О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №6 2013 (34) arrow Инновационные технологии в деятельности центров здоровья для детей
Инновационные технологии в деятельности центров здоровья для детей Печать
27.12.2013 г.

Баранов А.А.¹, Альбицкий В.Ю.¹², Яковлева Т.В.², Модестов А.А.¹², Косова С.А.¹², Терлецкая Р.Н.¹², Зелинская Д.И.¹, Иванова А.А.¹², Неволин Ю.С.³, Бондарь В.И.¹, Волков И.М.¹, Фаррахов А.З.⁴, Федоткина С.А.⁵
¹ - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр здоровья детей» Российской академии наук, г. Москва
² - Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Москва
³ - Центр здоровья для детей, г. Краснотурьинск Свердловской области
- Министерство здравоохранения, г.Казань, республика Татарстан
⁵ - Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский колледж, Санкт-Петербург

Innovation technologies in the practice of children’s health centers
Baranov A.A.1, Albitsky V.Yu1,2, Yakovleva T.V.², Modestov A.A.¹,², Kosova S.A.¹,², Terletskaya R.N. ¹,², Zelinskaya D.I.¹, Ivanova A.A.¹,², Nevolin Yu.S.³, Bondar V.I.¹, Volkov I.M.¹, Farrahov A.Z.⁴, Fedotkina S.A. ⁵

¹Scientific Centre of Children Health under the Russian Academy of Medical Sciences, Moscow.
²Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow.
³Children’s Health Center, Krasnoturyinsk city, Sverdlovsk region
⁴Ministry of Health, Kazan, Republic of Tatarstan
⁵St. Petersburg State University, College of Medicine, St. Petersburg.

Резюме. Актуальность. Создание Центров здоровья для детей явилось ответом на продолжающийся рост общей, первичной заболеваемости детей и смертности от хронических неинфекционных заболеваний. Определение роли центров здоровья в системе оказания профилактической помощи детскому населению является важным вопросом для рационального совершенствования их деятельности. Большое значение придается развитию и внедрению инновационных технологий продвижения медицинских услуг с этой целью.

Материалы и методы. Проанализированы данные официальной статистики форма № 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» в Российской Федерации за период 2010-2012 г.г. Оценена организация работы центров здоровья для детей с помощью SWOT-анализа. Изучались инновационные технологии продвижения профилактических медицинских услуг – выездные формы работы центров здоровья, маркетинговые технологии, использование интернет-ресурсов. Проводились социологические исследования детей, прошедших обследование в центрах здоровья, и их родителей.

Результаты. Установлена положительная динамика в частоте посещений центров здоровья, свидетельствующая о растущей профилактической направленности работы специалистов первичного звена детского здравоохранения, школьной медицины. Основными недостатками организации деятельности центров здоровья явились: отсутствие порядков и стандартов их работы с посетителями и сведений в отчетной форме № 68, необходимых для общероссийского мониторинга здоровья детей. Определены первоочередные меры для успешного взаимодействие центров здоровья не только внутри системы здравоохранения. Представлены инновационные технологии в деятельности центров здоровья – выездные формы работы, специализированные выставки, виртуальные поликлиники. При социологических исследованиях было установлено отношение посетителей к работе детских центров и мнение родителей о путях совершенствования их деятельности.  

Выводы. Развитие и внедрение инновационных форм организации работы детских центров здоровья является важным условием повышения качества и доступности предлагаемых медицинских услуг.

Ключевые слова: Центр здоровья; детское население; профилактика; здоровый образ жизни; медицинские услуги; инновационные технологии;интернет-ресурсы; маркетинг в здравоохранении

Abstract. Background. Organization of Children’s Health Centers was a response to the continuous growth of incidence and prevalence of diseases in children as well as mortality from chronic noncommunicable diseases. Positioning health centers within the system of preventive care to children is the crucial issue for their efficient performance.

Methods and data. “Data on performance of health center” statistical form #68 in the Russian Federation for 2010-2012 were analyzed. SWOT-analysis was used to Innovative technologies to promote preventive medical services, i.e.: visiting activities of children’s health centers, marketing technologies and use of Internet-based recourses were analyzed. Sociological surveys of children served by children’s health centers and their parents were conducted.

Results. Positive trends in frequency rate of visits to children’s health centers were identified suggesting improved prevention activities of primary care providers of childe healthcare and school health.

Major deficiencies in work organization of children’s health centers include the following: lack of procedures and standards of work with clients, insufficient data in the Form#68 that are necessary for implementing all-Russia monitoring of children’s health. Priority measures for successful cooperation between health centers and institutions both inside and outside the healthcare system were identified.

Innovative types of activities of health centers, i.e.: visiting forms of work, specialized exhibitions, and virtual outpatient clinics were presented. Sociological surveys identified attitude of visitors regarding performance of children’s health centers and collected parents’ opinion about ways to improve.

Conclusions. Development and introduction of innovative forms to organize work of children’s health centers are key for improving quality and access to medical services.

Keywords: health center, children population, prevention, healthy lifestyle, medical services, innovative technologies, internet resources, marketing in healthcare

Актуальность исследования

Профилактика всегда была приоритетным направлением отечественной медицины, которое, как ни в каком другом разделе клинической медицины, получило реальное воплощение в педиатрии, в системе охраны здоровья матери и ребенка [7].

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), включающее воспитание у населения с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих являлось важнейшим разделом профилактики. Большая роль в этой работе придавалась «учреждениям здравоохранения, призванным осуществлять пропаганду медицинских и гигиенических знаний на индивидуальном и общественном уровне» [13, 14].

