О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2025 (71) arrow ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА УЧАСТКОВОГО
ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА УЧАСТКОВОГО Печать
01.11.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-10

Ходакова О.В., Бачегова Е.М., Шахова А.М., Мирошниченко А.И.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Активное развитие цифровых технологий и высокие ожидания населения относительно доступности и качества медицинских услуг требуют новых организационных подходов к оказанию первичной медико-санитарной помощи. Рационализация распределения трудовых функций между медицинскими работниками является ключевым направлением повышения эффективности системы здравоохранения, что особенно актуально в связи с выполнением национальных проектов «Продолжительная и активная жизнь» и «Новые технологии сбережения здоровья».

Цель. Разработать и научно обосновать организационные модели оказания первичной медико-санитарной медицинской помощи врачом-терапевтом участковым населению с целью повышения ее доступности и качества.

Материалы и методы. В исследовании использовались доступные материалы, релевантные цели исследования, а также нормативные правовые акты (Приказ Министерства здравоохранения от 14.04.2025 г. № 202н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», Приказ Министерства здравоохранения от 11.04.2025 № 193н "Об утверждении Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" и Федеральный закон от 21.11.2011 №323). В работе использовался метод организационного моделирования.

Результаты. Разработаны две новые организационные модели работы врача-терапевта участкового, обладающие большей пропускной способностью по сравнению с классической формой организации работы врача-терапевта участкового и обеспечивающие повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи различным категориям пациентов.

Заключение. Внедрение организационных моделей позволяет адаптировать оказание первичной медико-санитарной помощи к демографическим и инфраструктурным особенностям регионов, увеличить пропускную способность врачей-терапевтов участковых, сократить потребность во врачебных кадрах, улучшить качество и доступность медицинской помощи, в том числе обеспечить максимальный охват прикрепленного контингента профилактическими мероприятиями.

Область применения результатов. Подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты для реализации описанных организационных моделей. Возможно пилотное внедрение организационных моделей в регионах с высокой нагрузкой на медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, в том числе в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», а также разработка типовых штатных нормативов для различных организационных моделей.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь; врач-терапевт участковый; телемедицинские консультации; делегирование функций; пациенты старшего и пожилого возраста; пропускная способность.

Контактная информация: Бачегова Елена Михайловна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Ходакова О.В., Бачегова Е.М., Шахова А.М., Мирошниченко А.И. Варианты организационных моделей оказания первичной медико-санитарной помощи в работе врача-терапевта участкового. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025;

OPTIONS FOR ORGANIZATIONAL MODELS OF PRIMARY CARE DELIVERY IN THE WORK OF A DISTRICT THERAPIST
Khodakova O.V., Bachegova E.M., Shakhova A.M., Miroshnichenko A.I.
Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. Rapid advancements in digital technologies and growing expectations concerning accessibility and quality of medical services necessitate new approaches to organizing primary health care delivery. Rational distribution of labor functions among healthcare workers is key to increasing health system efficiency, which is particularly relevant in light of the implementation of national projects such as “Longevity and Active Life” and “New Technologies for Health Preservation”.

Purpose: to develop and scientifically substantiate organizational models for primary care delivery by district therapists in order to improve its accessibility and quality.

Material and methods. The study used methods of organizational modeling and content analysis based on materials from scientific electronic libraries “eLibrary”, “MedLine”, “CyberLeninka”, legal reference system “Garant”, website of the Ministry of Health of the Russian Federation, and other public-access Internet sources that met the analysis inclusion criteria (thematic relevance, full-text format).

Results: Two new organizational models of work of district therapists have been developed, which have demonstrated a higher capacity compared to standard forms of work organization, ensuring improved quality of primary health care delivery to diverse categories of patients.

Conclusion: The introduction of organizational models makes it possible to adapt primary health care delivery to the demographic and infrastructural features of the regions, increasing the capacity of district therapists, reducing the need for additional medical staff, improving quality and accessibility of medical care, including maximum coverage of the attached population with preventive measures.

