Кадровое обеспечение противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации |
02.04.2010 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК: 614.2:616-051+616-002.5
Скачкова Е.И.1, Мажаров В.Н.2, Лопаков К.В.1, Акишкин В.Г.3, Назаров В.И.4
Health human resouces of TB control measures in the Russian Federation
Ключевые слова: врачи-фтизиатры, обеспеченность, туберкулез, миграция кадров. Key words: phthisiologists, provision, tuberculosis, staff migration. Повышение эффективности стратегии борьбы с туберкулезом в значительной степени связано с улучшением ситуации с кадровыми ресурсами в службе и их компетентностью. Обеспечение качества медицинской помощи определяется множеством факторов, среди которых важнейшими являются уровень базового образования, уровень оплаты труда и реальная возможность использования современной техники и оборудования, новых и новейших высоких технологий, информационных базовых данных по соответствующим профессиональным направлениям. Проблемы здравоохранения сегодняшнего дня накапливались годами и являются следствием не только собственно организации здравоохранения, но и, в не меньшей степени, особенностями социально-экономического развития страны. Подход к управлению кадровым потенциалом сегодня не учитывает организационную структуру кадров, оптимальное распределение ресурсов, согласованное с задачами и направлениями развития противотуберкулезной службы в целом. Отмечаются выраженные региональные различия между максимальными и минимальными значениями обеспеченности врачебным кадровым персоналом. Имеется значимая непропорциональность в соответствии численности врачебного и сестринского персонала. В целом по России имеется врачей-фтизиатров на 94% от норматива. Если использовать единый норматив кадров врачей-фтизиатров (0,67 на 10 тыс. чел. населения), то в Сибирском и Дальневосточном управленческих округах России врачей-фтизиатров больше, чем это необходимо, а в Центральном округе их не хватает. На самом деле все наоборот (табл. 1). Понять это помогает введение коэффициента распространенности туберкулеза, который мы определили как соотношение показателей распространенности туберкулеза – территориальных и среднероссийского. На этот коэффициент умножать полученные, в результате расчетов, нормативы численности врачей-фтизиатров. Тогда наилучшее обеспечение врачами-фтизиатрами по отношению к нормативу в Центральном (112%) и Северо-Западном (137,5%) округах, наихудшее – в Южном (79%) и Сибирском (71%) округах. Таблица 1 Норматив и наличие врачей-фтизиатров (на 10 тыс. чел. населения) по федеральным управленческим округам России.
Обеспечение качества медицинской помощи определяется не только уровнем оплаты трудовой деятельности, но и реальной возможностью использования современной техники и оборудования, новых и новейших высоких технологий, информационных базовых данных по соответствующим профессиональным направлениям. Вместе с тем, к 2006 году 14,2% врачей-фтизиатров не имели сертификата специалиста, каждый третий врач – не аттестован (табл. 2), то есть врачебным персоналом в практической работе используются устаревшие руководства и рекомендации, тогда как новые сведения по фтизиатрии изменились кардинально. Таблица 2 Характеристика кадрового потенциала противотуберкулезной службы, Российская Федерация, 2005-2008 гг. (Источник: форма №17 «Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах»).
Численность работников противотуберкулезной службы ежегодно снижается. С 2000 по 2008 год численность физических лиц – работников противотуберкулезной службы системы Минздрава Российской Федерации снизилась на 8,3%, в том числе врачей – на 14,2%. Обеспеченность врачами-фтизиатрами составляет 0,6 на 10 тыс. населения. Среди врачей-фтизиатров имеют врачебную категорию 64,5%; в том числе высшую – 33,3%. Если проанализировать тенденции численности медицинских кадров, то мы увидим, что с 2006 года началось перемещение фтизиатрических кадров в другие области трудовой деятельности (терапевты, пульмонологи), что связано с ухудшением социальной защищенности фтизиатров, в частности недостаточного уровня заработной платы, что особенно проявилось в связи с введением доплат участковым терапевтам. Это способствует внутрироссийской и внешней миграционной мобильности кадровых ресурсов. Для оценки ситуации по кадровому обеспечению, с целью реализации эффективных противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации, на первом этапе исследования был проведен количественный анализ имеющихся кадровых ресурсов. Нами были запрошены выписки из унифицированной формы Т-2 «Личная карточка работника» (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1) на всех врачей фтизиатров, а также врачей-специалистов, имеющих сертификат фтизиатра. В исследовании участвовали те противотуберкулезные учреждения, которые дали добровольное