О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2025 (71) arrow ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА Печать
01.11.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-8

Чукавина А.В., Третьякова О.Г., Богданова Т.Г.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. В условиях устойчивого роста численности и доли лиц пожилого и старческого возраста в структуре населения Российской Федерации возрастает потребность данной категории граждан как в медицинской, так и в социальной помощи. В настоящее время процессы преемственности при оказании медицинской помощи данной категории граждан в рамках межведомственного взаимодействия недостаточно урегулированы.

Цель. Разработать организационную модель межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности при оказании медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста.

Материалы и методы. Применялись описательный и аналитический методы исследования.

Результаты. Представлена организационная модель межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности при оказании медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, разработанная с учетом положений нормативных правовых актов, а также результатов анализа отечественного и международного опыта.

Обсуждение. На фоне увеличения продолжительности жизни и роста коморбидных хронических заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста формируется новый подход к организации медицинской помощи, обеспечивающий взаимодействие систем здравоохранения и социального обеспечения данной категории населения в вопросах поддержки и восстановления здоровья людей. Зарубежный и отечественный опыт интеграции социальной помощи предполагает два варианта: включение в состав медицинской организации социальных работников или взаимодействие медицинских и социальных работников в рамках межведомственного соглашения с использованием средств цифровых коммуникаций. Важный элемент второго варианта организации работы – высокий уровень преемственности при оказании медицинской и социальной помощи путем формирования единой информационной системы, утверждение формализованного порядка обмена данными между поставщиками медицинской и социальной помощи.

Заключение. Изучение нормативных правовых актов и регионального опыта по удовлетворению потребностей лиц пожилого и старческого возраста в лечении и социальном уходе позволило сформировать организационную модель межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности при оказании медицинской помощи и рекомендовать ее к использованию в регионах Российской Федерации.

Ключевые слова: межведомственное взаимодействие; преемственность; система долговременного ухода; медико-социальная помощь; граждане, нуждающиеся в постороннем уходе; региональный опыт.

Контактная информация: Чукавина Анастасия Васильевна; email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Чукавина А.В., Третьякова О.Г., Богданова Т.Г. Организационная модель межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности оказания медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого населения. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025;

ORGANIZATIONAL MODEL OF INTERDEPARTMENTAL COOPERATION TO ENSURING CONTINUITY IN THE PROVISION OF MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE TO ELDERLY AND SENILE PEOPLE
Chukavina A.V., Tretyakova O.G., Bogdanova T.G.
Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. With the steady growth in the number and proportion of elderly and senile individuals in the Russian Federation's population, this category of citizens' need for both medical and social assistance is increasing. Currently, continuity of care for this category of citizens through interagency cooperation is insufficiently regulated.

Purpose. Develop an organizational model for interdepartmental interaction to ensure continuity in the provision of medical and social care to elderly and senile people.

Materials and methods. Descriptive and analytical research methods, were used.

Results. An organizational model of interdepartmental interaction to ensure continuity in the provision of medical and social care to elderly and senile persons is presented, developed taking into account the provisions of regulatory legal acts, as well as the results of an analysis of domestic and international experience.

Discussion. Against the backdrop of increasing life expectancy and the rise in comorbid chronic diseases in the elderly, a new approach to organizing medical care is emerging, ensuring collaboration between healthcare and social security systems for this population group in matters of supporting and restoring people's health. International and domestic experience in integrating social care suggests two options: the inclusion of social workers within a healthcare organization or the interaction of medical and social workers within the framework of an interdepartmental agreement using digital communications. An important element of the second option is a high level of continuity in the provision of medical and social care through the development of a unified information system and the approval of a formalized procedure for data exchange between medical and social care providers.

Conclusion. The study of regulatory legal acts and regional experience in meeting the needs of elderly and senile individuals for treatment and social care allowed us to develop an organizational model of interdepartmental cooperation to ensure continuity in the provision of medical care and recommend it for use in regions of the Russian Federation.

Keywords: interdepartmental interaction; continuity; long-term care system; medical and social assistance; citizens in need of outside care; regional experience.

Corresponding author: Anastasiya V. Chukavina, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Chukavina AV,
https://orcid.org/0009-0000-2326-7451
Tretyakova OG, https://orcid.org/0009-0009-4838-908X
Bogdanova TG, https://orcid.org/0000-0001-5485-8633
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Chukavina A.V., Tretyakova O.G., Bogdanova T.G. Organizational Model of interdepartmental cooperation to ensure continuity of medical and social assistance to the adult Population. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2025; (In Rus).

Введение

Социально-экономическое развитие Российской Федерации сопровождается постепенным старением населения: если на начало 1990 г. доля граждан пожилого и старческого возраста составляла 21,1%, то в 2020 г. – 29,4 %, а в 2024 г. – 30,0% [1].

Сложившаяся демографическая ситуация и перспективы ее развития определяют новые цели и задачи перед государством, направленные не только на обеспечение основных потребностей данной категории населения для поддержания высокого качества их жизнедеятельности, но и на создание условий для сохранения здоровья [2].

Одним из ключевых аспектов в достижении этих целей является эффективное межведомственное взаимодействие медицинских организаций и учреждений социальной защиты, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы [3,4].

Совместное решение проблем в процессе оказания медицинских и социальных услуг позволит объединить усилия медицинских работников, специалистов по социальной работе в целях организации эффективной помощи лицам пожилого и старческого возраста и в итоге приведёт к увеличению ожидаемой продолжительности жизни [5]. К преимуществам межведомственного сотрудничества следует отнести комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи пациентам, возможность обмена информацией, опытом и лучшими практиками, что обеспечивает более эффективное использование имеющихся ресурсов, таких как кадры, оборудование и финансовые средства; способствует улучшению доступности медицинских и социальных услуг для лиц пожилого и старческого возраста [6].