Демографо-эпидемиологические исследования последних лет показали, что в Российской Федерации повышается уровень первичной и общей заболеваемости детей и подростков. Растет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет болезнями, обусловленными поведенческими факторами риска (травмы и отравления, болезни органов дыхания, последствия беременности и родов, болезни мочеполовой системы и др.). Наблюдаются неблагоприятные тенденции в социально значимой заболеваемости (активным туберкулезом, токсикоманией) у подростков. Увеличивается доля случаев наркомании (у детей и подростков) и токсикомании (у детей), протекающих с вредными последствиями. Повышается распространенность инвалидности у детей и подростков, обусловленной болезнями эндокринной системы, системы кровообращения, психическими расстройствами и расстройствами поведения. В структуре смертности детей в возрасте 0-14 лет первые ранговые места стали занимать травмы и отравления, болезни органов дыхания и новообразования, у подростков 15-19 лет - травмы отравления, новообразования и болезни системы кровообращения. Последнее связывают с регистрацией в данном классе болезней причин смерти, обусловленных наркоманией [1-6].

Здоровье подрастающего поколения отражает целостную систему отношений, существующих в обществе, во многом зависит от качества среды обитания, уровня развития образования, его реформирования, условий образования и воспитания, материального благосостояния, медицинского обеспечения и многих других факторов [10, 12].

Наиболее агрессивными из них, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, низкая двигательная активность, нерациональное питание детей и подростков, ранняя вовлеченность подростков в сферу трудовых отношений, неадекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков ЗОЖ.

Задачи, поставленные перед медицинскими работниками по формированию ЗОЖ, заключались в устранении либо смягчении действия факторов риска развития заболеваний, информировании населения о вреде упот­ребления табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, предотвращении социально значимых заболеваний, в том числе среди детского населения, применении индивидуальных подходов в консультирова­нии, достижении увеличения продолжительности активной жизни.

Проведенный анализ показал, что наиболее острыми проблемами профилактической педиатрии являются отсутствие Национальной стратегии формирования ЗОЖ подрастающего поколения; необходимость смены приоритета (парадигмы) профилактической деятельности с предупреждения болезни и ее обострения на формирование ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья ребенка [8].

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан Приказ от 19 августа 2009 года № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокра­щение потребления алкоголя и табака» [11].

Для решения указанных задач на популяционном уровне в регионах Российской Федерации согласно указанному приказу Минздравсоцразвития России с 1 декабря 2009 года начали работать центры здоровья (ЦЗ), созданные на базе региональ­ных и муниципальных учреждений здравоохранения. С 2009 года вступила в силу государственная программа по формированию ЗОЖ. Среди инноваций этой программы является открытие и финансирование за счет средств системы ОМС 204 Центров здоровья для детей в 83 субъектах Российской Федерации. Центры здоровья ориентированы на новую система взаимодействия, не «врач-пациент» - а «врач – здоровый человек», что должно занять ключевую позицию в формировании единой профилактической среды в стране [8].

Цель исследования: применение инновационных технологий в деятельности центров здоровья для детей в России

Материалы и методы. Роль Центров здоровья в системе оказания профилактической помощи детскому населению изучалась по официальным статистическим данным форма 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» в РФ за период 2010-2012 г.г.

Оценка организации работы Центров здоровья для детей проведена с помощью SWOT-анализа, что позволило определить первоочередные меры для успешного их взаимодействия как внутри системы здравоохранения, так и вне ее.

Изучались инновационные технологии продвижения профилактических медицинских услуг – выездные формы работы ЦЗ, маркетинговые (специализированные выставки) и информационные технологии (использование интернет-ресурсов)

Маркетинговые технологии продвижения медико-профилактических услуг ЦЗ для детей были применены на специализированной выставке в области медицины и здравоохранения «ЕнисейМедика-2011», состоявшейся в феврале в г. Красноярске.

Информационные технологии, а именно использование интернет-ресурсов в пропаганде ЗОЖ среди подростков, молодежи и молодых родителей были применены на платформах социальной сети «Вконтакте» и информационном портале «Такздорово.ру», т.е. сайтах популярных у «целевой аудитории исследования». С этой целью проводились on-line опросы и on-line конференции, дана экспертная оценка сообществ социальной сети по специально разработанным критериям (с расчетом коэффициентов конкордации и вариации).

Платформой для проведения on-line опросов в «ВКонтакте» стала группа справочно-информационного центра для родителей (г. Москва) «Столица детства» (http://vk.com/stolicadetstva_com). Объем аудитории сообщества составлял 37,5 тыс. человек (70,1% женщины), имеющие одного-двух детей (67,7%). По возрасту участники группы распределялись следующим образом: до 24 лет - 63,2%, 24-30 лет - 23,7%, старше 30 лет – 13,1%. В основном, это жители мегаполисов и крупных городов страны, таких как Москва (37,7%), Санкт-Петербург (6%), Новосибирск (4,6%).

При разработке проекта «on-line Центр здоровья» использовался опыт работы проектов «Школы здоровья в Европе и России» и «Создание и продвижение медицинского информационного портала zdrav.tomsk.ru» [8]. В качестве площадки действий, выбрана социальная сеть «Вконтакте».

Анкетирования детей, прошедших обследование в Центрах здоровья и их родителей, проводилось на базе детской поликлиники № 125 г. Москвы и ее 2-х филиалов. Выборочное исследование охватило 197 детей и их родителей. Программа обследования на основе фиксированного интервью предусматривала получение информации о ребенке при посещении ЦЗ, а так же после его визита. Одной из особенностей проведенного обследования явилось получение мнения родителей, касающееся деятельности ЦЗ.