Scope of Application. The introduction of organizational models can be piloted in regions with a high load on primary health care settings, including within the framework of the national project “Longevity and Active Life”, as well as the development of standard staffing norms for various organizational models.

Keywords: primary health care; district therapists; telemedicine consultations; delegation of functions; older and elderly patients; capacity.

Corresponding author: Elena M. Bachegova email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Khodakova OV,
https://orcid.org/0000-0001-8288-939X
Bachegova EM, https://orcid.org/0009-0006-9631-9244
Shakhova AM, https://orcid.org/0009-0006-9215-3953
Miroshnichenko AI, https://orcid.org/0000-0001-7288-3349
AcknowledgmentsThe study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Khodakova OV, Bachegova EM, Shakhova AM, Miroshnichenko AI. Options for organizational models of primary care delivery in the work of a district therapist. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2025; (In Rus)

Введение

В современных условиях активной цифровизации, внедрения инновационных технологий и стандартизации медицинской помощи, а также роста ожиданий пациентов в отношении доступности и качества услуг, одним из ключевых направлений развития здравоохранения как во всем мире, так и в нашей стране становится рационализация распределения трудовых функций между медицинскими работниками в пределах установленных профессиональных компетенций с целью оптимизации использования кадровых ресурсов. Именно от эффективного использования медицинских кадров как наиболее релевантных ресурсов системы здравоохранения зависит достижение стратегической цели – повышение качества и доступности медицинской помощи и функционирования всей отрасли в целом [1-4]. В Российской Федерации в 2024 году завершена реализация национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» [10]. В настоящий момент реализуются национальные проекты «Продолжительная и активная жизнь», «Новые технологии сбережения здоровья». На уровне субъектов Российской Федерации реализуется ряд региональных программ, касающихся вопросов внедрения цифровых технологий, системной реорганизации бизнес-процессов оказания медицинской помощи, а также рационального перераспределения функций между врачами и средним медицинским персоналом в рамках нормативного регулирования. В настоящее время регламент оказания первичной медико-санитарной помощи с указанием функционала медицинского персонала определён Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.04.2025 г. № 202н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (далее – Приказ №202н). Исходя из выше сказанного, в соответствии с национальными целями развития здравоохранения, именно комплексный подход к организационным решениям позволяет повысить доступность и качество первичной медико-санитарной помощи.

Цель: разработать и научно обосновать организационные модели оказания первичной медико-санитарной медицинской помощи врачом-терапевтом участковым населению с целью повышения ее доступности и качества.

Материалы и методы

В исследовании использовался метод организационного моделирования. Организационное моделирование проводилось с учетом актуальных задач по повышению доступности оказания первичной медико-санитарной помощи лицам пожилого и старческого возраста, а также вариантов применения телемедицинских технологий в рутинной практике при организации приема врача-терапевта участкового. За основу расчета принята продолжительность приема врача-терапевта участкового совместно с медицинской сестрой участковой, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога». Для формирования оптимальной структуры работы врача-терапевта участкового в организационных моделях определено минимальное число задействованных работников различной квалификации, необходимых для выполнения одного полного цикла работы. Для каждого сотрудника определены функциональные обязанности, соответствующие уровню образования и профессиональным стандартам, что позволило исключить дублирование действий и повысить эффективность работы. Также определены условия реализации по каждой организационной модели. При работе использовались доступные литературные источники, релевантные цели исследования, а также нормативные правовые акты.

Результаты

В 2024 году эксперты ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России с целью поиска решений, предусматривающих оптимизацию времени работы с пациентом и увеличение пропускной способности при осуществлении амбулаторного приема врачом-терапевтом участковым, разработали предложения для оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, опираясь на опыт Москвы и регионов [5]. В настоящий момент, в соответствии с национальными проектами развития здравоохранения, основываясь на комплексном подходе к организационным решениям, ранее проведенное исследование продолжено и доработано с целью обеспечения повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, пересмотрен и дополнен функционал врача-терапевта участкового с учетом потребностей лиц пожилого и старческого возраста, а также активного внедрения цифровых технологий.

