О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №1 2025 (71) arrow ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ Печать
27.03.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-1-13

1Галикеева А.Ш., 2Ларионова Т.К., 1Васильева Т.П., 3Шаталин С.А., 3Андропова В.А., 3Идрисова Г.Б., 4Гришина А.В., 1Мишина А.Е.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко». Москва, Россия
Федеральное бюджетное учреждение науки «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека». Уфа, Россия
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации. Уфа, Россия
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» факультет социальных наук. Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Изучение и устранение факторов, негативно влияющих на здоровье молодого поколения, необходимо для снижения уровня заболеваемости и увеличения продолжительности здоровой жизни граждан в долгосрочной перспективе. Повышение интереса студентов к ведению здорового образа жизни и сохранению здоровья является одной из актуальных задач современного общества.

Целью настоящего исследования являлось изучение субъективной оценки взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни студентов медицинских ВУЗов.

Материалы и методы. В исследования приняли участие 195 студентов медицинских высших учебных заведений, из них 162 (83%) - женщины и 33 (17%) – мужчины. В работе использованы методы: социологический, анкетирования, метод частотного анализа структуры питания, статистический и аналитический.

Результаты. Оценка физического развития респондентов, их пищевого статуса показали, что 74% опрошенных имеет нормальную массу тела. Однако, структура питания студентов, напротив, не является оптимальной. Характерен низкий уровень потребления овощей, фруктов, рыбы. Ежедневно употребляют фрукты лишь каждый третий, овощи - каждый второй, а рыбу едят один раз в месяц и реже - 60,1% опрошенных. Большинство студентов отдает предпочтение в своем ежедневном рационе хлебобулочным (61%) и кондитерским изделиям (55,0%). Достаточно высок процент респондентов, ежедневно употребляющих мясные (58,0%) и молочные (55%) продукты, что, в целом, характерно для взрослого населения. Фастфуд употребляют ежедневно 3% студентов, еженедельно – 41%, один раз в месяц – 38%. Рекомендуемый уровень интенсивной физической нагрузки имеют 4% опрошенных, умеренной - 15%. Проблемы со сном чаще одного раза в неделю возникают практически у половины опрошенных (43%), значительная часть из них (43%) спят менее 6 часов в сутки.

Основными причинами стресса за последние 6 месяцев для респондентов являлись: слишком напряженная учеба (40%), учеба, изматывающая психически и физически (56%), неудовлетворенность результатами своего труда (61%), страх быть отчисленным (25%), затруднение в понимании (29%) и в освоении объема учебного материала (50%).

В то же время интегральный индекс самооценки здоровья является положительной величиной (Inзд=0,8), и может быть свидетельством относительного благополучия в состоянии здоровья студентов.

Заключение. Несмотря на то, что образ жизни является основой здоровья, студенты медицинских вузов, которые лучше остальных должны понимать важность правильного питания, физической активности, соблюдения режима дня и качественного сна, сами не уделяют достаточного внимания этим сферам жизни. Полученные данные помогут привлечь внимание студентов и всего медицинского сообщества к проблеме здорового образа жизни. Это, в свою очередь, может привести к снижению уровня заболеваемости и смертности, а также заложить основу для воспитания здорового поколения.

Ключевые слова: студенты медицинских вузов; субъективная оценка образа жизни и здоровья.

Контактная информация: Галикеева Ануза Шамиловна, email: anuza.galikeeva@mail.ruЭтот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом. Письменное согласие участника на проведение опроса и обработку полученных сведений было получено до начала опроса.
Для цитирования: Галикеева А.Ш., Ларионова Т.К., Васильева Т.П., Шаталин С.А, Андропова В.А, Гришина А.В., Мишина А.Е. Поведенческие факторы риска здоровья студентов медицинских вузов по результатам анкетирования. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025; 71(1):13. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1722/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-1-13

BEHAVIORAL HEALTH RISK FACTORS AMONG MEDICAL STUDENTS BASED ON THE SURVEY RESULTS
1Galikeeva ASh., 2Larionova TK., 1Vasilyeva TP., 3Shatalin SA., 3Andropova VA., 3Idrisova GB. 4Grishina AV., 1Mishina АЕ
1N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.
2Ufa Scientific Research Institute of Occupational Medicine and Human Ecology, Ufa, Russia
3Bashkir State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ufa, Russia
4National Research University "Higher School of Economics", Faculty of Social Sciences, Moscow, Russia

Abstract

Significance. Analyzing and eliminating factors that negatively affect the health of the younger generation are necessary to reduce disease incidence and increase healthy life expectancy among the citizens in the long term. Increasing students' interest in healthy lifestyle and health maintenance is one of the urgent tasks of modern society.

Purpose: to analyze a self-rated relationship between health status and lifestyle among medical students.

Material and methods. The study involved 195 students of medical institutions of higher education, including 162 (83%) females and 33 (17%) males. The following methods were used: sociological, questionnaires, the method of frequency analysis of the structure of nutrition, statistical and analytical.