В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Семья» создана система долговременного ухода только за гражданами пожилого возраста и инвалидами, у которых имеется нарушение психических и физических функций, таких как ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество [7-9]. При этом в настоящее время вопросы межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности при оказании медицинской и социальной помощи всем лицам пожилого и старческого возраста не регламентированы.

Таким образом, целью настоящего исследования стала разработка организационной модели межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности при оказании медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста.

Материалы и методы

Применялись описательный и аналитический методы исследования.

На первом этапе изучены нормативные правовые документы и публикации отечественных авторов. В исследовании использовались материалы научной электронной библиотеки eLibrary, справочных правовых систем Консультант Плюс, «Гарант», сайта Минздрава России и сети Интернет, находящиеся в свободном доступе и отвечающие критериям включения для анализа (соответствие отобранной тематике исследования, полнотекстовый формат работы). Поисковый запрос включал вопросы межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи, найдено 39 публикаций за 2013 - 2024 годы. Изучены нормативные правовые документы Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Российского геронтологического научно-клинического центра ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, нормативные акты региональных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие вопросы межведомственного взаимодействия между медицинскими организациями и учреждениями социальной защиты, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в том числе по практической реализации системы долговременного ухода. Проанализированы основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, ведение социального сопровождения на основании принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах, права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг [7,9,10].

На втором этапе проведен анализ регионального опыта по внедрению процессов межведомственного взаимодействия медицинских организаций и учреждений социальной защиты населения, с оценкой возможности тиражирования данного опыта.

На третьем этапе исследования разработана модель межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности при оказании медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста в рамках действующих нормативных правовых документов, а также с использованием регионального опыта.

Результаты

Межведомственное взаимодействие представляет собой сотрудничество различных государственных органов и организаций, направленных на улучшение общественного здоровья и здоровье каждого конкретного человека. С учетом сложившейся демографической ситуации, с целью реализации мероприятий, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого и старческого возраста, становится все более актуальной необходимость развития сотрудничества медицинских организаций и учреждений социальной защиты населения [11]. Только интеграция и координация усилий, преемственность при оказании медицинской и социальной помощи способны сформировать эффективную работу систем здравоохранения и социальной защиты населения.

По результатам анализа данных ряда научных исследований, действующих нормативных правовых актов [4,7,9,10] нами определены следующие основные направления межведомственного взаимодействия в процессе оказания первичной медико-санитарной помощи населению:

  • разработка и реализация межведомственных программ профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья населения, среди различных категорий населения, например, среди лиц пожилого и старческого возраста путем организации школ долголетия;
  • необходимость интеграции медицинской помощи с системой предоставления социальной поддержки, оказываемой уязвимым группам населения, таким как пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи и другие;
  • разработка и реализация программ медицинской реабилитации и восстановления после заболеваний, травм и операций;
  • оказание качественной паллиативной помощи пациентам с неизлечимыми заболеваниями, своевременное обеспечение необходимыми лекарственными средствами, медицинскими изделиями и расходными материалами, средствами для ухода;
  • обмен информацией между врачом-терапевтом участковым и социальными работниками с целью обеспечения преемственности при оказании медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при оказании первичной медико-санитарной помощи медицинский работник (врач-терапевт участковый, врач общей практики (семейный врач), врач-специалист, фельдшер, акушерка фельдшерско-акушерского пункта) осуществляют следующие мероприятия:

  • проактивное выявление граждан, нуждающихся в постороннем уходе;
  • выдачу заключения о состоянии здоровья гражданина и наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию;
  • выдачу медицинских рекомендаций в процессе организации ухода за гражданином, нуждающимся в получении социальных услуг;
  • информирование организации социального обслуживания о пациентах, нуждающихся в оказании социальных услуг, путем внесения сведений в информационный модуль или другим способом взаимодействия, установленным на региональном уровне;
  • взаимодействие с помощником по уходу из числа сотрудников социальных учреждений для оценки жалоб и объективных данных о динамике в состоянии здоровья;
  • оказание медицинской помощи, в случае необходимости, при ухудшении состояния граждан [8].

Следует отметить, что одним из вариантов межведомственного взаимодействия в процессе оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению является организация системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе; оказание комплексных медицинских и социальных услуг гражданам с дефицитом самообслуживания и их родственникам, в соответствии с ключевыми потребностями и установленными социальными стандартами ухода, при этом запланировано увеличение численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги долговременного ухода, не менее чем 500 тыс. человек к 2030 году [12].

По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, доля граждан, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, в общем числе граждан, нуждающихся в долговременном уходе составила, по итогам 2024 года, в среднем по Российской Федерации 10,5% (от 1,9% в Красноярском крае до 61,3% в Москве), в Тульской области показатель составил 28,9%, в Тюменской – 7,5% [13].

По результатам внедрения системы долговременного ухода в субъектах РФ в 2018-2024 гг. отмечены положительные эффекты, в том числе повышение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, получающих долговременный уход, снижение частоты их госпитализаций в медицинские организации; за счет организации постоянного ухода, контроля за приемом назначенных лекарственных препаратов отмечается снижение частоты вызовов получателями долговременного ухода бригад скорой медицинской помощи и их обращений к врачу-терапевту (участковому) [1,14].