Классическая модель. В соответствии с действующим Приказом №202н предусмотрена организация терапевтического участка с численностью 1700 человек в городских условиях и 1300 в сельской местности, первичную медико-санитарную помощь на котором оказывает врач-терапевт участковый и медицинская сестра участковая, что можно рассматривать как классическую форму организации, которая соответствует действующим нормативным правовым актам, применима для всех возрастных категорий. Функционал персонала утвержден в соответствии с профессиональными стандартами врача-терапевта участкового и медицинской сестры участковой. Схема данной модели представлена на рисунке 1.

 
Рис. 1. Схема «классической» организационной модели

Тем не менее применение данной модели в современных условиях не всегда рационально из-за временных потерь медицинским персоналом при выполнении непрофильных административных функций и дублировании функций врача и среднего медицинского персонала, например, актуализация сведений в медицинской информационной системе и приглашение на прием. Время приёма одного пациента составляет 15 минут, пропускная способность данной модели составляет 4 пациента в час, что позволяет оказать медицинскую помощь 24 пациентам за шестичасовую смену. Маршрут пациента при «классической» модели представлен на рисунке 2.

 
Рис. 2. Маршрут пациента при реализации «классической» организационной модели

Модель классическая + телемедицинские консультации. Федеральным законом от 21.11.2011 №323 ст.36.2 и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.04.2025 №193н предусмотрено оказание первичной медико-санитарной помощи с применением телемедицинских технологий. На основании вышеизложенного и с учетом стремительного развития цифровых технологий, в том числе при оказании медицинской помощи, нами была предложена организационная модель «классическая + телемедицинские консультации» (далее – «классическая + ТМК»).

В структуру данной модели включены три врача-терапевта участковых и один врач-терапевт участковый, оказывающий телемедицинские консультации (далее врач-терапевт ТМК) прикрепленному населению данных терапевтических участков, что позволяет снизить нагрузку на терапевта участкового и увеличить численность одного участка примерно на 30%, сохраняя качество и повышая доступность медицинской помощи для работающего населения. Схема модели «классическая + ТМК» представлена на рисунке 3.

 
Рис. 3. Схема организационной модели «классическая + ТМК»

Функционал врача-терапевта ТМК предусматривает назначение обследований перед очным консультированием, завершение I этапа диспансеризации и осуществление динамического наблюдения пациентов с уже установленными диагнозами хронических неинфекционных заболеваний (далее – ХНИЗ), а также проведение повторных консультаций, выписку льготных рецептов и выполнение дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов с применением цифровых сервисов. Расчетное время проведения онлайн-консультирования составляет 7,5 минут, что значительно снижает нагрузку на врача-терапевта участкового, позволяя ему больше времени уделять клинической работе. Пропускная способность модели, состоящей из трех врачей-терапевтов участковых и одного врача-терапевта, оказывающего телемедицинские консультации, составляет 20 пациентов в час, то есть нагрузка на каждого врача – 5 человек в час. Терапевтические участки, на которых работает врача-терапевт ТМК, могут быть увеличены до 2200 человек, а в сельской местности – до 1700 человек.

Преимуществами данной модели можно считать оптимизацию клиентского пути, что особенно актуально как в условиях мегаполиса, так и сельской местности за счет отсутствия временных затрат на проезд до медицинской организации, и увеличение доступности первичной медико-санитарной помощи, сокращение числа терапевтических участков в медицинской организации и расширение охвата профилактическими мероприятиями прикрепленного населения. Дополнительно медицинская организация получает преимущество за счёт функционирования телемедицинского референс-центра и/или возможности привлечения врачей-терапевтов ТМК из других учреждений.

Вместе с тем представленная модель может быть реализована при соблюдении ряда условий:

  • медицинская организация должна обладать высокой цифровой зрелостью, иметь в наличии качественное интернет-соединение и техническое обеспечение;
  • более 60% прикрепленного населения на участке должны составлять граждане трудоспособного возраста, имеющие возможность и готовые использовать гаджеты для взаимодействия с медицинским персоналом.

