А.В. Ляхович, А.С. Лозовская, А.Н. Коломенская
НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва
Application of computer-based medical and hygienic technologies in comprehensive school
A.V. Lyakhovich, A.S. Lozovskaya, A.N. Kolomenskaya
Research institute of Public Health and Health Management, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow
Резюме. Статья посвящена первичной профилактике –
использованию компьютерных программ в общеобразовательной школе по
профилактике наркоманий и нарушений и заболеваний костно-мышечной
системы детей.
Проводилось исследование в 5-ти московских общеобразовательных школах
по авторскому проекту: «Комплексная программа – «Здоровье в
общеобразовательной школе» в рамках предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» (ОБЖ). Обучение здоровью школьников осуществлялся по
широкому спектру ЗОЖ с учётом острых проблем современности: потребление
психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркомания) и нарушений и
заболеваний костно-мышечной системы детей. Использовались разработанные
компьютерные программы. Для определения типов школьной аудитории
руководствовались их возрастной классификацией. Содержание обучающей с
тестированием знаний компьютерной программы для подростков и молодёжи по
профилактике наркомании включает наркотические вещества, наиболее часто
употребляемые учащимися: «дискотечные наркотики» – препараты конопли,
экстази, ЛСД, а также эфедрон и героин. В компьютерной программе
определялась стратегия обучения: основные направления воздействия в
процессе решения медико-гигиенической дидактической задачи, логические
узлы передаваемых фрагментов информации, обеспечивающие управление
познавательной деятельностью пользователя и направленные на формирование
адекватного гигиенического поведения. Представлен алгоритм построения
программы по профилактике наркоманий и дана оценка её эффективности.
Обучающий алгоритм – набор инструкций описывающих порядок действий
пользователя для достижения результата: решения дидактических задач и
получение знаний за конечное время. Программа имеет 6 блоков (логических
узлов). 3 блок – основной (ситуационные задачи). Этот блок состоит из
трёх ситуаций с предтестовыми утверждениями, позволяющими оценить
фоновый уровень знаний по различным видам наркотиков и их влияние на
организм. Общие знания, полученные учащимися на уроке ОБЖ, сравнивались с
данными после работы с компьютерной программой. Знания оценивались по
5-ти бальной системе. Показан недостаточный уровень усвоения материала
учащимися на уроке ОБЖ. Дидактические (ситуационные) задачи компьютерной
программы дают возможность оценить знания пользователей о развитии
клинических признаков отдельных видов наркомании и их влияния на
здоровье. Представлены критерии эффективности компьютерной обучающей
программы с тестированием знаний по профилактике наркоманий. Анализ
данных заключительного тестирования показал отличные и хорошие
результаты знаний: 41 пользователь или 74,5% из общего числа
фокус-группы получили 220-260 баллов, что свидетельствует о достоверном и
существенном приросте знаний у всех старшеклассников. С целью
оптимизации работы школьного врача, разработана информационная система
«Выявление, коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного
аппарата учащихся общеобразовательных учреждений». Система разработана
для ввода, хранения и обработки информации о состоянии
опорно-двигательного аппарата учащихся и, главное, выдачи индивидуальных
рекомендаций на бумажном носителе. Она включает 17 показателей С учетом
выявленных нарушений, включая сочетанные, информационная система
«выбирает» методические материалы необходимые для каждого конкретного
обследованного.
Ключевые слова. Школьники; общеобразовательная школа;
гигиеническое обучение и воспитание; психоактивные вещества;
медико-педагогическая деятельность; компьютерная обучающая программа
профилактики; функциональные нарушения и заболевания костно-мышечной
системы школьников.
Summary. The article dwells upon primary prevention
through computer-based applications in comprehensive schools to prevent
substance abuse and disorders and diseases of musculoskeletal system in
children.
