Турчиев А.Г., Пучков К.Г., Кудрявцев А.А.
ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздравсоцразвития России, Москва
Distinctive features of socially-hygienic characteristics of
patients of stomatologic establishments of municipal submission and
private stomatologic clinics.
Turchiev A.G., Puchkov K.G., Kudryavtsev A.A.
Federal Public Health Institute, Moscow
Резюме. Бурное развитие частного предпринимательства в сфере
оказания стоматологической помощи населению является одной из самых
заметных характеристик перманентного реформирования отечественного
здравоохранения в последние два десятилетия. В результате, население
оказалось перед выбором: получение ограниченного объема и видов
бесплатной стоматологической помощи в муниципальных учреждениях или
возможность получения дополнительных видов стоматологической помощи в
платных частных клиниках. Данный выбор послужил основанием для
дифференциации потоков пациентов в различные учреждения
стоматологического профиля. Проведенный анализ базировался на данных
анкетирования 988 пациентов стоматологических учреждений Ставропольского
края, из которых 412 – пациенты муниципальных и 576 – частных
учреждений. Были установлены значимые различия в социальных
характеристиках сопоставляемых групп. Так, почти 2/3 пациентов (62,4%)
муниципальных учреждений являлись пенсионерами, а среди контингентов
частных учреждений пенсионеры составляли около ¼ (27,7%). Практически
весь контингент пациентов частных стоматологических учреждений
составляли лица с высшим образованием (76,9%). В муниципальных
учреждениях лица с высшим и неоконченным высшим образованием составили
чуть больше половины контингентов (42,3% и 13,4% соответственно), причем
более половины из них – пенсионеры. Среди контингентов частных
учреждений не было ни одного пациента с уровнем доходов ниже среднего, а
среди контингентов муниципальных учреждений лица с высоким уровнем
дохода составили лишь 1,2%. Проведенное исследование позволило
констатировать, что в частные стоматологические учреждения обращаются
пациенты с более высоким образовательным цензом и уровнем доходов. В
стоматологические учреждения муниципального уровня чаще обращаются
пенсионеры и лица работоспособного возраста с низким или средним уровнем
доходов. Полученные данные позволяют констатировать наличие потребности
в дальнейшем изучении данной проблемы, в частности, мотивации и спроса
пациентов на отдельные виды услуг, представляемых в стоматологических
учреждениях муниципального подчинения. Это может в значительной степени
изменить работу стоматологических учреждений муниципального уровня с
учетом изменившейся конъюнктуры спроса на стоматологические услуги и
обосновать реальную потребность в бесплатных медицинских услугах,
оказываемых в рамках ОМС.
Ключевые слова: частная стоматология, муниципальная стоматология, пациент муниципального и частного стоматологического учреждения
The summary. Rapid development of private business in sphere
of rendering of the stomatologic help to the population is one of the
most appreciable characteristics of permanent reforming of domestic
public health services last two decades. As a result, the population has
appeared before a choice: reception of the limited volume and kinds of
the free stomatologic help in municipal authorities or possibility of
reception of additional kinds of the stomatologic help in paid private
clinics. The given choice has formed the basis for differentiation of
streams of patients in various establishments of a stomatologic profile.
The carried out analysis was based on the data of questioning of 988
patients of stomatologic establishments of Stavropol Territory, from
which 412 – patients municipal and 576 – private establishments.
