СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПО ПРОФИЛЮ «АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ |
![]() |
04.03.2025 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-6-4
1 Копырин И.Ю., 2 Бантьева М.Н., 2 Ступак В.С. Резюме Актуальность. Учитывая сложную демографическую ситуацию в стране, приоритетность мер, призванных улучшить демографическую ситуацию, сохранение здоровья и жизни каждой беременной женщины и новорожденного, разработка и внедрение организационных мероприятий, направленных на совершенствование оказания помощи по профилю «акушерство и гинекология» и «неонатология» с использованием цифровых платформ, является особенно актуальной. Цель: проанализировать результаты внедренных организационных мероприятий с использованием цифровых платформ при оказании акушерско-гинекологической и неонатологической помощи в Тульской области. Материалы и методы. Оценена результативность использования региональной информационной подсистемы мониторинга родовспоможения Тульской области, созданной и функционирующей на базе прикладного программного обеспечения «ВТР: Родовспоможение (РИСАР)» (информационно-аналитической системы мониторинга родовспоможения), которое является частью акушерского дистанционного консультативного центра при государственном учреждении здравоохранения «Тульский областной перинатальный центр имени В.С. Гумилевской» и интегрировано в ситуационный центр при правительстве Тульской области. Проанализированы показатели здоровья беременных и родильниц согласно форме федерального статистического наблюдения №32 и вкладыша к ней за 2018-2022 годы. Методы исследования: аналитический, статистический, в том числе дескриптивная статистика, математическая обработка данных, социологический. Результаты. Для совершенствования оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», ведения беременности согласно стандартам и протоколам, ранжирования по группам риска с возможностью регулирования параметров наблюдения на протяжении беременности, соблюдения маршрутизации пациенток разработаны организационные мероприятия и подсистема мониторинга родовспоможения, в рамках которой врачи женских консультаций области осуществляют ведение беременных. За период 2018-2022 годы в Тульской области улучшились показатели здоровья беременных и рожениц: снизились доля беременных с угрозой прерывания беременности и преждевременных родов (на 9,5% и 10,7% соответственно), распространенность эклампсии в родах (до 0), нарушения родовой деятельности (на 8,5%), кровотечения в родах, как в связи с предлежанием плаценты (на 27,7%), так и в связи с нарушением свертываемости крови (на 97,2%), летальность новорожденных весом более 1000 г. при рождении в первые 168 часов (с 0,53% до 0). В 2022 году по сравнению с 2021 годом снизились показатели: перинатальной смертности на 6,8%, мертворождаемости на 11,2%, младенческой смертности на 24%, материнской смертности на 61,2%. Заключение. Внедрение в практику предложенных организационных решений и информационно-аналитической подсистемы мониторинга родовспоможения позволило автоматизировать процессы оказания медициской помощи по профилям «акушерство и гинекология» и «неонатология», а также принятия управленческих решений, что привело к улучшению показателей заболеваемости беременных, рожениц и новорожденных, снижению перинатальной и материнской заболеваемости и смертности. Ключевые слова: информационная система; мониторинг; беременность; группа риска; автоматизированное управление маршрутами; оказание акушерско-гинекологической помощи.