Результаты исследования

Создание центров здоровья (ЦЗ) явилось ответом на продолжающийся рост общей, первичной заболеваемости детей и смертности от хронических неинфекционных заболеваний, неэффективность профилактической работы. Они призваны стать основными учреждениями в вопросах формирования ЗОЖ на индивидуальном уровне и занять определенное место в создании единой профилактической среды в стране. ЦЗ – региональные структуры, которые технологически ориентированы на максимально точное выявление лиц с определенным набором донозологических отклонений. По сути - это переход на трехступенчатую систему здравоохранения: ЦЗ - поликлиническое звено и госпитальное звено (в педиатрической практике до появления ЦЗ эту функцию выполняла и выполняет система профилактических осмотров). Ра6ота ЦЗ позволит сочетать как стратегические мероприятия, основанные на популяционных прогнозах, так и тактические – направленные на сохранение здоровья здоровых.

В основу работы ЦЗ заложены принципы использования инструментальных методик и оборудования, главной особенностью которых является высокая пропускная способность в сочетании с достоверностью выявления значимых отклонений. Это обеспечивается внедрением в практику инновационных диагностических комплексов, позволяющих проводить интегральную оценку состояния как ряда функций организма в целом (биоимпедансметрия), так отдельных органов и систем (газоанализ и спирометрия  - для легочной системы, кардиовизор – для определения состояния сердца). Действующие ЦЗ, оснащенные по такой оптимальной схеме, способны обследовать в режиме скрининга  до 50-70 посетителей в день.

Основным преимуществом обследования в ЦЗ перед диспансеризацией является наличие унифицированного для страны инструментария по сбору информации о пациенте, инструментальному скринингу, позволяющему дать объективную оценку уровня выявленной патологии и факторов риска неинфекционных заболеваний, а также создание электронной базы для последующего статистического анализа и получения объективных эпидемиологических данных (отчетная форма № 68).

В области формирования ЗОЖ, Центр здоровья обеспечивает:

  • информирование родителей и детей о вредных и опасных для здоровья факторах и привычках;
  • работу по формированию у населения "ответственного родительства";
  • обучение родителей и детей гигиеническим навыкам, включающее мотивирование их к отказу от вредных привычек.

Важнейшая особенность этой работы – индивидуальная работа с использованием данных, полученных при обследовании здоровья ребенка.

Задачи ЦЗ корреспондируются с задачами по профилактической работе детских поликлиник. Однако можно полагать, что в данных структурах эта работа будет проводиться и уже проводится на другом уровне, так как специалисты ЦЗ должны пройти специальную подготовку по проведению гигиенического образования детей и родителей и формированию у них навыков ЗОЖ. Эта работа (школы здоровья, др.) должна найти время и место в предоставляемых услугах, оплачиваемых ТФОМС (в настоящее время это является очевидной проблемой).

Подготовка специалистов профилактической медицины имеет огромное значение для предотвращения распространения неинфекционных заболеваний. Одна из главных проблем, связанных с обучением специалистов, объясняется тем, что основу современной медицинской парадигмы составляет «диагноз», ЦЗ здоровья врачу необходимо выявить функциональные отклонения без постановки диагноза и, что не менее важно, выдать рекомендации родителям с учетом возраста, пола ребенка и социально-психологического статуса.

Размещение ЦЗ в составе медицинских учреждений определило основные потоки детского населения на обследование: дети, направленные врачами-педиатрами, школьными врачами, самостоятельно обратившиеся. Для выполнения годового плана работы (в среднем, 7000 посещений) специалисты ЦЗ ведут прием детей уже имеющих хроническую патологию и используют выездные формы работы, к чему мало приспособлено техническое оснащение ЦЗ. Последнее не позволяет по традиционной схеме организовать школы здоровья и обеспечить обратную связь с родителями детей, у которых выявлены симптомы хронических заболеваний или факторы риска их возникновения.

Детские ЦЗ работают уже в течение 3-х лет. Выявлена положительная динамика посещений ЦЗ, что свидетельствует о растущей профилактической направленности работы специалистов первичного звена детского здравоохранения, школьной медицины и развитии здоровьесохраняющей стратегии поведения семей с детьми. При этом, численность контингента, осмотренного в течение календарного года не превышает в среднем 3,7% от количества детей, проживающих в субъекте федерации. Ежегодно, специалистами ЦЗ, примерно у 60% детей выявляются генетические, поведенческие и метаболические факторы риска развития хронических заболеваний, в связи с чем, возникает необходимость в динамическом наблюдении у врачей поликлиники, проведении повторных обследований в ЦЗ и посещении школ здоровья.

По мнению специалистов ЦЗ, ведущими проблемами у детей являются гиподинамия, избыточная масса тела, нежелание заниматься спортом, нарушения психологического характера. Высок процент детей с нарушением осанки. Стоматологи – гигиенисты отмечают практическое отсутствие у детей навыков гигиены и ухода за полостью рта. По результатам обследования, в ЦЗ, формируются группы риска по развитию сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, сахарного диабета, для посещения школ здоровья. Школы здоровья посетили около 12% обратившихся.

В тоже время, анализ показал, что форма № 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» не несет сведений, необходимых для общероссийского мониторинга здоровья детей, который должен свидетельствовать о создании профилактической среды в педиатрии, поэтому нуждается в доработке.

Значительная дифференциация территорий в части повторных визитов детей в ЦЗ и очень высокий процент детей с факторами риска (60% и более) связаны с тем, что до настоящего времени не прописаны порядок и стандарты работы ЦЗ с посетителями. Для ЦЗ актуальным является сам факт привлечения посетителя (ребенок, ребенок с родителями), считающего себя здоровым, на первичное обследование с целью выявление факторов риска развития неинфекционных хронических заболеваний и проведения бесед с врачами и медицинскими сестрами, направленных на формирование мотивации вести ЗОЖ.