Results. The analysis of the respondents' physical development and nutritional status shows that 74% of the respondents have a normal body weight. However, the nutrition structure, on the contrary, is suboptimal. A low consumption of vegetables, fruits and fish is widespread. Only one in three students eats fruit every day, while every second eats vegetables, and 60.1% of the respondents eat fish once a month or even less. The majority of the respondents prefer bakery (61%) and confectionery products (55.0%) on a daily basis. The percentage of the respondents who daily consume meat (58.0%) and dairy (55%) is rather high, which is generally typical of adult population. Fast food is daily consumed by 3% of the respondents, by 41% on a weekly basis, and 38% of the respondents eat fast food once a month. The recommended level of intense physical activity is practiced by 4% of the respondents, moderate – by 15%. Sleep problems more than once a week are experienced by almost half of the respondents (43%), and a significant share of them (43%) sleep less than 6 hours a day.

The main causes of stress among the respondents over the past 6 months include as follows: too stressful studies (40%), mentally and physically exhausting studies (56%), dissatisfaction with the results of their work (61%), fear of being expelled (25%), difficulty in understanding (29%) and difficulty in mastering the amount of educational material (50%).

At the same time, the integral index of health self-assessment has a positive value (Id=0.8), possibly indicating a relative health well-being among the students.

Conclusion. Despite the fact that lifestyle is the basis of health, medical students, who should understand better than other people the importance of proper nutrition, physical activity, daily routine and quality sleep, do not seem to pay adequate attention to these aspects of life. The data obtained will help to draw the attention of students and the entire medical community to healthy lifestyle. This, in turn, can lead to a decrease in disease incidence and mortality, as well as lay the foundation for raising a healthy generation.

Keywords: medical students; self-assessment of lifestyle and health.

Corresponding author: Anuza Sh. Galikeeva, email: anuza.galikeeva@mail.ruЭтот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Galikeeva ASh
., https://orcid.org/0000-0001-9396-288X
Larionova TK., https://orcid.org/0000-0001-9754-4685
Shatalin SA. https://orcid.org/0009-0006-6906-4522
Andropova VA., https://orcid.org/0009-0008-3930-6038
Idrisova G B. https://orcid.org/0000-0002-5454-1318
Grishina AV. https://orcid.org/0009-0000-7811-1083
Vasilieva TP, https://orcid.org/0000-0003-4831-1783
Mishina АЕ, https://orcid.org/0009-0008-1562-025X
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Galikeeva A.Sh., Larionova T.K., Vasilieva T.P., Shatalin S.A. Andropova V.A., Idrisova G.B., Grishina A.V., Mishina А.Е. Behavioral health risk factors among medical students based on the survey results. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2025; 71(1):13. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1722/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-1-13 (In Rus).

Введение

Процветание государства, его интеллектуальный, экономический и репродуктивный потенциал находятся в прямой зависимости от состояния здоровья трудоспособного населения, особенно молодёжи. Здоровье студентов представляет собой одну из ключевых ценностей, которая оказывает существенное влияние на процесс обучения и дальнейшее повышение их трудоспособности.

Обеспечение и поддержание здоровья студентов представляет собой актуальную задачу, одним из аспектов которой является предотвращение неинфекционных заболеваний, которые могут возникнуть как во время обучения, так и в последующей жизни. Для своевременного и результативного внедрения профилактических программ необходимо изучение наиболее значимых факторов риска развития основных неинфекционных заболеваний в среде молодёжи [1].

Эксперты Всемирной организации здравоохранения в 1980-х годах провели анализ и определили приблизительное соотношение различных факторов, влияющих на здоровье современного человека. В результате была предложена формула здоровья, в которой выделены четыре основных компонента.

Наименьший вклад в формирование здоровья, составляющий 10–15%, вносят качество медицинской помощи и наследственность. Условия окружающей среды определяют около 25% состояния организма человека. Однако наиболее существенное влияние, составляющее от 50 до 60%, оказывает образ жизни человека

Следует отметить, что здоровье студентов зависит от нескольких факторов. Ведущее значение среди них, несомненно, имеет социально-экономическое развитие региона проживания, которое отражается на условиях учебной и трудовой деятельности, и определяет эмоциональное состояние обучающихся и их стрессоустойчивость. Немаловажную роль играют и поведенческие факторы, такие как наличие вредных привычек, употребление алкоголя, курение, нерациональное питание, гиподинамия и психоэмоциональный стресс [2, 3, 4, 5].

Человека окружает множество феноменов, формирующих среду его обитания и влияющих на его физическое и психическое здоровье. Однако каждый индивид, изменяя свой образ жизни, может в значительной степени влиять на состояние своего организма.

В условиях современного мира для студенческой популяции поддержание здорового образа жизни становится не только желательным, но и крайне необходимым.

Исследования показывают, что основными факторами, приводящими к ухудшению состояния здоровья и физического развития студентов, являются игнорирование принципов здорового образа жизни, таких как недостаточная физическая активность, нерациональный режим дня, наличие вредных привычек [6, 7].

Существенную роль в образе жизни студентов имеет поведенческий фактор, в частности правильный режим питания. Часто можно видеть увеличение употребления в пищу продуктов быстрого питания, постоянных перекусов на фоне нарушения режима дня, недосыпа, ведения малоподвижного образа жизни и стрессов.