Significant differences in social characteristics of compared groups
have been established. So, almost 2/3 patients (62,4 %) municipal
authorities were pensioners, and among contingents of private
establishments pensioners made about m (27,7 %). All contingent of
patients of private stomatologic establishments was made by persons with
higher education (76,9 %). In municipal authorities of the person with
the higher and incomplete higher education have made hardly more half of
contingents (42,3 % and 13,4 % accordingly), and more than half of them
– pensioners. Among contingents of private establishments there was no
patient with level of incomes below an average, and among contingents of
municipal authorities of the person with high level of the income have
made only 1,2 %. The conducted research has allowed to ascertain that in
private stomatologic establishments patients with higher educational
qualification and level of incomes address. In stomatologic
establishments of municipal level pensioners and persons of efficient
age with low or the average level of incomes is more often address. The
obtained data allows to ascertain presence of requirement for the
further studying of the given problem, in particular, motivation and
demand of patients for the separate types of service, represented in
stomatologic establishments of municipal submission. It can change
substantially work of stomatologic establishments of municipal level
taking into account the changed conjuncture of demand for stomatologic
services and to prove real requirement for the free medical services
rendered within the limits of state insurance.
Keywords: private stomatology, municipal stomatology, the patient of municipal and private stomatologic establishment
Стоматологическая помощь является самым массовым видом медицинского обслуживания. Вне зависимости от политических, социально-экономических, этнических, конфессиональных, мировозренческих и прочих различий, климато-географических и экологических условий проживания, для абсолютного большинства населения на протяжении жизни стоматологическая помощь оказывается многократно. В России стоматологические заболевания занимают второе место в структуре обращаемости населения в медицинские учреждения и третье – в структуре общей заболеваемости. Многие исследователи констатируют ухудшение «стоматологического здоровья» населения России, что приводит к негативным медико-социальным и экономическим последствиям [1,4,6,7].
В период перманентного реформирования отечественного здравоохранения стоматологическая служба стала одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей медицины. Именно в стоматологии отмечено активное внедрение страховой медицины, бурное развитие индивидуального предпринимательства, открытие учреждений с различной формой собственности (в том числе – частной). В большинстве отраслей отечественного здравоохранения внедрение рыночных отношений и смещение полномочий по решению проблем функционирования и развития медицинских учреждений на региональный и муниципальный уровень привело к нарушению привычных взаимосвязей между медицинскими учреждениями различного уровня и подчиненности, снижению качества и доступности отдельных видов медицинской помощи [5]. Для стоматологической службы одним из значимых последствий активного внедрения рыночных отношений явилась дифференциация потоков пациентов в различные типы учреждений. Данное обстоятельство явилось основанием для проведения целого ряда исследований, посвященных проблеме взаимодействия государственных и частных стоматологических учреждений, разработке моделей их развития [2,3]. Решение данной проблемы невозможно без наличия достоверной информации об особенностях социально-гигиенических характеристик пациентов частных и муниципальных стоматологических учреждений.
Анализ социально-гигиенического статуса любых контингентов традиционно включает в себя рассмотрение их возрастных и гендерных характеристик, социальной принадлежности и образовательного ценза. Проведенный нами анализ базировался на данных анкетирования 988 пациентов стоматологических учреждений Ставропольского края, из которых 412 – пациенты муниципальных и 576 – частных учреждений.
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о наличии определенных различий в сопоставляемых группах. Так, абсолютное большинство пациентов частных клиник принадлежало к лицам трудоспособного возраста (72,4% против 37,6% у лиц из муниципальных учреждений, р<0,05). В то же время, значительная часть (42,3%) пациентов муниципальных учреждений относилась к лицам пожилого и старческого (20,1%) возраста (таблица 1.).
Таблица 1
Возрастно-половая характеристика пациентов муниципальных и частных стоматологических учреждений
Возрастная группа |
Частные стоматологические учреждения |
Муниципальные стоматологические учреждения |
абс. |
% |
абс. |
% |
25-29 |
24 |
5,8 |
18 |
3,2 |
30-39 |
153 |
37,1 |
62 |
10,7 |
40-49 |
67 |
16,3 |
54 |
9,4 |
50-59 |
54 |
13,2 |
82 |
14,3 |
60-69 |
74 |
18,0 |
244 |
42,3 |
70 и старше |
40 |
9,7 |
116 |
20,1 |
Итого |
412 |
100 |
576 |
100 |
Среди пациентов частных учреждений удельный вес данных возрастных групп достоверно меньше (18,0% и 9,6% соответственно). Кроме того, среди пациентов частных учреждений встречались лица молодого возраста, и даже дети. Весьма примечательным является и тот факт, что среди пациентов частных учреждений мужчины встречаются значительно чаще, чем в муниципальных учреждениях (53,1% и 29,7% соответственно, р<0,05).
Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о значимых различиях в социальных характеристиках сопоставляемых групп. Так, почти 2/3 пациентов (62,4%) муниципальных учреждений являлись пенсионерами, а среди контингентов частных учреждений пенсионеры составляли около ¼ (27,7%).
Таблица 2
Характеристика пациентов муниципальных и частных стоматологических учреждений по социальной принадлежности, %.
Социальная группа |
Частные стоматологические учреждения |
Муниципальные стоматологические учреждения |
Пенсионеры |
27,7 |
62,4 |
Студенты |
3,7 |
1,2 |
Служащие |
32,5 |
13,4 |
Работающие |
31,0 |
18,3 |
Безработные |
5,1 |
4,7 |
Среди лиц работоспособного возраста в частных учреждениях предпочитали лечиться бизнесмены, служащие и студенты. В муниципальных учреждениях лечились, преимущественно, служащие, домохозяйки и лица рабочих специальностей. Как парадоксальный можно воспринять тот факт, что в обеих группах был близким уровень безработных (4,7% среди муниципальных и 5,1% среди частных учреждений). Однако при более детальном анализе выяснилось, что если в первой группе безработными считали себя лица, зарегистрированные на бирже труда, то во второй – неработающие женщины из обеспеченных семей, которые не пожелали регистрироваться как «домохозяйки».
Данные таблицы 3 подтверждают наличие различий в сопоставляемых группах. Практически весь контингент пациентов частных стоматологических учреждений составляли лица с высшим (76,9%), неоконченным высшим (7,6%) и средним специальным образованием (6,7%). Незначительную часть лиц со средним и неоконченным средним образованием составили молодые люди и дети, продолжающие свое образование.
Таблица 3
Характеристика пациентов муниципальных и частных стоматологических учреждений по уровню образования
Уровень образования |
Частные стоматологические учреждения |
Муниципальные стоматологические учреждения |
Высшее |
76,9 |
42,3 |
Незаконченное высшее |
7,6 |
13,4 |
Среднее специальное |
6,7 |
27,1 |
Среднее и неоконченное среднее |
8,8 |
17,2 |
В муниципальных учреждениях лица с высшим и неоконченным высшим образованием составили чуть больше половины контингентов (42,3% и 13,4% соответственно), причем более половины из них – пенсионеры. Значительная часть работающих пациентов муниципальных учреждений, таким образом, составляли лица с невысоким образовательным цензом.
Рис. 1. Распределение пациентов стоматологических учреждений по жилищным условиям
Данные рисунка 1 и 2. еще раз подтверждают значимость различий в социальных характеристиках сопоставляемых контингентов. Ни один из пациентов частных учреждений не проживал в коммунальной квартире или неблагоустроенном доме. В то же время, среди пациентов муниципальных учреждений не было жителей загородных домов и коттеджей.
Рис. 2. Распределение пациентов стоматологических учреждений по уровню денежного дохода
И, наконец, весьма убедительные различия выявлены при сопоставлении уровня денежных доходов пациентов различных стоматологических учреждений. Среди контингентов частных учреждений не было ни одного пациента с уровнем доходов ниже среднего, а лица со средним уровнем доходов составляли меньшинство (лишь 13,4%). Среди контингентов муниципальных учреждений лица с высоким уровнем дохода составили лишь 1,2%, а с низким и очень низким – более 2/3 (50,4% и 17,2% соответственно). Весьма внушительно выглядит и разница в размере подушевого дохода на 1 члена семьи – 3,4 тыс. рублей в месяц и 13,9 тыс. рублей в месяц соответственно (р <0,05).
