ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УСИЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ |
24.09.2015 г. | ||||||
Обухова О.В.
ECONOMIC INSTRUMENTS FOR STRENGTHENING PREVENTIVE ACTIVITIES OF MEDICAL ORGANIZATIONS Контактная информация: Обухова Ольга Валерьевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Contacts: Obukhova Olga, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Резюме: Базовым звеном проведения структурных преобразований в здравоохранении является первый уровень системы оказания медицинской помощи, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью. Помощь, оказанная в амбулаторных условиях, нацелена на усиление профилактики в сфере охраны здоровья и осуществление диспансеризации населения, что заложено в качестве одной из приоритетных задач государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Необходимость интенсификации профилактической деятельности является основным критерием при выборе способа оплаты медицинской помощи, оказанной в первичном звене. Данная потребность и объясняет актуальность представленного материала. Цель: Проанализировать возможности утвержденных программой государственных гарантий способов оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях при реализации задачи интенсификации профилактической деятельности. Материал и методы: Анализ нормативно-правовых документов федерального и субъектного уровней, устанавливающих способы оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях. В качестве научных методов применялись аналитический, статистический и описательный. Результаты: Проанализированы различные механизмы применения способов оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, с точки зрения их влияния на профилактическую деятельность медицинской организации. На сегодняшний день лишь наличие экономических стимулов может повлиять на интенсификацию деятельности медицинских работников. Доказано, что при низкой обеспеченности населения профилактическими мероприятиями наибольший эффект может быть получен при применении затратного способа оплаты – за единицу объема медицинской помощи – за медицинскую услугу, за законченный случай лечения. Выводы: Оплата за законченный случай лечения, оказанный медицинской организацией в амбулаторных условиях, может значительно повлиять на успех профилактической компании, если стоит задача всеобщего охвата населения такой деятельностью, отягощенная дефицитом финансирования системы здравоохранения. Для сдерживания затратных свойств указанного способа оплаты допустимо устанавливать ограничения на объем финансирования медицинской организации, рассчитанный исходя из подушевого норматива и численности прикрепленного застрахованного населения. Ключевые слова: законченный случай; профилактика; амбулаторные условия; способы оплаты; ОМС. Abstract: Basic element of structural reforms in health care is the first level of care delivery, providing primary health care, including specialized primary care. Care provided on the outpatient basis is aimed at strengthening preventive activities in healthcare and provision of regular clinical examination of population, which is incorporated as one of the priority tasks of the state program of the Russian Federation "Healthcare development." Need to intensify preventive activities is the main criterion for choosing a method of payment for medical care provided at primary level. This need explains significance of the paper presented. The purpose of the study: To analyze capacity of the stated by the Program of state guarantees methods of payment for outpatient medical care in the context of implementing objective to intensify prevention activities. Methods: Analysis of legal documents (both federal and regional level), establishing ways of payment for medical care provided in outpatient settings. As to research methods, the author used analytical, statistical and descriptive ones. Results: The author studied practice of using various mechanisms of payment for medical care provided on the outpatient basis, in terms of their effect on preventive activities of a medical organization. Currently, only economic incentives can affect improve performance of health specialists. It is proved that in case of poor population coverage with preventive measures the greatest effect can be achieved by implementation of the costly payment method - per unit, per service, per completed case of treatment. Conclusions: Payment per completed outpatient case can significantly influence success of preventive campaign if the objective is to ensure comprehensive population coverage with such activities, aggravated by insufficient funding of the healthcare system. To control costs associated with this payment method it is possible to limit amount of funding of a medical organization, calculated on the basis of per capita rate and number of the insured catchment area. Keywords: completed case; prevention; outpatient conditions; methods of payment; obligatory health insurance Введение Способ оплаты оказанной медицинской организацией медицинской помощи был и остается одним из механизмов, который позволяет интенсифицировать или ограничивать деятельность медицинской организации, стимулировать или, наоборот, подавлять инициативу медицинских работников по улучшению качества и доступности медицинской помощи. В своих публикациях мы не раз обсуждали