По мнению зарубежных и отечественных исследователей питание современных студентов не соответствует физиологическим потребностям. Так, Antonopoulou М. и соавторы (2020 г.), изучая особенности питания студентов по данным обзора литературы, отмечают, что для них характерна нездоровая модель питания, особенно для тех, кто живет вдали от дома. При этом худшее состояние здоровья студентов было связано с более низкой приверженностью к здоровому питанию. Высокая приверженность к рациональному питанию коррелировала с более низким риском депрессии, а наиболее высокий воспринимаемый балл стресса - с более низким потреблением фруктов и овощей [8]. Авторы отмечают, что, к сожалению, доступ студентов к информации и знаниям, предоставляемым курсами и лекциями, не способствовал эффективному повышению их приверженности к рациональному питанию.

В работах последних лет все чаще появляются данные о проблемах психического здоровья студентов, его взаимосвязи с высокими академическими требованиями и трудностями в обучении. Herbert C. (2022 г.) отмечает, что физическая активность, психическое здоровье и благополучие положительно связаны, в том числе, у студентов университетов. Студенты, готовые и способные адаптироваться к изменениям, которые несет с собой поступление в высшее учебное заведение, также демонстрируют лучшее психическое здоровье. Некоторые виды поведения студентов включают отсутствие вовлеченности как в учебную деятельность, так и в досуговые мероприятия. Факторы, улучшающие психическое здоровье, по мнению авторов, могут стать основой для разработки стратегий и мероприятий, которые способны предотвратить развитие отклонений в состоянии здоровья студентов [9].

Перечисленные выше причины способствуют формированию у молодого поколения безразличного отношения к состоянию своего здоровья и, однозначно, в будущем скажутся на положении страны по уровню смертности, процентному соотношению здоровых и больных людей [10, 11, 12].

Актуальность исследования обусловлена также тем, что в последние годы состояние здоровья населения, особенно молодежи, становится всё более тревожной проблемой. По мнению исследователей, особую озабоченность вызывает то, что большинство студентов, даже медицинских ВУЗов, имеют недостаточные знания о факторах, влияющих на здоровье, и не придерживаются здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья, жизнеспособности, стрессоустойчивости и социальной адаптированности обучающихся может значительно снизить уровень заболеваемости неинфекционными заболеваниями и увеличить продолжительность здоровой жизни граждан в долгосрочной перспективе.

Целью настоящего исследования являлось изучение субъективной оценки взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни студентов медицинских ВУЗов.

Материалы и методы:

Объектом исследования являлись студенты медицинских высших учебных заведений Башкирского государственного медицинского университета, Казанского государственного медицинского университета, Ижевского государственного медицинского университета, Пермского государственного медицинского университета, Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова). В опросе приняли участие 195 человек, из них 162 (83%) - женщины и 33 (17%) – мужчины.

Наиболее активными участниками были студенты пятого курса - 26,2% (51 человек). Количество обучающихся первого курса, принявших участие в анкетировании, составило 28 человек (14,4%), второго курса – 36 (18,5%) человек, третьего курса – 34 (17,4%) человека, четвертого курса – 35 (17,9%) человек, шестого курса – 11 (5,6%) человек.

Для проведения исследования нами была разработана анкета, включающая вопросы, затрагивающие такие аспекты образа жизни, как питание, физическая активность, режим дня, эмоциональное состояние и стрессоустойчивость, наличие вредных привычек и субъективная оценка своего здоровья.

Оценка физического развития респондентов, их пищевого статуса проведена по индексу Кетле, который представляет собой отношение массы тела человека, выраженной в кг, к квадрату его роста (м2). Этот метод является достаточно распространенным и отражает обеспеченность организма пищевыми веществами.

Масса тела по индексу Кетле:

ИМТ  =  
             Масса тела, кг            
   (1)
Квадрат величины роста, м2

Согласно МР 2.3.1.0253-21 [13]в зависимости от величины ИМТ оценивается пищевой статус человека по шести категориям: менее 18,5 - дефицит массы тела (ДМ), 18,5-24,9 – нормальная масса тела (НМ), 25,0-29,9 - избыточная масса тела (ИМТ), 30,0-34,9 –ожирение 1 степени (ОЖ 1 ст.), 35,0-39,9 – ожирение 2 степени (ОЖ 2 ст.), свыше 40 – ожирение 3 степени (ОЖ 3 ст.).

Для определения структуры питания нами использован метод частотного анализа, который основывается на использовании в анкете вопросов, описывающих частоту потребления отдельных видов пищевых продуктов за определенный период времени.

Групповой показатель качества здоровья респондентов оценивали с использованием интегрального индекса здоровья. Его количественная оценка ранжировалась по шестибалльной шкале (ответы типа «отлично», очень хорошее» «хорошее», «удовлетворительное», «плохое» и «очень плохое») давалась с использованием безразмерного интегрального индекса, изменяющегося от минус единицы до плюс единицы и рассчитываемого по формуле (2):

In = [(a – d) + (b - c)/2]/ n,   (2)

где a – число лиц в группе, выбравших ответ «да» или «отлично», b – число лиц с ответами «скорее да, чем нет» или «хорошо», c – число лиц с ответами «скорее нет, чем да» или «удовлетворительно», d – число лиц, ответивших «нет» или «плохо», n – общее число лиц в группе. Для расчета этого показателя полученные ответы, характеризующие уровень здоровья респондента, были объединены в четыре подгруппы по близким качественным характеристикам.

