Социально-экономические показатели и здоровье населения Иркутской области |
08.10.2012 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
З.А. Зайкова
Socio-economic indicators and population health in Irkutsk oblast Резюме. В свете реформ и кризисных явлений представляет интерес изучение влияния социально-экономических факторов на здоровье населения. Целью данного исследования было оценить социально-экономических факторы и определить их влияние на здоровье населения Иркутской области. В ходе исследования использовались данные социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, Иркутскстата, Росстата за 2001-2011 гг. (около 30 показателей), методы территориально-сравнительного и корреляционного анализа. По большинству изученных социально-экономических показателей Иркутская область находится в срединной группе регионов, но отличается значительной долей населения, проживающего на доходы ниже прожиточного минимума, высоким уровнем безработицы и низкой обеспеченностью жилой площадью. Кратность различий муниципальных образований по отдельным социально-экономическим показателям составила в 2010 г. от 2 до 11 раз. Здоровье населения Иркутской области в настоящее время оценивается как неудовлетворительное вследствие высокой смертности и инвалидности, постоянно растущей общей и первичной заболеваемости, низкой ожидаемой продолжительности жизни. Различие в 11 лет по ожидаемой продолжительности жизни населения муниципальных образований области является фактом социального неравенства в отношении здоровья населения области. Полученные коэффициенты корреляции Пирсона свидетельствуют о тесной взаимосвязи показателей здоровья населения Иркутской области и социально-экономических показателей, в первую очередь, основных макроэкономических показателей. Оценка социально-экономических факторов и определение их влияния на здоровье необходимы для разработки предложений по принятию управленческих решений региональной власти с целью улучшения качества жизни населения Иркутской области. Ключевые слова. Социально-экономические показатели; здоровье населения; социально-гигиенический мониторинг; рейтинг. Summary. The role of social economic factors grows in importance in the present situation of active reforms associated with certain crises and collapses, while effects of these factors on health condition of the population are becoming rather pronounced. The aim of this study was to evaluate socio-economic factors and to determine their effects on population health in the Irkutsk region. The study is based on the data from the socio-hygienic monitoring conducted by the Irkutsk Department of Federal Service for Consumer Rights Protection and Human Welfare, Irkutsk Division of Federal State Statistics Service, Federal State Statistics Service for the years 2001-2011 (about 30 indicators), clustering methods of comparative and correlation analysis. Region of Irkutsk dropped in the median range in the Russian administrative divisions set - along most social economic indicators. This region was, however, a bit peculiar for wide range of people living on incomes below subsistence level, high level of unemployment, and poor housing provision. Comparative analysis for social economic indicators in 2010 of various municipalities in the region of Irkutsk showed 2 to 11-fold multiplicity. The health of the population of the Irkutsk region is currently estimated as unfavourable due to high mortality and disability levels, increasing prevalence and incidence of diseases, low life expectancy. Inter-municipalities discrepancy in life expectancy reached 11 years being indicative of acute social unequality as concerns health condition. Pearson correlation coefficients’ values derived in our analysis evidenced close relationship between health condition of the population and social economic factors, especially macroeconomic ones. Evaluation of these social economic factors and determining of their effects on health condition of the population were indispensable for elaborating measures for quality of life improvements of the population through certain management decisions of the regional authorities. Keyword.: Socio-economic indicators; population health; socio-hygienic monitoring; rating. На уровень здоровья влияет множество факторов. В рамках системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ) чаще всего изучают влияние экологических факторов на здоровье россиян, заболеваемость и смертность. Но в свете реформ и кризисных явлений представляет интерес изучение влияния социально-экономических факторов на здоровье населения и разработка проектов эффективных управленческих решений для дальнейшего улучшения качества жизни населения. Целью данного исследования было оценить социально-экономические факторы и определить их влияние на здоровье населения Иркутской области. Для этого необходимо было сравнить социально-экономические показатели Иркутской области в 2001 и 2010 гг.; выявить современные особенности социально-экономического положения населения области по сравнению с общероссийским уровнем; определить границы социального неравенства в разрезе муниципальных образований в настоящее время и провести корреляционный анализ между социально-экономическими показателями и показателями здоровья населения Иркутской области. Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач использовались данные регионального информационного фонда (РИФ) и муниципальных информационных фондов (МИФ) СГМ Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, данные Иркутскстата [4, 16], Росстата [2, 3, 8-10, 12, 13, 18], а также расчётные показатели, – например, размер прожиточного минимума по субъектам РФ рассчитывался как средняя величина из квартальных значений [18]. Всего было проанализировано за 2001-2011гг. 13 социально-экономических и 14 показателей здоровья регионального уровня и 11 социально-экономических показателей муниципального уровня за 2010 г. В ходе исследования применялись методы территориально-сравнительного анализа социально-экономических показателей: изучалась динамика; изменение рейтинговых позиций области среди субъектов Российской Федерации; амплитуда значений в разрезе муниципальных образований области. Ранжирование показателей проводилось от более благополучных к менее благополучным территориям: в порядке убывания абсолютных значений и возрастания – для показателей, выраженных в процентах. При анализе рейтинговых позиций области следует учитывать уменьшение числа субъектов в РФ с 88 в 2001 г. до 83 в 2010 г. Усть-Ордынский АО до 2008 года был самостоятельным субъектом РФ, в настоящее время входит в состав Иркутской области. Анализ уровня бедности проводился по двум методическим подходам: 1) абсолютному, с использованием региональных прожиточных минимумов; 2) по стандарту европейских экспертов, где за черту бедности принимался душевой доход, равный 60% от среднего уровня зарплат. Для определения влияния социально-экономических показателей на показатели здоровья использовался корреляционный анализ – расчёт коэффициентов Пирсона при помощи пакета стандартных программ Excel. Результаты исследования В Иркутской области в течение 2001-2010 гг. улучшились демографические показатели: вырос общий показатель рождаемости с 11,2 до 15,2‰; снизились показатели смертности – общий с 15,8 до 14,4‰ и младенческой с 17,3 до 9,8 на 1000 чел. родившихся живыми, естественная убыль сменилась естественным приростом – с -4,6 до +0,8 на 1000 чел. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась с 61,1 года до 65,5 лет (у мужчин – с 54,3 до 59,0 лет; у женщин – с 69,0 до 72,1 года), но в то же время этот показатель варьируется от 59,5 лет в г.Бодайбо до 70,4 лет в г.Усть-Илимске, т.е. разница достигает почти 11 лет. Амплитуда значений ОПЖ женщин в муниципальных образованиях области равна 10,6 годам (от 65,6 лет в Катангском районе до 76,2 лет в Балаганском); мужчин ещё больше – почти 12 лет (от 52,1 года в г.Бодайбо до 64,2 лет в г.Усть-Илимске). Несмотря на тенденцию к снижению, уровень первичной инвалидности взрослого населения в области превышает среднемноголетний по Российской Федерации за 2001-2010 гг. на 9,6 %. Повторяя общероссийскую тенденцию, за последнее десятилетие в области увеличились показатели общей и первичной заболеваемости населения на 18,0 и 11,5% соответственно, рост показателей заболеваемости наблюдался во всех возрастных группах. За период с 2001 по 2010 гг. в Иркутской области зарегистрирована положительная динамика по всем анализируемым социально-экономическим показателям, кроме обеспеченности койками – таб.1:
Таблица 1 Отдельные социально-экономические показатели Иркутской области и Российской Федерации в 2001 и 2010-2011 гг.
* в числителе – данные за 2010 г.; в знаменателе – предварительные данные за 2011 г. Источники: [3, 8-10, 12, 18] Результаты сравнительного анализа отдельных социально-экономических показателей с данными по России показывают, что в 2001 г. Иркутская область превышала общероссийский уровень по 7 показателям, в 2010 г. – по 5 показателям, при этом высокие уровни безработицы и бедности (число лиц с доходами ниже прожиточного минимума) свидетельствуют о неблагополучии. О современных особенностях социально-экономического положения населения можно судить по изменению рейтинговых позиций Иркутской области среди субъектов Российской Федерации (таб.2). Таблица 2 Рейтинговые позиции Иркутской области среди субъектов РФ в 2001 и 2010-2011 гг. по отдельным социально-экономическим показателям
* ориентировочно, т.к. данные неполные В 2010 г. по сравнению с 2001 г. улучшились рейтинговые позиции Иркутской области среди субъектов РФ по 5 исследуемым показателям. Область имела самые лучшие рейтинговые позиции только в начале третьего десятка – по среднему размеру назначенных пенсий (22-я), среднемесячной начисленной заработной плате (23-я), валовому региональному продукту и обеспеченности койками (24-е позиции). Социально-экономические показатели и показатели здоровья за 2010 г. в разрезе муниципальных образований по данным социально-гигиенического мониторинга Иркутской области представлены в таб.3. Таблица 3 Муниципальное различие социально-экономических показателей и показателей здоровья отдельных территорий Иркутской области за 2010г.