As part of the “Basics of Life Safety” class five Moscow
comprehensive schools took part in the study. Health education in
schools covered a wide range of issues related to healthy life style
with a focus on modern challenges including use of psychoactive
substances and disorders and diseases of the musculoskeletal system. The
study used the developed computer-based applications. The educational
computer-based program on substance abuse prevention includes
psychoactive substances that are most often consumed by the youth. This
program covers different aspects of impact from medical and hygienic
didactic tasks; logical modules of information to ensure control over
the cognitive activity of the user that are focused on developing
adequate patterns of hygiene behavior. Algorithm to design a substance
abuse prevention program has been presented; program’s effectiveness has
been evaluated. The program consists of six blocks (logical modules),
case studies with pre-test statements to assess background knowledge of
different narcotic drugs. General knowledge gained by pupils in the
classroom was compared with information received through the
computer-based program. The knowledge was rated against a five-score
rating scale. The analysis showed insufficient level of information
retention in the classroom. The program’s case studies help assess
knowledge of clinical signs of certain drug addictions and their impact
on health. Effectiveness measures of the program have been presented.
Final testing showed excellent and good results: 41 users or 74.5% of
the focus-group received 220-260 scores, which reflects a significant
increase in knowledge of all high school students. To optimize work of
the school physician an information system “Detection, correction and
prevention of disorders of the musculoskeletal system in general
educational institutions” has been developed.
Keywords. Pupils, comprehensive school; hygienic
education; psychoactive substances; school health education; prevention
computer education program; functional disorders and diseases of
musculoskeletal system in school children.
Актуальность. В настоящее время электронные информационно-образовательные технологии широко используются в сфере образования. Создаются электронные библиотеки, учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, тестирующие программы, тренинги, с учётом определённой предметной области, практические руководства для врачей, психологов, социологов, касающиеся предрасположенности к девиантному поведению детей и молодёжи [1, 2, 7, 9].
В последние годы общеобразовательные школы страны оснащаются компьютерами, однако значительная часть учителей даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютеров при обучении конкретным предметам в большинстве случаев ведут учителя информатики [3]. Нами разрабатываются компьютерные программы по профилактике заболеваний – гигиеническому обучению и воспитанию подрастающего поколения с 1994 года [6]. В частности, была впервые разработана, апробирована и внедрена компьютерная программа как новая форма гигиенического обучения профилактике ВИЧ-инфекции в учебном процессе среди студентов, а также преподавателей Московского государственного педагогического института.
9 июня 2010г. Президентом России указом утверждена «Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020г. Этот документ призван коренным образом переломить неблагоприятное до сих пор развитие ситуации, угрожающее нашему обществу, нашей стране, существенно снизить незаконное, немедицинское наркопотребление. Тем не менее, с различных высоких трибун Минздравсоцразвития, Государственной Думы, да и Правительства раздаются призывы, что следует больше внимания обращать на здоровье подрастающего поколения. Однако в выступлениях, к сожалению, не звучат конкретные мероприятия – как следует решать эту важнейшую проблему. Наконец Государственная дума приняла законопроект, который с 1 января 2013 г. существенно ужесточает санкции против торговцев и изготовителей наркотиков, а также, − за распространение наркотиков и психотропных веществ с помощью средств массовой информации, Интернета, в общественном месте, в образовательном или исправительном заведениях или на транспорте будет грозить от 5 до 12 лет лишения свободы и значительные штрафные санкции.
В литературе имеются многочисленные разработки компьютерных технологий, такие как стандарты ведения больных и электронные инфрмационно-образовательные системы Консультант врача по соответствующим медицинским специальностям: «Амбулаторно-поликлиническая терапия», «Амбулаторно-поликлиническая педиатрия», «Ортопедия. Национальное руководство + CD», позволяющие врачу быстро найти, запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить специальную информацию по профилактике, диагностике и немедикаментозным методам лечения пациентов [5]. Вместе с тем до настоящего времени нам не встречались в доступной литературе, включая internet, тематические информационные, обучающие с тестированием знаний технологии, посвящённые гигиеническому обучению и воспитанию по широкому спектру проблем здорового образа жизни, профилактике наркоманий, нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков.
Первичная профилактика – обучение здоровью – безальтернативное условие сопряжения здоровья и образования, и образовательные технологии медицинской направленности представляют особый интерес у подрастающего поколения.
Цель исследования: Оценить эффективность компьютерных медико-гигиенических технологий, использующихся в общеобразовательной школе.
Задачи:
-
определить отношение школьников и молодёжи к новым компьютерным технологиям гигиенического обучения:
- – оценить предварительные (предтестовые) знания школьников, полученные на уроке предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и характеризующие их общее понимание воздействия на организм наркотиков;
- – сопоставить и оценить знания, полученные на уроке и в результате работы с обучающей компьютерной программой;
- – проанализировать целесообразность компьютерной технологии, как новой формы подачи научно-популярной информации о наркомании и о других проблемах здорового образа жизни;
-
оптимизировать работу школьного врача по выявлению, коррекции и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений.