Гражданин входит в категорию нуждающихся в социальном обслуживании в условиях стационара, полустационара или на дому, в случае полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличия в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; отсутствия возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом; наличия внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической, алкогольной и другими зависимостями, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствия определенного места жительства; работы и средств к существованию [10].

Согласно проанализированным нормативно-правовым документам и оценке ряда научных исследований, предусмотрено оказание следующих услуг учреждениями социальной защиты [7-10,15,16]: социально-бытовых, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-медицинских, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья; социально-психологических, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; социально-педагогических, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности, формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; социально-трудовых, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; социально-правовых, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, защите прав и законных интересов; услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, имеющих ограничения жизнедеятельности; срочных социальных услуг: обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные срочные социальные услуги (транспортировка в медицинскую организацию специальным автотранспортом и другие).

Следует отметить, что срочные социальные услуги оказываются на основании заявления получателей социальных услуг, а также информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг, от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания. При необходимости социальными учреждениями оказывается содействие гражданам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) [9].

Для обеспечения информационного обмена осуществляется взаимодействие между медицинскими организациями и учреждениями социальной защиты населения посредством ведомственных информационных систем с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок передачи и обработки персональных данных, после получения от гражданина или его законного представителя письменного согласия на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну [17]. Так, например, в Тульской области – автоматизированной системы «Адресная социальная помощь» с региональной информационной системой здравоохранения [18].

В ряде субъектов информация о потенциальном получателе социальных услуг направляется врачом при оказании медицинской помощи в стационарных условиях не менее чем за пять дней, предшествующих дню выписки из медицинской организации; при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения – в течение трёх рабочих дней со дня выявления [8].

В амбулаторных условиях помощниками по уходу, которые являются работниками поставщика социальных услуг, заполняется Лист наблюдения за состоянием гражданина в дни предоставления социальных услуг по уходу в соответствии с медицинскими рекомендациями [8,19]. Результаты наблюдения передаются участковому врачу посредством ведомственных информационных систем. Участковый врач анализирует данные листов наблюдения, при необходимости организует оказания различных видов медицинской помощи, вносит корректировки в медицинские рекомендации по уходу и направляет их в учреждение социального обслуживания с использованием функционала ведомственных информационных систем [20].

Лист наблюдения может содержать информацию о контроле приема лекарственных препаратов, воды и питания, объема физической нагрузки, артериального давления и пульса, температуры тела, уровня глюкозы, состояния кожных покровов, наличия боли, исполнения врачебных назначений. В случае ухудшения состояния здоровья гражданина (изменение сознания, ухудшение общего состояния, симптомы нарушений центральной нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем), помощник по уходу в течение одного дня передает в медицинскую организацию информацию по утвержденной форме посредством ведомственных информационных систем, а в случае резкого ухудшения состояния здоровья незамедлительно вызывает скорую медицинскую помощь.

Медицинская организация, в свою очередь, при поступлении информации об ухудшении здоровья гражданина в течение суток организует оказание необходимой медицинской помощи в форме телемедицинской консультации; посещения гражданина врачом на дому с целью проведения осмотра и оценки последующей тактики ведения лечения на дому или в иных условиях (при наличии медицинских показаний); выполнения на дому назначенных врачом манипуляций (внутривенное, внутримышечное, подкожное введение лекарственных средств, уход за уретральным катетером, наложенной стомой, обработку пролежней) медицинским работником; забора крови и мочи для проведения их клинического и биохимического анализа, проведение на дому отдельных инструментальных исследований с использованием передвижной медицинской техники и других средств. В случае изменения медицинских рекомендаций по уходу врач в течение трех рабочих дней передает их в учреждение социального обслуживания посредством ведомственных информационных систем.

При необходимости оформления инвалидности или пересмотра индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, учреждение социального обслуживания передает в учреждение здравоохранения информацию посредством ведомственных информационных систем, а медицинская организация, в срок не более 10 рабочих дней, организует выход специалистов с целью установления медицинских показаний для оформления инвалидности или пересмотра индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.

При наличии у гражданина хронических заболеваний (состояний) вне стадии обострения, сопровождающихся ограничениями жизнедеятельности и мобильности различной степени и требующих проведения круглосуточного поддерживающего лечения и сестринского ухода; невозможности осуществления ухода за гражданином на дому (отсутствие жилья, наличие дома (квартиры), непригодного для проживания) на период оформления в стационарное учреждение социального обслуживания (дом-интернат, психоневрологический интернат) специалист учреждений социальной защиты населения инициирует госпитализацию гражданина.

В Тульской области эффективность межведомственного взаимодействия оценивается не реже одного раза в полгода путем анализа динамики количества вызовов получателями социальных услуг по уходу скорой медицинской помощи; вызовов врача на дом; количества госпитализаций по экстренным показаниям; охвата профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию. Обмен сведениями осуществляется посредством ведомственных информационных систем [21].

Так, по итогам 2024 года в сравнении с 2023 годом в Тульской области число госпитализаций среди лиц, получающих уход, снизилось на 2% (с 2 819 до 2 770), число обращений за неотложной помощью – на 0,5% (с 7 980 до 7935 случаев), охват профилактическими мероприятиями – на 20,6% (с 2972 до 3746 случаев диспансеризации).

