О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2011 (19) arrow Факторы, влияющие на формирование «группы риска» детского населения и девиантного поведения в разных возрастных группах школьников
Факторы, влияющие на формирование «группы риска» детского населения и девиантного поведения в разных возрастных группах школьников Печать
30.09.2011 г.

Францева В.О.1, Тихонова Ю.В.2, Задоркина Т.Г.3
1 Ставропольская государственная медицинская академия, г. Ставрополь
2 ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздравсоцразвития России, Москва
3 Центр медицинской профилактики, г. Калининград

Factors of developing risk groups of deviant behaviors in children population
Frantseva V.O.
1, Tikhonova Yu.V.2, Zadorkina T.G.3
1 Stavropol State Medical Academy, Stavropol
2 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow
3 The Centre of Medical Prevention, Kaliningrad

Резюме: Забота о состоянии здоровья детей является прямой обязанностью родителей и участковых педиатров района обслуживания муниципального учреждения здравоохранения. Анализ причин обращаемости детей в социальный приют, показал, что основными причинами формирования группы риска детей является лишение родительской опеки и проживание их в социально опасных семьях. При отсутствии социальных приютов дети оказываются в условиях контингента населения без определенного места жительства, что чрезвычайно опасно в социальном плане.

Опыт работы с детьми группы риска сотрудников социального приюта «Росина» свидетельствует о необходимости разработки научно обоснованных предложений межсекторального взаимодействия по решению проблемы адаптации детей «групп риска» в современных условиях. Полученные в результате анализа данные свидетельствуют о различных причинах, приводящих к формированию девиантного поведения школьников в разных возрастных группах. В 7-10 лет в период ранней социализации личности ребенка огромное влияние оказывает структура личности самого ребенка, ориентированного на «мишуру» внешних сторон жизни, что при отсутствии самоанализа и самоконтроля, толкает его на постоянную борьбу за первенство.

Основными факторами, способствующим формированию девиантного поведения в подростковом возрасте являются нарушения внутрисемейных отношений. В раннем подростковом возрасте – сочетающиеся с отсутствием поддержки со стороны школы, в старшем – происходящие на фоне психо-физиологического дискомфорта и под влиянием ложных ценностей, навязываемых массовой культурой. В той связи проблемы организации медико-социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации являются чрезвычайно актуальными и свидетельствуют о совершенствовании организационно-реабилитационных мероприятий для возвращения детей в коллектив к нормальным условиям жизни.

Ключевые слова. Девиантное поведение, факторы, условия, здоровье, общественные нормы, стандарты, формирование, дети. 

Summary. Care for health of children is a direct duty of parents and also an object of duty obligation of a pediatrician at population base. Investigation into facts of access of a child to an orphanage demonstrated that main reasons for entering risk group of deviant behavior were deprivation of parents care and dwelling in socially hazardous families. Failure to get access to an orphanage leaded to joining by a child of a contingent of population of homeless persons which was extremely socially dangerous.

Materials and Methods: An Orphanage “Rosina” accumulated certain experience on risk groups of children. This experience elucidated the necessity (aim of the study) for scientific development of well-founded propositions for intersectional coordination for solving - under present conditions - the problem of adaptation of children of risk groups.

Results: This study elucidated different causes favoring development of deviant behavior of schoolchildren of various age groups. 7-10 years children experienced early socialization of a personality. The structure of personality of a child was of primary importance at that stage. When trumpery was an axial value for a child, it perceived only external sides of social life. Eventually it was constantly pushed for struggle for primacy.

At adolescence, main factor favoring deviant behavior was disturbed family interrelations. In early adolescence, the action of this factor was combined with lack of support from the part of the school; in senior adolescence, disturbed family interrelations developed at the background of psychic physiologic discomfort, at this stage false notions were raising under the influence of pre-dominating adverse social standards formed by mass culture.

Conclusion: The problems of medical social assistance to children who had fallen in difficult life situation are very topical. On this way, improving organizational rehabilitative measures for the return of children into social team and the restoration to normal life conditions should be the main measures.

Key words. Deviant behavior, factors, conditions, health, social standards, living standards, formation, children.

Актуальность: Здоровье населения является первостепенной задачей государства и общественных структур, особенно в условиях социально –экономических преобразований общества [1, 3]. Определение девиантного поведения имеет сложное представление, чаще всего выражающееся в поступках либо отдельных действиях, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным следует считать поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов и не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени. При этом необходимо учитывать особенности социума детского возраста [2]. Мотивационные установки, поведенческие и профилактические аспекты медико-социальных проблем детей с отклоняющимся поведением рассматривались в трудах многих отечественных ученых [4-9].

