09.07.2015 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Степанян А.Ж.
MAIN PHASES OF IMPLEMENTING LEGAL AND SOCIAL AND ECONOMIC
TECHNOLOGIES INTO MANAGING THE SYSTEM OF HEALTH RESORT REHABILITATION OF
PEOPLE EXPOSED TO EXTREME STRESS Контактная информация: Степанян Алексан Жораевич - e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Contacts: Alexan Stepanyan, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Резюме. Актуальность. В связи с нестабильной социально-политической ситуацией в некоторых странах бывшего Союза у различных категорий мигрантов возникают психосоматические заболевания сердечно-сосудистой системы, периферической нервной системы, кожи и т. д. Отмечено массовое возникновение социально-стрессовых расстройств и других психосоматических заболеваний среди контингента лиц, проживающих в зонах, подвергшихся военным действиям, что дает основание поднимать вопрос об особой важности организации санаторно-курортной реабилитации указанной категории населения. Цель работы. Целью настоящего исследования являлось научное обоснование системы организации санаторно-курортной реабилитации лиц, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям. Результаты работы. В рамках настоящего исследования была создана логико-лингвистическая модель развертывания хозрасчетных оздоровительных и медицинских служб предприятий курортного сервиса. Вышеуказанная модель включала:
Выводы. В рамках настоящей работы в период 2012-2014 годов, были разработаны и внедрены в практику деятельности баз исследования эффективные организационно-правовые и социально-экономические технологии управления системой мероприятий медико-социальной реабилитации на курортах российского Причерноморья различных категорий мигрантов, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям в связи с последствиями социальных и техногенных катастроф в регионах современной России и в странах, возникших на территориях бывшего СССР. Ключевые слова: мигранты; неблагоприятные факторы; экстремальные стрессовые условия; санаторий; курорт. Abstract. Background. Unstable social and political situation in some former USSR countries contributes to the development of psycho-somatic diseases of the cardio-vascular system, peripheral nervous system, skin, etc. in different categories of migrants. Mass social stress disorders and other psycho-somatic diseases are registered in cohorts residing in areas affected by military activities placing emphasis on organization of rehabilitation of this category of population in conditions of a therapeutic resort. The purpose of the study was to scientifically substantiate the system of therapeutic resort rehabilitation of people exposed to extreme stress. Results. Within the study the author developed a logical-linguistic model of deploying self-sustaining rehabilitation and medical services in health resort facilities. The abovementioned model included the following components:
Conclusions. Within the study, in 2012-2014, we developed and introduced into practice of pilot facilities efficient legal and social and economic technologies for managing the system of medical and social rehabilitation activities at the Russian Black Sea resorts for different categories of migrants exposed to extreme stress due to consequences of social and technogenic disasters in the Russian regions and the former USSR countries. Keywords: migrants; adverse factors; extreme stressful conditions; therapeutic resort; health resort. Введение. Геополитические факторы, лежащие в основе распада государственных структур бывших стран СНГ, наличие локальных военных конфликтов на почве межнациональных или религиозных отношений, другие факторы социально-экономического развития России и некоторых сопредельных с ней стран стали причиной (в последнее десятилетие XXI века) политико-экономических ситуаций, когда значительные контингента населения различных регионов подвергаются массовым экстремальным стрессовым воздействиям. В первую очередь, это относится к контингенту русскоязычного населения, проживавшего ранее в зонах локальных военных конфликтов на Кавказе [1,2,3,4]. Эти бывшие советские граждане, зачастую, являются заложниками политических амбиций различных националистических вооруженных формирований и вынужденно выезжают в другие регионы России, бросая в спешке имущество и рабочие места. В связи с этим актуальным является вопрос о необходимости медико-психологической реабилитации на санаторно-курортном этапе лиц, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям вследствие социальных, природных или техногенных катастроф [5,6,7,8,9]. Результаты и обсуждение. Как показало исследование, женщины из наблюдаемой группы мигрантов были чаще подвержены, чем мужчины таким вариантам социально-стрессовых расстройств, как психогенные адаптивные реакции (соответственно 55,0 % и 43,3 %), тогда как истинные неврозы, наоборот, чаще возникали у мужчин (соответственно 56,7 % у мигрантов-мужчин и 45 % у женщин). Таблица 1 Динамика развития некоторых вариантов социально-стрессовых расстройств у мигрантов, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям, при их компактном проживании длительный период (более 8 месяцев) в Адлерском курортном городке
