МЕСТО НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
![]() |
14.05.2025 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-2-21
1Власова Н.Л., 1Стремоухов А.А., 1Суржик А.В., 1Пушенкова М.В., 2Волнухин А.В. Резюме Актуальность. Отечественная система последипломного обучения врачей складывалась в течение длительного времени и состояла из нескольких последовательных этапов, характеризующихся своими специфическими особенностями. Цель. Оценка роли неформального обучения в историческом аспекте и обоснование его значимости для непрерывного медицинского образования в современных условиях. Материалы и методы. Проведен анализ отечественных источников, посвященных вопросам организации и осуществления процессов обучения врачей в историческом и современном аспекте, а также федеральные законы, национальные стандарты, приказы и нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность в Российской Федерации. Результаты. Обучение врачей на последипломном этапе появилось, как неформальное. В дореволюционной России профессиональное образование носило преимущественно неформальный характер и основывалось на добровольном объединении врачей разных специальностей в целях повышения профессиональной квалификации представителей врачебного сообщества и пропаганды достижений медицинской науки. Неформальное обучение стало предтечей советской государственной системы усовершенствования врачей. На современном этапе теоретическая и практическая подготовка врачей осуществляется в образовательных, научных и медицинских организациях с использованием различных механизмов повышения ее доступности и качества, одним из которых является дополнение системы формального образования неформальным обучением, легитимность которого имеет широкую нормативно-правовую базу, определяющую участие в этом процессе профессиональных некоммерческих организаций. Преимуществами неформального обучения являются его гибкость, возможность оперативного реагирования на вызовы современности, на меняющуюся ситуацию в здравоохранении и в медицинской науке; отсутствие жестких требований в части соответствия утвержденным образовательным программам; широкие возможности выбора форм и методов обучения. Новые программы обучения и образовательные технологии, успешно используемые при неформальном обучении, впоследствии могут быть внедрены в систему формального образования. Заключение. В качестве перспективного направления научно обоснованной оптимизации следует рассматривать формирование системы неформального обучения врачей и ее интеграцию в систему непрерывного медицинского образования Ключевые слова: неформальное обучение; дополнительное профессиональное образование; непрерывное медицинское образование; институты усовершенствования врачей; профессиональные некоммерческие организации.
Контактная информация: Власова Надежда Леонидовна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ROLE OF INFORMAL LEARNING SYSTEM IN THE CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA Abstract Significance. The process of building of the Russian postgraduate medical education system has taken a long time and consists of several consecutive stages which have specific features. The purpose is to outline the main stages of development of the Russian postgraduate medical education system, to evaluate the role of informal learning from a historical perspective and to show its importance to the current Continuing Medical Education system. Materials and methods. An analysis was conducted of domestic sources addressing the organization and implementation of medical education processes from both historical and contemporary perspectives, as well as federal laws, national standards, orders, and regulatory acts governing educational activities in the Russian Federation. Results. The postgraduate medical education had at first an informal character. Professional education in pre-revolutionary Russia was predominantly informal, made of voluntary unions of physicians, pursuing the goal of professional competencies improvement and distribution of medical science advances. This informal learning was an ancestor of the Soviet state system of postgraduate medical education. Nowadays theoretic and practical medical learning is implemented in the educational, science and medical organizations with different mechanisms of its accessibility and quality improvement, the addition of the informal learning to the formal education being one of them. The legitimacy of it is set in the legal and policy framework which defines the role of non-commercial professional organizations in this process. The advantages of the informal learning include its flexibility; fast response to the modern challenges and ever-changing state of things in the healthcare system and medical science; no strict policies regarding reinforced educational programmes; wide range of learning forms and methods. New learning programmes and educational techniques successfully implemented in the informal system can be afterwards introduced into the formal system. Conclusion. The development of the informal medical education system and its integration into the Continuing Medical Education framework should be regarded as a promising direction for scientifically grounded optimization. Keywords: informal learning; postgraduate professional education; continuous medical education; non-commercial professional organizations.