Опыт работы ЦЗ для детей и проведенный SWOT-анализ позволил выявить основные проблемные зоны медико-профилактического и организационного характера. К ним относятся: недостаточная информированность населения о работе ЦЗ; особенности формирования потоков детского населения на обследование; работа медицинского персонала ЦЗ с принципиально новыми формами документации; эксплуатация оборудования ЦЗ и интерпретация полученных результатов; отсутствие навыков работы по профилактике с различными возрастно-половыми группами детского населения в части формирования мотивации их вести ЗОЖ; сложности организации действенного мониторинга здоровья детского населения в связи с отсутствием достоверных маркеров эффективности.

Проведенное исследование показало, что в территориях ведется поиск эффективных форм работы ЦЗ для детей, учитывающий местные особенности. Так, используется выездная форма работы (Мобильный ЦЗ или автобус со стационарным оборудованием). Нами отработан и апробирован алгоритм организации выездной работы, который состоит из следующих шагов.

Шаг 1. На заседании главы области, края (муниципалитета, округа) проводится оповещение директоров школ о предстоящем посещении (обычно в начале учебного года) школ специалистами ЦЗ (рис. 1).

Шаг 2. После осмотра, в течение недели, врачом ЦЗ осуществляется «закрытие» карт ЦЗ и карт ЗОЖ. Далее, карты распределяются по классам и передаются директору школы (на диске или по электронной почте).

Шаг 3. Доставка карт ЦЗ ЗОЖ родителям следующим образом: при прикреплении ее к «электронному дневнику» или они раздаются на родительских собраниях в распечатанном виде.

Данная организация работы ЦЗ позволяет охватить комплексным обследованием практически всех детей образовательного учреждения в возрасте от 7 до 17 лет с использованием единого подхода. Обследование осуществляется с минимальным отрывом от учебного процесса.

Рис.1
Рис. 1. Сотрудничество ЦЗ при организации выездной деятельности

Описанная нами организационная форма работы позволяет осуществлять наиболее тесную преемственность работы ЦЗ с врачом школы (наличие необходимой документации, передача результатов обследований, учет детей, нуждающихся в повторном обследовании, содействие к проведению комплексного обследования).

Вместе с этим, выездная работа имеет ряд недостатков:

  • - отсутствие родителей на обследовании и при выдаче рекомендаций (дистанционное «закрытие» карт ЗОЖ и карт ЦЗ), прием детей в определенное время (не дольше учебного дня);
  • - ограниченное количество времени на 1 ребенка (10 мин);
  • - дополнительные расходы на обслуживание автомобиля, расходный материал для мобильного ЦЗ, повышенная нагрузка на персонал ЦЗ.
  • -до настоящего времени не решены вопросы, касающиеся включения в обследование стоматолога – гигиениста, проведения биоимпедансометрии;
  • -не разработан алгоритм проведения школ здоровья при выездной деятельности;
  • -практически отсутствует обратная связь с детьми, родителями, что отражается на качестве динамического наблюдения за детьми.

Мониторинг работы ЦЗ для детей показал довольно низкую их посещаемость во всех регионах Российской Федерации и необходимость продвижения профилактических медицинских услуг. С одной стороны, это было обусловлено недостатком информации о месторасположении и диагностических возможностях ЦЗ. С другой – тем, что у населения, в том числе и у медицинского персонала учреждений, на базе которых уже функционируют ЦЗ, не сформирована мотивация необходимости прохождения предлагаемого набора исследований, как основы здоровьесберегающего поведения. Важной составляющей ограниченности посещений ЦЗ является также недостаточная осведомленность населения о бесплатности предоставляемых услуг.

Это подтверждают необходимость проведения продуманной и организованной маркетинговой стратегии, направленной на формирование потребности в услугах ЦЗ у населения, особенно на начальных этапах работы (рис. 2).

Рис.2
Рис. 2. Маркетинговая стратегия формирования потребности у населения в услугах ЦЗ

Важной составляющей продвижения профилактических медицинских услуг является их презентация потенциальным потребителям с целью формирования устойчивого спроса. Одним из инструментов маркетинга служат региональные ежегодные медицинские выставки – презентации, в ходе которых можно не только продемонстрировать предлагаемые услуги ЦЗ для детей, но и представить их в привлекательном для специалистов и посетителей виде.

Участие медицинского персонала ЦЗ в выставках позволяет одновременно представить свою работу в виде демонстрации ряда услуг (исследование на автоматизированном комплексе для диспансерных обследований - АКДО), ознакомления с иными сферами деятельности ЦЗ (повторные приемы, школы здоровья и др.), установление контактов с руководителями образовательных и лечебных учреждений, СМИ, спортивными центрами, родителями и самими детьми.

При опросе посетителей выставки (Красноярск, 2011), в количестве 371 человек (77,4% - медицинские работники, 22,6% - потребители медицинских услуг) у стенда, принадлежащего Центру здоровья, установлено, что большинство из них (88,7%) не знали о существовании структуры, в которой можно бесплатно провести обследование ребенка. По мнению респондентов, здоровье детей – это совместная забота родителей, врачей, учителей и государства, однако, за рекомендациями о ЗОЖ ни один из опрошенных не обращался, а источником информации о ЗОЖ, по их мнению, является телевидение и журналы.

