О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №2 2011 (18) arrow Характеристика частоты распространения признаков девиаций среди различных возрастных групп школьников
Характеристика частоты распространения признаков девиаций среди различных возрастных групп школьников Печать
01.06.2011 г.

УДК: 613.955(470.630)

Францева В.О.1, Тихонова Ю.В.2
1 ГУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», г. Ставрополь
2 ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва

Analysis of frequency of manifestation of deviation signs in different groups of schoolchildren
Frantseva V.O.1, Tikhonova Yu.V.2
1
Stavropol State Medical Academy, Stavropol Region, Stavropol
2 Federal Public Health Institute, Moscow

Резюме: Анализ частоты распространения признаков девиаций у школьников показал, что в ранней подростковой группе они отмечались реже, чем в возрасте от 7 до 10 лет. Ранжирование признаков девиантного поведения по сферам функционирования показало, что в младших группах превалировали отклонения психо-эмоционального характера. Частота девиантных нарушений, связанных с интеллектуальной сферой, была значительно выше у воспитанников детских учреждений, ниже – у городских школьников, имела четкую тенденцию к снижению – у лицеистов и сельских школьников. Отмечено, что от 22,0 до 29,0% школьников не имели проявлений девиантности. От 12 до 19% - имели по 1 девиантному признаку. В младшей группе 35,0% детей имели 5 и более признаков, в средней – 18,0%, в старшей -16,0%. Высокая доля (от 60 до 80%) девиаций относится к группе «иногда» и «очень редко» возникающих, что может расцениваться как незначительные отклонения в функционировании детей. Особого внимания заслуживают группы с «часто» и «почти всегда» имеющими место проявлениями девиантного поведения.

Структура признаков девиаций по сферам функционирования с возрастом претерпевает существенные различия, что проявляется в снижении психо-эмоциональных нарушений, росте нарушений в интеллектуальной сфере и повышении склонности к противоправным действиям. Установлено, что гендерная принадлежность не играла заметной роли в частоте распространения девиаций в средней и старшей группах школьников, небольшое различие имелось лишь у младших школьников. Причем с возрастом проявлялись различия в динамике структуры признаков девиантности по сферам функционирования. Однако четкой закономерности в этом не установлено.

Максимальное число детей с признаками девиаций было в детских учреждениях. С возрастом в детских учреждениях резко возрастали девиации в интеллектуальной сфере и области правонарушений. Происходил рост девиаций, связанных с непониманием со стороны взрослых

Ключевые слова: девиантность, учащиеся, школьники, частота, психо-эмоциональный и интеллектуальный характер, лицеи, сельские, городские.

The resume. Our study of frequency of deviation signs in different groups of schoolchildren showed that in early adolescence, signs of deviations manifested rarely than in the 7-10 yr group. Multifactor regression analysis of deviation signs l along the spheres of their manifestation showed that in younger groups the psychic emotional deviations were predominant.

Frequency of intellectual deviations was most high in pupils of special establishments for children, more low in urban schoolchildren at large, and evidently tended to be much lower in lyceum pupils and rural schoolchildren.

It was noted that 22.0-29.0% of schoolchildren had not manifested any deviations at all and 12-19% of pupils manifested no more than single sign. 5 signs or more were assessed in 35% of the junior group, 18.0% of the middle group, 16% of the seniors. 60-80% of deviations fitted to the categories: “once in a while” and “very rarely”, which implied that they were not very grave deviations in functioning of children. More concern should infer the categories: ”frequently” and “almost always”.

The structure of signs of deviations arranged along spheres of activity underwent important changes with aging: there were decreased rate of psychic emotional disturbances, increased rate of intellectual ones, enhanced inclination to law violating actions.

It was established that gender did not play prominent role in the frequency of deviations in middle and senior groups, but a tiny difference between sexes in this respect was observed in the juniors. The structure of deviation signs kept changing with aging, though no strict regularity has been so far established.

Frequency of intellectual deviations was most high in pupils of special establishments for children, and aging brought here increased deviations in intellectual sphere, as well as in violating law. Peculiar moment arose in connection with a sensation of misunderstanding from the side of grown-ups as an extra deviation.

Key words: frequency, behavior deviations, schoolchildren, psychic emotional deviations, intellectual deviations, lyceum, rural, urban.

