| ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «ШКОЛ МАТЕРИНСТВА» В ЖЕНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ |
|
| 01.11.2025 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.21045/2071-5021-2025-71-5-23
Моисеева К.Е., Заступова А.А., Тайц А.Н., Харбедия
Ш.Д., Александрович
Ю.С. Резюме Актуальность. Изучение проблем способствует развитию систем поддержки беременных женщин, снижению осложнений во время беременности и родов и повышению уровня материнского и детского здоровья. Цель. Провести субъективную оценку организации информационной работы в «Школах материнства» женских консультаций мегаполиса. Материал и методы. Было проведено анкетирование 630 беременных, посещавших занятия в «Школах материнства» трех женских консультаций г. Санкт-Петербурга. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использование программного пакета Statistica 10.0. Различия считали значимыми при р<0,05. Результаты. Большинство женщин получали рекомендации пройти обучение в «Школе материнства» (73,8%), однако только половина из них регулярно посещали школу (54,3%), а участие партнеров в подготовке к рождению ребенка составляло лишь 18,2%. Выявлены значительные различия в оценках полноты полученной информации по различным темам. Анализ тем, изучаемых в школе, показал, что женщины наиболее удовлетворены информацией о влиянии стресса, питании и образа жизни во время беременности, а наименее удовлетворены освещенностью подготовки и поведения в родах, ухода за новорожденным и грудного вскармливания. Средние баллы оценки информативности свидетельствуют, что наиболее полно были освещены темы, связанные непосредственно с беременностью, а информация по ключевым аспектам подготовки к родам, уходу за ребенком и грудному вскармливанию, оценивается значительно ниже. Заключение. Исследование позволило определить основные проблемы в работе «Школы материнства»: недостаточная регулярность ее посещения, низкая вовлеченность отцов, неполный объем предоставляемой информации по большинству тем, освещаемых во время занятий. Ключевые слова: школа материнства; беременные; профилактика; антенатальная охрана плода; женская консультация
Контактная информация: Моисеева Карина
Евгеньевна, еmail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ORGANIZATION OF THE WORK OF "MATERNITY SCHOOLS" IN WOMEN'S
CONSULTATIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS Abstract Significance. The study of the problems contributes to the development of support systems for pregnant women, reducing complications during pregnancy and childbirth and improving the level of maternal and child health. Purpose. To conduct a subjective assessment of the organization of information work in the "Maternity Schools" of women's consultations of a metropolis. Material and methods. A survey was conducted among 630 pregnant women who attended classes at the “Maternity Schools” of three women’s clinics in St. Petersburg. Statistical processing of the research results was carried out using the Statistica 10.0 software package. Differences were considered significant at p<0,05. Results. Most women received recommendations to undergo training in the "Maternity School" (73.8%), but only half of them regularly attended school (54.3%), and the participation of partners in preparing for the birth of a child was only 18.2%. Significant differences were revealed in the assessments of the completeness of the information received on various topics. An analysis of the topics covered in the school showed that women were most satisfied with the information on the impact of stress, nutrition and lifestyle during pregnancy, and least satisfied with the coverage of preparation for and behavior during childbirth, care of the newborn and breastfeeding. The average scores for assessing the information content indicate that topics directly related to pregnancy were covered most fully, while information on key aspects of preparation for childbirth, childcare and breastfeeding was rated significantly lower. Conclusion. The study identified the main problems in the work of the "Motherhood School", including insufficient regularity of attendance, low involvement of fathers, and the incomplete amount of information provided on most topics covered during classes. Keywords: motherhood school; pregnant women; prevention; antenatal care of the fetus; antenatal clinic
Corresponding author: Karina E. Moiseeva,
