О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ И РЕЖИМ СНА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Печать
01.11.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-21

Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н., Балашова М.Е.
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Саратов, Россия

Резюме

Актуальность. Интеграция цифровых технологий во все сферы человеческой деятельности привела к существенным трансформациям в функционировании общества, изменилась социальная среда. Пандемия новой коронавирусной инфекции 2020 – 2023 годов оказала глубокое влияние на социально-экономическую ситуацию, спровоцировав как позитивные, так и негативные последствия. Население многих стран, включая Россию, находилось на самоизоляции с целью безопасности и предотвращения распространения пандемии. В значительной мере это коснулось студенческой молодежи. Переход на дистанционное обучение, вызванный резким изменением структуры и организации привычного образовательного процесса, повлек за собой ряд сложностей. Эти трудности были связаны как с адаптацией к новым формам получения образования, где дистанционные информационные технологии стали основным инструментом для усвоения материала, так и с необходимостью перестройки рабочего графика и повседневной жизни. Как следствие, у студентов возросли тревожность и дневная сонливость, а также участились случаи депрессии.

Цель. Оценить влияние информатизации и цифровизации профессионального обучения на психоэмоциональный статус студентов медицинского вуза, а также на уровень дневной сонливости как показателя риска развития у них тревожно-депрессивных состояний.

Материалы и методы. В настоящем исследовании были задействованы 303 студента 4-6 курсов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» МЗ РФ, из них 48 (16%) - юношей и 255 (84%) – девушек (возраст 21–25 лет). Для оценки психоэмоционального состояния использовались стандартизированные шкалы: шкала тревожности и депрессии (HADS), опросник восприятия стресса (PSS-10), анкета состояния здоровья (PHQ-9). Режим сна оценивался с помощью Питтсбургского индекса качества сна (PSQI) и дневников сна. В дополнение к использованным стандартизированным методикам, в рамках данного исследования была разработана оригинальная анкета, предназначенная для комплексной оценки динамики психологического статуса, субъективных характеристик сна и распространенности дневной гиперсомнии среди студентов, а также выявления специфических предикторов развития тревожно-депрессивного синдрома у студенческой молодежи в условиях вынужденного перехода к дистанционному профессиональному обучению, обусловленного пандемией, и в период последующей реинтеграции в традиционную очную форму обучения. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программного обеспечения SPSS 27.0.

Результаты. Установлено, что дистанционно обучающиеся студенты имели высокий уровень тревожности (среднее значение HADS-Anxiety: 10,2 ± 3,1) и стресса (PSS-10: 22,8 ± 5,4). У четверти (26,4%) опрошенных студентов-медиков отсутствовали признаки депрессивных расстройств, однако у более половины (51,5%) респондентов были выявлены минимальный или легкий уровень депрессии, у 12,5% - умеренный уровень, у 6,3% - отмечались симптомы, свойственные тяжелой депрессии. У подавляющего большинства (75%) респондентов отмечался высокий уровень распространенности дневной сонливости и преобладала аномальная ее степень. Участники исследования, испытывающие дневную гиперсомнию, демонстрировали достоверно более высокую склонность к тревожным и депрессивным расстройствам по сравнению с теми лицами, у кого сонливость была выражена в меньшей степени (74% против 63,5%).

Заключение. Пандемия и переход на дистанционное обучение спровоцировали серьезные проблемы с психическим здоровьем у студентов-медиков старших курсов, проявляющиеся увеличением тревожно-депрессивных состояний различной степени тяжести, нарушениями режима сна и увеличением распространенности дневной сонливости.

Ключевые слова: студенческая молодежь; цифровизация профессионального обучения; дистанционное обучение; психологический профиль; дневная сонливость; гиперсомния; студенты – медики.

Контактная информация: Беляева Юлия Николаевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования:
Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н., Балашова М.Е. Влияние цифровизации профессионального обучения на психоэмоциональный профиль и режим сна студентов медицинского вуза. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025; 71(5):21. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1854/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-21

THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF VOCATIONAL TRAINING ON THE PSYCHO-EMOTIONAL PROFILE AND SLEEP PATTERNS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
Belyaeva Yu., Shemetova G.N., Balashova M.E.
Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russia

Abstract

Significance. The integration of digital technologies into all spheres of human activity has led to significant transformations in the functioning of society and the social environment. The pandemic of the new coronavirus infection in 2020-2023 had a profound impact on the socio-economic situation, provoking both positive and negative consequences. The population of many countries, including Russia, was self-isolating in order to ensure safety and prevent the spread of the pandemic. To a large extent, this has affected the student youth. The transition to distance learning, caused by a drastic change in the structure and organization of the usual educational process, entailed a number of difficulties. These difficulties were associated both with adapting to new forms of education, where remote information technologies have become the main tool for learning the material, and with the need to restructure work schedules and daily life. As a result, students experienced increased anxiety and daytime sleepiness, as well as increased cases of depression.

