Байсултанов И.Х.
Гудермесская Центральная районная больница, Чеченская Республика, Россия
Organizing efficient network of medical facilities to provide medical
care to population of Gudermes municipal district of the Chechen
republic
Baisultanov I.Kh.
Gudermes central district hospital, Chechen Republic, Russia
Резюме. В статье представлены организационные подходы
формирования рациональной сети медицинских организаций для оказания
медицинской помощи сельскому населению Гудермесского сельского
муниципального района Чеченской республики.
Сельские районы территориально протяженны, а населенные пункты
разобщены. Неудовлетворительное состояние дорожно-транспортного
сообщения, специфика условий труда и быта на селе накладывают
дополнительные сложности в организации медицинской помощи населению
сельских муниципальных образований.
В результате вооруженного противостояния на территории Чеченской
Республики в 90-е годы практически была ликвидирована социальная
инфраструктура и системы здравоохранения в частности, в результате чего
не только значительно снизилось число медицинских работников,
проживающих на территории республики, но были разрушены здания и
сооружения учреждений здравоохранения.
Дальнейшее совершенствование медицинской помощи сельским жителям
связано не только с ее приоритетным ресурсным обеспечением, но и
совершенствованием организационно-управленческих технологий.
В основу стратегии восстановления и развития здравоохранения сельских
муниципальных районов Чеченской республики положен принцип обеспечения
этапности и доступности первичной, в том числе экстренной,
специализированной и диагностической медицинской помощи сельскому
населению для чего определена временная и транспортная доступность.
Создание Межрайонного медицинского центра позволило обеспечить
оказание специализированной помощи пациентам нескольких сельских
районов.
Ключевые слова: сельское население, сеть медицинских организаций,
формирование рациональной сети, временная и транспортная доступность
медицинской помощи.
Abstract. The article presents organizational approaches to
develop an efficient network of medical facilities to provide medical
care to rural population of the Gudermes rural municipal district of the
Chechen republic.
Rural districts are characterized by extensive territories and
isolated settlements. Unsatisfactory condition of transport connection,
specifics of agricultural labor and life in rural areas cause additional
difficulties in care organization to population of rural
municipalities.
The armed conflict in the Chechen Republic in the 1990s almost
totally destroyed the social infrastructure and healthcare system. As a
result, the number of medical staff - residents essentially reduced,
medical buildings and facilities were destroyed.
Further improvement of medical care delivery to rural dwellers is
related both to its priority resources’ provision and development of
organizational and managerial technologies. The recovery and development
strategy of healthcare in rural municipalities in the Chechen Republic
is based upon the step-by-step approach and availability of primary care
including emergency, specialized and diagnostic care to rural
population with specification of timing and transport availability.
Creation of the Interdistrict medical center allowed to provide
specialized care to patients from several rural districts.
Keywords: rural population; network of medical facilities;
organization of efficient network; timing and transport availability of
medical care.
В Российской федерации значительная часть населения живёт в сельской местности, поэтому вопросы организации и состояния медицинской помощи сельским жителям имеют огромное социальное, политическое и экономическое значение [4].
Основной целью совершенствования организации сельского здравоохранения является создание системы, которая обеспечивала бы государственные гарантии доступности медицинской помощи сельскому населению на основе повышения эффективности использования ресурсов, стратегического планирования сети здравоохранения, кадровой, медико-технической, фармацевтической и информационной политики» [2,3].
Период реформ в стране совпал со сложным периодом вооруженного противостояния на территории Чеченской Республики, что привело практически к ликвидации социальной инфраструктуры и системы здравоохранения в частности. В результате событий 90-х годов не только значительно снизилось число медицинских работников, проживающих на территории республики, но были разрушены здания и сооружения учреждений здравоохранения.
Руководством Чеченской Республики и органами управления сельских муниципальных образований решается проблема восстановления системы здравоохранения соответствующей современным требованиям при рациональном расходовании материальных и финансовых средств. Качественное решение проблемы проводится на основе анализа демографических процессов и состояния здоровья населения.
Совершенствование организации здравоохранения Чеченской Республики направленное на повышение доступности и улучшение качества медицинской помощи сельским жителям в сложившихся условиях обосновывают необходимость научной разработанной стратегии восстановления и развития здравоохранения.