Материалы и методы:
Нами проводилось исследование в 5-ти московских общеобразовательных школах по авторскому проекту: «Комплексная программа – «Здоровье в общеобразовательной школе» в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Обучение здоровью школьников осуществлялся по широкому спектру здорового образа жизни с учётом острых проблем современности: потребление психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркомания), инфекции, передающиеся половым путём, включая ВИЧ, гепатиты В, С и нарушения и заболевания костно-мышечной системы у детей.
Использовались методы: компьютерно-ориентированный, социологический, медико-педагогический эксперимент. Для выявления уровня информированности о психоактивных веществах у школьников был использован качественный метод: определена фокус- группа, состоящая из 55 старшеклассников, из них 34 юноши и 21 девушка в возрасте 15-18 лет. Знания о наркотиках отрабатывались также методами: тестами-утверждениями, упражнениями-ситуациями, анкетированием и объективно оценивались по 5-ти бальной шкале, которая являлась индикатором усвоения данной тематики школьниками, как после урока, так и при работе с программой.
Ситуационные задачи составлены на основе историй болезни наркоманов, отражающих развитие болезни и их аддиктивное поведение в реальной жизни. Подобный подход позволяет усиливать скрытую профилактику возможной модели отклоняющегося поведения школьников.
Для определения типов школьной аудитории руководствовались их возрастной классификацией, что определяет их познавательные возможности. Последние складываются из первичных знаний о психоактивных веществах, достигнутого уровня образования, особенностей восприятия и усвоения информации, а также классических компонентов-оценок, убеждений, иерархии ценностей, свойственной данной возрастной группе. Содержание обучающей с тестированием знаний компьютерной программы для подростков и молодёжи по профилактике наркомании «Вооружён знаниями, значит предупреждён…Ваш выбор…» (авторы А.В. Ляхович, А.С. Лозовская) включает наркотические вещества, наиболее часто употребляемые учащимися: «дискотечные наркотики» – препараты конопли, экстази, ЛСД, а также эфедрон и героин.
В компьютерной программе определялась стратегия обучения: основные направления воздействия в процессе решения медико-гигиенической дидактической задачи, логические узлы передаваемых фрагментов информации, обеспечивающие управление познавательной деятельностью пользователя и направленные на формирование адекватного гигиенического поведения.
Методика построения программы отражает тактику обучения, т.е. в зависимости от избранной стратегии предлагается детализированная система предъявления медико-гигиенической информации. Алгоритм базовой компьютерной программы по профилактике наркомании представлен на рис. 1. Обучающий алгоритм – набор инструкций описывающих порядок действий пользователя для достижения результата: решения дидактических задач и получение знаний за конечное время. В процессе обучения был задействован зрительный анализатор. На протяжении всей программы фонам является художественное плакатное изображение шприцевого введения наркотика. При таком решении иллюстрации найден основной образ, несущий черты яркой выразительной обобщенности, который способствует вниманию на уровне овладения чувствами и затем мышлением.
Программа имеет несколько блоков (логических узлов): 1-й блок представлен в программе обращением к пользователю и его регистрацией. Во втором блоке «Немного о наркотиках» – обучающий компонент – даётся разъяснение основных терминов, употребляемых в наркологии для осознания и овладения объективной информацией, закодированной в ситуационных (дидактических) задачах; 3 блок – основной (ситуационные задачи). Этот блок состоит из трёх ситуаций с предтестовыми утверждениями, позволяющими оценить фоновый уровень знаний по различным видам наркотиков и их влияние на организм. Эти тесты способствуют формированию установки на восприятие информации. Первая ситуация посвящена героиновой наркомании. Во второй и третьей ситуациях дидактические задачи содержат сведения о наркотиках, оказывающих психостимулирующее воздействие на организм, а также акцентируется внимание пользователя на "дискотечных" наркотических веществах – препаратах конопли, экстази, ЛСД.