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием программы Statistica for Windows (версия 7.0) и Microsoft Excel (версия 2019 года). Полученные значения представлены в абсолютных величинах, а также в процентной доле в структуре всей совокупности.

Результаты:

Питание

Изучение показателей трофологического статуса студентов позволило определить, что у большинства опрошенных (74%) - нормальная масса тела, избыточная и ожирение установлены у 15% и дефицит массы тела - у 11 % (Рисунок 1).

Рис. 1
Рис.1. Распределение студентов в зависимости от индекса массы тела по Кетле (%)

Использованный в процессе исследования метод частотного анализа потребления отдельных видов пищевых продуктов позволил установить, что структура питания студентов не является оптимальной.

В результате анкетирования установлено, что уровень потребления студентами овощей, фруктов, рыбы снижен относительно норм потребления.

Ежедневно употребляют фрукты только 27,2% опрошенных, овощи – 40,5%, рыбу - 1%. Доля респондентов, в ежедневном рационе которых присутствуют хлебобулочные изделия, составляет 61,0%, кондитерские - 54,9%. Достаточно высок процент респондентов, ежедневно употребляющих мясные (57,9%) и молочные (54,9%) продукты, что в целом характерно для взрослого населения (Рисунок 2).

Рис. 2
Рис.2. Частота употребления отдельных видов пищевых продуктов, %

На вопрос «Как часто Вы питаетесь фаст-футом (бургеры, фри, шаурма и т. д.) ответы распределились следующим образом: ежедневно 3% опрошенных, раз в неделю употребляет фастфуд практически каждый второй студент, один раз в месяц - 38%.

При этом около половины респондентов, осознавая нерациональность своего пищевого поведения, желают сократить до минимума перекусы и потребление нездоровой пищи, увеличить количество в рационе овощей и фруктов.

Физическая активность

В ходе исследования было выявлено, что 3,6% респондентов занимаются интенсивной физической активностью по 15 минут более пяти раз в неделю, никогда и менее одного раза в неделю 42,5% опрошенных (Рисунок 3).

Рис. 3
Рис.3. Распределение ответов на вопрос «Сколько раз в неделю Вы тратите хотя бы 15 минут на интенсивную физическую активность?»

Практически каждый второй студент (37,9%), выбрал вариант ответа «1–2 раза в неделю по 15 минут», что соответствует минимальному уровню физической активности, необходимому для поддержания здоровья сердечно-сосудистой системы и достижения тренированности.

Достаточное время тренировкам умеренной интенсивности, по результатам наших исследований, уделяют только 14,9% респондентов. Более того, никогда в течение всей недели не испытывают такую нагрузку 12,3% респондентов (Рисунок 4).

Рис. 4
Рис. 4. Структура ответов на вопрос «Как часто (сколько раз в неделю) Вы тратите, по меньшей мере, 30 минут на умеренную физическую нагрузку?»

Самым доступным способом физической активности считается пешая прогулка. Более половины студентов, согласно опросу, проходят 6000–8000 шагов ежедневно, меньше 6000 шагов совершает 21,5% опрошенных. Практически каждый третий (26,7%) ежедневно преодолевает более 8000 шагов.

Режим дня и сон

При анализе ответов о продолжительности и качестве сна выявлено, что почти половина респондентов (43,1%) имеют проблемы со сном, такие как трудное засыпание и пробуждение, бессонница, неглубокий ночной сон чаще одного раза в неделю.

Более половины опрошенных студентов (63,1%) призналось, что не придерживается одного времени для пробуждения и отхода ко сну. Обращает на себя внимание недостаточная продолжительность сна студентов. Так значительная часть опрошенных (43,1%) спит менее 6 часов в сутки, в то время как рекомендованная продолжительность сна для молодого взрослого человека составляет не менее 7 часов в сутки [14].

Учитывая полученные результаты опроса, объяснимо, почему более трети студентов часто и очень часто (36,4% и 36,9% соответственно) оказываются настолько уставшими за день, что не чувствуют себя достаточно отдохнувшими к началу следующих суток.

В конце рубрики, посвященной режиму дня и сну, мы поместили вопрос о том, как студенты хотят изменить свое свободное время. Наиболее популярными ответами стали следующие варианты: больше гулять на свежем воздухе, чаще встречаться с друзьями (32,6% и 23,9% соответственно), практически каждый четвертый считает необходимым меньше времени проводить в социальных сетях (23,7%), и только каждый пятый - проводить больше времени с семьей (19,8 %) (Рисунок 5).

Рис. 5
Рис.5. Ранжирование ответов студентов на вопрос «Как Вы хотите изменить свое свободное время?» (%)

Эмоциональное состояние и стрессоустойчивость

Результаты опроса позволили установить, что практически половина (46,7%) опрошенных студентов плохо переносят обычные, жизненные стрессовые факторы. По мнению респондентов основными причинами стресса за последние 6 месяцев для них являлись: слишком напряженная учеба (17,8% опрошенных), изматывающая психически и физически (20,9%), неудовлетворенность результатами своего труда (22,6%) страх быть отчисленным (9,4%), затруднение в понимании (10,7%) и в освоении объема учебного материала (18,6%) (Рисунок 6).

Рис. 6
Рис. 6. Ранжирование по значимости основных причин стресса по данным самооценки студентов, %

Однако, несмотря на высокую подверженность стрессам, большинство респондентов (88,7%) ответили, что им комфортно в узком кругу людей (семья, рабочие и учебные коллективы и т. д.).

