О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2025 (71) arrow ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «ШКОЛ МАТЕРИНСТВА» В ЖЕНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «ШКОЛ МАТЕРИНСТВА» В ЖЕНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Печать
01.11.2025 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-23

Моисеева К.Е., Заступова А.А., Тайц А.Н., Харбедия Ш.Д., Александрович Ю.С.
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, Санкт-Петербург

Резюме

Актуальность. Изучение проблем способствует развитию систем поддержки беременных женщин, снижению осложнений во время беременности и родов и повышению уровня материнского и детского здоровья.

Цель. Провести субъективную оценку организации информационной работы в «Школах материнства» женских консультаций мегаполиса.

Материал и методы. Было проведено анкетирование 630 беременных, посещавших занятия в «Школах материнства» трех женских консультаций г. Санкт-Петербурга. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использование программного пакета Statistica 10.0. Различия считали значимыми при р<0,05.

Результаты. Большинство женщин получали рекомендации пройти обучение в «Школе материнства» (73,8%), однако только половина из них регулярно посещали школу (54,3%), а участие партнеров в подготовке к рождению ребенка составляло лишь 18,2%. Выявлены значительные различия в оценках полноты полученной информации по различным темам. Анализ тем, изучаемых в школе, показал, что женщины наиболее удовлетворены информацией о влиянии стресса, питании и образа жизни во время беременности, а наименее удовлетворены освещенностью подготовки и поведения в родах, ухода за новорожденным и грудного вскармливания. Средние баллы оценки информативности свидетельствуют, что наиболее полно были освещены темы, связанные непосредственно с беременностью, а информация по ключевым аспектам подготовки к родам, уходу за ребенком и грудному вскармливанию, оценивается значительно ниже.

Заключение. Исследование позволило определить основные проблемы в работе «Школы материнства»: недостаточная регулярность ее посещения, низкая вовлеченность отцов, неполный объем предоставляемой информации по большинству тем, освещаемых во время занятий.

Ключевые слова: школа материнства; беременные; профилактика; антенатальная охрана плода; женская консультация

Контактная информация: Моисеева Карина Евгеньевна, еmail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Моисеева К.Е., Заступова А.А., Тайц А.Н, Харбедия Ш.Д., Александрович Ю.С. Организация работы «Школ Материнства» в женских консультациях: проблемы и пути решения. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2025;

ORGANIZATION OF THE WORK OF "MATERNITY SCHOOLS" IN WOMEN'S CONSULTATIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Moiseeva K.E., Zastupova A.A., Taits A.N., ,Kharbediya Sh.D., Aleksandrovich
  Yu.S.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint Petersburg State Pediatric Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia
2 St. Petersburg State Budgetary Healthcare Institution "Maternity Hospital No. 9", Saint Petersburg, Russia

Abstract

Significance. The study of the problems contributes to the development of support systems for pregnant women, reducing complications during pregnancy and childbirth and improving the level of maternal and child health.

Purpose. To conduct a subjective assessment of the organization of information work in the "Maternity Schools" of women's consultations of a metropolis.

Material and methods. A survey was conducted among 630 pregnant women who attended classes at the “Maternity Schools” of three women’s clinics in St. Petersburg. Statistical processing of the research results was carried out using the Statistica 10.0 software package. Differences were considered significant at p<0,05.

Results. Most women received recommendations to undergo training in the "Maternity School" (73.8%), but only half of them regularly attended school (54.3%), and the participation of partners in preparing for the birth of a child was only 18.2%. Significant differences were revealed in the assessments of the completeness of the information received on various topics. An analysis of the topics covered in the school showed that women were most satisfied with the information on the impact of stress, nutrition and lifestyle during pregnancy, and least satisfied with the coverage of preparation for and behavior during childbirth, care of the newborn and breastfeeding. The average scores for assessing the information content indicate that topics directly related to pregnancy were covered most fully, while information on key aspects of preparation for childbirth, childcare and breastfeeding was rated significantly lower.

Conclusion. The study identified the main problems in the work of the "Motherhood School", including insufficient regularity of attendance, low involvement of fathers, and the incomplete amount of information provided on most topics covered during classes.