Формирование здоровья подрастающего поколения, как и всего населения в целом, является приоритетным направлением отечественного здравоохранения [7]. Высокая частота нарушения поведения в детском и подростковом возрасте свидетельствует о необходимости их систематизации. В то же время, отсутствие четкого разграничения понятий [2], касающихся нарушений поведения, терминологическая путаница, различные взгляды на формы девиантного поведения затрудняют создание такой классификации. В части случаев девиантное поведение у подростков было связано с патологией формирования личности и патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, т. е. с проявлениями психической патологии. Различные формы девиантного поведения в детском возрасте отмечены в трудах многих отечественных ученых [3-7].

Целью исследования явилось установление основных характеристик и частоты распространения признаков девиаций в различных возрастных группах школьников.

Материал и методы

В работе были использованы методы: статистический, социологический, анализ клинических данных и элементы психологического тестирования, экспертных оценок. Сбор информации осуществлялся в учреждениях образования в различных типах городов и сельских местностей Ставропольского края. В качестве базовых учреждений были выбраны: ГСУО «Ставропольский социальный приют для детей и подростков», МОУ лицей № 5 (Ставрополь), МОУ СОШ № 34 (Ставрополь), Детский дом № 12 (Апанасенковский район), сельская школа с. Дивное. В исследуемую группу вошли школьники в возрасте 7-16 лет, что позволило установить основные характеристики и частоту распространения признаков девиаций в различных возрастных группах детей.

Результаты исследования и обсуждение

Перечни признаков девиантности для разных возрастных групп школьников, выявленные с помощью экспертной оценки на основании информации, содержащейся в анкетах, включают проявления (табл. 1.), относящиеся к наиболее динамически развивающимся в школьный период сферам личности ребенка: интеллектуальной, социальной, психо-эмоциональной.

Таблица 1

Признаки девиации в различных возрастных группах школьников

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

1. Слабость интеллектуальной сферы ребенка:

  • не может усидеть на месте, длительно концентрировать внимание;
  • снижение зрения (слуха, владения речью);
  • с трудом усваивает новые понятия, знания;
  • снижение ориентации во времени и пространстве.
  • не может планировать действия, анализировать ситуацию, принимать решения.

2. Непонимание взрослыми трудностей детей:

конфликтует с родителями, выражен негативизм, склонен ко лжи;

3. Склонность к противоправным действиям:

склонен к противоправным действиям (кража, пропуски занятий в школе, бродяжничество).

4. Психо-эмоциональное функционирование (проблемы):

  • трудности контроля за своим поведением;
  • отсутствие интереса и эмоций радости;
  • неуверенность в себе, подавленность, страхи;
  • повышенная возбудимость, суетливость;
  • выражены приступы злости и агрессии
  • затруднены контакты с другими детьми

1. Слабость интеллектуальной сферы ребенка:

• не может усидеть на месте, длительно концентрировать внимание;

• снижение зрение, слух, я плохо владею речью;

• с трудом усваивает новые понятия, знания;

• не может планировать действия, анализировать ситуацию, принимать решения

2. Непонимание взрослыми трудностей детей:

конфликтует с родителями, часто упрямится, бывает, что врет;

3. Склонность к противоправным действиям:

пропускает занятия в школе, бродяжничает, не всегда делает то, что дозволено, крадет

4. Социальное функционирование (проблемы):

затруднены контакты с другими детьми

5. Психо-эмоциональное функционирование (проблемы):

  • трудности контроля за своим поведением;
  • отсутствие интереса и эмоций радости;
  • неуверенность в себе, подавленность, страхи;
  • повышенная возбудимость, суетливость;
  • выражены приступы злости и агрессии

1. Слабость интеллектуальной сферы ребенка:

• рассеянное внимание;

• сложности с усвоением новых понятий, знаний;

• низкий самоанализ и самоконтроль

2.Непонимание взрослыми трудностей детей:

• конфликты с родителями, учителями

• отсутствие теплых эмоциональных отношений с родителями

3. Склонность к противоправным действиям:

чувствует склонность к противоправным действиям

4. Социальное функционирование (проблемы):

• чувствует неприспособленность к жизни в обществе, стремится к уединению;

• испытывает трудности общения с людьми, в том числе с лицами противоположного пола;