Corresponding author: Nadezhda L. Vlasova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Регулярное повышение уровня профессиональных знаний, совершенствование умений и навыков являются основой врачебной специальности [1]. Однако на современном этапе развития отечественного здравоохранения важна не просто реализация этого процесса, он должен носить непрерывный характер и быть динамичным, гибко и оперативно реагируя на происходящие изменения. О признании значимости такого подхода на государственном уровне свидетельствует утверждение Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации [2]. Существенная роль в обеспечении непрерывности развития профессионально-квалификационного потенциала врача принадлежит обучению на последипломном этапе. В национальном проекте «Здравоохранение» и входящих в него федеральных проектах сформулированы приоритетные для страны цели и задачи, связанные, в частности, со снижением смертности, в том числе, от болезней системы кровообращения и новообразований; развитием профилактики; внедрением инновационных медицинских технологий; цифровизацией здравоохранения; обеспечением медицинских организаций квалифицированными кадрами [3]. Все это предъявляет особые требования к уровню компетенций врачей и их подготовке на последипломном этапе. Очевидно, что не только медицинское образование, но и сама система, обеспечивающая его непрерывность, должна постоянно развиваться и совершенствоваться с использованием научно обоснованных подходов. В связи с этим хочется отметить недооцененную в отношении оптимизации непрерывного медицинского образования (НМО) роль неформального обучения, при том, что оно содержит большой потенциал для совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков врачей. Целью исследования: оценка роли неформального обучения в историческом аспекте и обоснование его значимости для НМО в современных условиях. Материал и методы В работе использованы официальные интернет-ресурсы, материалы периодической и монографической литературы, рассматривающие вопросы организации и осуществления процессов обучения врачей в историческом и современном аспекте, а также федеральные законы, национальные стандарты, приказы и нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность в Российской Федерации. В работе применены общеметодологические подходы для историко-медицинского исследования. Результаты Этапы развития обучения врачей на последипломном этапе в России 1858-1917 годы Первыми поняли важность постоянного совершенствования в профессии военные медики. Поскольку центром их обучения была Военно-медицинская академия в Санкт-Петербурге, то именно при ней в 1858 году был организован факультет усовершенствования врачей. С 1884 года на факультет ежегодно принимали 56 военных врачей [4]. История обучения гражданских врачей на последипломном этапе в России началась с 1876 года, когда в Санкт-Петербурге был открыт Еленинский клинический институт (далее – Клинический институт). Это было больничное учреждение с отделениями хирургии и терапии, на базе которого были предусмотрены специальные аудитории, где врачи могли совершенствовать свои знания, умения и навыки. Он относился к благотворительным учреждениям царской семьи и содержался на пожертвования. Врачи обучались за умеренную плату или «отрабатывали» свое обучения в клинике. Перед Клиническим институтом была поставлена задача восполнить разрыв знаний и навыков, который неизбежно возникал между подготовкой студентов в университетах и Медико-хирургической академии и требованиями реальной клинической практики. Обучение в нем было исключительно инициативным, не несло никаких дополнительных преференций, кроме самих знаний и навыков [5]. Первый директор Э.Э. Эйхвальдт говорил: «Мысли об обязательном преподавании и о государственных испытаниях на приобретение прав врачебной практики, мы противопоставили идею о вольной медицинской школе, не дающей никаких прав, но свято верующей в любовь русских врачей к науке и в сознательное их отношении к священным задачам врачевания» [6]. По праву своего создания Клинический институт относился к ведомству великой княгини Елены Павловны, потом перешел по наследству к ее дочери Екатерине Михайловне, а затем был передан министерству народного просвещения в 1984 году. Руководил институтом попечительный совет, а административное учебное и хозяйственное руководство осуществлял директор и преподаватели. В институте были открыты специализированные отделения. Терапевтическое, хирургическое, гинекологическое и глазное отделения возглавляли два профессора в каждом, работали ассистенты и приглашенные консультанты. Профессора читали в обязательном порядке практические курсы. Слушать эти курсы могли студенты-медики высших курсов и врачи, желающие усовершенствоваться в своей специальности. За слушание лекций взималась плата [6]. Бюджет института составлял 80 тыс. руб. в год, половина из которого государственное казначейство. За первые 7 лет среднее число коечных больных во всех отделениях составляло 591 в год (в том числе бесплатных 330), а амбулаторных больных - 5444. Число слушателей колебалось от 