|
DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-22
1,2Ткачук Е.А., 1Черевикова И.А.,
1Прохорова Ж.В., 1,3Рычкова Л.В.
1 Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции
человека, Иркутск, Россия
2 Иркутский государственный медицинский университет,
Иркутск, Россия
3 Иркутский государственный университет, Иркутск,
Россия
Резюме
Актуальность. В настоящее время
образовательный процесс в школе дополняется новыми факторами риска,
такими как информатизация и увеличение напряженности учебного труда
обучающихся, что приводит к нарушениям состояния здоровья детей.
Цель исследования: изучить показатели
напряжённости учебного труда, физическое развитие и функциональное
состояние школьников г. Иркутска в условиях учебной деятельности.
Материалы и методы. Обследовано 1440
учащихся 5-11 классов в 4-х школах г. Иркутска в рамках научного
медико-педагогического консорциума «Здоровье школьников: научный подход
к сбережению и укреплению». Изучено физическое развитие, функциональные
показатели (артериальное давление, нагрузочная проба
Мартине-Кушелевского, адаптационный потенциал) и напряжённость учебного
труда обучающихся. Статистический анализ проводили с использованием
t-критерия Стьюдента и r-критерия Спирмена.
Результаты. Показано, что несмотря на
применение одинаковых программ обучения в исследуемых школах
напряжённость учебного труда была различна по интеллектуальным,
сенсорным и эмоциональным нагрузкам и соответствовала 2 и 3 классу. Эти
различия отразились на формировании антропометрических показателей и
функциональных характеристиках детей. Наиболее выраженные изменения
адаптационного потенциала коррелировали с общей напряжённостью учебного
труда школьников (r = 0,41; р < 0,001). Изменения функциональных
показателей свидетельствовали о наличии острого и хронического стресса у
детей.
Заключение. Исследование показало, что
функциональные показатели детей свидетельствуют о высоком уровне
напряженности учебного труда. Неблагоприятными для функциональных
показателей детей являются повышенные сенсорные и эмоциональные
нагрузки, а для физического развития интеллектуальные нагрузки.
Область применения результатов. Результаты
исследования могут быть применены при разработке рекомендаций по
формированию образовательных программ, а также могут быть использованы
исследователями в области общественного здравоохранения и органами
государственной власти, разрабатывающими политику в области
здравоохранения и образования.
Ключевые слова: школьники; напряжённость
учебного труда; физическое развитие; функциональное состояние.
Контактная информация: Черевикова Ирина
Александровна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело
спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют
отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с
публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Письменное
согласие участника на проведение опроса и обработку полученных сведений
было получено до начала опроса. Исследование одобрено решением локальной
этической комиссии по биомедицинской этике при Научном центре проблем
здоровья семьи и репродукции человека (протокол № 2 от 05.03.2024
г.).
Для цитирования: Ткачук Е.А., Черевикова
И.А., Прохорова Ж.В., Рычкова Л.В. Показатели напряженности учебного
труда, физического развития и функционального состояния школьников г.
Иркутска. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое
издание] 2025;
INDICATORS OF THE OVERWROUGHTNESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY,
PHYSICAL DEVELOPMENT AND FUNCTIONAL STATE OF SCHOOLCHILDREN OF
IRKUTSK
1,2Tkachuk EA., 1Cherevikova I.A.,
1Prokhorova ZhV, 1,3Rychkova LV
1 Scientific Сentre for Family Health and Human
Reproduction Problems, Irkutsk, Russia
2 Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia
3 Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
Abstract
Significance. Currently, school education
is supplemented by new risk factors, such as computerization and
increased of the overwroughtness of educational activity, which leads to
health problems among students.
Purpose. To study the indicators of the
overwroughtness of educational activity, physical development and
functional state of schoolchildren in Irkutsk in the context of
educational activities.
Materials and methods. A total of 1,440
students in grades 5-11 were examined in 4 schools in Irkutsk as part of
the scientific medical and pedagogical consortium «Schoolchildren’s
Health: A Scientific Approach to Preservation and Strengthening». The
physical development, functional indicators (blood pressure,
Martine-Kushelevsky stress test, adaptation potential) of schoolchildren
and the overwroughtness of educational activity of students were
studied. Statistical analysis was performed using Student's t-test and
Spearman's r-test.
Results. It was shown that despite the use
of identical educational programs in the studied schools, the intensity
of academic work varied in intellectual, sensory and emotional loads and
corresponded to the 2nd and 3rd grades. These differences were reflected
in the formation of anthropometric indicators and functional
characteristics of children. The most pronounced changes in the adaptive
potential correlated with the overall intensity of academic work of
schoolchildren (r = 0.41; p < 0.001). Changes in functional
indicators indicated the presence of acute and chronic stress in
children.
Conclusion. The study showed that the
functional indicators of children indicate a high level of intensity of
academic work. Increased sensory and emotional loads are unfavorable for
the functional indicators of children, and intellectual loads are
unfavorable for physical development.
Scope of application. The results of the
study can be applied in the development of recommendations for the
formation of educational programs, and can also be used by public health
researchers and government authorities developing health and education
policies.
Keywords: schoolchildren; the
overwroughtness of educational activity; physical development;
functional state
Corresponding author: Irina A.
Cherevikova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Tkachuk EA, https://orcid.org/0000-0001-7525-2657
Cherevikova IA, https://orcid.org/0000-0002-5328-8525
Prokhorova ZhV, https://orcid.org/0000-0001-8236-1747
Rychkova LV, https://orcid.org/0000-0002-0117-2563
Acknowledgments. The study had no
sponsorship.