Забота о состоянии здоровья детей является прямой обязанностью родителей и участковых педиатров района обслуживания муниципального учреждения здравоохранения в виде патронажных осмотров в течение первого года жизни ребенка. В первые месяцы развития ребенок подлежит осмотру различными специалистами с целью своевременного установления отклонений в развитии. Обязательному осмотру дети подлежат при посещении дошкольного учреждения и оформлении в образовательное учреждение. Однако нередко вместо дошкольных и образовательных учреждений дети оказываются предоставленными уличному воспитанию. В этой связи данная категория детей оказывается лишенной медицинской и другой социальной поддержки. Известно, что в условиях беспризорности, у детей в первую очередь отстает умственное развитие. В этой связи необходимы учреждения для организации их нормальной жизнедеятельности и развития.

Материал и методы: В работе были использованы методы: статистический, социологический, анализ клинических данных и элементы психологического тестирования. Сбор информации осуществлялся в учреждениях образования в различных типах городов и сельских местностей Ставропольского края. В качестве базового учреждения был выбран ГСУО «Ставропольский социальный приют для детей и подростков».

Целью исследования явилось установление основных факторов, влияющих на формирование девиантного поведения и «групп риска» детского населения.

Результаты и их обсуждение: Проведен анализ медико-социальных характеристик детей, оказавшихся в условиях социального приюта «Росинка» г. Ставрополя в связи с трудной жизненной ситуацией. Социальный приют «Росинка» организован для детей и подростков в соответствии с Федеральным Законом от 10.12. 1995г. № 195- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основной целью деятельности приюта является организация временного проживания беспризорных детей и подростков до 18 лет (добровольно обратившихся; подкинутых; заблудившихся; личность которых не установлена; отказавшихся жить в семье или учебно-воспитательном учреждении; утративших семейные, родственные или другие социальные связи; оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию; подвергшихся любым формам физического и психического насилия), оказание им медико-психолого-педагогической помощи в снятии последствий социально-психологической депривации и организации первичной адаптации воспитанников к жизни в социально здоровой среде.

Анализ опроса детей, обратившихся в социальный приют «Росинка» за изучаемы период 2003-2008 гг. позволил установить ряд причин формирования безнадзорности детского населения. Доля детей по причине обращаемости показана на рисунке 1.

Рис. 1
Рис. 1. Причины обращаемости детей в приют «Росинка» в 2003-2008 гг.

 Среди причин обращения в социальный приют значительно превалирует лишение попечительства родителей (51,9%) и проживание в социально опасной семье. По данным исследования, практически каждый пятый ребенок проживал в социально опасной семье (18,6).

Социальный приют для детей и подростков «Росинка» осуществляет защиту прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников. Лишь 2005 году были возвращены в семью 23,7% детей, установлено опекунство над 5,2 %, остальные – переданы на воспитание в детские дома и школы-интернаты. В 2009 году возвращено в семью 36,1% детей, установлено опекунство над 1,2%, отправлено в детский дом и системы образования - 22,1%.

Однако этим работа сотрудников социального приюта не завершается. После передачи несовершеннолетнего из приюта в семью, под опеку, социальными педагогами в течение года 1 раз в месяц осуществляется патронажное посещение несовершеннолетних на дому с целью оказания социальной помощи и контроля над условиями их проживания в семьях. В течение года в среднем получается в пределах 10 посещений на одну семью.

Существенную помощь в организации профилактической работы с воспитанниками оказывает взаимодействие с ГУЗ «Краевой клинический наркологический диспансер», ГУЗ «Ставропольский краевой центр лечебной физкультуры и спортивной медицины», МОУ СОШ № 3, 4, ОДН Ленинского ОДВ, Духовная семинария, РОСТО, Управление физической культуры и спорта администрации г. Ставрополя. Поддерживается связь с ГУ «Центр психолого-педагогической помощи населению» по вопросам оказания помощи в трудной ситуации, консультирование детско-родительских отношений, ЦДОД Ленинского района г. Ставрополя, ДМШ №1, общественным объединением «Ставропольский краевой комитет социальной защиты писателей-ветеранов».

Педагогическим коллективом регулярно осуществляются консультации семей Ленинского района по вопросам оптимизации детско-родительских отношений: консультации в остроконфликтных ситуациях, разъяснительные беседы по психологическим особенностям подросткового периода, а также правовым вопросам.