В Тюменской области в рамках взаимодействия организаций социального обслуживания и медицинских организаций прием и передача информации о гражданах, нуждающихся в постороннем уходе, осуществляется посредством модуля «Медико-социальная помощь» Единой информационной системы социальной защиты населения Тюменской области» (далее – модуль) с целью обеспечения обмена информацией, обеспечения преемственности и непрерывности предоставления социальных и медицинских услуг гражданам, нуждающимся в постороннем уходе [22]. В Тюменской области организована работа так называемых социальных координаторов, являющихся сотрудниками организаций социального обслуживания и медицинских организаций, ответственными за межведомственное взаимодействие, на которых возложены функции по взаимодействию с Координационным центром системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Социальный координатор медицинской организации в ежедневном режиме проводит мониторинг данных в модуле о внесенных организациями социального обслуживания заявок на оформление заключения о состоянии здоровья гражданина; организует их оформление в течение трёх рабочих дней с даты поступления заявки и заполнение опросника «Назначения и противопоказания», а также вносит в модуль сведения о выявлении гражданина, нуждающегося в постороннем уходе [23].

Социальные работники проводят регулярную оценку состояния здоровья и возникновения нуждаемости в медицинских услугах в отношении получателя услуг долговременного ухода, информация в оперативном режиме передается в медицинскую организацию посредством модуля «Медико-социальная помощь» Единой информационной системы социальной защиты населения Тюменской области.

Одним из организационных решений для повышения доступности и качества медицинской помощи пожилому населению и обеспечению преемственности с социальной службой является организация отделений (кабинетов) медико-социальной помощи (ОМСП) во всех поликлиниках Тюменской области: в 16 отделениях и 23 кабинетах в 24 медицинских организациях находятся под наблюдением более 35 тыс. человек. В отделениях (кабинетах) медико-социальной помощи предусмотрено 174 штатных должности, из них: 47 должностей – заведующих отделением и врачей-терапевтов, 16 врачей гериатров, 24 врача по паллиативной медицинской помощи, 17 психологов и 70 должностей медицинских сестер и фельдшеров [24].

Специалисты ОМСП оказывают первичную и специализированную медико-санитарную, паллиативную помощь определенным категориям граждан (маломобильным гражданам, паллиативным пациентам или пациентам со старческой астенией, лицам 85 лет и старше, иным «социальным» категориям населения); осуществляют диспансерное наблюдение; льготное лекарственное обеспечение; проводят санитарно-просветительскую работу по гигиеническому воспитанию, рациональному питанию, усилению двигательной активности, отказу от вредных привычек, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни (Школы здоровья, Школы активного долголетия, Школы по уходу за тяжелобольными гражданами); взаимодействуют с учреждениями социальной защиты населения по вопросам организации оказания медико-социальной помощи [25].

Отделение (кабинет) медико-социальной помощи преимущественно располагается на первом этаже медицинской организации с визуальным оформлением: логотипом и указателями – «линией долголетия». Рекомендуемые штатные нормативы отделения включают врача-терапевта (1 на 500 прикрепленных человек), врач гериатр (1 из расчета на 20 000 и более прикрепленного населения пожилого и старческого возраста), медицинская сестра врача-гериатра (2 на 1 должность врача-гериатра), врач по паллиативной медицинской помощи (1 должность на 100 тыс. взрослого населения), фельдшер кабинета доврачебного приема льготной категории граждан (1 на 1000 пациентов, относящихся к отдельным категориям граждан), психолог (1 должность), фельдшер/врач патронажной бригады (1 должность на 300 прикрепленных к ОМСП маломобильных и нетранспортабельных пациентов), Медицинская сестра врача по паллиативной медицинской помощи (2 должности на 1 должность врача по паллиативной медицинской помощи) [26].

Врач-терапевт ОМСП выявляет граждан пожилого возраста, нуждающихся в оказании медико-социальной помощи; проводит оценку потребности пациента в комплексной медико-социальной помощи, определяет способность к самообслуживанию и информирует учреждения социального обслуживания населения о гражданах, нуждающихся в социальной помощи.

Отделение (кабинет) медико-социальной помощи осуществляет взаимодействие с отделением неотложной медицинской помощи, с врачами-специалистами поликлиники, врачами-терапевтами участковыми, социальными службами.

Территориальные органы и учреждения социальной защиты населения на основании сведений, полученных от медицинских работников, организуют социальное обслуживание на дому с применением следующих технологий: «Социальное обслуживание на дому», «Стационар на дому», «Приемная семья для пожилого гражданина», «Сопровождаемое проживание», «Хоспис на дому», «Санаторий на дому», социальная служба сиделок, доставка льготных препаратов на дом; пребывание граждан в стационарных организациях социального обслуживания [27].

Для оценки эффективности деятельности работы ОМСП предложено использовать следующие показатели и их целевые значения: «Доля вызовов скорой помощи и неотложной помощи по поводу обострения хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ)» не более 8%, «Охват больных с хроническими неинфекционными заболеваниями диспансерным наблюдением, ведение регистра ХНИЗ и факторов риска» не менее 95%, «Охват прикрепленного населения скрининговыми исследованиями (ПСА, маммография, кал на скрытую кровь)» не менее 95%, «Проведение скринингового теста на старческую астению: по опроснику «Возраст не помеха», краткой батареи тестов физической активности» не менее 85% прикрепленного населения в возрасте 60 лет и старше; «Доля граждан, которым выписаны рецепты на 2-3 месяца» не менее 85% от граждан со стабильным течением заболевания; «Среднее время ожидания приема пациентом в очереди» – не более 15 минут [26].

