О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2025 (71) arrow ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВРАЧЕБНЫМИ КАДРАМИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, НА ОСНОВЕ ИНДЕКСНОГО МЕТОДА
ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВРАЧЕБНЫМИ КАДРАМИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, НА ОСНОВЕ ИНДЕКСНОГО МЕТОДА Печать
30.07.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-3-19

1,2Меньшикова Л.И., 1Руголь Л.В., 1Захарченко О.О., 1Терентьева Д.С.
1ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
2ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Ресурсное, в первую очередь кадровое, обеспечение медицинских организаций определяет не только качество и доступность медицинской помощи населению, но и эффективность всей сферы здравоохранения. Учитывая, что показатели общественного здоровья, в первую очередь заболеваемость, смертность, продолжительность жизни, сельского и городского населения существенно различаются, особого внимания заслуживают мероприятия по охране и сбережению здоровья граждан, проживающих в сельской местности. Важнейшую роль здесь играет обеспечение медицинских организаций, расположенных в сельской местности, квалифицированными медицинскими кадрами. При этом в дополнение к классическому подходу к анализу кадровых ресурсов в здравоохранении возможно использование интегрального подхода на основе научно обоснованного индексного метода, который позволяет провести комплексную оценку кадровой ситуации в медицинских организациях, расположенных в сельской местности и оценить ее в динамике.

Цель: оценить обеспечение врачебными кадрами медицинских организаций, расположенных в сельской местности субъектов Российской Федерации, с использованием индексного метода.

Материалы и методы. Данные, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за 2019–2023 гг.; численность населения субъекта Российской Федерации на 01 января года, следующего за отчетным, приводится по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) России. В исследовании использовались статистические (индексный и квартильный) и аналитический методы исследования, а также оригинальная методика расчета индекса кадрового благополучия, разработанная в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.

Результаты. Анализ обеспечения врачами медицинских организаций, расположенных в сельской местности, позволил разделить регионы на четыре группы в зависимости от уровня индекса кадрового благополучия, и провести их ранжирование в динамике. В 2019 году в первую группу – с самыми низкими значениями индекса кадрового благополучия – вошли 22 субъекта Российской Федерации, во вторую группу – с низкими значениями индекса кадрового благополучия – 20, в третью группу – со средними значениями индекса кадрового благополучия – 20 и в четвертую группу – с высокими значениями индекса кадрового благополучия – 20 субъектов Российской Федерации. Динамика уровня индекса кадрового благополучия в субъектах Российской Федерации была разнонаправленной: к 2023 году 16 субъектов улучшили свои позиции, в 15 – показатели индекса кадрового благополучия снизились, в 51 – остались на прежнем уровне, что косвенно подтверждает эффективность проводимой в субъектах Российской Федерации кадровой политики для обеспечения доступности медицинской помощи сельским жителям.

В процессе исследования в 2019 и 2023 гг. были выявлены субъекты Российской Федерации со стабильно сложной (22 и 23 субъекта) и стабильно благоприятной (20 и 21 субъект соответственно) кадровой ситуацией в части интегрального показателя кадрового обеспечения врачебным персоналом медицинских организаций, расположенных в сельской местности.

При этом за период исследования минимальная средняя доля сельского населения была отмечена в Магаданской (3,74 %), Мурманской (7,82%) областях, Ханты-Мансийском автономном округе (7,22%), а максимальная – в Республике Алтай (70,19%), Чеченской и Карачаево-Черкесской республиках (61,77 и 57,71% соответственно). Наиболее типичными для Российской Федерации являются 40 регионов с долей сельского населения от 28,75 до 35,52 %.

Проведена оценка взаимосвязи доли сельского населения в субъекте Российской Федерации со значением индекса кадрового благополучия. Установлено, что чем меньше доля сельского населения в субъекте Российской Федерации, тем хуже обеспечение данной категории населения врачебными кадрами.

Заключение. Объективный анализ кадровой ситуации в части обеспечения врачебным персоналом медицинских организаций, расположенных в сельской местности, на основе интегрального коэффициента – индекса кадрового благополучия – может быть использован как на стратегическом (для определения трендов), так и оперативно-тактическом (своевременное реагирование) уровне. Распределение субъектов РФ по квартильным интервалам позволяет выделить субъекты-аутсайдеры, требующие особого внимания, и субъекты-лидеры, опыт которых может быть использован в других регионах.

Область применения результатов. Унифицированная методика применения индекса кадрового благополучия в здравоохранении может быть использована в качестве инструмента оценки эффективности кадровой политики региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: сельское население; медицинские организации, расположенные в сельской местности; кадровая ситуация; индекс кадрового благополучия; обеспечение врачебным персоналом; региональные органы управления здравоохранением.

Контактная информация: Захарченко Ольга Олеговна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Меньшикова Л.И., Руголь Л.В, Захарченко О.О., Терентьева Д.С. Оценка обеспечения врачебными кадрами медицинских организаций, расположенных в сельской местности, на основе индексного метода. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025;

ASSESSMENT OF THE PROVISION OF MEDICAL PERSONNEL TO MEDICAL ORGANIZATIONS LOCATED IN RURAL AREAS BASED ON THE INDEX METHOD
1,2 Menshikova L.I., 1Rugol L.V., 1Zakharchenko O.O., 1 Terenteva D.S.
1Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia
2Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Moscow, Russia

Abstract

Significance. The provision of resources, primarily personnel, to medical organizations determines not only the quality and accessibility of medical care to the population, but also the effectiveness of the entire healthcare sector. Given that public health indicators, primarily morbidity, mortality, and life expectancy, vary significantly between rural and urban populations, it is necessary to develop a special set of measures to protect and preserve the health of citizens living in rural areas. A special role here is played by the provision of qualified medical personnel to medical organizations located in rural areas. At the same time, the classical approach to the analysis of human resources in healthcare does not exclude the use of an integral approach based on a scientifically based index method, which allows for a comprehensive assessment of the personnel situation in medical organizations located in rural areas.

Purpose: to analyze the availability of doctors from medical organizations located in rural areas of the subjects of the Russian Federation using the index method.

Materials and methods. The data contained in the federal statistical observation form No. 30 "Information on a medical organization" for 2019-2023; the population of a constituent entity of the Russian Federation as of January 1 of the year following the reporting year is provided according to the Federal State Statistics Service (Rosstat) of Russia. The study used statistical (index and quartile) and analytical research methods. To assess the staffing of medical organizations located in rural areas, an original methodology for calculating the index of personnel well-being was used, developed by the Russian Research Institute of Health.