Competing interests. The authors declare
the absence of any conflicts of interest regarding the publication of
this paper.
Compliance with ethical standards. The
written consent of the participant to conduct the survey and to process
the information obtained was obtained prior to the start of the survey.
The studies were approved by the decision of the local ethics committee
on biomedical ethics at the Scientific Сentre for Family Health and
Human Reproduction Problems (protocol No. 2 dated 03/05/2024).
For citation: Tkachuk EA, Cherevikova IA,
Prokhorova ZhV, Rychkova LV. Indicators of the overwroughtness of
educational activity, physical development and functional state of
schoolchildren of Irkutsk. Social'nye aspekty zdorov'a
naselenia [serial online] 2025; (In Rus).
Введение
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29.05.2017 г. №
240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства, на период
до 2027 года» сохранение и укрепление здоровья детей возведено в ранг
приоритетных государственных задач. Однако, несмотря на стремительное
накопление в последние годы авторских программ обучения и инновационных
технологий, это не привело к улучшению состояния здоровья детей. В связи
с этим перед педагогами, родителями и врачами встаёт сложная задача –
обучить ребёнка, но не навредить его здоровью.
Состояние здоровья детей важная проблема современной школы, которая
не теряет свою актуальность практически никогда. На современном этапе
развития школьного образования влияние различных компонентов школьной
среды дополняется новыми факторами риска. Помимо уже известных
гигиенических и социальных факторов на формирование здоровья современных
школьников активно влияют и аспекты информатизации образования, что
значительно дополняет негативные детерминанты нарушения здоровья [1,2].
В условиях информатизации социальной жизни и образования значительно
меняются факторы психического развития и психологической безопасности, и
эти вопросы в настоящее время являются малоизученными. Для формирования
новых подходов к охране здоровья детей, психологической безопасности в
условиях информатизации важно понимать влияние новой школьной среды в
первую очередь на физическое развитие и функциональное состояние
организма, которые в школьном возрасте являются особо чувствительными к
негативным изменениям среды, и могут служить критериями благополучия
роста и развития ребёнка [3-5].
Цель данного исследования – изучить
показатели напряжённости учебного труда, физического развития и
функционального состояния школьников г. Иркутска в условиях учебной
деятельности.
Материалы и методы
В рамках работы научного медико-педагогического консорциума «Здоровье
школьников: научный подход к сбережению и укреплению», при поддержке
Министерства образования Иркутской области, разработан проект по
изучению состояния здоровья детей в условиях современной школы.
Запланировано провести проект в 2 этапа, которые бы позволили
сформировать новые здоровьесберегающие и здоровьеформирующие подходы к
школьной среде. На первом этапе реализован пилотный проект «Психическое
развитие и здоровье школьников в цифровой среде» с целью выявить
основные актуальные направления исследования состояния здоровья детей, и
приступить к основному исследовательскому проекту в средних
общеобразовательных учреждениях Иркутской области.
В настоящей работе представлены результаты пилотного проекта в части
исследования наиболее чувствительных к степени напряжённости учебного
труда показателей состояния здоровья детей, которые позволили бы судить
о благополучии роста и развития, а именно о физическом развитии и
функциональном состоянии организма.
В нерандомизированном контролируемом исследовании, проведённом с
марта по май 2024 г., приняли участие 1440 учеников 5–11 классов,
обучающиеся в четырёх средних общеобразовательных школах, реализующих
единую образовательную программу, из разных районов г. Иркутска:
Ново-Ленино (1 школа), Солнечный (1 школа), Кировский (2 школы). Все
школьники распределены на группы в зависимости от школы, в которой они
обучаются (табл. 1).
Исследование соответствовало этическим стандартам, разработанным в
соответствии с Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации
«Этические принципы проведения научных медицинских исследований с
участием человека» с поправками 2013 г., и одобрено Локальным комитетом
по биомедицинской этике при Научном центре проблем здоровья семьи и
репродукции человека (протокол № 2 от 05.03.2024 г.). Перед началом
исследования у законных представителей школьников было получено
письменное добровольное информированное согласие на участие в
исследовании, что являлось критерием включения в исследование.
Таблица 1
Распределение респондентов по классам в каждой группе
(школе)
| Группа,
№ |
Класс,
n |
Всего,
n |
| 5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
| 1 |
70 |
85 |
75 |
68 |
51 |
24 |
36 |
409 |
| 2 |
109 |
86 |
115 |
76 |
- |
22 |
- |
408 |
| 3 |
58 |
57 |
38 |
31 |
47 |
41 |
- |
272 |
| 4 |
63 |
23 |
60 |
50 |
55 |
56 |
44 |
351 |
| Итого |
300 |
251 |
288 |
225 |
153 |
143 |
80 |
1440 |
Исследование было проведено сплошным гнездовым методом. Изучено
физическое развитие и функциональное состояние школьников, а также
напряжённость их учебного труда – как характеристика учебного процесса в
средних общеобразовательных школах, отражающая нагрузку преимущественно
на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу
ребенка.
Напряжённость учебного труда школьников оценивалась хронометражным
методом по методике В. Р. Кучмы, Е. А. Ткачук, Н. В. Ефимовой (2014) с
оценкой интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных нагрузок, режима и
монотонности учебного труда, которые определялись в баллах (от 1 до 4)
[6]. Монотонность нагрузок – однообразие и простота выполняемых
операций, приводящая к снижению физиологического состояния организма.