Контактная информация: Бантьева Марина Николаевна, еmail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
IMPROVING OBSTETRIC AND GYNECOLOGICAL CARE DELIVERY AT THE
REGIONAL LEVEL Abstract Significance. Taking into account a difficult demographic situation in the country, priority on improving population replacement, preserving the health and life of every pregnant woman and newborn, developing and implementing organizational measures to improve obstetric and gynecological (OB/GYN) care delivery using information technologies is rather relevant. The purpose of the study is to evaluate the implementation results of organizational measures on OB/GYN and neonatal care delivery in the Tula region, using information technologies. Material and methods. Performance evaluation of the regional information subsystem to monitor obstetric and gynecological care delivery in the Tula region has been undertaken; the subsystem was developed and is in operation on the basis of the “Regional automation information system: Obstetrics (RISAR)” application software which is part of the obstetric remote consultation center at the Tula Regional perinatal center named after V.S. Gumilevskaya and integrated into the situation center under the Government of the Tula region. Health indicators of pregnant women and new mothers have been analyzed according to the data of the Federal Statistical Observation Form No. 32 and its insert for 2018-2022. The research methods included as follows: analytical, statistical, organizational experiment, mathematical data processing, descriptive statistics, and sociological. Results. In order to increase efficiency of OB/GYN care delivery, prenatal care in compliance with the patient management standards and protocols, ranking of pregnant women according to risk groups with the possibility of flexible regulation of monitoring parameters throughout pregnancy, and complying with the established principles for patient routing, organizational measures and a subsystem for monitoring obstetric care delivery have been developed, within the framework of which doctors at women’s health clinics in the region provide prenatal care. Over the period from 2018-2022, the health indicators of pregnant and women in labour in the Tula region have improved: the proportion of pregnant women at risk of miscarriage and premature birth decreased by 9.5% and 10.7%, respectively, prevalence of eclampsia complicating labour - down to zero, labour complications - by 8.5%, intrapartum hemorrhage both due to placenta previa and blood clotting disorders – by - by 27.7% and 97.2%, respectively, mortality among newborns with body weight at birth less than 1000 g during the first 168 hours decreased from 0.53% to zero. In 2022, compared to 2021, there was a reduction in the following indicators: perinatal mortality decreased by 6.8%, stillbirths - by 11.2%, infant mortality - by 24%, and maternal mortality - by 61.2%. Conclusion. Putting in place the proposed organizational solutions and information and analytical subsystem to monitor obstetric and gynecological care delivery has made it possible to automate processes of OB/GYN and neonatal care delivery and decision making, resulting in the improved morbidity rates among pregnant, women in labour and newborns, and decreased perinatal and maternal morbidity and mortality. Keywords: information system; monitoring; pregnancy; risk group; automated route management; obstetric and gynecological care delivery.
Corresponding author: Marina N. Banteva, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Одним из основных направлений государственной политики в Российской Федерации (РФ) является улучшение демографической ситуации, укрепление здоровья и повышение благополучия населения [1-3]. В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года и на плановый период до 2030 года предусмотрено достижение роста численности населения РФ [1,3], который может быть обеспечен, в том числе, увеличением рождаемости и снижением репродуктивных потерь. Охрана материнства и детства, совершенствование и развитие помощи по профилю «акушерство и гинекология», снижение материнской, перинатальной и младенческой смертности в настоящее время являются основными направлениями деятельности органов управления здравоохранением, а показатели женского и детского здоровья являются важнейшим индикатором уровня социально-экономического положения страны и развития общества [2]. Неоднородность регионов Российской Федерации по возрастно-половому составу населения, плотности расселения, уровням заболеваемости, рождаемости и смертности, распределению сети медицинских организаций, обусловливает необходимость индивидуального подхода к вопросам организации здравоохранения в каждом конкретном регионе [4,5]. Для улучшения оказания помощи по профилю «акушерство и гинекология» необходимо усовершенствование цифровизации отрасли как базового инструмента