Results. An analysis of the provision of medical organizations located in rural areas with doctors made it possible to divide the regions into 4 groups depending on the ICB level and rank them dynamically. In 2019, the first group - with the lowest ICB values - included 22 constituent entities of the Russian Federation, the second group - with low ICB values - 20, the third group - with average ICB values - 20, and the fourth group - with high ICB values - 20 constituent entities of the Russian Federation. The dynamics of the ICB level in a number of constituent entities of the Russian Federation was multidirectional: by 2023, 16 constituent entities of the Russian Federation improved their positions, in 15 - the ICB indicators decreased, in 51 - they remained at the same level, which indirectly reflects the effectiveness of the personnel policy pursued in the constituent entities of the Russian Federation to ensure the availability of medical care to rural residents. During the study in 2019 and 2023. subjects of the Russian Federation with a consistently difficult (22 and 23 subjects of the Russian Federation) and consistently favorable (20 and 21 subjects, respectively) personnel situation were identified in terms of the integrated indicator of personnel provision with medical personnel of medical organizations located in rural areas.

At the same time, during the study period, the minimum average share of the rural population was noted in the Magadan (3.74%), Murmansk (7.82%) regions, in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug (7.22%), and the maximum - in the Altai Republic (70.19%), the Chechen and Karachay-Cherkess Republics (61.77 and 57.71%, respectively). The most typical for the Russian Federation are 40 regions with a share of rural population from 28.75 to 35.52%.

An assessment was made of the relationship between the share of the rural population in a subject of the Russian Federation and the value of the IKB. It was found that the smaller the share of the rural population in a subject of the Russian Federation, the worse the provision of this category of the population with medical personnel.

Conclusion. An objective analysis of the personnel situation in terms of the provision of medical personnel to medical organizations located in rural areas, based on an integral coefficient – the index of personnel well–being - can be used both at the strategic (to determine trends) and operational-tactical (timely response) levels. At the same time, the distribution of subjects by quartile intervals allows us to identify outsider subjects that require special attention, and leading subjects whose experience can be used in other regions.

The scope of the results. The unified methodology for applying the index of personnel well-being in healthcare can be used as a tool for evaluating the effectiveness of the personnel policy of regional executive authorities in the field of healthcare.

Keywords: rural population; medical organizations located in rural areas; personnel situation; index of personnel well-being; provision of medical personnel; regional health authorities.

Correspondence author: Olga O. Zaharchenko, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Menshikova LI
, https://orcid.org/0000-0002-3034-9014
Rugol LV, https://orcid.org/0000-0003-2983-8774
Zaharchenko O.O., https://orcid.org/0000-0002-6234-2992
Terenteva D.S., https://orcid.org/0000-0003-1669-939X
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This type of research does not require an examination by a local ethics committee.
For citation: Menshikova L.I., Rugol L.V., Zakharchenko O.O., Terenteva D.S. Assessment of the provision of medical personnel to medical organizations located in rural areas based on the index method. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2025; (In Rus).

Введение

В Послании к Федеральному собранию 29 февраля 2024 года Президент Российской Федерации (РФ) отметил, что средняя продолжительность жизни в России превысила 73 года, то есть вернулась к уровню, достигнутому в 2019 году, перед пандемией коронавирусной инфекции. Поставлена задача достичь к 2030 году показателя ожидаемой продолжительности жизни не менее 78 лет, а в дальнейшем выйти на уровень «80 плюс». При этом Президент РФ призвал уделить особое внимание сельским территориям, где продолжительность жизни меньше, чем в среднем по России, подчеркнув, что речь идёт о продолжительности здоровой и активной жизни [1].

В исследовании Р.У. Хабриева и соавт. (2023), показано, что за 20 лет анализа (2002–2021 гг.) смертность сельского населения была выше, чем городского, а общая заболеваемость, напротив, ниже по всем классам заболеваний, что, по мнению исследователей, в определённой мере связано с низкой доступностью медицинской помощи жителям села [2,3]. При этом низкая доступность медицинской помощи жителям села в большой мере связана с недостатком медицинских кадров в медицинских организациях, оказывающих помощь сельским жителям [3-5].

По мнению И.Э. Есауленко и соавт. (2024), кадровое обеспечение медицинских организаций определяет не только качество и доступность медицинской помощи населению, но и эффективность всей сферы здравоохранения [6]. В исследовании, проведённом в Саратовской области, показано, что наиболее значимым фактором, определяющим уровень заболеваемости сельского населения наиболее распространенными классами болезней, особенно органов дыхания и системы кровообращения, является наличие квалифицированных медицинских кадров в сельской местности. Кроме того, в ходе статистических расчётов было определено, что с ростом укомплектованности врачебными кадрами сельских организаций здравоохранения до 100 % общая заболеваемость сельского населения области в среднем снизится на 48,8 % [7]. Тем не менее имеются противоположные мнения о влиянии кадрового обеспечения и доступности медицинской помощи на уровень заболеваемости сельского населения [2,3].

Следует отметить, что существенная разница в показателях общей заболеваемости сельского населения, обусловлена географическими и территориальными особенностями сельских регионов, а также доступностью медицинской помощи сельским жителям [2,3], которая в том числе определяется кадровым обеспечением объектов здравоохранения.

Всё вышеизложенное свидетельствует о необходимости тщательного анализа и постоянного мониторинга кадровой ситуации в медицинских организациях, оказывающих помощь сельскому населению, в субъектах РФ.

Цель: оценить обеспечение врачами медицинских организаций, расположенных в сельской местности субъектов Российской Федерации, с использованием индексного метода.

Материалы и методы

Данные, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» (далее – ФФСН № 30) за 2019–2023 гг.; численность населения субъекта РФ на 1 января года, следующего за отчетным, приводится по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) России. В исследование не включены города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и новые (исторические) субъекты РФ (Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области).

Для оценки обеспечения врачебным персоналом медицинских организаций, расположенных в сельской местности, использована методика расчета индекса кадрового благополучия (ИКБ), разработанная в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России и изложенная в методических рекомендациях и публикациях [8,9]. Относительный базисный прирост рассчитан по формуле (базисный темп прироста: Кбt = Тбt - 100%, где Тбt = yt/yb*100, где Тбt базисный рост, yt – уровень сравниваемого периода, yb – уровень базисного периода). Расчёт ИКБ, квартилей и рангов производился с помощью инструментов программы «MS Office Excel 2016». Коэффициент ранговой корреляции Спирмена рассчитывался с помощью калькулятора, представленного на сайте math.semestr.ru.