Определяется путем хронометражных наблюдений. Режим учебной деятельности
– это фактическая продолжительность учебного времени, определяющаяся
режимом организации образовательного процесса в учреждении образования
(в том числе дополнительного образования) и режимом подготовки домашних
заданий. Сенсорные нагрузки – напряжение сенсорных систем, к которым
относят зрение, слух, характерных для любого вида труда, и особенно
умственного. Эмоциональные нагрузки – это способность работника влиять
на результат собственного труда при различных уровнях сложности
осуществляемой деятельности. При этом 1 балл соответствует 1 классу
напряжённости, 2 балла – 2 классу напряжённости, 3 балла – 3 классу
напряжённости 1 степени (3.1), 4 балла – 3 классу напряжённости 2
степени (3.2) (подробнее в Прил. 1). Напряжённость учебного труда
изучалась в каждом исследуемом классе отдельно по каждому предмету.
Итоговая оценка напряжённости учебного труда рассчитывалась на основании
средних величин набранных баллов по исследуемым показателям, и
характеризовала деятельность как оптимальную, допустимую или напряжённую
(табл. 2).
Таблица 2
Итоговая оценка напряжённости учебного труда
|
Характеристика
напряжённости учебного труда
|
Оценка (среднее значение по показателям)
|
| Оптимальный труд (1-й класс) |
от 1,0 до 1,5 баллов |
| Допустимый труд (2-й класс) |
от 1,6 до 2,5 баллов |
| Напряжённый труд (3-й класс) |
от 2,6 до 4,0 баллов |
| Напряжённый труд 1 степени (класс 3.1) |
от 2,6 до 3,5 баллов |
| Напряжённый труд 2 степени (класс 3.2) |
от 3,6 до 4,0 баллов |
Физическое развитие школьников было оценено по основным
антропометрическим показателям (масса тела, длина тела, окружность
грудной клетки) и их производной – индекс массы тела (ИМТ) [7,8].
Функциональное состояние изучали с помощью проведения функциональной
пробы Мартине-Кушелевского [1,9] с фиксированием систолического и
диастолического артериального давление, а также пульсового давления, с
определением адаптационного потенциала. Адаптационный потенциал
рассчитывали согласно формуле Р. М. Баевского = 0,011ЧСС + 0,014САД +
0,008ДАД + 0,014В + 0,009МТ - 0,009Р - 0,27, где: АП – адаптационный
потенциал; ЧСС – частота сердечных сокращений, уд./мин; САД –
систолическое артериальное давление, мм рт. ст.; ДАД – диастолическое
артериальное давление, мм рт. ст.; В – возраст, лет; МТ – масса тела,
кг; Р – длина тела, см; 0,27 – независимый коэффициент. В качестве
нагрузки использовали 10 приседаний [11].
Полученные в процессе исследования результаты подвергались
статистической обработке с использованием программного обеспечения Excel
(Microsoft Corp., США) и SPSS 23.0 (IBM Company, США). Применялись:
t-критерий Стьюдента, с вычислением ошибки относительной величины (М ±
σ) – для оценки различий между группами (школами); а также
корреляционный анализ с оценкой r-критерия Спирмена – для выявления
связи между полученными показателями здоровья детей и напряжённости их
учебного труда. Критической величиной уровня статистической значимости
считалось р ≤ 0,05.
Результаты
Исследование показало, что, несмотря на использование одних и тех же
школьных образовательных программ, показатели напряжённости учебного
труда в исследуемых школах были различны (рис. 1).

Рис. 1. Показатели напряжённости учебного труда в исследуемых
группах (школах)
Интеллектуальные нагрузки отражают когнитивную трудность или простоту
выполняемых заданий, приводящую к снижению функционального состояния
организма. Согласно полученным данным, наибольшие интеллектуальные
нагрузки наблюдались в 4-ой группе (3,0 ± 0,1 балла), а также были
высокими во 2-ой группе (2,9 ± 0,2 балла) – что соответствует второму
классу напряжённости учебного труда. При этом статистически значимые
различия в интеллектуальных нагрузках выявлены при сравнении 4-ой и 3-ей
группы (t = 3,228; р = 0,012), и 2-ой и 3-ей группы
(t = 2,3; p = 0,05).
Вместе с тем наибольшие сенсорные нагрузки наблюдались в 4-ой
(3,0 ± 0,1 балла) и 2-ой (3,5 ± 0,1 балла) группах, что соответствовало
третьему классу напряжённости учебного труда. При этом статистически
значимые различия в сенсорных нагрузках выявлены при сравнении 2-ой и
3-ей группы (t = 2,110; p = 0,05), и 2-ой и 4-ей
группы (t = 3,351; p = 0,01).
Эмоциональные нагрузки соответствовали оптимальному уровню первому
класса во всех группах, кроме 2-ой, в которой они были наибольшими
(2,5 ± 0,2 балла) и соответствовали второму классу напряжённости
учебного труда. Так статистически значимые различия выявлены при
сравнении 2-ой группы с другими: 1-ой (t = 4,125;
p = 0,01); 3-ей (t = 2,184; p = 0,05) и 4-ой
(t = 4,124; p = 0,01) группами.
Монотонность учебного труда соответствовала оптимальному уровню
первому класса во всех группах, кроме 3-ей, в которой была наибольшей
(2,3 ± 0,1 балла) и соответствовала второму классу напряжённости
учебного труда. Статистически значимые различия выявлены при сравнении
3-ей группы с другими: 1-ой (t = 4,123; p = 0,01);
2-ой (t = 2,235; p = 0,05) и 4-ой (t = 2,235;
p = 0,05) группами.