Среди лиц с неврозами женщины более, чем в 2 раза (45,2 %) по сравнению с мужчинами (21,2 %) страдали неврозами с преобладанием тревожно-фобических расстройств, а неврозы с преобладанием депрессивных расстройств поражали женщин (37,7 %) почти в 4 раза чаще, чем мужчин (10 %). При этом женщины-мигранты жаловались на появление у них чувства собственной "ненужности обществу", что их "забыла и бросила" высшая государственная власть (таблица 1). Диссеминация социально-стрессовых расстройств среди респондентов вышеназванной социальной группы потребовала проведения в жизнь одного из основных организационных принципов подтвердившейся позднее (по предложению автора исследования) организационной технологии реализации системы реабилитационных мероприятий для лиц, подвергшихся стессовым ситуациям на курортах Чёрного моря: расселение их стали производить по различным здравницам мелкими группами, не собирая в каком-либо конкретном санатории большого количества мигрантов. Этот принцип стал основным на курортах российского Причерноморья при реализации в дальнейшем системы реабилитационных мероприятий с различными категориями мигрантов. Другим организационным принципом реализации системы технологий реабилитации лиц, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям (при их проживании на курорте свыше 1 месяца) стал принцип привлечения мигрантов к производственной деятельности здравниц, где они проживали длительный период. Естественно, что описанная категория мигрантов (из числа тех, кому позволяло состояние здоровья) привлекалась к производственной деятельности в здравницах в соответствии с имеющейся у них профессиональной квалификацией. В частности, мигранты, имеющие педагогическое образование, трудоустраивались в штат здравниц, где и проживали, в качестве воспитателей. Они не только организовывали досуг детей (как из семей мигрантов, так и детей, прибывших с родителями на лечение в здравницы по путевкам), но и вели учебно-консультативные занятия (чаще всего на родном языке) среди детей из семей мигрантов. Мигранты, имеющие медицинское образование, были задействованы в рамках штатного расписания здравниц, где они проживали длительный период, в качестве медицинских сестер и врачей. При этом часть из них прошла переподготовку на кафедре курортологии факультета последипломного образования Кубанской медицинской академии, которая функционировала на одной из баз настоящего исследования (санаторий им. Ф.Э. Дзержинского в г. Сочи), а также в Краснодарском муниципальном институте высшего сестринского образования. На этих базах были подготовлены из числа медиков-мигрантов курортные семейные врачи и семейные медицинские сестры, которые активно участвовали в реабилитации различных контингентов мигрантов в здравницах исследуемого региона. Одновременно с этим лицам из числа мигрантов, длительно проживающим в здравницах российского Причерноморья и не имеющим специальности, предлагались для работы в этих организациях должности хозяйственного персонала: сестер-хозяек, официанток, сторожей, санитарок, рабочих пляжа, агентов по снабжению и т.д. Трудовая деятельность мигрантов в здравницах способствовала положительной динамике состояния их психоэмоциональной сферы, что явилось одним из профилактических факторов развития социально-стрессовых расстройств у наблюдаемого контингента лиц, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям в результате социальных или техногенных катастроф. С участием переподготовленных медиков-мигрантов в здравницах-базах исследования были сформированы специализированные профильные медицинские отделения, оказывающие медико-социальную помощь лицам, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям и проходящим реабилитацию на курортах российского Причерноморья. Обязательным условием функционирования подобных медицинских отделений было наличие в их штате квалифицированных психологов и (как уже отмечалось) курортных семейных врачей, представляющих оригинальную модификацию врача общей практики. Исходя из вышеизложенного, принцип создания специализированных медицинских отделений для мигрантов, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям, стал третьим основным организационным принципом в реализации технологий реабилитации на курортах изучаемого контингента пациентов. Таким образом, комплексный методологический подход позволил сформировать основные организационные принципы изменения деятельности и профилизации отделений, изложенные выше и внедренные в практику работы здравниц Черноморского зонального управления