Для анализа показателя «индекс кадрового благополучия» в субъектах РФ нами использовался квартильный метод, позволивший оценить распределение данных, идентифицировать выбросы и определить тенденции. Нами рассчитаны первый (Q1), второй (Q2), он же медиана, и третий (Q3) квартили, межквартильный диапазон (IQR = Q3-Q1), определены максимальные и минимальные значения (max и min). Под первым квартильным интервалом подразумеваются значения ИКБ от min до Q1, под вторым – от Q1 до Q2, под третьим – от Q2 до Q3, под четвёртым – от Q3 до max. Все субъекты РФ в соответствии с предложенной градацией распределены по четырём квартильным интервалам, указанными в таблице 1.

Таблица 1

Значения квартилей для показателя индекс кадрового благополучия по врачебному персоналу медицинских организаций, расположенных в сельской местности, в субъектах Российской Федерации, 2019–2023 гг.

  2019 2020 2021 2022 2023
Q1 0,86 0,87 0,87 0,85 0,86
Q2 (медиана) 0,98 0,98 0,98 0,97 0,97
Q3 1,06 1,06 1,05 1,07 1,06
IQR Размах квартилей (Q3-Q1) 0,20 0,19 0,18 0,22 0,20
min 0,48 0,44 0,43 0,46 0,62
max 1,28 1,35 1,33 1,44 1,30
Разница между min и max значениями 0,80 0,92 0,90 0,98 0,68

Интерпретация полученных данных проводилась на основании следующих принципов: если значение показателя ИКБ входило в первый квартильный интервал, то это соответствовало очень низкому уровню кадрового обеспечения врачебным персоналом, если во второй – низкому, в третий – среднему, в четвертый – высокому.

Учитывая, что показатели варьировались в разные временные промежутки в связи с изменением интервала распределения значений ИКБ, нами определен межквартильный диапазон, представляющий собой меру изменчивости, куда попадают порядка 50% значений (второй и третий квартильные интервалы), на которые не влияют экстремальные значения (выбросы).

Результаты

На основе методики, изложенной в методических рекомендациях [8,9], нами проведена оценка кадровой ситуации в здравоохранении в части обеспечения врачебным персоналом медицинских организаций, расположенных в сельской местности, с использованием индексного метода. В процессе исследования рассчитан индекс кадрового благополучия для 82 субъектов РФ в 2019–2023 гг., затем с помощью квартильного метода проведено ранжирование регионов по уровню значений и динамики индекса кадрового благополучия.

На рисунке 1 представлено распределение показателя индекса кадрового благополучия по врачебному персоналу медицинских организаций, расположенных в сельской местности, в субъектах РФ за 2019–2023 гг.

За период исследования минимальное значение ИКБ варьировалось от 0,43 (точка выброса) (Псковская область) до 0,62 (Ненецкий автономный округ), а максимальное – от 1,28 (Республика Саха (Якутия)) до 1,44 (точка выброса) (Ненецкий автономный округ). Наибольшая разница между минимальным и максимальным значениями ИКБ отмечена в 2022 г. (0,98), наименьшая – в 2023 г. (0,68), наибольший межквартильный диапазон отмечен в 2022 г. (0,22), наименьший – в 2021 г. (0,18) (табл. 1, рис. 1).

За весь период наблюдения распределение ИКБ было асимметричным.

В 2019–2022 гг. зафиксированы точки выброса в нижней части диаграммы в Псковской (0,51; 0,49; 0,43; 0,46 соответственно), Магаданской (0,48 – 2019 г.), Владимирской (0,58 – 2020 г.), Брянской (0,51 – 2020 г.), Тульской (0,44 – 2020 г.) областях; в верхней части диаграммы – в Республике Саха (Якутия) (1,35 – 2020 г.) и Ненецком автономном округе (1,44 – 2022 г.) (табл. 1, рис. 1).

Рис. 1
Рис. 1. Распределение значений индекса кадрового благополучия по врачебному персоналу медицинских организаций, расположенных в сельской местности, в субъектах Российской Федерации, 2019–2023 гг.

Далее субъекты РФ были распределены по четырём квартильным интервалам в соответствии со значениями ИКБ (табл. 2-5).

В таблице 2 представлена динамика индекса кадрового благополучия в первом квартильном интервале по врачебному персоналу, оказывающему медицинскую помощь сельскому населению, в субъектах РФ за период с 2019 по 2023 год.

Таблица 2

Индекс кадрового благополучия и темпы его изменения в субъектах Российской Федерации, отнесенных к первому квартильному интервалу, 2019–2023 гг.

Субъекты РФ Индекс кадрового благополучия Ранг индекса кадрового благополучия Средний цепной прирост/ убыль, % Базисный прирост/ убыль, % Доля сельского населения, среднее за 2019–2023, %
2019 2023 2019 2023 2019-2023 2023/2019
Магаданская область 0,48 0,87 82 59 17,49 79,94 3,74
Псковская область 0,51 0,68 81 80 9,63 32,91 29,09
Еврейская автономная обл. 0,55 0,68 80 81 6,57 22,17 31,19
Тульская область 0,56 0,79 79 70 11,67 39,93 25,30
Владимирская область 0,69 0,69 78 78 0,53 0,08 21,67
Курганская область 0,73 0,77 77 74 1,34 5,24 37,60
Кемеровская область 0,74 0,74 76 77 0,39 0,37 13,74
Брянская область 0,77 0,69 75 79 0,90 -10,74 29,82
Республика Марий Эл 0,77 0,86 74 60 2,88 11,93 32,79
Новгородская область 0,77 0,81 73 66 1,11 4,23 28,75
Калужская область 0,78 0,75 72 75 -1,04 -4,17 23,95
Рязанская область 0,80 0,78 71 71 -0,43 -1,80 27,67
Саратовская область 0,80 0,75 70 76 -1,47 -6,12 24,63
Новосибирская область 0,80 0,83 69 65 0,97 3,73 20,65
Ивановская область 0,81 0,83 68 64 1,07 2,89 18,08
Кировская область 0,81 0,86 67 61 1,61 5,97 22,16
Мурманская область 0,82 0,93 66 49 3,31 13,69 7,82
Тверская область 0,82 0,77 65 73 -1,42 -5,68 23,56
Орловская область 0,82 0,88 64 58 1,73 7,01 33,28
Омская область 0,84 0,79 63 69 -1,41 -5,60 26,64
Забайкальский край 0,86 0,78 62 72 -2,18 -8,71 31,65
Хабаровский край 0,86 0,91 61 53 1,47 5,67 17,70

В 2019 г. к первому квартильному интервалу были отнесены 22, а в 2023г. – 23 субъекта РФ с ИКБ 0,48-0,86 и 0,62-0,86 соответственно. За период с 2019 по 2023 г. Хабаровский край, Магаданская, Мурманская и Орловская области улучшили показатели ИКБ и переместились во второй квартильный интервал. Самые высокие положительные темпы изменения отмечены в Магаданской области: в среднем ежегодный прирост составил 17,49 %; за весь период наблюдения – 79,94 %, ранговое место поднялось на 23 позиции.