Режим труда соответствовал допустимому уровню второго класса
напряжённости учебного труда и на статистически значимом уровне
(p ≤ 0,05) был наибольший в 1-ой (2,8 ± 0,1 балла) и 2-ой
(2,8 ± 0,1 балла) группах.
На основании полученных данных осуществлён расчёт общей напряжённости
учебного труда в исследуемых группах (рис. 2).

Рис. 2. Общая напряжённость учебного труда в исследуемых
группах (школах)
Согласно представленным на рисунке 2 данным, в 1-ой, 3-ей и 4-ой
группах учебный труд был отнесён к допустимому труду 2 класса, тогда как
во 2-ой группе он был самым неблагоприятным и соответствовал
напряжённому труду 3 класса 1 степени. Таким образом, напряжённость
учебного труда различается в исследуемых школах, что определяет разные
условия формирования физического развития, функционирования
психофизиологических показателей.
Следующий значимый для оценки здоровья школьников показатель –
антропометрические характеристики (рис. 3). С одной стороны, они
являются динамическими показателями развития детского организма, а с
другой – отражают стабильные неблагоприятные изменения роста и развития
[12].

Рис. 3. Антропометрические показатели детей в исследуемых
группах (школах)
При оценке антропометрических показателей было выявлено, что между
исследуемыми группами имеются значимые отличия (p ≤ 0,05). Так
масса тела при оценке по центильным коридорам была наибольшей у детей
3-ей группы, наименьшие показатели длины тела – в 4-ой группе, а
наименьшие показатели окружности грудной клетки во 2-ой группе.
Показатели длины тела были наибольшими в 1-ой, 2-ой и 3-ей группах. При
этом окружность грудной клетки была наибольшей в 3-ей и 4-ой группах.
Эти данные имели зависимость с общей напряжённостью учебного труда.
Выявлено, что имеются корреляционные связи между напряжённостью учебного
труда и массой тела детей в 3-ей группе (r = -0,24;
р < 0,001); длиной тела детей в 4-ой группе
(r = -0,07; р = 0,009). Индекс массы тела (ИМТ) был
самым низким во 2-ой группе (18,5), по сравнению с другими группами:
1-ой – 19,6; 3-ей – 20,2; 4-ой – 18,8.
Несмотря на то, что все исследованные школы расположены в г.
Иркутске, ряд антропометрических показателей обучающиеся в школах
отличаются, часть из которых имеют неблагоприятную тенденцию. Это может
указывать на наличие организационных факторов риска в данных школах.
Исследование функциональных данных позволяет выделить наиболее
лабильные показатели здоровья детей, и может дать информацию о наличии
стрессовых состояний [13]. Для дальнейшего анализа в качестве показателя
функционального состояния использовался адаптационный потенциал, который
может указывать на наличие острых и хронических стрессовых реакций у
детей (рис. 4).

Рис. 4. Показатели адаптационного потенциала детей в
исследуемых группах (школах)
Примечание: у.е. – условные единицы
Согласно представленным данным, адаптационный потенциал (АП) имёл
неблагоприятную оценку в 4-ой группе. Что также имело корреляционную
связь между АП у детей в 4-ой группе и общей напряжённостью их учебного
труда (r = 0,41; р < 0,001).
Обсуждение полученных результатов
При изучении напряжённости учебного труда разные авторы показывают,
что увеличение интенсивности образовательного процесса приводит к
нарушению компенсаторно-приспособительных механизмов у школьников
[9,14]. В ходе нашего анализа были выявлены корреляционные связи
напряжённости учебного труда и физического развития школьников.
Показано, что общая напряжённостью учебного труда у детей в 3-ей группе
коррелировала с массой тела (r = -0,24; р < 0,001),
чуть менее выраженные корреляционные связи наблюдались у детей 4-ой
группе с ростом (r = -0,07; р = 0,008). Показатели
физического развития достаточно чувствительны к неблагоприятным условиям
среды, особенно если неблагоприятные факторы действуют длительное время.
Результаты, полученные в нашем исследовании, показали, что напряжённость
учебного труда является неблагоприятной для физического развития детей
3-ей и 4-ой групп.
Адаптационный потенциал, как показатель функционального состояния
организма являются чувствительными к неблагоприятным условиям развития.
Что находит подтверждение в работах разных авторов [15-18]. В нашем
исследовании установлена корреляционная связь между напряжённостью
учебного труда и адаптационным потенциалом у детей в 4-ой группы
(r = 0,41; р < 0,001). Необходимо отметить, что в
4-ой группе такие показатели физического развития сочетались с самими
высокими из всех обследуемых групп интеллектуальными нагрузками. Анализ
данных показал, что во 2-ой группе увеличены как интеллектуальные, так и
сенсорные и эмоциональные нагрузки учебного труда, что выразилось в
неблагоприятных функциональных реакциях.
Заключение
Результаты проведённого исследования показали, что функциональные
показатели детей, указывают на высокий уровень напряжённости учебного
труда в исследуемых группах. Так наиболее неблагоприятными для
функционального состояния школьников являются повышенные сенсорные и
эмоциональные нагрузки, а для их физического развития – интеллектуальные
нагрузки. Полученные данные могут быть использованными при разработке
рекомендаций по формированию образовательных программ и учёту их
стрессогенной и тренерующей составляющих теоретических дисциплин
физического воспитания.
Библиография
- Кучма В.Р. Роль гигиенической науки в профилактике болезней и
преморбидных состояний детей, обусловленных их обучением и воспитанием:
декларации, практика и перспективы. Здоровье населения и среда
обитания 2015;8(269):4-8.