Keywords: motherhood school; pregnant women; prevention; antenatal care of the fetus; antenatal clinic

Corresponding author: Karina E. Moiseeva, еmail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Moiseeva KE, http://orcid.org/0000-0002-3476-5971
Zastupova AA, https://orcid.org/0000-0002-0232-0388
Taits AN, http://orcid.org/0000-0003-1084-260X
Kharbedia ShD. http://orcid.org/0000-0001-8285-2917
Aleksandrovich YuS, http://orcid.org/0000-0002-2131-4813
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This type of research does not require examination by a local ethics committee.
For citation: Moiseeva K.E., Zastupova A.A., Taits A.N., Kharbediya Sh.D., Aleksandrovich Yu.S. Organization of the work of "Maternity Schools" in women's consultations: problems and solutions. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2025; (In Rus).

Введение

В условиях демографического спада охрана здоровья детского населения становится одной из основных задач государства. Здоровье детей является фундаментальным показателем благополучия общества и приоритетом государственной политики в области здравоохранения и социальной защиты [1,2]. Проблема сохранения здоровья и предотвращения детской заболеваемости, инвалидности и смертности приобретает особую остроту, влияя на демографические, политические и экономические перспективы страны. Однако многие из состояний, приводящих к возникновению нарушений здоровья у новорожденного, можно предотвратить [3,4]. По данным целого ряда исследований, здоровье ребенка во многом зависит от состояния здоровья будущей матери до и во время беременности, от своевременного устранения факторов риска и формирования у семьи ориентации на здоровую беременность [5-7]. Всё это должно реализовываться через систему антенатальной охраны плода, которая является одной из основных функций женских консультаций.

Важнейшим аспектом работы женской консультации по охране плода является организация и проведение занятий в «Школах материнства», которые обеспечивают подготовку женщин к беременности, родам и послеродовому периоду [8-10]. Основными направлениями деятельности «Школ материнства» является информирование и обучение будущих мам по вопросам образа жизни, медицинской помощи, течения и осложнений беременности, подготовки к родам, психологической и социальной поддержки беременных, рожениц и родильниц [11]. Кроме того, особое внимание уделяется основам ухода за ребёнком сразу после рождения, включая гигиену новорожденного (купание, уход за кожей, пупочной ранкой), а также поддержке и обучению принципам грудного вскармливания ребёнка (значение, подготовка, лактация и возможные проблемы) [12,13]. Таким образом, организация «Школы материнства» способствует повышению осведомлённости и уверенности будущих родителей, улучшает качество медицинской помощи беременным женщинам и помогает обеспечить благополучное течение беременности и рождение здорового ребенка.

Актуальность изучения организации деятельности «Школ Материнства» в женских консультациях обусловлена необходимостью повышения качества подготовки будущих матерей [14-16]. В современных условиях, где число женщин, сталкивающихся с различными медицинскими и психологическими проблемами во время беременности, неуклонно растет, особенно важно обеспечить доступность и эффективность проводимых образовательных программ [17-19]. Изучение проблем и поиск путей их решения способствует развитию систем поддержки будущих матерей, снижению осложнений во время беременности и родов и, как следствие, повышению уровня материнского и детского здоровья.

Цель исследования: провести субъективную оценку организации информационной работы в «Школах материнства» женских консультаций мегаполиса.

Материалы и методы

Субъективная оценка работы «Школы материнства» осуществлялась на основании анонимного опроса, проведенного случайным методом по специально разработанной анкетной форме. Было проведено анкетирование 630 беременных, посещавших эти занятия в женских консультациях г. Санкт-Петербурга. Базами настоящего исследования являлись: СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 23», отделение «Женская консультация №36» (N=266 (42,2%) и СПБ ГБУЗ «Родильный дом №16», отделение «Женская консультация» (N=258 (41,1%); СПБ ГБУЗ «Родильный дом №9», отделение «Женская консультация» (N=106 (16,8%).

В ходе исследования были изучены удовлетворенность беременных полнотой и информативностью знаний, полученных во время занятий в «Школе материнства», а также оценка ими освещенности отдельных тем по пятибалльной системе. В исследование были включены только беременные, прошедшие не менее 2/3 от общего объема занятий.

Расчет объема репрезентативной выборки был осуществлен по методу В. Паниотто. Генеральную совокупность составили 44752 беременные, состоящие под диспансерным наблюдением в женских консультациях г. Санкт-Петербурга в 2023 г. При ошибке в 5% объем выборки должен быть не менее 385.