Описан опыт формирования отдельного участка для обслуживания отделением медико-социальной помощи в ГАУЗ Тюменской области «Городская поликлиника №8»: осуществляется оказание медико-социальной помощи 1 074 человекам, из них старше 85 лет – 387, маломобильные и нетранспортабельные пациенты – 687, паллиативные – 229 [28]. В штатном расписании отделения 10,25 должностей, из них: заведующий отделением-врач-терапевт, врач-гериатр, врач по паллиативной медицинской помощи, 6 фельдшеров, медицинская сестра врача по паллиативной медицинской помощи и медицинская сестра врача-гериатра, медицинский психолог. Психологическая помощь оказывается по рекомендации врачей и социальных служб, при обращении родственников, перед медико-социальным освидетельствованием, при самостоятельном обращении гражданина. Преемственность со службой социальной защиты населения обеспечивается путем обмена информацией в Единой информационной системе социальной защиты населения Тюменской области на базе Автоматизированного средства управления персональными данными «Тула» [18].

Интересен опыт создания отделения первичной специализированной медико-санитарной помощи в Мурманской городской поликлинике №1 для оказания долговременной медицинской (профилактической, диагностической, лечебной и реабилитационной) и медико-социальной помощи в поликлинике и на дому нуждающимся лицам пожилого возраста и маломобильным гражданам [29]. Отделение взаимодействует с учреждениями социального обслуживания населения в отношении граждан, находящихся на социальном обслуживании, в части выписки и получении льготных рецептов на лекарственные препараты, организации записи на прием обслуживаемого гражданина пожилого возраста, проведении медико-социальной экспертизы. В структуру Отделения входят кабинет медико-социальной помощи, кабинет выписки рецептов, оформление справок, направлений; кабинет паллиативной медицинской помощи с выездной патронажной бригадой; кабинет врача-гериатра, кабинет врача-психотерапевта. В рамках межведомственного взаимодействия привлекаются специалисты по социальной работе, юрист, сурдопереводчик, волонтеры-медики.

В рамках практической реализации межведомственного взаимодействия медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь с организациями социальной защиты в процессе оказания медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, нуждающихся в оказании социальных услуг, представляется целесообразным использовать организационную модель, представленную на рисунке 1.

Рис. 1
Рис. 1. Организационная модель межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности при оказании медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста

Организационная модель межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности при оказании медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста (далее – Модель) представляет собой комплексную схему взаимодействия между медицинскими и социальными службами при оказании помощи отдельным категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке или долговременном уходе.

Ведущим звеном в поэтапном процессе выявления, оценки и сопровождения данной категории граждан является врач-терапевт участковый, врач общей (семейной) практики или врач-терапевт, врач-специалист стационара со стороны медицинской организации и ответственный социальный работник со стороны организации социальной защиты.

Координацию действий между различными участниками системы осуществляет ответственный сотрудник медицинской организации, назначенный приказом руководителя (это может быть заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, по клинико-экспертной работе, заместитель руководителя медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь взрослому населению в условиях стационара и прочие). В центре внимания – взаимодействие между врачами при оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, социальными работниками и организациями социальной защиты. Особое значение имеет процесс передачи сведений с использованием информационного модуля, интеграция информационных систем двух ведомств, что обеспечивает высокий уровень преемственности при оказании медико-социальной помощи.

Таким образом, Модель предусматривает взаимодействие медицинских организаций при предоставлении медицинской помощи с социальными организациями для оказания всех возможных видов социальных услуг лицам пожилого и старческого возраста (социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-трудовые), включая срочные меры поддержки и долговременный уход. Кроме того, данная модель направлена на создание системного подхода к организации гериатрической, паллиативной и социальной помощи с обеспечением преемственности, комплексности и адресности поддержки граждан, находящихся в группе риска.

Обсуждение полученных результатов

На фоне увеличения доли лиц пожилого и старческого возраста, увеличения продолжительности жизни и роста коморбидных хронических заболеваний, формируется новый подход к организации медицинской помощи, обеспечивающий взаимодействие систем здравоохранения и учреждений социального обеспечения в вопросах поддержки и восстановления здоровья людей. Межведомственное взаимодействие медицинских организаций и органов социальной защиты является важным аспектом в обеспечении здоровья и благополучия населения. Такое сотрудничество позволяет объединить усилия различных структур для разработки и реализации комплексных программ, обмена информацией, оптимизации ресурсов и улучшения доступности медицинской помощи и социальных услуг. Основные направления межведомственного взаимодействия включают профилактику заболеваний, помощь уязвимым группам, реабилитацию, паллиативную помощь на основе эффективного информационного взаимодействия.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что координация различных служб довольно сложна, а оптимальные результаты могут возникнуть в том случае, когда усилия представителей разных медицинских специальностей будут объединены в одном лице – специалисте по медико-социальной работе [30].

Организация медико-социальной службы является новацией последних двух десятилетий во многих странах мира (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Нидерланды). В некоторых странах акцент делается на расширение состава общих врачебных практик – включение в них социальных работников, в других странах возникают различные формы соглашений между двумя службами, социальные работники при этом находятся в постоянном контакте с врачами общей практики, в том числе с использованием средств цифровых коммуникаций [31].

В Российской Федерации система организации интегрированной медико-социальной помощи начала свое развитие с реализации проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами [17]. Данный проект обеспечивает диспансерное наблюдение за пациентами из числа получателей социальной помощи путем создания объединенных групп медицинских и социальных работников, совместное ведение школ здоровья, вовлечение в оказание социальной помощи врачей гериатрической службы. Региональный опыт создания медико-социального отделения в поликлиниках Тюменской области демонстрирует возможность реализации новых организационных технологий при оказании помощи социально уязвимой категории населения.