5. Психо-эмоциональное функционирование (проблемы):

• трудности контроля эмоций, выраженные приступы раздражительности, злости и агрессии;

• чувство обреченности, мысли о самоубийстве

В исследуемых группах школьников признаки девиантности в младшем возрасте отсутствовали у 22,4%, в среднем – у 20,5%, в старшем – у 29,6%. От одного до пяти признаков девиантности были отмечены: в группе младших школьников – у 42,7%, средней возрастной группы – у 61,7%, старшей – у 54%. Пять и более признаков девиантности имели 35,0% школьников младшего возраста, 17,75% – в возрасте от 11 до 13 лет и 16,4% – старшего возраста (табл. 2, рис. 1, рис. 2, рис. 3).

Таблица 2

Частота признаков девиантности у школьников разных возрастных групп (на 100 опрошенных)

 

Количество признаков

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

7-10 лет

22,38

12,59

9,79

9,09

11,19

11,19

7,69

6,29

4,20

1,40

2,80

0,70

0,00

0,70

22,38

42,7

35,0

11-13 лет

20,55

19,86

15,07

17,12

9,59

7,53

3,42

4,11

0,68

1,37

0,68

 

 

 

20,55

61.7

17,8

14-16лет

29,56

13,84

22,01

9,43

8,81

5,66

5,03

1,89

3,77

 

 

 

 

 

29,6

54,0

16,4

Рис. 1
Рис. 1. Структура девиаций у школьников 7-10 лет
 
Рис. 2
Рис. 2. Структура девиаций у школьников 11-13 лет
 
Рис. 3
Рис. 3. Структура девиаций у школьников 14-16 лет

Из приведенных данных очевидно, что признаки девиантности чаще наблюдались у школьников старшего возраста, несколько реже – в младших группах. Причем в раннем подростковом возрасте отмечались реже, чем в возрасте от 7 до 10 лет. По частоте проявления средняя школьная группа была более благополучна, т. к. у них частота случаев до пяти признаков была значительно выше, чем в других группах. В самой младшей группе отмечался высокий показатель (35,0%) распространения признаков девиации с частотой 5 и более.

Большинство признаков девиаций в исследуемых группах проявлялись «иногда» или «очень редко», т. е. данные группы детей не относились к лицам с отклоняющимся поведением. По различным признакам среди исследуемых групп детей доля с отклоняющимся поведением составила от 60,0 до 80,0%. Имелись также признаки, проявляющиеся «часто» и «почти всегда». В младшей группе прежде всего следует отметить снижение зрения, слуха, владение речью, повышенная возбудимость, снижение аналитических возможностей, склонность к противоправным действиям и конфликтность (табл. 3).

Таблица 3

Структура признаков девиантности по частоте проявления в возрастной группе школьников 7-10 лет (в % к итогу)

 

Не может усидеть на месте, длительно концентрировать внимание

Не может планировать действия, анализировать ситуацию, принимать решения

Снижение зрения (слуха, владения речью)

С трудом усваивает новые понятия, знания

Снижение ориентации во времени и пространстве

Конфликтует с родителями, выражен негативизм, склонен ко лжи

Склонен к противоправным действиям (кража, пропуски занятий в школе, бродяжничество)

Затруднены контакты с другими детьми

Отсутствие интереса и эмоций радости

Неуверенность в себе, подавленности, страхи

Повышена возбудимость, суетливость

Выражены приступы злости и агрессии

Трудности контроля за своим поведением

Иногда

72,58

66,67

62,50

80,49

71,43

77,42

66,67

89,74

72,73

85,00

64,15

80,00

74,00

Часто

16,13

24,07

25,00

14,63

7,14

16,13

33,33

7,69

13,64

13,33

22,64

20,00

20,00

Почти всегда

11,29

9,26

12,50

4,88

21,43

6,45

0,00

2,56

13,64

1,67

13,21

0,00

6,00

Сумма часто и почти всегда

27,42

33,33

37,7

29,51

28,57

32.58

33,33

10,25

27,27

15,0

33,85

20,0

26,0

В среднем школьном возрасте большинство девиантных признаков были более выражены и носили серьезный характер по сравнению с младшей группой. Особо выделялись: отсутствие интереса и эмоций радости (у 62,8% проявлялись «часто» и «почти всегда»), сложность в контроле поведения ( у 44,4%), трудность с концентрацией внимания (у 40.9%), пропуски занятий (бродяжничество и пр. – 40,0%), сложность в общении с другими детьми (у 37,5%). Снижение зрения, высокая возбудимость, приступы злости проявлялись реже (табл. 4.)