спецсанаториев, специализирующихся на медицинской и социальной реабилитации пациентов и членов их семей, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям. Совокупность постоянно изменяющихся экономических условий развития современной России заставила изыскивать новые правовые подходы к управлению медицинскими и санаторно-курортными учреждениями, которые оказывают медико-социальную помощь лицам, подвергшимся экстремальным стрессовым воздействиям. Прежде всего, были разграничены юридическое понятие "санаторно-курортное учреждение" и аналогичное понятие "санаторно-курортное предприятие". Современное российское законодательство трактует понятие "санаторно-курортное учреждение" как организации, финансирующейся строго за счет бюджетных средств. Вместе с тем, удельный процент выделяемых из бюджета средств санаторно-курортным учреждениям, как федеральной, так и муниципальной организационно-правовой формы собственности, продолжает резко снижаться. Это заставило санаторно-курортные учреждения российского Причерноморья изыскивать возможности получения дополнительных ассигнований за счет трех основных источников:
Собственная реализация путевок на санаторно-курортное лечение (в том числе и различным категориям мигрантов) проводилась, во-первых, за счет статистически прогнозируемого процента недозаезда по плановым путевкам (что составило в среднем от 8 до 13 % от плановых показателей загрузки коечного фонда по здравницам-базам исследования), а во-вторых, за счет рационального использования коечной емкости названных здравниц Черноморского зонального управления спецсанаториями Министерства здравоохранения Российской Федерации. Процесс рационального использования коечного фонда базировался на следующих показателях:
Проведение подобной хозрасчетной деятельности, равно как и оказание дополнительных платных медицинских услуг, создало прецедент двойного налогообложения граждан, поскольку при получении вышеназванных платных медицинских услуг конкретный налогоплательщик, получивший путевку в санаторий МЗ РФ, уже оплачивал в виде налогов, изымаемых государством из его заработной платы, и медицинское оборудование, на котором проводились ему, так называемые, платные медицинские услуги, и труд медперсонала. По сути дела, процесс оплаты вышеназванных дополнительных платных медицинских услуг являлся прерогативой исключительно санаторно-курортных предприятий (а не учреждений), действующих в этой организационно-правовой форме согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Таким образом, все бюджетные санаторно-курортные учреждения (вне зависимости от административной подчиненности федеральным или муниципальным структурам власти), производящие, так называемые "дополнительные платные медицинские услуги", согласно действующему российскому законодательству должны были прекратить эту противоправную. Производство платных медицинских услуг населению согласно действующему законодательству Российской Федерации должны оказывать санаторно-курортные предприятия, прошедшие госрегистрацию, соответствующее лицензирование и уплачивающие налоги в установленном законом порядке. Эти законоположения и явились отправной точкой для моделирования организационной технологии управления санаторно-курортными организациями по оказанию эффективной медико-психологической помощи на курортном этапе медицинской и социальной реабилитации пациентов и членов их семей, попадающих под приведенное выше понятие "мигранты курортных регионов". Моделирование вышеназванной технологии осуществлено с применением 3-х основных методологических подходов к процессу управления санаториями вышеназванного профиля:
Правовой метод управления организацией по производству санаторно-курортных услуг базировался на:
Административный метод управления здравницами-базами исследования реализовывался через приказы и распоряжения, постановления следующих административных органов:
Экономический и научный методы управления здравницами-базами исследования осуществлялись при контроле и научном руководстве со стороны следующих управленческих и научных структур:
Вышеназванные методы и формы управления здравницами МЗ России, специализирующимися на реабилитации пациентов и членов их семей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, были оформлены в рамках настоящего исследования. Исходя из конкретных социальных условий развития показателей нездоровья мигрантного населения Российской Федерации, ряд исследователей обосновали необходимость перевода управленческих решений медицинскими и санаторно-курортными организациями на социальный уровень. Анализ предлагаемых этими учеными технологий управления здравницами на вышеназванном уровне позволил сформулировать определение этого рода деятельности в настоящем исследовании. Под социальным уровнем управления санаторно-курортными предприятиями, оказывающими медико-социальную помощь мигрантам, следует понимать систему