Администрация и коллектив приюта регулярно проводят работу по организации летнего оздоровительного отдыха воспитанников. Рациональная организация режима дня для воспитанников приюта является неотъемлемым условием лечебно-оздоровительной и социально-психологической реабилитации. Правильно организованное питание, полноценное и сбалансированное по содержанию основных пищевых компонентов обеспечивает рост и развитие детского организма, существенно влияя на иммунную систему ребенка, повышает работоспособность и выносливость, способствует оптимальному нервно-психическому развитию. Рациональность и полноценность питания подтверждается расчетами индекса массы тела.

Рост частоты распространения наркомании и токсикомании среди детского населения является тревожным сигналом, свидетельствующим о необходимости комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Серьезной проблемой остается несовершенство механизмов реализации социальных гарантий и льгот детям, особенно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Результаты социологического исследования, проведенного среди детского населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, показали, что большинство беспризорных детей не разрывали связи с семьей и в 48,3% ночевали дома. Эта категория детей характеризуется тем, что значительную часть времени дети проводят на улице, возвращаясь, домой только ночевать. Основная часть из них уже давно бросили занятия в школе, состояли на учете в милиции (ПДН) или комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав (КДН и ЗП). По данным нашего исследования 19,5% детей ночевали на улице и 34,1% - проживали в детском доме.

Наркотические вещества (в основном ингалянты – клей, бензин, алкоголь и никотин) употребляли 92,8% беспризорных детей. Это требует особого понимания при составлении программы социально-педагогической и медицинской реабилитации. Вызывает особую тревогу начало употребления наркотических веществ еще в условиях проживания в семье (70,3%).

Практически каждый четвертый подросток начинал употреблять наркотические вещества после ухода из дома. Данная ситуация свидетельствует о том, что дети приобщались к наркотическим веществам еще до того, как попадали на улицу. По результатам социологического исследования, очевидно, что истоки неблагополучия, прежде всего, принадлежат семье. К примеру, в исследуемой группе из 320 школьников большинство (85,5%) редко посещали занятия в школе. При этом 79,1% детей не теряли связи с домом и периодически посещали школу.

Следовательно, на данном этапе еще имелся шанс возврата значительной части детей к полноценной жизни при совместном участии семьи и социальных институтов, в том числе и учреждений образования.

Для установления причин беспризорности анкета включала вопрос «Что явилось причиной твоего ухода их дома?», на который большинство детей (56,4%) ответило, что основной причиной послужили постоянные побои родителей и плохие взаимоотношения с ними: «ругань», насилие.

Другой значимой причиной ухода из семьи для 40,5% подростков явилось употребление родителями наркотических веществ, что создавало неблагоприятный микроклимат в семье. Уход на улицу для данной группы детей становился последним средством самозащиты. В подавляющем большинстве случаев уход из дома представлял своеобразный ответ ребенка на действия родителей, и дети надеялись, что жизнь на улице будет лучше, но нередко уличные условия оказывались хуже семейных.

Следует отметить, что большинство подростков (84,1%) как причину ухода из семьи на улицу объясняют отсутствие взаимопонимания с родителями или воспитателями. Известно, что стремление убежать из дома в знак «протеста» наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период развития личности психологический климат семьи имеет для ребенка большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается особо остро.

Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы родительским суждениям и приоритетам. Обычно это ограничивалось расхождением «музыкальных и галантерейных» пристрастий, но нередки и более острые конфликты, и тогда уход являлся, манифестным выражением ребенка своего решения. Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны также с неправильной родительской позицией относительно затруднений в учебы.

По данным нашего исследования, каждый десятый подросток уходил из дома в связи с желанием попутешествовать, что чаще всего были обусловлены генетическими причинами или психической дезадаптацией.

Иногда основным мотивом ухода из семьи у подростков являлась потребность во множестве ярких и новых впечатлений. Такого рода бродяжничеству подвергались инфантильные дети, склонные к неуемному фантазированию и авантюрам. Порой собственные фантазии захватывали их настолько, что дети теряли чувство меры и ответственности, легко переходя границы, отделяющие игру от реальности.

Обращает внимание, что практически каждый четвертый подросток (26,1%) ушел из дома на «заработки», так как родители испытывали материальные затруднения, каждый третий ребенок – желая «быть независимым и самостоятельным». Среди респондентов, оказавшихся на улице, первый уход из дома был у 18,1% подростков, периодически уходили 68,2% и практически не проживали дома – 18,6% детей. На вопрос «Ты возвращаешься в свою семью для того, чтобы…» ответы разнились: 23,8% подростков ответили, что возвращались для того, чтобы поесть, 76,0% - переночевать, 24,1% - тяга к родителям, 42,4% - к младшим братьям и сестрам.