Таблица 4

Структура признаков девиантности по частоте проявления в возрастной группе школьников 11-13 лет (в % к итогу)

 

Не может усидеть на месте, длительно концентрировать внимание

Снижено зрение, слух, плохо владеет речью

С трудом усваивает новые понятия, знания

Не может планировать действия, анализировать ситуацию, принимать решения

Ссорится с родителями, часто упрямится, лгет

Пропускает занятия в школе, бродяжничает, не всегда делает то, что дозволено, воровал

С трудом общается с другими детьми

С трудом контролирует свое поведение

Нет никакого интереса и эмоций радости

Не уверен в себе, испытывает подавленность, страхи, плаксивость

Очень возбудим, суетлив

Бывают приступы злости и агрессии

Иногда

59,09

72,73

75,00

82,76

80,00

60,00

62,50

55,56

37,21

78,95

73,33

80,00

Часто

15,91

13,64

16,67

10,34

17,78

30,00

18,75

22,22

23,26

15,79

13,33

10,91

Почти всегда

25,00

13,64

8,33

6,90

2,22

10,00

18,75

22,22

39,53

5,26

13,33

9,09

Сумма «часто» и «почти всегда»

40,91

27,28

25,0

17,27

20,0

40.0

37,5

44.44

62,79

21,05

26,66

20,0

В группе школьников 14-16 лет частота проявления большинства признаков была достаточно высокой, особенно контроль эмоций (у 54,7% часто и почти всегда), трудность в общении, в т. ч. с лицами противоположного пола (41,66%), чувство обреченности вплоть до мысли о самоубийстве (у 41,18%), ощущение неприспособленности, стремление к уединению (у 31,0%), нарушение контакта с родственниками (у 40,63%), склонность к противоправным действиям (у 28,0%) (табл. 5).

Таблица 5

Структура признаков девиантности по частоте проявления в возрастной группе школьников 14-16 лет (в % к итогу)

 

Внимание рассеяно

С трудом усваивает новые понятия, знания

Низкий самоанализ и самоконтроль

Конфликты с родителями, учителями

Нет теплых эмоциональных отношений с родителями

Отмечает в себе склонность к противоправным действиям

Чувствует свою неприспособленность к жизни в обществе, стремится к уединению

Испытывает трудности общения с людьми, в том числе с лицами противоположного пола

С трудом контролирует свои эмоции, раздражается и злится, становится агрессивным

Испытывает чувство обреченности, посещают мысли о самоубийстве

Иногда

76,47

80,00

80,77

77,27

59,38

72,00

70,00

58,33

45,31

58,82

Часто

13,73

10,00

11,54

11,36

15,63

20,00

16,67

33,33

42,19

23,53

Почти всегда

9,80

10,00

7,69

11,36

25,00

8,00

13,33

8,33

12,50

17,65

Сумма «часто» и «почти всегда»

23,53

20,0

19,23

22,72

40,63

28,0

31,0

41.66

54,69

41,18

Ранжирование выявленных признаков девиантности по сферам функционирования разных возрастных групп школьников показало, что в младших группах превалировали проявления девиантного поведения психо-эмоционального характера. На их долю приходилось 53,1%, в группе школьников 11-13 лет – 39,8%. Второе место занимали девиации, обусловленные слабостью интеллектуальной сферы (40,0% и 31,6% соответственно), третье место у младших школьников занимали отсутствие понимания со стороны взрослых трудностей детского возраста (6,3%). В группе 11-13 лет – проблемы в социальном функционировании (15,4%). Непонимание со стороны взрослых в средней возрастной группе занимало четвертое место, на его долю приходилось 10,8% случаев девиантных проявлений. Наименьшая выраженность готовности детей к противоправным поступкам прослеживалась в младшем (0,6%) и старшем школьном возрасте (2,4%) (табл. 6, рис. 4, 5).

