с потребностью срочного перепрофилирования медицинских организаций, работой медицинского персонала в условиях повышенного риска инфицирования и колоссальных нагрузок, необходимостью обеспечения мотивации для работы специалистов в условиях недостатка кадров [20,21].

В тоже время пандемия новой коронавирусной инфекции привлекла внимание к проблеме снижения социального престижа профессии врача в нашей стране, необходимости системного подхода к решению данной проблемы, так как медицинские работники играют важнейшую роль в повышении устойчивости сообществ и систем здравоохранения к природным и антропогенным катастрофам и связанным с ними экологическими, технологическими и биологическими рисками [22].

Вышеуказанные тенденции определяют приоритетное внимание к проблеме кадрового планирования, необходимости сохранения и укрепления кадрового потенциала в системе оказания первичной медико-санитарной помощи.

Цель – проанализировать существующие тенденции и определить перспективные направления развития государственной кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации в аспекте кадрового обеспечения системы оказания первичной медико-санитарной помощи.

Материал и методы

Был выполнен поиск нормативных правовых документов и публикаций по соответствующему тематическому направлению. Использованы базы данных научной электронной библиотеки eLibrary.Ru, федеральной электронной медицинской библиотеки (femb.ru), справочной правовой системы Consultantplus. Поиск проводился по следующим ключевым словам: кадровая политика в здравоохранении, кадровое обеспечение в системе оказания первичной медико-санитарной помощи, кадровый потенциал в здравоохранении, меры социальной поддержки медицинских работников. Дополнительно поиск осуществлялся по библиографическим спискам, используемым авторами отобранных публикаций.

По результатам поиска изучено 117 публикаций, тематически соответствующих анализируемой проблеме. Из них отобрано и подвергнуто анализу 52 публикации, отвечающих установленным критериям.

Критерии включения публикаций в аналитический обзор:

  • исследования, содержащие информацию о механизмах формирования и концепции развития отраслевой кадровой политики, направлениях оптимизации кадрового обеспечения в системе первичной медико-санитарной помощи, предоставляемых дополнительных гарантиях и реализуемых мерах социальной поддержки медицинских работников в первичном звене здравоохранения;
  • наличие доступа к полному тексту публикации.

Кроме того, в обзор включено шесть нормативных правовых и иных документов, два интернет-источника.

В работе использованы библиографический и аналитический методы.

Результаты

Современные тенденции в области кадрового обеспечения в системе здравоохранения Российской Федерации свидетельствуют о необходимости изменений в отраслевой кадровой политике. Это обусловлено рядом факторов, включая необходимость адаптации к новым вызовам и задачам, стоящим перед здравоохранением в условиях глобализации и демографических изменений [23,24].

Указом Президента Российской Федерации «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве одного из основных приоритетов развития отрасли обозначено совершенствование медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, устранение диспропорций в распределении медицинских работников, в первую очередь в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь [25].

Доступная и качественная первичная медико-санитарная помощь является основой современных национальных систем здравоохранения, ориентированных на нужды населения и остро реагирующих на их изменение. Данный вид медицинской помощи является наиболее востребованным – по оценке Всемирной организации здравоохранения, на уровне первичной медико-санитарной помощи возможно разрешение до 85-90% проблем пациентов, связанных со здоровьем [26,27].

Сохраняющая тенденция демографического старения, предполагающая, по имеющимся прогнозам, увеличение доли европейского населения в возрасте 65 лет и старше до 27 % к 2050 году, диктует изменение конфигурации систем здравоохранения многих стран мира в соответствие с реальными медицинскими и медико-социальными потребностями пожилых людей, в том числе в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи [28,29].

В настоящее время кадровая политика в сфере здравоохранения находится в фокусе внимания органов государственной власти Российской Федерации. Эффективная политика в отношении трудовых ресурсов отрасли здравоохранения позволяет обеспечить оптимальный численный и качественный состав работников сферы здравоохранения, необходимый для оказания доступной и качественной медицинской помощи, а также сбалансированность отраслевого рынка трудовых ресурсов [30,31].

Кадровая политика в сфере здравоохранении в Российской Федерации реализуется на трех иерархических уровнях – общегосударственном, отраслевом и локальном. На общегосударственном уровне осуществляется разработка стратегии кадровой политики на долгосрочную перспективу. На отраслевом уровне кадровая политика реализуется через систему управления здравоохранением, включающую Министерство здравоохранения Российской Федерации, региональные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, а также профессиональные медицинские ассоциации и общественные организации. Локальный уровень кадровой политики в сфере здравоохранения реализуется непосредственно в медицинских организациях и включает подбор и расстановку кадров на рабочих местах, процессы обучения медицинского персонала, формирование системы мотивации и стимулирования медицинских работников. Важным аспектом локальной кадровой политики является создание условий для эффективной работы медицинского персонала, включая обеспечение необходимыми ресурсами, поддержку профессионального развития и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе [32].

Объектами управления отраслевой кадровой политики являются работники системы здравоохранении, в том числе вспомогательный персонал, непосредственно незадействованный в оказании медицинской помощи [33].

Среди основных направлений кадровой политики в сфере здравоохранения выделяют:

- планирование численности и структуры медицинских кадров в соответствии с реальной потребностью населения в медицинской помощи;

- совершенствование системы подготовки кадровых ресурсов в здравоохранении, в том числе на постдипломном уровне;

- управление трудовыми ресурсами в здравоохранении [34].

На протяжении последних лет в системе здравоохранения Российской Федерации осуществляются качественные изменения, в том числе в области развития кадрового потенциала отрасли [35,36].