В основу стратегии восстановления и развития здравоохранения Чеченской Республики положены нормативно-правовые требования Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
До 2011 года все виды медицинской помощи (включая мероприятия лечебного и профилактического значения) в зависимости от места и условий, особенностей организации и квалификации специалиста подразделялись на:
- -первую медицинскую помощь (самопомощь, взаимопомощь, помощь санинструктора);
- -доврачебную помощь (фельдшерскую) помощь, оказываемую средним медицинским персоналом;
- -первую врачебную помощь (простейшие врачебные лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия);
- -квалифицированную медицинскую помощь, включающую сложные врачебные манипуляции терапевтического или хирургического профиля, осуществляемые врачом-специалистом с применением необходимого медицинского оснащения и в соответствующих условиях;
- -специализированную медицинскую помощь (помощь «узких» специалистов) в специально предназначенных для этих целей лечебно-профилактических учреждений.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] классифицирует медицинскую помощь по видам, условиям и формам оказания.
К видам медицинской помощи относится а) первичная медико-санитарная помощь, б) специализированная медицинская помощь, в) скорая медицинская помощь, г) паллиативная медицинская помощь.
По месту оказания медицинская помощь может предоставляться а) вне медицинской организации, б) амбулаторно, в) в дневном стационаре, г) стационарно.
По формам медицинская помощь подразделяется на а) экстренную, б) неотложную, в) плановую.
Условия жизни сельских жителей отличаются от условий жизни в городах. Сельские районы территориально протяженны, а населенные пункты разобщены. Неудовлетворительное состояние дорожно-транспортного сообщения, специфика условий труда и быта на селе накладывают дополнительные сложности в организации медицинской помощи населению сельских муниципальных образований
Дальнейшее совершенствование медицинской помощи сельским жителям связано не только с ее приоритетным ресурсным обеспечением, но и совершенствованием организационно-управленческих технологий. Решение этих проблем является существенным резервом оптимизации деятельности не только медицинских организаций сельского муниципального района при оказании медицинской помощи, но и всей системы медицинского обеспечения населения в сельской местности в целом.
В сельской местности имеет место низкая доступность специализированной медицинской помощи, закрытие участковых больниц, нехватка квалифицированных медицинских кадров. На стадии констатации проблем находится обеспечение условий для оказания квалифицированной медицинской помощи, адекватное финансирование, укрепление материально-технической базы.
По опыту некоторых регионов, оптимальным решением проблем оказания медицинской помощи населению сельских районов является организация системы общей врачебной практики. Именно в сельской местности врачи общей практики могут взять на себя оказание медицинской помощи больным терапевтического профиля и нуждающимся в неотложной помощи, в меньшей степени с заболеваниями ЛОР органов, офтальмологическими и хирургическими заболеваниями.
Не удовлетворительное состояние амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи определяет особую роль скорой медицинской помощи жителям сельских районов.
При выездах в отдаленные населенные пункты из-за больших расстояний и состояния подъездных путей такой норматив 15-минутной транспортной доступности выполняться не может. В этой связи необходимо организовать оказание доврачебной медицинской помощи силами работников фельдшерско-акушерских пунктов, как отделение скорой медицинской помощи в состоянии обеспечить только транспортировку больного в стационар.
Повышение результативности медицинской помощи в системе здравоохранения сельского муниципального района может быть достигнуто обеспечением соответствия мощности и структуры сети лечебно-профилактических учреждений и доказательными объемами необходимой медицинской помощи, в том числе внезапно заболевшим и пострадавшим.
При совершенствовании медицинской помощи жителям сельского муниципального района обязательным условием является соблюдение этапности лечебно-диагностического процесса и усиление роли первичного звена медицинской помощи в общей системе оказания медицинской помощи.
Организационная система медицинской помощи должна сочетать эффективность и доступность предоставляемой медицинской помощи внезапно заболевшим и пострадавшим.
Система медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на территории Гудермесского сельского муниципального района является составной частью регионального (республиканского) медицинского районирования, основанного на обеспечении доступности высокотехнологичной специализированной медицинской помощи заболевшим, пострадавшим при несчастных случаях, травмах и отравлениях.
При организации медицинской помощи на территории Гудермесского сельского муниципального района соблюдалось сочетание общих подходов к формированию рациональной системы оказания медицинской помощи населению сельского муниципального района и региональных особенностей территории, в частности, численности и состава населения, характера расселения, уровня социально-экономического развития и транспортной инфраструктуры.
Реализация этих принципов позволила обеспечить оптимизацию использования имеющихся ресурсов (материально-технических, кадровых, финансовых) с одновременным повышением медицинской и социальной эффективности деятельности медицинских учреждений при предоставлении медицинской помощи на территории сельского муниципального района и региона в целом.