Вредные привычки

В ходе нашего исследования мы обнаружили, что распространённость среди студентов так называемых вредных привычек, согласно данным самооценки, в среднем соответствует данным, представленными в работах других авторов. Так, данные глобального исследования, проведённого группой ученых среди студентов, получающих медицинское образование, указывают на наличие никотиновой зависимости у 25–31% опрошенных [15].

По результатам нашего опроса установлено наличие вредных привычек у 29% студентов.

Субъективная оценка состояния здоровья

Заключительным разделом нашего исследования являлась субъективная оценка студентами состояния своего здоровья.

Полученный интегральный индекс самооценки здоровья является положительной величиной (Inзд=0,8), что может свидетельствовать об относительном благополучии в состоянии здоровья студентов.

Так, на предложение качественно оценить свое здоровье, из шести вариантов ответов почти половина (43,1%) выбрали ответ «хорошее», а еще как «очень хорошее» оценили 12,3% и «отличное» 2,6% опрошенных. Почти каждый четвертый респондент (37,9%) оценивает свое состояние здоровья как удовлетворительное и только 3,6% как плохое и 0,5% как очень плохое.

Согласно результатам опроса, большинство 87,2% респондентов осведомлены о значимости образа жизни для состояния здоровья и уверены, что оно напрямую связано с их повседневными привычками. Однако, достаточно большая доля проанкетированных студентов (64,1%) не считают, что ведут здоровый образ жизни.

Обсуждение

Одним из важнейших инструментов сохранения здоровья человека, его работоспособности и продления жизни является здоровое питание как значимая составляющая здорового образа жизни. Главным аспектом здорового питания является сбалансированный рацион, который включает в себя продукты из основных пищевых групп: мяса, молока, рыбы, хлебобулочных изделий, овощей и картофеля.

Основными принципами рационального питания являются: ежедневное потребление фруктов и овощей (не менее 400 грамм в день), сокращение свободных сахаров (менее 10% от общей потребляемой энергии, что эквивалентно 50 г в день), потребление жиров в количестве менее 30% от общей потребляемой энергии, соли - менее 5 г в день.

Выявленные нарушения в питании студентов являются фактором риска развития различных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, эндокринной системы, органов кроветворения.

Для поддержания крепкого здоровья, помимо следования принципам рационального и сбалансированного питания, необходимо уделять достаточное внимание физической активности. Недостаточная физическая активность, как известно, является одним из ключевых факторов, повышающих риск развития основных неинфекционных заболеваний.

Согласно статистическим данным Министерства спорта Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2018 года, лишь 36,8% граждан страны регулярно занимались физической культурой и спортом. Однако в последние годы наблюдается рост интереса населения к занятиям физической культурой. Так, по данным Единого методического информационного ресурса Министерства спорта Российской Федерации, увеличилось число граждан, ведущих активный образ жизни. Средний прирост граждан, занимающихся различными видами спорта и физической активностью за 2016-2023гг, составляет +6,3% (+1938,85 тысяч человек) [17].

По мнению отечественных и зарубежных исследователей, аэробные упражнения низкой и средней интенсивности оказывают благотворное воздействие на психическое здоровье человека. Кроме того, более активные виды упражнений, такие как йога, могут быть особенно эффективными в нормализации сердечной недостаточности [9,18].

В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), лицам в возрасте от 18 до 64 лет необходимо уделять не менее 75 минут в неделю интенсивным физическим нагрузкам. Согласно рекомендациям кардиологического сообщества, для достижения значительного улучшения состояния здоровья взрослым необходимо уделять время умеренной физической активности в объёме 2,5 часов в неделю или же 1,15 часов интенсивной аэробной физической активности.

ВОЗ рекомендует лицам в возрасте от 18 до 64 лет уделять не менее 150 минут в неделю умеренной физической активности. Недостаток физической активности негативно сказывается на адаптационных ресурсах организма и его устойчивости к различным раздражителям, что, в свою очередь, увеличивает риск возникновения неинфекционных социально значимых заболеваний [10,19].

Высокая академическая загруженность в течение дня и занятость на работе, характерная для обучающихся старших курсов делает очень актуальной проблему режима дня и сна. Известно, что недостаточное количество сна приводит к снижению концентрации и успеваемости, ухудшению памяти, раздражительности, а в долгосрочной перспективе может способствовать развитию нарушений со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем и даже увеличению смертности.

Еще одну группу составляют факторы, формирующиеся непосредственно под воздействием личности человека и связанные с его восприятием своих условий жизни, учебы, работы. Важное место в структуре психосоциальных факторов принадлежит степени информированности человека в отношении условий жизни, труда и проживания, опасности развития тех или иных хронических заболеваний, жизненной стратегии, ориентированной на их профилактику и т. д.

Современный человек проживает в среде с большим количеством стрессовых факторов, при этом многие довольно тяжело справляются с ними. Широко известен факт, что стресс является одной из основных причин возникновения многих заболеваний. По оценкам ВОЗ сегодня около 45% случаев заболеваний тем или иным образом связано со стрессами.