Промежуточные итоги реализации национального проекта «Здравоохранение» свидетельствуют о решении ряда вопросов, связанных с обеспеченностью медицинскими кадрами, в том числе в рамках отдельных специальностей, так как достижение большинства целевых показателей федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Здравоохранение», напрямую зависит от решения проблем с кадровым обеспечением [37,38].

Стратегической государственной инициативой является планируемый старт реализации в 2025 году национального проекта «Кадры», направленного на формирование и развитие человеческого капитала в различных отраслях экономики. Официальными должностными лицами государственной власти Российской Федерации анонсируется, что данный национальный проект будет предполагать активное взаимодействие между образовательными организациями, работодателями и службами занятости населения, что позволит на основе анализа прогнозируемых потребностей рынка труда (определение дефицитных профессий, ключевых компетенций и навыков, наиболее востребованных на рынке труда) осуществлять своевременную коррекцию образовательной инфраструктуры. Это также позволит обеспечить более эффективное и целевое использование ресурсов, направленных на подготовку и переподготовку специалистов, а также снизить уровень безработицы среди молодежи и других категорий населения [39].

Вопросам кадрового обеспечения системы оказания первичной медико-санитарной помощи на законодательном уровне уделяется особое внимание. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 года № 1304 в качестве одного из основных принципов модернизации первичного звена здравоохранения определено устранение недостатка кадровых ресурсов в первичном звене и повышение уровня квалификации медицинских кадров. Мероприятия, направленные на достижение этой цели, включают в себя корректировку числа штатных должностей медицинских кадров на основе реальной потребности населения в данном виде медицинской помощи, совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, развитие мер социальной поддержки медицинского персонала, повышение числа обучающихся в медицинских колледжах, развитие системы наставничества для молодых специалистов, прошедших обучение на целевой основе [40].

Кадровое обеспечение сельского здравоохранения является важной проблемой, стоящей перед отечественным здравоохранением. Значительный вклад в решение данной задачи вносит Федеральная целевая программа «Земский доктор», реализуемая с 2012 года, а также аналогичная программа для среднего медицинского персонала - «Земский фельдшер». Возможность участия в данных целевых программах, предусматривающих единовременные денежные выплаты, стала важным стимулом для многих молодых специалистов в принятия решения о переезде для работы в сельскую местность. В настоящее время перечень адресатов целевой выплаты дополнен выпускниками высших медицинских образовательных организаций и медицинских колледжей, которые завершили целевое обучение и вернулись работать по прежнему месту жительству – в села или малые поселки с численностью населения до 50 тысяч человек [41,42].

Дисбаланс в социально-экономическом уровне развития городских и сельских поселений, недостаточность сельской инфраструктуры, ограниченные возможности профессионального и карьерного роста играют ключевую роль в формировании негативного отношения медицинского персонала к перспективе работы в сельской местности. Эти факторы создают значительные препятствия для привлечения и удержания квалифицированных медицинских специалистов в сельских районах, что негативно сказывается на качестве и доступности медицинских услуг для сельского населения [43,44].

Развитие сельских территорий является в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. В 2019-2025 году реализуется Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», призванная обеспечить повышение уровня жизни населения сельских районов страны, развитие инфраструктуры, содействие деятельности предприятий, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, привлечение дополнительных инвестиционных средств для развития сельских поселений [45,46].

Важное значение в решении проблем, связанных с привлечением и закреплением медицинских кадров, в том числе работающих в системе оказания первичной медико-санитарной помощи, имеют меры социальной поддержки медицинских работников [47,48].

С 1 января 2023 года Правительством Российской Федерации установлена специальная социальная выплата для отдельных категорий медицинских работников, работающих в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования. Данная мера социальной поддержки адресована определенным категориям медицинского персонала, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных, районных и участковых больницах, а также медицинским работникам станций (отделений) скорой медицинской помощи [49].

Наряду с федеральными мерами социальной поддержки в отдельных субъектах Российской Федерации медицинским работникам предоставляются дополнительные льготы и гарантии, в том числе предоставление служебного жилья, компенсация найма жилья, обеспечение автотранспортным средством, компенсация оплаты коммунальных услуг и прочее [50,51].

Одним из «традиционных» механизмов обеспечения государственной системы здравоохранения медицинскими кадрами является практика целевого обучения с последующим трудоустройством в медицинскую организацию, выдавшую направление на обучение. История целевого обучения в Российской Федерации насчитывает многие десятилетия и доказала свою эффективность. Практика целевой подготовки позволяет увеличить укомплектованность кадрами медицинских организаций, в первую очередь расположенных в отдаленных населенных пунктах, сельской местности, в том числе по дефицитным специальностям. Для молодежи целевое обучение – это возможность получения бесплатного образования по востребованной профессии с последующей гарантией трудоустройства без опыта работы по соответствующей медицинской специальности. [52].

Профессиональное развитие медицинских кадров является неотъемлемой частью кадровой политики в здравоохранении. Постоянное обновление знаний и навыков медицинских работников необходимо для обеспечения качественной медицинской помощи. Поддержка и стимулирование специалистов в их профессиональном росте на уровне медицинской организации является элементом трудовой мотивации и материального стимулирования, способствующим повышению качественного уровня медицинской помощи населению. Для обеспечения данной задачи ключевую роль играет развитие системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, ежегодно растет. В настоящее время портал непрерывного медицинского образования имеет широкий перечень возможностей – от формирования плана и регистрации образовательной активности специалиста до возможности освоения образовательных элементов непосредственно на платформе портала [53,54].