Характеристика выборки: распределение беременных по возрасту: 15–19 лет – 4,4%, 20–24 года – 14,4%, 25-29 лет - 32,2%, 30–34 года – 22,2%, 35–39 лет – 13,3%, 40–44 года – 11,1% и 45-49 – 2,2%. Средний возраст беременных, проходящих обучение в «Школе материнства», составил M±m=30,4±0,51 года (при стандартном отклонении σ=6,87). Распределение беременных по срокам прохождения обучения: 18–21 неделя беременности – 52,3%, 11–14 неделя - 32,5% и с 22 недели беременности – 15,2%. Средний срок беременности, при котором женщины посещали «Школу материнства», составил M±m=19,52±0,37 неделе (при стандартном отклонении σ=3,61). Распределение беременных по порядковому номеру беременности: первая – 60,0%, вторая - 31,1%, третья – 8,9%. В среднем беременность по счету была M±m=1,38±0,05 (при стандартном отклонении σ=0,66).

Были рассчитаны экстенсивные показатели, средняя арифметическая и ее ошибка (M±m), а также стандартное отклонение показателей (σ). Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программного пакета Statistica 10.0 (StatSoft Inc., США). Различия считали значимыми при р<0,05.

Результаты

Установлено, что большая часть женщин проходили предварительное медицинское обследование перед беременностью (табл. 1) и получили рекомендацию пройти обучение в «Школе материнства» от врача акушера-гинеколога (64,4% и 73,8% соответственно). Однако лишь 54,3% беременных из всех прошедших обучение посещали «Школу материнства» регулярно. Как показало анкетирование, только 18,2% отцов участвовали в подготовке к рождению ребёнка и обучении уходу за ним. Выявлено, что доля респонденток, прошедших предгравидарную подготовку, получивших рекомендацию от врача пройти обучение, и женщин, у которых мужья (партнеры) участвовали в подготовке к рождению ребенка, имела статистически значимые отличия с долей беременных, которые не прошли обследование перед зачатием, не получили рекомендацию по прохождению обучения в данной школе и у которых мужья не участвовали в процессе обучения (р<0,05).

Таблица 1

Распределение беременных по отдельным характеристикам подготовки к материнству (в %)

Характеристика Да Нет Итого
абс. % абс. % абс. %
Прохождение медицинского обследования до беременности 406 64,4 224 35,6 630 100,0
Предложение пройти обучение в Школе материнства от акушер-гинеколога 465 73,8 165 26,2 630 100,0
Регулярность посещения 342 54,3 288 45,7 630 100,0
Участие мужей в процессе обучения 115 18,2 515 81,8 630 100,0

При оценке отдельных тем, изучаемых на занятиях в «Школе материнства» (табл. 2), выявлено, что наибольший удельный вес полностью удовлетворенных респонденток наблюдался при оценке информации о влиянии стресса на здоровье будущего ребёнка и питании беременной (48,5% и 44,4% соответственно). Наименьшая доля беременных была удовлетворена информированностью по вопросам подготовки и поведения в родах (25,6%), ухода за новорожденным в домашних условиях (26,7%), а также объемом информации о грудном вскармливании (28,9%). В то же время наиболее часто женщины были частично удовлетворены полученной информацией о приеме витаминов и микроэлементов (45,6%), а также об образе жизни во время беременности (44,4%). При этом наименее часто респондентки оценили свою удовлетворенность как «частичную» при оценке информации, полученной по вопросам грудного вскармливания и ухода за новорожденным (22,2% и 24,4% соответственно). По этим же вопросам будущие матери были более всего неудовлетворены полученными знаниями в «Школе материнства» (20,0% и 16,7% соответственно). При этом по этим же темам была наиболее высокая доля респонденток, затруднившихся их оценить (28,9% и 32,2% соответственно). Кроме того, прослеживался высокий удельный вес респонденток, которые затруднились оценить объем информации, полученной ими по подготовке и поведении в родах (23,3%). Наименее часто женщины сомневались в оценке информированности о приеме витаминов и микроэлементов (2,2%).