управления, поскольку основным условием эффективности предпринимаемых мер по улучшению ситуации в отрасли является получение объективной информации о здоровье беременных, рожениц и новорожденных, а также характера оказываемой им медицинской помощи [6,7,8]. В парадигме цифровизации здравоохранения для создания единого цифрового контура в работе акушерско-гинекологической службы Тульской области должны быть использованы информационные медицинские системы мониторинга [9,10,11,12]. Учитывая сложную демографическую ситуацию в стране, приоритетность мер, направленных на ее улучшение, разработка и внедрение организационных мероприятий, ведущих к совершенствованию акушерско-гинекологической помощи, с использованием цифровых платформ, является актуальной. Цель: проанализировать результаты внедренных организационных мероприятий с использованием цифровых платформ при оказании акушерско-гинекологической и неонатологической помощи в Тульской области. Материалы и методы Проанализирована результативность внедрения организационных мероприятий, направленных на оптимизацию оказания помощи по профилю «акушерство и гинекология» в Тульской области, в том числе внедрение региональной информационной подсистемы мониторинга родовспоможения Тульской области (далее-подсистемы МР), созданной и функционирующей на базе прикладного программного обеспечения «ВТР: Родовспоможение (РИСАР)» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015619016, реестровый номер в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных обеспечения №2269), которое является частью акушерского дистанционного консультативного центра при государственном учреждении здравоохранения «Тульский областной перинатальный центр имени В.С. Гумилевской» (ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской») и интегрировано в ситуационный центр при правительстве Тульской области. Проанализированы показатели здоровья беременных и рожениц, а также показатели оказания им медицинской помощи после внедрения предложенных организационных мероприятий и подсистемы МР, на основе данных формы федерального статистического наблюдения №32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам» и вкладыша к ней «Сведения о регионализации акушерской и перинатальной помощи в родильных домах (отделениях) и перинатальных центрах» за 2018-2022 годы [12]. Обработка полученных статистических данных осуществлялась на персональном компьютере с использованием программных продуктов Microsoft. Методы исследования: аналитический, статистический в том числе дескриптивная статистика, математическая обработка данных, социологический. Результаты До 2018 года на территории Тульской области не была выстроена многоуровневая система наблюдения за беременными женщинами, которая соответствовала бы современным запросам. Так, отсутствовал единый подход к маршрутизации пациенток в зависимости от группы риска. Ранжирование групп риска было малоэффективным и неточным в связи с отсутствием единого подхода и существования многих шкал (шкала Фроловой, шкала Радзинского, определения риска по невынашиванию беременности, по преэклампсии и т.д.). Определение назначений, исходя из поставленного диагноза, интерпретация результатов обследований, определение группы риска у беременных, направление на госпитализацию в стационар соответствующего уровня и другие необходимые действия, проводили врачи-акушеры-гинекологи женских консультаций без контроля со стороны вышестоящих кураторов. Отсутствовал единый цифровой контур ведения беременности и принятия управленческих решений. С 2018 года государственные медицинские организации Тульской области, участвующие в оказании медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», осуществляют ведение беременных в подсистеме МР, где обеспечивают контроль состояния здоровья беременных женщин и маршрутизацию от момента первого обращения в женскую консультацию до родоразрешения с учетом факторов перинатального риска. При постановке женщины на диспансерный учет по поводу беременности специалисты медицинской организации по месту наблюдения пациентки вносят данные в информационную подсистему МР Тульской области. Одновременно врач-акушер-гинеколог (фельдшер/акушерка), осуществляющий наблюдение, запрашивает выписку из медицинской документации в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, по месту наблюдения пациентки, выписка предоставляется с использованием защищенных каналов связи. Степень перинатального риска оценивается не менее трех раз за беременность (при постановке на учет, в 20 недель, 35-36 недель), при обострении экстрагенитальной патологии или осложнении течения беременности подсчет перинатальных факторов риска осуществляется при установлении диагноза. При подсчете перинатальных факторов риска рекомендуется использовать порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденный приказом МЗ РФ от 20.10.2020 №1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»» (далее - Порядок №1130н) [8]. Данные