В соответствии с конкретными задачами данного исследования при анализе эмоционального состояния и стрессоустойчивости, наибольшее внимание было уделено вопросам, которые позволяли выявить, либо уточнить их взаимозависимость с состоянием здоровья студента и его образом жизни. В частности, более подробно были проанализированы привычное поведение в отношении процесса обучения, мнение относительно возможной взаимосвязи состояния здоровья с индивидуальными психосоциальными факторами, включая особенности образа жизни, вредные привычки, отношение к собственному здоровью, наличие факторов, связанных с учебным процессом и успеваемостью.

Наши результаты согласуются с выводами других научных исследований. В частности, Дунайская А.А. и её коллеги изучали причины возникновения стрессовых состояний и оценивали факторы, вызывающие стресс у студентов медицинского ВУЗа. Среди причин стресса, которые они выделили, были: интенсивная умственная работа, необходимость в короткие сроки ликвидировать задолженности по учёбе, работа с большим объёмом информации, нарушение режима дня и, как следствие, недостаток сна, что может привести к перееданию или недоеданию, чувство тревоги, которые вызывают тахикардию [20].

Курение табачных и электронных сигарет, употребление алкоголя, наркотических средств является глобальной проблемой современности не только в нашей стране, но и во всем мире, в том числе в популяции студентов

В настоящее время наблюдается значительное распространение курения кальянов и электронных сигарет, при этом студенты не осознают потенциальный вред этих привычек, поскольку данная тема редко обсуждается в обществе [13,21-23].

В своих исследованиях Дадашев А.Б. и Красноплахтов Л.И. (2017) провели анализ влияния пагубных привычек на самочувствие, энергичность и эмоциональный фон студентов. В результате было установлено, что наиболее успешными оказались студенты, не имеющие вредных привычек [22].

Заключение

Значительную часть своей жизни обучающиеся проводят в университете, поэтому условия образовательного процесса и уклад жизни оказывают ощутимое влияние на их здоровье.

В ходе исследования было установлено, что структура и качество питания студентов не являются оптимальными. Обращает на себя внимание и низкая физическая активность обучающихся медицинских ВУЗов. Необходимую продолжительность интенсивных физических нагрузок имеет лишь 3,6% опрошенных, умеренной активности - 14,9%, что показывает актуальность проблемы малоподвижного образа жизни среди современной молодежи. С другой стороны, основная часть опрошенных (78,5%) выполняет ежедневную норму в 6000 и более шагов.

Оценка режима дня и сна студентов медицинских ВУЗов позволила выявить значительное количество молодых людей с нарушением в этих сферах. Так, практически каждый второй студент испытывает проблемы с засыпанием и пробуждением, спит меньше 6 часов в сутки и принимает пищу в разное время.

Последующие рубрики нашей анкеты были необходимы для оценки отношения респондентов к стрессам, наличию у них вредных привычек и их субъективной оценки своего здоровья. Около половины опрошенных (47,7%) плохо переносят обычные, жизненные стрессовые факторы, вредные привычки имеют 28,6% студентов.

При рассмотрении субъективной оценки состояния здоровья более половины опрошенных определили его как очень хорошее и хорошее, при этом уверены в наличии связи между состоянием здоровья и образом жизни 87,2% студентов.

Таким образом несмотря на то, что образ жизни является основой здоровья, студенты медицинских ВУЗов, которые лучше остальных должны понимать важность правильного питания, физической активности, соблюдения режима дня и качественного сна не уделяют достаточного внимания этим сферам жизни.

Полученные данные помогут привлечь внимание студентов и всего медицинского сообщества к проблеме здорового образа жизни. Это, в свою очередь, может привести к снижению уровня заболеваемости и смертности, а также заложить основу для воспитания здорового поколения.