Обсуждение

Обеспечение качественной и доступной медицинской помощью населения находится в прямой зависимости от степени развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения. В этой связи для любой национальной системы здравоохранения стратегически важно наличие эффективной отраслевой кадровой политики, соответствующей существующему уровню социально-экономического развития, направленной на обеспечение системы здравоохранения достаточным числом квалифицированных медицинских работников, обладающих необходимыми компетенциями и имеющих действенную мотивацию для осуществления профессиональной деятельности и повышения своей квалификации.

Безусловной задачей эффективной кадровой политики в любой отрасли экономики является ориентация системы образования на реальные нужды рынка труда. В здравоохранении единство кадровой отраслевой и образовательной политики с возможностью планирования и регулирования численности и структурного состава медицинских работников на уровне приема студентов в образовательные организации основного профессионального образования и системы постдипломного образования, способно обеспечить соответствие числа и структуры медицинских кадров фактической потребности населения в медицинской помощи.

Для преодоления дефицита кадров в первичном звене здравоохранения российские исследователи считают необходимым изменить систему планирования числа врачей, работающих в системе оказания первичной медико-санитарной помощи, исходя из нормативов нагрузки в расчете на одного жителя, а не по объемам медицинской помощи (числу посещений); перемещение части объемов медицинской помощи из стационара в первичное звено здравоохранения, и, соответственно, необходимых для этого кадровых ресурсов; потребность в развитии института врача общей практики [55,56].

Следует отметить, что в западных странах отмечается тенденция к поиску и развитию новых организационных моделей оказания первичной медико-санитарной помощи. Всё большее распространение получают командные формы организации оказания первичной медико-санитарной помощи. Расширенные врачебные практики, включающие междисциплинарные команды медицинских работников, постепенно становятся основными субъектами, осуществляющими лечение и наблюдение пациентов, страдающих хроническими заболеваниями [57,58].

Внедрение новых организационных форм оказания первичной медико-санитарной помощи в российское здравоохранение является перспективным направлением, способным обеспечить повышение доступности и качества данного вида медицинской помощи для населения, а также с позиции рационального использования ограниченных ресурсов отрасли, в том числе за счет повышения роли среднего медицинского персонала в оказании медицинской помощи, передачи непрофильных функций персоналу без медицинского образования, дальнейшего цифровое развитие здравоохранения. Естественно, что данный процесс невозможен без достаточного уровня обеспечения первичного звена здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами и работниками, не имеющими медицинского образования (администраторами, регистраторами, операторами).

Усилия по устранению недостатка врачебного персонала в сельской местности, по мнению отечественных исследователей, должны включать меры государственного регулирования бюджетных и внебюджетных мест в образовательных организациях высшего медицинского образования, в том числе в ординатуре, дальнейшее развитие целевого обучения, возвращение практики обязательного распределения выпускников, обучавшихся на бюджетной основе [59,60].

Дальнейшее развитие мер социальной поддержки и программ экономического стимулирования медицинских работников также являются эффективными мероприятиями по улучшению кадрового обеспечения системы оказания первичной медико-санитарной помощи, особенно в сельской местности, удаленных и труднодоступных населенных пунктах. Меры социальной поддержки медицинских работников должны быть комплексными и учитывать все аспекты их жизни и труда. Только через создание благоприятных условий для работы и жизни специалистов можно достичь значительного улучшения качества медицинской помощи и привлечения квалифицированных кадров в систему первичной медико-санитарной помощи. Эти меры должны быть направлены на улучшение условий труда, повышение мотивации и удовлетворенности работой, а также на обеспечение достойного уровня жизни медицинских специалистов. Одной из ключевых мер является обеспечение доступа к качественному жилью, что особенно актуально для молодых специалистов, только начинающих свою карьеру. Возможность получения жилья или субсидий на его приобретение может стать значительным стимулом для работы в отдаленных или малонаселенных районах, где часто наблюдается дефицит медицинских кадров.

Важно не только увеличить абсолютное число медицинских работников, но и создать условия для их постоянного профессионального развития. Принципиальным является улучшение качества дополнительных профессиональных программ, реализуемых в системе постдипломного медицинского образования, с усилением практической подготовки специалистов, в том числе в формате стажировок, симуляционного обучения.

Отдельное внимание необходимо уделять поддержанию позитивного имиджа и повышению престижа профессии врача участковой службы, что играет принципиальную роль в удержании молодежи на работе в первичном звене здравоохранения.

Выводы

  1. Результаты исследования свидетельствуют о сформировавшейся в профессиональном сообществе устойчивой позиции по вопросу необходимости изменений в отраслевой кадровой политике.
  2. Определяющее значение в стратегии усиления укомплектованности кадрами медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, отводится курсу структурных сдвигов, призванному устранить существующие диспропорции и обеспечить соответствие структуры кадровых ресурсов здравоохранения реальным потребностям населения в медицинской помощи.
  3. Требуется переосмысление мотивационной политики. Конкурентоспособные зарплаты, социальные гарантии и индивидуальный подход к каждому специалисту являются ключевыми условиями формирования и развития кадрового потенциала в системе оказания первичной медико-санитарной помощи.