- Поляков В.М. Развитие высших психических процессов в городской и
сельской популяциях детей. Культурно-историческая психология
2008;4(1):9-16.
- Кузьмин М.Ю., Конопак И.А. Устойчивость и изменчивость
идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Российский
психологический журнал 2018;15(4):113-141. DOI:
10.21702/rpj.2018.4.6.
- Погодина А.B., Астахова Т.А., Лебедева Л.Н. Некоторые корреляты
неудовлетворённости собственным телом у городских подростков – учащихся
школ. Acta Biomedica Scientifica 2024;9(4):117-127. DOI:
10.29413/ABS.2024-9.4.14.
- Зайцева Н.В., Устинова О.Ю. Риск-ориентированные нарушения
здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция.
Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья
2016;(1):20-31.
- Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая
оценка напряженности учебной деятельности обучающихся: методические
рекомендации. Иркутск: Иркутский институт повышения квалификации
работников образования; 2014. 24 с.
- Прусакова А.В., Карчевский А.Н., Катульская О.Ю., Зубова Н.И.,
Рычкова Л.В., Мандзяк Т.В., и др. Региональные показатели физического
развития детей и подростков Иркутской области. Методические
рекомендации. Иркутск: Типография "На Чехова"; 2004. 44 с.
- Степанова М.И., Березина Н.О., Лашнева И.П., Шумкова Т.В.
Гигиеническая оценка инновационной педагогической системы начального
обучения. Здоровье населения и среда обитания
2018;8(305):44-46. DOI: 10.35627/2219-5238/2018-305-8-44-46.
- Маклакова О.А., Эйсфельд Д.А., Зайцева Н.В. Оценка адаптационных
возможностей младших школьников, обучающихся в различных образовательных
организациях. Гигиена и санитария 2021;100(5):495-500. DOI:
10.47470/0016-9900-2021-100-5-495-500.
- Ткачук Е.А., Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка напряжённости
учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных
учреждений традиционного и профильного типов. Гигиена и
санитария 2019;98(10):1129-1134. DOI:
10.18821/0016-9900-2019-98-10-1129-1134.
- Фомин Ф.Ю., Ахмерова Л.Р., Ананьева Н.И., Саломатина Т.А.,
Андреев Е.В. Применение метода вариабельности сердечного ритма в
психоневрологической практике. Методические рекомендации.
Санкт-Петербург: Национальный медицинский исследовательский центр
психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева; 2020. 44 с.
- Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Региональные показатели физического
развития, функционального состояния и адаптивных возможностей
кардиореспираторной системы детей и подростков Иркутской области.
Методические рекомендации. Ангарск: ВСИМЭИ; 2016. 44 с.
- Школьникова М.А., Белоконь Н.А., Баринова В.С., Белозеров Ю.М.
Кардиоинтервалография в оценке реактивности и тяжести состояния больных
детей: методические рекомендации. Москва: Министерство здравоохранения
РСФСР; 1985. 19 с.
- Сетко Н.П., Булычева Е.В., Бейлина Е.Б. Функциональное состояние
организма младших школьников при разных формах организации учебного дня.
Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья
2013;(1):18-21.
- Булычева Е.В. Гигиеническая оценка учебных нагрузок у современных
учащихся. Российский вестник гигиены 2021;(4):12-20. DOI:
10.24075/rbh.2021.025.
- Сетко А.Г., Жданова О.М., Лукьянов П.В. Физиолого-гигиеническая
характеристика когнитивных функций, определяющих успешность обучения
школьников в условиях различной напряженности образовательного процесса.
Здоровье населения и среда обитания 2021;(11):45-52. DOI:
10.35627/2219-5238/2021-29-11-45-52.
- Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния на детей
факторов современной электронной информационно-образовательной среды
школ. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание
2019;13(3):98-103. DOI: 10.24411/2075-4094-2019-16380.
- Щербакова Т.Г., Алешина Л.И., Мужиченко М.В., Новикова Е.И.
Динамическое исследование влияния интенсивных учебных нагрузок на
состояние здоровья и физическое развитие лицеистов. Вестник
Волгоградского государственного медицинского университета
2017;3(63):122-124. DOI: 10.19163/1994-9480-2017-3(63)-122-124.
References
- Kuchma VR. The role of hygienic science in prevention of diseases
and children’s states due to their training and education: declarations,
practice and prospects. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya
2015;(8):4-8. (In Russ.).
- Polyakov VM. Development of Higher Mental Processes in Urban and
Rural Children. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya
2008;4(1):9-16. (In Russ.).
- Kuz'min MYu, Konopak IA. Stability and Variability of Identity in
Schoolchildren and Students. Rossiyskiy psikhologicheskiy
zhurnal 2018;15(4):113-141. DOI: 10.21702/rpj.2018.4.6. (In
Russ.).
- Pogodina AV, Astakhova TA, Lebedeva LV. Some correlates of body
dissatisfaction in urban school students. Acta biomedica
scientifica 2024;9(4):117-127. DOI: 10.29413/ABS.2024-9.4.14. (In
Russ.).
- Zaitseva NV, Ustinova OYu. Risk-associated health disorders in
children and teenagers: assessment, prevention, correction. Voprosy
shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya 2016;(1):20-31.
(In Russ.).
- Kuchma VR, Tkachuk EA, Efimova NV. Hygienic Assessment of the
Intensity of Students' Learning Activities. Guidelines. Irkutsk:
Irkutskiy institut povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya;
2014. 24 p. (In Russ.).