еmail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение В условиях демографического спада охрана здоровья детского населения становится одной из основных задач государства. Здоровье детей является фундаментальным показателем благополучия общества и приоритетом государственной политики в области здравоохранения и социальной защиты [1,2]. Проблема сохранения здоровья и предотвращения детской заболеваемости, инвалидности и смертности приобретает особую остроту, влияя на демографические, политические и экономические перспективы страны. Однако многие из состояний, приводящих к возникновению нарушений здоровья у новорожденного, можно предотвратить [3,4]. По данным целого ряда исследований, здоровье ребенка во многом зависит от состояния здоровья будущей матери до и во время беременности, от своевременного устранения факторов риска и формирования у семьи ориентации на здоровую беременность [5-7]. Всё это должно реализовываться через систему антенатальной охраны плода, которая является одной из основных функций женских консультаций. Важнейшим аспектом работы женской консультации по охране плода является организация и проведение занятий в «Школах материнства», которые обеспечивают подготовку женщин к беременности, родам и послеродовому периоду [8-10]. Основными направлениями деятельности «Школ материнства» является информирование и обучение будущих мам по вопросам образа жизни, медицинской помощи, течения и осложнений беременности, подготовки к родам, психологической и социальной поддержки беременных, рожениц и родильниц [11]. Кроме того, особое внимание уделяется основам ухода за ребёнком сразу после рождения, включая гигиену новорожденного (купание, уход за кожей, пупочной ранкой), а также поддержке и обучению принципам грудного вскармливания ребёнка (значение, подготовка, лактация и возможные проблемы) [12,13]. Таким образом, организация «Школы материнства» способствует повышению осведомлённости и уверенности будущих родителей, улучшает качество медицинской помощи беременным женщинам и помогает обеспечить благополучное течение беременности и рождение здорового ребенка. Актуальность изучения организации деятельности «Школ Материнства» в женских консультациях обусловлена необходимостью повышения качества подготовки будущих матерей [14-16]. В современных условиях, где число женщин, сталкивающихся с различными медицинскими и психологическими проблемами во время беременности, неуклонно растет, особенно важно обеспечить доступность и эффективность проводимых образовательных программ [17-19]. Изучение проблем и поиск путей их решения способствует развитию систем поддержки будущих матерей, снижению осложнений во время беременности и родов и, как следствие, повышению уровня материнского и детского здоровья. Цель исследования: провести субъективную оценку организации информационной работы в «Школах материнства» женских консультаций мегаполиса. Материалы и методы Субъективная оценка работы «Школы материнства» осуществлялась на основании анонимного опроса, проведенного случайным методом по специально разработанной анкетной форме. Было проведено анкетирование 630 беременных, посещавших эти занятия в женских консультациях г. Санкт-Петербурга. Базами настоящего исследования являлись: СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 23», отделение «Женская консультация №36» (N=266 (42,2%) и СПБ ГБУЗ «Родильный дом №16», отделение «Женская консультация» (N=258 (41,1%); СПБ ГБУЗ «Родильный дом №9», отделение «Женская консультация» (N=106 (16,8%). В ходе исследования были изучены удовлетворенность беременных полнотой и информативностью знаний, полученных во время занятий в «Школе материнства», а также оценка ими освещенности отдельных тем по пятибалльной системе. В исследование были включены только беременные, прошедшие не менее 2/3 от общего объема занятий. Расчет объема репрезентативной выборки был осуществлен по методу В. Паниотто. Генеральную совокупность составили 44752 беременные, состоящие под диспансерным наблюдением в женских консультациях г. Санкт-Петербурга в 2023 г. При ошибке в 5% объем выборки должен быть не менее 385. Характеристика выборки: распределение беременных по возрасту: 15–19 лет – 4,4%, 20–24 года – 14,4%, 25-29 лет - 32,2%, 30–34 года – 22,2%, 35–39 лет – 13,3%, 40–44 года – 11,1% и 45-49 – 2,2%. Средний возраст беременных, проходящих обучение в «Школе материнства», составил M±m=30,4±0,51 года (при стандартном отклонении σ=6,87). Распределение беременных по срокам прохождения обучения: 18–21 неделя беременности – 52,3%, 11–14 неделя - 32,5% и с 22 недели беременности – 15,2%. Средний срок беременности, при котором женщины посещали «Школу материнства», составил M±m=19,52±0,37 неделе (при стандартном отклонении σ=3,61). Распределение беременных по порядковому номеру беременности: первая – 60,0%, вторая - 31,1%, третья – 8,9%. В среднем беременность по счету была M±m=1,38±0,05 (при стандартном отклонении σ=0,66). Были рассчитаны экстенсивные показатели, средняя арифметическая и ее ошибка (M±m), а также стандартное отклонение показателей (σ). Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программного пакета Statistica 10.0 (StatSoft Inc., США). Различия считали значимыми при р<0,05. Результаты Установлено, что большая часть женщин проходили предварительное медицинское обследование перед беременностью (табл. 1) и получили рекомендацию пройти обучение в «Школе материнства» от врача акушера-гинеколога (64,4% и 73,8% соответственно). Однако лишь 54,3% беременных из всех прошедших обучение посещали «Школу материнства» регулярно. Как показало анкетирование, только 18,2% отцов участвовали в подготовке к рождению ребёнка и обучении уходу за ним. Выявлено, что доля респонденток, прошедших предгравидарную подготовку, получивших рекомендацию от врача пройти обучение, и женщин, у которых мужья (партнеры) участвовали в подготовке к рождению ребенка, имела статистически значимые отличия с долей беременных, которые не прошли обследование перед зачатием, не получили рекомендацию по прохождению обучения в данной школе и у которых мужья не участвовали в процессе обучения (р<0,05). Таблица 1 Распределение беременных по отдельным характеристикам подготовки к материнству (в %)
При оценке отдельных тем, изучаемых на занятиях в «Школе материнства» (табл. 2), выявлено, что наибольший удельный вес полностью удовлетворенных респонденток наблюдался при оценке информации о влиянии стресса на здоровье будущего ребёнка и питании беременной (48,5% и 44,4% соответственно). Наименьшая доля беременных была удовлетворена информированностью по вопросам подготовки и поведения в родах (25,6%), ухода за новорожденным в домашних условиях (26,7%), а также объемом информации о грудном вскармливании (28,9%). В то же время наиболее часто женщины были частично удовлетворены полученной информацией о приеме витаминов и микроэлементов (45,6%), а также об образе жизни во время беременности (44,4%). При этом наименее часто респондентки оценили свою удовлетворенность как «частичную» при оценке информации, полученной по вопросам грудного вскармливания и ухода за новорожденным (22,2% и 24,4% соответственно). По этим же вопросам будущие матери были более всего неудовлетворены полученными знаниями в «Школе материнства» (20,0% и 16,7% соответственно). При этом по этим же темам была наиболее высокая доля респонденток, затруднившихся их оценить (28,9% и 32,2% соответственно). Кроме того, прослеживался высокий удельный вес респонденток, которые затруднились оценить объем информации, полученной ими по подготовке и поведении в родах (23,3%). Наименее часто женщины сомневались в оценке информированности о приеме витаминов и микроэлементов (2,2%). Таблица 2 Распределение беременных по удовлетворенности полнотой информации, полученной при обучении в «Школе материнства» (в %)
Распределение беременных по оценке освещенности отдельных тем по пятибалльной шкале показало, что чаще всего оценку «отлично» от обучающихся в «Школе материнства» получила информативность тем о влиянии стресса на здоровье будущего ребёнка (54,9%), образе жизни во время беременности (53,5%) и режиме труда, сна и отдыха беременной (50,7%) (табл. 3). Реже всего беременные ставили «отлично» при оценке информации о подготовке и поведении в родах (38,3%). Максимальный удельный вес оценок «хорошо» был поставлен беременными полноте информации, полученной о физической активности во время беременности (41,7%), а также подготовке и поведении в родах (40,0%). При этом доля удовлетворительных оценок была самой высокой при оценке полученной информации о грудном вскармливании (19,5%), приеме витаминов и микроэлементов (19,1%) и уходе за новорожденным (18,4%), а самой низкой - по вопросам образа жизни во время беременности и режима труда, сна и отдыха беременной (11,6% и 12,7% соответственно). Исследование показало, что неудовлетворительные оценки были поставлены беременными, обучавшимися в «Школе материнства», только при оценке полученных знаний по вопросам грудного вскармливания (11,4%), ухода за новорожденным (7,5%), подготовки и поведения в родах (5,0%), а также питания беременной (3,6%). Таблица 3 Распределение беременных по оценке освещенности отдельных тем по пятибалльной шкале (в %)
