О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
Здравоохранение в условиях рыночной экономики. Спрос, предложение и рыночные структуры в здравоохранении Печать
26.12.2013 г.

А.Р. Габриелян
ГКБ № 61, г. Москва

Healthcare in the context of market economy. Demand, supply and market structures in healthcare
A.R. Gabrielyan

City Clinical Hospital #61, Moscow

Резюме. Актуальность работы. В течение последних лет в нашей стране широко обсуждаются проблемы реформирования здравоохранения. Необходимость проведения реформы обусловлена неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья населения, ограниченностью финансовых средств и слабой эффективностью использования имеющихся в здравоохранении ресурсов. Рыночные отношения выражают определенную экономическую обособленность производителей и потребителей продуктов и услуг, возмездность их взаимодействия. Сфера охвата рыночными отношениями тех или иных сторон жизнедеятельности общества не является постоянной величиной. В тоже время в новых условиях реформирования недостаточно работ о путях и методах разработки технологии управления в здравоохранении на уровне микроорганизаций, многие работы на эту тему носят фрагментарный характер, концентрируясь на отдельных теоретических вопросах, а не на охвате всех аспектов управления медицинских учреждений системы здравоохранения. В этой связи перед учреждениями здравоохранения встает необходимость управления изменениями на основе обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям лечебно-профилактического учреждения, к новым рыночным формам работы.

Цель исследования: анализ современного спора и предложений, а также подходов к управлению медицинской организацией в современных условиях рыночной экономики.

Задачи исследования:

  1. Провести диагностику проблем в состоянии здравоохранения на современном этапе.
  2. Определить понятия рынка совершенной конкуренции и рынка медицинских услуг.
  3. Установить взаимосвязь рынка медицинских услуг и рынка ресурсов.

Результаты работы и практическое применение: Предложенные на основе комплексного анализа современного состояния спроса и предложений в условиях рыночной экономики здравоохранения подходы будут способствовать совершенствованию деятельности медицинских учреждений. Кроме того, оптимизация работы лечебно-диагностического, профилактического, управленческого направлений деятельности лечебно-профилактических учреждений позволят более эффективно использовать потенциал учреждений на всех этапах оказания медицинской помощи.

Ключевые слова. Рынок; здравоохранение; спрос; обмен; медицинские услуги; потребитель; продавец; конкуренция; лизинг.

Abstract. Background. During the recent years healthcare reforms in our country have been widely covered. Need for reforming is stipulated by unfavorable trends in population health, financial limitations and inefficient use of available resources in healthcare.

Market relations reflect a certain economic isolation of providers and consumers of products and services as well as compensatory nature of their interaction. Coverage of one or another sphere of the society’s activity with market relations is not constant.

At the same time, in the context of new reforms, the number of publications devoted to ways and methods to develop management technologies in healthcare at the micro-organizational level is insufficient. Many publications on that topic are fragmentary and focus on certain theoretical aspects not covering the entire sphere of health care facilities’ management within the healthcare system. In this respect the health care facilities faces the challenge of managing changes based on the validated forecasting procedure, regulation and adjustment to targets of the health care facility and new market forms of work.

The aim if the study was to analyze current demand and supply as well as approaches to management of a health care facility in the context of market economy.

Objectives of the study:

  1. To identify problems in healthcare at the present stage.
  2. To define definitions of perfectly competitive market and market of healthcare services.
  3. To determine interrelations between market of healthcare services and market of resources.

Results and scope of application. The suggested approaches developed on the basis of analysis of current situation with supply and demand in the context of market economy will contribute to improved performance of health care facilities. Furthermore, optimization of treatment, diagnostic, preventive and managerial activities of health care facilities will allow for more efficient use of facilities’ potential all stages of care delivery.

Keywords. Market; healthcare; demand; exchange; medical services; consumer; provider; competition; leasing.

Введение. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. В общем случае конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров и услуг, а также между потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. С позиции структурной организации рынка определяющее значение имеет число производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена.

Рынок совершенной конкуренции предполагает наличие большого числа самостоятельных производителей некоторого однородного товара с одной стороны, и массы обособленных потребителей данного товара - с другой. Такая структура наиболее эффективная, позволяющая наилучшим образом распределить ресурсы [1,3,4,5,6,7].

Если же возникают какие-либо объективные ограничения для продавцов и покупателей, то тогда мы имеем дело со структурами несовершенной конкуренции, требующими дополнительной корректировки со стороны государства.