Анализ результатов участия в выставке специалистов ЦЗ способствовал:

  • -выработке концепции стенда на различных выставочных мероприятиях;
  • -обучению сотрудников ЦЗ маркетинговой стратегии продвижения профилактических услуг в образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения.

Таким образом, выставка представляет собой важное организационное мероприятие, в ходе которого в заранее назначенное время на известной в муниципальном образовании территории встречаются все заинтересованные стороны – специалисты ЦЗ, потенциальные потребители услуг (дети, подростки, их родители), представители образовательных и лечебных учреждений, СМИ, спортивных центров, конкуренты и союзники. От целенаправленного планирования и организации выставочного процесса зависит не только имидж ЦЗ среди населения, но и дальнейшая его эффективная работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Следующий этап нашего исследования был направлен на изучение интернет-ресурсов для продвижения принципов ЗОЖ среди подростков и их родителей (анализ имеющейся информации, ее размещение и получение обратной связи от населения).

С этой целью были разработаны

  • - инструментарий для экспертов (10 критериев с бальной оценкой)
  • - серия он-лайн опросов для родителей;

Одним из необходимых критериев являлось наличие у интернет-ресурсов целевой аудитории и ее популярность.

Для экспертной оценки были отобраны 24 группы (сообщества), занимающихся продвижением здорового образа жизни (ЗОЖ) в социальной сети «Вконтакте» с определенными web-адресами и числом участников. Критериями отбора являлось – наличие среди подписчиков групп целевой аудитории среди их подписчиков групп, и высокий рейтинг среди других сообществ в поисковой строке.

1. «Группы ЗОЖ» Сюда вошли 11 лидеров, представленных большой численностью подписчиков - от 35000 до 1260000 человек. Подписчики – реальные люди различного возраста или «боты» (аккаунты, созданные для увеличения числа подписчиков). Подростки 14-17 лет составляют 4,3% - 44,8% от численности всех подписчиков групп. Данные сообщества не имеют фактического адреса (учреждения), пишут о здоровье «в общих чертах», но имеют штатных квалифицированных модераторов и значительный бюджет (на продвижение рекламных продуктов и услуг и возможность включения в группу новых подписчиков).

2. «Группы ЦЗ» - их 13. Это все имеющиеся на сегодняшний день «on-line представители» Центров здоровья (ЦЗ), структур, занимающихся первичной профилактикой в системе здравоохранения. Группы с небольшой численностью подписчиков, являющихся реальными людьми. Группы имеют фактический адрес (адрес ЦЗ), в качестве модераторов выступают сотрудники ЦЗ, либо волонтеры из числа студентов медицинских ВУЗов. ЦЗ, как правило, не располагают бюджетом на проведение рекламной деятельности.

В качестве экспертов по оценке деятельности данных Интернет-ресурсов выступали руководители подразделений системы здравоохранения, деятели науки и работники PR-службы. Каждое сообщество оценивалось по следующим 10-ти критериям, с ранжированием от 0 до 5 баллов.

Для определения степени согласованности экспертов в оценке групп использовалась специальная мера - коэффициент конкордации Кендалла. В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент может принимать значения от единицы (при полном единодушии) до нуля (при отсутствии согласованности).

Согласно бальной оценке экспертов, определены группы-лидеры, пропагандирующие ЗОЖ в социальной сети (набравшие наибольшее количество баллов). Среди «групп ЗОЖ», это сообщества под названием «Фитнес, диеты и здоровый образ жизни!» (109560 подписчиков), «Я не пью и не курю» (1249561 подписчиков) и группа информационного портала Министерства здравоохранения России «TakZdorovo.ru» (35288 подписчиков). По мнению экспертов, группы содержат интересную информацию о том, как сохранить здоровье, наглядны, активны в своей on-line деятельности и способствуют формированию положительной мотивации у подростков вести ЗОЖ

Среди сообществ, принадлежавших ЦЗ, лидируют: Центр здоровья – Улан Удэ, Центр Здоровья для Детей г.Реутов, Центр Здоровья Чувашия. Данные сообщества наглядно отображают деятельность ЦЗ, содержат красочный и информативный материал в виде фото и видео-файлов, логотипы групп соответствуют принципам ЗОЖ.

Для определения видов и форм подачи информации по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ с последующим проведением в сети интернет-конференций были проведены on-line опросы 1010 родителей. По мнению родителей, кроме них, за здоровье детей ответственны в равной степени, государство, врачи и учителя. В тоже время, родители считали, что их ребенок не получает в достаточной мере информацию о том, как сохранить здоровье от учителей и врачей. Родители не знают о существовании детских ЦЗ, созданных в структуре здравоохранения специально для выявления и предупреждения на ранних этапах развития основных заболеваний неинфекционного характера (на уровне генетических, поведенческих или метаболических факторов риска).

Анализ опросов родителей показал, что наиболее сложным в on-line общении является не формирование группы единомышленников, а объединение различий и умение модератора концентрировать внимание родителей и/или других членов семьи на достижение результатов, связанных с ЗОЖ.

Опрос 143 участковых врачей-педиатров показал, что педиатрическое сообщество не пользуется новым форматом коммуникаций в социальных сетях, а предпочитает традиционные модели общения с пациентом и его семьей, ориентированные на личный контакт и симптомы болезни.

В ходе опросов, подтвердилось главенствующая роль семьи в вопросах формирования основ ЗОЖ у детей, и выявлена необходимость получения родителями «информационного потока» о способах и методах сохранения здоровья детей, приобретения ими полезных привычек и о деятельности работников систем здравоохранения и образования в вопросах профилактики.

Также выявлено некоторое отсутствие согласованности действий профилактической направленности, в обучении ребенка ведению ЗОЖ между родителями и учителями/воспитателями, между родителями и врачами-педиатрами.