о степени перинатального риска в обязательном порядке вносятся в медицинскую документацию пациентки. До наступления срока беременности в 25 недель медицинская информация о женщине, состоящей на диспансерном учете по поводу беременности, при необходимости направляется специалистом женской консультации с использованием защищенных каналов связи (с дублированием по телефонной связи), а после родов - в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь детям, по месту жительства пациентки для выполнения патронажей. Данные о медицинской организации, в которую передана информация, способе и дате передачи сведений вносятся в медицинскую документацию беременной женщины. При оценке состояния женщины, в сроке беременности 36 недель врач-акушер-гинеколог (фельдшер/акушерка) определяет акушерский стационар для родоразрешения в зависимости от степени перинатального риска и с учетом рекомендаций специалистов акушерского дистанционного консультативного центра ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской» (далее - АДКЦ). Информация доводится до пациентки в доступной форме. Дата госпитализации согласуется с ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской» и записывается в медицинскую документацию пациентки. Врач-акушер-гинеколог (фельдшер/акушерка) медицинской организации по месту наблюдения беременной женщины несет ответственность за своевременность госпитализации пациентки в акушерский стационар и реализацию мероприятий по профилактике родов вне медицинских организаций. При наличии у беременной женщины высокого перинатального риска и/или врожденной патологии плода, а также беременности, наступившей в результате ЭКО, организуется консультирование (в том числе с использованием телемедицины) в консультативно-диагностическом центре ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской» для решения вопроса о тактике ведения беременности и родов (по предварительному согласованию со специалистами АДКЦ). Состояние беременных женщин с высокой степенью перинатального риска подлежит еженедельному мониторированию специалистами АДКЦ с использованием информационных ресурсов. При неотложных состояниях в период беременности, родов и в послеродовый период производится незамедлительное информирование АДКЦ, главного внештатного специалиста по акушерству и гинекологии Министерства здравоохранения Тульской области и заместителя директора департамента – начальника отдела организации медицинской помощи детям и родовспоможения Министерства здравоохранения Тульской области в соответствии с порядком информационного обмена. АДКЦ осуществляет координацию организации медицинской помощи женщинам в период беременности и родов с учетом требований Порядка №1130н, клинических рекомендаций (протоколов лечения), утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации; обеспечивает совместно со специалистами ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской» организацию проведения информационных мероприятий для населения по вопросам перинатальной помощи, охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства. Произведено распределение женских консультаций учреждений здравоохранения Тульской области, оказывающих первичную специализированную медицинскую помощь женщинам, на группы в зависимости от численности обслуживаемого населения, кадрового обеспечения, оснащения: первая группа – женские консультации при центральных районных больницах, оказывающие первичную медико-санитарную помощь женщинам в период беременности, послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях с численностью населения от 20 000 до 50 000; вторая группа - женские консультации при центральных районных больницах, городских больницах, оказывающие первичную медико-санитарную помощь женщинам в период беременности, послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях с численностью населения от 50 000 до 70 000; третья группа – консультативно-диагностические отделения перинатальных центров. Сформирован порядок взаимодействия государственных медицинских организаций Тульской области при оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, в рамках которого в области разработана схема маршрутизации беременных, рожениц и родильниц по группам медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь женщинам во время беременности, в период родов и в послеродовом периоде, в соответствии с которой для каждого населенного пункта расписан маршрут предпочтительной госпитализации в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» в определенные стационары в зависимости от индивидуальной группы риска, установленной для конкретной пациентки. Утвержден список кураторов из числа сотрудников ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской», проводящих курацию женских консультаций медицинских организаций и функционал кураторов, которые: в режиме реального времени получают сигнальную информацию о динамике изменения состояния пациенток; два раза в неделю (понедельник