Пользователь, переработав заданную информацию, закодированную в ситуационной задаче, отвечает на поставленный контрольный вопрос. В зависимости от его ответа обучающая программа или выдаёт новую информацию или при ошибочном ответе возвращает обратно ко всей ситуации или к той части – подсказке, которая связана с поставленным вопросом, исключая произвольные действия пользователя. Решение ситуационных задач стимулирует усвоение знаний по проблеме, позволяет оценить любое промежуточное состояние знаний обучаемого и воздействие, направление на повышение уровня гигиенической грамотности. Таким образом, строится обучающий алгоритм с полной детализацией действий пользователя программы, регистрирующий уровень знаний обучаемого на каждом этапе.
Четвёртый блок содержит итоговые посттестовые утверждения, пятый – информационно-справочный банк данных, в котором приводится дополнительная информация о наркотических веществах и краткие сведения о ВИЧ-инфекции. Шестой блок – файл персонифицированного учёта оценок каждого пользователя по пред- и посттестовым утверждениям. Седьмой блок – анкета.
При проведении научного эксперимента компьютер использовался в качестве беспристрастного и объективного модератора: по 5-ти бальной шкале оценок знаний по общим вопросам наркомании в программе предложено 11 тест-утверждений из максимальных 55 баллов, по героиновой наркомании – 12 тест-утверждений из максимальных 60 баллов, полиинаркомании (конопля, эфедрон, героин) – 29 тест-утверждений из максимальных 145 баллов и «экстази» и ЛСД – 12 тест-утверждений из максимальных 60 баллов.
Компьютерная программа позволяет получать полное представление об информированности пользователя как до, так и после всей работы над программой. Конечный результат обучения устанавливается с помощью посттестовых утверждений, которые обобщаются, учитывая данные каждой дидактической задачи. Персонифицированные результаты пользователей поступают на сервер к куратору эксперимента.
Результаты и обсуждение. В начале исследования на основе тестирования проводилась оценка знаний учащихся, полученных на уроке в при изучении темы: «Профилактика наркоманий». Учащиеся получили основную информацию о проблеме, направленную на понимание пагубности влияния наркотических веществ на организм. Оценивались результаты ответов пользователей на пред - и посттестовые вопросы программы. Структурно компьютерная программа построена с учётом наркогенности психоактивных веществ и их влияния на организм.
Общие знания, полученные учащимися на уроке, сравнивались с данными после работы с компьютерной программой (таблица 1.). Максимальная оценка – 55 баллов.
Таблица 1
Оценка ответов в баллах на пред - и посттестовые вопросы фокус группы
Фокус - группа
55 чел. |
Тест |
Бальная оценка |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
предтестовые |
1 чел. |
5 чел. |
7 чел. |
8 чел. |
9 чел. |
25 чел. |
посттестовые |
0 |
0 |
0 |
1 чел. |
11 чел. |
43 чел. |
Из таблицы видно, что произошел существенный сдвиг в знаниях: максимальное число баллов набрали 98-100% пользователей. Об этом свидетельствуют данные ответов на пред - и посттестовые вопросы пользователей: получили оценку 50-55 баллов 34 школьника и 54 – соответственно. Такой результат свидетельствует о недостаточном усвоении материала учащимися на уроке.
Рис. 1. Алгоритм обучающей компьютерной программы «Наркомания»
Дидактические (ситуационные) задачи компьютерной программы дают возможность оценить знания пользователей о развитии клинических признаков отдельных видов наркомании и их влияния на здоровье.
В таблице 2. представлены результаты тестирования знаний школьников героиновой наркомании.
Таблица 2
Результаты тестирования знаний первой дидактической задачи (героиновая наркомания). Максимальная оценка – 60 баллов
Фокус- группа
55 чел. |
Тест |
Бальная оценка |
20 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
предтестовые |
1 чел. |
5 чел. |
5 чел. |
8 чел. |
13 ел. |
13 чел. |
2 чел. |
8 чел. |
посттестовые |
0 |
0 |
5 чел. |
2 чел. |
3 чел. |
6 чел. |
21 чел. |
18 чел. |
Данные таблицы показывают, что 82% старшеклассников после обучения показали в полном объеме знания героиновой наркомании – 50-60 баллов, что 2 раза больше, чем при ответах на предтестовые вопросы программы. Это связано, по-видимому, с тем, что учителя на уроках мало освещают клинические признаки отдельных видов наркомании и их влияния на здоровье.
Результаты ответов учащихся 2-ой дидактической (ситуационной) задачи, содержащие препараты конопли, эфедрона и героина представлены в таблице 3. Максимальная оценка 145 баллов.