В ряде субъектов (Тюменская область, город Москва, Липецкая область) в кадровый состав сотрудников стационаров вводятся социальные координаторы, обеспечивающие движение пациентов после выписки из стационара и получение необходимого ухода силами социальных и медицинских работников на дому. Важный элемент данного варианта организации работы – высокий уровень преемственности при оказании медицинской и социальной помощи путем формирования единой для двух служб информационной системы с формализованным порядком обмена данными между поставщиками медицинской и социальной помощи, что реализовано, например, в Тульской и Тюменской областях.

Заключение

Изучение нормативных правовых документов и регионального опыта позволило сформировать организационную модель межведомственного взаимодействия по обеспечению преемственности при оказании медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, данная модель может быть рекомендована для реализации в субъектах Российской Федерации.

Библиография

  1. О стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.04.2025 №830-р. Режим доступа: https://internet.garant.ru/#/document/411866746/ (Дата обращения: 29.05.2025).
  2. Иванова А.Е., Стародубов В.И. Продолжительность здоровой жизни в контексте демографических прогнозов. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(4):5. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1627/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-4-5. (Дата доступа: 27.02.2025).
  3. Гветадзе Р.Ш., Мартыненко А.В., Варуха А.П. Модель медико-социального сопровождения онкологических пациентов со стоматологическими заболеваниями. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(5):5. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1649/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5-5.
  4. Веретенникова А.А., Камышников А.И. Межведомственное взаимодействие в системе здравоохранения. Регион: системы, экономика, управление 2019; 2(45):31-35.
  5. Аксенова Е.И., Камынина Н.Н., Кравчук А.А. Здравоохранение и социальная защита: партнерство и взаимодействие в современном мире. Московская медицина 2023; 4(56):82-86.
  6. Камынина Н.Н., Тимофеева А.С. Модели работы с пациентами старше трудоспособного возраста, страдающими хроническими неинфекционными заболеваниями: обзор зарубежных и российских практик. Национальное здравоохранение 2023; 4(4):14-22. DOI: 10.47093/2713-069X.2023.4.4.14-22.
  7. О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. №895. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408290253/ (Дата обращения: 25.03.2025).
  8. Ткачева О.Н., Котовская Ю.В., Рунихина Н.К. и др. Система долговременного ухода для граждан пожилого возраста: методические рекомендации. Москва: РГНКЦ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 2024. Режим доступа: https://rgnkc.ru/fp-starshee-pokolenie/geriatricheskaya-pomosch/metodicheskie-materialy-dlya-vrachey/0.pdf (Дата обращения: 25.03.2025).
  9. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ. СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38016 (Дата обращения: 25.03.2025).
  10. Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии (об отсутствии) таких противопоказаний: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02 мая 2023 г. №202н. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120010 (Дата обращения: 25.03.2025).
  11. Чукавина А.В., Выскочков В.С., Тюфилин Д.С. и др. Барьеры доступности и организационные барьеры при получении медицинской помощи пожилыми людьми. Российский журнал гериатрической медицины 2024; 4(20):296-304. DOI: 10.37586/2686-8636-4-2024-296-304.
  12. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года №309. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (Дата обращения: 25.03.2025).
  13. Отчет «Доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, в общем числе граждан старшего трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе». Единая межведомственная информационно-статистическая система. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/61174 (Дата обращения: 25.03.2025).
  14. Отчет о результатах совместного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в 2020–2023 годах». 2024. Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/eaa/kaugu94vira7ll2dn2u3gvc1kh0ipwhg.pdf (Дата обращения: 25.03.2025).
  15. Синкевич Ж.В. Система и виды социальных услуг. Сибирский юридический вестник 2020; 4(91). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-i-vidy-sotsialnyh-uslug (Дата обращения: 29.05.2025).
  16. О направлении методических рекомендаций о порядке использования автотранспорта, закупаемого в рамках реализации федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения. Письмо Минздрава России от 09 декабря 2019 г. №17-1/И/1-1166. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349514/ (Дата обращения: 25.03.2025).
  17. Методические рекомендации по порядку взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, при выявлении и включении граждан, нуждающихся в уходе, в данную систему, а также предоставлении гражданам социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода. Москва: Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ; 2024. Режим доступа: https://rgnkc.ru/fp-starshee-pokolenie/geriatricheskaya-pomosch/normativno-pravovaya-baza/4/9.pdf (Дата обращения: 25.03.2025).
  18. Автоматизированная система «Адресная социальная помощь» (Единый социальный регистр населения). Режим доступа: https://www.socit.ru/index.php/16-as-asp (Дата обращения: 25.03.2025).
  19. Об утверждении профессионального стандарта «Помощник по уходу»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2023 г. №482н. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307060004 (Дата обращения: 25.03.2025).
  20. О совершенствовании межведомственного взаимодействия организаций, являющихся участниками региональной системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе: Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Тульской области и Министерства здравоохранения Тульской области от 23.11.2023 г. №693-осн/1323-осн. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru (Дата обращения: 25.03.2025).
  21. Об утверждении показателей оценки деятельности государственных учреждений здравоохранения Тульской области, принимающих участие в реализации проекта по созданию долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Тульской области: Приказ Министерства здравоохранения Тульской области от 07.02.2024 №88-осн. Режим доступа: https://minzdrav.tularegion.ru/about/documents/ (Дата обращения: 25.03.2025).
  22. Межведомственное информационное сопровождение реализации системы долговременного ухода в Тюменской области. Режим доступа: https://soc72.ru/index.php/proekty?layout=edit&id=127 (Дата обращения: 25.03.2025).
  23. Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия организаций социального обслуживания и медицинских организаций в рамках реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами: Приказ Департамента социального развития Тюменской области и Департамента здравоохранения Тюменской области от 07.05.2021 №179-п/190. Режим доступа: https://smarteka.com/uploads/files/2022/11/21/21634991-15d0-46a3-ac26-0d086dd7e9b2baca4bdb-1b20-498e-9723-88c88a865df0.pdf (Дата обращения: 25.03.2025).
  24. О создании отделений медико-социальной помощи в Тюменской области: Приказ Департамента социального развития Тюменской области и Департамента здравоохранения Тюменской области от 19 апреля 2012 года №183ос/76-п. Режим доступа: https://base.garant.ru/21728978/9169543187b82c93518e209701f4491b/ (Дата обращения: 25.03.2025).
  25. Андреева О.В., Болотнова Т.В., Янина Н.В. Организация отделений медико-социальной помощи в поликлиниках г. Тюмени. Тюменский медицинский журнал 2014; 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-otdeleniy-mediko-sotsialnoy-pomoschi-v-poliklinikah-g-tyumeni (Дата обращения: 29.05.2025).
  26. Методические рекомендации «Организация работы отделения медико-социальной помощи». Тюмень: Департамент здравоохранения Тюменской области; 2019. Режим доступа: https://dz.admtyumen.ru/OIGV/health/actions/npa.htm (Дата обращения: 25.03.2025).
  27. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Тюменской области (к Дням Тюменской области в Совете Федерации). Аналитический вестник 2024; 3(660). Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/d94oKnf05DPiTJ1O8F2kvUll75sssNGk.pdf (Дата обращения: 25.03.2025).
  28. Отделение медико-социальной помощи. Режим доступа https://gp8.dz72.ru/company/strukturnye-podrazdeleniya/poliklinika-na-vatutina/otdelenie-mediko-sotsialnoy-pomoshchi/ (Дата обращения: 25.03.2025).
  29. Практика организации медико-социальной помощи. Режим доступа: https://praktiki.mednet.ru/practice/?id=32 (Дата обращения: 25.03.2025).
  30. Третьяков А.А., Перхов В.И. О медико-социальной интеграции в современном здравоохранении. Медицина и организация здравоохранения 2020; 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-mediko-sotsialnoy-integratsii-v-sovremennom-zdravoohranenii (Дата обращения: 31.03.2025).
  31. Шевский В.И., Шейман И.М., Шишкин С.В. Новые модели первичной медико-санитарной помощи: зарубежный опыт и российские перспективы. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(2):2. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1356/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-2-2.

