О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2015 (44) arrow ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРИОПЕРАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ С ПОЗИЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРИОПЕРАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ С ПОЗИЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА Печать
24.09.2015 г.

Иванов С.В.
ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

ORGANIZING PERIOPERATIVE EYE CARE TO THE ELDERLY AND SENILE PATIENTS FROM THE SAFETY PERSPECTIVE
Ivanov S.V.
All-Russia Research Institute of Railway Hygiene, Moscow

Контактная информация: Иванов Сергей Владимирович, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Sergei Ivanov, Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме. Актуальность. В настоящее время важной проблемой социальной науки является проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей. Наиболее яркий этап большинства людей старших возрастных групп является выход на пенсию и связанные с ним изменения условий жизни и труда, что обуславливает необходимость адаптации к новым жизненным условиям.

Цель работы. Дать характеристику организации оказания периоперационной офтальмологической помощи лицам пожилого и старческого возраста.

Результаты работы. Объем и характер основных видов лабораторно и инструментального обследования у людей разных возрастов совпадал. Исключения составили такие позиции как консультации терапевтом и консультации кардиологом. В пожилом и старческом возрасте консультациями кардиологом были охвачено до операции 99,6+0,1% пациентов, что было достоверно выше (p<0,05) показателя у людей среднего возраста – 82,0+2,2%.

При этом частота периоперационных соматических осложнений и неблагоприятных реакций была достоверно (p<0,05) выше у пациентов пожилого и старческого возраста, чем у пациентов среднего возраста. Например, среди осложнений и неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы частота гипертензивных кризов была выше на 9,2%, периоперационных нарушений ритма сердца и проводимости – на 8,2%, периоперационной ишемии миокарда – на 4,1%.

Также на недостаточном уровне находились вопросы создания безбарьерной среды для пациентов пожилого и старческого возраста.

Выводы. Несмотря на такие различия в рисках оказания помощи и различия в исходном статусе, в офтальмологических отделениях не применялись специализированные гериатрические подходы: например, когнитивные функции были оценены только у 38,8% пациентов пожилого и старческого возраста, риск падений не определялся, целенаправленная регистрация случаев падений во время пребывания в отделении не проводилась.

Область применения. Полученные результаты можно использовать при разработке программ обучения врачей, медицинских сестер и младших медицинских работников офтальмологический отделений, с целью повышения уровня знаний в вопросах организации медицинской помощи пожилым людям.

Ключевые слова: офтальмологическая помощь, пожилой и старческий возраст, периоперационная подготовка, организация медицинской помощи, безопасность.

Abstract. Background. Nowadays, an important problem of social science is socialization and socio-psychological adaptation of the elderly. Retirement and related changes in life and work is a high point for the older age groups determining the necessity to cope with the new life conditions.

The study purpose. To describe organization of perioperative eye care to the elderly and senile people.

Study results. Volumes and contents of major laboratory and instrumental examinations in patients of different age were the same. Exceptions included therapy and cardiology consultations. Both in older and senile ages cardiology consultations before surgery covered 99.6+0.1% patients which was statistically significantly higher (p<0.05) than in middle age patients – 82.0+2.2%. Furthermore, frequency of perioperative somatic complications was statistically significantly higher (p<0.05) in the elderly patients than in the middle age patients. For example, among complications and adverse reactions of the cardiovascular system, prevalence of hypertensive crises was higher by 9.2%, perioperative cardiac rhythm and conduction disturbances – by 8.2%; and perioperative myocardial ischemia – by 4.1%. Also, problems of barrier-free environment for the elderly patients remained unsolved.

Conclusions. Despite the existing differences in risks of care provision and differences in initial status, ophthalmology departments didn’t apply special geriatric approaches: for example, cognitive functions were estimated in only 38.8% of the elderly and senile patients; risk of falling wasn’t estimated, and intentional registration of falling during the hospital stay wasn’t implemented.

Scope of application. The obtained results can be used to develop training programs for doctors, nurses and medical technicians of ophthalmology departments to increase knowledge about care organization for the elderly.

Keywords: Ophthalmology care; older and senile age; perioperational preparation; organization of medical care; safety.

Введение. Современная социальная обстановка во всем мире, связанная с неуклонным техническим прогрессом, веком информационных технологий ориентирована на молодость, активный образ жизни, все это делает демографический слой людей старших возрастов наиболее уязвимым [1,2,3,4]. Проведенные исследования показали, что у многих людей пожилого и старческого возраста присутствует в сознании низкая самооценка, ассоциирующаяся с такими понятиями, как «ущербный», «отживший». Это обусловлено с сужением круга возможностей пожилых людей, причем, как физических, так и социальных. Низкая удовлетворенность жизнью, а также низкая способность к социальной адаптации в данном возрасте связана с присутствием у людей старших возрастов различных заболеваний, которые могут приводить к утрате жизненно важных функций, таких как зрение и др. [5,6].