Кроме того, правовые нормы в настоящий момент не позволяют врачу-терапевту ТМК в полном объёме корректировать назначения и устанавливать предварительный диагноз без первичного очного осмотра у данного врача. Существуют и риски нарушения преемственности при оказании помощи. Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленное, модель «классическая + ТМК» представляется перспективной для применения в субъектах с преимущественно трудоспособным населением и достаточным уровнем цифровизации медицинских организаций. Она может стать важным инструментом для повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи в условиях нехватки врачебных кадров и местностей с низкой плотностью населения. Маршрут пациента при данном подходе изображен на рисунке 4.

 
Рис. 4. Маршрут пациента при реализации организационной модели «классическая + ТМК»

Гериатрическая модель. В условиях демографического старения населения, роста доли пациентов пожилого и старческого возраста, имеющих высокий риск полиморбидности и страдающих ХНИЗ, особое значение приобретает необходимость оказания персонифицированной помощи данной категории граждан. Экспертами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России была разработана «гериатрическая» организационная модель, которая основана на выделении терапевтического участка по обслуживанию пациентов пожилого и старческого возраста из числа прикрепленного населения к двум другим «классическим» терапевтическим участкам (примерно по 25% населения от каждого участка) с сохранением совместного приема на всех трёх участках врачей-терапевтов участковых с медицинскими сестрами участковыми и дополнительным введением медицинской сестры-координатора по уходу на гериатрическом участке. Схема организационной модели представлена на рисунке 5.

 
Рис. 5. Схема «гериатрической» организационной модели

Врач-терапевт, работающий с прикреплённым населением пожилого и старческого возраста, помимо стандартного функционала выявляет пациентов с хроническими неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями или состояниями, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, осуществляет дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациентов с гериатрическими синдромами, ХНИЗ, проводит лечение в соответствии с индивидуальным планом, посещает на дому пациентов со старческой астенией не реже 1 раза в 6 месяцев, а также осуществляет диспансерное наблюдение с применением цифровых сервисов. На терапевтическом участке врач оказывает медицинскую помощь преимущественно пациентам трудоспособного возраста, длительность приёма врача-терапевта при использовании данной организационной модели составляет 15 минут.

В структуру организационной модели включена должность медицинской сестры - координатора по уходу, чьи обязанности включают работу с пациентами, имеющими гериатрические синдромы. В ее задачи входит выявление факторов риска, профилактика падений и пролежней, включая оптимальное позиционирование пациентов в постели и их транспортировку при частичной или полной утрате способности к самообслуживанию. Кроме того, данная медицинская сестра обучает пациентов и их представителей приемам ухода и самоухода, а также осуществляет осмотр на дому пациентов со старческой астенией не реже 1 раза в квартал. Длительность приема медицинской сестры-координатора по уходу составляет 30 минут.

В «гериатрической» модели, за счёт распределения потоков пациентов, участковые терапевты получают возможность обслуживать большее количество пациентов трудоспособного возраста, численность терапевтического участка может быть увеличена до 2100 человек. Оптимальная численность прикреплённого населения на гериатрическом участке составляет 800 человек, что связано с длительностью приема и высокой трудоёмкостью работы с данной категорией пациентов. Преимуществами данной организационной модели, кроме увеличения пропускной способности, являются улучшение качества медицинской помощи пациентам всех возрастных групп, выявление и своевременное оказание медицинской помощи пациентам при наличии старческой астении и формирование долгосрочного индивидуального плана проведения профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Кроме того, наличие и деятельность медицинской сестры-координатора по уходу способствует вовлечению пациентов и их родственников в лечебный процесс. Маршрут пациента при реализации «гериатрической» модели представлен на рисунке 6.

 
Рис. 6. Маршрут пациента при реализации «гериатрической» организационной модели

Для успешного применения «гериатрической» модели расчётная численность прикрепленного населения к медицинской организации должна составлять не менее 20 000 человек, из которых 30 и более процентов составляют граждане пожилого и старческого возраста. К ограничениям по применению «гериатрической» модели относится увеличение потребности в средних медицинских работниках и материально-технических ресурсах (создание отдельного оснащенного кабинета). На наш взгляд, эта модель отвечает вызовам, связанным с увеличением продолжительности жизни и демографическим старением населения. В таблице 1 представлены организационные модели с указанием количества участников, коэффициента трудоемкости и временных затрат, где за 1,0 принят временной интервал в 15 мин – расчетное время приема врача-терапевта участкового при «классической» модели.