Таблица 3
Оценка результатов тестирования знаний школьников полинаркомании
Фокус-
группа
55 чел. |
Тест |
Бальная оценка |
45 |
55 |
60 |
75 |
80 |
85 |
90 |
100 |
110 |
115 |
120 |
125 |
130 |
135 |
140 |
145 |
предтестовые |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
6 |
11 |
8 |
8 |
3 |
4 |
посттестовые |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
6 |
5 |
17 |
7 |
10 |
Сравнительная динамика позитивного сдвига в знаниях пользователей при ответах на пред - и посттестовые вопросы: 135-145 баллов показали 15 чел. из 55 и 34 пользователя соответственно. Разброс полученных суммарных данных характеризуют различное понимание и отношение школьников к потреблению препаратов конопли-травки и более наркогенных психоактивных веществ – эфедрона и героина.
Среди подростков достаточно популярны дискотечные наркотики – «экстази» и ЛСД, к которым они относятся как к безобидным и не вызывающим зависимости.
Результаты ответов учащихся 3-ей дидактической (ситуационной) задачи, содержащие препараты «экстази» и ЛСД, представлены в таблице 4. Максимальная оценка 60 баллов.
Таблица 4
Оценка результатов тестирования знаний школьников о воздействии на организм «экстази» и ЛСД
Фокус-группа
55 чел. |
Тест |
Бальная оценка |
-20 |
0 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
предтестовые |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
5 |
4 |
13 |
15 |
7 |
4 |
посттестовые |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5 |
2 |
3 |
16 |
13 |
14 |
Из таблицы виден значительный позитивный сдвиг знаний школьников относительно данных наркотиков: на посттестовые вопросы 43 пользователя получили 50-60 баллов или 78,2% от общего числа группы, на предтестовые – 26 человек.
На следующем этапе проводилось итоговое тестирование школьников по всем вопросам программы в качестве экзаменатора. Было предложено 52 вопросов их максимальных 260 баллов.
Таблица 5
Результаты итогового экзаменационного тестирования фокус группы.
Фокус- группа
55 чел. |
Тест |
Бальная оценка |
125 |
140 |
205 |
220 |
240 |
260 |
4 |
8 |
2 |
7 |
22 |
12 |
Анализ данных заключительного тестирования показал отличные и хорошие результаты знаний: 41 пользователь или 74,5% из общего числа фокус-группы получили 220-260 баллов.
В целом можно констатировать, что произошёл достоверный и существенный прирост знаний у всех старшеклассников, работающих с программой. У 14 пользователей (ответы получены в интервале 125-205 баллов) по-видимому, имел место отказ и пропуск в приеме информации, связанный с ошибочными и прочно укоренившимися в сознании обучаемых представлениями о наркотических веществах и видах вызываемых ими наркомании. Можно предположить, что они отнеслись к работе с программой формально, не внимательно и не вдумчиво.
Следует учитывать тот факт, что понятие «информированность» о проблеме включает в себя не только научно достоверные сведения и представления, но и другие элементы, на основе которых личность вырабатывает свои убеждения и которые условно можно разделить на две части: суждение личности – её собственное, личное отношение к наркотикам и известный поведенческий компонент. Вместе с тем, при оценке результативности воздействия надо учитывать, что изменение представлений и связанное с ним изменение поведения только под влиянием информационных сообщений возможно, но далеко не в полной мере. Всегда наблюдается разрыв между уровнем гигиенических знаний и поведением индивидуума. Это становится понятным, если принять во внимание тот факт, что трансформация знаний в нормы поведения происходят не сразу, а постепенно, в несколько этапов:
1-й этап – получение какого-либо объёма медицинской информации (в частности по наркомании);
2-й этап – формирование интереса к полученной информации по отказу от употребления наркотиков;
3-й этап – принятие решения – изменение поведения.
Индивидуальная форма подачи информации помогает преодолеть барьерную установку пользователя и эффективно доносит до него конкретные научные сведения о проблеме и методах профилактики. Компьютерная программа, не ответив на поставленные вопросы, не даёт возможность пользователю листать кадр-планы, или выйти из программы, поэтому
коммуникативный акт у индивидуума при данной форме подачи медико-гигиенической информации достигает практически 100%. Можно утверждать, что в процессе обучения осуществлялась непрерывная обратная связь пользователей с программой. Пользователь самостоятельно и достаточно активно в индивидуальном темпе получает знания по проблеме. Программа даёт возможность проводить занятия, как в режиме репетитора, так и экзаменатора.
