| МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ ЗАКУПОК МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГАСТРОСКОПОВ |
|
| 01.11.2025 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-15
Баландина Л.С. Резюме Актуальность. Совершенствование оказания медицинской помощи населению, развитие материально-технической базы медицинских организаций требует вложения больших финансовых средств. Одной из задач государственного управления здравоохранением является определение объемов финансирования, необходимых для приобретения медицинского оборудования и рациональное распределение выделенных бюджетов с целью обеспечения равной доступности медицинской помощи для населения. В данной работе предложены подходы к определению потребности в закупках диагностического эндоскопического оборудования в рамках отдельного субъекта Российской Федерации для оптимизации распределения выделенных бюджетов между конкретными медицинскими организациями. Цель. Разработать методические подходы к комплексной оценке потребности в проведении закупок диагностического эндоскопического оборудования в рамках отдельного субъекта Российской Федерации. Материалы и методы. Исследование проводилось на основании информации, собираемой на основе официальной статистической формы ФСН № 30 «Сведения о медицинской организации» (далее – форма ФСН №30). В качестве методов исследования в работе использованы статистические, математические и описательные методы, в том числе АВС-анализ. Результаты. На основе данных формы отраслевого статистического наблюдения №30 рассчитан рейтинг приоритетности закупок среди медицинских организаций одного уровня с учетом наличия, возраста, нагрузки и текущего состояния медицинского оборудования. Заключение. Разработанная методика дает возможность оптимизировать затраты на приобретение нового оборудования с учётом принципа равной доступности медицинской помощи для населения. Область применения результатов. Изложенные в работе методические подходы могут применяться на региональном уровне в рамках отдельного субъекта Российской Федерации при сопоставлении медицинских организаций схожей структуры, целей и задач. Ключевые слова: медицинское оборудование, эндоскопическое диагностическое оборудование, гастроскоп, планирование закупок.
Контактная информация: Баландина Людмила
Сергеевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
METHODOLOGICAL APPROACHES TO PLANNING THE PURCHASE OF MEDICAL
EQUIPMENT FOR A SEPARATE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION USING THE
EXAMPLE OF GASTROSCOPE Abstract Significance. Improving the provision of medical care, developing the material and technical base of medical organizations requires large financial investments. One of the tasks of public health management is to determine the amount of funding required to purchase medical equipment and rationally distribute the allocated budgets in order to ensure equal access to medical care for the population. The article describes approaches to determining the need for procurement of endoscopic diagnostic equipment using gastroscopes as an example within one subject of the Russian Federation. The developed methodology makes it possible to optimize the costs of acquiring new equipment while maintaining the principle of equal accessibility of medical care for the population. Purpose. To develop methodological approaches to a comprehensive assessment of the need for procurement of diagnostic endoscopic equipment within one subject of the Russian Federation. Materials and methods. The study was conducted based on the structure of information collected on the basis of the official statistical form FSN No. 30 "Information on a medical organization" (hereinafter referred to as Form FSN No. 30). Statistical, mathematical and descriptive methods, including ABC analysis, were used as research methods in the work. Results. The ranking of procurement priorities among medical organizations of the same level was calculated taking into account the availability, age, workload, and current state of endoscopic equipment. Conclusion. The developed methodology makes it possible to optimize the costs of purchasing new equipment, taking into account the principle of equal accessibility of medical care for the population. Scope of application of the results. Methodological approaches can be applied at the regional level within a one subject of the Russian Federation when comparing medical organizations with similar structures, goals and objectives. Keywords: medical equipment; endoscopic diagnostic equipment; gastroscope; procurement planning.
Corresponding author: Lyudmila S.