186 до 220, а в 1894 году возросло втрое. Высокая потребность в учреждении, где практикующие врачи могли совершенствовать свои знания, привела к сбору средств на такой институт в Москве. Большую роль в образовательном процессе играло организованное при Клиническом институте Общество содействия совершенствованию врачей [7]. Это добровольное объединение специалистов разных специальностей определяло вектор преподавания в целях повышения профессиональной квалификации и пропаганды достижений медицинской науки. Совокупность новейших навыков, компетенций и знаний содействовала повышению качества медицинской помощи населению и не зависела от экономических ограничений [8]. Значительное внимание обучению врачей на последипломном этапе уделяло и Пироговское общество, первоначально созданное врачами Военно-медицинской академии. В 16 съездах Пироговского общества мог принять участие любой врач. Они проводились регулярно с 1885 по 1919 год. Пироговские съезды были самым представительным и методическим центром для земских врачей. Между съездами работало Правление Общества и выпускался «Журнал Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова» («Общественный врач») [9]. В 1907 году были организованы курсы усовершенствования врачей при губернских больницах, широко поддержанные региональными врачебными обществами. В Санкт-Петербурге квалификацию можно было повысить в клиниках Н.И. Быстрова, которая специализировалась на педиатрии; А.Г. Полотебнова, где рассматривались вопросы кожных болезней; А.А. Коломнина, занимавшейся обучением в области хирургии [10]. Кроме того, возникали врачебные объединения, специализированные по специальностям, например, общество детских врачей, или по региональному принципу, например, земские общества, которые проводили свои собрания и съезды, обсуждая на них важные медицинские проблемы и способствуя образованию врачей [11]. Таким образом, обучение врачей на последипломном этапе в дореволюционной России носило преимущественно неформальный характер, и неформальное обучение фактически можно считать предтечей современного дополнительного профессионального образования и НМО. 1917 – 1991 годы После революции подготовка врачей на последипломном этапе из неформального обучения стала трансформироваться в формальное образование. Была создана государственная система усовершенствования врачей и заложены принципы советской медицины, определившие цели последипломного обучения врачей. На I Съезде медико-санитарных отделов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (Москва, 15-18 июня 1918 года) наркомом здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко и его заместителем З.П. Соловьевым были сформулированы основные задачи развития системы здравоохранения, включавшие создание единства управления; обеспечение населения бесплатной медицинской помощью; повышение качества медицинской помощи; широкое проведение санитарно-просветительной работы; увеличение численности медицинских работников; борьбу с социальными болезнями (туберкулезом, венеризмом, детской смертностью и т.д.). При этом в вопросах качества медицинской помощи большое внимание уделялось квалификации медицинских кадров [10]. В 1920 году в Казани был учрежден первый в Советской России государственный клинический институт для усовершенствования врачей - Казанский клинический институт им. В.И. Ленина (ныне Казанская государственная медицинская академия – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России) [5]. Открытие института было продиктовано нуждами гражданской войны; потребностью в повышении квалификации врачебных кадров, которые в 20-е годы в большом количестве сосредоточились в Казани, где формировалась Запасная армия и было развернуто много военных госпиталей; преобразованием в 1921 г. Казанского университета в Казанский государственный университет (впоследствии имени В. И. Ульянова-Ленина), послуживший в советскую эпоху базой для создания крупных отраслевых вузов. Известные врачи В.И. Иорданский, Р.А. Лурия и В.П. Первушин были инициаторами создания Клинического института. Директором института стал профессор Р.А. Лурия [12]. Были организованы шесть кафедр; клиника внутренних болезней, которую возглавил профессор Р.А. Лурия с рентгеновским кабинетом и клинической лабораторией; клиника нервных болезней на 30 коек, которую возглавил профессор В.П. Первушин; клиника ортопедии и травматологии на 35 коек, которую возглавил профессор М.О. Фридланд, клиника кожных и венерических болезней на 40 коек во главе с профессором А.Л. Хитрово, клиника акушерства и женских болезней на 60 коек во главе с профессором А.И. Тимофеевым, клиника болезней носа, горла и ушей на 20 коек, которой руководил профессор М.А. Чалусов, детская клиника во главе с профессором Е.М. Лепским [13]. В 1922 году произошло расширение института. Были организованы: хирургическая клиника на 50 коек, ее возглавил профессор А.В. Вишневский; клиникой глазных болезней на 30 коек во главе с профессором В.Е. Адамюк; был организован трахоматозный институт, который возглавил профессор В.В. Чирковский; создана кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии во главе с профессором В.