Учитывая данные проведенных исследований, на базе ЦЗ для детей г. Краснотурьинска создан «On-line (виртуальный) центр здоровья» для дистанционной профилактической работы с отдаленными территориями. Виртуальный центр здоровья - это новое образование, инновация, которая в силу своей открытости и доступности должна способствовать дальнейшему развитию, укреплению и сохранению здоровья учащихся путем донесения до детей и семей, в которых они проживают информации по ЗОЖ.

Основными ее задачами являются: содействие работе детских ЦЗ, стимулирование обмена знаниями и опытом в вопросах ЗОЖ между участниками виртуального консультирования, стимулирование развития и расширения партнерских отношений между секторами здравоохранения и образования.

Гарантия равноправного доступа для всех к диапазону образовательных и оздоровительных возможностей обучения составляет важное достоинство виртуального центра здоровья. Она является сообществом, в котором все ощущают уважение, доверие и автономию. Нормальные взаимоотношения между учащимися и школой, родителями и школьной общественностью играют большую роль. Предоставляется возможность получить полноценный доступ к информации и индивидуальное консультирование с сохранением права на неразглашение медицинской информации.

Участники виртуального центра здоровья обеспечиваются информацией о существующих и новых исследованиях и доказательствах, сосредоточенных на эффективных подходах и практике в области укрепления и сохранения здоровья. Дети могут самостоятельно развивать темы ЗОЖ при помощи инструментов социальной сети.

Разработаны принципы организации виртуального центра здоровья:

  1. Подход к решению проблем здоровья осуществляется путем связи с семьей и детьми при помощи виртуального опроса, консультирования и общения участников проекта. Создание видеороликов, презентаций, аудиофайлов, плакатов с определением лучших путем голосования.
  2. Участие в работе обеспечивается активным привлечением учащихся, персонала и родителей, что служит предпосылкой и средством действий в школах, участвующих в проекте виртуального ЦЗ.
  3. Эффективность работы виртуального ЦЗ оценивается повышением качества жизни детей (снижение заболеваемости и повышение успеваемости в школе у детей, ориентированных в вопросах ЗОЖ).

Таким образом, системное использование Интернет-ресурсов является перспективным направлением в формировании основ ведения ЗОЖ. Его свойства, такие как простота использования, доступность, оперативное получение обратной связи, размещение информации согласно запросам - позволяет применять их в качестве информационного и коммуникативного каналов при работе с населением. Интернет-технологии открывают новые возможности перед медицинским сообществом в сфере оказания профилактической помощи на семейном уровне – проведение просветительской деятельности среди детей и родителей, направленной на формирование навыков укрепления здоровья, ведения ЗОЖ.

Для формирования индивидуальной стратегии здоровьесберегающего поведения было проведено анкетирование детей, прошедших обследование в ЦЗ и их родителей. Установлено, что в целом, весомая доля получения информации (64,9%), «как быть здоровым», формировалась из 2-х источников – врача или медсестры школы и от родителей, значительно меньше сведений было получено от учителей и Интернета (20%).

Для полной характеристики взаимосвязи между детьми, посетившими ЦЗ и направлением их в данное учреждение, необходимо учитывать возрастные категории. Более половины (52,1%) детей получили направление в ЦЗ от врача или медсестры общеобразовательной школы, более трети (35,6%) – от родителей. Значительно возрастает информационная роль медицинских работников от 33,3% у младших школьников, до 75% у подростков 15-17 лет.

При посещении ЦЗ более трети анкетируемых (34,6%) интересовали сведения, касающиеся их индивидуального здоровья. Второе место занимал вопрос о получении рекомендаций по ведению ЗОЖ (у 11,3% респондентов). Им были заинтересованы в несколько большей степени подростки 15 – 17-летнего возраста (18,2% против 15,8%).

В значительной степени у подросткового контингента 10– 17 лет в той или иной степени закладывается позитивное отношение к физкультуре, спорту (13,6%) и правильному питанию (13,6%). В то же время желание попасть к стоматологу не вызывает положительных эмоций. Поэтому данный показатель занимает одно из последних мест (2,6%).

К ответу « ничего не ожидаю» (23,2%) следует относиться с крайней осторожностью, так величина показателя, относящаяся к младшей возрастной группе 7-9-летних детей (66,7%), не отражает объективную реальность положения дел. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что за респондентов этой группы на заданные вопросы отвечали родители. Выявленный результат диктует необходимость предварительного разъяснения родителям важности проводимого осмотра их детей.

Среди обратившегося контингента подавляющее большинство (92,8%) выразили полное удовлетворение своих ожиданий; 7,2% – негативное отношение к состоявшемуся визиту. Основная масса посетивших узнала много нового о своем здоровье, в том числе как вести ЗОЖ (25,4%), выразила желания рекомендовать своим друзьям посетить ЦЗ (20%) и повторно посетить ЦЗ (7,3%). В то же время имели место мнения отрицательного характера: «я не узнал (а) ничего нового» (3,6%), «отсутствие ответов на заданные вопросы» (1,8%), «нежелание повторного посещения ЦЗ» (1,8%).

По мере увеличения возраста происходит повышение доли, связанной с желанием детей вести ЗОЖ от полного отсутствия у детей дошкольного возраста до 35,8% среди подростков в возрасте 15-17 лет.

Проведенный анализ показал, что более четверти детей будут отдавать предпочтение оптимальной длительности ночного сна (28,3%) и прогулкам на свежем воздухе (28,7%). В то же время при увеличении возраста данный показатель заметно сокращался (от 50% до 15,2%). Почти такая же тенденция имела место в отношении прогулок на свежем воздухе (от 50% до 18,2%).