Balandina, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение В настоящее время Счетная палата РФ [1] уделяет большое внимание оценке эффективности результатов закупочной деятельности субъектов Российской Федерации (РФ) в части медицинского оборудования. Регулярный мониторинг показателей наличия, достаточности и работоспособности материально-технической инфраструктуры учреждений здравоохранения позволяет совершенствовать подходы к планированию и проведению закупочной деятельности по оснащению медицинских организаций современным медицинским оборудованием. Умелая и эффективная организация такого мониторинга является важнейшим направлением работы федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и способствует повышению качества и доступности медицинской помощи населению субъектов Российской Федерации. В последние годы при реализации федеральных проектов «Модернизация первичного звена здравоохранения», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и других, входящих в национальный проект «Здравоохранение», парк диагностического и лечебного медицинского оборудования медицинских организаций был существенно обновлен и расширен [2-7]. За 2019–2023 годы зафиксировано стабильное увеличение количества эндоскопического диагностического оборудования, а изношенное и морально устаревшее оборудование в рамках переоснащения постепенно выводилось из эксплуатации, о чем свидетельствует уменьшение доли эндоскопического оборудования со сроком эксплуатации более пяти лет. Но при этом существует значительная разница в оснащении медицинским оборудованием субъектов РФ по наличию аппаратуры, сроку ее эксплуатации и степени нагрузки. При углубленном изучении статистических данных в рамках отдельных регионов такие же значительные различия обнаруживаются между медицинскими организациями внутри субъектов РФ. При планировании закупок оборудования в рамках выделенных бюджетов необходимо стремиться к сокращению этих различий для обеспечения равного доступа населения к медицинским услугам. Целью исследования является разработка методических подходов к комплексной оценке потребности для планирования закупок диагностического эндоскопического оборудования в рамках отдельного субъекта Российской Федерации, которые включают: 1) выбор показателей, отражающих наличие, достаточность и работоспособность эндоскопического оборудования для верхних отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), 2) алгоритм их применения (методика) для формирования рейтинга приоритетности в проведении закупок медицинского оборудования, 3) рекомендации и примеры по применению методики для оценки конкретных медицинских организаций. Материалы и методы В рамках данного исследования проводился анализ наличия и состояния эндоскопического оборудования для верхних отделов желудочно-кишечного тракта (гастроскопы) с учетом особенностей статистической информации, включенной в ФФСН № 30, с использованием данных Росстата о количестве населения субъектов Российской Федерации. Для проведения тестовых расчетов использовались статистические данные по медицинским организациям в отдельном субъекте РФ с населением чуть более 500 тысяч за 2024 год. Проведенный системный анализ нормативной базы, регламентирующей деятельность врача-эндоскописта, показывается что в ни только что признанным устаревшим приказе Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований» № 974н от 06.12.2017 г., ни в действующем на настоящий момент №206н от 14.04.2025 г. не закреплены точные временные нормативы на проведение диагностических эндоскопических исследований [8-11]. Также на настоящий момент нет четких регламентов и методических рекомендаций по проведению диагностических исследований в различных половозрастных группах населения, поэтому нет возможности рассчитать минимально необходимое количество эндоскопов и их потенциальную загруженность в абсолютных значениях [12]. По этим причинам был выбран путь сравнительной оценки медицинских организаций, расположенных на территории отдельного субъекта РФ, между собой для выявления наименее обеспеченных и нуждающихся в обновлении и/или расширении парка имеющегося эндоскопического оборудования. По сочетанию значений выбранных показателей все медицинские организации разделяются на три группы: 1) с критическими значениями в плане наличия и работоспособности эндоскопического оборудования; 2) с показателями, приближенными к средним значениям по всей совокупности изучаемых объектов; 3) с показателями, характеризующим состояние как благополучное (выше среднего). Медицинским организациям, входящим в первую группу, необходимо уделить внимание с точки зрения улучшения ситуации с обеспеченностью оборудованием с целью «подтягивания» к общему среднему уровню. Население, прикрепленное к этим медицинским организациям, должно иметь доступ к медицинским услугам такого же уровня, как и в соседних районах. Подробный анализ текущей ситуации с оснащенностью диагностическим эндоскопическим оборудованием на федеральном уровне проведен в работе Обуховой О.