Анализируя с этих позиций сферу здравоохранения во многих развитых странах, следует отметить наличие таких ограничений, выступающих в самых различных формах. Так, например, важную роль в искусственном сдерживании предложения медицинских услуг в США играет Американская медицинская ассоциация, объединяющая около половины всех частнопрактикующих врачей. Ею ограничиваются набор на медицинские факультеты, увеличивается плата за обучение, контролируется приток врачей-эмигрантов и их доступ к занятиям медицинской практикой [7,8,9,10].

Результаты и обсуждение: В системе здравоохранения в разные годы проводился целый ряд экономических экспериментов, направленных на совершенствование организации и повышение качества оказания медицинской помощи, а также управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений, где особенно велик удельный вес затрат «живого» труда в совокупной полезной деятельности. При этом предлагались различные формы и методы: расширение прав руководителей лечебно-профилактических учреждений по изменению

штатного расписания, передвижению средств по отдельным статьям сметы, введение индивидуальных надбавок сотрудникам, рациональное использование коечного фонда, бригадные формы организации труда младшего, среднего медицинского персонала, различные механизмы хозяйственного расчета.

Вышесказанные реформы, а также возникшие ограничения конкуренции и информации означают, что рынок медицинских услуг будет существенно отличаться от рынка совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции, в случаях, если фирма открывает лучший способ производства какого-либо товара, она просто снижает цены и таким образом отбирает покупателей у других производителей. Производство всегда эффективно, а цены отражают издержки производства наиболее умелых производителей. Если эти условия не выполняются, то могут выжить и те производители, у которых цены значительно превысят издержки производства.

Когда товар неоднороден и покупатель не слишком хорошо информирован, тогда ему сложно определить, что означает более низкая цена - возможность более выгодной покупки или низкое качество товара. А когда покупатели информированы о ценах, то фирмы могут их поднять выше уровня цен равновесия только при ограничении числа продавцов.

Отличия рынка совершенной конкуренции от той рыночной структуры, которая характерна в целом для рынка медицинских услуг представлены в таблице.1.

Таблица 1

Рынок совершенной конкуренции Рынок медицинских услуг
Большое количество продавцов Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок, возможны даже ситуации, близкие к естественной монополии.
Однородность товара Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность.
Хорошая информированность покупателей Несовершенная информация
Возможность сопоставления цены товара и его качества Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества.
Производители стремятся к максимизации прибыли Наличие большого числа государственных или частных "бесприбыльных" организаций.
Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. В большинстве случаев требуется участие "третьей стороны" - компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг.

Исходя из приведенного сравнения, можно утверждать, что рынок медицинских услуг, с точки зрения организационной структуры, является рынком несовершенной конкуренции. При этом по своим основным характеристикам он в большей мере приближается к структурам, которые в экономической теории классифицируются как рынок монополистической конкуренции и монополия. Эти обстоятельства неизбежно накладывают свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также требует специфического регулирования происходящих процессов в этих рыночных структурах со стороны государства.

В связи с этим чрезвычайно важно обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг. Ключевую роль здесь играет цена, которая, с одной стороны, определяет спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного ее изменения балансирует их. Для того чтобы строить прогнозы относительного изменения величины спроса или предложения при изменении цены, необходимо знать количественные параметры этих изменений. Наиболее распространенной количественной характеристикой спроса является так называемая эластичность спроса. Различают три вида характеристик эластичности спроса. Это ценовая эластичность, эластичность по доходу, перекрестная эластичность по различным товарам.

Спрос на большинство медицинских услуг обладает низкой эластичностью, это означает, что коэффициент эластичности меньше единицы. Так, по оценкам ряда специалистов США коэффициент ценовой эластичности спроса на стационарную медицинскую помощь в среднем равен 0.7 (исключение - косметическая хирургия), а во многих случаях он колеблется от 0.2 до 0.7. Это означает, что при повышении цен на медицинские услуги спрос уменьшается в меньшей степени, чем растет цена (при повышении цены, скажем, на 10% спрос сократится на 2-7%).

Количественное выражение эластичности спроса отражает особенности потребительского поведения непосредственно конкретной страны, так как она определяется совокупностью потребительских предпочтений, уровней дохода населения, свойствами национального характера, общим развитием экономики. Поэтому переносить характеристику эластичности, полученную по данным одной страны, на условия другой страны обычно неправомерно. Однако общее правило заключается в том, что чем настоятельней потребность, которую удовлетворяет данная услуга, и чем меньше заменителей у нее, тем ниже будет эластичность по цене.

