МОТИВАЦИЯ К МЕДИЦИНСКОМУ ТРУДУ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ |
![]() |
14.05.2025 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-2-3
1 Светличная Т.Г., 2 Смирнова Е.А. Резюме Актуальность. В настоящее время сохраняется дефицит врачебных кадров. Ежегодно растёт число абитуриентов, но ситуация остается актуальной. Для более глубокого понимания и полноты анализа факторов, влияющих на приверженность своему труду медицинских работников, мы провели данное социологическое исследование. Целью исследования явилось изучение мотивации к профессиональной деятельности врачей. Материалы и методы. Сплошным методом было проанкетировано 100 врачей государственной системы здравоохранения. Инструментом исследования послужила методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (авторы Замфир К., модификация Реана А.), позволяющая выявить мотивационный комплекс. Количественная обработка данных включает в себя подсчет средних значений по каждому утверждению в отдельности (Mean) и стандартного отклонения (Std. deviation). Результаты. Мы не выявили наилучший или наихудший мотивационный комплекс. По всем вопросам были получены усредненные показатели. Не было выявлено статистически значимых различий по изучаемым критериям по полу, стажу работы или медицинской специальности. Главным мотивом, которыми руководствуются врачи, является заработная плата (4,14), удовлетворение от самого процесса и результата работы (4,02) и возможность наиболее полной самореализации именно в данной сфере деятельности (3,9). Меньше всего предпочтения врачи отдают стремлению к продвижению по работе (3,16). Выводы. Необходимо разрабатывать и внедрять меры по повышению значимости медицинской профессии и развитию системы наставничества для максимально полной передачи молодому поколению не только профессиональных знаний, но и профессиональных ценностей. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мотивационных программ, направленных на повышение приверженности своему труду медицинских работников. Ключевые слова: система здравоохранения; врач; пациент; ценностно-ориентированное здравоохранения; мотивация.
Контактная информация: Смирнова Елена Алексеевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
MOTIVATION FOR MEDICAL WORK AS A DETERMINANT OF VALUE-BASED HEALTHCARE Abstract Significance. Currently, there is a shortage of medical staff. The number of applicants is growing every year, but the situation remains relevant. For a deeper understanding and a more complete analysis of the factors influencing the commitment of medical workers to their work, we conducted this sociological study. The purpose of the study was to study the motivation for the professional activity of doctors. Materials and methods. 100 doctors of the state healthcare system were surveyed using a continuous method. The research tool was the method of "Studying the motivation of professional activity" (authors Zamfir K., modification by Rean A.), which allows to identify the motivational complex. Quantitative data processing includes calculating the average values for each statement separately (Mean) and standard deviation (Std. deviation). Results. We have not identified the best or the best motivational complex. Averages were obtained for all questions. There were no statistically significant differences in the criteria studied by gender, work experience, or medical specialty. The main motivation that doctors are guided by is salary (4,14), satisfaction from the process itself and the result of work (4,02) and the possibility of the most complete self-realization in this particular field of activity (3,9). Doctors give the least preference to the desire for job advancement (3,16). Conclusions. It is necessary to develop and implement measures to increase the importance of the medical profession and develop a mentoring system for the fullest possible transfer of not only professional knowledge, but also professional values to the younger generation. The scope of the results. The results of the study can be used in the development of motivational programs aimed at increasing the commitment of medical workers to their work. Keywords: healthcare system; doctor; patient; value-based healthcare; motivation.
