Оптимизация медицинской помощи жителям моногородов (на примере Ангарского муниципального образования) |
05.07.2010 г. | ||||||||
УДК: 614.2:614.212
Котова Е.А.1, Пучков К.Г. 1, Сон И.М.1, Сасина М.С.2
Optimization of medical care to inhabitants of monocities (by an
example of Angarsk municipal union)
Ключевые слова: муниципальное здравоохранение, динамика показателей здоровья, оптимизация структуры лечебных учреждений. Keywords: municipal public health services, dynamics of health indicators, optimization of structure of medical institutions. Для успешного функционирования и развития первичной (наиболее массовой) формы медицинского обеспечения населения наиболее значима роль муниципального управления. Главная цель муниципальной системы здравоохранения – удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов [1, c.76]. Следовательно, в сложившейся системе отечественного здравоохранения муниципальный уровень является фундаментом, обеспечивающим как доступность медицинской помощи, так и, в конечном итоге, ее эффективность. Разработка современных подходов к оказанию медицинской помощи на муниципальном уровне априорно должна строиться с учетом нескольких факторов, наиболее значимыми из которых являются наличие различий в структуре сети медицинских учреждений в отдельных муниципалитетах и наличие прогноза в потребности населения отдельных муниципалитетов в медицинской помощи[1, 2]. Необходимость совершенствования здравоохранения Ангарского муниципального образования (АМО) во многом диктуется объективными процессами – расширением потребностей населения в медицинской помощи, растущим использованием новых, эффективных лечебно-диагностических технологий, высокой заболеваемостью населения (125427,8 на 100 тыс. населения), повышением удельного веса пожилых категорий населения, растущей стоимостью медицинских услуг при ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которыми располагает система здравоохранения, недостаточной укомплектованностью врачами-специалистами первичного звена (46,5 % участковых терапевтов). Ангарск является центром Ангарского муниципального образования; расположен он в 46 км к северо-западу от г. Иркутска. Население около 258 тыс. человек. На территории отмечается низкий уровень развития культуры здоровья у населения и сохраняющееся в обществе потребительское отношение к здоровью, низкий уровень гигиенических навыков. На сегодняшний день недостаточное внимание уделяется развитию системы общественного здоровья, физической культуры и спорта, образованию в области формирования культуры здоровья. В Ангарском муниципальном образовании работают медицинские учреждения муниципального, федерального, ведомственного подчинения. Всего на территории функционируют 19 медицинских учреждений, 16 муниципальных учреждений здравоохранения обслуживают жителей всего города, в т.ч. на дому и работников АНКХ; 7 медицинских муниципальных учреждений работают в системе обязательного медицинского страхования. В структуре коечного фонда отмечается 33 профиля, причем некоторые из них, такие как терапия, хирургия, неврология есть во всех многопрофильных больницах. 64% муниципальных учреждений здравоохранения имеют первую квалификационную категорию. По состоянию на конец 2006 года в непосредственном подчинении МУЗ осталось только четыре учреждения: больница скорой медицинской помощи (БСМП) на 400 коек, городская больница (ГБ) № 1 на 260 коек, детская больница на 240 коек и родильный дом на 135 коек, которые обеспечивают как стационарную, так и амбулаторно-поликлиническую помощь жителям города. В то же время значительное число городских территориальных участков приписаны к прочим организациям, не подчиняющихся МУЗ Ангарского муниципального образования. В последние годы участились случаи рождения детей с малым весом (6,6% к числу родившихся), невынашивание беременности, нежеланные беременности, отмечается рост абортов и родов среди подростков в 2,5 раза. Из-за условий и образа жизни детей и подростков в последние годы происходят весьма неблагоприятные изменения их состояния здоровья. Так установлено, что уровень общей заболеваемости детей вырос в 1,5 раза. Самые неблагоприятные динамические характеристики отмечались по классам: болезни крови и кроветворных органов (рост в 6,4 раза), болезни мочеполовой системы (в 5,5 раз), болезни органов пищеварения (в 4,5 раза), в т.ч. увеличилась распространенность кариесом (в 2,5 раза). Актуальной остается проблема йододефицитных состояний у детей. Неслучайно Министерство образования России ставит перед муниципальными органами образования в качестве важнейших целей создание условий гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, а так же формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни [3]. Общая заболеваемость населения Ангарского муниципального образования в 2006 году составляла 120783,2 случая на 100 000 населения. Формировалась она на 75% за счет болезней органов дыхания, системы кровообращения, мочеполовой системы и костно-мышечной системы, а также болезней органов пищеварения и болезней беременности, родов и послеродового периода. Несколько иным были уровни первичной заболеваемости. Их частота составляла 64143,4 случая на 100 000 населения. Их структуру на 92% формировали болезни органов дыхания, беременности, родов и послеродового периода, несчастные случаи, отравления и травмы, мочеполовой системы, органов пищеварения, костно-мышечной системы, а также болезни глаза и его придатков и болезни уха и сосцевидного отростка. Как мы видим, структура первичной заболеваемости населения необычна и отличается от структуры заболеваемости по Иркутской области, в которой занимающие ведущие ранговые места в АМО группы и