При изучении характеристики семей, которые покинули подростки, было отмечено, что 38,3% составили многодетные семи, 18,2% - неполные при (отсутствие отца), 17,1% - дети находились в семье, где родителей заменяли бабушки и дедушки. Результаты исследования подтвердили, что наиболее уязвимы и готовы к беспризорничеству дети из дисфункциональных семей. Таким образом, более половины детей уходит из дома из-за жестокого обращения родителей, большинство уходили из дома неоднократно, но на момент анкетирования проживали дома.

Уличные дети не имели особых отличий от обычных детей. Их потребности заключались в поиске безопасности, любви, понимании и т.д. Они такие же, что и «домашние» дети. Различие заключается лишь в том, что эти потребности у уличных детей удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу чаще был вызван, поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его поймут таким, какой он есть, выслушают, помогут. На вопрос «Что ты считаешь главным в жизни…» ответы также разнились: быть любимым (49,1%), иметь дружную семью (60,1%), иметь много денег (85,0%), быть независимым (40,1%). На вопрос «Хотел ли что - то изменить в своей жизни» все дети ответили удовлетворительно.

Как показали результаты исследования, дети-беспризорники нуждаются в мероприятиях, касающихся вовлечения различных государственных структур и институтов, имеющих целью возвратить ребенка в семью, к активной жизни в обществе и к общественно-полезному труду.

При определении эмоциональной устойчивости, индивидуально-психологической ориентации подростков – беспризорников на мир внешних объектов (экстроверсия) либо на внутренний субъективный мир (интроверсия) было отмечено, что 75,0% беспризорных детей были эмоционально неустойчивы и только каждый четвертый подросток (25,0%) был эмоционально устойчив. У детей-беспризорников в большинстве случаев встречалась эмоциональная неустойчивость, которая, вероятно, являлась одной из причин ухода из семьи, требующим особого внимания при социально-педагогической и медицинской реабилитации детей.

Таким образом, для того, чтобы вернуть беспризорных детей в социально благополучную среду, необходимо создать условия для психолого-педагогической поддержки, социальной, медицинской реабилитации детей, так как только наличие специальных условий может повлиять на успешное возвращение ребенка с улицы в благополучную для него среду.

Выводы

  1. Анализ причин обращаемости детей в социальный приют, показал, что основными причинами формирования группы риска детей является лишение родительской опеки и проживание их в социально опасных семьях. При отсутствии социальных приютов дети оказываются в условиях контингента населения без определенного места жительства, что чрезвычайно опасно в социальном плане.
  2. Опыт работы с детьми группы риска сотрудников социального приюта «Росина» свидетельствует о необходимости разработки научно обоснованных предложений межсекторального взаимодействия по решению проблемы адаптации детей «групп риска» в современных условиях.
  3. Полученные в результате анализа данные свидетельствуют о различных причинах, приводящих к формированию девиантного поведения школьников в разных возрастных группах. В 7-10 лет в период ранней социализации личности ребенка огромное влияние оказывает структура личности самого ребенка, ориентированного на «мишуру» внешних сторон жизни, что при отсутствии самоанализа и самоконтроля, толкает его на постоянную борьбу за первенство.
  4. Для подросткового возраста (в оба периода) основными факторами, способствующим формированию девиантности, становятся нарушения внутрисемейных отношений. В раннем подростковом возрасте – сочетающиеся с отсутствием поддержки со стороны школы, в старшем – происходящие на фоне психо-физиологического дискомфорта и под влиянием ложных ценностей, навязываемых массовой культурой.