Corresponding author: Elena A. Smirnova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Современное общество характеризуется ослаблением нравственных приоритетов, идеалов и ценностных установок [1]. Отмечается тенденция к постарению населения, ожидаемая продолжительность жизни с 72,73 года в 2022г. выросла до 73,4г. в 2023г. Растёт доля бездетных домохозяйств, суммарный коэффициент рождаемости с 1,505 в 2021г. снизился до 1,416 в 2022 году. Смертность населения только за февраль 2024г. в сравнении с февралем 2023г. увеличилась на 12,5%. По прогнозам специалистов [2] численность населения России к 2030 году сократится на 3 млн. человек. Необходимо принимать меры по увеличению рождаемости, уменьшении смертности населения, что невозможно достичь без формирования качественной и эффективной государственной системы здравоохранения [3]. С одной стороны, медицинский труд сопряжен с воздействием стрессогенных факторов, например, частое свидетельство смерти пациента (56,9%) и высокая ответственность за результаты лечения (53,1%) [4]. Как следствие среди медицинских работников широко распространен синдром профессионального выгорания, связанный «с эмоционально-нравственной дезориентацией, редукцией профессиональных обязанностей» [5], утратой эмпатии [6]. Эмоциональная отстраненность врачей, скрываемая ими за заботой о пациенте во время выполнения профессиональных обязанностей, трансформируется в социальное лицемерие, призрение и девальвацию ценности человека [7, с. 55]. Как нельзя лучше ситуацию этого процесса описывает В.В. Вересаев: «... взгляд мой на человека удивительно упростился... он стал для меня не более, как живым трупом...» [8, с. 223]. А.А. Сойгияйнен [9] сложившуюся ситуацию объясняет появлением феномена «потребительского терроризма», когда пациент путем угроз или жалоб пытается получить материальную компенсацию от лечебного учреждения. В ответ медицина становится «оборонительной», когда «врач выбирает методы диагностики и лечения по принципу минимизации потенциальных рисков, в меньшей степени исходя из их эффективности, целесообразности и достаточности» [10]. Как следствие обеспеченность практикующими врачами в РФ находится на уровне «старых» стран ЕС, а доступ к бесплатным лекарственным средствам имеют только 9 млн. человек [11]. И хотя число абитуриентов растет, проблема кадров в медицинских учреждениях остается. В 2022г. увеличили набор на специалитет (на 26%) и в субординатуру (на 95%) [12]. Половина (58%) студентов младших курсов и каждый пятый (17,7%) старшекурсник не имеют четких планов на будущее. Они готовы уйти из профессии (35%) или занимать руководящие должности [13]. С другой стороны, каждый второй гражданин РФ (47,3%-50,4%) не удовлетворен качеством предоставления медицинской помощи [14]. Основной причиной называется нарушение врачами норм этики и деонтологии, демонстрация грубости и бездушия, снижение уровня ответственности [4]. Б. Лаун отмечает, что: «…проблема негативного отношения к врачам никогда не стояла так остро, как сейчас. Большинство пациентов относятся к врачам с подозрением и даже враждебно … потому, что нарушен неписаный закон общения врача и пациента, свято соблюдавшийся веками. Медицина утратила духовность и превратилась в ремесло без сострадания. И пока пациент снова не займет центральное место в повестке дня, медицину нельзя будет вылечить» [15, с. 131-132]. Ситуацию может изменить внедрение в медицинскую практику ценностно ориентированного подхода, где приоритет отдается соотношению результатов лечения к издержкам их обеспечения. Важными критериями становятся измерение исходов оказания медицинской помощи и затрат на индивидуальном уровне, т.е. первостепенным становится ориентация на индивидуальные ценности пациента и оплата за результат. Реализация идей ценностно ориентированного подхода невозможна в условиях бездуховности и материальной центрированности, коммерциализации сознания медицинского сообщества. Материальный стимул недолговечен и контрпродуктивен, способствует возникновению конфликтных ситуаций. Такие специалисты имеют низкий уровень психологического благополучия, что способствует развитию синдрома эмоционального (профессионального) выгорания. Для работы в сложившихся обстоятельствах нужна мотивация, в основе которой лежит служение обществу, самоотверженность, готовность к преодолению трудностей и даже жертвенность. Ориентиром может служить пример В.