В рамках первого квартильного интервала ухудшили свои показатели ИКБ семь субъектов РФ, а улучшили – девять. При этом отрицательная динамика наблюдалась в шести субъектах РФ, наиболее существенные изменения зафиксированы в Забайкальском крае (ежегодно снижение показателя ИКБ в среднем составило 2,18 %; за весь период – 8,71 %). В то же время самые высокие темпы прироста в рамках первого квартильного интервала отмечены в Тульской и Псковской областях, а также Еврейской автономной области (ежегодный прирост в среднем – 11,67; 9,63; 6,57 %; за весь период – 39,93; 32,91; 22,17 % соответственно).

В таблице 3 представлена динамика индекса кадрового благополучия во втором квартильном интервале по врачебному персоналу, оказывающему медицинскую помощь сельскому населению, в субъектах РФ за период с 2019 по 2023 г.

Таблица 3

Индекс кадрового благополучия и темпы его изменения в субъектах Российской Федерации, отнесенных ко второму квартильному интервалу, 2019–2023 гг.

Субъекты РФ Индекс кадрового благополучия Ранг индекса кадрового благополучия Средний цепной прирост/ убыль, % Базисный прирост/ убыль, % Доля сельского населения, среднее за 2019–2023, %
2019 2023 2019 2023 2019-2023 2023/ 2019
Волгоградская область 0,87 0,79 60 68 -2,18 -8,68 22,73
Свердловская область 0,88 0,89 59 55 0,19 0,67 14,47
Нижегородская область 0,90 0,86 58 62 -1,01 -4,04 20,31
Челябинская область 0,91 0,81 57 67 -2,90 -11,25 16,98
Пензенская область 0,92 0,92 56 50 0,21 -0,03 30,87
Смоленская область 0,93 0,98 55 39 1,48 5,48 28,25
Ленинградская область 0,94 0,93 54 48 -0,02 -0,48 32,57
Республика Карелия 0,94 0,89 53 56 -1,14 -5,22 19,34
Ростовская область 0,94 0,85 52 63 -2,39 -9,25 31,57
Вологодская область 0,94 1,01 51 33 1,94 7,80 27,12
Калининградская область 0,94 0,92 50 51 -0,55 -2,41 22,27
Приморский край 0,94 1,05 49 23 2,75 11,11 22,53
Иркутская область 0,95 0,94 48 46 -0,25 -1,09 21,95
Воронежская область 0,95 0,93 47 47 -0,41 -1,74 31,80
Республика Адыгея 0,96 0,99 46 36 0,81 3,20 52,20
Костромская область 0,97 0,89 45 54 -1,72 -7,32 26,98
Ставропольский край 0,97 0,95 44 45 -0,56 -2,45 40,90
Белгородская область 0,97 0,99 43 37 0,43 1,26 32,23
Республика Татарстан 0,98 0,97 42 41 0,03 -0,16 23,11
Алтайский край 0,98 0,98 41 40 -0,05 -0,32 42,33

В 2019 году ко второму квартильному интервалу были отнесены 20, а в 2023 году – 19 субъектов РФ с ИКБ 0,87-0,98 и 0,87-0,97 соответственно. За исследуемый период четыре субъекта РФ (Волгоградская, Нижегородская, Челябинская и Ростовская области) переместились в первый квартильный интервал, ухудшив свои показатели, при этом ежегодное снижение показателя в среднем составляло от 1,01 до 2,9 %, а за весь период в целом – от 11,25 до 4,04 %. Соответственно, ранговые места вышеперечисленных регионов снизились на 4-11 позиций.

В свою очередь, Республика Адыгея, Приморский край, Белгородская, Вологодская и Смоленская области повысили свои показатели и перешли в третий квартильный интервал, показав достаточно высокие темпы прироста ИКБ: в среднем от 0,43 до 2,75 – ежегодно; от 1,26 до 11,11 % – за весь период, при этом их ранговые места поднялись на 6-26 позиций. Алтайский край также переместился в третий квартильный интервал, несмотря на практическое отсутствие динамики показателя.

Среди субъектов РФ, оставшихся во втором квартильном интервале, за весь период наблюдения значительно снизили показатели ИКБ Республика Карелия (с 0,94 до 0,89) и Костромская область (с 0,97 до 0,89), показав отрицательные темпы изменения ИКБ (в среднем на 1,14 и 1,72 % ежегодно и на 5,22 и 7,32 % соответственно за весь период) и снижение в рейтинге на 3 и 9 позиций соответственно.

В целом во втором квартильном интервале преобладают субъекты РФ с отрицательными темпами изменения показателя ИКБ.

В таблице 4 представлена динамика индекса кадрового благополучия в третьем квартильном интервале по врачебному персоналу, оказывающему медицинскую помощь сельскому населению, в субъектах РФ за период с 2019 по 2023 г.

Таблица 4

Индекс кадрового благополучия и темпы его изменения в субъектах Российской Федерации, отнесенных к третьему квартильному интервалу, 2019–2023 гг.

Субъекты РФ Индекс кадрового благополучия Ранг индекса кадрового благополучия Средний цепной прирост/ убыль, % Базисный прирост/ убыль, % Доля сельского населения, среднее за 2019–2023, %
2019 2023 2019 2023 2019-2023 2023/2019  
Амурская область 0,99 1,04 40 26 1,31 5,27 31,90
Республика Бурятия 0,99 0,98 39 38 -0,04 -0,58 40,48
Архангельская область без АО 0,99 1,11 38 14 2,78 11,30 21,22
Кабардино-Балкарская Респ. 1,00 1,02 37 30 0,52 1,73 48,09
Липецкая область 1,00 0,91 36 52 -2,21 -8,63 35,52
Республика Тыва 1,01 0,95 35 44 -1,21 -5,03 45,33
Ярославская область 1,02 0,97 34 42 -0,81 -4,59 18,67
Краснодарский край 1,02 1,01 33 31 0,00 -0,08 44,45
Чеченская Республика 1,02 1,10 32 15 2,03 8,29 61,77
Красноярский край 1,03 1,05 31 25 0,52 2,08 22,38
Республика Хакасия 1,03 0,88 30 57 -3,73 -14,16 30,17
Московская область 1,04 0,99 29 35 -1,10 -4,53 19,12
Пермский край 1,04 1,02 28 29 -0,38 -1,68 23,70
Тамбовская область 1,05 1,11 27 12 1,64 6,47 38,78
Республика Калмыкия 1,05 0,96 26 43 -2,16 -8,72 53,51
Республика Мордовия 1,05 1,07 25 21 0,64 1,32 36,12
Чувашская Республика 1,06 1,08 24 19 0,64 2,50 36,46
Карачаево-Черкесская Респ. 1,06 1,13 23 11 1,68 6,81 57,71
Курская область 1,06 1,09 22 16 0,82 3,20 31,35
Ульяновская область 1,06 0,99 21 34 -1,58 -6,19 24,20

В 2019 году к третьему квартильному интервалу были отнесены 20, а в 2023 году – 19 субъектов РФ с ИКБ 0,99-1,06 и 0,98-1,05. За исследуемый период республики Тыва, Хакасия, Калмыкия, Липецкая и Ярославская области перешли во второй квартильный интервал, ухудшив свои показатели и показав высокие ежегодные темпы убыли (в среднем от 0,81 до 3,73 %) и за весь период исследования (на 4,59-14,16 %). В рейтинге по ИКБ вышеперечисленные субъекты РФ опустились на 8-27 позиций.