Формирование рациональной системы оказания медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на территории Гудермесского сельского муниципального района включает предварительные расчеты потребности населения муниципального района в различных видах медицинской помощи, так как медицинская помощь оказывается при различных заболеваниях и состояниях.
Общий алгоритм формирования рациональной сети медицинских учреждений Гудермесского сельского района представлен на схеме 1.
Общая мощность сети медицинской помощи Гудермесского района, адекватная расчетной потребности населения (независимо от места ее оказания), определялась как частное от деления расчетных объемов медицинской помощи на годовую нагрузку на единицу измерения сети различных видов медицинской помощи (врачебная должность амбулаторного приема, больничная койка, односменная бригада скорой помощи, должность специалиста диагностической службы).
Для повышения эффективности оказания медицинской помощи, в том числе внезапно заболевшим и пострадавшим общая мощность сети распределяется по уровням (этапам), характеризующимся, в первую очередь, степенью сложности медицинских технологий.
Схема 1. Схема формирования рациональной сети медицинских организаций Гудермесского района
Распределение общей мощности сети медицинских организаций по уровням производилась с учетом сочетания принципов эффективности и территориальности (временной) доступности медицинской помощи.
Сложность сочетания этих принципов обусловлена разнонаправленностью действий, обеспечивающих максимально возможную реализацию каждого из этих принципов в отдельности.
Эффективность предоставляемой медицинской помощи достигалась за счет концентрации сил и средств при возможном снижении уровня территориальной (временной) доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Максимальное приближение возможно большего числа видов и объемов медицинской помощи к месту проживания жителей небольших населенных пунктов приводит к увеличению затрат, что характерно для сельской местности
Для достижения компромисса при формировании рациональной муниципальной сети лечебно-профилактических учреждений использовались два показателя.
Один из применяемых показателей - показатель временной доступности, прежде всего экстренной медицинской помощи (с учетом расстояния, транспортных возможностей и развития средств связи), позволяющего оказать медицинскую помощь в сроки, не оказывающие существенного влияния на снижение ее медицинской эффективности.
Для принятия эффективных управленческих решений по обеспечению требований к географической, транспортной и временной доступности медицинской помощи по каждому медицинскому учреждению составлена таблица "Параметры транспортной и временной доступности медицинской помощи жителям населенных пунктов Гудермесского сельского муниципального района" (таблица).
Таблица
Параметры транспортной и временной доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи жителям населенных пунктов Гудермесского сельского муниципального района
Населенный пункт |
Число жителей |
Радиус района
обслуживания (км.)
|
Временная доступность (в мин.) |
Керла-Энгеной |
2925 |
7 |
15 |
Мелчхи |
2779 |
8 |
15 |
Дарбанхи |
2667 |
6 |
15 |
Брагуны |
3115 |
8 |
15 |
Новый Беной |
3462 |
7 |
15 |
Комсомольское |
3752 |
4 |
15 |
Бильтой-юрт |
1595 |
8 |
20 |
Гордали |
1569 |
6 |
15 |
Шуани |
2583 |
9 |
20 |
Ишхой-юрт |
3449 |
10 |
20 |
Герзель |
1896 |
8 |
20 |
Азамат-юрт |
1550 |
6 |
15 |
В. Нойбер |
3688 |
9 |
20 |
Хангиш-юрт |
837 |
4 |
15 |
Кади-юрт |
4750 |
11 |
20 |
Герзель-аул |
1697 |
5 |
15 |
Беной-2 |
2416 |
5 |
15 |
Второй показатель - минимальный набор лечебно-диагностических возможностей оказания различных, прежде всего экстренных, видов медицинской помощи, обеспечивающий приемлемый уровень эффективности ее оказания.
В качестве критериев формирования минимального набора лечебно-диагностических возможностей оказания различных, прежде всего экстренных, видов медицинской помощи были выбраны объемы нагрузки по каждому виду медицинской помощи соответствующие нормативной нагрузке на две врачебные должности, что позволяет обеспечить взаимозаменяемость при периодическом отсутствии одного из специалистов (отпуск, учеба, болезнь, иные уважительные причины). Кроме того, технология проведения многих лечебно-диагностических мероприятий требует наличия минимум двух специалистов особенно при высокой ресурсоемкости лечебно-диагностического процесса (онкология, офтальмология, кардиохирургия, сосудистая неврология и т.п.). В этом случае объем минимального набора лечебно-диагностических возможностей и степень концентрации оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи зависят от экономических возможностей сельского муниципального района.