Таблица 2

Распределение беременных по удовлетворенности полнотой информации, полученной при обучении в «Школе материнства» (в %)

Информация Да Частично Нет Затрудняюсь Итого
абс % абс % абс % абс % абс %
Об образе жизни во время беременности и его влияние на здоровье будущего ребёнка 256 40,6 279 44,4 14 2,2 81 12,8 630 100,0
О режиме труда, сна и отдыха беременной 259 41,1 269 42,8 14 2,2 88 13,9 630 100,0
О питании беременной 280 44,4
238 37,8 49 7,8 63 10,0 630 100,0
О влиянии стресса на здоровье будущего ребёнка 305 48,5 222 35,2 15 2,4 88 13,9 630 100,0
О физической активности во время беременности 259 41,1 273 43,3 42 6,7 56 8,9 630 100,0
О подготовке и поведении в родах 161 25,6 238 37,8 84 13,3 147 23,3 630 100,0
О грудном вскармливании 182 28,9 140 22,2 126 20,0 182 28,9 630 100,0
Об уходе за новорожденным 168 26,7 154 24,4 105 16,7 203 32,2 630 100,0
О приеме витаминов и микроэлементов во время беременности 259 41,1 287 45,6 70 11,1 14 2,2 630 100,0

Распределение беременных по оценке освещенности отдельных тем по пятибалльной шкале показало, что чаще всего оценку «отлично» от обучающихся в «Школе материнства» получила информативность тем о влиянии стресса на здоровье будущего ребёнка (54,9%), образе жизни во время беременности (53,5%) и режиме труда, сна и отдыха беременной (50,7%) (табл. 3). Реже всего беременные ставили «отлично» при оценке информации о подготовке и поведении в родах (38,3%). Максимальный удельный вес оценок «хорошо» был поставлен беременными полноте информации, полученной о физической активности во время беременности (41,7%), а также подготовке и поведении в родах (40,0%). При этом доля удовлетворительных оценок была самой высокой при оценке полученной информации о грудном вскармливании (19,5%), приеме витаминов и микроэлементов (19,1%) и уходе за новорожденным (18,4%), а самой низкой - по вопросам образа жизни во время беременности и режима труда, сна и отдыха беременной (11,6% и 12,7% соответственно). Исследование показало, что неудовлетворительные оценки были поставлены беременными, обучавшимися в «Школе материнства», только при оценке полученных знаний по вопросам грудного вскармливания (11,4%), ухода за новорожденным (7,5%), подготовки и поведения в родах (5,0%), а также питания беременной (3,6%).

Таблица 3

Распределение беременных по оценке освещенности отдельных тем по пятибалльной шкале (в %)

Информация «5» «4» «3» «2» Средний балл Итого
абс % абс % абс % абс % M±m (σ) Абс %
Об образе жизни во время беременности и его влияние на здоровье будущего ребёнка 337 53,5 220 34,9 73 11,6 0 0,0

4,42±0,06 (0,89)

630 100,0
О режиме труда, сна и отдыха беременной 319 50,7 231 36,6 80 12,7 0 0,0 4,38±0,07 (0,87) 630 100,0
О питании беременной 292 46,4 212 33,6 103 16,3 23 3,6 4,23±0,08 (0,99) 630 100,0
О влиянии стресса на здоровье будущего ребёнка 346 54,9 185 29,4 99 15,7 0 0,0 4,39±0,08 (0,96) 630 100,0
О физической активности во время беременности 284 45,1 263 41,7 83 13,2 0 0,0 4,32±0,07 (0,87) 630 100,0
О подготовке и поведении в родах 241 38,3 252 40,0 105 16,7 32 5,0 4,10±0,08 (0,87) 630 100,0
О грудном вскармливании 298 47,3 137 21,8 123 19,5 72 11,4 4,03±0,12 (1,66) 630 100,0
Об уходе за новорожденным 291 46,2 176 27,9 116 18,4 47 7,5 4,08±0,10 (1,03) 630 100,0
О приеме витаминов и микроэлементов во время беременности 265 42,0 245 38,9 120 19,1 0 0,0 4,23±0,06 (0,80) 630 100,0

Исследование показало, что наиболее высокие средние баллы получила оценка полноты информации об образе жизни во время беременности (4,42±0,06 балла), влиянии стресса на здоровье ребёнка (4,39±0,08 балла), режиме труда, сна и отдыха беременной (4,38±0,07 балла) и физической активности во время беременности (4,32±0,07 балла). Наиболее низкие баллы были поставлены респондентками объему информации по вопросам грудного вскармливания (4,03±0,12 балла), ухода за новорожденным (4,08±0,10 балла) и подготовки и поведения в родах (4,10±0,08 балла). Между средними баллами, на которые будущие матери оценили освещенность тем, касающихся вопросов беременности, и средними баллами, которые они поставили объему информации, полученному о родовспоможении, уходе и вскармливании ребенка, установлены статистически значимые различия (р<0,05).