* по бюджетному финансированию Согласно анализу социально-экономических показателей на муниципальном уровне получены следующие результаты:
Таблица 4 Коэффициенты корреляции между отдельными показателями здоровья и социально-экономическими показателями в Иркутской области
Получены сильные коэффициенты корреляции Пирсона показателей здоровья с большинством социально-экономических показателей – таб.4. Между обеспеченностью врачами и показателями здоровья выявлены сильные коэффициенты корреляции, только с показателем общей заболеваемости детей коэффициент корреляции средней силы – r=0,62. С обеспеченностью средним медицинским персоналом все показатели здоровья коррелируют слабо: так, например, с ОПЖ r=0,09; R2=0,01. Обсуждение результатов Численность населения в Иркутской области, живущего за чертой бедности, резко сократилась с 36,6% в 2001 г. до 18,4% в 2010 г. По показателю абсолютной бедности область вместе с Красноярским краем занимала 63-64 рейтинговую позицию в 2010 г. среди 83 субъектов Российской Федерации. В России уровень индивидуальной бедности, т.е. доля людей с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения, рассчитывается на основе баланса расходов и доходов. Эксперты считают, что после дооценки скрытых доходов населения, доходы «бедного» населения сильно завышают, тем самым, понижая общий уровень бедности в стране. В европейских странах медианный доход в несколько раз превышает прожиточный минимум, что дает возможность измерять бедность относительно некоего среднего стандарта потребления. В России с помощью этого подхода определяются более бедные относительно бедных [5, с.43]. В Иркутской области в 2010 г. работники двух отраслей экономической деятельности имели среднемесячную зарплату ниже величины ПМ для трудоспособного населения – рыболовства и производства обуви. По европейским стандартам чертой бедности эксперты считают душевые доходы менее 60% от среднего уровня зарплат. Согласно этого методологического принципа черта бедности для Иркутской области в 2010 году была равна 12,3 тыс.руб., меньше которой размеры среднемесячных зарплат работников рыболовства, производства обуви, швейного производства, пластмассовых изделий; гостиниц, ресторанов; коммунальных, социальных и персональных услуг. Принимая во внимание высокие значения коэффициентов Джини и фондов в Иркутской области, можно предположить, что бόльшая часть из 67 тысяч человек, занятых вышеперечисленными видами деятельности, находится за чертой бедности по европейским стандартам. Среднедушевые доходы менее 12,3 тыс. руб. в месяц или 60% от среднего уровня зарплат в 2010г. имело население 24 административных территорий (данные имеются по 32 территориям области из 42 возможных), т.е. 33,1 % населения Иркутской области. В разрезе муниципальных образований Иркутской области среднемесячные зарплаты ниже условного уровня бедности по европейским стандартам у населения 6 районов, преимущественно сельских: Балаганского, Качугского, Куйтунского, Баяндаевского, Боханского, Осинского [16]. Конечно, проводить полную и достоверную оценку доходов населения с учётом анализа средней заработной платы довольно сложно не только по региону, но и в целом по России, т.к. одной из особенностей существующего рынка труда является наличие нестандартных форм оплаты труда. При проводимых Росстатом исследованиях по количественному измерению скрытой оплаты труда оказалось, что в среднем около 40% фонда оплаты труда в России скрыто от статистического наблюдения; при анализе компонентов доходов населения сделан вывод: «Реальные доходы населения начала расти со второй половины 1999 г. В целом за период 1999-2007 гг. они выросли в 2,8 раза» [1]. Согласно экспертным оценкам Иркутскстата рост реальных доходов населения Иркутской области в 2011 году по сравнению с 2001 годом более скромный – 1,5 раза. При относительно высоких размерах пенсий и среднемесячных зарплат (22 и 23 рейтинг) и типичных по российским меркам среднедушевых доходах населения (41-й) Иркутская область отличается значительным уровнем бедности, что, скорее всего, связано с высокой поляризацией доходов, характерной для регионов ресурсно-экспортной экономики [14]. В области за