достоинства и недостатки каждого из используемых в системе обязательного медицинского страхования способов оплаты [1,3], выявленные на основании исследования опыта их применения в различных субъектах Российской Федерации. Напомним, что в нашей стране задача поиска адекватного направлениям реформирования здравоохранения и эффективного с медицинской и экономической точек зрения способов оплаты не теряет свою актуальность уже на протяжении последних 30 лет. Надо сказать, что и за рубежом поиск эффективных способов оплаты медицинской помощи остается актуальной задачей. Опыт показывает, что каждый этап развития системы здравоохранения требует индивидуальных подходов к ее решению. Однако не только стратегические задачи, стоящие перед системой здравоохранения, являются определяющими при выборе способов оплаты оказанной медицинской помощи. Финансовые возможности, уровень организации здравоохранения в конкретном субъекте Российской Федерации и ее готовность к нововведениям оказывают наибольшее влияние на выработку адекватного и эффективного способа оплаты оказанной медицинской помощи в соответствующих условиях ее оказания. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее – ПГГ) [4] установлены следующие способы оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
С точки зрения влияния на усиление профилактической деятельности медицинских организаций можно утверждать, что в той или иной степени каждый из указанных способов оплаты обладает такими свойствами. Затратные с экономической точки зрения способы оплаты за единицу объема медицинской помощи обладают положительным стимулирующим эффектом, сопровождаемым финансовой мотивацией медицинских работников к предоставлению наибольшего объема тех или иных видов медицинской помощи, услуг, технологий, наиболее всего востребованных населением. Как правило, после достижения необходимого уровня удовлетворения потребности населения в конкретной медицинской помощи целесообразно применять ограничивающие финансовые расходы способы оплаты. К последним могут быть отнесены и законченный случай, и подушевой принцип финансирования на прикрепленное к медицинской организации застрахованное население. Кстати говоря, до сих пор нет четкого понимания реализации первого из указанных в ПГГ для амбулаторных условий способов оплаты. Каким же способом расчета тарифов следует руководствоваться на территории для осуществления способа оплаты «по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай)», по подушевому принципу или за единицу стоимости? Опрос только специалистов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, проводимый в рамках курсов повышения квалификации, конференций, не раз демонстрировал диаметрально противоположные трактовки этого способа оплаты. Если формально исходить из классификационных признаков данных способов оплаты, указанных в Методических рекомендациях Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) от 1993 года [2], то становится ясным, что указанные два способа (подушевой и за единицу объема) взаимоисключают друг друга по многим позициям, в том числе и по таким, как метод возмещения расходов, степень ориентации на объемы деятельности, уровень агрегирования единицы объема деятельности медицинского учреждения, подлежащей оплате. Исследование опыта субъектов показало следующие два возможных варианта трактовки оплаты по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай):
Основное отличие первого варианта от второго заключается в том, что при реальном подушевом принципе объем финансирования медицинской помощи, включенной в подушевой норматив, не зависит от объема фактически оказанных услуг прикрепленному населению, а во втором варианте реализована схема с прямой зависимостью размеров финансирования от фактически оказанного объема медицинских услуг. Анализ тарифных соглашений в части регламентации способов оплаты медицинской помощи в амбулаторных условиях показал высокую частоту использования субъектами второго варианта. Понятно, что при таком подходе главной задачей медицинской организации является полное выполнение установленных объемных показателей по посещениям, что массово стимулирует «приписки». При весьма низких тарифах это есть единственный способ финансового выживания медицинских организаций. Естественно, ни о каких-либо управляющих рычагах, тем более об усилении профилактической направленности, речи не идет, лишь бы выжить. Как отмечают эксперты, при таком подходе наблюдается отсутствие связи между экономическим результатом (его попросту нет) и клиническими результатами деятельности медицинских организаций. Словом, псевдоподушевой принцип оплаты не обладает стимулирующими свойствами, но ограничивает затратность оказания медицинской помощи. Итак, первый вариант оплаты амбулаторной помощи, указанный в ПГГ, представляет собой комбинацию оплаты за единицу и подушевого норматива с той только особенностью, что объемный способ оплаты за единицу медицинской помощи рассчитывается на количество прикрепленного к медицинской организации населения. В связи с этим не понятно, почему второй из указанных в ПГГ способов оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях - за единицу объема медицинской помощи - установлен с ограничением по применению – только при оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования, а также в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц. Тем