Purpose. A study of the impact of computerization and digitalization of vocational training on the psycho-emotional status of medical university students, as well as on daytime sleepiness as an indicator of their risk of developing anxiety and depressive states.

Materials and methods. The study involved 303 students of 4-6 courses of the Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky of the Ministry of Health of the Russian Federation. These were 48 (16%) boys and 255 (84%) girls (ages 21-25). Standardized scales were used to assess the psychoemotional state: the Anxiety and Depression Scale (HADS), the stress Perception questionnaire (PSS-10), and the health status questionnaire (PHQ-9). Sleep patterns were assessed using the Pittsburgh Sleep Quality Index (PSQI) and sleep diaries. In addition to the standardized methods used, an original questionnaire was developed within the framework of this study to comprehensively assess the dynamics of psychological status, subjective sleep characteristics and the prevalence of daytime hypersomnia among students. The questionnaire questions revealed specific predictors of the development of anxiety-depressive syndrome in students during the transition to distance professional education and during the subsequent reintegration into the traditional form of education. Statistical data processing was carried out using the SPSS 27.0 software.

Results. It was found that distance learning students had high levels of anxiety (average HADS-Anxiety: 10.2 ± 3.1) and stress (PSS-10: 22.8 ± 5.4). A quarter (26.4%) of medical students had no signs of depressive disorders, however, more than half (51.5%) of respondents had minimal or mild depression, 12.5% had moderate depression, and 6.3% had symptoms typical of severe depression. The vast majority (75%) of respondents had a high prevalence of daytime sleepiness and an abnormal degree of it prevailed. The study participants experiencing daytime hypersomnia demonstrated a significantly higher tendency to anxiety and depressive disorders compared with those with less pronounced drowsiness (74% vs. 63.5%).

Conclusion. The pandemic and the transition to distance learning have provoked serious mental health problems among the university's senior medical students. This was manifested by an increase in anxiety-depressive states of varying severity, sleep disorders, and an increase in the prevalence of daytime sleepiness.

Keywords: student youth; digitalization of vocational training; distance learning; psychological profile; daytime sleepiness; hypersomnia; medical students.

Corresponding author: Yulia N. Belyaeva, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
BelyaevaYuN, https://orcid.org/0000-0001-8893-1907
Shemetova GN, https://orcid.org/0000-0001-9290-5330
Balashova M.E, https://orcid.org/0000-0002-4301-0845
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Belyaeva Yu.N., Shemetova G.N., Balashova M.E. The impact of digitalization of vocational training on the psycho-emotional profile and sleep patterns of medical university students. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2025; 71(5):21. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1854/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-21 (In Rus).

Введение

В условиях интегрирующейся в различные виды деятельности человека цифровизации функционирование во всех сферах жизни значительно изменилось. Цифровые информационно-коммуникационные технологии меняют современное общество, изменилась социальная среда [1]. Пандемия новой коронавирусной инфекции стала причиной серьезных как позитивных, так и негативных социально-экономических последствий. Население многих стран, включая Россию, с целью безопасности и предотвращения распространения пандемии, соблюдало условия самоизоляции. У студентов был введен режим дистанционного обучения с применением цифровых технологий [2]. Компьютерные устройства и качество интернет-связи стали одними из главных составляющих хорошо организованного занятия или лекции. Для большинства студентов такой формат обучения стал удобной, характеризующей динамическое развитие социума альтернативой; показателем, показывающим выход урбанизации и информатизации общества на новый более высокий уровень [3]. Но иначе обстоят дела с освоением профессии врача. Это особый труд, он требует освоения огромного количества практических, мануальных навыков, что ограничивает дистанционный формат обучения в практике медицинских вузов. Беседы с пациентом и сбор анамнестических данных способствуют развитию клинического мышления, что является неотъемлемой частью образования. Таким образом, данные события привели к тому, что произошло полное изменение привычного образовательного процесса для студентов-медиков, и сделали невозможным осваивать весь объем информации должным образом. Вышесказанное способствовало возникновению ряда проблем, связанных с новыми условиями получения образования, введением дистанционных информационных технологий как главного пути усвоения нового материала, с изменением трудового и повседневного распорядка дня [4].

Ранее, в доковидный период, нами было проведено исследование уровня личностной тревожности среди студентов-медиков. Выяснено, что цифровизация учебного процесса оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние студентов медицинских вузов. Повышение тревожности и стресса связано с особенностями дистанционного обучения: необходимость самостоятельной организации времени, высокая информационная нагрузка, ограничение живого общения и физической активности. У студентов медицинских вузов отмечается более частое появление депрессивных расстройств разной степени выраженности по сравнению с молодым населением в целом [5].

В 2018 году был проведен метаанализ, который показал, что признаки депрессии в той или иной степени присутствуют примерно у трети студентов медицинских университетов во всем мире [6].