С другой стороны, Республика Мордовия, Чеченская, Чувашская Карачаево-Черкесская республики, Тамбовская, Архангельская и Курская области переместились в четвёртый квартильный интервал, улучшив показатели: ИКБ ежегодно повышался в среднем на 0,64-2,78 %, за весь период исследования на 1,32-11,30 %. В рейтинге по ИКБ вышеперечисленные субъекты РФ улучшили свои позиции на 4-24 пункта.

В восьми субъектах РФ, оставшихся во втором квартильном интервале, значительно ухудшился показатель ИКБ в Ульяновской области (с 1,06 до 0,99; ежегодное снижение в среднем составило 1,58 %, за весь период в целом – от 6,19 %) и улучшился в Амурской области (с 0,99 до 1,04; ежегодный рост в среднем составил 1,31 %, за весь период в целом – от 5,27 %).

В таблице 5 представлена динамика индекса кадрового благополучия в четвёртом квартильном интервале по врачебному персоналу, оказывающему медицинскую помощь сельскому населению, в субъектах РФ за период с 2019 по 2023 г.

Таблица 5

Индекс кадрового благополучия и темпы его изменения в субъектах Российской Федерации, отнесенных к четвёртому квартильному интервалу, 2019–2023 гг.

Субъекты РФ Индекс кадрового благополучия Ранг индекса кадрового благополучия Средний цепной прирост/ убыль, % Базисный прирост/ убыль, % Доля сельского населения, среднее за 2019–2023, %
2019 2023 2019 2023 2019-2023 2023/ 2019
Республика Алтай 1,07 1,20 20 6 3,03 12,52 70,19
Самарская область 1,07 1,23 19 4 3,56 14,71 20,20
Республика Крым 1,07 1,11 18 13 0,96 3,61 49,39
Сахалинская область 1,07 1,05 17 22 -0,43 -2,11 17,43
Ненецкий АО 1,09 0,62 16 82 -5,69 -43,02 25,76
Камчатский край 1,09 1,05 15 24 -1,00 -4,28 21,48
Ханты-Мансийский АО 1,10 1,03 14 28 -1,47 -5,99 7,22
Республика Башкортостан 1,10 1,08 13 18 -0,33 -1,38 37,25
Томская область 1,10 1,13 12 10 0,83 3,06 27,56
Астраханская область 1,10 1,01 11 32 -2,04 -7,96 33,71
Оренбургская область 1,11 1,16 10 9 1,25 4,88 39,32
Республика Коми 1,12 1,07 9 20 -1,02 -4,08 21,81
Тюменская область без АО 1,12 1,18 8 8 1,30 4,85 32,31
Удмуртская Республика 1,13 1,08 7 17 -1,00 -4,11 34,51
Чукотский АО 1,17 1,04 6 27 -2,33 -11,13 28,48
Республика Дагестан 1,21 1,21 5 5 0,23 0,76 54,73
Р. Северная Осетия–Алания 1,21 1,19 4 7 -0,35 -1,80 35,80
Ямало-Ненецкий АО 1,23 1,30 3 1 1,44 5,72 15,41
Республика Ингушетия 1,23 1,23 2 3 -0,09 -0,40 43,67
Республика Саха (Якутия) 1,28 1,23 1 2 -0,94 -4,01 34,11

В 2019 году к четвёртому квартильному интервалу было отнесено 20, а в 2023 году – 21 субъект РФ с ИКБ 1,07-1,28 и 1,07-1,30 соответственно. За исследуемый период Камчатский край, Астраханская и Сахалинская области, Ханты-Мансийский и Чукотский АО, переместились в третий квартильный интервал (ежегодное снижение показателя в среднем составляло от 0,43 до 2,33 %, а за весь период в целом – от 2,11 до 11,13 %), а Ненецкий АО – в первый (ежегодное снижение показателя в среднем составило 5,69 %, за весь период в целом – от 43,02 %).

Среди субъектов РФ, оставшихся в четвёртом квартильном интервале, шесть – снизили показатели ИКБ: ежегодно в среднем на 0,09-1,02 %, за весь период в целом – от 0,40 до 4,11 %. В свою очередь, восемь субъектов РФ улучшили показатели ИКБ: ежегодно в среднем на 0,23-3,56 %, за весь период в целом – от 0,76 до 14,71 %.

Следует отметить, что на протяжении всего исследуемого периода в рейтинге по ИКБ три лидирующие позиции занимали республики Ингушетия, Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий АО, в десятке лидеров оставались республики Северная Осетия – Алания, Дагестан, Оренбургская и Тюменская области.

Сравнительный анализ уровня ИКБ в 2023 г. по сравнению с 2019 г. показал, что уровень ИКБ повысился в 16 субъектах РФ и они переместились в более высокую группу, уровень ИКБ существенно не изменился в 51 субъекте РФ (остались в прежней группе), уровень ИКБ существенно снизился в 15 субъектах РФ (переместились в более низкую группу). Можно полагать, что динамика ИКБ отражает не только рейтинг субъекта РФ, но и позволяет оценить результативность кадровой политики в регионе.

В процессе исследования нами была рассчитана и распределена по квартильным интервалам средняя доля сельского населения за 2019–2023 гг. в изучаемых субъектах РФ (табл. 2-4, рис. 2). За период исследования минимальная средняя доля сельского населения была отмечена в Магаданской области (3,74 %), а максимальная – в Республике Дагестан (54,73 %), при этом субъекты РФ с самой высокой долей сельского населения – Республика Алтай (70,19 %), Чеченская и Карачаево-Черкесская республики (61,77 и 57,71 % соответственно) были идентифицированы как точки выброса. За период наблюдения распределение доли сельского населения было симметричным (рис. 2).