Таблица 1

Перечень организационных моделей с указанием количества участников, коэффициента трудоемкости и временных затрат

Название организационной модели/показатель эффективности Регистратор на входе/выходе Медицинская сестра участковая на приеме с врачом Врач-терапевт участковый Врач-терапевт кабинета телемедицинских консультаций Медицинская сестра координатор по уходу
Классическая      
Коэффициент трудоемкости функциональных обязанностей 1,0 1,0 1,0    
Время, затрачиваемое на прием одного пациента, (минуты)/ 0,5 15,0 15,0    
Классическая + ТМК          
Коэффициент трудоемкости функциональных обязанностей 1,0 1,0 1,0 0,5  
Время, затрачиваемое на прием одного пациента, (минуты)/ 0,5 15,0 15,0 7,5  
Гериатрическая          
Коэффициент трудоемкости функциональных обязанностей 1,0 1,0 1,0   2,0
Время, затрачиваемое на прием одного пациента, (минуты)/ 0,5 15,0 15,0   30,0

Примечание – * Регистраторы работают в зоне регистратуры, на первом этаже

 – немедицинский работник (регистратор) - медицинская сестра координатор по уходу

 – медицинская сестра участковая - врач-терапевт кабинета телемедицинских консультаций

 – врач-терапевт участковый

- врач-терапевт кабинета телемедицинских консультаций 

- медицинская сестра координатор по уходу 

Внедрение в работу всех предлагаемых организационных моделей требует соблюдения регламентов записи пациентов на прием, в том числе с использованием Единого портала госуслуг и региональных контакт-центров, наличия маршрутизации пациентов внутри медицинской организации по целям обращения [12].

Обсуждение полученных результатов

В последние годы одним из наиболее значимых направлений в преобразовании отечественного здравоохранения, особенно в части реализации интенсивного роста показателей организационных решений с совершенствованием ресурсосберегающих технологий, является усовершенствование медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, от функционирования которых зависит решение большого количества медико-социальных проблем. По данным В.В. Люцко и соавт. (2019), до 47% рабочего времени врача-терапевта участкового при посещении одним пациентом в амбулаторных условиях приходится на работу с медицинской документацией, что повышает риски снижения эффективности диагностики и лечения [11]. Многие авторы отмечают, что активное привлечение среднего медицинского персонала в рамках его компетенций к профилактической и санитарно-просветительской работе с населением, проведению группового и индивидуального профилактического консультирования, патронажу за определенной группой прикрепленного населения повышает доступность первичной медико-санитарной помощи и долю профилактических мероприятий в структуре её оказания [6-9]. В связи с чем необходимо дальнейшее совершенствование и разработка новых организационно-функциональных моделей оказания первичной медико-санитарной помощи для обеспечения населения качественной медицинской помощью.

Субъекты Российской Федерации (РФ) внедряют новые формы организационных решений работы участковой службы с учётом региональных особенностей. Например, в Самаре реализована модель работы комплексной терапевтической бригады, где стандартный терапевтический участок включает одного врача общей практики и трёх медицинских сестёр, работающих вместе, с четким распределением функциональных обязанностей в зависимости от контингента пациентов и целей их обращения в медицинскую организацию. В Нижнем Новгороде в работу ряда поликлиник внедрена модель, предусматривающая оказание первичной медико-санитарной помощи участковым врачом-терапевтом с организацией единого сестринского поста и созданием отдельного кабинета по организации диспансерного приема.