Литературные данные свидетельствуют, что с каждым годом становится все больше студентов, имеющих тревожно-депрессивные состояния и страдающих расстройствами сна. Такие типичные симптомы стресса как раздражительность и депрессия, высокая утомляемость, привычные нарушения ночного сна и избыточная дневная сонливость обычны для студентов [7]. Проведенное исследование среди студентов 60 стран мира показало, что наиболее распространенными дисфункциями сна среди студентов являлись бессонница (57,6%) и чрезмерная дневная сонливость (27,0%) [8].

В настоящее время в связи с цифровизацией во всех сферах общественной жизни - от государственного управления до экономики, здравоохранения, образования и быта, - произошли организационные изменения в образовании, в том числе медицинском. Так, введено дистанционное обучение и/или его элементы наряду с традиционными формами образования [9]. На занятиях и при самостоятельной работе обучающихся стали широко использоваться гаджеты (менторы, цифровые симуляторы, устройства с элементами виртуальной реальности, смартфоны, планшеты, ноутбуки и другие). В связи с перенапряжением зрительного анализатора, развитием компьютерного зрительного синдрома многие студенты столкнулись с ростом психологического беспокойства, развитием неуверенности и тревоги [10].

Проблемы со сном способны усиливать симптомы депрессии и тревожности, а в свою очередь, депрессивные и тревожные состояния могут вызывать ухудшение качества сна. Такая взаимосвязь приводит к ухудшению как психического, так и физического здоровья студентов, что негативно отражается на их учебной успеваемости и в итоге отражаются на качестве подготовки будущих врачей [11].

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения цифровой образовательной среде придается большое значение как основному инструменту для реализации учебных программ в образовательных учреждениях [12]. Тем не менее, электронные цифровые устройства (гаджеты) в избыточном количестве, вошедшие в нашу жизнь, не только улучшают качество обучения, но и могут создавать неблагоприятные условия, способствующие ухудшению здоровья студентов. [13]. 

До сих пор влияние дистанционного формата получения знаний на психологическое состояние, режим сна и самочувствие студентов медицинских вузов изучено недостаточно.

Поднятые в статье вопросы представляются чрезвычайно важными для дальнейшего планирования организации образовательного процесса в медицинском вузе и разработки рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья студенческой и учащейся молодежи.

Целью настоящего исследования явилась оценка влияния информатизации и цифровизации профессионального обучения на психоэмоциональный статус студентов медицинского вуза, а также на уровень дневной сонливости как показателя риска развития у них тревожно-депрессивных состояний.

Материалы и методы

В проведенном нами исследовании приняли участие 303 студента старших (4-6) курсов всех факультетов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России (СГМУ). Большинство участников исследования (более шестидесяти процентов - 63,5%) — составили студенты лечебного факультета, что свидетельствует о высокой вовлеченности будущих врачей общего профиля в изучение данной проблемы. Заметную долю, а именно 21,5%, представляли студенты педиатрического факультета, подчеркивая значимость исследования для будущих детских врачей. Остальные факультеты были представлены в меньшей степени: стоматологический — 8,3%, фармацевтический — 3,3%, клинической психологии — 2%, и медико-профилактический — 1,7%. Такая структура выборки обеспечивает охват различных медицинских специализаций, хотя доминирование лечебного факультета указывает на особую актуальность темы для подготовки врачей широкого профиля. Гендерный состав участников исследования характеризовался значительным преобладанием женского пола: девушки составили подавляющее большинство - 84%, в то время как доля юношей была существенно меньше и составила лишь 16%. Проанкетированы студенты в возрасте от 21 до 25 лет (средний возраст 23±0,25 лет).

Для оценки психоэмоционального состояния использовались стандартизированные шкалы: шкала тревожности и депрессии (HADS), опросник восприятия стресса (PSS-10), анкета состояния здоровья (PHQ-9). Режим сна оценивался с помощью Питтсбургского индекса качества сна (PSQI) и дневников сна. Кроме того, в рамках исследования была разработана анкета, позволяющая оценить динамику психологического статуса, субъективные характеристики сна и распространенность дневной сонливости, а также исследовать предикторы тревожно-депрессивного синдрома у студентов медицинского вуза на протяжении периода дистанционного обучения в условиях пандемии и после возобновления очного обучения.

Для объективной оценки уровня тревожных и депрессивных расстройств, а также субъективных характеристик сна и частоты дневной сонливости у студентов старших курсов медицинского университета в условиях дистанционного обучения во время пандемии коронавируса был проведен дополнительный онлайн-опрос с использованием специально разработанной анкеты.