Ф. Войно-Ясенецкого (Святителя Луки), который считал, что без таких нравственных качеств как милосердие, сострадание, забота, долг, любовь врач не может осуществлять свою профессиональную деятельность. Жизнь пациента считал Божественным даром, а смысл и счастье жизни видел в любви и сострадании ближнему [1]. Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого канонизировали за его вклад в развитие хирургии. В условиях современного общества, когда биомедицинские технологии, связанные с началом, продлением и прерыванием жизни выходят на новый уровень, предложенные принципы взаимоотношений между врачом и пациентом, приобретает особую значимость. Еще одним примером несгибаемой воли и человечности является Н.И. Пирогов. Его труд по спасению раненых в военное время всегда будет являться образцом истинного самопожертвования. Для более глубокого понимания и полноты анализа факторов, влияющих на приверженность своему труду медицинских работников, мы провели данное социологическое исследование. Цель: изучение мотивации к профессиональной деятельности врачей. Материалы и методы В марте–мае 2024г. выполнено социологическое исследование. Сплошным методом было проанкетировано 100 врачей государственной системы здравоохранения. Критерий включения: высшее медицинское образование, работа по специальности в государственной системе здравоохранения, добровольное согласие. Объектом исследования стали врачи, предметом – мотивация к профессиональной деятельности. Инструментом исследования послужила методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (авторы Замфир К., модификация Реана А.) [16]. Методика состоит из 7 вопросов, результаты интерпретации составляют мотивационный комплекс: внутренняя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Внутренняя мотивация – это желание человека делать что-то ради самого процесса и удовлетворения от достижения цели. Внешняя мотивация - в основе лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты). Внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные. Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 (совсем не важно) до 5 (очень важно). При анализе мотивации к работе методика позволяет выделить наилучший (оптимальный) мотивационный комплекс, который выражается в сочетании ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ. Количественная обработка данных включает в себя подсчет средних значений по каждому утверждению в отдельности (Mean) и стандартного отклонения (Std. deviation). Для оценки параметров статистической взаимосвязи между набором факторов (пол, статус специалиста) и степенью согласия респондентов с вопросами-суждениями, использован критерий Стьюдента для независимых выборок. Для анализа данных в трех и более группах (специальность), в которых вариация между группами сравнивается с вариацией внутри групп, использовался однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок. Апостериорное сравнение в случае выполнения условия равенства дисперсий применялся критерий Tukey, в случае, когда равенство дисперсий не выполняется – критерий Games-Howell. Достоверными считались различия при вероятности ошибки менее 5% (p<0,05). Обработка статистических данных произведена с помощью пакетов прикладных программ SPSS ver. 23.0. Среди информантов женщин (73%) было больше, чем мужчин (27%) (табл. 1), стажированных (68%) больше, чем молодых (32%) специалистов. Под молодым специалистом мы понимали работника до 35 лет включительно с определенным уровнем образования (бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное), который впервые устраивается на работу по специальности (Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 489-ФЗ (последняя редакция)). Средний возраст составил 42,7 года, стандартное отклонение 10,858 (Min=24, Max=68). Средний стаж работы 15,75 лет, стандартное отклонение 6,88 лет (Min=1,5; Max=40). Таблица 1 Социально-демографическая характеристика врачей, (%)
Результаты Мы не выявили статистически значимых отличий между представителями различных медицинских специальностей по вопросам внутренней мотивации (p=0,057), внешней положительной (p=0,264) и внешней отрицательной (p=0,667) мотивацией, поэтому в тексте приводим обобщенные данные (табл. 2) Таблица 2 Самооценка мотивов профессиональной деятельности врачей