Учитывая разницу в количестве задействованного медицинского персонала в организационных моделях, для их сравнения и определения возможности применения в регионе, проведен расчет пропускной способности, потребности в сотрудниках медицинской организации и необходимое количество терапевтических участков на условные 20 000 прикрепленного населения (таблица 2). Расчет пропускной способности проводился по формуле:

Nпац    t    × Nспец , где 
tпр

t – время, равное 60 минутам;

tпр – время, затраченное на прием одного пациента в минутах;

Nпац – количество пациентов, получивших медицинскую услугу за час амбулаторного приема;

Nспец – количество ведущих прием специалистов в модели (отдельно для врача и среднего медицинского персонала на самостоятельном приеме).

Таблица 2

Расчет пропускной способности в зависимости от выбранной организационной модели

Название организационной модели Количество ведущих прием медработников в модели Общее число участников в модели Численность прикрепленного населения на 1 терапевтический участок, чел Число обслуживаемого населения на 1 модель, чел Нормативная пропускная способность
на 1 врача в час, чел/час
Нормативная
пропускная способность модели в час, чел/час
Сравнительная характеристика пропускной способности при одинаковой численности прикрепленного населения к медицинской организации (20 тыс. человек)
число участков число моделей пропускная способность модели в час, чел/час пропускная способность модели в смену (6 часов), чел/смена
врачей медицинских сестёр, медицинских сестёр (уровень бакалавриата)/ фельдшер медицинских сестер на приме с врачом/сестринский пост
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Классическая 1 0 1 2 1700 1700 4 4 12 12 48 288
Классическая + ТМК 3+1 0 3 7 2200 6600 5 20 9 3 60 360
Гериатрическая 3 1 3 7 2100
800
5000 4 14 12 4 56 336

Анализ рассмотренных организационных моделей на условные 20 000 прикрепленного населения показал, что наибольшей пропускной способностью обладает «классическая + ТМК» модель, при использовании которой появляется возможность оказывать первичную медико-санитарную помощь большему числу пациентов, при таком же, как и в «классической модели», количестве врачей. Повышение качества оказания первичной медико-санитарной помощи для различных категорий пациентов обеспечивают обе предлагаемые организационные модели. Для внедрения описанных организационных моделей требуется внесение изменений в нормативные правовые акты:

  • Приказ Министерства здравоохранения от 14.04.2025 г. № 202н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» предлагается дополнить описанием предложенных моделей организации работы с пересмотром рекомендуемых нормативов штатной численности подразделений медицинской организации, состава помещений медицинской организации, а также рекомендуемой численности принятых на обслуживание граждан на участках, видов участков;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 №323 ст.36.2 п.2 дополнить цели проведения ТМК: продление, закрытие листка нетрудоспособности, закрытие 1 этапа диспансеризации при отсутствии оснований для проведения 2 этапа диспансеризации, осуществление взаимодействия с пациентом в рамках диспансерного наблюдения, в том числе в части выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения; в п. 3. указать, что при проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления диагноза назначения лечения им «или иным врачом этой же медицинской организации» на очном приеме (осмотре, консультации);
  • Приказ Министерства здравоохранения от 11.04.2025 № 193н "Об утверждении Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" п. 3. дополнить цели проведения ТМК: продление, закрытие листка нетрудоспособности; закрытие 1 этапа диспансеризации при отсутствии оснований для проведения 2 этапа диспансеризации; осуществление взаимодействия с пациентом в рамках диспансерного наблюдения, в том числе в части выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения.; п. 38. дополнить тем, что при проведении консультаций, указанных в подпункте «в» пункта 14 настоящего Порядка, лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного пациенту лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения (далее – лекарственные препараты) в форме электронного документа, при условии установления лечащим врачом «или иным врачом этой же медицинской организации» диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме (осмотре, консультации).

Также для применения предложенных организационных моделей необходим пересмотр потребности в медицинском персонале, создание дополнительных кабинетов оказания медицинской помощи и продолжение развития изучения и повышения уровня цифровой зрелости медицинских организаций.

В перспективе возможно пилотное внедрение организационных моделей в регионах с высокой нагрузкой на первичную медико-санитарную помощь, в том числе в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», а также разработку типовых штатных нормативов для различных организационных моделей.