Библиография

  1. Щепин В.О. Обеспеченность населения Российской Федерации основным кадровым ресурсом государственной системы здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2013;(6):24-28.
  2. Семенова Т.В. Медицинские кадры России. Кадровый дисбаланс и его устранение в здравоохранении. Вестник Росздравнадзора 2019;(4):49-59. DOI: 10.35576/article_5d651dbc55e202.19015133.
  3. Кадровые ресурсы здравоохранения. Режим доступа: https://www.who.int/ru/health-topics/health-workforce#tab=tab_1. (Дата доступа: 12.08.2024).
  4. Меньшикова Л.И., Сон И.М., Крякова М.Ю., Каракулина Е.В., Введенский Г.Г., Купеева И.А., и др. Проблемы организации первичной медико-санитарной помощи в условиях кадрового дисбаланса врачей-терапевтов участковых и пути их решения (обзор литературы). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2023;(2):771-803. DOI: 10.24412/2312-2935-2023-2-771-803.
  5. Улумбекова Г.Э. Программа неотложных мер в здравоохранении РФ для выхода из системного кризиса. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ 2020;6(1):4–16. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-11001.
  6. Щепин В.О., Расторгуева Т.И. Кадровый ресурс: региональное здравоохранение. Современный взгляд на проблему. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко 2019;(2):132-143. DOI: 10.25742/NRIPH.2019.02.015.
  7. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018–2024 гг. Что надо делать? ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ 2018;(1):9-16. DOI: 10.24411/2411-8621-2018-00001.
  8. Ходакова О.В., Сенотрусова Ю.Е., Деев И.А., Кобякова О.С. Кадровое обеспечение врачами в первичном звене здравоохранения в России. Здравоохранение Российской Федерации 2023;67(6):463-470. DOI: 10.47470/0044-197X-2023-67-6-463-470.
  9. Щепин В.О., Карпова О.Б., Загоруйченко А.А. Актуальные проблемы смертности сельского населения в Российской Федерации. Санитарный врач 2023;(2):120-128.
  10. Чернышев В.М., Воевода М.И., Стрельченко О.В., Мингазов И.Ф. Сельское здравоохранение России. Состояние, проблемы, перспективы. Сибирский научный медицинский журнал 2022;42(4):4-14. DOI: 10.18699/SSMJ20220401.
  11. Медведева О.В., Меньшикова Л.И., Чвырева Н.В., Гажева А.В., Большов И.Н. Региональное общественное здоровье: оценка вклада кадровой обеспеченности здравоохранения. Экология человека 2021;(12):4-13. DOI: 10.33396/1728-0869-2021-12-4-13.
  12. Карпова О.Б., Загоруйченко А.А. Региональные особенности обеспеченности медицинским персоналом в России. Менеджер здравоохранения 2021;(8):82-88. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-8-82-88.
  13. Прохоренко Н.Ф., Гапонова Е.А., Петрачков И.В., Улумбекова Г.Э. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ 2019;5(4):20–42. DOI: 10.24411/2411-8621-2019-14002.
  14. Вялков А.И., Сквирская Г.П., Сон И.М., Серёгина И.Ф. Оценка эффективности и качества оказания первичной медицинской помощи населению. Вестник Росздравнадзора 2016;(5):62-66.
  15. Declaration of Astana. Astana: Global Conference on Primary Health Care. World Health Organization and the United Nations Children’s Fund (UNICEF); 2018. Available from: https://www.who.int/docs/default-source/primary-health/declaration/gcphc-declaration-ru.pdf. (Data accessed: Aug 30, 2024).
  16. Сон И.М., Сененко А.Ш., Гармаева А.Б., Гажева А.В., Купеева И.А., Стародубов В.И. Кадровые ресурсы первичной медико-санитарной помощи Российской Федерации 2014–2017 гг. Информационно-аналитический обзор. Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. Москва: Издательство ЦНИИОИЗ; 2018. 124 с.
  17. Руголь Л.В., Сон И.М., Гажева А.В., Михайлова Ю.В., Бантьева М.Н. Проблемы кадровой обеспеченности в аспекте доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Профилактическая медицина 2019;22(1):49‑56. https://doi.org/10.17116/profmed20192201149.
  18. Погосова Н.В., Исакова С.С., Соколова О.Ю., Аушева А.К., Жетишева Р.А., Арутюнов А.А. Особенности профессионального выгорания, психологического статуса и качества жизни врачей терапевтического профиля амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения. Кардиология 2021;61(6):69–78. DOI: 10.18087/cardio.2021.6.n1538.
  19. Задворная О.Л. Проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения системы здравоохранения в современных условиях. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2022;(5):528-545. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2022-5-528-545.
  20. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы. Менеджер здравоохранения 2020;(5):68–78.
  21. Перхов В.И., Гриднев О.В. Уроки пандемии COVID-19 для политики общественного здравоохранения. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2020;(2):206–22. https://doi.org/10.24411/2312-2935-2020-00043.
  22. Карпова О.Б., Загоруйченко А.А. Актуальные вопросы кадрового обеспечения в здравоохранении в России и в мире. Здравоохранение Российской Федерации 2022;66(3):181-187. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-3-181-187.
  23. Чернышев В.М., Воевода М.И., Мингазов И.Ф. О несостоятельности кадровой политики в здравоохранении России. Сибирский научный медицинский журнал 2019;39(6):107–115. DOI: 10.15372/SSMJ20190614.
  24. Шейман И.М., Шевский В.И. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики. Вопросы государственного и муниципального управления 2015;(1):143-67.
  25. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года №254 (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://base.garant.ru/72264534/ (Дата доступа: 30.08.2024).
  26. Калининская А.А., Лазарев А.В., Шляфер С.И., Бальзамова Л.А. Кадровое обеспечение первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения 2022;(6):62–68. DOI: 10.21045/1811- 0185-2022-6-62-68.
  27. Пилипцевич Н.Н. Первичная медико-санитарная помощь и «душевный склад» текущего времени. Вопросы организации и информатизации здравоохранения 2019;98(1):56–63.
  28. Воробьев Р.В., Короткова А.В. Аналитический обзор проблемы здорового старения в странах Европейского региона ВОЗ и Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2016;51(5). Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/774/30/lang,ru/ (Дата доступа: 30.08.2024). DOI: 10.21045/2071-5021-2016-51-5-3.
  29. Realising the Potential of Primary Health Care.OECD Health Policy Studies. Paris: OECD Publishing; 2020. Available from: https://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/realising-the-potential-of-primary-health-care_a92adee4-en. (Data accessed: Aug 30, 2024). https://doi.org/10.1787/a92adee4-en.