А. Гусыниным; кафедра патологии во главе с профессором К.Г. Боль, кафедра бактериологии во главе с профессор М.П. Тушновым. [14]. В 1923 году Казанский клинический институт был переименован в Государственный институт для усовершенствования врачей им. В.И. Ленина (ГИДУВ) и стал подчиняться Наркомздраву РСФСР. Врачи после работы могли на базе института посещать лекции, участвовать в клинических обходах, операциях, амбулаторных приемах и лабораторных занятиях [15]. В 30-е годы XX века в СССР развернулась масштабная реформа здравоохранения под руководством нового наркома - М.Ф. Владимирского, в соответствие с которой, медицинские услуги могли осуществлять только государственные врачи. Но прежняя система подготовки не могла в полной мере решать новые задачи. Владимирский призвал: «в старые кадры влить новых людей» [10]. Медицинские факультеты были реорганизованы в медицинские институты, подчиняющиеся Наркомздраву, которые должны были не только готовить новых специалистов, но и повышать профессиональный уровень уже работающих врачей [16]. По постановлению правительства Российской Федерации, подкрепленным приказом Наркомздрава РСФСР 1 декабря 1930 года был создан Государственный московский институт усовершенствования и специализации врачей и организаторов здравоохранении. Позже он был переименован в Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУВ). Первым директором ЦИУВ стал профессор Г.М. Данишевский. Руководителями кафедр различных направлений были М.И. Авербах, М.П. Киреев, Р.А. Лурия, М.С. Маргулис, В.Н. Розанов, А.Н. Сысин, В.Т. Талалаев (1886–1947). Было организовано заочное обучение для «периферийных» врачей. В марте 1936 года были сформированы методические комиссии по хирургическому, терапевтическому и санитарно-гигиеническому секторам, которые вскоре были переформатированы в отделения, а затем в деканаты [17]. Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУВ) стал методическим центром всесоюзной системы повышения квалификации врачей различных специальностей. В его стенах работали и делились своими знаниями выдающиеся представители медицинской науки: физиологи – В.В. Парин, П.К. Анохин, патологоанатом А.И. Абрикосов, офтальмолог М.И. Авербах, хирурги – Н.Н. Бурденко, А.В. Вишневский, С.С. Юдин, А.А. Вишневский, терапевты – М.С. Вовси, Н.А. Кассирский, Б.Е. Вотчал, А.Н. Крюков, микробиологи – З.В. Ермольева, Л.A. Зильбер, гигиенист А.Н. Сысин, акушер-гинеколог М.С. Малиновский, травматолог Н.Н. Приоров, биохимик В.Н. Орехович, онколог А.И. Савицкий, педиатр Г.Н. Сперанский и многие другие [17]. К 1941 году в институте было создано и функционировали 5 факультетов – хирургический, терапевтический, санитарно-гигиенический, факультет подготовки руководящих кадров здравоохранения и факультет санитарной обороны – объединявших 51 кафедру. В институте трудилось 899 человек, в том числе 54 профессора, 94 доцента, 266 ассистентов [17]. С началом Великой Отечественной войны, когда общий некомплект военно-медицинского состава составлял около 20 000 врачей, ЦИУВ почти полностью перешел на подготовку врачей для Красной армии и Военно-Морского Флота. Медицинских специалистов готовили по хирургическим и военно-санитарным дисциплинам. Сроки обучения были значительно сокращены. Проводились краткосрочные курсы по отдельным разделам медицины: переливание крови, дезинфекционное дело, санитарно-химическая защита и др. Начиная с января 1943 года из каждых 100 пораженных в боевых действиях 85 возвращались в строй из медицинских учреждений полкового, армейского и фронтового звеньев, а 15 – из госпиталей тыла страны. Успехи, достигнутые в лечении раненых и больных, в возвращении их в строй и к труду, по своему значению и объему можно сопоставить с победой в стратегических сражениях [17]. В послевоенные годы стали проводиться научно-практические конференции. В 1947 году была проведена 3-я научная конференция ЦИУВ [17]. В 1948 году в медицинских вузах появилась субординатура – практическое обучение студентов 6 курса. Росла профилизация преподавания на различных факультетах. За пятилетку (1951–1955) в ЦИУВ повысили квалификацию более 80 тысяч специалистов. Конец 60-х годов ознаменовался новой реформой высшего медицинского образования. Был установлен пятилетний срок общеврачебной подготовки, на 6-м году осуществлялась первичная преддипломная специализация – субординатура, на 7-м году врачи обучались в интернатуре [16]. Впервые понятие интернатуры появилось в конце 60-х годов в порядке эксперимента. Сначала интернатура рассматривалась как форма подготовки работника медицинской организации, т.е. врач-интерн являлся полноценным медицинским работником, ему засчитывался трудовой стаж и стаж по специальности. До 1 октября 1999 года врач проходил интернатуру единожды в своей карьере только после окончания ВУЗа (при необходимости получения иной врачебной специальности врач обучался на цикле профессиональной переподготовки) [18]. Впервые определение интернатуры на законодательном уровне было утверждено Минздравом СССР № 44 в 1982 году как одногодичная специализация, которая является «обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста» [19]. После 2016 года подготовка в интернатуре не осуществляется [18]. Воплощение в жизнь одного из принципов советского здравоохранения, сформулированного Н.