Заключение

Разработаны две новые организационные модели оказания первичной медико-санитарной помощи в работе врача-терапевта участкового. Подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты для реализации описанных организационных моделей. Внедрение предлагаемых организационных моделей способствует повышению доступности первичной медико-санитарной помощи населению с учётом демографических и инфраструктурных особенностей регионов обеспечивает эффективное использование кадровых ресурсов, увеличивая производительность труда врачей и средних медицинских работников, одновременно сокращая потребность во врачебных кадрах. Результатом применения организационных моделей является улучшение качества и доступности медицинской помощи, в том числе максимальный охват прикрепленного контингента профилактическими мероприятиями.

Практическим значением применения организационных моделей является четкое распределение функциональных обязанностей между медицинскими и немедицинскими работниками, исключающее дублирование, что позволяет обеспечить рациональное использование рабочего времени сотрудников и пациентов, увеличить пропускную способность приема врача-терапевта участкового в час и снизить потребность во врачебном персонале. Выбор организационной модели зависит от многих факторов: фактической численности медицинского и немедицинского персонала, участвующего в оказании первичной медико-санитарной помощи, уровня цифровой зрелости и функциональных возможностей медицинской информационной системы медицинской организации, численности и соотношения возрастных групп прикрепленного населения.

Библиография

  1. Власова О.В. Трудовые ресурсы как критерий качества оказания медицинской помощи в РФ. Иннов: электронный научный журнал 2018; 6 (39):31.
  2. Зюкин Д.А., Беляев С.А. Оптимизация системы управления медицинскими кадрами региона. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2016; 11(6):1145–1148.
  3. Сергеева Н.М. Направления обеспечения укомплектованности персоналом в медицинском учреждении. Карельский научный журнал 2017; 6 (4):293–296.
  4. Михайлова Е.В. Национальные проекты в решении проблемы обеспеченности регионов квалифицированными медицинскими кадрами. Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова 2008; 3(39):74–76.
  5. Ходакова О.В., Богданова Т.Г., Шахова А.М. Организационные модели амбулаторного приема врача-терапевта участкового. Профилактическая и клиническая медицина 2024; 4 (93):81-93.
  6. Сон И.М., Крякова М.Ю., Меньшикова Л.И., Введенский Г.Г., Купеева И.А., Каракулина Е.В. Мнение специалистов и пациентов об организации оказания первичной медико-санитарной помощи и предложения по её совершенствованию. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2023; 4:1027–1047. DOI 10.24412/2312-2935-2023-4-1027-1048
  7. Ефимикова Ю.О., Евстафьева Ю.В., Ходакова О.В. Характеристика врачебных кадровых ресурсов в государственной системе здравоохранения региона. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2024; 32(5): 998–1005.
  8. Ходакова О.В., Сенотрусова Ю.Е., Деев И.А., Кобякова О.С. Кадровое обеспечение врачами в первичном звене здравоохранения в России. Здравоохранение Российской Федерации 2023; 67 (6):463–470. DOI 10.47470/0044-197X-2023-67-6-463-470
  9. Шевский В.И., Шейман И.М., Шишкин С.В. Новые модели первичной медико-санитарной помощи: зарубежный опыт и российские перспективы. Социальные аспекты здоровья населения 2022; 68 (2):2. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-68-2-2
  10. Коновалов О.Е., Зудин А.Б., Позднякова М.А., Серов Д.В., Васильева Т.П. Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи и профилактики хронических неинфекционных заболеваний у взрослого населения мегаполиса. Нижний Новгород: «Издательский салон» ИП Гладкова О.В., 2022. 156 с. 
  11. Люцко В.В., Сон И.М., Иванова М.А., Дежурный Л.И., Кудрина В.Г. Затраты рабочего времени врачей-терапевтов участковых при посещении одним пациентом. Терапевтический архив 2019; (1):19-23.
  12. Организация записи на прием к врачу, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг и единые региональные кол-центры (издание третье, переработанное и дополненное). Методические рекомендации N 12-23. Утверждены ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Министерства здравоохранения РФ 27 сентября 2023 г. DOI: 10.21045/978-5-94116-135-5-2023. Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407868383/ (Дата обращения 18.08.2025)