Для обеспечения максимального охвата целевой аудитории опросник был размещен на онлайн-платформах и в группах социальных сетей, популярных среди студентов СГМУ. Для оценки депрессивных симптомов в состав оригинальной анкеты были включены девять вопросов из стандартизированного опросника PHQ-9 («Опросник депрессии анкеты состояния здоровья», «n.d.»). Для обеспечения высокой валидности результатов, структура опросника строго соответствовала диагностическим критериям DSM–IV PHQ-9, широко используемым в американской психиатрической практике. Это позволило комплексно оценить как основные, так и дополнительные (нейровегетативные, когнитивные и психомоторные) проявления тревоги и депрессии. Участники исследования оценивали частоту проявления каждого симптома по четко определенной балльной шкале: "не каждый день" оценивался в 0 баллов, "несколько дней" - в 1 балл, "более чем в половине дней" - в 2 балла, а "почти каждый день" - в 3 балла. Суммарный балл, полученный по шкале PHQ, варьировался от минимальных 9 до максимально возможных 27, что обеспечивало возможность количественной оценки выраженности тревожно-депрессивной симптоматики у каждого респондента. Такой подход гарантировал стандартизированную и точную оценку, необходимую для выявления и анализа факторов, влияющих на здоровье студентов. Этот метод, адаптированный и проверенный для использования в России, позволяет не только проводить массовый скрининг для раннего выявления тревожных и депрессивных расстройств в разных группах, но и дает предварительную полуколичественную оценку симптомов — по сумме баллов можно определить степень тяжести текущего тревожно-депрессивного состояния. [14].

С целью оценки субъективных характеристик сна дополнительно в оригинальную часть анкеты были включены вопросы, направленные на изучение индивидуальных особенностей цикла «сон–бодрствование» (ночной, утренний и дневной типы), выявление имеющихся нарушений сна и их продолжительности, а также включали анкету с балльной оценкой субъективных характеристик сна: Эпвортская шкала дневной сонливости (Epworth Sleep iness Scale).

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программного обеспечения SPSS 27.0., а также с использованием стандартных компьютеризированных программ математической статистики.

Результаты

В результате проведенного исследования было изучено мнение студентов СГМУ о формате обучения, и их личном опыте получения знаний в онлайн-режиме в период дистанционных занятий. Выяснено, что Zoom (88,1%), Diskord (57%), Skype (40,7%), WhatsApp (28,5%) – самые используемые сервисы видеоконференций для проведения дистанционных занятий. Большинство студентов (79,7%) не заметили значительных изменений в своем режиме и распорядке дня, поскольку основная часть онлайн-занятий проходила в часы, назначенные диспетчерским отделом вуза. Однако часть опрошенных указала, что занятия проводились в часы, установленные преподавателем (11,6%), или в удобное для обеих сторон время (8,7%). При этом подавляющее большинство студентов (85,9%) признавались, что часто опаздывают на занятия, а также отмечали случаи опозданий преподавателей в 56% случаев. Значительная часть обучающихся (47,3%) отметила, что изменения привычного формата обучения внесло коррективы в общий эмоциональный фон занятий. Такое же число студентов (44,2%) сообщили, что они чувствовали резко возросшую ответственность в получении качественного образования: стали больше уделять внимания выполнению домашнего задания (32,5%), тщательнее изучать не только основную (62%), но и дополнительную (43%) литературу, предложенную преподавателем; самостоятельно отрабатывать практические навыки с помощью онлайн менторов и симуляционных технологий (23,7%). Около половины респондентов (53,2%) говорили о трудностях коммуникаций с преподавателями, что дополнительно вносило элементы стресса и психологической нагрузки на обучающихся. Несмотря на возникшие трудности, большинство респондентов высказались за сохранение элементов онлайн-коммуникаций в учебном процессе: 62% поддержали очно-дистанционный формат, около 21% предпочли полностью дистанционное обучение, и лишь 17% отдали предпочтение исключительно очному формату – без использования дистанционных элементов.

Изучение психоэмоционального статуса студентов показало, что у 26,4% респондентов не было обнаружено проявлений депрессивных расстройств; минимальный уровень (1-4 балла) депрессии наблюдался у практически такого же (26,1%) числа студентов, легкий уровень (5-9 баллов) у 25,4%. Тем не менее, был диагностирован умеренный уровень депрессивных расстройств (10-14 баллов) у 12,5% проанкетированных, а тяжелая (15-19 баллов) и крайне тяжелая (20-27 баллов) степени выявлены у 6,3% и 3,3% респондентов соответственно. При оценке тревожности по стандартным шкалам установлено, что студенты, обучающиеся в цифровом формате, имели достоверно высокий уровень тревожности (среднее значение HADS-Anxiety: 10,2 ± 3,1) и стресса (PSS-10: 22,8 ± 5,4).

В течение последних шести месяцев значительная часть опрошенных студентов (41,9%) сохраняла устойчивый интерес к происходящему, что свидетельствует о стабильном эмоциональном фоне, вовлеченности в происходящее и активной жизненной позиции. Тем не менее, около пятой части респондентов (20,1%) отмечали снижение интереса эпизодически, однако это происходило не регулярно, а 16,8% испытывали подобные чувства лишь кратковременно. Однако 11,3% респондентов признались, что более чем в половине дней испытывали чувство потери интереса к происходящим событиям и снижение эмоционального фона, а 9,9% сталкивались с этим практически ежедневно. Такой уровень равнодушия является симптомом, своеобразном тревожном «красном флаге», свидетельствующем о высоком риске развития депрессивного состояния.