  30. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В., Бояринова И.В. Регулирование кадровой политики в региональной системе здравоохранения. Российский экономический вестник 2022;5(3):11–15.
  31. Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности. Монография. Москва: ИНФРА-М; 2016. 216 с.
  32. Авксентьева М.В., Герасимова К.В., Железнякова И.А. Система оказания медицинской помощи в Российской Федерации: информационный бюллетень. Москва: ФГУП «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука»; 2019. 181 c.
  33. Бизин С.В.  Особенности государственной кадровой политики в сфере здравоохранения: региональный аспект. Экономика, предпринимательство и право 2023;13(10):4169–4192. DOI: 10.18334/epp.13.10.118954.
  34. Куликова Е.С., Мухлынина В.В. Кадровое планирование как инструмент кадровой политики в здравоохранении. Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» 2019;(1):490-498.
  35. Шахабов И.В., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Анализ кадровой обеспеченности врачами различных специальностей в Российской Федерации и зарубежных странах. Сибирское медицинское обозрение 2020;(5):93-95. DOI: 10.20333/2500136-2020-5-96-101.
  36. Шишкин С.В., Шейман И.М., Алмазов А.А., Бирюкова А.И., Власов В.В., Потапчик Е.Г., и др. Российское здравоохранение: перспективы развития. Доклад НИУ ВШЭ. С.В. Шишкин, редактор. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики; 2024. 60 с.
  37. Москвина С.С., Рахматуллин А.Р., Яхина Р.Р. Организационные аспекты реализации национального проекта «Здравоохранение» в регионах Российской Федерации. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ 2023;9(4):29–38. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-4-29-38.
  38. Мурашко М.А. По итогам реализации национального проекта «Здравоохранение» за 2020 год удалось достичь важнейших социально значимых результатов. Вестник Росздравнадзора 2021;(1):6-12.
  39. Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию по национальному проекту «Кадры». Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/news/52266/. (Дата доступа: 30.08.2024).
  40. О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 года №1304 (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://base.garant.ru/72833114/ (Дата доступа: 30.08.2024).
  41. О внесении изменений в приложение № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2022 года №739. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204280002 (Дата обращения: 21.08.2024).
  42. Шарепина Е.А. Программа «Земский доктор» как фактор миграции врачей на периферию регионов Центрального федерального округа. Демографическое обозрение 2020;9(4):104-125. https://doi.org/10.17323/demreview.v9i4.16745.
  43. Каграманян И.Н., Семенова Т.В. Реализация региональных программ кадрового обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации. Федеральный справочник 2015;1:306-312.
  44. Чигрина В.П., Тюфилин Д.С., Деев И.А., Кобякова О.С. Мировые практики привлечения и удержания медицинских работников в сельских районах (обзор литературы). Бюллетень сибирской медицины 2023;22(1):153–163. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2023-1-153-163.
  45. Макурина Ю.А., Шелковников С.А. Целевые показатели Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий»: региональный аспект. International agricultural journal 2022;(3):982-1000. DOI 10.55186/25876740_2022_6_3_1.
  46. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 года №696 (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://base.garant.ru/72260516/ (Дата доступа: 30.08.2024).
  47. Сон И.М., Сененко А.Ш., Меньшикова Л.И. Оценка результативности мер социальной поддержки медицинских работников в медицинской организации. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. Москва: Издательство ЦНИИОИЗ; 2020. 64 с.
  48. Ходакова О.В., Руголь Л.В., Соломатников И.А., Камаева И.О., Деев И.А., Кобякова О.С. Влияние мер социальной поддержки на обеспечение региональных систем здравоохранения кадрами. Вестник Российской академии наук 2023; 93(5):462–469. DOI: 10.31857/S0869587323050055.
  49. О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования: постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №2568 (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://base.garant.ru/406084383/. (Дата обращения: 05.09.2024).
  50. Тарасенко Е.А., Хорева О.Б. Экономическое стимулирование для устранения дефицита медицинских кадров в сельских территориях. Вопросы государственного и муниципального управления 2016;(4):117–142.
  51. Михальченко О.С., Князев С.А., Юркевич А.В., Ушницкий И.Д., Лемещенко О.В. Возможности совершенствования кадрового обеспечения медицинских организаций путем привлечения молодых специалистов. Дальневосточный медицинский журнал 2020;(1):70-73. http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2019-1-70-73.
  52. Заляев А.Р., Шаммазова Е.Ю. Целевое обучение в оценках студентов-медиков: опыт эмпирического исследования. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки 2021;(1 (61):97-102. DOI: 10.52452/18115942_2021_1_97.
  53. Семенова Т.В., Природова О.Ф. Промежуточные итоги реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в части непрерывного образования медицинских работников. Вестник Росздравнадзора 2021;(1):61-70.
  54. Кузнецов М.Ю., Лишко Т.Н. Некоторые аспекты дистанционного обучения в системе непрерывного медицинского образования врачей в России. Здоровье мегаполиса 2022;3(2):65-71. DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2022.v.3i2;65-71.
  55. Шейман И.М., Сажина С.В. Кадровая политика в здравоохранении: как преодолеть дефицит кадров. Мир России 2018;27(3):130–153. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-3-130-153.
  56. Стародубов В.И., Иванова М.А., Бантьева М.Н., Сорокина Ю.А. Российские и региональные показатели деятельности врачей общей практики. Менеджер здравоохранения 2014;(10):6-19.
  57. Sinsky C.A., Bodenheimer T. Powering-Up Primary Care Teams: Advanced Team Care with In-Room Support. Annals of Family Medicine 2019;17(4):367–371. DOI: 10.1370/afm.2422.
  58. Шишкин С.В., Алмазов А.А., Корнилов М.Н., Шевский В.И., Шейман И.М. Организация первичной медико-санитарной помощи: тенденции и перспективы. Аналитический доклад. С.В. Шишкин, редактор. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики; 2022. 143 с.
  59. Хасанов Ф.З. Проблемы реформирования и оптимизации здравоохранения в сельской местности. Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина 2017;(1):118–121.
  60. Фоминых Т.А. О необходимости возвращения государственного распределения выпускников в высшую медицинскую школу России. Таврический медико-биологический вестник 2018;21(4):128-133.