В. и соавт. (2024) «Результаты оценки эффективности использования эндоскопических аппаратов в медицинских организациях субъектов Российской Федерации за период 2016–2022 годов» [2]. В основу предлагаемой в этой публикации методики легли подходы из вышеназванной работы, адаптированные к уровню отдельного субъекта РФ. В качестве наиболее важных с точки зрения планирования закупок можно выделить такие показатели: а) количество аппаратов на душу населения, наблюдается существенная разница в оснащении оборудованием между субъектами РФ; б) срок эксплуатации имеющегося оборудования, так как с его увеличением возрастает вероятность поломок и технических неисправностей, растёт время простоя и затраты на поддержание работоспособности оборудования; в) нагрузка на действующий аппарат, так как при высокой степени эксплуатации оборудование быстрее изнашивается и чаще выходит из строя. Особую роль в современной медицине начинают играть цифровые технологии, телемедицина, удаленные консультации, получение «второго» мнения, их роли и развитию уделено большое внимание в «Методических рекомендациях по оснащению и проведению эндоскопических исследований», утвержденных в 2023 году, поэтому очень важно увеличивать долю видеогастроскопов в медицинских организациях всех уровней и постепенно довести её до 100% [13,14]. Соответственно, одним из важных показателей готовности лечебного учреждения следовать современным стандартам диагностики является информация о наличии и количестве видеоэндоскопических систем. В последние годы многие исследователи стали уделять особое внимание наличию и доле эндоскопического видеооборудования как важным параметрам для оценки работы эндоскопической службы в целом [15]. Результаты Для формирования итоговых приоритетов по проведению закупок выбраны следующие показатели:
По каждому показателю формируется балльная оценка от 0 до 2. Для формирования балльных оценок выделяется три интервала значений. Границы интервалов: ГРмин{ГР}_{мин} и ГРмакс{ГР}_{макс} для присвоения базового балла, равного единице, рассчитываются по формулам:
где: Для первых двух показателей ПП1 и ПП2 применяется следующая схема расчетов: при значении показателя ниже ГРмин, в отношении вида исследуемого эндоскопического оборудования присваивается базовый балл, равный нулю (=0). При значении показателя выше ГРмакс, в отношении вида исследуемого эндоскопического оборудования присваивается базовый балл, равный двум (=2). Для следующих трех показателей ПП3-ПП5 («Обеспеченность оборудованием на 100 тысяч населения», «Доля гастроскопов», «Доля действующих аппаратов») расчет проводится в обратном порядке: при значении показателя ниже ГРмин, в отношении вида исследуемого эндоскопического оборудования присваивается базовый балл, равный двум (=2). При значении показателя выше ГРмакс, в отношении вида исследуемого эндоскопического оборудования присваивается базовый балл, равный нулю (=0). Если значения показателя высокие, это означает, что медицинская организация хорошо оснащена аппаратурой, поэтому приоритет в проведении дополнительных закупок должен быть равен нулю. Если для конкретной медицинской организации не заполнено поле «Количество прикрепленного населения», это значение рассчитывается исходя из структуры медицинских организаций изучаемого субъекта РФ. Например, для областной клинической больницы могут быть использованы следующие варианты: а) количество взрослого населения субъекта РФ; б) количество взрослого населения субъекта РФ за вычетом количества прикрепленного населения к городской клинической больнице регионального центра (при ее наличии); в) количество коек, умноженное на средний коэффициент соотношения коечного фонда и прикрепленного населения в целом по изучаемому субъекту РФ и другие варианты. Интегральная оценка медицинской организации (далее – интегральная оценка) формируется как сумма баллов по всем входящим в нее показателям с весовыми коэффициентами, весовые коэффициенты определяются экспертным методом (Таблица 1). Таблица 1 Перечень показателей для построения рейтинга медицинских организаций по приоритетности проведения закупок
В качестве примера применения выделенных показателей для определения приоритетов при проведении закупок можно рассмотреть расчетные результаты по одному из субъектов Российской федерации с населением чуть более 500 тысяч, в анализе по этому субъекту участвовало 27 медицинских организаций. При проведении анализа полученных результатов по показателю ПП3 (Обеспеченность), который рассчитывается как количество аппаратов на 100 тысяч прикрепленного населения, необходимо учитывать политику изучаемого региона по формированию и распределению парка диагностического оборудования. Например, может быть принято решение сосредоточить значительную часть диагностики в крупных областных городах, а обслуживание населения отдаленных районов организовать с помощью мобильных комплексов. Также понятно, что потребности специализированного онкологического диспансера (ОНКО) или клинической больницы регионального значения с большим стационаром (ОКБ) по обеспечению оборудованием совершенно иные, чем потребности районных больниц (ЦРБ) или городских поликлиник (ГП). Поэтому данный показатель имеет смысл рассматривать внутри групп медицинских организаций, сопоставимых по своим задачам и характеристикам. В таблице 2 приведены показатели (расчетные значения и итоговые баллы) по группе центральных районных больниц, находящихся на территории изучаемого субъекта РФ. Таблица 2 Показатели по группе центральных районных больниц на территории изучаемого субъекта Российской Федерации, 2024 год