В средние 50 % набора данных (50 % межквартильный диапазон) входят 40 субъектов РФ с долей сельского населения от 28,75 до 35,52 %, то есть это наиболее типичные для РФ регионы (рис. 2).

Рис. 2
Рис. 2. Распределение средних значений доли сельского населения в субъектах Российской Федерации, 2019–2023 гг.

Анализ структуры населения позволил выделить группу субъектов РФ с долей сельского населения ниже 20 %. С одной стороны, в данную группу вошли регионы, расположенные на арктических территориях, где высокий уровень урбанизации обусловлен экстремальными природными условиями. Так, в среднем в 2019–2023 гг. доля сельского населения в Магаданской области составляла – 3,74 %, в Мурманской – 7,82 %, в ХМАО – 7,22 %, в ЯНАО – 15,7 %, в Сахалинской области – 17,43 %, в Республике Карелия – 19,34 %, в Хабаровском крае – 17,7 %. С другой стороны, в эту же группу вошли экономически развитые регионы, в которых низкая доля сельского населения обусловлена концентрацией человеческих ресурсов в городах, по месту нахождения промышленных предприятий. Так, в среднем в 2019–2023 гг. доля сельского населения в Свердловской области составляла 14,47 %, в Челябинской – 16,98 %, в Ивановской – 18,08 %, в Кемеровской – 18,74 %, в Ярославской – 18,67 %, в Московской области – 19,12 % (табл. 2-4).

При оценке взаимосвязи средней доли сельского населения со средними значениями ИКБ по врачебному персоналу медицинских организаций, расположенных в сельской местности, в субъектах РФ в 2019–2023 гг. был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который равнялся 0,33, что в соответствии со шкалой Чеддока, говорит о наличии слабой и прямой связи, при этом коэффициент ранговой корреляции статистически значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам значимая.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для полного анализа кадровой ситуации и обеспечения врачами населения субъекта РФ, проживающего в сельской местности, необходимо учитывать также наличие выездных и мобильных форматов работы, использование телемедицины для оказания медицинской помощи, что требует дальнейшего изучения.

Обсуждение полученных результатов

Организация медицинской помощи сельскому населению заслуживает особого внимания, поскольку именно у населения сельских территорий отмечаются более высокие показатели смертности и заболеваемости по сравнению с городским [2,10] и, как правило, более низкая доступность и качество медицинской помощи, связанное, в том числе, с нехваткой медицинских кадров [3,6,10,11].

По мнению С.А. Потокиной (2023), решение задач, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению, должно осуществляться в рамках комплексных программ, в которых учитываются риски со стороны внешней среды, особенности развития региона и стратегические направления административных реформ, в том числе развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врача общей практики [12]. В то же время создание социальной инфраструктуры, в том числе медицинских организаций, требует решения кадрового вопроса: государственная кадровая политика в системе здравоохранения должна быть направлена на сохранение, увеличение, удержание медицинских кадров, создание приемлемых условий труда, стабильной высокой заработной платы, программ материального поощрения, а также использование мер социальной поддержки медицинских работников [13-15].

Для успешного решения проблем дефицита и дисбаланса медицинских кадров в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, необходимо проведение подробной и качественной оценки сложившейся ситуации с обеспечением медицинским персоналом указанных медицинских организаций, с учётом общих тенденций и региональных особенностей [16,17].

При анализе обеспечения сельского населения врачебным персоналом с использованием индексного метода показано, что за период с 2019 по 2023 год большинство субъектов РФ с очень низким ИКБ (18 из 22) так и остались в первом квартильном интервале, что говорит о сложной кадровой ситуации в этих субъектах РФ. Исключение составили Хабаровский край, Магаданская, Мурманская и Орловская области, которые переместились во второй квартильный интервалы, что косвенно указывает на улучшение кадровой ситуации и эффективность принимаемых мер. При этом следует отметить, что в первый квартильный интервал вошёл только один субъект РФ с высокой долей сельского населения (Курганская область – 37,60 %), большая часть субъектов РФ с высокой долей сельского населения (14 из 22) входит в 50% межквартильный диапазон.

Среди субъектов РФ с низким ИКБ, входивших во второй квартильный интервал в 2019 году, 10 из 20 остались в том же квартильном интервале. В четырёх субъектах РФ (Волгоградской, Нижегородской, Омской, Ростовской и Челябинской областях) кадровая ситуация в динамике предположительно ухудшилась, вышеперечисленные субъекты РФ вошли в 25% регионов с наиболее низким кадровым обеспечением.

Среди 20 субъектов РФ, отнесённых к третьему квартильному интервалу, семь субъектов РФ (Чувашская, Чеченская, Карачаево-Черкесская республики, Республика Мордовия, Архангельская, Курская и Тамбовская области) повысили свои показатели и переместились в четвёртый квартильный интервал, что говорит об улучшении кадровой ситуации в этих регионах и эффективности принимаемых региональными органами управления здравоохранением мер по решению кадровых вопросов. Следует отметить, что среди 40 субъектов РФ, вошедших в средние 50% по ИКБ, 19 относятся к субъектам РФ со средней долей сельского населения (то есть входят в средние 50% по средней доле сельского населения за 2019-2023 гг.), а 13 – к субъектам РФ с высокой долей сельского населения (то есть входят в четвёртый квартильный интервал по средней доле сельского населения).

За исследуемый период пять субъектов РФ, входивших в четвёртый квартильный интервал, снизили свои показатели, переместившись в третий квартильный интервал (Камчатский край, Астраханская и Сахалинская области, Ханты-Мансийский и Чукотский АО). Также следует отметить, что по доле сельского населения субъекты РФ распределились, примерно на равные части (25 процентиль – 6; 50 процентиль – 7; 75 процентиль – 7 регионов).

Субъекты РФ, находящиеся во втором и третьем квартильном интервалах по ИКБ, входят в средние 50%, то есть сложившаяся в этих регионах ситуация наиболее характерна для страны. В 2019 году в 50% интервал вошли 40, а в 2023 году – 38 субъектов.

В процессе исследования в 2019 и 2023 гг. были выявлены субъекты РФ со стабильно сложной (22 и 23 субъекта) и стабильно благоприятной (20 и 21 субъект соответственно) кадровой ситуацией в части показателей кадрового обеспечения врачебным персоналом медицинских организаций, расположенных в сельской местности.

При оценке взаимосвязи доли сельского населения со значением ИКБ обнаружена слабая прямая, но достоверно значимая связь. Выявленная тенденция указывает на то, что чем меньше доля сельского населения в субъекте РФ, тем хуже обеспечение этого населения врачебными кадрами.