Несмотря на то, что чуть менее 40% (39,3%) студентов сообщили об отсутствии чувств безразличия и подавленности за последние полгода, серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что внушительная часть молодежи испытывала эти негативные состояния. В то время как 21,5% отметили их появление лишь эпизодически, тревожным сигналом является то, что у 18,5% эти чувства возникали "несколько дней", не каждый день, у 12,5% - более чем в половине дней, а у 8,2% - практически ежедневно. Эти результаты недвусмысленно указывают на значительную распространенность эмоциональных трудностей среди студенческой молодежи, что требует немедленного и пристального внимания со стороны университетского сообщества и, возможно, реализации целевых программ поддержки для предотвращения развития более серьезных психических расстройств.

В рамках исследования также был проведен анализ проблем со сном. Более половины респондентов за последние шесть месяцев отмечали трудности с засыпанием, бессонницу или, наоборот, чрезмерную сонливость. Лишь 40,9% студентов сообщили об отсутствии проблем со сном. При этом нарушения сна (инсомния, гиперсомния) наблюдались у значительной части респондентов: 17,2% испытывали их эпизодически, 16,8% – в течение нескольких дней, 15,5% – более чем в половине дней, а 9,6% – практически ежедневно. Эти данные свидетельствуют о высокой распространенности нарушений сна среди студентов, что может негативно влиять на их психоэмоциональное состояние, когнитивные функции и общую успеваемость.

Продолжительность сна играет важную роль в его качестве. Известно, что для полноценного отдыха и восстановления организма нужно спать не меньше восьми часов в сутки. Продолжительность сна у каждого человека индивидуальна и определяется множеством факторов, включая возраст, уровень физической и умственной активности, наличие хронических заболеваний, психологические особенности личности. Анкетирование показало, что продолжительность ночного сна распределилась следующим образом: более половины студентов (55,4%) спят 6-7 часов, четверть (25%) - 3-5 часов, 16% - 7-9 часов, и лишь 3,6% спят менее 3 часов.

Продолжительная депривация сна приводит к кумулятивному эффекту физического и эмоционального истощения у студентов. Данное состояние негативно сказывается на когнитивных функциях, таких как концентрация и устойчивость внимания, а также приводит к снижению порога стрессоустойчивости, повышению раздражительности и восприимчивости к стрессовым факторам. Впоследствии это может привести к развитию тревожных и депрессивных расстройств.

Большинство студентов (67,8%) засыпают между полуночью и тремя часами ночи, 12,5% студентов ложатся спать до полуночи, а почти пятая часть (19,7%) - между тремя и четырьмя часами утра.

Позднее засыпание респонденты связывают с насыщенной учебной нагрузкой и необходимостью тратить много времени на подготовку к занятиям и зачетам.

Около 68,4% респондентов не могут проснуться самостоятельно и используют будильник, что указывает на недостаточное качество их сна.
У студентов имеющих проблемы со сном , в 75 % случаев отмечались: дневная сонливость, астения, раздражительность, снижение внимание и ухудшение памяти. Особенно это касалось тех респондентов, у которых отсутствовал режим сна и его продолжительность ночью была менее 7 часов.

Анализ Эпвортской шкалы сонливости установил, что только у 28,6% опрошенных выявлена умеренная степень дневной сонливости, в том время, как у большинства студентов (71,4%) отмечается аномальная ее степень. Респонденты с выраженной дневной сонливостью чаще испытывали тоску, угнетенность и чувство одиночества. Распространенность тревожно-депрессивного синдрома была выше у студентов с аномальной степенью сонливости (74%) по сравнению со студентами, испытывающими умеренную сонливость (63,5%).

Проведен корреляционный анализ для выявления взаимосвязи изучаемых признаков. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционный анализ параметров степени дневной сонливости с параметрами уровня тревожно и депрессивных расстройств по критерию Пирсона

Название шкалы Нормальный уровень Средний уровень тревожно-депрессивных растройств с тенденцией к низкому Средний уровень тревожно-депрессивных расстройств с тенденцией к высокому Высокий уровень тревожно-депрессивных расстройств Очень высокий уровень тревожно-депрессивных расстройств
Легкая степень дневной сонливости 0.175 0.18 0.136 0.251 0.143
Умеренная степень дневной сонливости 0.034 0,027 0.436* 0.073* 0.24
Аномальная степень дневной сонливости 0.321 0.419* 0.614*** 0.748*** 0.262**

Примечание: * p<0,05, ** p<0,01,*** p<0,001

Выявлена сильная положительная корреляционная связь между аномальной степенью дневной сонливости и шкалами «Средний уровень тревожно-депрессивного синдрома с тенденцией к повышению» (r=0.614***, p<0,001) и «Высокий уровень тревожно-депрессивных расстройств» (r=0.748***, p<0,001).