классы болезней занимают гораздо более низкое ранговое место. Особенностью первичной заболеваемости является то, что несчастные случаи, отравления и травмы в ней стоят на третьем месте. Следует отметить, что частота болезней этого класса в Ангарском муниципальном образовании существенно ниже (на 25%), чем в среднем по Российской Федерации и на 27% ниже, чем уровни ее в Иркутской области. В связи с этим, не совсем понятно высокая обеспеченность населения АМО врачебными должностями травматологов и травматологическими койками. Уровень травматизма формируется в Ангарском муниципальном образовании, в основном, за счет поверхностных травм, открытых ран и травм кровеносных сосудов, а также, переломов костей верхних и нижних конечностей, частота которых приближается к частоте вывихов и растяжений. Достаточно часто регистрируются в регионе болезни системы кровообращения. Частота их увеличивается постоянно. Вместе с тем регистрируемые за последние три года уровни заболеваемости населения более чем в два раза ниже среднеобластных её размеров. Увеличение общей и первичной заболеваемости происходит в основном за счет известных ранее заболеваний ишемической болезнью, а также, болезней, связанных с повышенным кровяным давлением. Следует отметить, что регистрируемая частота впервые выявленных болезней этой группы в регионе почти в 4 раза ниже, чем в среднем по области и в 2 раза ниже, чем в среднем по РФ. Причем, более низки в Ангарском муниципальном образовании и уровни первичной заболеваемости (в 2,1 раза) этим заболеванием. Заболеваемость болезнями органов дыхания значительно выше средней по области. Приращение ее идет, в основном, за счет известных ранее заболеваний. Обращают на себя внимание очень низкие уровни регистрации первичной заболеваемости бронхитами, частота которых ниже чем в области в 5,3 раза. В 2,5 раза ниже в Ангарском муниципальном образовании и уровень общей заболеваемости бронхитом. Объективность столь низкой частоты болезней этой группы вызывает недоверие. То же относится и к зафиксированным уровням заболеваемости АМО бронхитами. Не корреспондируются с низкой частотой бронхитов и практически равный среднему по области уровень общей заболеваемости населения бронхиальной астмой. В АМО 10 из 1000 жителей страдают этим заболеванием. Частота ее близка к среднеобластному уровню. В то же время, число впервые в жизни зарегистрированных случаев заболеваемости бронхиальной астмой в 2 раза ниже среднеобластного, что само по себе не может не вызывать сомнения в правильности и своевременности установления этого диагноза. Трудно объяснимы регистрируемые в Ангарском муниципальном образовании уровни первичной заболеваемости женщин осложнениями беременности, родов и послеродового периода, поскольку, размеры общей заболеваемости болезнями этого класса значительно ниже областного уровня. Этот вопрос требует специального изучения для выяснения своевременности и полноты установления акушерами-гинекологами болезней этого класса заболеваний. С поразительно низкой частотой встречаются как общие, так и впервые в жизни выявленные отдельные состояния перинатального периода, а также, частота врожденных аномалий. Регистрируемое в АМО число случаев первичной и общей заболеваемости болезнями этой группы ниже среднего по области и РФ соответственно в 3 и 5 раз. О хорошей профессиональной подготовленности врачей, особенно терапевтического профиля говорят низкие уровни регистрации болезней, относящихся к классу симптомов и неточно обозначенных состояний. Число впервые зарегистрированных случаев болезней этого класса ниже, чем в среднем по области почти в 8, а общей заболеваемости, почти в 30 раз. Таким образом, анализ показателей здоровья населения и показателей деятельности лечебных учреждений Ангарского муниципального образования показал: АМО отличается традиционно низкими показателями рождаемости. В 2006 году показатель рождаемости составлял 10,5 на 1000 населения и ниже среднего уровня рождаемости по области на 11%, но был близок к среднему показателю по России (10,2‰). Показатель смертности в Ангарском муниципальном образовании остается высоким. Рост показателя продолжался до 2005 года (15,8‰). В 2006 году смертность населения снизилась на 10,1% и составила 14,2 на 1000 населения. Показатель смертности был ниже среднего его размера по области и России в целом. Естественная убыль населения АМО в 2006 г. составляла 3,7‰, и была существенно ниже ее масштабов по области и Российской Федерации. В структуре причин смерти населения АМО в 2006 году первое место занимали болезни системы кровообращения, второе место – внешние причины, включая травмы и отравления. Смертность от этих причин снизилась по сравнению с 2005 годом соответственно на 7,4% и 27,4%. Смертность от инфекционных и паразитарных болезней была ниже, чем в области в 2,2 раза и была близка к среднему показателю по России. Мало отличался от российских и областных уровней показатель смертности от новообразований. Анализ показателей смертности и ее причин показал, что в условиях АМО существуют значительные резервы её снижения, за счет своевременного выявления, лечения и профилактики заболеваний в первичном звене здравоохранения. Все это говорит о необходимости модернизации здравоохранения АМО, которую необходимо начать с первичного звена здравоохранения, т.