и пятница) проводят мониторинг оперативной информации по заданным критериям; два раза в неделю (понедельник и пятница) контролируют определение автоматической принадлежности к группе риска; контролируют формирование и исполнение медико-экономических стандартов; осуществляют контроль за полнотой ведения электронных медицинских карт пациентов; два раза в неделю (понедельник и пятница) осуществляют контроль за исполнением «поручений»; на основе обратной связи осуществляют контроль и коррекцию ведения беременных с использованием возможностей телемедицинского консультирования и очного консультирования в консультативно-диагностическом отделении ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской»; осуществляют поиск и просмотр электронной медицинской карты беременной женщины по заданным критериям; два раза в неделю (понедельник и пятница) проводят анализ сигнальной информации медицинских записей с учётом осмотров врачами специалистами, клинико-лабораторного и функционального обследования с последующим контролем за изменением группы риска; в результате возникших вопросов либо выявленных отклонений от нормального течения беременности в соответствующей группе риска срочно направляют письмо в курируемую территорию с указанием необходимых действий (повторить исследование, консультации специалистов, приём в консультативно-диагностическом отделении ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской» или посредством телемедицинских консультаций); два раза в неделю (понедельник и пятница) контролируют правильность маршрутизации пациентов в соответствии с группой риска. Лечащим врачом курируемых медицинских организаций в полном объёме производится заполнение электронной медицинской карты при каждой явке беременной женщины с обязательным внесением всей клинико-анамнестической и лабораторной информации. Проводится ежедневный мониторинг поручений от кураторов II и III уровня. Разработаны контрольные индикаторы работы кураторов. Сбор информации по работе кураторов производится ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчётным. Сформулированные организационные решения закреплены в 8 региональных приказах Министерства здравоохранения Тульской области и 1 локальном приказе ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской». Для реализации и контроля предложенных организационных мероприятий с 2018 года в Тульской области разработана и внедрена в работу подсистема МР, важной и необходимой характеристикой которой является возможность мониторинга беременных на основании автоматизированных процессов определения групп риска и распределения беременных (модуль экспертной системы), что позволяет в режиме реального времени определять и контролировать перинатальные риски, соблюдение листа маршрутизации, осуществлять обратную связь с рекомендациями и коррекцией плана ведения пациенток, принимать своевременные управленческие решения. Целями разработки проекта информационной системы мониторинга родовспоможения являлись: обеспечение предоставления современной и высокоэффективной перинатальной помощи всем беременным женщинам региона вне зависимости от места их проживания; контроль и снижение материнской, перинатальной и младенческой смертности, заболеваемости беременных и родильниц, заболеваемости новорожденных, перинатальной патологии у детей. Основной задачей внедрения подсистемы МР является повышение эффективности процесса мониторинга родовспоможения благодаря: введению и отслеживанию единых региональных критериев контроля качества деятельности медицинских организаций, оказывающих помощь по профилю «акушерство и гинекология», за счет использования в информационной системе единых медицинских стандартов; улучшению взаимодействия подразделений, участвующих в оказании помощи по профилю «акушерство и гинекология» разного уровня (женская консультация, межрайонный/областной перинатальные центры, Министерство здравоохранения) за счет централизованного контроля состояния беременных на всех этапах беременности и наличия доступной на всех уровнях региональной системы здравоохранения и в режиме реального времени актуальной информации о состоянии здоровья беременных; повышения эффективности использования ресурсов медицинских учреждений за счет автоматизированного планирования посещений врачей-специалистов; минимизации временных затрат на получение и уточнение информации о состоянии здоровья беременной; сокращения сроков получения отчетности. Назначение региональной подсистемы мониторинга родовспоможения направлено на автоматизацию следующих функций медицинского персонала: получение и ведение полной структурированной специализированной карты беременной согласно требованиям федеральных нормативных документов; поддержка акушера-гинеколога при принятии врачебных решений современными экспертными методиками расчета ключевых показателей, плана ведения и маршрутизации беременной; обеспечение оперативного реагирования врачей и пациентов на ключевые события в ведении беременности; поддержка и цифровизация курирования правильности ведения беременности на всех этапах оказания медицинской помощи; оперативный анализ текущего состояния программы родовспоможения и ее ключевых показателей на территориальной единице с целью своевременного принятия управленческих решений, направленных на улучшение оказания помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде. Структура подсистемы МР отражает трехуровневую схему организации медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» в Тульской области: I группа - ГУЗ «Суворовская центральная районная больница»; II группа - ГУЗ «Ефремовская районная больница им. А.