Данная форма занятий в классе информатики даёт возможность учителю поставить оценки в классный журнал большему числу учеников, чем при опросе на занятиях в классе.
Перед выходом из программы пользователям было предложено ответить в качестве экспертов на вопросы анкеты, позволяющие объективно оценить их отношение к тематике программы. Так, 50 школьникам (91,1%) программа была понятна, 48 (87,3%) – программа была интересна формой подачи информации, 40 (72,7%) пользователям была интересна своей доходчивостью изложения медико-гигиенических сведений о наркотиках, 38 (69,1%) школьников считают, что программа будет интересной для молодёжи, 43 (71,2%) – указали на необходимость тиражирования программы для более широкого её использования в учебном процессе, 44 (80%) – рекомендовали разрабатывать аналогичные программы и по другим проблемам здорового образа жизни.
Максимум времени, затраченного на работу с программой, составил от 23-25 до 45 мин. 37 школьников из 55 фокус-группы пользовались дополнительно информационно-справочным банком данных. Их затраченное время на работу составило от 50 до 70 мин.
В качестве основных критериев эффективности компьютерной обучающей программы с тестированием знаний по профилактике наркоманий были отобраны следующие:
-
критерий, позволяющий выделить обобщенные типы обучаемых (анализируются уровни знаний пользователей по пред - и итоговым тестам):
-
– группа с отличными и хорошими фоновыми знаниями и максимальным положительным сдвигом в осведомленности после работы с программой;
-
– группа с удовлетворительными фоновыми знаниями и положительным сдвигом в осведомленности обучаемых, однако, не в полном объеме;
-
персонифицированный уровень знаний пользователей по данным итогового экзаменационного тестирования после работы с программой, является индикатором эффективности этой технологии;
-
временной критерий, определяющий скорость и прочность усвоения медико-гигиенической информации;
-
Оценка отношения пользователей к конкретной тематике компьютерной программы (анкетный опрос).
Программы с использованием компьютеров необходимо сочетать с традиционными методами и средствами гигиенического воспитания. В учебном процессе следует использовать целый комплекс обучающих технологий. Компьютерная программа имеет преимущество – стимулирует индивидуальную активность пользователя в процессе обучения, позволяет пополнить знания учащихся о наркотиках, последствиях их употребления для здоровья и определить своё отношение к ним. Компьютерная программа может использоваться и для самоконтроля знаний.
Общеобразовательная школа не улучшает здоровье детей. В последние 10 лет у детей особенно высокими темпами увеличивается распространенность школьно-обусловленных нарушений здоровья. По данным исследований, проведённых Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, распространённость функциональных отклонений органов и систем к окончанию школы составляет 2815,8 на 1000 учащихся, а хронических заболеваний – 875 соответственно. Важной социальной проблемой являются нарушения и заболевания костно-мышечной системы учащихся общеобразовательных учреждений.
Функциональные нарушения и заболевания костно-мышечной системы занимают 1-е и 3-е место в структуре всей патологии у школьников. Это приводят к тяжёлым нарушениям здоровья, ограничивая выбор профессии, трудоустройство, призыв на военную службу.
С целью оптимизации работы школьного врача, была разработана (Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Ляхович А.В.) информационная система «Выявление, коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений». (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2008610135 от 9 января 2008 г., выдано Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) [4,8].
Система является программным продуктом и разработана для ввода, хранения и обработки информации о состоянии опорно-двигательного аппарата учащихся и, главное, выдачи индивидуальных рекомендаций на бумажном носителе. Она позволяет решать следующие оперативные задачи:
-
создание базы данных, способной хранить, обрабатывать и выводить данные на экран монитора;
-
автоматизированное создание заключения о состоянии опорно-двигательного аппарата обследуемого пациента с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции и профилактике выявленных нарушений;
-
оперативная обработка данных для оценки эффективности работы.
-
Информационная система состоит из 3-х частей:
-
справочно-архивная часть: в нее входит ввод, редактирование, хранение и просмотр данных (паспортные данные, результаты осмотров), персонифицированные данные врача, проводящего осмотр;
-
статистическая обработка и анализ данных по заданным параметрам.