- Prusakova AV, Karchevskiy AN, Katul'skaya OYu, Zubova NI,
Rychkova LV, Mandzyak TV, et al. Regional indicators of physical
development of children and adolescents of the Irkutsk region.
Methodological recommendations. Irkutsk: Tipografiya "Na Chekhova";
2004. 44 p.
- Stepanova MI, Berezina NO, Lashneva IP, Shumkova TV. Hygienic
assessment of innovative pedagogical system of the primary education.
Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya 2018;8(305):44-46. DOI:
10.35627/2219-5238/2018-305-8-44-46. (In Russ.).
- Maklakova OA, Eysfel'd DA, Zaytseva NV. Assessing adaptation
capabilities in primary school children attending schools with different
educational processes. Gigiena i sanitariya
2021;100(5):495–500. DOI: 10.47470/0016-9900-2021-100-5-495-500. (In
Russ.).
- Tkachuk EA, Efimova NV, Myl'nikova IV. Assessment of the
intensity of educational work and adaptation potential of children in
schools of traditional and profile types. Hygiene and
Sanitation 2019;98(10): 1129–1134. DOI:
10.18821/0016-9900-2019-98-10-1129-1134. (In Russ.).
- Fomin FYu, Akhmerova LR, Anan'eva NI, Salomatina TA, Andreev EV.
Application of the heart rate variability method in psychoneurological
practice. Methodological recommendations. St.Petersburg: Natsional'nyy
meditsinskiy issledovatel'skiy tsentr psikhiatrii i nevrologii im. V.M.
Bekhtereva; 2020. 44 p. (In Russ.).
- Efimova NV, Myl'nikova IV. Regional indicators of physical
development, functional state and adaptive capabilities of the
cardiorespiratory system of children and adolescents in the Irkutsk
region. Methodological recommendations. Angarsk: VSIMEI; 2016. 44 p. (In
Russ.).
- Shkol'nikova MA, Belokon' NA, Barinova VS, Belozerov YuM.
Cardiointervalography in assessing the reactivity and severity of the
condition of sick children. Methodological recommendations. Moscow:
Ministerstvo zdravookhraneniya RSFSR; 1985. 19 p. (In Russ.).
- Setko NP, Bulycheva EV, Beylina EB. Functional state of primary
schoolchildren in different forms of organization of the school day.
Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya
2013;(1):18-21. (In Russ.).
- Bulycheva EV. Hygienic assessment of the academic load in modern
students. Rossiyskiy vestnik gigieny 2021;(4):12-20. DOI:
10.24075/rbh.2021.025. (In Russ.).
- Setko AG, Zhdanova OM, Luk'yanov PV. Physiological and hygienic
characteristics of cognitive functions determining successful student
learning under conditions of different. Zdorov'e naseleniya i sreda
obitaniya 2021;(11):45-52. DOI:
10.35627/2219-5238/2021-29-11-45-52. (In Russ.).
- San'kov SV, Kuchma VR. Hygienic assessment of the impact of the
modern schools' electronic information-educational environment on
children. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. Elektronnoe
izdanie 2019;13(3):98-103. DOI: 10.24411/2075-4094-2019-16380. (In
Russ.).
- Shcherbakova TG, Aleshina LI, Muzhichenko MV, Novikova EI.
Dynamic research into the influence of intensive academic loads on the
state of health and physical development of lyceum students. Vestnik
Volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta
2017;3(63):122-124. DOI: 10.19163/1994-9480-2017-3(63)-122-124. (In
Russ.).
Дата поступления: 11.07.2025
Приложение 1
Основные принципы оценки составляющих учебного
труда
5.1. При оценке интеллектуальных нагрузок учебный процесс
рассматривают с точки зрения его мыслительной составляющей.
Характеристика работы по показателю «интеллектуальные нагрузки» включает
в себя:
- «содержание работы», которая определяет степень сложности
выполнения задания (от решения простых учебных задач до сложных при
отсутствии указанного учителем алгоритма выполнения);
- «восприятие сигналов (информации) и их оценка» - способность
оценивать полученную информацию, производить необходимые мыслительные
операции;
- «количество возложенных функциональных обязанностей на ребёнка» –
факультативы, кружки, секции, общественная нагрузка;
- «характер выполняемой работы» – характеристика какого-либо вида
учебной работы по степени сложности, точности и
ответственности.
5.2. Блок сенсорных характеристик, включающий длительность
сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов за 1 час, число объектов
одновременного наблюдения, условно характеризует произвольное, волевое
внимание, направленное на предмет деятельности.
Характеристика работы по показателю «сенсорные нагрузки» в
зависимости от класса условий труда были подразделены на:
- «длительность сосредоточенного наблюдения» (в % от времени
учебной работы) – сосредоточение, или концентрация внимания на
каком-либо объекте, при этом, чем больше процент времени отводится в
течение урока на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряжённость.