И. Козлова»; ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница»; III А группа - ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской». В каждой женской консультации региона врач-акушер-гинеколог осуществляет работу в системе с клинико-анамнестическими и лабораторными данными пациентов. В системе учтены все беременные, состоящие на учёте в женских консультациях региона (5365 беременных в 2022 году). Реализовано двустороннее направление (интеграция) информационного потока между региональной системой мониторинга беременных и региональной информационной системой при правительстве Тульской области. Проведена градация полномочий пользователей системы: врач-акушер-гинеколог, куратор I уровня – заведующий женской консультацией; куратор II уровня – сотрудник консультативно-диагностического отделения перинатального центра; куратор III уровня – главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии, сотрудник Министерства здравоохранения Тульской области. Посредством подсистемы МР в Тульской области произведена цифровизация следующих процессов: постановка беременных на учет; автоматический анализ принадлежности беременной к группе риска; планирование посещений врача-акушера-гинеколога и врачей-специалистов; регистрация и внесение результатов осмотров беременной лечащим врачом, врачами-специалистами с сохранением в карте ведения беременности; назначение и цифровизированный контроль выполнения необходимых консультаций, инструментальных и лабораторных исследований, согласно медицинским показаниям и единым стандартам, в том числе рекомендуемому графику мероприятий по сопровождению беременности; регистрация в карте ведения беременности данных функциональных и лабораторных исследований; формирование сигнальной информации о здоровье будущей матери; ведение дневника наблюдения врача-акушера-гинеколога; закрепление за пациенткой медицинской организации для планового или экстренного приема родов согласно региональному приказу о маршрутизации; формирование эпикриза по результатам родоразрешения; формирование данных медицинской статистики и форм статистического наблюдения. При постановке на учёт по поводу беременности в женской консультации происходит автоматизированное формирование всего комплекса назначений согласно государственному стандарту оказания медицинской помощи в соответствии с Приказом №1130н, реализована возможность автоматического контроля за выполнением назначений, а также автоматически происходит: определение степени перинатального риска (в соответствии с Приказом 1130н и шкалой Радзинского, группой риска и тяжестью преэклампсии); уточнение срока беременности по результатам осмотров и ультразвукового исследования; отслеживание и сигнализация об изменении состояния показателей; маршрутизация случаев с назначением медицинской организации для плановой и экстренной госпитализации согласно Приказу №1130н. Функционал подсистемы МР разделён на функционал для куратора и функционал для лечащего врача. Функционал для куратора используется в реализации системы курации женских консультаций Тульской области сотрудниками консультативно-диагностического отделения ГУЗ «ТОПЦ им. В.С. Гумилевской». В подсистеме МР в постоянном режиме открыто порядка 235 карт, на основании автоматизированного анализа которых формируются группы риска и распределение пациенток по нозологиям (таблица 1). Таблица 1 Распределение беременных по установленным осложнениям и группам риска (%)
Функционал лечащего врача-акушера-гинеколога включает в себя: работу с единой для всего региона электронной медицинской картой беременной женщины; автоматический расчёт ключевых показателей; мониторинг динамики изменения состояния наблюдаемых пациенток, получение автоматических оповещений о критических изменениях; рекомендации по плану лечения на основании базового спектра обследований (приказ №1130н МЗ РФ); содействие со стороны перинатального центра по ведению пациенток через систему поручений. Функционал куратора включает в себя: работу с единой для всего региона электронной медицинской картой беременной женщины; автоматическое оповещение о критических изменениях состояния пациентки для оперативного ведения тяжелых случаев; оперативное получение информации о выполнении базового спектра обследований (согласно Приказу 1130н МЗ РФ); возможность