Библиография

  1. Кобякова О.С., Деев И.А., Лукашова А.М., Старовойтова Е.А., Куликов Е.С. Распространенность факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в популяции студентов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2016; 15(3): 74–80.
  2. Лакарова Е.В. Здоровье студентов и факторы, его формирующие. Традиционное прикладное искусство и образование 2016; (4). Электронный журнал https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-studentov-i-faktory-na-nego-vliyayuschie?ysclid=m3pj5xrjkt53798877
  3. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения. Сеченовский вестник 2017; 28(2): 4–11.
  4. Попова Н.М. Оценка физической активности студентов Ижевской государственной медицинской академии. Проблемы современной науки и образования 2018; 133(13): 95–98.
  5. Копылов А. С. Здоровье студенческой молодежи и факторы риска, его определяющие Российский вестник гигиены 2022; (1):38-45 DOI: 10.24075/rbh.2022.040
  6. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2017; 2(2):193-197. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11244
  7. Фазлеева, Е.В., Шалавина А.С., Васенков Н.В., Мартьянов О.П., Фазлеев А.Н. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения. Мир науки. Педагогика и психология 2022; 10(5). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf
  8. Antonopoulou М, Mantzorou M, Serdari A, Bonotis K, Vasios G, Pavlidou Eleni, Evaluating Mediterranean diet adherence in university student populations: Does this dietary pattern affect students' academic performance and mental health? Int J Health Plann Manage 2020 Jan;35(1):5-21. DOI: 10.1002/hpm.2881.
  9. Herbert C. Enhancing Mental Health, Well-Being and Active Lifestyles of University Students by Means of Physical Activity and Exercise Research Programs. Front Public Health 2022 Apr 25:10:849093. DOI: 10.3389/fpubh.2022.849093.
  10. Huang, T, Tworoger SS Physical activity as a risk factor for ovarian cancer. In: Focus on Gynecologic Malignancies. Beijing 2018. С. 223-244
  11. ##Garcia-Aymerich J, Lange P, Benet M [et al.] Regular physical activity modifies smoking-related lung function decline and reduces risk of chronic obstructive pulmonary disease: A population-based cohort study. Amer. J. Resp. Crit. Care Med 2007; 175(5): 458-463.
  12. Поляков, А.Ю. Здоровье студента - базис социальной эволюции человека. В кн.: Современные технологии в нефтегазовом деле 2024; Сборник трудов международной научно-технической конференции (Октябрьский, 22–23 мая 2024 года). Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет; 2024. С. 932–935.
  13. Методические рекомендации MP 2.3.1.0253-21 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22 июля 2021 г.)
  14. Hirshkowitz M, Whiton K, Albert SM, Alessi C, Bruni O, DonCarlos L, et al. National Sleep Foundation's updated sleep duration recommendations: final report. Sleep Health 2015 Dec;1(4):233-243. DOI: 10.1016.
  15. Ilić M, Grujic M, Novaković B , Vrkatić A,  Lozanov-Crvenković Z. Cigarette Smoking among Medical Students from the Western Balkan. Int J Environ Res Public Health 2022; 19(5):3055. DOI: 10.3390/ijerph19053055
  16. Показатели развития. Развитие видов спорта и двигательной активности в Российской Федерации. Общие итоги за 2023 год (РФ). Режим доступа: https://emir.gov.ru/analytics/indicators/sports-development/rf (Дата обращения: 06.10 2024)
  17. Campbell F, Blank L, Cantrell A, Baxter S, Blackmore Ch , Dixon J, Goyder E Factors that influence mental health of university and college students in the UK: a systematic review Public Health 2022 Sep 20;22(1):1778. DOI: 10.1186/s12889-022-13943-
  18. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO
  19. Дунайская А.А., Фурсова Е.А., Кочеткова И.В., Тюнина М.В. Стресс и его влияние на организм студентов. Молодежный инновационный вестник 2023; 12, (2): 362-364.
  20. Антонова А.А., Яманова Г.А., Голянова О.Б., Салаватова Ф.А., Погребниченко Э. Р. Распространенность табакокурения среди студентов медицинского университета. МНИЖ 2021; 108(6–2): 65–68.
  21. Хайруллин Р.Н., Ильдарханова Ч.И., Ершова Г.Н. Поведенческие предикторы ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации (по итогам Всероссийского выборочного наблюдения состояния здоровья населения в 2019 и 2023 гг.). Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(4):8. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1630/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-4-8
  22. Al-Othman N, Ghanim M, Alqaraleh M. Comparison between Smoking and Nonsmoking Palestinian Medical Students in the Health-Promoting Behaviors and Lifestyle Characteristics. Biomed Res Int. 2021; 2021: 5536893. DOI: 10.1155/2021/5536893
  23. Дадашев А.Б., Красноплахтова Л.И. Изучение вредных привычек у студентов высших учебных заведений. В кн.: Материалы международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты» (Новосибирск-Краснодар-Армавир-Саратов, 28 декабря 2017 года). Энгельс: Общество с ограниченной ответственностью "Академия управления"; 2017. Часть 2. С. 29–32