Наше исследование показало, что за последние шесть месяцев лишь около трети студентов (27,7%) не испытывали чувства усталости или упадка сил. При этом 24% респондентов отмечали симптомы астении несколько дней в неделю, а 19,1% — не каждый день. В целом, треть студентов сталкивались с усталостью и упадком сил достаточно часто: 14,9% испытывали эти симптомы почти каждый день, а 14,3% — более чем в половине дней.

Известно, что стресс и депрессия влияют на физиологические функции организма, в частности на аппетит. Несмотря на это, большинство студентов (40,3%) не отмечали изменений в аппетите — ни его отсутствия, ни переедания — в течение рассматриваемого периода. Однако 19,1% респондентов испытывали нарушения аппетита несколько дней в неделю, 16,2% — не каждый день, а 15,2% — более чем в половине дней. Почти каждый день проблемы с аппетитом, ранним насыщением или его отсутствием испытывали 9,2% опрошенных молодых людей.

Более половины студентов (55,7%) сообщили, что не ощущали себя неудачниками и не испытывали чувства вины за то, что якобы обременяют свою семью. Вместе с тем, часть опрошенных выбрала другие варианты: 17,5% признавались, что несколько дней чувствовали себя неудачниками, 11% испытывали это чувство, но не каждый день, 8,9% отмечали такие эмоции почти ежедневно, а 6,9% респондентов испытывали их более чем в половине дней — что является тревожным признаком, связанным с риском развития депрессии.

Также было выявлено, что большинство участников (51,5%) не испытывали проблем с концентрацией внимания при чтении или просмотре телевизора. Однако 17,5% студентов отмечали снижение концентрации в течение нескольких дней, 16,2% — не каждый день, 7,6% — более чем в половине дней, и 7,2% — почти каждый день.

При анализе самооценки двигательной активности и скорости реакции выяснилось, что 52,5% респондентов за последние шесть месяцев не ощущали ни заторможенности, ни чрезмерного возбуждения или повышенной двигательной активности. В то же время 16,5% отмечали такие изменения не каждый день, 15,8% — несколько дней, 8,6% — более чем в половине дней и 6,6% — почти ежедневно.

Исходя из этих данных, можно заключить, что большая часть студентов медицинского вуза обладает психологической устойчивостью. При ответе на вопрос о наличии суицидальных мыслей за последние шесть месяцев подавляющее большинство (82,2%) ответили отрицательно. Тем не менее, 6,9% признались, что испытывали такие мысли не каждый день, 6,6% — несколько дней, а 2,6% — более чем в половине дней, а 1,7% сталкивались с ними почти ежедневно. Эти показатели подчеркивают необходимость внимательного отношения к психическому здоровью студентов и внедрения программ поддержки.

Обсуждение полученных результатов

Дистанционный формат образования значительно изменил и усложнил процесс обучения студентов-медиков, что отрицательно сказалось на психологическом статусе и режиме сна обучающихся. Изменения в условиях образовательного процесса вызвали появление множества новых проблем, связанных с трудностями в использовании электронных ресурсов для обучения, затруднениями в общении с преподавателями и освоении учебной программы, а также с изменениями в уровне ответственности студентов. Кроме того, наблюдается рост уровня тревожности и развитие депрессивных состояний среди обучающихся. За период дистанционного обучения количество студентов, испытывающих различные степени тревожно-депрессивного синдрома — от легкой до выраженной — значительно возросло.

Результаты проведенного исследования необходимо использовать для дальнейшего планирования организации учебного процесса в медицинском вузе как полностью в дистанционном формате, так и с элементами дистанционного обучения. Считаем целесообразным оптимизацию условий онлайн обучения с учетом мнения студентов. Сон представляет собой фундаментальный и неотъемлемый компонент поддержания как психологического, так и физического здоровья, играя ключевую роль в психофизиологической регуляции организма. Его значение трудно переоценить, поскольку именно во время сна происходят восстановительные процессы, обеспечивающие нормальное функционирование нервной системы, укрепление иммунитета и поддержание эмоционального равновесия. Таким образом, качественный и полноценный сон является основополагающим фактором для сохранения общего здоровья и устойчивости организма к стрессам и нагрузкам. Поэтому необходимо разработать рекомендации не только по снижению уровня стресса и личностной тревожности, но и нормализации режима сна и профилактике дневной сонливости у студентов, и вводить их в практическое применение. Для смягчения потенциальных негативных последствий, связанных с активным использованием цифровых технологий в образовательном процессе, рекомендуется комплексный подход, включающий в себя следующие мероприятия:

• Оптимизация режима труда и отдыха: строгое соблюдение чередования периодов учебной деятельности и полноценного отдыха, направленного на восстановление психофизиологических ресурсов организма.

• Регулярная физическая активность: внедрение в повседневную практику физических упражнений, способствующих поддержанию оптимального физического и психического состояния.

• Рациональное использование цифровых устройств: ограничение времени, проводимого за экранами электронных устройств, с целью минимизации нагрузки на зрительный аппарат и нервную систему.

• Применение технологий снижения негативного воздействия: использование специализированных программ и настроек, фильтрующих синий свет, для снижения зрительной нагрузки и улучшения качества сна.