Общее время учебной работы (вместе с выполнением домашних заданий и
дополнительным образованием) принимается за 100 %;
- «плотность информационных (визуальных и аудиальных) сообщений» в
среднем за 40 минут работы – количество воспринимаемых и передаваемых
сообщений (команд, распоряжений, инструкций). По форме (или способу)
предъявления информации сообщения могут подаваться с помощью речи, с
печатных (учебные, рабочие тетради), технических (компьютеры, ридеры,
электронные доски) и других (наглядные средства, тренажёры, макеты и
т.д.) средств обучения. В соответствии с теорией информации, под
сообщением понимают совокупность знаков или первичных сигналов,
содержащих информацию. Чем больше число поступающих и передаваемых
информационных сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к
возрастанию напряжённости;
- «размер объекта различения при длительности сосредоточенного
внимания» (% от времени учебной работы) – нагрузка на зрительный
анализатор определяется размером объекта различения и продолжительностью
наблюдения за предметом. Напряжённость по данному показателю возрастает
с уменьшением размера рассматриваемого предмета (цифровой или буквенной
информации и т.п.) и продолжительности времени наблюдения за
предметом;
- «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при
длительности сосредоточенного наблюдения» (процент от учебного
времени)». Определяется на основе хронометражных наблюдений время (часы,
минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня
принимается за 100 %, а время фиксированного взгляда с использованием
микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени,
тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного
анализатора;
- «наблюдение за экраном видеотерминала» – конкретное время (часы,
минуты) непосредственной работы пользователя с устройством визуального
вывода информации в течение учебного времени при вводе данных,
редактировании текста или программ, чтении информации буквенной,
цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран
пользователя, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше
напряжённость труда.
- «нагрузка на слуховой анализатор» – степень напряжения слухового
анализатора в зависимости от разборчивости слов в процентах от
соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума;
- «нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов
наговариваемых в неделю)» – степень напряжения голосового аппарата в
зависимости от продолжительности речевых нагрузок.
5.3. Характеристика работы по показателю «эмоциональные нагрузки» в
зависимости от класса условий учебного труда подразделяется на следующие
уровни:
- «степень ответственности за результат собственной деятельности.
Значимость ошибки» – указывает, в какой мере ребёнок может влиять на
результат собственного труда при различных уровнях сложности
осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень
ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным
усилиям со стороны учащегося, что соответственно приводит к увеличению
эмоционального напряжения;
- «степень риска» – вероятность наступления нежелательного события,
наказания;
- «степень ответственности за коллективный результат» – возможность
возникновения нежелательных событий, связанных с социальным статусом в
группе;
- «количество конфликтных ситуаций» – определяется на основании
хронометражных наблюдений.
5.4. Характеристика работы по показателю «монотонность нагрузок» в
зависимости от класса условий учебного труда подразделяется на
факторы:
- «число элементов (приёмов), необходимых для реализации простого
задания или многократно повторяющихся операций» – число однообразных
операций при выполнении учебного задания;
- «продолжительность выполнения простых производственных заданий
или повторяющихся операций» – время выполнения однообразных операций при
выполнении учебного задания;
- «время активных действий (в процентах к продолжительности учебной
деятельности)» – время, затрачиваемое на выполнение заданий для
публичного представления;
- «монотонность учебной обстановки (в процентах от времени учебной
деятельности)» – время пассивного наблюдения за ходом учебного
процесса.
5.5. Характеристика по показателю «режим учебной деятельности» в
зависимости от класса условий подразделяется на следующие моменты:
- «фактическая продолжительность учебного времени с учетом всех видов
деятельности (учебных занятий, дополнительного образования, домашних
заданий)» – это продолжительность учебных занятий, не зависящее от места
и времени работы. Показатель включает продолжительность всех видов
учебной деятельности (уроки, внеурочная деятельность, работа в кружках
секция, выполнение домашнего задания), чем продолжительнее учебная
работа по времени, тем больше суммарная нагрузка, и, соответственно,
выше напряженность учебного труда;
- «сменность работы» – график выполнения учебной работы в пределах
календарных суток. Определяется на основании распорядка учебной
организации и режима дня обучающегося;
- «наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (во
время учебного процесса)» – это время, предоставляемое ученику для
отдыха и питания.
Таблица
Критерии оценки напряженности учебного труда обучающихся
| Показатели напряженности учебного труда |
Классы условий учебного труда |
| Легкая напряженность труда (класс 1) |
Средняя напряженность труда (класс
2) |
Выраженная напряженность труда |
|
1 степени
класс 3.1
|
2 степени
класс 3.2
|
| 1.1. Содержание работы |
Отсутствует необходимость принятия решения
(1 балл)
|
Решение простых задач по инструкции (2 балла) |
Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа
по серии инструкций)
(3 балла)
|
Эвристическая (проектная, творческая) деятельность, требующая
разработки алгоритма решения или нестандартного подхода
(4 балла)
|
| 1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка |
Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий
(1 балл)
|
Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий
и операций
(2 балла)
|
Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических
значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка
фактических значений параметров
(3 балла)
|
Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных
параметров. Комплексная оценка всей учебной деятельности
(4 балла)
|
| 1.3. Распределение функций по степени сложности задания |
Обработка и выполнение задания
(1 балл)
|
Обработка, выполнение задания и его проверка
(2 балла)
|
Обработка, проверка и контроль за выполнением задания
(3 балла)
|
Контроль и предварительная работа по распределению заданий в
группе детей
(4 балла)
|
| 1.4. Характер выполняемой работы |
Работа по индивидуальному плану
(1 балл)
|
Работа по установленному графику с возможной его
коррекцией по ходу деятельности
(2 балла)
|
Работа в условиях дефицита времени
(3 балла)
|
Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной
ответственностью за конечный результат
(4 балла)
|
| 2. Сенсорные нагрузки: |
| 2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени) |
до 25
(1 балл)
|
26 – 50
(2 балла)
|
51 – 75
(3 балла)
|
более 75
(4 балла)
|
| 2.2. Плотность информационных (визуальных и аудиальных) сообщений в
среднем за 40 минут работы |
До 15
(1 балл)
|
1530
(2 балла)
|
3145
(3 балла)
|
Более 45
(4 балла)
|
| 2.3. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз учащегося до
объекта различения не более 0,5 м.) в мм. в зависимости от шрифта |
Шрифт 16
(1 балл)
|
Шрифт 14
(2 балла)
|
Шрифт 12
(3 балла)
|
Шрифт менее 12
(4 балла)
|
| 2.4. Тип и количество используемых в течение урока средств
обучения |
учебник, доска
(1 балл)
|
учебник, ридер, доска
(2 балла)
|
учебник, ридер, доска, географическая карта (или др.