Самым главным мотивом, которыми руководствуются врачи, является заработная плата, средний балл составляет 4,14, причем молодые специалисты статистически значимо чаще (p=0,011) говорят об этом, чем стажированные (4,31 против 4,05). Заработная плата по основному месту работы составляет 66903,23 руб. (минимум 15000 руб., максимум 100000 руб.), Me=65000 руб. Желаемая оплата труда составляет в среднем 131250 руб. (минимум 55000 руб., максимум 500000 руб.), Me=110000 руб. На втором и третьем месте находится удовлетворение от самого процесса и результата работы (4,02) и возможность наиболее полной самореализации именно в данной сфере деятельности (3,9). Меньше всего предпочтения врачи отдают стремлению избежать критики со стороны руководителя или коллег (3,18) и стремлению к продвижению по работе (3,16). Кроме материальных стимулов статистически значимых различий в изучаемых вопросах в зависимости от пола и стажа работы не выявлено. Анализируя каждый тип мотивации (табл. 3), мы приходим к выводу, что каждый из них находится на среднем уровне. Наиболее выражена внутренняя мотивация (3,74), затем внешняя положительная (3,38) и внешняя отрицательная (2,91). Таблица 3 Выраженность внутреннего, внешнего положительного и внешнего отрицательного типа мотивации
Статистической значимости в зависимости от пола и стажа работы не выявлено. Рассматривая мотивационный комплекс личности, мы видим, что не в одной группе мы не определили оптимального комплекса (табл. 4). В целом показатель внутреннего позитивного мотива находится на среднем уровне (3,38) и больше показателя отрицательного (2,9) и меньше положительного (3,7) внешнего мотива. Необходимо отметить, что наихудшим мотивационным комплексом обладают стажированные врачи. У них показатель внешнего положительного комплекса (3,2) ниже как внешнего отрицательного (3,3), так и внутреннего (3,6). У молодых специалистов все же преобладают внешние мотивы (4,0). Таблица 4 Мотивационный комплекс личности
Обсуждение полученных результатов По нашим данным главным мотивом для медицинских работников при выполнении ими профессиональной деятельности становится размер заработной платы. А.Д. Доника и М.В. Еремина [17-21] также приводят данные о том, что только половина (46,7% юношей и 47,2% девушек) студентов медицинских вузов обладают установкой на альтруизм, когда вторая половина (47,1% юношей и 38,1% девушек) – на эгоизм. А.Р. Заляев [22] приводит данные об основных мотивах выбора молодыми людьми медицинской профессии. Так, по мнению автора для 72,2% студентов средних медицинских образовательных учреждений и 56,9% студентов вузов главным критерием выбора специальности стал размер заработной платы. Большинство готовы переехать в сельскую местность, если им предоставят больший доход (79,6%), жилье (65,5%) и бронирование в случае мобилизации [13], однако программу «Земский доктор» одобряют только 16% студентов и 20,5% ординаторов. При выборе профессии большинство последовали рекомендациям знакомых врачей (78,6%), привлекла оплата труда (40,2%). Отток кадров из государственных медицинских организаций в частную медицину Н.Н. Седова [23] объясняет неудовлетворенностью социальной защитой медицинских работников. Выводы Таким образом, мы не выявили наилучший или наихудший мотивационный комплекс. По всем вопросам мы получили усредненные показатели. Не было выявлено статистически значимых различий по изучаемым критериям по полу, стажу работы или медицинской специальности. Необходимо разрабатывать и внедрять меры по повышению значимости медицинской профессии и развитию системы наставничества для максимально полной передачи молодому поколению не только профессиональных знаний, но и профессиональных ценностей. На сегодняшний день это является наиболее актуальным в виду того, что наша страна ориентируется на ценностно ориентированную модель оказания медицинской помощи. Главным становится признание и уважение ценностей пациента, к достижению которых и стремится медицинский персонал. В такой ситуации важны не только понимание ценностей пациента, но и те ценности, которые всегда помогали врачу в его профессиональной деятельности, ибо только духовно развитый человек может быть успешным специалистом в медицинской профессии. Библиография
References
Дата поступления: 28.01.2025 Просмотров: 25
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 15.05.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|