Установлено, что субъекты РФ с низкой долей сельского населения разнородны по своему составу: в эту группу входят как регионы, расположенные на северных территориях, в которых высокий уровень урбанизации обусловлен экстремальными природно-климатическими условиями, препятствующими ведению сельскохозяйственной деятельности, так и промышленно-развитые регионы с высокой концентрацией населения в городах. Соответственно, для всестороннего анализа кадровой ситуации необходимо учитывать различные способы и формы оказания медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности в этих регионах, в частности, использование мобильных и выездных форм, телемедицины.

Заключение

Использование индекса кадрового благополучия способствует объективизации оценки кадрового обеспечения в разных регионах нашей страны, в том числе, в зависимости от доли сельского населения.

В соответствии с предложенной градацией индекса кадрового благополучия определены четыре группы регионов, проведено их ранжирование в динамике. Были выявлены субъекты Российской Федерации со стабильно сложной и стабильно благоприятной кадровой ситуацией в части показателей кадрового обеспечения врачебным персоналом медицинских организаций, расположенных в сельской местности. Из 82 субъектов Российской Федерации, вошедших в исследование (за исключением городов федерального подчинения и четырех «новых» территорий) в динамике за 2019–2023 гг. уровень индекса кадрового благополучия, повысился в 16 субъектах Российской Федерации, существенно не изменился в 51 субъекте, снизился в 15 субъектах Российской Федерации, что косвенно подтверждает результативность кадровой политики в регионах по обеспечению доступности медицинской помощи для сельских жителей.

Наиболее типичными для Российской Федерации являются 40 регионов с долей сельского населения от 28,75 до 35,52 %. При оценке взаимосвязи доли сельского населения со значением индекса кадрового благополучия, обнаружена слабая прямая, но достоверно значимая связь. Выявленная тенденция указывает на сложности обеспечения сельского населения врачебными кадрами в регионах с низкой долей сельского населения.

Установлено, что субъекты Российской Федерации с низкой долей сельского населения разнородны по своему составу: высокий уровень урбанизации в одних регионах обусловлен экстремальными природно-климатическими условиями, препятствующими ведению сельскохозяйственной деятельности, в других – наличием высоко развитой промышленности и, как следствие, высокой концентрацией населения в городах. Обеспечение доступности медицинской помощи для сельских жителей должно быть дифференцированным с учетом этих региональных особенностей.

Объективный анализ кадровой ситуации в части обеспечения врачебным персоналом медицинских организаций, расположенных в сельской местности, на основе интегрального коэффициента – индекса кадрового благополучия – может быть использован как на стратегическом (для определения трендов), так и оперативно-тактическом (своевременное реагирование) уровне. В то же время распределение субъектов РФ по квартильным интервалам позволяет выделить субъекты-аутсайдеры, требующие особого внимания, и субъекты-лидеры, опыт которых может быть использован в других регионах.

Библиография

  1. Послание Президента РФ Федеральному собранию 29 февраля 2024 года. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/73585
  2. Хабриев Р.У., Калининская А.А., Щепин В.О., Лазарев А.В., Шляфер С.И. Медико-демографические показатели и здоровьесбережение сельского населения Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2023;31(6):1307-1312. DOI: 10.32687/0869-866X-2023-31-6-1307-1312.
  3. Руголь Л.В., Поликарпов А.В., Голубев Н.А., Огрызко Е.А. Анализ общей заболеваемости сельского населения Дальневосточного федерального округа. Профилактическая медицина 2023; 26(9): 39-48. DOI: 10.17116/profmed20232609139.
  4. Калашников К.Н., Лихачева Т.Н. Проблемы дефицита медицинских кадров в сельских территориях. Вопросы территориального развития 2017. 2 (37). Режим доступа: http://vtr.isert-ran.ru/article/2205
  5. Медведева О.В., Меньшикова Л.И., Чвырева НВ., Гажева А.В., Большов И.Н. Региональное общественное здоровье: оценка вклада кадровой обеспеченности здравоохранения. Экология человека 2021; 28(12):4-13. DOI: 10.33396/1728-0869-2021-12-4-13.
  6. Есауленко И.Э., Петрова Т.Н., Сычев Е.В., Петров И.С. Современные проблемы формирования кадрового потенциала медицинских организаций сельской местности и пути их решения. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2024; (1):710-725. DOI: 10.24412/2312-2935-2024-1-710-725.
  7. Былина С.Г. Влияние показателей развития системы здравоохранения в сельской местности на уровень заболеваемости сельского населения Саратовской области. Региональные агросистемы: экономика и социология. 2024; (3):56-64.
  8. Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.В. и др. Индексный метод в оценке кадровой политики на уровне регионального здравоохранения: Методические рекомендации 04-23. Москва: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения; 2023. 34 с. DOI:10.21045/978-5-94116-104-1-2023.
  9. Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.В. и др. Индексный метод при расчете обеспеченности средним медицинским персоналом регионального здравоохранения: Методические рекомендации № 20-23 Москва: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2023; 43 с. DOI: 10.21045/978-5-94116-154-6-2024.
  10. Чернышев В.М., Воевода М.И., Стрельченко О.В., Мингазов И.Ф. Сельское здравоохранение России. Состояние, проблемы, перспективы. Сибирский научный медицинский журнал. 2022;42(4):4–14. DOI: 10.18699/SSMJ20220401.
  11. Калининская А.А., Бакирова Э.А., Кизеев М.В., Лазарев А.В., Муфтахова А.В., Смирнов А.А. Проблемы здравоохранения села, состояние и перспективы развития. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2022;30(6):1224-1229. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-6-1224-1229.
  12. Потокина С.А. Современные тенденции развития здравоохранения в сельской местности. Тамбовский медицинский журнал 2023;5(1):57-62. DOI: 10.20310/2782-5019-2023-5-1-57-62.
  13. Москвичева М.Г., Полинов М.М. Медико-социальные аспекты проблемы состояния здоровья сельского населения (обзор литературы). Вестник Челябинской областной клинической больницы 2023; 4(58): 14-18.
  14. Ходакова О.В., Руголь Л.В., Соломатников И.А. и др. Влияние мер социальной поддержки на обеспечение региональных систем здравоохранения кадрами. Вестник Российской академии наук. 2023. 93(5):462-469. DOI: 10.31857/S0869587323050055.
  15. Пасмурцева Н.Н., Колотов М.С. Формирование и реализация государственной кадровой политики в системе здравоохранения Российской Федерации. Вестник евразийской науки 2023; 15(4): 1-14. Режим доступа: https://esj.today/PDF/35ECVN423.pdf.
  16. Москвичева М.Г., Полинов М.М. Анализ состояния первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на региональном уровне. Уральский медицинский журнал 2021; 20(1): 50-57.
  17. Меньшикова Л.И., Ходакова О.В., Захарченко О.О. и др. Использование индексного метода для оценки кадровой ситуации в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения 2023; 69(4). DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-4-17.