Обсуждение полученных результатов

Анализ общей картины подготовки женщин к беременности и участию в образовательном процессе выявил, что около трети женщин не прошли предварительное медицинское обследование перед беременностью. Несмотря на то, что большинство женщин получали от своего врача в женской консультации рекомендацию посещения «Школы материнства», лишь примерно половина (54,3%) посещали ее регулярно. Это свидетельствует о значительной недооценке значимости профилактики, а также указывает, что женщины могут сталкиваться с препятствиями в доступе к данным медицинским услугам. Соответственно, следует обратить более пристальное внимание на повышение охвата предгравидарной подготовкой, а также на повышение доступности профилактической помощи в женских консультациях [4,6].

Лишь небольшая часть мужчин (18,2%) участвует в подготовке к рождению ребенка и освоению навыков ухода за младенцем, что отражает существующую проблему невключенности партнера в этот важный этап жизни семьи. Проведение обязательных занятий для пар могло бы существенно повлиять на вовлеченность будущих отцов, а также на общее состояние психоэмоционального климата семьи, связанного с появлением в ней ребенка.

Наиболее понятными и полезными были темы влияния стресса на развитие плода и питания беременных — их назвали удовлетворительными почти половина опрошенных женщин (48,5% и 44,4%). Это свидетельствует о понимании важности будущими мамами этих аспектов для здоровья ребенка. Темы, вызвавшие наименьшую удовлетворённость, были связаны с подготовкой к родам (25,6%), уходом за новорождённым (26,7%) и кормлением ребенка грудью (28,9%), что требует повышения качества информационной поддержки беременных в этих вопросах.

Достаточно высокий удельный вес беременных, затруднившихся в оценке полноты информации по отдельным темам, показывает на необходимость улучшения доступности и структурированности обучения в «Школах материнства». Недостаточная ясность и понятность получаемых материалов ведут к трудностям в восприятии важных аспектов ухода за детьми. Соответственно, имеется необходимость совершенствования программ подготовки будущих родителей, так как повышение информированности будет способствовать их большей уверенности в подготовке к рождению и уходу за ребенком [11,16].

На основании полученных результатов, в целях повышения уровня информированности будущих родителей, рекомендуется:

  1. проводить регулярные курсы повышения квалификации специалистов, которые ведут занятия в «Школах материнства»;
  2. включить дополнительные занятия, посвящённые грудному вскармливанию, специфике ухода за ребенком и психологии родов, чтобы усилить внимание к проблемам недооцениваемых аспектов;
  3. усиленно привлекать будущих отцов к подготовке к ответственному родительству;
  4. использовать игровые формы обучения, визуализации и симуляции ситуаций для улучшения подачи и восприятия материала;
  5. шире применять современные технологии в процессе обучения, онлайн форматы проведения занятий, позволяющие будущим родителям самостоятельно изучать материалы и получать обратную связь от преподавателей;
  6. расширить использование социальных сетей и мобильных приложений для информирования женщин о преимуществах профилактических осмотров и своевременного обращения к специалистам;
  7. применять индивидуальный подход к разработке курсов занятий с учетом возраста, состояния здоровья и семейной ситуации беременных;
  8. проводить регулярный мониторинг эффективности программ с помощью анкетирования участников для определения наиболее востребованных направлений и потребностей у будущих родителей.

Таким образом, учитывая, что обеспечение качественной подготовки будущих родителей является залогом здоровья их детей, то для улучшения информационной работы в «Школах материнства» женских консультаций мегаполиса требуется взаимодействие специалистов медицинской отрасли, институтов дополнительного профессионального образования и общественных организаций.

Заключение

Несмотря на значительный удельный вес беременных, проходящих обучение в «Школе материнства», около половины будущих матерей не посещает ее регулярно. Высокий уровень удовлетворенности полученными знаниями отмечается по вопросам влияния стресса, образа жизни и режима дня во время беременности, тогда как темы, связанные с родовспоможением, уходом за новорожденным и грудным вскармливанием, требуют существенного повышения качества информационной работы. При этом значительный удельный вес будущих матерей, испытывающих трудности в оценке полноты и объема полученной информации. Соответственно, имеется необходимость совершенствования программ подготовки беременных, более индивидуализированного подхода и повышения информативности для будущих родителей.