наглядные пособия, размещенные на доске на расстоянии 2 м.)
(3 балла)
|
электронная доска, учебник, ридер, доска, географическая карта
(или др. наглядные пособия, размещенные на доске на расстоянии
2 м.)
(4 балла)
|
| 2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при
длительности сосредоточенного наблюдения (% учебного времени) |
до 25
(1 балл)
|
26 – 50
(2 балла)
|
51 – 75
(3 балла)
|
более 75
(4 балла)
|
|
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (общее количество
минут в сутки):
обучающиеся I ступени
обучающиеся II ступени
обучающиеся III ступени
|
15
20
25
(1 балл)
|
1525
20 35
25 45
(2 балла)
|
2535
3550
4560
(3 балла)
|
Более 35
Более 50
Более 60
(4 балла)
|
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при необходимости восприятия
речи
и использования аудиоматериалов) |
прослушивание аудиозаписей менее 15 минут
(1 балл) |
прослушивание аудиозаписей 1520 минут
(2 балла)
|
прослушивание аудиозаписей 2030 минут или
прослушивание аудиозаписей в наушниках 1520 минут
(3 балла)
|
Прослушивание аудиозаписей более 30 минут или прослушивание
аудиозаписей в наушниках более 20 минут
(4 балла)
|
| 2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (процент от времени учебных
занятий) |
20%
(1 балл)
|
2130%
(2 балла)
|
3150%
(3 балла)
|
более 50%
(4 балла)
|
| 3. Эмоциональные
нагрузки: |
| 3.1. Степень ответстенности за результат собственной деятельности.
Значимость ошибки |
Ошибка не влечет никаких последствий для ученика
(1 балл)
|
Ошибка влечет негативную реакцию со стороны учителя
(2 балла)
|
Ошибка влечет негативную реакцию со стороны окружения
(детского коллектива, учителя, родителей)
(3 балла)
|
Ошибка влечет серьезные последствия для будущего ученика
(экзамены, итоговые экзамены)
(4 балла)
|
| 3.2. Степень риска для формирования негативной жизненной
ситуации |
Степень риска исключена
(1 балл)
|
Степень риска маловероятна
(2 балла)
|
Степень риска вероятна
(3 балла)
|
Степень риска выражена
(4 балла)
|
| 3.3. Степень ответственности формирования негативной жизненной
ситуации для других лиц (членов семьи) |
Исключена
(1 балл)
|
Н
езначительна
(2 балла)
|
Маловероятна
(3 балла)
|
Возможна
(4 балла)
|
| 3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных учебной
деятельностью за учебный день |
Отсутствуют
(1 балл)
|
1 – 3
(2 балла)
|
4 – 8
(3 балла)
|
Более 8
(4 балла)
|
| 4. Монотонность нагрузок: |
| 4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого
задания или в многократно повторяющихся операциях |
более 10
(1 балл)
|
9 – 6
(2 балла)
|
5 – 3
(3 балла)
|
менее 3
(4 балла)
|
| 4.2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или
повторяющихся операций |
более 100
(1 балл)
|
100 – 25
(2 балла)
|
24 – 10
(3 балла)
|
менее 10
(4 балла)
|
| 4.3. Время активных действий (в процентах к продолжительности
учебного времени) |
20 и более
(1 балл)
|
19 – 10(2 балла) |
9 – 5
(3 балла)
|
менее 5
(4 балла)
|
| 4.4. Монотонность учебной обстановки (время пассивного наблюдения за
ходом учебного процесса в процентах от учебного времени) |
менее 75
(1 балл)
|
76–80
(2 балла)
|
81–90
(3 балла)
|
более 90
(4 балла)
|
| 5. Режим работы: |
| 5.1. Фактическая продолжительность учебного времени с учетом всех
видов деятельности (учебных занятий, дополнительного образования,
домашних заданий) |
4 – 6 ч
(1 балл)
|
7 – 8 ч
(2 балла)
|
9 – 10 ч
(3 балла)
|
более 10 ч
(4 балла)
|
| 5.2. Сменность работы |
Односменная работа (без домашнего задания)
(1 балл)
|
Двухсменная работа (с домашним заданием)
(2 балла)
|
Трехсменная работа (с дополнительным
образованием)
(3 балла)
|
Нерегулярная сменность (посещение нескольких секций/кружков)
(4 балла)
|
| 5.3. Наличие регламентированных перерывов и их
продолжительность |
Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности:
7 % и более учебного времени
(1 балл)
|
Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3
до 7% учебного времени
(2 балла)
|
Перерывы не регламентированы и недостаточной
продолжительности: до 3 % учебного времени
(3 балла)
|
Перерывы отсутствуют
(4 балла)
|
Источник информации: Ефимова Н.В., Ткачук Е.А.,
Мыльникова И.В. Напряженность учебного труда обучающихся
общеобразовательных учреждений: учебное пособие. Иркутск: ФГБНУ ВСИМЭИ;
2020. 104 с.
Просмотров: 13
|