А. Семашко, в соответствие с которым врачи должны иметь достаточную квалификацию, способствовало развитию системы формального последипломного образования медицинских работников. Государственные институты усовершенствования врачей открывались во многих городах, в них реализовывались программы повышения квалификации различной продолжительности и профессиональная переподготовка [16]. 1991 – 2024 годы Период 1986–1991 годов сопровождался коренными негативными изменениями во многих сферах советского общества, в том числе и в медицинском образовании [20]. На фоне бурно развивающейся электронной промышленности, роста компьютерных технологий в 1991 году происходит распад СССР, который для здравоохранения усугубляет «остаточный принцип финансирования» отрасли [5]. Таким образом, развитие послевузовского образования требовало новых программ, новых технологий, новых помещений, но денег в стране на эти нужды не хватало. Мало того, события 1993 года показали, что помещения для занятий в буквальном смысле слова приходилось отстаивать на баррикадах. В чем, безусловно, величайшая заслуга профессорско-преподавательского состава учреждений. Известно, что здание ЦИУВ в Москве на Баррикадной улице было в зоне боев 1993 года, и ректор В.В. Гаврюшов с сотрудниками не допустил проникновения в него вооруженных людей [17]. Тем не менее, социальные, экономические и политические события в стране способствовали тому, что российское здравоохранение стало встраиваться в мировую систему [5,16]. Медицинское последипломное образование не было исключением. Внутренние политические и социально-экономические трансформации в России привели к изменениям в системе последипломного образования врачей. В то время именно идеология непрерывного образования определяла образовательную политику в мире [21]. «Обучение в течение всей жизни» («Life Long Learning») - стало оптимальной моделью врачебной подготовки и в России в конце 90-х годов. Парадигма непрерывного медицинского последипломного образования сменилась от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» [22]. ЦИУВ и в 90-е годы оставался самым авторитетным образовательным учреждением страны в области последипломного образования медицинских специалистов [23]. В 1994 году он был преобразован в Российскую медицинскую Академию последипломного образования с крупнейшим учебно-методическим и научно-исследовательским центром в области непрерывного медицинского образования в Российской Федерации [16]. В 2005 году были введены новые понятия - «непрерывное профессиональное образование» и «дополнительное профессиональное образование». Непрерывное профессиональное образование - «это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества» [21]. То есть— это образование человека, которое осуществляется на протяжении жизни с целью смены направления профессионального обучения и актуализации и/или повышения его общетеоретического, специального и/или прикладного образовательного и/или квалификационного уровня [2]. Дополнительное профессиональное образование – это образование, проводимое вне рамок базового образования, целью которого является непрерывное повышение квалификации специалиста или его переподготовка («Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) [24]. В 2010 году ежегодно обучались более 180 000 врачей и провизоров в России. Работали четыре медицинские академии последипломного образования, три института усовершенствования врачей, 48 факультетов усовершенствования врачей. Квалификацию повышли в научно-исследовательских институтах и крупных медицинских центрах. [7]. Важными вехами обучения врачей на последипломном этапе являются Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [25] и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [24]. Федеральный закон № 323-ФЗ устанавливал право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в том числе, за счет средств работодателя; на прохождение аттестации для получения квалификационной категории; на дифференциацию оплаты труда, с учетом уровня квалификации. Он также определял обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях. Кроме того, в качестве обязательного условия для допуска врача к профессиональной деятельности стало необходимым наличие медицинского образования и прохождение аккредитации - процедуры определения соответствия требованиям к осуществлению медицинской деятельности по соответствующей медицинской специальности. Фактически аккредитация стала внедряться с 2021 года. В настоящее время она проводится в соответствие с Положением об аккредитации специалистов [26], и с учетом квалификационных требований к медицинским работникам, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профессиональных стандартов. Федеральный закон № 273-ФЗ определил дополнительное профессиональное образования как подвид дополнительного образования, которое направлено на обеспечение соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляющееся посредством реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Содержание программ по повышению квалификации должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках и квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В 2017 году была утверждена Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, реализация которой на современном этапе осуществляется, в том числе, в рамках Национального проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами». Основными ее принципами являются непрерывное повышение профессионально-квалификационного потенциала врачей на протяжении всей профессиональной деятельности; преемственность между уровнями образования; возможность выбора специалистами индивидуальной траектории профессионального развития; расширение возможностей для непрерывного образования за счет выбора образовательных программ, форм обучения и информатизация образовательного процесса; формирование у врачей мотивации к НМО и повышение их удовлетворенности качеством образования. Обсуждение полученных результатов На современном этапе теоретическая и практическая подготовка врачей в рамках дополнительного профессионального образования должна осуществляться в образовательных, научных и медицинских организациях [27, 28]. Вместе с тем реализация принципов НМО предполагает возможность и необходимость широкого использования различных механизмов повышения его доступности и качества, одним из которых может быть дополнение системы формального образования неформальным обучением. Легитимность неформального обучения в сфере здравоохранения в российском нормативно-правовом поле подтверждается положениями Федерального закона № 323-ФЗ, допускающими возможность участия профессиональных некоммерческих организаций в образовании медицинских работников; Концепции развития непрерывного медицинского образования в России, предполагающей участие этих организаций в реализации НМО; а также наличием утвержденного стандарта услуг по неформальному обучению [28]. Перспективность такого подхода определяется не только дополнительными образовательными, технологическими и методологическими возможностями, но также историческим аспектом развития дополнительного профессионального образования в России, которое тесно пересекается с неформальным обучением. В современных условиях глобализации, оптимальным путем развития НМО является не противопоставление различных его форм, а поиск научно обоснованных подходов к их консолидации. Преимуществами неформального обучения в качестве дополнения к системе формального образования являются возможность оперативно реагировать на ситуацию в здравоохранении и развитие медицинской науки; отсутствие жестких требований в части соответствия утвержденным образовательным программам; широкие возможности выбора форм и методов обучения и различных их комбинаций. Кроме того, новые программы обучения и образовательные технологии, успешно апробированные в условиях неформального обучения, впоследствии могут быть внедрены в систему формального образования. К основным не решенным проблемам неформального обучения можно отнести недостаточно разработанный его нормативный и правовой статус; обеспечение качества образовательного процесса; актуальность и практическая ориентированность содержания обучения; соответствие форм и методов обучения ожиданиям и потребностям обучающихся; лицензирование поставщиков образовательных услуг; комплементарность существующей системе формального образования. И эти вопросы должны стать предметом перспективных научных исследований. Таким образом, обучение врачей на последипломном этапе появилось, как неформальное. Впоследствии на его основе была создана система формального образования. Современные вызовы здравоохранения, требующие от системы дополнительного профессионального образования непрерывности, реактивности, глубины и широты охвата знаний, умений и навыков, свидетельствуют о целесообразности ее дополнения неформальным обучением. При этом последнее должно быть четко регламентированным и систематизированным. Заключение Поставленные цели реализуемого национального проекта «Здравоохранение» и входящих в него федеральных проектов предъявляют особые требования к системе непрерывного медицинского образования. Ее развитие и совершенствование должно осуществляться с использованием научно обоснованных подходов, всех доступных на сегодняшний день нормативно-правовых и организационных возможностей, человеческих, технических, технологических и материальных ресурсов. С учетом этого, а также положений Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации и исторических аспектов становления системы обучения российских врачей на последипломном этапе, в качестве перспективного направления научно обоснованной оптимизации следует рассматривать формирование системы неформального обучения врачей и ее интеграцию в систему непрерывного медицинского образования. Библиография
References
Дата поступления: 15.11.2024 Просмотров: 28
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 15.05.2025 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|