Таблица 6

Структура поведенческих нарушений в разных возрастных группах школьников (в % к числу опрошенных)
 
 

Слабость интеллектуальной сферы

Непонимание взрослыми трудностей детей

Склонность к противоправным действиям

Социальное функционирование (проблемы)

Психо-эмоциональное функционирование (проблемы)

7-10л

39,96

6,35

0,61

 

53,07

11-13л

31,57

10,84

2,41

15,42

39,76

14-16л

40,32

19,1

6,37

13,79

20,42

Рис. 4
Рис. 4. Структура поведенческих нарушений в возрастной группе школьников 7-10 лет

 Рис. 5
Рис. 5. Структура поведенческих нарушений в возрастной группе школьников 11-13 лет.

Для старшей школьной группы было характерным явилось преобладание девиаций в интеллектуальной сфере (у 40,3%). Второе место занимали девиации в психоэмоционального плана (у 20,4%), третье – непонимание взрослыми (у19,1%), далее проблемы в социальном функционировании (у 13,8%) и склонность к противоправным действиям (у 6,4%) (рис. 6).

Рис. 6
Рис. 6. Структура поведенческих нарушений в возрастной группе школьников 14-16 лет

Частота выявления признаков девиантности в возрастных группах имела некоторые гендерные различия. К примеру, в младшей школьной группе признаки девиации отсутствовали у 15,38% девочек и у 6,99% мальчиков. В средней – сравнялись до 10,0%, в старшей – до 15,0% (табл. 7.).

Таблица 7

Число детей, не имеющих признаков девиантности,с учетом возрастно-половых характеристик (на 100 опрошенных)

 

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

Девочки

15,38

9,59

14,47

Мальчики

6,99

10,96

15,09

Структура признаков девиаций по сферам функционирования с учетом гендерных характеристик в младшем школьном возрасте практически не имела различий. Все группы девиаций с четким приоритетом психо-эмоциональных проявлений и обусловленных слабостью интеллектуальной сферы представлены в табл. 8 и на рис. 7.

Таблица 8

Структура девиантных проявлений по группам функционирования в младшего школьного возраста

Пол

Слабость интеллектуальной сферы

Непонимание взрослыми трудностей детей

Склонность к противоправным действиям

Психо-эмоциональное функционирование (проблемы)

Мальчики

40,08

6,35

0,40

53,17

Девочки

39,13

5,98

1,09

53,80

Рис. 7
Рис. 7. Структура девиантных признаков по видам функционирования младших школьников

В группе школьников 11-13 лет структура выявленных признаков девиаций не имела гендерных различий. Среди девиаций преобладали психо-эмоциональные и интеллектуальные нарушения. Обращает внимание повышенная склонность к противоправным действиям девочек. У них же в большей степени наблюдались случаи непонимания со стороны взрослых (табл. 9, рис. 8)

Таблица 9

Структура поведенческих нарушений мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 13 лет

Пол

Слабость интеллектуальной сферы

Непонимание взрослыми трудностей детей

Склонность к противоправным действиям

Социальное функционирование (проблемы)

Психо-эмоциональное функционирование (проблемы)

Мальчики

32,27

11,82

0,91

13,64

41,36

Девочки

30,43

9,78

3,80

17,93

38,04

Рис. 8
Рис. 8. Структура выявленных нарушений в поведении мальчиков и девочек 11-13 лет по сферам функционирования

У старших школьников была более ощутима дифференциация структур признаков девиаций по половому признаку. При общей тенденции к превалированию девиаций интеллектуального плана, их основная доля приходилась на девочек, как и доля психо-эмоциональных проявлений отклоняющегося поведения. Девиации, вызванные непониманием со стороны взрослых, у мальчиков встречались чаще. Склонность к противоправным действиям наблюдалась практически в равной степени (табл. 10, рис. 9.)