References

  1. Shchepin V.O. The provision of population of the Russian Federation with basic personnel resource of public health care system. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2013;(6):24-28.
  2. Semenova T.V. Health care staff of Russia. Staff imbalance and its elimination in health care. Vestnik Roszdravnadzora 2019;(4):49-59. DOI: 10.35576/article_5d651dbc55e202.19015133.
  3. Human resources of healthcare. Available from: https://www.who.int/ru/health-topics/health-workforce#tab=tab_1 (Data accessed: 12.08.2024).
  4. Men'shikova L.I., Son I.M., Kryakova M.Yu., Karakulina E.V., Vvedenskiy G.G., Kupeeva I.A., et al. Problems of organizing primary health care in conditions of personnel imbalance of district physicians and the ways of their solution (literature review). Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2023;(2):771-803. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2023-2-771-803.
  5. Ulumbekova G.E. The program of urgent measures in the healthcare sector of the Russian Federation to overcome the systemic crisis. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ 2020;6(1):4–16. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-11001.
  6. Shchepin V.O., Rastorgueva T.I. Personnel resource: regional health. Modern view on the problem. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko 2019;(2):132-143. https://doi.org/10.25742/NRIPH.2019.02.015.
  7. Ulumbekova G.E. Healthcare of Russia: 2018–2024. What to do? ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ 2018;(1):9-16. DOI: 10.24411/2411-8621-2018-00001.
  8. Khodakova O.V., Senotrusova Yu.E., Deev I.A., Kobyakova O.S. Staffing of doctors in primary health care in Russia. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2023;67(6):463-470. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-6-463-470.
  9. Shchepin V.O., Karpova O.B., Zagoruychenko A.A. Actual problems of mortality of rural population in the Russian Federation. Sanitarnyy vrach 2023;(2):120-128.
  10. Chernyshev V.M., Voevoda M.I., Strel'chenko O.V., Mingazov I.F. Rural healthcare of Russia. Status, problems, prospects. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal 2022;42(4):4-14. https://doi.org/10.18699/SSMJ20220401.
  11. Medvedeva O.V., Men'shikova L.I., Chvyreva N.V., Gazheva A.V., Bol'shov I.N. Regional Public Health: Assessment of the Role of Healthcare Staffing Supply. Ekologiya cheloveka 2021;(12):4-13. DOI: 10.33396/1728-0869-2021-12-4-13.
  12. Karpova O.B., Zagoruychenko A.A. Regional features of the provision of medical personnel in Russia. Menedzher zdravookhraneniya 2021;(8):82-88. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2021-8-82-88.
  13. Prokhorenko N.F., Gaponova E.A., Petrachkov I.V., Ulumbekova G.E. Accessibility and quality primary health care. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ 2019;5(4):20–42. DOI: 10.24411/2411-8621-2019-14002.
  14. Vyalkov A.I., Skvirskaya G.P., Son I.M., Seregina I.F. Evaluation of efficiency and quality of primary healthcare to the population. Vestnik Roszdravnadzora 2016;(5):62-66.
  15. Declaration of Astana. Astana: Global Conference on Primary Health Care. World Health Organization and the United Nations Children’s Fund (UNICEF); 2018. Available from: https://www.who.int/docs/default-source/primary-health/declaration/gcphc-declaration-ru.pdf. (Data accessed: Aug 30, 2024).
  16. Son I.M., Senenko A.Sh., Garmaeva A.B., Gazheva A.V., Kupeeva I.A., Starodubov V.I. Kadrovye resursy pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi Rossiyskoy Federatsii 2014–2017 gg. Informatsionno-analiticheskiy obzor. FGBU «Tsentral'nyy nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya» Minzdrava Rossii [Human resources of primary health care of the Russian Federation 2014-2017. Information and analytical review.  Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation]. Moscow: Izdatel'stvo TsNIIOIZ; 2018. 124 p.
  17. Rugol' L.V., Son I.M., Gazheva A.V., Mikhaylova Yu.V., Bant'eva M.N. Problems of personnel provision in terms of access to primary health care and its quality. Profilakticheskaya meditsina 2019;22(1):49 56. https://doi.org/10.17116/profmed20192201149.
  18. Pogosova N.V., Isakova S.S., Sokolova O.Yu., Ausheva A.K., Zhetisheva R.A., Arutyunov A.A. Occupational Burnout, Psychological Status and Quality of Life in Primary Care Physicians Working in Outpatient Settings. Kardiologiya 2021;61(6):69–78. DOI: 10.18087/cardio.2021.6.n1538.
  19. Zadvornaya O.L. Problems and prospects of development of personnel support of the healthcare system in modern conditions. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2022;(5):528-545. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2022-5-528-545.
  20. Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Bazarova I.N., Endovitskaya Yu.V., Nesvetaylo N.Ya. The effect of coronavirus Sovid 19 on the situation in Russian healthcare. Menedzher zdravookhraneniya 2020;(5):68–78.
  21. Perkhov V.I., Gridnev O.V. COVID-19 pandemic lessons for policy in the field of public health. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2020;(2):206–22. https://doi.org/10.24411/2312-2935-2020-00043.
  22. Karpova O.B., Zagoruychenko A.A. Current issues of staffing in healthcare in Russia and in the world. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2022;66(3):181-187. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-3-181-187.
  23. Chernyshev V.M., Voevoda M.I., Mingazov I.F. About inefficiency of personnel policy in health care of Russia. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal 2019;39(6):107–115. DOI: 10.15372/SSMJ20190614.