References

  1. Kobyakova O.S., Deev I.A., Lukashova A.M., Starovoytova E.A., Kulikov E.S. Rasprostranennost' faktorov riska khronicheskikh neinfektsionnykh zabolevaniy v populyatsii studentov. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika 2016; 15(3): 74–80 (In Rus.)
  2. Lakarova E.V. Zdorov'e studentov i faktory, ego formiruyushchie. Traditsionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie 2016; Elektronnyy zhurnal https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-studentov-i-faktory-na-nego-vliyayuschie?ysclid=m3pj5xrjkt53798877 (In Rus.)
  3. Glybochko P.V., Esaulenko I.E., Popov V.I., Petrova T.N. Zdorov'e studentov meditsinskikh vuzov Rossii: problemy i puti ikh resheniya. Sechenovskiy vestnik 2017; 28(2): 4–11 (In Rus.)
  4. Popova N.M. Otsenka fizicheskoy aktivnosti studentov Izhevskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya 2018; 133(13): 95–98 (In Rus.).
  5. Kopylov A. S. Zdorov'e studencheskoy molodezhi i faktory riska, ego opredelyayushchie Rossiyskiy vestnik gigieny 2022; 1:38-45 DOI: 10.24075/rbh.2022.040 (In Rus.)
  6. Meermanova I.B., Koygel'dinova Sh.S., Ibraev S.A. Sostoyanie zdorov'ya studentov, obuchayushchikhsya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy 2017; 2(2):193-197.URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11244 (In Rus.)
  7. Fazleeva, E. V. Sostoyanie zdorov'ya studencheskoy molodezhi: tendentsii, problemy, resheniya / E. V. Fazleeva, A. S. Shalavina, N. V. Vasenkov, O. P. Mart'yanov, A. N. Fazleev // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. — 2022. — T. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf (In Rus.)
  8. Antonopoulou M, Mantzorou M, Serdari A, Bonotis K, Vasios G, Pavlidou Eleni, Trifonos Ch, Vadikolias K, Petridis D, Giaginis C. Evaluating Mediterranean diet adherence in university student populations: Does this dietary pattern affect students' academic performance and mental health? Int J Health Plann Manage. 2020 Jan;35(1):5-21. doi: 10.1002/hpm.2881 (In Rus.).
  9. Herbert C. Enhancing Mental Health, Well-Being and Active Lifestyles of University Students by Means of Physical Activity and Exercise Research Programs Front Public Health. 2022 Apr 25:10:849093. doi: 10.3389/fpubh.2022.849093 (In Rus.).
  10. Huang, T, Tworoger SS Physical activity as a risk factor for ovarian cancer. Focus on Gynecologic Malignancies. -Beijing.2018:223-244
  11. Garcia-Aymerich J, Lange P, Benet M [et al.] Regular physical activity modifies smoking-related lung function decline and reduces risk of chronic obstructive pulmonary disease: A population-based cohort study. Amer. J. Resp. Crit. Care Med 2007; 175(5): 458-463.
  12. Polyakov, A.Yu. Zdorov'e studenta - bazis sotsial'noy evolyutsii cheloveka. Sovremennye tekhnologii v neftegazovom dele 2024; Sbornik trudov mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii, Oktyabr'skiy, 22–23 maya 2024 goda. – Ufa: Ufimskiy gosudarstvennyy neftyanoy tekhnicheskiy universitet 2024; 932–935 (In Rus.).
  13. Metodicheskie rekomendatsii MP 2.3.1.0253-21 "Normy fiziologicheskikh potrebnostey v energii i pishchevykh veshchestvakh dlya razlichnykh grupp naseleniya Rossiyskoy Federatsii" (utv. Federal'noy sluzhboy po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka 22 iyulya 2021 g.) (In Rus.)
  14. Hirshkowitz M, Whiton K, Albert SM, Alessi C, Bruni O, DonCarlos L, Hazen N, Herman J, Adams Hillard PJ, Katz ES, Kheirandish-Gozal L, Neubauer DN, O'Donnell AE, Ohayon M, Peever J, Rawding R, Sachdeva RC, Setters B, Vitiello MV, Ware JC. National Sleep Foundation's updated sleep duration recommendations: final report. Sleep Health. 2015 Dec;1(4):233-243. doi: 10.1016.
  15. Ilić M, Grujic M, Novaković B , Vrkatić A, Lozanov-Crvenković Z. Cigarette Smoking among Medical Students from the Western Balkan. 2022; 19(5):3055. doi: 10.3390/ijerph19053055
  16. Pokazateli razvitiya. Razvitie vidov sporta i dvigatel'noy aktivnosti v Rossiyskoy Federatsii. Obshchie itogi za 2023 god (RF) (https://emir.gov.ru/analytics/indicators/sports-development/rf) Data dostupa: 06.10 2024) (In Rus.)
  17. Campbell F, Blank L, Cantrell A, Baxter S, Blackmore Ch , Dixon J, Goyder E Factors that influence mental health of university and college students in the UK: a systematic review Public Health 2022 Sep 20;22(1):1778. doi: 10.1186/s12889-022-13943-
  18. Rekomendatsii VOZ po voprosam fizicheskoy aktivnosti i malopodvizhnogo obraza zhizni: kratkiy obzor [WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: at a glance]. Zheneva: Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya; 2020. Litsenziya: CC BY-NC-SA 3.0 IGO (In Rus.)
  19. Dunayskaya A.A., Fursova E.A., Kochetkova I.V., Tyunina M.V. Stress i ego vliyanie na organizm studentov. Molodezhnyy innovatsionnyy vestnik 2023; 12, (2): 362-364 (In Rus.).
  20. Antonova A.A., Yamanova G.A., Golyanova O.B., Salavatova F.A., Pogrebnichenko E. R. Rasprostranennost' tabakokureniya sredi studentov meditsinskogo universiteta. MNIZh. 2021; 108(6–2): 65–68 (In Rus.).
  21. Khayrullin R.N., Il'darkhanova Ch.I., Ershova G.N. Povedencheskie prediktory ozhidaemoy prodolzhitel'nosti zhizni v Rossiyskoy Federatsii (po itogam Vserossiyskogo vyborochnogo nablyudeniya sostoyaniya zdorov'ya naseleniya v 2019 i 2023 gg.). Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [setevoe izdanie] 2024; 70(4):8. Rezhim dostupa: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1630/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-4-8 (In Rus.)
  22. Al-Othman N, Ghanim M, Alqaraleh M. Comparison between Smoking and Nonsmoking Palestinian Medical Students in the Health-Promoting Behaviors and Lifestyle Characteristics. Biomed Res Int. 2021; 2021: 5536893. PubMed PMID: 33860032
  23. Dadashev A.B., Krasnoplakhtova L.I. Izuchenie vrednykh privychek u studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya gumanitarnykh i estestvennykh nauk: ekonomicheskie, sotsial'nye, filosofskie, politicheskie, pravovye, obshchenauchnye aspekty» 2017; 1(2): 29–32 (In Rus.)

Дата поступления: 27.11.2024


Просмотров: 163

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 04.04.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search