Употреблять больше фруктов и овощей решили 13,8% и меньше фастфуда - 12,6% опрошенных. Существенных возрастных различий в данных решениях не было. После посещения ЦЗ 12,2% детей планировали регулярно заниматься спортом. Чаще такое мнение высказывали подростки в возрасте 15-17 лет (24,2% против 12,5%).

Установлено, что девочки с большей частотой собирались изменить свой образ жизни. Так, в отношении длительности сна в 3 раза, занятий спортом в 3,8 раза, избавления от вредных привычек в 2,4 раза и ограничения вредных продуктов питания в 1,6 раза. В то же время, девочки менее охотно хотели заниматься спортом, чем мальчики - 3,8 раза и проводить время на свежем воздухе 2 раза. Полученные различия просматриваются и в возрастных группах.

По оценке родителей, которые сопровождали своего ребенка в ЦЗ, 37,2% детей являются здоровыми и 23,3% редко болеют простудными заболеваниями (ОРЗ, ОРВИ). Остальные 39,5% детей были частоболеющими и имели в анамнезе хронические болезни, соответственно 16,2% и 23,3%.

Среди мер по сохранению здоровья детей на первое место родители ставили регулярное консультирование с врачом (18,6%). При этом чаще так считали родители детей, имеющих, по их мнению, хроническую патологию (23,1%) и хорошее здоровье (20%). На втором месте находится обеспечение правильного питания ребенка (15,9%). При этом родители детей с хронической патологией, придают значение этому фактору в 2 раза реже, чем у здоровых детей (10,3% против 20,6%). Третью ранговую позицию занимало «ведение здорового образа жизни» (13,2%), приверженность к которому не зависела от состояния здоровья детей.

Одинаковые доли (по 8,3%) среди мер по сохранению здоровья ребенка имели передачи по телевидению; чтение популярной литературы и воспитание положительного настроя к занятию физкультурой и спортом. Разброс приведенных показателей довольно широк и связан с состоянием здоровья различных групп детей.

В ходе социологического исследования было установлено, что в структуре источников информации более чем в половине (53,9%) случаев являлся врач-педиатр, у которого наблюдался ребенок. На этот пункт указали большинство опрошенных родителей всех возрастов. Второе место (19,2%) занимали наглядные пособия (плакаты, баннеры), касающиеся детского ЦЗ, третье (11,5%) - средства массовой информации – рекламные ролики в телевизионных передачах. Четвертую ранговую позицию (9,6%) занимал интернет.

Анализ данных о знаниях, полученных родителями после посещения ЦЗ, показал, чаще всего они касались состояния здоровья ребенка (67,8%), особенно в случаях наличия хронического заболевания (81,7%). Следующие места занимали вопросы правильного питания и способы объяснения ребенку опасности вредных привычек (курение и алкоголь) (по 12,9%).

Большинство родителей считало, что ЦЗ должны быть ориентированы и на обследование (25%) и пропаганду ЗОЖ (25%). В то же время, часть родителей, хотя и обещают посетить ЦЗ в будущем, негативно относятся к этому мероприятию (22,2%). По их мнению, в учреждениях данного профиля должно проводиться исключительно только обследование, а мерам, направленным на пропаганду ЗОЖ, нужно отводить незначительное место. С такой постановкой вопроса не были согласны родители, посетившие взрослый ЦЗ (27,8%). Другие предложения у этой группы лиц распределялись довольно равномерно. Среди них выделяются меры по организации семейного ЦЗ (38,8%).

Полученные результаты впервые позволяют планировать мероприятия по повышению уровня жизни детей с учетом такого важного критерия как ЗОЖ. Использование субъективной информации, особенно той, которая представляет мнение родителей после посещения их детей ЦЗ, в ряде случаев нуждается в некоторой коррекции. Часть ее связана со спецификой проблем данного учреждения. Оценочные различия, характеризующие мнение респондентов различного возраста, не могут не сказаться на качестве и надежности полученных данных. Однако эти уникальные сведения в определенной степени позволяют восполнить отсутствие соответствующих объективных данных, необходимых для решения поставленных задач.

Заключение. Таким образом, в настоящее время необходимо создать концепцию ЦЗ, чтобы определить их место в системе медицинских учреждений и четко обозначить то, что они будут делать в плане профилактической работы с детьми, которая уже проводится детскими медицинскими учреждениями. Представляется целесообразным на ближайшие годы сосредоточить внимание на следующих направлениях деятельности ЦЗ:

  • - активный скрининг населения на выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний;
  • - обеспечение преемственности ЦЗ с медицинскими учреждениями по месту жительства пациентов в вопросах дополнительного обследования (при необходимости) и коррекции выявленных факторов риска развития заболеваний;
  • - индивидуальное и групповое и семейное профилактическое консультирование;
  • - мотивация ЗОЖ в первую очередь на индивидуальном уровне с учетом возрастно-половых особенностей детского населения;
  • -развитие и внедрение инновационных форм организации работы детских ЦЗ для повышения качества и доступности медицинских услуг.