последнее десятилетие неравенство в доходах стало ещё больше: коэффициент Джини вырос с 0,404 до 0,415, коэффициент фондов с 14,7 до 15,9. Для Иркутской области также характерен высокий уровень безработицы по сравнению с общероссийским уровнем – 10,2% и 7,5 % соответственно в 2010 г., причём отсутствует значительное и устойчивое снижение безработицы – 11,2 % в 2001 г. Превышение общероссийских цифр по уровню безработицы и абсолютной бедности в 2001 г. и 2010 гг. позволяет дать неудовлетворительную оценку этих показателей в Иркутской области. За последнее десятилетие Иркутская область улучшила обеспеченность населения жилой площадью до 21,4 м2/чел., что по-прежнему ниже общероссийского уровня, занимая 62-63 рейтинговые позиции вместе с Томской областью среди субъектов Российской Федерации. Принимать во внимание только рейтинговые позиции в отрыве от всей совокупности социально-экономических показателей неправильно: по обеспеченности жилой площадью Чукотка занимает первую рейтинговую позицию (30,4 м2/чел.), Москва – лишь 77-ю (18,7 м2/чел.). По мнению экспертов, улучшение обеспеченности жильём в Иркутской области связано с сокращением численности населения [14]. В 2001 г. Иркутская область по обеспеченности медицинскими кадрами отставала от общероссийского уровня на 3-5%, с 2003 года – стала превышать уровень РФ по обеспеченности средними медицинскими кадрами, в настоящее время – достигла общероссийского уровня и по обеспеченности врачами (Иркутская область – 49,9; РФ – 50,1 на 10 тыс. чел.). Но в разрезе муниципальных образований обеспеченность медицинским персоналом является неудовлетворительной: на 25% территорий ниже общероссийского уровня более чем в 3,5 раза обеспеченность врачами и более чем в 1,5 раза – средним медицинским персоналом [7, с.9]. Эксперты ВОЗ относят всеобщую доступность медицинской помощи к одной из важнейших социальных составляющих здоровья [20, с.8]. По муниципальным образованиям расходы на медицинское обслуживание в среднем за 2008-2010 гг. отличались более чем в 6 раз: минимальные расходы на здравоохранение были в Ангарском районе (1211 руб.), максимальные – в Катангском (8028 руб.). Различие подушевых расходов на здравоохранение по муниципальным образованиям области отрицательно влияет на здоровье населения, но не является детерминирующим фактором в отношении первичной заболеваемости: r=0,29; R2=0,08. В 2010 г. максимальный уровень первичной заболеваемости населения в Шелеховском районе (112137,6 на 100 чел.) в 7,4 раза превышал минимальный уровень в Эхирит-Булагатском районе (15174,4) при среднеобластном показателе в 88233,4 на 100 тыс.чел. Различие в 11 лет по ОПЖ населения муниципальных образований области, о котором говорилось выше, также является фактом социального неравенства в отношении здоровья населения области. Максимальные расходы на образование и здравоохранение в Катангском районе можно объяснить тем, что район расположен в труднодоступной северной части Иркутской области, является малонаселённым – 3,8 тысяч жителей или 0,16 % от общей численности населения области. Таким образом, одна из объективных причин неравенства социальных расходов связана с большими расстояниями между границами муниципальных образований и огромной территорией области (5-е место среди субъектов, 4,6 % от всей территории РФ), протянувшейся на 1450 км с севера на юг и на 1318 км с запада на восток. По уровню экономического развития Иркутская область не относится к самым развитым регионам страны, душевой ВРП в 2010 г. составил 84,8% от среднероссийского, среди субъектов Сибирского федерального округа область заметно уступает Красноярскому краю (142,0 %). Следует отметить, что до 1999 г. включительно ВРП на душу населения в Иркутской области превышал среднероссийский показатель. Хоть Иркутская область не является дотационной (5-е место по размеру профицита бюджета в 2011 г. среди субъектов РФ – 9241,2 млн.