References

  1. On the strategy of actions in the interests of older citizens in the Russian Federation until 2030: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 07.04.2025 №830-r. Available from: https://internet.garant.ru/#/document/411866746/ (Date accessed: May 29, 2025). (In Rus.).
  2. Ivanova AE, Starodubov VI. Healthy life expectancy in the context of demographic forecasts. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2024; 70(4):5. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1627/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-4-5. (Date accessed: Feb 27, 2025). (In Rus.).
  3. Gvetadze RSh, Martynenko AV, Varukha AP. Model of medical and social support for cancer patients with dental diseases. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya 2024; 70(5):5. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-5-5. (In Rus.).
  4. Veretennikova AA, Kamyshnikov AI. Interdepartmental interaction in the healthcare system. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie 2019; 2(45):31-35. (In Rus.).
  5. Aksenova EI, Kamynina NN, Kravchuk AA. Healthcare and social protection: partnership and interaction in the modern world. Moskovskaya meditsina 2023; 4(56):82-86. (In Rus.).
  6. Kamynina NN, Timofeeva AS. Models of working with patients of retirement age suffering from chronic non-communicable diseases: a review of foreign and Russian practices. Natsional'noe zdravookhranenie 2023; 4(4):14-22. DOI: 10.47093/2713-069X.2023.4.4.14-22. (In Rus.).
  7. On the implementation in the Russian Federation in 2024 of the Standard Model of the long-term care system for elderly citizens and disabled people in need of care. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 27 dekabrya 2023 g. №895. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408290253/ (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  8. Tkacheva ON, Kotovskaya YuV, Runikhina NK, et al. Long-term care system for elderly citizens: methodological recommendations. Moscow: Russian Gerontological Research and Clinical Center, Pirogov Russian National Research Medical University; 2024. Available from: https://rgnkc.ru/fp-starshee-pokolenie/geriatricheskaya-pomosch/metodicheskie-materialy-dlya-vrachey/0.pdf (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  9. On the fundamentals of social services for citizens in the Russian Federation. Federal'nyy zakon ot 28.12.2013 № 442-FZ Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38016 (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  10. On approval of the list of medical contraindications, due to the presence of which a citizen or recipient of social services may be denied, including temporarily, the provision of social services in the form of social services at home, or in a semi-stationary form, or in a stationary form, as well as the form of conclusion of an authorized medical organization on the presence (absence) of such contraindications. Prikaz Minzdrava Rossii ot 02 maya 2023 goda №202n. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120010 (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  11. Chukavina AV, Vyskochkov VS, Tyufilin DS, et al. Barriers to accessibility and organizational barriers in obtaining medical care for elderly people. Rossiyskiy zhurnal geriatricheskoy meditsiny 2024; 4(20):296-304. DOI: 10.37586/2686-8636-4-2024-296-304. (In Rus.).
  12. On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030 and for the future until 2036. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2024 goda №309. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  13. The share of citizens over working age and disabled people receiving services within the framework of the long-term care system, in the total number of citizens over working age and disabled people in need of long-term care. Edinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya Sistema. Available from: https://www.fedstat.ru/indicator/61174 (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  14. Report on the results of a joint expert and analytical event “Analysis of the implementation of the pilot project to create a long-term care system for elderly citizens and disabled people within the framework of the federal project «Older Generation» of the national project «Demography» in 2020–2023. 2024. Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/eaa/kaugu94vira7ll2dn2u3gvc1kh0ipwhg.pdf (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  15. Sinkevich ZhV. System and types of social services. Sibirskiy yuridicheskiy vestnik 2020; 4(91). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-i-vidy-sotsialnyh-uslug (Date accessed: May 29, 2025). (In Rus.).