согласие выслать запрошенные сведения. В выборку не вошли профильные Федеральные научно-исследовательские институты. Исследование проведено в 49 регионах, то есть исследованием было охвачено более половины (55,7%) субъектов Российской Федерации. Были проанализированы данные на 3743 врача-фтизиатра. Средний возраст врачей-фтизиатров по данным специально проведенного исследования составил 49,8 лет. Доля мужчин не превысила 21,5%, то есть в службе работают преимущественно женщины (78,5%). Анализ распределения врачей по возрастным группам показал, что доля молодых специалистов в службе (до 35 лет) составляет всего 11,1%. Более двух третей врачей имеют возраст старше 45 лет. Причем доля лиц старше 70 лет значительна и требует привлечения в службу в течение ближайших двух лет около 1400 специалистов (при пересчете на всю популяцию) (табл. 3). Таблица 3 Возрастная характеристика врачей-фтизиатров.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что на настоящий момент ситуация по кадровому обеспечению противотуберкулезной службы является неоднозначной. Наряду с процессом старения кадров и естественной убыли врачей-фтизиатров, нуждаются в серьезном пересмотре действующие нормы и нормативы службы. В настоящее время в противотуберкулезных учреждениях в штатных расписаниях более 50% штатных должностей являются вспомогательными, а одна треть должностей врачей-фтизиатров занята врачами других специальностей. Динамика миграции кадров здравоохранения – это комплексный процесс, включающий в себя индивидуальные права и выбор, мотивации и определенную позицию работников здравоохранения, различные подходы правительств субъектов Российской Федерации к управлению, стимулированию или попыткам ограничить отток/приток кадров. Миграция может иметь и положительные стороны:
С другой стороны, миграция создает дополнительный кадровый дефицит в тех областях, где специалистов уже не хватает, ярким примером чего стала фтизиатрия. В результате эффективность работы противотуберкулезной службы, которая лишается и без того немногочисленных квалифицированных работников, может пострадать. Моделируя возможные последствия миграции врачей из фтизиатрической службы, мы разделили возможные результаты на два типа: положительные и отрицательные, и рассмотрели их с позиций врача и эффективности работы службы. Положительными моментами для врачей при оттоке кадров становятся:
Отрицательными моментами оттока кадров являются:
При этом врач попадает в замкнутый круг. Он, возможно, и готов работать качественно, но это невозможно из-за возрастания нагрузки и невозможности повышения своего уровня знаний. Единственным положительным моментом для противотуберкулезной службы при оттоке кадров становится профицит средств на заработную плату, что позволит службе увеличить размер оплаты труда медицинских работников. При этом отрицательными моментами становятся неуправляемость системы оказания помощи больным туберкулезом, снижение уровня ответственности и ухудшение показателей работы (снижение внимания к деятельности общей лечебной сети по выявлению больных туберкулезом, снижение эффективности лечения, рост рецидивов, рост туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью МБТ, рост заболеваемости контактов и т.д.). Более того, снижение показателей работы службы приведет к росту числа впервые выявленных больных, больных с хроническими формами туберкулеза, лиц, нуждающихся в динамическом наблюдении, что еще более усугубит работу противотуберкулезных учреждений. Как итог этого – полная неспособность службы к выполнению своей деятельности. Проанализировав все вышеизложенное, мы предлагаем перечень необходимых действий для преодоления кризиса кадров:
Предлагаемый комплекс мероприятий, по нашему мнению, приведет не только к вовлечению новых работников здравоохранения в деятельность службы, но и оптимизирует имеющиеся ресурсы, повысит значимость данной сферы деятельности и повысит престиж профессии. Список литературы
Просмотров: 27219
1. 28-03-2012 16:16 РИСКОВАТЬ СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ ЗА КОПЕЙКИ? КАЖДЫЙ ДЕНЬ АДМИНИСТРАЦИЯ СРЕЗАЕТ КАКИЕ-НИБУДЬ НАДБАВКИ.Когда это закончиться? 2. 19-03-2011 00:26 Если не будет принято кардинальных мер по привлечению фтизиатров в профессию, то через 5-10 лет противотуберкулезной службы не станет. За 12 лет моей работы фтизиатром новичков пришло только 2 человека (и это областной диспансер).При окладе 3750руб.даже 50%-ая вредность никиго не заманит. Рисковать за копейки больше никто не хочет. Нужна федеральная программа, возможно, с предоставлением льгот на покупку жилья, уменьшением пенсионного возраста для врачей и, конечно, фундаментальным изменением системы оплаты во фтизиатрии. Кадры стареют, а смены им и не видно. Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 16.04.2010 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|