Исследование показало, что наиболее высокие средние баллы получила оценка полноты информации об образе жизни во время беременности (4,42±0,06 балла), влиянии стресса на здоровье ребёнка (4,39±0,08 балла), режиме труда, сна и отдыха беременной (4,38±0,07 балла) и физической активности во время беременности (4,32±0,07 балла). Наиболее низкие баллы были поставлены респондентками объему информации по вопросам грудного вскармливания (4,03±0,12 балла), ухода за новорожденным (4,08±0,10 балла) и подготовки и поведения в родах (4,10±0,08 балла). Между средними баллами, на которые будущие матери оценили освещенность тем, касающихся вопросов беременности, и средними баллами, которые они поставили объему информации, полученному о родовспоможении, уходе и вскармливании ребенка, установлены статистически значимые различия (р<0,05). Обсуждение полученных результатов Анализ общей картины подготовки женщин к беременности и участию в образовательном процессе выявил, что около трети женщин не прошли предварительное медицинское обследование перед беременностью. Несмотря на то, что большинство женщин получали от своего врача в женской консультации рекомендацию посещения «Школы материнства», лишь примерно половина (54,3%) посещали ее регулярно. Это свидетельствует о значительной недооценке значимости профилактики, а также указывает, что женщины могут сталкиваться с препятствиями в доступе к данным медицинским услугам. Соответственно, следует обратить более пристальное внимание на повышение охвата предгравидарной подготовкой, а также на повышение доступности профилактической помощи в женских консультациях [4,6]. Лишь небольшая часть мужчин (18,2%) участвует в подготовке к рождению ребенка и освоению навыков ухода за младенцем, что отражает существующую проблему невключенности партнера в этот важный этап жизни семьи. Проведение обязательных занятий для пар могло бы существенно повлиять на вовлеченность будущих отцов, а также на общее состояние психоэмоционального климата семьи, связанного с появлением в ней ребенка. Наиболее понятными и полезными были темы влияния стресса на развитие плода и питания беременных — их назвали удовлетворительными почти половина опрошенных женщин (48,5% и 44,4%). Это свидетельствует о понимании важности будущими мамами этих аспектов для здоровья ребенка. Темы, вызвавшие наименьшую удовлетворённость, были связаны с подготовкой к родам (25,6%), уходом за новорождённым (26,7%) и кормлением ребенка грудью (28,9%), что требует повышения качества информационной поддержки беременных в этих вопросах. Достаточно высокий удельный вес беременных, затруднившихся в оценке полноты информации по отдельным темам, показывает на необходимость улучшения доступности и структурированности обучения в «Школах материнства». Недостаточная ясность и понятность получаемых материалов ведут к трудностям в восприятии важных аспектов ухода за детьми. Соответственно, имеется необходимость совершенствования программ подготовки будущих родителей, так как повышение информированности будет способствовать их большей уверенности в подготовке к рождению и уходу за ребенком [11,16]. На основании полученных результатов, в целях повышения уровня информированности будущих родителей, рекомендуется:
Таким образом, учитывая, что обеспечение качественной подготовки будущих родителей является залогом здоровья их детей, то для улучшения информационной работы в «Школах материнства» женских консультаций мегаполиса требуется взаимодействие специалистов медицинской отрасли, институтов дополнительного профессионального образования и общественных организаций. Заключение Несмотря на значительный удельный вес беременных, проходящих обучение в «Школе материнства», около половины будущих матерей не посещает ее регулярно. Высокий уровень удовлетворенности полученными знаниями отмечается по вопросам влияния стресса, образа жизни и режима дня во время беременности, тогда как темы, связанные с родовспоможением, уходом за новорожденным и грудным вскармливанием, требуют существенного повышения качества информационной работы. При этом значительный удельный вес будущих матерей, испытывающих трудности в оценке полноты и объема полученной информации. Соответственно, имеется необходимость совершенствования программ подготовки беременных, более индивидуализированного подхода и повышения информативности для будущих родителей. Библиография
References
Дата поступления: 20.06.2025 Просмотров: 13
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Последнее обновление ( 06.11.2025 г. ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| « Пред. | След. » |
|---|