е. с ПМСП, которая оказывается амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Существуют проблемы с оказанием населению Ангарского муниципального образования экстренной медицинской помощи. Путь их решения лежит в сфере ликвидации разобщенности оказания экстренной медицинской помощи (по календарным дням, по профилям) между БСМП и ГБ№1. Много проблем в АМО и с организацией стационарной помощи. АМО имеет существенный дефицит коечного фонда. Наблюдается неравенство по объему и качеству оказания медицинской помощи, показателям развития системы здравоохранения в целом. БСМП оказывает экстренную широкопрофильную помощь, следовательно, ожидаем, высокий уровень летальности, также БСМП оказывает плановую помощь населению города. ГБ№1 – оказывает, в основном, плановую помощь, но имеет в своем составе специализированные отделения экстренной помощи, расположенные разобщено в различных районах города, что затрудняет доступность к данным видам медицинской помощи. При этом следует отметить, что ГБ №1 расположена в помещениях, переоборудованных для нужд больницы (бывшая городская школа, детский сад и т.д.), что не позволяет развернуть на ее базе реанимационные койки и койки экстренной помощи. Отсутствуют единые подходы и стандарты в оказании медицинской помощи в АМО. Экспертам не было представлено ни одного разработанного на уровне ЛПУ стандарта, кроме «Критериев госпитализации больных с пневмонией в стационары города для участковых врачей, бригад скорой медицинской помощи». Недостаточно сформированы обязательные компоненты системы управления – мониторинг и оценка деятельности организаций и системы здравоохранения в целом. Отсутствие скоординированной политики в области информационного обеспечения управления здравоохранения приводит к снижению достоверности собираемой в отрасли информации, несвоевременному поступлению информации на городской, областной и федеральный уровень, невозможности сопоставления данных, поступающих из отдельных подсистем [4]. Это, в конечном счете, приводит к снижению эффективности принимаемых на основе этой информации решений и нерациональному использованию ресурсов здравоохранения. Отсутствует единая система критериев оценки качества медицинской помощи и удовлетворенности населения как по ЛПУ в отдельности, так и системы в целом. Слабая координация между ЛПУ разного подчинения (ведомственными, областными, городскими), прямо или косвенно влияющими на уровень состояния здоровья населения. Такая координация является важным инструментом укрепления здоровья населения и, в конечном счете, ведет к снижению потребности в оказании медицинских услуг [4]. Слабо построена система информационной преемственности между уровнями оказания медицинской помощи, такими как амбулаторно-поликлиническое звено, стационар, специализированные лечебные учреждения. Внутри амбулаторно-поликлинической службы существует не скоординированность процесса оповещения между участковой и неотложной помощами. На площадях организаций муниципального здравоохранения (БСМП) размещаются структурные подразделения НИИ медицины труда и экологии человека. Размещение такого подразделения на базе городского стационара увеличивает доступность высокоспециализированной помощи населению. В то же время, в условиях дефицита площадей, отчуждение части помещений в пользу другого учреждения не является рациональным. Деятельность системы здравоохранения в современных условиях не может ограничиваться только лишь внутриотраслевыми проблемами [5]. Современно состояние здоровья населения требует усиления межотраслевой координации, особенно в вопросах формирования здорового образа жизни и улучшения качества социальной, психологической и окружающей среды. При этом население недостаточно информировано и не принимает активного участия в управлении системой здравоохранения. В связи с этим, необходим выбор ясной, понятной для населения, управляемой, эффективной модели оказания медицинской помощи. Система управления здравоохранения должна обеспечивать получение гражданами качественной медицинской помощи наиболее эффективными способами, проведение профилактической работы с достижениями реальных конечных результатов, действенный санитарно-эпидемиологический надзор[6]. Система управления здравоохранения должна быть основана на оценке качества и преимущественно экономических методах управления и контроле за выполнением положений действующего законодательства и конечных результатов работы всех участников системы. Для проведения единой государственной политики в области охраны здоровья населения Ангарского муниципального образования требуется достаточно структурированная по функциям и ответственности вертикаль управления, основным принципом формирования которой является эффективная реализация установленных для каждого уровня функций и задач единой системы здравоохранения путем разграничения полномочий на муниципальном и учрежденческом уровнях. Создание и внедрение системы стандартизации в здравоохранении Ангарского муниципального Образования для повышения качества лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения посредством новых технологий диагностики и лечения заболеваний. Основными результатами решения этой стратегической задачи должны стать повышение уровня результативности и эффективности мер в области охраны здоровья населения, обеспечение гарантий и доступности качественной медицинской помощи населению, совершенствование нормативной правовой базы в области охраны здоровья населения. Таким образом, оптимизация системы здравоохранения невозможна без изменения структуры сложившейся системы – это комплексный процесс, охватывающий все стороны функционирования отрасли и рационального использования ресурсов внутри и между звеньями, этапами и уровнями медицинской помощи для применения эффективных и наименее затратных решений с учетом меняющихся потребностей в медицинских услугах и развития клинической практики и технологий. Список литературы
Просмотров: 22823
Добавить комментарий
|
||||||||
Последнее обновление ( 08.07.2010 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|