управленческих решений, направленных на локальную коррекцию всего многообразия социальных факторов, формирующих доступность, комфортность, квалифицированность предоставляемых пациентам санаторно-курортных услуг в сочетании с рентабельностью предприятия, производящего эти услуги, при обязательном соблюдении этим предприятием трудового и налогового законодательства, а также мер по развитию собственной материально-технической базы и социальной защите своих работников. Одним из методов, формирующих социальный уровень управления подобными здравницами в условиях современных экономических реформ, является прием социальной стратификации граждан (в том числе и мигрантов, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям), прибывающих на курорты РФ. Вышеназванная методика социологических исследований позволяет на репрезентативном уровне определить горизонтальную и вертикальную социальную мобильность различных слоев населения, в том числе и различных категорий мигрантов. В условиях современных российских экономических реформ процесс социальной мобильности населения формирует как имущие слои населения, так и социальные группы, чьи доходы находятся ниже потребительской корзины в среднем по Российской Федерации. Социальный уровень управления современными здравницами, оказывающими медико-социальную помощь различным категориям мигрантов, позволяет обратить во благо коллективу предприятия сферы производства курортных услуг выявленную социальную стратификацию населения. Так, например, с одной стороны, появление материально обеспеченных социальных слоев населения России дает возможность здравницам, повысившим комфортность своей материальной базы, реализовать путевки на санаторно-курортное лечение этой социальной группе населения по повышенным ценам. С другой стороны, наличие малоимущих слоев населения дает возможность здравницам, перепрофилизировав старые, ранее убыточные корпуса, открыть в них через Фонды социального страхования, так называемые отделения социальной защиты населения. Используя разработанные в рамках настоящего исследования технологии учреждения и деятельности подобных санаторных отделений социальной защиты населения, санаторий "Кавказ" Хостинского района курорта Сочи в 2010-2014 годах активно применял метод социальной стратификации населения, принимая на лечение ветеранов, инвалидов, одиноких и малоимущих граждан, чей материальный достаток оказался ниже уровня среднепотребительской корзины населения Российской Федерации. При этом оплату путевок для указанной страты населения Хостинского района произвели (в рамках существующего законодательства) Сочинское городское управление социальной защиты населения и Хостинский районный Фонд социального страхования. Указанный методический прием социального уровня управления здравницей позволил коллективу этого ранее убыточного санатория не только погасить долги коммунальным службам города, накопившиеся за период 2010-2014 гг., но и своевременно выплачивать текущую заработную плату своим работникам, налоги в местный и федеральный бюджеты, провести ремонт изношенной материально-технической базы, закупить новое медицинское оборудование, выделить средства на повышение квалификации своих сотрудников. Вместе с этим, прием социальной стратификации при проведении социологических исследований в рамках настоящей работы позволил выявить имущие (вновь возникшие) социальные страты среди прибывающих на курорты различных категорий мигрантов. В этом случае социальный уровень управления здравницами предрасполагал применение комплексных методик привлечения этих социальных страт к процессу развития предприятий сферы производства курортных услуг. Основными методическими приемами в указанной технологии были:
Таблица 2 Задействование имущих и малоимущих социальных страт населения России (в том числе, различных категорий мигрантов) в реализации технологии социального уровня управления здравницами курортов российского Причерноморья в 2012-2014 годах.
Таким образом, прием социальной стратификации различных контингентов мигрантов, прибывающих на курорты российского Причерноморья, позволил в рамках настоящего исследования в 2012-2014 годах сформировать принципы так называемого социального уровня управления здравницами-базами исследования, оказывающими медико-социальную помощь мигрирующему населению России, а также стран, возникших на территориях бывшего СНГ. Выводы. По результатам проведенного исследования были выделены основные категории мигрантов, прибывающие на курорты российского Причерноморья из зон социальных, природных и техногенных катастроф. Сообразно с выявленными категориями мигрантов были разработаны основные этапы системы их санаторно-курортной реабилитации, которые включали:
Список литературы
References:
Просмотров: 12959
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 30.07.2015 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|