Список литературы:

  1. Альбицкий ВЮ. Актуальные проблемы социальной педиатрии: избранные очерки. Москва: Союз педиатров России; 2012. 344 с.
  2. Альбицкий ВЮ, Иванова АЕ, Ильин АГ, Терлецкая РН. Смертность подростков в Российской Федерации. ЮНИСЕФ Москва: ООО «БЭСТ-принт», 2010. 64 с.
  3. Баранов АА, Альбицкий ВЮ. Смертность детского населения России (тенденции, причины и пути снижения). Москва: Союз педиатров России; 2009. 392 с.
  4. Баранов АА, Альбицкий ВЮ, Зелинская ДИ, Терлецкая РН. Инвалидность детского населения России. Москва: Центр развития межсекторальных программ; 2008. 240 с.
  5. Баранов АА, Альбицкий ВЮ, Иванова АА, Терлецкая РН, Косова СА. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; (6): 4-9.
  6. Баранов АА, Альбицкий ВЮ, Модестов АА, Косова СА, Бондарь ВИ, Волков ИМ. Заболеваемость детского населения России. Москва: ПедиатрЪ; 2013. 280 с.
  7. Баранов АА, Намазова-Баранова ЛС, Альбицкий ВЮ. Профилактическая педиатрия - новые вызовы. Вопросы современной педиатрии. 2012; (2): 3-6.
  8. Модестов АА, Косова СА, Неволин ЮС, Фаррахов АЗ, Федоткина СА. Центры здоровья для детей: проблемы и перспективы развития. Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2013; 31(3). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/482/30/lang,ru/ (Дата посещения 14 сентября 2013)
  9. Модестов АА, Косова СА, Бондарь ВИ, Федоткина СА, Неволин ЮС. Модернизация профилактического направления в педиатрии: проблемные зоны и возможности. Профилактическая медицина. 2013; (3): 14-21.
  10. Модестов АА, Косова СА, Бондарь ВИ, Федоткина СА, Неволин ЮС, Фаррахов АЗ. Состояние здоровья детского населения, как основа для разработки региональные программ медицинской профилактики. Российский педиатрический журнал. 2013; (4): 53-57.
  11. Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. N 597н. [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/12169847/ (Дата обращения: 20.09.2013)
  12. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Женева: ВОЗ; 2012. 252 с.
  13. Яковлева ТВ, Альбицкий ВЮ. Проблемы и пути формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации. Москва: М-Студио; 2011. 216 с.
  14. Яковлева ТВ, Иванова АА, Терлецкая РН. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи. Казанский медицинский журнал. 2012; 93(5): 792-795.

References

  1. Al'bitskiy VYu. The actual problems of social pediatrics: selected essays. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii. 2012. 344 p. (In Russian).
  2. Al'bitskiy VYu, Ivanova AE, Il'in AG, Terletskaya RN. Mortality in adolescents in the Russian Federation. UNICEF. Moscow: "BEST-print" Ltd, 2010. 64 p. (In Russian).
  3. Baranov AA, Al'bitskiy VYu. Mortality of children population in Russia (tendencies, causes, and ways to reduction). Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2009. 392 p. (In Russian).
  4. Baranov AA, Al'bitskiy VYu, Zelinskaya DI, Terletskaya RN. Disability of children population in Russia. Moscow: Center for development of cross-sectoral programs; 2008. 240 p. (In Russian).
  5. Baranov AA, Al'bitskiy VYu, Ivanova AA, Terletskaya RN, Kosova SA. Tendencies of morbidity and health status of children population in the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; (6): 4-9. (In Russian).
  6. Baranov AA, Al'bitskiy VYu, Modestov AA, Kosova SA, Bondar' VI, Volkov IM. Morbidity of children population in Russia. Moscow: Pediatr"; 2013. 280 p. (In Russian).
  7. Baranov AA, Namazova-Baranova LS, Al'bitskiy VYu. Preventive pediatrics – new challenges. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2012; (2): 3-6. (In Russian).
  8. Modestov AA, Kosova SA, Nevolin YuS, Farrakhov AZ, Fedotkina SA. Health center for children: problems and future development. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Online Scientific Journal]. 2013; 31(3). [Cited 2013 Sep 14]. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/482/30/lang,ru/ (In Russian).
  9. Modestov AA, Kosova SA, Bondar' VI, Fedotkina SA, Nevolin YuS. Modernization of preventive activity in pediatrics: problems and possibilities. Profilakticheskaya meditsina. 2013; (3): 14-21. (In Russian).
  10. Modestov AA, Kosova SA, Bondar' VI, Fedotkina SA, Nevolin YuS, Farrakhov AZ. Children’s health status as a basis for development of the national health prevention programs. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; (4): 53-57. (In Russian).
  11. On organization of health centers to form a healthy life style in the citizens of the Russian Federation including alcohol and tobacco control: the Order of the Ministry of Health and Social Development of the RF of 2009 August 19 N 597n. [Internet] [Cited 2013 Sep 20] Available from: http://base.garant.ru/12169847/ (In Russian).
  12. Social determinates of adolescents’ health and well-being. Geneva: WHO; 2012. 252 p. (In Russian).
  13. Yakovleva TV, Al'bitskiy VYu. Problems and ways to promote a healthy life style in the population of the Russian Federation. Moscow: M-Stodio; 2011. 216 p. (In Russian).
  14. Yakovleva TV, Ivanova AA, Terletskaya RN. Problems of healthy life style promotion in children and students. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. 2012; 93(5): 792-795. (In Russian).

Просмотров: 20654

Комментарии (1)
1. 10-01-2014 11:10
Абсолютно согласна с авторами статьи в том, что в организации выездного обследования в школах отсутствует система обратной связи с родителями. Возможно, осмотр с использованием оборудования ЦЗ должен предшествовать текущему профилактическому осмотру в школах, дополняя его. 
Остаётся вопрос о роли классного руководителя и учителей смежных дисциплин в организации осмотров ЦЗ - из приведённой схемы это не ясно.
Написал(а) Порецкова Галина ( Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ) (Гость)

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 30.12.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search