Заключение. Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать дифференциацию потоков пациентов муниципальных и частных стоматологических учреждений. Последствия оттока значительной части пациентов с высоким уровнем образования и доходов из муниципальных учреждений в частные стоматологические клиники не ограничиваются изменениями в общих объемах медицинских услуг. Не менее важным представляется неизбежная дифференциация видов стоматологической помощи по типам учреждений. Дальнейшее изучение данного вопроса позволит провести коррекцию в организации работы стоматологических учреждений муниципального подчинения.
Список литературы
-
Бутова В.Г., Максимовский Ю.М., Ковальский В.Л., Гераскин В.Л. Особенности организации предпринимательской деятельности в стоматологической практике. М., Знание. 2000. 223 с.
-
Димарчук В.А. Научное обоснование путей повышения эффективности деятельности ведомственной стоматологической службы в современных условиях /Дисс. … канд. мед. наук. М., 2004. 145с.
-
Куницына Н.М., Мещеряков Д.Г. Анализ основных показателей работы стоматологической помощи в Белгородской области /Проблемы территориального здравоохранения. Сб. научн. трудов. Вып.6. М., 2004. С. 39–42.
-
Леонтьев В.К., Безруков В.М. Стоматология в XXI веке. Попытка прогноза //Стоматология. 2001. Т.79. №6. С. 4-5.
-
Михайлова Ю.В. Организационные задачи отрасли /Сборник докладов на расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения РФ. М., 2001. С. 40-43.
-
Семенченко Е.Г. Социально-гигиеническое исследование стоматологического здоровья подростков как основа организации комплексных оздоровительных мероприятий на уровне первичной медицинской помощи /Автореф. дисс. …канд.мед.наук. М., 2006. 24 с.
-
Стародубов В.И., Калининская А.А., Дзугаев К.Г., Медицинские кадры в стоматологии. М, 2006. 256 с.
References
-
Butova V.G., Maksimovskiy Yu.M., Kovalskiy V.L., Geraskin V.L. Osobennosti organizatsii predprinimatelskoy deyatelnosti v stomatologicheskoy praktike [Distinctive features of the organization of business activity in stomatologic practice]. M., Znanie; 2000. 223 p.
-
Dimarchuk V.A. Nauchnoe obosnovanie putey povysheniya effektivnosti deyatelnosti vedomstvennoy stomatologicheskoy sluzhby v sovremennykh usloviyakh [Scientific substantiation of ways efficiency rise of activity of departmental stomatologic service in modern conditions] [PhD. Dissertation]. M., 2004; 145 p.
-
Kunitsyna N.M., Meshcheryakov D.G. Analiz osnovnykh pokazateley raboty stomatologicheskoy pomoshchi v Belgorodskoy oblasti [The analysis of the basic indicators of work dental health service in the Belgorod region]. In: Problemy territorialnogo zdravookhraneniya. Collection of Scientific Papers. Vol. 6. M., 2004; P. 39-42.
-
Leontev V.K., Bezrukov V.M. Stomatologiya v XXI veke. Popytka prognoza [Stomatology in the XXI-st century. Forecast attempt]. Stomatologiya 2001;79(6):4-5.
-
Mikhaylova Yu.V. Organizatsionnye zadachi otrasli [Organizational problems of sector]. Collection of Scientific Papers. M., 2001; P. 40-43.
-
Semenchenko E.G. Sotsialno-gigienicheskoe issledovanie stomatologicheskogo zdorovya podrostkov kak osnova organizatsii kompleksnykh ozdorovitelnykh meropriyatiy na urovne pervichnoy meditsinskoy pomoshchi [Socially-hygienic research of stomatologic health of teenagers as a basis of the organization of complex health promotion program at level of primary medical aid] [PhD. Thesis]. M., 2006. 24 p.
-
Starodubov V.I., Kalininskaya A.A., Dzugaev K.G., Meditsinskie kadry v stomatologii [Health manpower in stomatology]. M, 2006. 256 p.
Просмотров: 23204
|