References

  1. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 29 fevralya 2024. Avaliable from: http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (Date accessed: 22.10.2024). (In Rus.).
  2. Khabriev R.U., Kalininskaya A.A., Shchepin V.O., Lazarev A.V., Shlyafer S.I. Mediko-demograficheskie pokazateli i zdorov'esberezhenie sel'skogo naseleniya Rossiyskoy Federatsii [Medical and demographic indicators and health care of the rural population of the Russian Federation]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2023;31(6):1307—1312. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-6-1307-1312. (In Rus.).
  3. Rugol' L.V., Polikarpov A.V., Golubev N.A., Ogryzko E.A. Analiz obshchey zabolevaemosti sel'skogo naseleniya Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga [Analysis of the rural population total morbidity in the Far Eastern federal district]. Profilakticheskaya meditsina 2023; 26(9): 39-48. DOI: 10.17116/profmed20232609139.
  4. Kalashnikov K.N., Likhacheva T.N. Problemy defitsita meditsinskikh kadrov v sel'skikh territoriyakh [Problems of shortage of medical personnel in rural areas]. Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2017. 2 (37). (In Rus.).
  5. Medvedeva O.V., Men'shikova L.I., Chvyreva NV., Gazheva A.V., Bol'shov I.N. Regional'noe obshchestvennoe zdorov'e: otsenka vklada kadrovoy obespechennosti zdravookhraneniya [Regional public health: assessment of the contribution of healthcare staffing]. Ekologiya cheloveka 2021; 28(12):4-13. DOI: http://dx.doi.org/10.33396/1728-0869-2021-12-4-13. (In Rus.).
  6. Esaulenko I.E., Petrova T.N., Sychev E.V., Petrov I.S. Sovremennye problemy formirovaniya kadrovogo potentsiala meditsinskikh organizatsiy sel'skoy mestnosti i puti ikh resheniya [Modern problems of personnel development in rural medical organizations and ways to solve them]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2024; 1:710-725. DOI: http://dx.doi.org/10.24412/2312-2935-2024-1-710-725. (In Rus.).
  7. Bylina S.G. Vliyanie pokazateley razvitiya sistemy zdravookhraneniya v sel'skoy mestnosti na uroven' zabolevaemosti sel'skogo naseleniya Saratovskoy oblasti [The impact of indicators of the development of the healthcare system in rural areas on the morbidity rate of the rural population of the Saratov region]. Regional'nye agrosistemy: ekonomika i sotsiologiya. 2024; 3:56-64. (In Rus.).
  8. Indeksnyy metod v otsenke kadrovoy politiki na urovne regional'nogo zdravookhraneniya [The index method in the assessment of personnel policy at the regional healthcare level]: Metodicheskie rekomendatsii 04-23/ O.S. Kobyakova, I.A. Deev, O.V. Khodakova [i dr.]. – Moskva: Tsentral'nyy nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya, 2023; 34 s. ISBN 978-5-94116-104-1. DOI: http://dx.doi.org/10.21045/978-5-94116-104-1-2023. (In Rus.).
  9. Indeksnyy metod pri raschete obespechennosti srednim meditsinskim personalom regional'nogo zdravookhraneniya[The index method for calculating the provision of secondary medical personnel in regional healthcare]: Metodicheskie rekomendatsii № 20-23/ O.S. Kobyakova, I.A. Deev, O.V. Khodakova [i dr.]. – Moskva: FGBU «Tsentral'nyy nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya» Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii, 2023; 43 s. ISBN 978-5-94116-154-6. DOI: http://dx.doi.org/10.21045/978-5-94116-154-6-2024. (In Rus.).
  10. Chernyshev V.M., Voevoda M.I., Strel'chenko O.V., Mingazov I.F. Sel'skoe zdravookhranenie Rossii. Sostoyanie, problemy, perspektivy [Rural healthcare in Russia. Status, problems, prospects]. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal. 2022;42(4):4–14. DOI: http://dx.doi.org/10.18699/SSMJ20220401. (In Rus.).
  11. Kalininskaya A.A., Bakirova E.A., Kizeev M.V., Lazarev A.V., Muftakhova A.V., Smirnov A.A. Problemy zdravookhraneniya sela, sostoyanie i perspektivy razvitiya [Rural health problems, status and development prospects]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2022;30(6):1224-1229. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1224-1229. (In Rus.).
  12. Potokina S.A. Sovremennye tendentsii razvitiya zdravookhraneniya v sel'skoy mestnosti [Current trends in the development of healthcare in rural areas]. Tambovskiy meditsinskiy zhurnal. 2023;5(1):57-62. DOI: http://dx.doi.org/10.20310/2782-5019-2023-5-1-57-62. (In Rus.).
  13. Moskvicheva M.G., Polinov M.M. Mediko-sotsial'nye aspekty problemy sostoyaniya zdorov'ya sel'skogo naseleniya (obzor literatury) [Medical and social aspects of the rural population health problem (literature review)]. Vestnik Chelyabinskoy oblastnoy klinicheskoy bol'nitsy 2023; 4(58): 14-18. (In Rus.).
  14. Khodakova O.V., Rugol' L.V., Solomatnikov I.A. [i dr.] Vliyanie mer sotsial'noy podderzhki na obespechenie regional'nykh sistem zdravookhraneniya kadrami [The impact of social support measures on staffing regional health systems]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 2023. 93(5):462-469. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S0869587323050055. (In Rus.).
  15. Pasmurtseva N.N., Kolotov M.S. Formirovanie i realizatsiya gosudarstvennoy kadrovoy politiki v sisteme zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii [Formation and implementation of the state personnel policy in the healthcare system of the Russian Federation]. Vestnik evraziyskoy nauki 2023; 15(4): 1-14. URL: https://esj.today/PDF/35ECVN423.pdf. (In Rus.).
  16. Moskvicheva M.G., Polinov M.M. Analiz sostoyaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi sel'skomu naseleniyu na regional'nom urovne [Analysis of the state of primary health care for rural populations at the regional level]. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal 2021; 20(1): 50-57. (In Rus.).
  17. Men'shikova L.I., Khodakova O.V., Zakharchenko O.O. [i dr.] Ispol'zovanie indeksnogo metoda dlya otsenki kadrovoy situatsii v sfere zdravookhraneniya v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii [Using the index method to assess the personnel situation in the healthcare sector in the constituent entities of the Russian Federation]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya 2023; 69(4). DOI: http://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2023-69-4-17. (In Rus.).

Дата поступления: 03.06.2025


Просмотров: 48

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 03.08.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search