Таблица 10

Структура поведенческих нарушений у мальчиков и девочек в возрасте от 14 до 16 лет

Пол

Слабость интеллектуальной сферы

Непонимание взрослыми трудностей детей

Склонность к противоправным действиям

Социальное функционирование (проблемы)

Психо-эмоциональное функционирование (проблемы)

Мальчики

37,97

24,05

6,96

13,29

17,72

Девочки

42,35

14,80

6,12

13,78

22,96

Рис. 9
Рис. 9. Структура поведенческих нарушений у мальчиков и девочек в возрасте от 14 до 16 лет

 

В табл. 11 приведены данные о детях (на 100 опрошенных) без признаков девиаций. Следует отметить, что наиболее благоприятная ситуация прослеживалась в сельских школах: показатель отсутствия признаков девиантности составил от 12,0 до 14,0%. В младшей группе за сельскими детьми следуют городские школьники, где число детей без признаков девиаций было практически в три раза меньше. В группах среднего и старшего возраста второе место занимали лицеисты, тоже существенно уступая сельским школьникам. Наименьшее число школьников без признаков девиаций было в детских учреждениях, в младшей группе их не наблюдалось, в средней – в незначительной степени. Следует также отметить, что в большинстве образовательных учреждений происходил незначительный рост детей без признаков девиантности. В большей степени это касалось лицеев и детских учреждений (табл. 11).

Таблица 11

Число детей без признаков девиаций с учетом образовательного учреждения (на 100 опрошенных)

 

7-10л

11-13л

14-16л

Детские учреждения

0

0,68

3,14

Лицей

3,50

6,85

8,18

Городская школа

4,90

0,68

5,66

Сельская школа

13,99

12,33

12,58

Всего

22,38

20,55

29,56

Анализ частоты распространения признаков девиаций у школьников различных типов учреждений и возрастных характеристик показал, что структура признаков девиантного поведения в разрезе сфер функционирования детей от 7 до 10 лет не зависела от типа образовательного учреждения. У школьников преобладали психо-эмоциональные и интеллектуальные признаки девиации. Среди воспитанников детских учреждений чаще, чем у учащихся других учреждений прослеживались девиации в области интеллектуальной деятельности. У них же несколько чаще встречалась склонность к противоправным действиям (табл. 12, рис. 10).

Таблица 12

Структура девиаций у младших школьников в различных типах образовательных учреждений
 

Тип учреждения

Слабость интеллектуальной сферы

Непонимание взрослыми трудностей детей

Склонность к противоправным действиям

Психо-эмоциональное функционирование (проблемы)

Всего

Детские учреждения

41,49

5,32

2,13

51,06

100,0

Лицей

39,06

7,81

0,00

53,13

100,0

Городская школа

40,63

5,63

0,00

53,75

100,0

Сельская школа

38,82

7,06

0,59

53,53

100,0

Всего

39,96

6,35

0,61

53,07

100,0

Примечание: СОШ – городская школа, «Школа» - сельская школа

Рис. 10
Рис. 10. Структура девиаций у младших школьников в различных типах образовательных учреждений

Среди школьников среднего возраста, обучающихся в различных образовательных учреждениях, более четко прослеживались различия в структуре девиантных проявлений. Детские учреждения значительно разнились по доле у школьников интеллектуальных девиаций (у 37,2%), склонности к противоправным нарушениям (у 8,2%). В этих же учреждениях психо-эмоциональные проявления занимали 24,4% (при среднем показателе 39,8%). Лицеисты отличались самым низким (26%) уровнем интеллектуальных девиаций при самой высокой доле девиаций, связанных с непониманием взрослыми трудностей детского возраста (14,3%). Остальные параметры по всем учреждениям были в пределах среднего уровня (табл. 13).

Таблица 13

Структура девиаций у школьников 11-13 лет в различных типах образовательных учреждений

 

Слабость интеллектуальной сферы

Непонимание взрослыми трудностей
детей

Склонность к противоправным действиям

Социальное функционирование

Психо-эмоциональное функционирование (проблемы)

всего

Детские учреждения

37,21

12,79

8,14

17,44

24,42

100,0

Лицей

25,97

14,29

1,30

18,18

40,26

100,0

Городская школа

32,14

11,43

0,71

11,43

44,29

100,0

Сельская школа

30,36

6,25

0,89

16,96

45,54

100,0

Всего

31,57

10,84

2,41

15,42

39,76

100,0

В группе старших школьников различия девиантных проявлений в зависимости от типа учреждения были более выраженными. В детских учреждениях девиации интеллектуального плана по частоте проявления значительно превосходили другие виды девиаций и подобные показатели иных учреждений. На их долю приходилось 64,4%. Второе место занимали девиации, обусловленные непониманием со стороны взрослых (14,9%). У лицеистов превалировали девиации психо-эмоционального характера, на девиации интеллектуальной сферы приходилась самая малая доля по сравнению с другими типами учреждений. Однако у них были выше среднего показатели частоты девиаций, связанных с непониманием со стороны взрослых и по социализации в обществе. Для учащихся городских и сельских школ также являлось характерным превалирование в структуре девиаций нарушений психо-эмоционального и интеллектуальной характера. У городских школьников было больше проблем в поведении, связанных с непониманием со стороны взрослых, у сельских – с социальным функционированием (табл. 14).