Библиография

  1. Агаркова Л.А., Габитова Н.А., Бухарина И.Ю. Акушерство. Антенатальная охрана плода. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2012;(9): 22-23;
  2. Иванов Д.О., Моисеева К.Е., Межидов К.С, Юрьев В.К., Шевцова К.Г., Алексеева А.В., Харбедия Ш.Д., Яковлев А.В. Влияние доступности медицинской помощи на уровень младенческой смертности в регионе с высокой рождаемостью. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(2):8. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1588/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-8
  3. Смирнова А.В., Корягина О.А., Воронова Н.Г. Основные показатели работы с беременными в женской консультации. Бюллетень Северного государственного медицинского университета 2022; 1 (47):65-67
  4. Балакирева А.В., Баклушина Е.К., Жданова Л.А. Медико-организационные подходы к профилактическому консультированию беременных в системе антенатальной охраны здоровья детей. Методические рекомендации. Иваново; 2016. 100 с.
  5. Воробей Л.И., Ткачук Р.Р. Антенатальная охрана плода у беременных с отягощенным акушерским анамнезом на фоне нейроэндокринных нарушений. Репродуктивное здоровье 2017; 7(3):351-366.
  6. Балакирева А.В. Анализ профилактического консультирования беременных женщин в условиях первичного звена здравоохранения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 9 (270): 4-8.
  7. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.10.2020 г. № 1130н. Режим доступа: https://base.garant.ru/74840123/ (Дата обращения: 06.06.2025).
  8. Пустотина, О.А. Прегравидарная подготовка. Медицинский совет 2017; (13): 64-70.
  9. Балакирева, А.В., Баклушина Е.К., Жданова Л.А. и др. Организация профилактического консультирования беременных в системе антенатальной охраны здоровья детей. Российский педиатрический журнал 2017; 20(1):23-29.
  10. Ковалёва М.Д., Деларю Н.В. «Школа материнства» как место пересечения медицины, психологии, социальной работы и андрагогики. В кн.: Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС»; 2017. Том 3. С. 135-137.
  11. Гончаров, Д.А., Солохина Л.В., Блощинская И.А. Социально-медицинские аспекты перинатального образования в школах материнства. Дальневосточный медицинский журнал. 2012; 4:106-109.
  12. Моисеева, К.Е., Юрьев В.К., Алексеева А.В. и др Формирование, современное состояние и основные проблемы организации амбулаторной акушерско-гинекологической помощи в России. Медицина и организация здравоохранения 2022; 7(2): 89-99.
  13. Ненашева И.В., Воробьева Н.А. Школа материнства для беременных. Медицинская сестра 2011;(5):16-17.
  14. Нимгирова А.С. Ромахова А.А., Водовская Н.Ф. Основные показатели деятельности женской консультации. Международный научно-исследовательский журнал 2021; 5-2 (107):12-115.
  15. Обоскалова Т. А., Кудрявцева Е. В., Коваль М. В и др. Ведение нормальной беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе. Екатеринбург: УГМУ; 2022. 128 с.
  16. Подсвирова Е. В., Романова Т.А., Гурова М.М. Особенности антенатальной охраны плода и оказания профилактической помощи беременным в г. Белгороде. Научные ведомости Белгородского государственного университета 2014; 24-1 (195): 85-88.
  17. Радзинский В.Е., Соловьёва А.В., Кузнецова О.А., Смирнова Т.В. Прегравидарная подготовка: доказанная польза. эссенциальные микронутриенты в составе поливитаминных комплексов. Доктор.Ру 2020; 19(6):30-35.
  18. Чумакова Г.Н., Иванов Д.О., Бем Е.В., Панченко А.С., Леваднева М.И., Павлова С.Е. и др. Параметры физического развития доношенных новорожденных с задержкой внутриутробного развития, родившихся в перинатальном центре 3б-уровня санкт-петербургского государственного педиатрического медицинского университета в 2022 г. Педиатр 2024; 15(1): 19-27.
  19. Павлова С.Е., Чумакова Г.Н., Панченко А.С., Федорова Л.А., Бем Е.В., Мызникова И.В. Врожденная пневмония. современное состояние проблемы. Children's Medicine of the North-West 2025; 13(1): 82-93.