планировать и контролировать исполнение заданий через систему поручений лечащим врачам-акушерам-гинекологам; получение аналитической информации по состоянию системы в различных срезах. По итогам 2022 года внедрение в практику разработанных организационных мероприятий с автоматизацией процесса мониторинга родовспоможения внесло вклад в формирование положительной динамики состояния здоровья беременных, рожениц и родильниц, а также показатели медицинской помощи, оказываемой по профилю «акушерство и гинекология» в Тульской области. Показатель перинатальной смертности снизился на 6,8% (p<0,05), с 8,9‰ в 2021 году до 8,3‰ в 2022 году. Показатель мертворождаемости снизился на 11,2% (p<0,05), с 7,2‰ в 2021 году до 6,4‰ в 2022 году. Показатель младенческой смертности снизился на 24% (p<0,05), с 6,2‰ в 2021 году до 4,5‰ в 2022 году. Показатель материнской смертности снизился на 61,2%, со 109 на 100 000 родившихся живыми в 2021 году до 42,3 на 100 000 родившихся живыми в 2022 году. Проанализированы показатели здоровья беременных, рожениц и родильниц в Тульской области, а также показатели, характеризующие оказываемую им помощь за период 2018-2022 годы (после начала внедрения организационных мероприятий и подсистемы МР) и с аналогичными показателями в РФ и Центрального федерального округа (ЦФО) (таблица 2). Таблица 2 Показатели здоровья беременных, рожениц и родильниц и оказываемой им помощи в Тульской области за период 2018-2022 годы (%)
Так, за период исследования (2018-2022 годы) увеличилась доля женщин, как поступивших под наблюдение медицинской организации до 12 недель беременности на 0,6%, так и осмотренных терапевтом до 12 недель беременности на 1,8%. При этом значения данных показателей выше таковых по РФ и ЦФО в 2022 году. За период наблюдения достоверно снизилась доля беременных с угрозой прерывания беременности на 9,5% (p<0,05), с угрозой преждевременных родов на 9,3% (p<0,05), с патологическим состоянием плода на 26,7% (p<0,05). При этом значения последних двух показателей ниже таковых по РФ в 2022 году на 7,6% и 15,9% соответственно. Введение разработанной маршрутизации беременных и рожениц для родоразрешения в соответствующие стационары обусловило снижение количества родов в организациях родовспоможения 1 и 2 уровней оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» в Тульской области на 65,8 и 75,8%, соответственно. В 2022 году 90,2% родов в регионе произошло в медицинской организации 3 уровня, что практически в 2 раза выше аналогичного показателя по РФ и ЦФО. Доля нормальных родов достоверно увеличилась в области за период наблюдения на 13% (p<0,05), а в 2022 году показатель на 22,7% и 24,4% выше, чем в РФ и ЦФО соответственно. Распространенность существовавшей ранее гипертензии, осложняющей роды и послеродовый период, снизилась в Тульской области за исследуемый период на 14,2%, преэклампсии средней тяжести среди рожениц и родильниц - на 1,9% , эклампсии в родах и послеродовом периоде - с 0,17 на 1000 родов до 0, при этом распространенность преэклампсии средней тяжести и эклампсии в родах в 2022 году ниже среднего показателя по РФ и ЦФО. Распространенность нарушений родовой деятельности в регионе снизилась за период исследования на 8,5%, но остается выше показателя в РФ и ЦФО в 2022 году. Распространенность разрывов промежности III-IV степени сократилась в регионе за изучаемый период с 0,5 на 1000 родов до 0. Распространенность кровотечений в родах в связи с предлежанием плаценты в Тульской области достоверно снизилась за исследуемый период на 27,7% (p<0,05), а кровотечений в связи с нарушением свертываемости крови – на 97,2% (p<0,05), что ниже показателей по РФ и ЦФО в 2022 году. Летальность новорожденных 1000 граммов и более в первые 168 часов жизни в Тульской области за период 2018-2022 годы снизилась с 0,53% до 0. Обсуждение В настоящее время вопросы охраны здоровья матери и ребенка и проблемы демографической ситуации занимают одно из основных мест в социальной политике страны. Согласно единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, важнейшими проблемами являются сокращение материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья, повышение уровня рождаемости [1]. Для достижения указанных целей в регионе важным критерием явилось создание необходимых условий наблюдения за здоровьем беременной женщины и рождение здорового ребёнка, требующее внедрения новых организационных технологий, ускорения принятия объективных управленческих решений, оптимизации сети и организации медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология». Анализируя данные многочисленных исследований не вызывает сомнений тот факт, что информационные технологии в системе оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам – это полезный инструмент для повышения качества и эффективности медицинской помощи [13-16]. В качестве примера приводится разработанная и внедренная на территории Тульской области медицинская информационная подсистема