Таблица 14

Структура девиаций у школьников 14-16 лет в различных типах образовательных учреждений

Тип учреждения

Слабость интеллектуальной сферы

Непонимание взрослыми трудностей детей

Склонность к противоправным действиям

Социальное Функционирование

Психо-эмоциональное функционирование

Всего

Детские учреждения

64,37

14,94

6,90

6,90

6,90

100,0

Лицей

30,88

16,18

7,35

19,12

26,47

100,0

Городская школа

42,68

17,07

7,32

14,63

18,29

100,0

Сельская школа

28,57

24,29

5,00

15,00

27,14

100,0

Общие данные

40,32

19,10

6,37

13,79

20,42

100,0

Динамика изменений структуры признаков девиаций школьников в разные возрастные периоды с учетом типа образовательного учреждения по сферам функционирования представлена в табл. 15, из которой видно, что с возрастом у школьников, независимо от места обучения, происходило значительное снижение числа психо-эмоциональных девиаций. В среднем более десяти раз увеличивалась склонность к противоправным действиям. Отмечался существенный рост (в среднем в три раза) девиантных проявлений, связанных с непониманием взрослых трудностей детского возраста. Частота девиантных реакций, связанных с интеллектуальной сферой резко возрастала в группе воспитанников детских учреждений. Незначительно увеличивалась у учащихся городских школ и имела четкую тенденцию к снижению у лицеистов и сельских школьников.

Таблица 15

Частота девиантных проявлений у школьников разных возрастных групп с учетом места обучения и в разрезе сфер функционирования (на 100 опрошенных)

Возраст

Слабость интеллектуальной сферы

Непонимание взрослыми трудностей детей

Склонность к противоправным действиям

Социальное функционирование (проблемы)

Психо-эмоциональное функционирование (проблемы

Детские учреждения

7-10 лет

41,49

5,32

2,13

 

51,06

11-13 лет

37,21

12,79

8,14

17,44

24,42

14-16 лет

64,37

14,94

6,90

6,90

6,90

Лицей

7-10 лет

39,06

7,81

0,00

 

53,13

11-13 лет

25,97

14,29

1,30

18,18

40,26

14-16 лет

30,88

16,18

7,35

19,12

26,47

Городские школы

7-10 лет

40,63

5,63

0,00

 

53,75

11-13 лет

32,14

11,43

0,71

11,43

44,29

14-16 лет

42,68

17,07

7,32

14,63

18,29

Сельские школы

7-10 лет

38,82

7,06

0,59

 

53,53

11-13 лет

30,36

6,25

0,89

16,96

45,54

14-16 лет

28,57

24,29

5,00

15,00

27,14

В среднем

7-10 лет

39,96

6,35

0,61

 

53,07

11-13 лет

31,57

10,84

2,41

15,42

39,76

14-16 лет

40,32

19,10

6,37

13,79

20,42

           

Обобщая результаты анализа характера и частоты распространения признаков девиации в различных возрастных группах школьников, следует отметить:

  1. От 22,0 до 29,0% школьников не имели проявлений девиантности. От 12 до 19% – имели по 1 девиантному признаку. В младшей группе 35,0% детей имели 5 и более признаков, в средней – 18,0%, в старшей –6,0%
  2. Высокая доля (от 60 до 80%) девиаций относится к группе «иногда» и «очень редко» возникающих, что может расцениваться как незначительные отклонения в функционировании детей. Особого внимания заслуживают группы с «часто» и «почти всегда» имеющими место проявлениями девиантного поведения.
  3. Структура признаков девиаций по сферам функционирования с возрастом претерпевает существенные различия, что проявляется в снижении психо-эмоциональных нарушений, росте нарушений в интеллектуальной сфере и повышении склонности к противоправным действиям.
  4. Гендерная принадлежность не играет заметной роли в частоте распространения девиаций в средней и старшей группах школьников, небольшое различие имелось лишь у младших школьников. Гендерные различия с возрастом проявлялись в динамике структуры признаков девиантности по сферам функционирования. Однако четкой закономерности в этом не установлено.
  5. Максимальное число детей с признаками девиаций было в детских учреждениях. С возрастом в детских учреждениях резко возрастали девиации в интеллектуальной сфере и области правонарушений, происходил рост девиаций, связанных с непониманием со стороны взрослых.