References

  1. Agarkova L.A., Gabitova N.A., Bukharina I.YU. Antenatal protection of the fetus. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy 2012; 9: 22-23; (In Russian).
  2. Ivanov DO, Moiseeva KE, Mezhidov KS, Yuriev VK, Shevtsova KG, Alekseeva AV, Kharbediya ShD, Yakovlev AV. Impact of availability of medical care on infant mortality rates in a region with high fertility rate. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; 70(2):8. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1588/27/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-2-8 (In Russian).
  3. Smirnova A.V., Koryagina O.A., Voronova N.G. Key indicators of work with pregnant women in the antenatal clinic. Byulleten' Severnogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2022; 1 (47):65-67 (In Russian).
  4. Balakireva A.V., Baklushina Ye.K., Zhdanova L.A. Medical and organizational approaches to preventive counseling of pregnant women in the system of antenatal child health care. Metodicheskiye rekomendatsii. Ivanovo. 2016. 100 p. (In Russian).
  5. Vorobey L.I., Tkachuk R.R. Antenatal protection of the fetus in pregnant women with a burdened obstetric history against the background of neuroendocrine disorders. Reproduktivnoye zdorov'ye 2017; 7(3):351-366. (In Russian).
  6. Balakireva, A.V. Analysis of preventive counseling of pregnant women in primary health care. Zdorov'ye naseleniya i sreda obitaniya 2015; 9 (270): 4-8. (In Russian).
  7. On approval of the Procedure for the provision of medical care in the profile of «obstetrics and gynecology». Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated October 20, 2020 No. 1130n. Available from: https://base.garant.ru/74840123/ (Date accessed: 6.06.2025). (In Russian).
  8. Pustotina, O.A. Pregravid preparation. Meditsinskiy sovet 2017; 13: 64-70. (In Russian).
  9. Balakireva, A.V., Baklushina Ye.K., Zhdanova L.A., et al. Organization of preventive counseling of pregnant women in the system of antenatal child health care. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal 2017; 20(1):23-29. (In Russian).
  10. Kovalova, M.D., Delaryu N.V. "School of motherhood" as a place of intersection of medicine, psychology, social work and andragogy. collection of articles of the International scientific and practical conference: in 3 parts. Ufa: OMEGA SCIENCE LLC; 2017. Volume 3. P. 135-137. (In Russian).
  11. Goncharov, D.A., Solokhina L.V., Bloshchinskaya I.A. Social and medical aspects of perinatal education in maternity schools. Dal'nevostochnyy meditsinskiy zhurnal 2012; 4:106-109. (In Russian).
  12. Moiseyeva, K.Ye., Yur'yev V.K., Alekseyeva A.V., et al. Formation, current state and main problems of organizing outpatient obstetric and gynecological care in Russia. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya 2022; 7(2): 89-99. (In Russian).
  13. Nenasheva I.V., N.A. Vorob'yeva. Maternity school for pregnant women. Meditsinskaya sestra 2011;5:16-17. (In Russian).
  14. Nimgirova A.S. Romakhova A.A., Vodovskaya N.F. Main indicators of the activities of the antenatal clinic. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal 2021; 5-2 (107):12-115. (In Russian).
  15. Oboskalova T.A., Kudryavtseva Ye.V., Koval' M.V., et al. Management of normal pregnancy at the outpatient stage. Yekaterinburg: UGMU, 2022. P. 128 (In Russian).
  16. Podsvirova Ye.V., Romanova T.A., Gurova M.M. Features of antenatal fetal protection and preventive care for pregnant women in Belgorod. Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta 2014; 24-1 (195): 85-88. (In Russian).
  17. Radzinskiy V.Ye., Solov'yova A.V., Kuznetsova O.A., Smirnova T.V. Pregravid preparation: proven benefits. Essential micronutrients in multivitamin complexes. Doktor.Ru 2020; 19(6):30-35 (In Russian).
  18. Chumakova G.N., Ivanov D.O., Bem Ye.V., Panchenko A.S., Levadneva M.I., Pavlova S.Ye., et al. Parameters of physical development of full-term newborns with intrauterine growth retardation, born in the 3b-level perinatal center of the St. Petersburg State Pediatric Medical University in 2022. Pediatr 2024; 15(1): 19-27.
  19. Pavlova S.Ye., Chumakova G.N., Panchenko A.S., Fedorova L.A., Bem Ye.V., Myznikova I.V. Congenital pneumonia. current state of the problem. Children's Medicine of the North-West 2025; 13(1): 82-93.

Дата поступления: 20.06.2025


Просмотров: 13

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 06.11.2025 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search