мониторинга родовспоможения. Несомненно, использование информационных технологий требует тщательного подхода к подготовке медицинского персонала, организации структуры оказания медицинской помощи с последующим ее совершенствованием для осуществления возможности принятия своевременных и грамотных управленческих решений [14-19]. По мнению компетентных исследователей, не само внедрение информационных технологий в практику здравоохранения сокращает смертность, частоту госпитализаций, улучшает качество исходов и жизни, а своевременность и адекватность интерпретации результатов и принятия решений (врачебных, организационных и др.), которые они позволяют обеспечить, чем и достигается основная цель медицинской помощи в рассматриваемом аспекте беременным и роженицам, а именно сохранение здоровья и жизни как матерей, так и новорожденных [12;13]. При сравнении показателей смертности в областях, использующих в работе возможности информационных систем мониторинга деятельности службы родовспоможения, отмечено снижение младенческой смертности после внедрения в работу информационных ресурсов [13;14;15]. В Тульской области проведено внедрение в эксплуатацию региональной информационной подсистемы мониторинга родовспоможения, которая даёт возможность мониторинга беременных на основании автоматизированных процессов определения групп риска и распределения беременных (модуль экспертной системы). В целях повышения эффективности оказания помощи по профилю «акушерство и гинекология», наблюдения за беременными, исполнения стандартов и протоколов наблюдения пациенток, качественного распределения беременных по группам риска с возможностью гибкого регулирования на протяжении всей беременности, соблюдения установленных принципов маршрутизации пациенток все врачи женских консультаций области осуществляют ведение беременных в информационной системе мониторинга родовспоможения. Это позволило в режиме реального времени определять и контролировать перинатальные риски, соблюдение листа маршрутизации, осуществлять обратную связь с разработкой рекомендаций и коррекцией плана ведения пациенток. Так, в Тульской области после внедрения организационных мероприятий с применением автоматизации процессов управления, улучшились показатели помощи по профилю «акушерство и гинекология»:
Автоматизация процесса распределения пациенток по уровням стационара в зависимости от группы риска обеспечивает точное выполнение маршрутизации пациенток акушерско-гинекологического профиля, а также маршрутизацию беременных женщин с соматической патологией в специализированные стационары. Внедрение в эксплуатацию медицинской информационной подсистемы мониторинга родовспоможения в Тульской области было признано результативным и отмечено премией им. В.И. Кулакова «Навстречу жизни» в номинации «Цифровые достижения 2022». Выводы В Тульской области после внедрения организационных решений, реализованных с использованием подсистемы мониторинга родовспоможения, улучшились показатели организации помощи по профилю «акушерство и гинекология» за период 2018-2022 годы: увеличилась доля родов, принятых на 3 уровне оказания помощи, улучшились показатели здоровья беременных и рожениц, снизилась летальность новорожденных весом более 1000 г при рождении в первые 168 часов. По итогам 2022 года внедрение в практику разработанных организационных решений с автоматизацией процесса мониторинга родовспоможения внесло вклад в формирование положительной динамики состояния здоровья беременных, рожениц и родильниц, а также показатели медицинской помощи, оказываемой по профилю «акушерство и гинекология» в Тульской области. Так, снизились: перинатальная смертность на 6,8% (с 8,9‰ в 2021 году до 8,3‰ в 2022 году), мертворождаемость - на 11,2% (с 7,2‰ в 2021 году до 6,4‰ в 2022 году), младенческая смертность - на 24% (с 6,2‰ в 2021 году до 4,5‰ в 2022 году), материнская смертность - на 61,2% (со 109 на 100 000 родившихся живыми в 2021 году до 42,3 в 2022 году). Таким образом, предложенные организационные мероприятия и внедрение информационно-аналитической подсистемы мониторинга родовспоможения в области повысило результативность работы врачей-акушеров-гинекологов, позволило проводить распределение беременных по группам риска с учётом полного комплекса акушерско-гинекологических и общесоматических факторов, своевременно выявлять развитие патологии и принимать соответствующие меры, правильно маршрутизировать пациенток, что, в свою очередь, привело к улучшению показателей заболеваемости беременных, рожениц и новорожденных, снижению перинатальной и материнской заболеваемости и смертности. С учетом положительного опыта внедрения, описанные организационные мероприятия с использованием системы мониторинга родовспоможения могут быть применены на других территориях. Библиография
References
Дата поступления: 15.08.2024 Просмотров: 41
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 13.03.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|