• Соблюдение принципов эргономики: организация рабочего места с учетом эргономических требований, а также поддержание правильной осанки при использовании цифровых устройств, для предотвращения развития мышечного напряжения и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

В рамках масштабного национального проекта «Приоритет 2030» в СГМУ ведется целенаправленная и активная работа по формированию медико-профилактического ядра подготовки кадров для сферы здравоохранения. Важным элементом этой стратегии стало создание Центра медицины сна, который призван не только развивать научные исследования и клинические практики в области сна, но и обеспечивать комплексную поддержку студентов и медицинских работников, способствуя улучшению качества жизни и повышению эффективности учебного и профессионального процесса. Такой подход отражает современное понимание значимости интеграции психического и физического здоровья в образовательной и медицинской среде.

Заключение

Проведенное исследование, посвященное изучению психоэмоционального состояния и нарушений сна у студентов-медиков старших курсов в период вынужденного дистанционного обучения в условиях пандемии, выявило высокую распространенность тревожно-депрессивных расстройств и диссомнии. Анализ полученных данных показал, что лишь четверть (26,4%) опрошенных студентов - медиков не демонстрировали признаков депрессивных расстройств, в то время как у большинства (51,5%) наблюдались проявления минимальной или легкой степени тяжести. Кроме того, умеренные и выраженные проявления депрессии были зафиксированы у 12,5% и 6,3% респондентов соответственно, что указывает на значительный риск развития у этой категории пациентов клинически значимых депрессивных состояний. Полученные результаты подчеркивают необходимость разработки и реализации эффективных стратегий ранней диагностики, профилактики и терапии депрессивных расстройств среди студентов медицинских вузов. Кроме того, установлено, что 75% студентов испытывали дневную сонливость, причем у значительного числа опрошенных (71,4%) она достигала патологического уровня. Корреляционный анализ выявил статистически значимую связь между выраженностью дневной сонливости и повышенной предрасположенностью к тревожным и депрессивным расстройствам, что подтверждает взаимообусловленность данных состояний. Учитывая полученные результаты, представляется важным осуществление постоянного комплексного профилактического мониторинга психоэмоционального состояния и качества сна студентов в условиях цифровизации образовательного процесса. Необходима дальнейшая разработка и внедрение программ, направленных на улучшение психологического благополучия и оптимизацию режима отдыха обучающихся. С учетом высокой распространенности выявленных проблем, особое значение приобретает широкое внедрение и активное использование ресурсов специализированных служб психологической помощи, действующих в рамках высших учебных заведений. Эти службы призваны обеспечить своевременную поддержку студентов, способствуя их успешной адаптации к учебному процессу и сохранению здоровья.

Библиография

  1. XuJiaqi, She Shengxiang, Liu Wen. Role of digitalization in environment, social and governance, and sustainability: Review-based study for implications. Frontiers in Psychology 2022; 13. Режим доступа: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2022.961057. (Дата обращения: 15.06.2025).
  2. Балашова М.Е., Шеметова Г.Н., Гюрджян Э.С., Спицына А.И. Постковидный синдром у студентов медицинского вуза: особенности течения. Современные проблемы науки и образования [сетевое издание] 2023; 4. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id DOI: 10.17513/spno.3284632846. (Дата доступа 15.06.2025).
  3. Балашова М.Е., Шеметова Г.Н., Губанова Г.В. Оценка поведенческих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у студентов медицинского вуза. Саратовский научно-медицинский журнал 2019; 15(2):342-347.
  4. Ghasempour S, Esmaeeli M, Abbasi A, Hosseinzadeh A, Ebrahimi H. Relationship between academic success, distance education learning environments, and its related factors among medical sciences students: a cross-sectional study. BMC Med Educ. [serial online] 2023; 9;23(1):847. DOI: 10.1186/s12909-023-04856-3.
  5. Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н., Досов С.В., Дудыкина И.В. Психологический профиль студенческой молодежи: уровень стресса и возможности его коррекции. Современные наукоемкие технологии 2019; 6:131-135.
  6. Puthran R, Zhang MW, Tam WW, Ho RC. Prevalence of depression amongst medical students: a meta-analysis. Medical education 2016; 50:456-468.
  7. Антонова А.А., Яманова Г.А., Зейналова Г.Р., Абдулаев А.Х., Биджиева М.Х., Искалиев Б.А. Оценка качества сна студентов. Международный научно-исследовательский журнал 2022; 2 (116):62-65. DOI: 10.23670/IRJ.2022.116.2.044
  8. Babicki M, Piotrowski P, Mastalerz-Migas A. Insomnia, Daytime Sleepiness, and Quality of Life among 20,139 College Students in 60 Countries around the World—A 2016–2021 Study. Journal of Clinical Medicin 2023; 12(2):692. DOI: 10.3390/jcm12020692
  9. Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Беляева Ю.Н., Губанова Г.В. и др. Современные векторы и технологии профессиональной подготовки медицинских сестер с высшим образованием. Современные проблемы науки и образования [сетевое издание] 2020; 4. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29929 (Дата доступа 15.06.2025).
  10. Шершнёва К.С., Эйхман Д.О. Распространенность компьютерного зрительного синдрома среди студентов в связи с дистанционной формой обучения. Scientist 2022; 1 (19):22-24.
  11. Ковров Г.В., Лебедев М.А., Палатов С.Ю., Меркулова Т.Б., Посохов С.И. Нарушения сна при тревожных и тревожно-депрессивных расстройствах. Русский медицинский журнал 2015;10: 530-534.
  12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело: приказ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. N 988 Режим доступа: http://www.unn.ru/sveden/files/docs/edustandarts/2023/310501_C_3.pdf (Дата доступа: 15.06.2025)
  13. Лангуев К.А. Основные гигиенические проблемы организации учебного процесса в современной школе. Universum: медицина и фармакология 2022; 4(87):7-11.
  14. Опросник депрессии анкеты состояния здоровья (PHQ-9). Режим доступа: https://therapy.irkutsk.ru/doc/phq9.pdf. (Дата доступа 15.06.2025).