  24. Sheyman I.M., Shevskiy V.I. International experience of health labor policy. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya 2015;(1):143-67.
  25. O Strategii razvitiya zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [On the Strategy for the Development of healthcare in the Russian Federation for the period up to 2025]. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 6 iyunya 2019 goda №254 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available from: https://base.garant.ru/72264534/ (Data accessed: 30.08.2024).
  26. Kalininskaya A.A., Lazarev A.V., Shlyafer S.I., Bal'zamova L.A. Staffing of primary health care in the Russian Federation. Menedzher zdravookhraneniya 2022;(6):62–68. DOI: 10.21045/1811- 0185-2022-6-62-68.
  27. Piliptsevich N.N. Primary health care and "mental condition" of the current time. Voprosy organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya 2019;98(1):56–63.
  28. Vorob'ev R.V., Korotkova A.V. Analytical review of healthy ageing in the WHO European region countries and Russian Federation. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2016;51(5). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/774/30/lang,ru/ (Data accessed: 30.08.2024). DOI: 10.21045/2071-5021-2016-51-5-3.
  29. Realising the Potential of Primary Health Care.OECD Health Policy Studies. Paris: OECD Publishing; 2020. Available from: https://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/realising-the-potential-of-primary-health-care_a92adee4-en. (Data accessed: Aug 30, 2024). https://doi.org/10.1787/a92adee4-en.
  30. Zalivanskiy B.V., Samokhvalova E.V., Boyarinova I.V. Regulation of personnel policy in the regional healthcare. Rossiyskiy ekonomicheskiy vestnik 2022;5(3):11–15.
  31. Levkevich M.M., Rudlitskaya N.V. Gosudarstvennaya i munitsipal'naya politika v sfere zdravookhraneniya: realizatsiya i otsenka effektivnosti. Monografiya [State and municipal policy in the field of healthcare: implementation and evaluation of effectiveness. Monograph]. Moscow: INFRA-M; 2016. 216 p.
  32. Avksent'eva M.V., Gerasimova K.V., Zheleznyakova I.A. Sistema okazaniya meditsinskoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii: informatsionnyy byulleten' [The system of medical care in the Russian Federation: newsletter]. Moscow: FGUP «Akademicheskiy nauchno-izdatel'skiy, proizvodstvenno-poligraficheskiy i knigorasprostranitel'skiy tsentr «Nauka»; 2019. 181 p.
  33. Bizin S.V. Characteristics of state personnel policy in healthcare: regional dimension. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo 2023;13(10):4169–4192. DOI: 10.18334/epp.13.10.118954.
  34. Kulikova E.S., Mukhlynina V.V. Personnel planning as a tool for personnel policy in healthcare. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh nauk i tekhnologiy «Integral» 2019;(1):490-498.
  35. Shakhabov I.V., Mel'nikov Yu.Yu., Smyshlyaev A.V. Analysis of the staffing of doctors of various specialties in the Russian Federation and foreign countries. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie 2020;(5):93-95. DOI: 10.20333/2500136-2020-5-96-101.
  36. Shishkin S.V., Sheyman I.M., Almazov A.A., Biryukova A.I., Vlasov V.V., Potapchik E.G., et al. Rossiyskoe zdravookhranenie: perspektivy razvitiya. Doklad NIU VShE. [Russian healthcare: development prospects. The report of the Higher School of Economics]. S.V. Shishkin, redaktor. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki; 2024. 60 p.
  37. Moskvina S.S., Rakhmatullin A.R., Yakhina R.R. Organizational aspects of the implementation of the national project “Healthcare” in the regions of the Russian Federation. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ 2023;9(4):29–38. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-4-29-38.
  38. Murashko M.A. As a result of the implementation of the national project “Health” for 2020, the most important socially significant results were achieved. Vestnik Roszdravnadzora 2021;(1):6-12.
  39. Mikhail Mishustin provel strategicheskuyu sessiyu po natsional'nomu proektu «Kadry». Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva RF [Mikhail Mishustin held a strategic session on the national project "Personnel". Official website of the Government of the Russian Federation]. Available from: http://government.ru/news/52266/ (Data accessed: 30.08.2024).
  40. O modernizatsii pervichnogo zvena zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii [On the modernization of the primary health care system of the Russian Federation]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 9 oktyabrya 2019 goda №1304 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available from: https://base.garant.ru/72833114/ (Data accessed: 30.08.2024).
  41. O vnesenii izmeneniy v prilozhenie № 5 k gosudarstvennoy programme Rossiyskoy Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya» [On Amendments to Appendix No. 5 to the State program of the Russian Federation "Development of Healthcare"]. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22 aprelya 2022 goda №739. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204280002 (Data accessed: 21.08.2024).
  42. Sharepina E.A. The Zemsky Doctor program as a factor of the doctors’ migration to the peripheral territories of the central Russian regions. Demograficheskoe obozrenie 2020;9(4):104-125. https://doi.org/10.17323/demreview.v9i4.16745.