References

  1. Vlasova O.V. Labor resources as a criterion for the quality of medical care provision in the Russian Federation. Innov: elektronnyy nauchnyy zhurnal 2018; 6 (39):31.
  2. Zjukin D.A., Beljaev S.A. Optimizacija sistemy upravlenija medicinskimi kadrami regiona (Optimization of regional medical personnel management system). Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij 2016; 11(6):1145–1148.
  3. Sergeeva N.M. Napravlenija obespechenija ukomplektovannosti personalom v medicinskom uchrezhdenii (Directions for ensuring staffing completeness in a healthcare institution). Karel'skij nauchnyj zhurnal 2017; 6 (4):293–296.
  4. Mikhaylova E.V. Natsional'nye proekty v reshenii problemy obespechennosti regionov kvalifitsirovannymi meditsinskimi kadrami (National projects addressing the issue of qualified medical personnel availability in regions). Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta imeni M.T. Kalashnikova 2008; 3(39):74–76.
  5. Khodakova O.V., Bogdanova T.G., Shakhova A.M. Organizatsionnye modeli ambulatornogo priema vracha-terapevta uchastkovogo (Organizational models of outpatient reception by district general practitioner). Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina 2024; 4 (93):81-93.
  6. Son I.M., Kryakova M.Yu., Men'shikova L.I., Vvedenskiy G.G., Kupeeva I.A., Karakulina E.V. Mnenie spetsialistov i patsientov ob organizatsii okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi i predlozheniya po ee sovershenstvovaniyu (Opinions of specialists and patients regarding the organization of primary health care delivery and proposals for its improvement). Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2023; 4:1027–1047. DOI 10.24412/2312-2935-2023-4-1027-1048
  7. Efimikova Yu.O., Evstaf'eva Yu.V., Khodakova O.V. Kharakteristika vrachebnykh kadrovykh resursov v gosudarstvennoy sisteme zdravookhraneniya regiona (Characteristics of physician workforce resources in the state healthcare system of the region). Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2024; 32(5): 998–1005.
  8. Khodakova O.V., Senotrusova Yu.E., Deev I.A., Kobyakova O.S. Kadrovoe obespechenie vrachami v pervichnom zvene zdravookhraneniya v Rossii (Personnel provision with physicians at the primary level of healthcare in Russia). Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2023; 67 (6):463–470. DOI 10.47470/0044-197X-2023-67-6-463-470
  9. Shevskiy V.I., Sheyman I.M., Shishkin S.V. Novye modeli pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi: zarubezhnyy opyt i rossiyskie perspektivy (New Models of Primary Health Care: International Experience and Russian Prospects). Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya 2022; 68 (2):2. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-68-2-2
  10. Konovalov O.E., Zudin A.B., Pozdnyakova M.A., Serov D.V., Vasil'eva T.P. Sovershenstvovanie ambulatorno-poliklinicheskoy pomoshchi i profilaktiki khronicheskikh neinfektsionnykh zabolevaniy u vzroslogo naseleniya megapolisa (Improving Ambulatory-Clinical Services and Prevention of Chronic Non-communicable Diseases among Adult Population in a Megacity). Nizhniy Novgorod: «Izdatel'skiy salon» IP Gladkova O.V., 2022. 156 s.
  11. Lyutsko V.V., Son I.M., Ivanova M.A., Dezhurnyy L.I., Kudrina V.G. Work time expenditures of district general practitioners during one patient visit. Terapevticheskiy arkhiv 2019; (1):19-23.
  12. Organization of appointment booking with a doctor, including through the Unified State and Municipal Services Portal and unified regional call centers (third edition, revised and supplemented. Metodicheskie rekomendatsii N 12-23. Utverzhdeny FGBU "TsNIIOIZ" Ministerstva zdravookhraneniya RF 27 sentyabrya 2023 g. DOI: 10.21045/978-5-94116-135-5-2023. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407868383/ (Date accessed: 18.08.2025).

Дата поступления: 24.09.2025


Просмотров: 49

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 11.11.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search