References

  1. XuJiaqi, She Shengxiang, Liu Wen. Role of digitalization in environment, social and governance, and sustainability: Review-based study for implications. Frontiers in Psychology 2022; 13. Available from: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2022.961057. (Date accessed: 15.06.2025).
  2. Balashova M.E., Shemetova G.N., Gjurdzhjan Je.S., Spicyna A.I. Postkovidnyj sindrom u studentov medicinskogo vuza: osobennosti techenija. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [setevoe izdanie] 2023; 4. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=DOI: https://doi.org/10.17513/spno.3284632846. (Date accessed 15.06.2025).
  3. Balashova M.E., Shemetova G.N., Gubanova G.V. Ocenka povedencheskih faktorov riska hronicheskih neinfekcionnyh zabolevanij u studentov medicinskogo vuza. Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal 2019; 15(2):342-347.
  4. Ghasempour S, Esmaeeli M, Abbasi A, Hosseinzadeh A, Ebrahimi H. Relationship between academic success, distance education learning environments, and its related factors among medical sciences students: a cross-sectional study. BMC Med Educ [serial online] 2023; 9;23(1):847. DOI: 10.1186/s12909-023-04856-3.
  5. Beljaeva Ju.N., Shemetova G.N., Dosov S.V., Dudykina I.V. Psihologicheskij profil' studencheskoj molodezhi: uroven' stressa i vozmozhnosti ego korrekcii. Sovremennye naukoemkie tehnologii 2019; 6:131-135.
  6. Puthran R, Zhang MW, Tam WW, Ho RC. Prevalence of depression amongst medical students: a meta-analysis. Medical education 2016; 50:456-468.
  7. Antonova A.A., Jamanova G.A., Zejnalova G.R., Abdulaev A.H., Bidzhieva M.H., Iskaliev B.A. Ocenka kachestva sna studentov. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal 2022; 2 (116):62-65. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.116.2.044
  8. Babicki M, Piotrowski P, Mastalerz-Migas A. Insomnia, Daytime Sleepiness, and Quality of Life among 20,139 College Students in 60 Countries around the World—A 2016–2021 Study. Journal of Clinical Medicin 2023; 12(2):692. DOI: https://doi.org/10.3390/jcm12020692
  9. Shemetova G.N., Rjaboshapko A.I., Beljaeva Ju.N., Gubanova G.V. i dr. Sovremennye vektory i tehnologii professional'noj podgotovki medicinskih sester s vysshim obrazovaniem. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [setevoe izdanie] 2020; 4. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29929 (Date accessed 15.06.2025).
  10. Shershnjova K.S., Jejhman D.O. Rasprostranennost' komp'juternogo zritel'nogo sindroma sredi studentov v svjazi s distancionnoj formoj obuchenija. Scientist 2022; 1 (19):22-24.
  11. Kovrov G.V., Lebedev M.A., Palatov S.Ju., Merkulova T.B., Posohov S.I. Narushenija sna pri trevozhnyh i trevozhno-depressivnyh rasstrojstvah. Russkij medicinskij zhurnal 2015;10: 530-534.
  12. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - specialitet po special'nosti 31.05.01 Lechebnoe delo: prikaz Ministerstvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 12 avgusta 2020 g. N 988. Available from: http://www.unn.ru/sveden/files/docs/edustandarts/2023/310501_C_3.pdf (Date accessed: 15.06.2025)
  13. Languev K.A. Osnovnye gigienicheskie problemy organizacii uchebnogo processa v sovremennoj shkole. Universum: medicina i farmakologija 2022; 4(87):7-11.
  14. Oprosnik depressii ankety sostojanija zdorov'ja (PHQ-9). Available from: https://therapy.irkutsk.ru/doc/phq9.pdf. (Date accessed 15.06.2025).

Дата поступления: 03.07.2025


Просмотров: 128

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 13.11.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search