руб.), она занимала только 40-ю рейтинговую позицию по динамике инвестиций в человеческий капитал. Данный рейтинг по изменению расходов консолидированных бюджетов на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт позволяет оценить вектор ориентированности региональных бюджетов на развитие личности [11]. Результаты корреляционного анализа выявили тесную взаимосвязь между социально-экономическим положением и здоровьем населения Иркутской области. Значимыми факторами, влияющими на состояние здоровья, оказались показатели, связанные с доходами населения, что согласуется с другими исследованиями [6, 15, 19]. Полученные коэффициенты Пирсона свидетельствуют о том, что показатели, характеризующие потенциал лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, в меньшей степени влияют на здоровье населения Иркутской области. Этот результат совпадает с выводом А.С.Юркевич [19]: «Фактор ресурсного обеспечения системы здравоохранения не оказывает существенного влияния на здоровье населения. …Одним из основополагающих показателей в системе здравоохранения является обеспеченность населения врачами. Данные статистического анализа позволяют утверждать, что этот показатель инертен по отношению к здоровью граждан. Поэтому в современных условиях не целесообразно использование данного показателя в качестве критерия эффективности или обеспеченности системы здравоохранения». Заключение Огромное количество показателей характеризует социально-экономическое положение населения. По результатам исследованной части социально-экономических показателей СГМ Иркутской области, дополненные официальными данными статистики, однозначно ответить на вопрос об улучшении социально-экономического положения населения сложно. Во-первых, несмотря на положительную тенденцию изученных социально-экономических показателей за 2001-2011 гг., нельзя забывать об уровне инфляции, составившей 227,65% с января 2001 по декабрь 2011 г. [17]. Во-вторых, из пяти показателей превышающих общероссийские уровни в 2001 году, которые могут свидетельствовать об относительном благополучии Иркутской области, в 2010 г. осталось только три: обеспеченность средним медицинским персоналом и койками, средний размер начисленных пенсий, причём последний индексируется по территориальному признаку. В-третьих, за последнее десятилетие ухудшились рейтинговые позиции по 2/3 исследуемых социально-экономических показателей, даже принимая во внимание меньшее число субъектов Российской Федерации в 2010 г. по сравнению с 2001 г. Средний рейтинг по изученным социально-экономических показателям равен 40, по рейтингу большинства показателей область находится в середине списка субъектов РФ, поэтому можно оценить социально-экономическое положение населения Иркутской области как среднее относительно общероссийского уровня. Данный вывод практически совпадает с оценкой социально-экономического положения субъектов РФ Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», проводившего анализ 16 показателей. По интегральному рейтингу этого Центра Иркутская область занимала в 2010 году 31-е место среди 81 субъекта [11]. Здоровье населения Иркутской области в настоящее время оценивается как неудовлетворительное вследствие высокой смертности и инвалидности, постоянно растущей общей и первичной заболеваемости, низкой ожидаемой продолжительности жизни и различиями ОПЖ по муниципальным образованиям области. Данный вывод подтверждают и рейтинговые позиции области по отдельным показателям здоровья. В 2010 г. среди 83 субъектов РФ Иркутская область по показателю первичной заболеваемости населения занимала 63-ю рейтинговую позицию (по возрастным группам: дети – 41; подростки – 40; взрослые – 67), уровню первичной инвалидности – 60-ю, общему показателю смертности – 39-ю; ОПЖ– 70-ю (2009 г.). Полученные коэффициенты корреляции Пирсона свидетельствуют о тесной взаимосвязи показателей здоровья населения Иркутской области и социально-экономических показателей, в первую очередь, основных макроэкономических показателей. Поэтому направленность и согласованность усилий государственных органов и региональной власти на преодоление социального неравенства, эффективное решение данной проблемы приведут к улучшению социально-экономического положения, а, следовательно, и к улучшению здоровья населения Иркутской области. Список литературы
References
Просмотров: 22434
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 15.10.2012 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|