При формировании рациональной сети медицинской помощи Гудермесского сельского муниципального района, в том числе внезапно заболевшим и пострадавшим, определены несколько уровней медицинской помощи (схема 2). Учитывая развитие медицинских технологий, транспортной сети и средств связи в Гудермессом сельском муниципальном районе, определена трехуровневая муниципальная система оказания медицинской помощи, которая является составной частью региональной (республиканской) организационной системы оказания медицинской помощи.
На первом уровне осуществляется оказание тех видов помощи для жителей муниципального образования, которые относящиеся к первичной медико-санитарной помощи и предоставляются в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях, травмпункте, станции скорой медицинской помощи, приемных отделениях стационаров.
На втором уровне осуществляется оказание специализированной медицинской помощи для населения муниципального образования в Межрайонном медицинском центре на базе Гудермесской Центральной районной больницы и специализированных стационарных медицинских учреждениях.
На третьем уровне осуществляется оказание специализированной высокотехнологичной стационарной медицинской помощи, которые не могут быть предоставлены на районном уровне (кардиохирургия и другие высокотехнологичные методы диагностики и лечения).
Схема 2. Формирование уровней оказания медицинской помощи в системе здравоохранения Гудермесского сельского муниципального района
Мощность и структура медицинских услуг предоставляемых в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня определяется имеющейся материальной базой здравоохранения, инвестиционными возможностями сельского муниципального района и региона.
В тех населенных пунктах, где временная доступность медицинской помощи (с учетом расстояния, транспортных возможностей и развития средств связи) в условиях сформированной сети медицинской помощи превышает установленные временные показатели доступности экстренной медицинской помощи, формируются медицинские учреждения в радиусе нормативной доступности меньшей мощности, чем необходимая мощность медицинского учреждения в соответствии с нормативами. Решение о снижении мощности медицинского учреждения принималось органами местного самоуправления Гудермесского сельского муниципального района, управлением здравоохранения сельского муниципального района и Министерством здравоохранения Чеченской республики после изучения возможностей сокращения величины временной доступности.
Для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов осуществляется развертывание в сельских врачебных амбулаториях отделений с неспециализированными общими койками для оказания стационарной помощи, где осуществляется уточнение показаний для стационарного лечения в специализированных отделениях муниципального и регионального (республиканского) уровня.
Выводы
- В Гудермесской Центральной районной больнице и сельских врачебных амбулаториях организованны дневные стационары для интенсивного амбулаторного лечения при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний в случаях, не требующих круглосуточного наблюдения и вмешательства.
- Сформированная региональная сеть медицинской помощи населению Гудермесского сельского муниципального района является составной частью сети медицинских организаций для оказания медицинской помощи, в том числе экстренной медицинской помощи внезапно заболевшим и пострадавшим на территории Чеченской республики.
- Опыт восстановления и развития здравоохранения Гудермесского сельского муниципального района Чеченской республики показал, что для обеспечения доступности и своевременности медицинской помощи, в том числе внезапно заболевшим и пострадавшим, необходима чёткая и безотказная работа санитарного транспорта.
Список литературы
- Галкин Р.А., Суслин С.А., Каширин А.К. Организация медицинской помощи населению в сельских районах пригородного типа. Самара. 2005. 220 с
- Калининская А.А., Сон И.М., Гусева С.Л., Стукалов А.Ф. Модель реформирования первичной медицинской помощи. Здравоохранение Российской Федерации. 2008; (5): 6-10.
- Калининская А.А., Стрючков В.В., Дзугаев А.К., Кудрявцев А.А. Реформирование функционально-организационной структуры здравоохранения села. Здравоохранение Российской Федерации. 2009; (6): 12-16.
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html (Дата обращения: 02.08.2014)
References:
- Galkin R.A., Suslin S.A., Kashirin A.K. Organization of health care to population in rural suburban regions. Samara. 2005. 220 p. (In Russian).
- Kalininskaya A.A., Son I.M., Guseva S.L., Stukalov A.F. Model of reformation of primary health care. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2008; (5): 6-10. (In Russian).
- Kalininskaya A.A., Stryuchkov V.V., Dzugaev A.K., Kudryavtsev A.A. Reformation of functional and organization structure of rural health care. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2009; (6): 12-16. (In Russian).
- On the bases of population health protection in the Russian Federation: the Federal Law of the Russian Federation of 2011, November 21. N 323-FZ. [Internet]. 2011 [cited 2014 Aug 02]. Available from: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html (In Russian).
Просмотров: 15139
|