Так, проводя скрининговое обследование учащихся для выявления у них морфофункциональных нарушений и заболеваний костно-мышечной системы, медицинские работники общеобразовательных учреждений (врач, медицинская сестра) вводят полученные результаты осмотра в базу данных информационной системы. Эта база позволяет медицинскому работнику оперативно получить сведения об обследованных учащихся и дифференцировать их по возрасту, полу и виду нарушений.
Информационная система оснащена перечнем наиболее часто выявляемых нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей школьного возраста (17 показателей), показателем массы тела (норма, избыточная, недостаточная) и методическими материалами по коррекции и профилактике этих нарушений. С учетом выявленных нарушений, включая сочетанные, информационная система «выбирает» методические материалы необходимые для каждого конкретного обследованного. Медицинский работник распечатывает протокол обследования с индивидуальными рекомендациями и выдает на руки учащемуся или его родителям.
Заключение о состоянии опорно-двигательного аппарата, ндивидуальных рекомендациях и личных данных каждого учащегося представляется следующим образом:
Заключение
Фамилия Иванов
|
|
Имя Максим
|
|
Отчество Валерьевич
|
Номер школы: 01
|
Пол муж.
|
|
Класс 5 В
|
|
Масса тела избыточная
|
|
Нарушения обследуемого:
|
|
Ø Скручивание туловища
вокруг вертикальной оси
|
|
Ø Отсутствие строго
горизонтального положения
плечевого и тазового
пояса
|
|
Ø Асимметричное
расположение лопаток
|
|
○ Крыловидные лопатки
|
|
○ Выпрямленная
осанка
|
|
○ Сутулая осанка
|
|
○ Лордическая осанка
|
|
○ Кифотическая
осанка
|
|
○ Сколиотическая
осанка
|
|
○ Сколиоз левосторонний
|
|
○ Сколиоз правосторонний
|
Рекомендации:
|
Ø Сколиоз S-образный
|
1) Консультация
ортопеда
|
○ Деформация грудной
клетки
|
2) физкультминутки
|
Ø Деформация ног –
Х-образная
|
3) подвижные игры
|
○ Деформация ног –
О- образная
|
4) упражнения для
коррекции позвоночника
|
Ø Уплощенная стопа
|
5) упражнения для
коррекции стопы
|
○ Плоскостопие
|
6) прием витаминно-
минеральных комплексов
|
Врач: Петров В.Д.
Обучение и выполнение выданных рекомендаций в условиях общеобразовательного учреждения контролируется врачом, а в домашних условиях – родителями. Родители ребенка могут получить индивидуальную консультацию от врача этого учреждения. Через контрольное время проводится повторное обследование учащихся для оценки эффективности проделанной работы. Далее сравнивается состояние опорно-двигательного аппарата учащихся до и после проведения коррекционных мероприятий.
В работе использован метод информационного моделирования предметной области, которая охватывает всю необходимую информацию, представленную в данной системе.
Разработанная автоматизированная информационная система «Выявление, коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений» прошла апробацию в экспериментальной общеобразовательной школе.
В дальнейшем авторами планируется более широкое внедрение данных технологий в практику работы медицинских работников общеобразовательных учреждений и детских поликлиник с центрами здоровья. Данные разработки могут использоваться при массовых обследованиях детей и подростков, а также при проведении научных исследований.
Выводы:
-
Компьютерная программа по профилактике наркоманий позволяет получить объективную информацию о личностном отношении пользователя к психоактивным веществам.
-
Обучающая с тестированием знаний компьютерная программа профилактики наркомании для подростков и молодёжи позволяет в значительной степени повысить уровень антинаркотических установок. Обучающий компонент программы, тренинговые ситуации формируют у учащихся необходимые знания о последствиях злоупотребления наркотическими веществами, навыки противодействия негативным влияниям среды. Результаты, отражающие общие вопросы понимания влияния на организм наркотиков, учащиеся показали в полном объёме 98%-100%. Отличные и хорошие результаты знаний о развитии клинических признаков отдельных видов наркомании и их влиянии на здоровье показал 41 пользователь или 74,5% из общего числа фокус группы.
-
Большинство экспертов-пользователей – 44 (80%) из 55 чел. фокус группы рекомендовали разрабатывать обучающие с тестированием знаний технологии, посвящённые гигиеническому обучению и воспитанию по широкому спектру проблем здорового образа жизни.