Кроме цены, на спрос и предложение оказывают воздействие и неценовые факторы. Спрос определяется количеством покупателей (населения), средним доходом отдельного человека, семьи, ценой заменяемой медицинской услуги. Само количество пациентов будет определяться уровнем заболеваемости населения, качеством его здоровья.

Количественная зависимость изменения доходов и спроса на те или иные медицинские услуги также может быть охарактеризована коэффициентом эластичности. Так, в США эластичность спроса по доходу на услуги врачей составляет 0.75%. В России этот коэффициент для большей части населения будет ниже. Надо отметить, что, хотя указанные коэффициенты эластичности трудно рассчитать, все они отражают основные закономерности, характерные для того или иного этапа развития. В частности, в развитых странах информация об эластичности спроса по доходу широко используется фирмами при выборе стратегических направлений деловой активности. В составе бизнес-плана многих солидных фирм независимо от того, в какой среде они работают, обязательно присутствуют раздел, содержащий анализ тенденций роста валового национального продукта, демографический прогноз и данные об эластичности спроса. Эта информация используется для планирования роста объемов производства, и для привлечения соответствующих ресурсов.

Предложение медицинских услуг также будет зависеть не только от цены, но и от других факторов: цена используемых ресурсов, налоги и дотации, количество производителей данных услуг.

Формирование спроса и предложения на медицинские услуг, а также ценообразование находятся в определенной зависимости от многих факторов. При этом охрана здоровья населения зависит не только от эффективного функционирования рынка медицинских услуг, но и от целого ряда других рынков, тесно связанных между собой. Если рассматривать только функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают на двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.

Рынок ресурсов включает в себя рынок трудовых ресурсов и рынок материальных ресурсов. Этот рынок снабжает медицинские учреждения медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами. Действуя на этом рынке, медицинские учреждения покупают необходимые ресурсы и совершают платежи, которые выступают в виде заработной платы и доходов владельцев ресурсов. На рынке ресурсов медицинские учреждения выступают в роли покупателей, на рынке медицинских услуг - продавцами.

В условиях широкого использования медицинского страхования рынок услуг может быть представлен следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по системе страхования и свободным рынком медицинских услуг. Что же касается рынка ресурсов, то он также может быть определенным образом классифицирован. Это рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.

Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения. Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средства, выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными причинами возникших затруднений

Появившиеся в этих условиях первые медицинские кооперативы, малые предприятия во многом имели успех благодаря доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению наиболее квалифицированных специалистов. Это привело к еще большей дифференциации качества медицинского обслуживания, усилило социальную напряженность в обществе. Поэтому государство было вынуждено пойти на усиление государственного контроля в производстве лекарств и медицинской техники. В частности, это выразилось в реорганизации Министерства здравоохранения России, которое превратилось в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, а также в издании летом 1994 года постановления Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Большинство этих проблем могут быть успешно решены только с расширением финансовой базы всей системы охраны здоровья в стране. Наряду с традиционным источником финансовых средства, каким является государственный бюджет, возникают новые - средства государственных и общественных организаций, предприятий, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов.

Для того чтобы эти перечисленные источники реально функционировали, необходимы условия, делающие финансовые инвестиции в охрану здоровья населения достаточно привлекательным направлением. С этой целью, необходимо дифференцировать инструменты финансового рынка и обеспечить им соответствующую государственную поддержку. И хотя основную роль в этих процессах будут играть государственные и частные страховые организации, все же медицинские учреждения и соответствующие органы управления здравоохранением могут привлекать к себе дополнительные свободные денежные средства. Это может достигаться различными путями: выпуск собственных долговых обязательств; участие в капитале и прибыли медицинского учреждения, путем выпуска акций; получение займов в коммерческом банке.

Как известно, привлекательность ценных бумаг определяется соотношением их трех параметров: ликвидности, доходности и риска. Учитывая формирование системы обязательного медицинского страхования, а также значительное участие государственного бюджета в сфере здравоохранения, можно предположить укрепление в ближайшие 2-3 года финансовой базы медицинских учреждений, а это позволит, на наш взгляд, придать ценным бумагам привлекательность, прежде всего в аспекте безопасности и ликвидности, уступая в доходности.

В отношениях с коммерческими банками дополнительной гарантией обеспечения возвратности кредитов может служить залог недвижимости и, особенно земельных участков, которыми могут располагать государственные медицинские учреждения, расположенные в районных центрах и небольших городах.