Интегральную оценку более 8 баллов, что означает высокую потребность в проведении закупок, получили три медицинских организации – ЦРБ 06, ЦРБ 11, ЦРБ 13. Первое место в рейтинге (10 баллов) занимает одна из центральных районных больниц (ЦРБ 06), у которой на конец 2024 года из двух гастроскопов оба числились недействующими (при расчетах нагрузки на аппарат условились считать, что один все-таки действовал некоторое время в течение года, поскольку диагностические исследования проводились). Эта ЦРБ получила по четырем показателям высокие баллы, то есть имеется высокая нагрузка на существующие аппараты, у гастроскопов большой срок эксплуатации и обеспеченность на душу населения ниже, чем в среднем по региону. Две ЦРБ (11 и 13) с интегральной оценкой 8 баллов имеют высокую долю оборудования с большим сроком эксплуатации (ПП1=50%), низкую долю видеогастроскопов (ПП4=50%) и некоторое количество недействующих аппаратов. На основе полученной информации можно дать рекомендации организаторам здравоохранения данного региона обратить внимание на ситуацию с ремонтом и работоспособностью оборудования в ЦРБ 06, при этом при планировании закупок гастроскопов учесть большой срок эксплуатации и морально устаревшее оборудование в ЦРБ 11 и ЦРБ 13. В таблице 3 приведены показатели (расчетные значения и итоговые баллы) по 6 медицинским организациям, получившим минимальные баллы по приоритетности в проведении закупок (5 и менее). Таблица 3 Медицинские организации, получившие низкие баллы по рейтингу приоритетности проведения закупок, 2024 год
Минимальные значения интегральной оценки у регионального Госпиталя ветеранов войн, который достаточно хорошо обеспечен гастроскопами в пересчете на прикрепленное к нему население. Практически у всех медицинских организаций все аппараты являются действующими (табл. 3). С точки зрения улучшения ситуации в этих медицинских организациях можно рекомендовать увеличить количество гастроскопов в ЦРБ 05 и ЦРБ 06, судя по отсутствию старых аппаратов (ПП1), в этих ЦРБ в последнее время проводились закупки оборудования. В ЦРБ 09 имеет смысл запланировать приобретение видеогастроскопа (ПП4=2). Обсуждение полученных результатов В предлагаемом алгоритме расчета Интегральной оценки участвует показатель ПП5 (доля действующих аппаратов), хотя в работе Обуховой О.В. и соавт. (2024) [2] этот показатель отнесен к показателям оценки эффективности, но его можно применять и при оценке потребности в проведении закупок. Низкая доля действующих аппаратов свидетельствует о проблемах с работоспособностью и ремонтопригодностью существующей аппаратуры и приводит к снижению возможностей для населения своевременно пройти необходимую диагностику. Отсутствие хотя бы одного работающего аппарата критично для медицинских организаций с небольшим парком эндоскопического оборудования, поэтому может быть принято решение о приобретении нового аппарата, пока неработающий будет находиться на ремонте. Однако перед принятием решения о проведении закупок нового оборудования в таких медицинских организациях следует разобраться, можно ли привести имеющееся оборудование в рабочее состояние или его надо списать и рассматривать как отсутствующее. Для крупных медицинских организаций значения этого показателя не являются столь критическими, поэтому для методики на федеральном уровне он не входит в список показателей для определения приоритетности закупок. По действующим на данный момент Методическим указаниям Роспотребнадзора от 25 ноября 2022 года [16] при расчете количества необходимых эндоскопов необходимо учитывать среднее значение цикла обработки эндоскопов в моечных-дезинфекционных машинах (далее МДМ), временной норматив на проведение исследования, продолжительность рабочей смены, планируемое количество исследований. Как уже обсуждалось ранее, в настоящее время нет действующих временных нормативов на проведение исследований, количество рабочих смен регламентируется региональными законодательствами и может отличаться как между субъектами РФ, так и между медицинскими организациями в рамках одного региона. Важной составляющей качества и пропускной способности эндоскопических подразделений является организация цикла обработки эндоскопов, наличие достаточного количества автоматических моечных машин, специализированных шкафов для сушки и хранения. Сниженная нагрузка на эндоскопы может быть обусловлена в том числе и недостаточным количеством или техническим состоянием моечно-дезинфекционных машин. В результате применения предложенной авторами формулы расчета было получено, что количество необходимой диагностической аппаратуры напрямую зависит от пропускной способности МДМ и ограничено возможностями существующих МДМ. В предлагаемой методике приоритет отдается обеспечению граждан РФ равным доступом к получению диагностических услуг, фокус внимания переносится на текущее техническое состояние диагностической аппаратуры, срок ее эксплуатации и загруженность. Показано, что при оценке парка МДМ следует учитывать необходимость обеспечения обработки имеющегося эндоскопического оборудования. Заключение Предлагаемые методические подходы формирования рейтинга приоритетности проведения закупок эндоскопического диагностического оборудования дают возможность выделить из перечня медицинских организаций субъекта Российской Федерации те организации, в которых ситуация с работоспособностью, нагрузкой и наличием эндоскопического оборудования наиболее сложная и требует принятия своевременных решений по закупкам медицинского оборудования. Это позволяет оптимизировать затраты на приобретение нового оборудования с учётом принципа равной доступности медицинской помощи. При планировании закупок важно учитывать реальные потребности в медицинском оборудовании и текущую ситуацию с его наличием, загруженностью и работоспособностью. Библиография
References
Дата поступления: 15.09.2025 Просмотров: 14
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Последнее обновление ( 05.11.2025 г. ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| « Пред. | След. » |
|---|