-
Программа является для педагогов инструментом в профилактической антинаркотической работе, поскольку имеет чёткий алгоритм подачи материала, представленного отработанной структурной организацией, не противоречит логике проведения учебного занятия
- Информационная система «Выявление, коррекция и профилактика нарушений
опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений»
позволяет:
-
– на основе диагностики своевременно начать коррекцию выявленных нарушений;
-
– оперативно получить информацию для анализа;
-
– расширить возможности медицинских работников общеобразовательных учреждений по выдаче индивидуальных рекомендаций по профилактике, коррекции и лечению выявленных нарушений и заболеваний костно-мышечной системы учащихся
Список литературы
-
Данилина И. Рубрика для родителей, учителей и школьных психологов [Интернет]. Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам". 2011. URL: http://www.narkotiki.ru/mir_5597.html (Дата обращения 04. 12. 2012).
-
Жиляев А.Г., Палачёва Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Методическое пособие. Казань: Веда; 2006. 223 с.
-
Зайцева С. А., Иванов В.В. Современные информационные технологии в образовании. Компьютеризация школьного образования [Интернет]. URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/index.htm (Дата обращения 14. 01. 2013).
-
Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Самусенко И.Ю., Ляхович А.В. Инновационные технологии выявления, коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений. Проблемы управления здравоохранением 2010;54(5):48-52.
-
Каталог. Медицинская литература: учебно-методическая, профессиональная, электронно-образовательные системы. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2007-2008. С. 50, 123.
-
Ляхович А.В., Лозовская А.С. Компьютерная программа – новая форма гигиенического обучения по профилактике ВИЧ-инфекции в учебном процессе. Гигиена и санитария 1994;(8):43-45.
-
Пятницкая И.Н., Найдёнова Н.Г. Подростковая наркология. Москва: Медицина: 2002. 256 с.
-
Шнайдер Г. Access 2002: справочник. М.: Лаборатория Базовых Знаний; 2001. 480 с.
-
Электронное образование в России: опыт, проблемы, перспективы. Материалы конференции. Казань; 28.03 11. Министерство образования и науки РФ, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. URL: http://islam-dl.spbu.ru› news/project/28.03.11. (Дата обращения 04. 12. 2012).
References
-
Danilina I. Heading for parents, teachers, and school psychologists [Internet]. Information and journalistic website ”No Drugs”. 2011 [cited 2012 Dec 04]. Available from: http://www.narkotiki.ru/mir_5597.html (in Russia).
-
Zhilyaev AG, Palacheva TI. Primary prevention of drug abuse and methodical approaches to formation of healthy life style in children and adolescents. Methodical manual. Kazan': Veda; 2006. 223 p. (in Russia).
-
Zaytseva SA, Ivanov VV. The current information technologies in education. Computerization of school education. [Internet]. [cited 2013 Jan 14]. Available from: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/index.htm (in Russia).
-
Mirskaya NB, Kolomenskaya AN, Samusenko IYu, Lyakhovich AV. Innovation technologies of diagnosis, correction, and prevention of locomotion apparatus disorders in students of educational institutes. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2010;54(5):48-52 (in Russia).
-
Catalog. Medical literature: teaching methodic, professional, and electronic and education systems. Moscow: GEOTAR-Media; 2007-2008 (in Russia).
-
Lyakhovich AV, Lozovskaya AS. Computer program as a new form of health education for HIV prevention in education process. Gigiena i sanitariya 1994;(8):43-45 (in Russia).
-
Pyatnitskaya IN, Naydenova NG. Adolescent narcology Moscow: Meditsina; 2002. 256 p. (in Russia).
-
Shnayder G. Access 2002: Guideline. Мoscow: Laboratoriya Bazovykh Znaniy; 2001. 480 p. (in Russia).
-
Electronic education in Russia: experience, problems, futures. Conference Proceedings. Kazan'; 28.03.11. The Ministry of Education and Science on the RF. The Tatar State Humanitarian and Pedagogical University. 2011 [cited 2012 Dec 04]. Available from: http://islam-dl.spbu.ru› news/project/28.03.11 (in Russia).
Исследование проводилось в соответствии с авторским проектом: «Комплексная программа – «Здоровье в общеобразовательной школе»1
Просмотров: 20872
|