Кроме традиционных способов финансирования, могут быть использованы и иные. Одним из таких способов финансирования является лизинг. В настоящее время по лизингу можно получить самые разнообразные факторы производства и различное имущество - от суперсложного до конторского оборудования.

Когда существует острая нехватка финансовых средств, создание лизинговых фирм, могло бы заметно улучшить материально-техническую базу медицинских учреждений. На первом этапе это могут быть государственные лизинговые фирмы, которые могли бы выполнять своеобразную роль распределителя скудных объемов современного медицинского оборудования, добиваясь, чтобы оно попало в хорошие руки. К тому же, как показывает мировой опыт, применять лизинг предпочтительно там, где имеется особенно сложное и редко оборудование, которое обслуживается лизингодателями лучше, чем это может сделать использующее его медицинского учреждение.

Выводы: Исходя из проведённого анализа можно сказать, что:

  • - конкретная структура рынка формируется под влиянием многообразных факторов, отражающих состояние экономики страны в целом, региональные особенности, уровень развития соответствующей инфраструктуры, чем точнее законодательная и исполнительная власти будут эти факторы, тем эффективнее и цивилизованнее будут использоваться рыночные механизмы в охране здоровья населения;
  • - методической базой для выбора путей совершенствования управления медицинской организацией: лечебно-профилактической деятельностью, финансовыми ресурсами, информацией, персоналом, - является процессное управление на основе структурно-функционального моделирования.

Список литературы

  1. Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования: Мир медицины 1997; (6): 21-23.
  2. Завадовский В.В. Использование инновационных технологий управления для повышения конкурентоспособности региона: Дис. … канд. экон. наук. Новосибирск; 2003. 207с.
  3. Зинчук Ю.Ю. Введение договорных отношений, исключение сметного финансирования, расширение экономической самостоятельности ЛПУ - основа реформирования микроэкономики здравоохранения: Менеджер здравоохранения 2008; (5): 9-15.
  4. Кадыров Ф.Н. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года: Менеджер здравоохранения 2008; (7):55-62.
  5. Каплунов О.А. Сосуществование государственного и частного секторов здравоохранения в регионах: история, действительность и перспективы: Менеджер здравоохранения 2008; (6): 14-18.
  6. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. Санкт-Петербург: 1997.
  7. Модернизация и развитие здравоохранения: Менеджер здравоохранения 2008; (5): 4-8.
  8. Попов А.И. Региональная политика в России: проблемы государственного управления. Москва: РАГС; 1999.
  9. Селезнев В.Д., Поляков И.В. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург: 1996.
  10. Флек В.О., Кравченко Н.А., Соковикова Н.Ф. Современные подходы к оценке эффективности использования ресурсов в системе здравоохранения: Менеджер здравоохранения 2005; (9): 12-21.

References

  1. Akulov VN. Social protection of citizens in the conditions of mandatory health insurance: Mir meditsiny 1997; (6): 21-23. (In Russia).
  2. Zavadovsky VV. Implementation of innovative management technologies to increase the competitiveness of the region. Cand.Med.Dci [thesis]. Novosibirsk; 2003. 207 p. (In Russia).
  3. Zinchuk YuYu. Introduction of the contractual relations, exception of budget financing, expansion of economic independence of health care facilities - a basis of reforming of microeconomics of health care. Menedzher zdravookhraneniya 2008; (5): 9-15. (In Russia).
  4. Kadyrov FN. The concept of development of health care of the Russian Federation till 2020. Menedzher zdravookhraneniya 2008; (7) :55-62. (In Russia).
  5. Kaplunov OA. Coexistence of the state and private sectors of healthcare in regions: history, reality and prospects. Menedzher zdravookhraneniya 2008; (6): 14-18. (In Russia).
  6. Luchkevich VS. Bases of social medicine and healthcare management: Training manual. St. Petersburg: St. Petersburg State Medical Academy named after I.I. Mechnikov; 1997. 184 p. (In Russia).
  7. Healthcare modernization and development. Menedzher zdravookhraneniya 2008; (5): 4-8. (In Russia).
  8. Popov AI. Regional policy in Russia: problems of public administration. Moscow: RAGS; 1999. (In Russia).
  9. Seleznev VD, Poles IV. Economic bases of reproduction of population health in the conditions of a transitional economy. St. Petersburg. 1996. (In Russia).
  10. Flek V O, Kravchenko NA, Sokovikova NF. Modern approaches to an assessment of efficiency of the use of resources in healthcare system. Menedzher zdravookhraneniya 2005; (9): 12-21. (In Russia).

Просмотров: 26900

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 15.01.2014 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search