Список литературы

  1. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества. /Под редакцией проф. В.И. Стародубова и А.И. Татаркина. М. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2006. 381 с.
  2. Евсюков А.А., Калининская А.А., Шарафутдинова Н.Х. Результаты интегральной оценки состояния здоровья сельского населения: информационно-методическое письмо. Уфа: Здравоохранение Башкортостана. 2009. 44с.
  3. Здоровье подростков для медицинских работников. Ориентационная программа для медицинских работников. Пособие для участника. ВОЗ. Женева. 2006. 499 с.
  4. Иванова М.А. Проблемы, поиски, решения в сфере ранней диагностики и профилактики социально значимых заболеваний в венерологии /Научные труды международной научно-практической конференции «Современные подходы к диагностике, лечению и профилактике инфекций ППП». Гродно. 2005 г. C. 34-37.
  5. Михайлова Ю.В., Муравьева В.Н., Цыбульская И.С., Копейкина О.В., Уткина Г.Ю., Фурс В.А. Совершенствование медико-социальной помощи детям-сиротам и пути решения проблемы социального сиротства в России. Информационное письмо. М. 2003. 37с.
  6. Никитина Л.С., Иванова М.А. Социально-личностная характеристика, эпидемиология, клиника приобретенного сифилиса у детей и подростков в настоящее время. /Тезисы докладов Второго международного Медицинского Конгресса. Ижевск. 1998. С. 7-8.
  7. Полунина Н.В. Состояние здоровья и образ жизни семей, воспитывающих детей в возрасте от 0 до 7 лет. Дисс … д-ра мед. наук. М. 1996. 431 с.
  8. Скворцова Е. С. Тенденции потребления психоактивных веществ подростками-школьниками г. Ставрополя в 90–2000 годы //Вопросы наркологии. 2000. №4. C. 70-78.
  9. Социально значимые заболевания. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактические мероприятия. Руководство для врачей общей практики /Под ред. проф. Михайловой Ю.В. М.: ЦНИИОИЗ. 2009. 136 с.

References

  1. Vliyaniye narkomanii na sotsialno-ekonomicheskoye razvitiye obshchestva [The impact of drug addiction on social economic development of society] Starodubov V.I. end Tatarkin A.N. editors. M.-Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN; 2006. 381 p.
  2. Yevsyukov A.A., Kalininskaya A.A., Sharafutdinova N.H. Rezultaty integralnoy otsenki sostoyaniya zdorovya selskogo naseleniya: informatsionno-metodicheskoye pismo [Results of integral evaluation of health state of the rural population. A letter of information and on methods]. Ufa: Izdatelstvo «Zdravookhraneniya Bashkortostana»; 2009. 44 p.
  3. Zdorovye podrostkov dlya meditsinskikh rabotnikov. Oriyentatsionnaya programma dlya meditsinskikh rabotnikov. Posobiye dlya uchastnika [Health state of adolescents as viewed by medical staff. A program for orientation of medical staff. Guidelines for the participants. WHO.]. WHO: Geneva; 2006. 499 p.
  4. Ivanova M.A. Problemy, poiski, resheniya v sfere ranney diagnostiki i profilaktiki sotsialno znachimykh zabolevaniy v venerologii [Early diagnosis and prevention of socially conditioned diseases in venereology: problems, searches, decisions]. Proceedings of International Scientific-Practical Conference on "Modern approaches to diagnosis-making, treatment, and prevention of sexually transmitted infectious diseases". Grodno; 2005. p. 34-37.
  5. Mikhaylova Yu.V., Muravyeva V.N., Tsybulskaya I.S., Kopeykina O.V., Utkina G.Yu., Furs V.A. Sovershenstvovaniye mediko-sotsialnoy pomoshchi detyam-sirotam i puti resheniya problemy sotsialnogo sirotstva v Rossii [Improving medical and social care for orphans in childhood. The problem of social orphanhood in Russia: ways of its resolving. Information letter]. Informatsionnoye pismo. M., 2003. 37 p.
  6. Nikitina L.S., Ivanova M.A. Sotsialno-lichnostnaya kharakteristika, epidemiologiya, klinika priobretennogo sifilisa u detey i podrostkov v nastoyashcheye vremya [Social and character features, epidemiology, and clinic of acquired syphilis in children and adolescents in current times]. Proceedings 2nd International Medical Congress. Izhevsk; 1998. p. 7-8.
  7. Polunina N.V. Sostoyaniye zdorovya i obraz zhizni semey, vospityvayushchikh detey v vozraste ot 0 do 7 let [State of health and lifestyle in families bringing up children of 0-7 years of age] [PhD. Dissertation]. Moscow; 1996. 431 p.
  8. Skvortsova E. S. Tendentsii potrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv podrostkami-shkolnikami g. Stavropolya v 90-e gody [Tendencies in consumption of psychoactive substances by adolescent schoolchildren in the town of Stavropol in 1990-2000]. Voprosy narkologii 2000;(4):70-78.
  9. Sotsialno znachimyye zabolevaniya. Etiologiya, patogenez, klinika, diagnostika, profilakticheskiye meropriyatiya. Rukovodstvo dlya vrachey obshchey praktiki [Socially conditioned diseases. Etiology, pathogenesis, clinic, diagnosis, prevention measures. General practitioners’ guidelines]. Ed. by Mikhailova Yu.V.]. M.: TsNIIOIZ; 2009. 136 p.

Просмотров: 22742

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 13.10.2011 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search