Список литературы

  1. Иванова М.А., Павлова Т.М., Бузик О.Ж. К вопросу об организации медицинской помощи больным с наркотической зависимостью //Вопросы наркологии. 2010. №4. С. 117-122.
  2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск. 1988. 206 с.
  3. Кошкина Е.А., Киржанова В.В. Основные тенденции распространенности наркологических расстройств в Российской Федерации в 2002 г. //Психиатрия и психофармакология 2003. №4. С. 140-142.
  4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: МЕДпресс, 2001. 432 с.
  5. Михайлова Ю.В. Межсекторальное партнерство в решении медико-социальных и правовых проблем молодого поколения []. Под общ. ред. проф. Михайловой Ю.В. Сборник научных трудов.. М.: ЦНИИОИЗ, 2009. 236 с.
  6. Мозговая Т.П. Формирование девиантного поведения у подростков (психопатологический и психологический аспекты) //Журн. неврологии и психиатрии 2000. № 3. С. 24-27.
  7. Старцев В.В., Попович В.К., Назаров В.И. Политика формирования «здорового города» в интересах сохранения человеческого потенциала в г. Нерюнгри /Под ред. проф. Михайловой Ю.В. М.: ЦНИИИОИЗ, 2004. 343 с.

References

  1. Ivanova MA, Pavlova TM, Buzik OZh. K voprosu ob organizatsii meditsinskoy pomoshchi bolnym s narkoticheskoy zavisimostyu [On the issue of organizing medical care for narcotics addicts]. Voprosy narkologii 2010;(4):117-122.
  2. Kondrashenko VT. Deviantnoye povedeniye u podrostkov [Deviative behavior of adolescents]. Minsk; 1988. 206 p.
  3. Koshkina EA, Kirzhanova VV. Osnovnye tendentsii rasprostranennosti narkologicheskikh rasstroystv v Rossiyskoy Federatsii v 2002 g. []. Psikhiatriya i psikhofarmakologiya 2003;(4):140-142.
  4. Mendelevich VD. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: Uchebnoye posobiye [Psychology of deviative behavior. Textbook]. Moscow: MEDpress; 2001. 432 p.
  5. Mikhaylova YuV. Mezhsektoralnoe partnerstvo v reshenii mediko-sotsialnykh i pravovykh problem molodogo pokoleniya [Intersectorial partnership in solving medical social and legal problems of the young generation]. Mikhaylova YuV, editor. Collection of Scientific Papers. Moscow: TsNIIOIZ; 2009. 236 p.
  6. Mozgovaya TP. Formirovaniye deviantnogo povedeniya u podrostkov (psikhopatologicheskiy i psikhologicheskiy aspekty) [Rising of deviative behavior of adolescents (psychopathologic and psychologic aspects)]. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii 2000;(3):24-27.
  7. Startsev VV, Popovich VK, Nazarov VI. Politika formirovaniya «zdorovogo goroda» v interesakh sokhraneniya chelovecheskogo potentsiala v g. Neryungri [The policy of creating a healthy town for the preservation of human potential. The town of Nierungry]. Mikhaylova YuV, editor. Moscow: TsNIIIOIZ; 2004. 343 p.

Просмотров: 21828

Комментарии (1)
1. 22-09-2011 23:41
Уважаемые авторы, разрешите задать пару вопросов: 
 
1. Кто заполнял анкеты на детей? 
2. Все расчеты выполнены на на пальцах и на процентах. Я не увидел ни одного современного статистического теста. Поэтому здесь нельзя говорить "Из приведенных данных очевидно...". Ничего не очевидно и не доказано.  
 
Sergey Soshnikov
Написал(а) Sergey Soshnikov ( Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ) (Гость)

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 09.06.2011 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search