  43. Kagramanyan I.N., Semenova T.V. Implementation of regional staffing programs for the healthcare system of the Russian Federation. Federal'nyy spravochnik 2015;1:306-312.
  44. Chigrina V.P., Tyufilin D.S., Deev I.A., Kobyakova O.S. Global best practices in recruiting and retaining healthcare workers in rural areas (literature review). Byulleten' sibirskoy meditsiny 2023;22(1):153–163. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2023-1-153-163.
  45. Makurina Yu.A., Shelkovnikov S.A. Target indicators of the state program of the Russian Federation "Integrated development of rural areas": regional aspect. International agricultural journal 2022;(3):982-1000. DOI 10.55186/25876740_2022_6_3_1.
  46. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Kompleksnoe razvitie sel'skikh territoriy» i o vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii» [On the approval of the State program of the Russian Federation "Integrated Rural Development" and on Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation"]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 maya 2019 goda №696 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available from: https://base.garant.ru/72260516/ (Data accessed: 30.08.2024).
  47. Son I.M., Senenko A.Sh., Men'shikova L.I. Otsenka rezul'tativnosti mer sotsial'noy podderzhki meditsinskikh rabotnikov v meditsinskoy organizatsii. FGBU «Tsentral'nyy nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya» Minzdrava Rossii [Evaluation of the effectiveness of social support measures for medical workers in a medical organization. Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation]. Moscow: Izdatel'stvo TsNIIOIZ; 2020. 64 p.
  48. Khodakova O.V., Rugol' L.V., Solomatnikov I.A., Kamaeva I.O., Deev I.A., Kobyakova O.S. The impact of social support measures on the provision of regional health systems with human resources. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk 2023; 93(5):462–469. DOI: 10.31857/S0869587323050055.
  49. O dopolnitel'noy gosudarstvennoy sotsial'noy podderzhke meditsinskikh rabotnikov meditsinskikh organizatsiy, vkhodyashchikh v gosudarstvennuyu i munitsipal'nuyu sistemy zdravookhraneniya i uchastvuyushchikh v bazovoy programme obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya libo territorial'nykh programmakh obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [On additional state social support for medical workers of medical organizations belonging to the state and municipal health care systems and participating in the basic program of compulsory medical insurance or territorial programs of compulsory medical insurance]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 dekabrya 2022 goda №2568 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available from: https://base.garant.ru/406084383/ (Data accessed: 05.09.2024).
  50. Tarasenko E.A., Khoreva O.B. Economic incentives for medical personnel deficit elimination in rural areas. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya 2016;(4):117–142.
  51. Mikhal'chenko O.S., Knyazev S.A., Yurkevich A.V., Ushnitskiy I.D., Lemeshchenko O.V. Potentials for improving personnel resources of medical organizations by attracting young specialists. Dal'nevostochnyy meditsinskiy zhurnal 2020;(1):70-73. http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2019-1-70-73.
  52. Zalyaev A.R., Shammazova E.Yu. Employer-financed education through feedbacks of medicine students: experience of empirical research. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki 2021;(1 (61):97-102. DOI: 10.52452/18115942_2021_1_97.
  53. Semenova T.V., Prirodova O.F. Interim results of the implementation of the federal project “Providing medical organizations of the healthcare system with qualified personnel” in terms of continuing education of medical workers. Vestnik Roszdravnadzora 2021;(1):61-70.
  54. Kuznetsov M.Yu., Lishko T.N. Some aspects of distance learning in the system of continuing medical education of doctors in Russia. Zdorov'e megapolisa 2022;3(2):65-71. DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2022.v.3i2;65-71.
  55. Sheyman I.M., Sazhina S.V. Human Resource Policies in the System of Health Provision: Overcoming the Shortage of Physicians. Mir Rossii 2018;27(3):130–153. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-3-130-153.
  56. Starodubov V.I., Ivanova M.A., Bant'eva M.N., Sorokina Yu.A. Russian and regional parameters of activity of general practitioners. Menedzher zdravookhraneniya 2014;(10):6-19.
  57. Sinsky C.A., Bodenheimer T. Powering-Up Primary Care Teams: Advanced Team Care with In-Room Support. Annals of Family Medicine 2019;17(4):367–371. DOI: 10.1370/afm.2422.
  58. Shishkin S.V., Almazov A.A., Kornilov M.N., Shevskiy V.I., Sheyman I.M. Organizatsiya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi: tendentsii i perspektivy. Analiticheskiy doklad [Organization of primary health care: trends and prospects. Analytical report]. S.V. Shishkin, redaktor. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki; 2022. 143 p.
  59. Khasanov F.Z. Problems of reforming and optimizing healthcare in rural areas. Aktual'nye problemy gosudarstva i obshchestva v oblasti obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina 2017;(1):118–121.
  60. Fominykh T.A. About the necessity of return of government distribution of university graduates in higher medical school of Russia. Tavricheskiy mediko-biologicheskiy vestnik 2018;21(4):128-133.

Дата поступления: 31.10.2024


Просмотров: 16

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 16.01.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search