  16. On sending methodological recommendations on the procedure for using vehicles purchased as part of the implementation of the federal project «Development and implementation of a program of systemic support and improvement of the quality of life of older citizens. Letter of the Ministry of Health of Russia dated December 9, 2019 No. 17-1/I/1-11664. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349514/ (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  17. Methodological recommendations on the procedure for interaction of participants in the long-term care system for elderly citizens and disabled people in need of care when identifying and including citizens in need of care in this system, as well as providing citizens with social care services included in the long-term care social package. Moscow: Ministerstvo zdravookhraneniya RF, Ministerstvo truda i sotsial'noy zashchity RF; 2024. Available from: https://rgnkc.ru/fp-starshee-pokolenie/geriatricheskaya-pomosch/normativno-pravovaya-baza/4/9.pdf (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  18. Automated system “Targeted social assistance” (Unified Social Register of the Population). Available from: https://www.socit.ru/index.php/16-as-asp (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  19. On approval of the professional standard «Care Assistant». Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 31 maya 2023 g. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307060004 (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  20. On improving interdepartmental interaction of organizations that are participants in the regional long-term care system for elderly citizens and disabled people in need of care. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity naseleniya Tul'skoy oblasti i Ministerstva zdravookhraneniya Tul'skoy oblasti ot 23.11.2023 g. №693-osn/1323-osn. Available from: http://publication.pravo.gov.ru (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  21. On approval of indicators for assessing the activities of state healthcare institutions of the Tula Region participating in the implementation of the project to create long-term care for elderly citizens and disabled people in need of care in the territory of the Tula Region. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Tul'skoy oblasti ot 07.02.2024 №88-osn. Available from: https://minzdrav.tularegion.ru/about/documents/ (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  22. Interdepartmental information support for the implementation of the long-term care system in the Tyumen region. Available from: https://soc72.ru/index.php/proekty?layout=edit&id=127 (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  23. On approval of the Procedure for interdepartmental interaction of social service organizations and medical organizations as part of the implementation of the pilot project to create a long-term care system for elderly citizens and disabled people. Prikaz Departamenta sotsial'nogo razvitiya Tyumenskoy oblasti i Departamenta zdravookhraneniya Tyumenskoy oblasti ot 07.05.2021 №179-p/190. Available from: https://smarteka.com/uploads/files/2022/11/21/21634991-15d0-46a3-ac26-0d086dd7e9b2baca4bdb-1b20-498e-9723-88c88a865df0.pdf (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  24. On the creation of medical and social assistance departments in the Tyumen Region. Prikaz Departamenta sotsial'nogo razvitiya Tyumenskoy oblasti i Departamenta zdravookhraneniya Tyumenskoy oblasti ot 19 aprelya 2012 goda №183os/76-p. Available from: https://base.garant.ru/21728978/9169543187b82c93518e209701f4491b/ (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  25. Andreeva OV, Bolotnova TV, Yanina NV. Organization of medical and social assistance departments in clinics of Tyumen. Tyumenskiy meditsinskiy zhurnal 2014; 2. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-otdeleniy-mediko-sotsialnoy-pomoschi-v-poliklinikah-g-tyumeni (Date accessed: May 29, 2025). (In Rus.).
  26. Guidelines for "Organizing the Work of the Medical and Social Assistance Department." Tyumen: Department of Health of the Tyumen Region; 2019. Available from: https://dz.admtyumen.ru/OIGV/health/actions/npa.htm (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  27. Current state and prospects of socio-economic development of the Tyumen region (for the Days of the Tyumen Region in the Federation Council). Analiticheskiy vestnik 2024; 3(660). Available from: http://council.gov.ru/media/files/d94oKnf05DPiTJ1O8F2kvUll75sssNGk.pdf (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  28. Department of medical and social assistance. Available from: https://gp8.dz72.ru/company/strukturnye-podrazdeleniya/poliklinika-na-vatutina/otdelenie-mediko-sotsialnoy-pomoshchi/ (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  29. Practice of organizing medical and social assistance. Available from: https://praktiki.mednet.ru/practice/?id=32 (Date accessed: Mar 25, 2025). (In Rus.).
  30. Tretyakov AA, Perkhov VI. On medical and social integration in modern healthcare. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya 2020; 1. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/o-mediko-sotsialnoy-integratsii-v-sovremennom-zdravoohranenii (Date accessed: Mar 31, 2025). (In Rus.).
  31. Shevskiy VI, Sheyman IM, Shishkin SV. New models of primary health care: foreign experience and Russian prospects. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2022; 68(2):2. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1356/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-2-2. (In Rus.).

Дата поступления: 25.06.2025


Просмотров: 11

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 11.11.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search