более, что согласно Порядку проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденному Минздравом России (далее – порядок проведения диспансеризации) [5], оплата диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан, осуществляется по законченному случаю с учетом этапов проведения, то есть, за единицу объема медицинской помощи. Здесь же указано, что при оплате медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования оплата диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан выделяется из подушевого норматива, а значит, оплачивается по факту за выполненные объемы. Оплата за единицу объема оказанных услуг (за посещение, обращение, медицинскую услугу) Установление тарифов за единицу объема оказанных услуг (за посещение, обращение, медицинскую услугу) остается на сегодняшний востребованной потребностью, даже несмотря на регламентацию использования этого способа оплаты только в отношении застрахованных лиц за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования, а также в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц. Даже невзирая на расширение количества субъектов, применяющих в качестве способа оплаты амбулаторной помощи реальный подушевой норматив, тариф за единицу объема медицинской помощи продолжает применяется:
Приказом Минздрава России от 03.02.2015 N 36ан утвержден порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, целью которой является:
Как указано в документе, диспансеризация проводится в два этапа. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации. Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования. Для каждого этапа определен объем диагностических исследований и консультаций. В качестве основных критериев эффективности диспансеризации взрослого населения установлены показатели, аналогичные утвержденным Программой «Развитие здравоохранения»:
При оплате амбулаторной медицинской помощи по законченному случаю лечения заболевания за основу принимается обращение по поводу заболевания, как совокупность медицинских услуг. Обращение по поводу заболевания - это законченный случай лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее двух посещений по поводу одного заболевания. При этом заболевания, на которые установлены стандарты, а также заболевания, на которые стандарты не установлены, группируются в обращение по поводу заболевания по специальностям. Поправочный коэффициент стоимости обращения определяется с учетом кратности посещений в одном обращении и дифференцируется по основным специальностям. Кроме того, учитываются и относительные коэффициенты стоимости одного посещения в зависимости от специальности. Разовые посещения с профилактической целью не включаются в обращения и оплачиваются по тарифам на единицу объема амбулаторной медицинской помощи, установленным Тарифным соглашением субъекта Российской Федерации. При этом допускается установление поправочных коэффициентов по уровню оказания амбулаторной медицинской помощи, а также по целям посещения (консультативная, диспансерное наблюдение, профилактическая, профессиональный осмотр, реабилитационная, прочие). По данным официальной статистической отчетности («Талон амбулаторного пациента») за предыдущий год анализируются частота обращений по заболеванию и посещений с профилактической целью по основным классам болезней в разных возрастно-половых группах, по врачебным специальностям, а также по целям посещения. Группировка зарегистрированных случаев обращений с лечебно-диагностической целью и посещений с профилактической целью проводится по основным классам болезней, отдельным специальностям и периодам времени. В перспективе представляется важным найти соотношение числа посещений в случае обращения по заболеванию, что позволит разработать и внедрить КСГ и КПГ для оплаты амбулаторной медицинской помощи. Субъекты Российской Федерации, в зависимости от готовности и имеющегося опыта в данной сфере могут самостоятельно внедрять эффективные способы оплаты амбулаторной медицинской помощи на основе КСГ и КПГ. Для получения числа посещений в одном обращении пациента в амбулаторно-поликлиническое учреждение, врачебной специальности и диагноза следует обобщить следующие параметры «Талона амбулаторного пациента (далее – ТАП) [6]»:
Учету в ТАП подлежат следующие посещения:
Не подлежат учету как посещения врачей:
Анализ накопленного статистического материала позволит получить информацию, касающуюся кратности числа посещений в каждом случае обращения по классам болезней, специальностям, по заболеваниям. В целом по территориальной программе государственных гарантий кратность посещений по поводу одного заболевания составляет от 2,6 до 3,2 посещения. Факторами, влияющими на показатель кратности посещений в обращении, являются:
Достоинствами применения законченного случая для оплаты амбулаторной помощи являются [4]:
Суть реального подушевого принципа финансирования Из предложенных в ПГГ способов оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, два из них ориентированы на внедрение подушевого принципа оплаты на прикрепленное к медицинской организации население: по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай); по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях. Основная идея реального подушевого принципа финансирования была озвучена руководителем ФФОМС в 2009 году: «… Когда мы говорим о переходе на одноканальное финансирование, мы подразумеваем не просто по одному каналу профинансировать первичное звено, или стационары, или "скорую помощь". … речь идет о более глубоких реформах. … распорядителем средств ОМС должно стать первичное звено. Участковый врач получает определенную сумму средств в зависимости от количества населения. А стимулом для повышения базовой зарплаты должно стать реальное здоровье вверенного ему населения. То есть он должен быть заинтересован осуществить превентивные мероприятия, пригласить больного на обследование, словом, проявить инициативу по отношению к больному. И чем реже у больных будет необходимость обращаться в стационар, вызывать "скорую помощь", тем будет лучше и для больного, и для врача общей практики. Здесь очень важна система сдержек и противовесов. То есть нельзя ни в коем случае допускать запущенных случаев в стационаре и нельзя делать так, чтобы "скорая помощь" необоснованно отказывала. Разумное сочетание всех этих трех видов помощи позволит и более рационально использовать средства здравоохранения в целом….»[7]. Анализ опыта разработки моделей подушевого принципа финансирования ПМСП на прикрепленное население позволили создать следующий перечень вариаций данного метода:
Под подушевым принципом оплаты понимают такой механизм финансирования первичного звена, при котором объем выделяемых средств рассчитывается исходя из количества обслуживаемого (прикрепленного) застрахованного населения и показателей деятельности медицинской организации. Преимущества способа оплаты по подушевому нормативу заключается в возможности прогнозирования общего объема финансирования медицинской помощи, рациональном использовании и контроле за целевым расходованием ресурсов, в т.ч. ограничение общих расходов на медицинскую помощь, контроль за общими расходами вне системы первичной медико-санитарной помощи. Данный способ «сильнее нацеливает на выполнение координирующей функции первичного звена, стимулирует повышение ответственности за состояние здоровья обслуживаемого населения, обеспечивает комплексность лечебно-профилактической работы, сдерживает действие затратного механизма[8]». При таком подходе врачи заинтересованы в снижении числа лиц с запущенной патологией и интенсификации профилактической работы. Использование чистого подушевого норматива, покрывающего расходы только на собственную деятельность, на первоначальном этапе может привести к тому, что данная организация будет заинтересована в расширении необоснованных направлений к узким специалистам, т.е. врачи первичного звена будут ограничивать объем собственной деятельности по лечению пациентов. Для компенсации данного риска специалистами рекомендуется использовать подушевой норматив на собственную деятельность первичного звена, дополненный стимулированием поликлиник за результаты лечебно-профилактической работы. Доходы поликлиники, рассчитанные по подушевому нормативу, дополняются стимулирующими доплатами за достижение установленных показателей: а) текущей деятельности, б) конечных результатов в годовом исчислении, в) вклада в повышение эффективности системы здравоохранения (например, показатели уровня госпитализации обслуживаемого населения, частоты вызовов скорой медицинской помощи, развитие стационарзамещающих технологий, показателей здоровья прикрепленного населения и др.). Эти стимулирующие доплаты определяются на основе формализованной модели оценки конечных результатов. На первоначальном этапе внедрения эффективных способов оплаты амбулаторной помощи специалистами рекомендуется использовать подушевой способ финансирования амбулаторной помощи с использованием модели конечных результатов. На уровне комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования решается вопрос обоснованности включения или исключения тех или иных видов деятельности из подушевого норматива. Если говорить о медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, то решается вопрос о составе подушевого норматива на собственную деятельность, который может включать способы оплаты за следующий состав возможных направлений деятельности:
Не стоит забывать о том, что любая из моделей подушевого принципа оплаты таит в себе реальный финансовый риск для всей системы здравоохранения. Ведь каждый выявленный случай тяжелого заболевания, пусть и на ранней стадии, требует комплексного и затратного медицинского вмешательства. Потребуется время, чтобы налаженный механизм профилактической деятельности реально позволял минимизировать расходы системы здравоохранения. Резюмируя описание подушевого принципа оплаты следует констатировать, что для получения реальной отдачи от его применения требуется большая организационная подготовка, бездефицитное и достаточное финансирование, хорошо налаженная связь первичного звена со всеми уровнями оказания медицинской помощи. Поэтому, на сегодняшний день обеспечить охват населения профилактическими мероприятиями и диспансеризацией при отсутствии достаточных финансовых средств возможно лишь при применении способа оплаты за единицу объема медицинской помощи – за законченный случай. А в целях ограничения расходов медицинской организации следует применять псевдоподушевой принцип оплаты, расчет которого основан на подушевом нормативе на прикрепленное застрахованное население. Библиография
References
Просмотров: 12486
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 24.09.2015 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|