Для обеспечения высокого качества жизни таких людей необходима успешная социализация, приспособление к условиям окружающей среды [7]. Современные социологические исследования подтверждают, что пациенты пожилого и старческого возраста с нарушенной функцией зрения сталкиваются со многими экономическими и медицинскими проблемами. В частности, для таких людей характерны такие проблемы как нарушение общения с другими людьми, как вследствие нарушения зрительных ощущений, так и с изменениями психики, сопровождающие потерю зрения, характерно затруднение ориентации в пространстве, обучения, снижение трудоспособности, самообслуживания [8,9].

Результаты и обсуждение. Были проанализированы объемы предоперационного обследования пациентов офтальмологических отделений. Оказалось, что несмотря на наличие описанных в предыдущей главе отличий в характеристике пациентов пожилого и старческого возраста по сравнению с пациентами среднего возраста, объем обследования по большинству параметров не отличался. Так, объем и характер основных видов лабораторно и инструментального обследования у людей разных возрастов совпадал. Исключения составили такие позиции как консультации терапевтом и консультации кардиологом. В пожилом и старческом возрасте консультациями кардиологом были охвачено до операции 99,6+0,1% пациентов, что было достоверно выше (p<0,05) показателя у людей среднего возраста – 82,0+2,2%. В пожилом и старческом возрасте консультациями кардиологом были охвачено до операции 53,3+0,1% пациентов, что было достоверно выше (p<0,05) показателя у людей среднего возраста – 14,2+1,6% (табл. 1).

Таблица 1

Охват основными видами предоперационного обследования пациентов офтальмологических отделений (в процентах)

Основные виды предоперационного обследования Пациенты среднего возраста Пациенты пожилого и старческого возраста
Общий анализ крови 99,1+0,1 99,7+0,1
Анализ крови на содержание глюкозы 97,7+0,2 98,0+0,2
Анализ крови на содержание холестерина 64,3+4,4 66,8+5,0
Анализ крови на содержание билирубина 71,7+3,2 72,6+2,9
Анализ крови на содержание мочевины 80,0+3,4 82,3+2,9
Анализ крови на содержание креатинина 68,2+3,1 70,1+4,3
Электрокардиография 98,6+0,6 99,2+0,2
Ультразвуковое исследование сердца 24,2+4,8 27,1+3,8
Консультация терапевтом 82,0+2,2 99,6+0,1*
Консультация кардиологом 14,2+1,6 53,3+0,1*
Консультация неврологом 6,4+1,2 7,1+1,1

*p<0,05 между пациентами среднего и пожилого/старческого возраста

При этом частота периоперационных соматических осложнений и неблагоприятных реакций была достоверно (p<0,05) выше у пациентов пожилого и старческого возраста, чем у пациентов среднего возраста. Например, по среди осложнений и неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы частота гипертензивных кризов была выше на 9,2%, периоперационных нарушений ритма сердца и проводимости – на 8,2%, периоперационной ишемии миокарда – на 4,1% (табл. 2).

Таблица 2

Частота периоперационных осложнений и неблагоприятных со стороны сердечно-сосудистой системы у пациентов офтальмологических отделений (на 100 оперированных пациентов)

Основные виды предоперационного обследования Пациенты среднего возраста Пациенты пожилого и старческого возраста
Гипертензивные реакции 4,2+0,2 13,4+1,1*
Периоперационные нарушения ритма сердца и проводимости 3,6+0,2 11,8+0,7*
Периоперационная ишемия миокарда 1,1+0,1 5,2+5,3*

*p<0,05 между пациентами среднего и пожилого/старческого возраста

Несмотря на такие различия в рисках оказания помощи и различия в исходном статусе, в офтальмологических отделениях не применялись специализированные гериатрические подходы: например, когнитивные функции были оценены только у 38,8% пациентов пожилого и старческого возраста, риск падений не определялся, целенаправленная регистрация случаев падений во время пребывания в отделении не проводилась.

Также на недостаточном уровне находились вопросы создания безбарьерной среды для пациентов пожилого и старческого возраста. В частности, из 21 изученного отделения, только в 5 (23,8%) коридоры были оборудованы специальными поручнями для облегчения ходьбы, наглядная информация специальными увеличенными шрифтами использовалась в 7 отделениях (33,3%), отсутствовали пороги между коридором и палатами – в 11 отделениях (52,4%), предлагались трости и ходунки для облегчения передвижения – в 12 отделениях (57,1%), предлагались сопровождающие для передвижения из числа младшего персонала и волонтеров – в 13 отделениях (61,9%) (рис. 5.2), предлагалось сопровождение гигиенических процедур – в 9 отделениях (42,9%).

Сотрудники офтальмологических отделений испытывали недостаток профессиональных знаний в области геронтологии и гериатрии. Из 92 опрошенных врачей 90 врачей (97,8%) отметили, что во время прохождения последипломных форм подготовки (клиническая ординатура, клиническая интернатура, сертификационные циклы, циклы тематического усовершенствования) они получили знания по особенностям патогенеза, диагностики, лечения патологии органа зрения в пожилом и старческом возрасте. Вместе с тем, знания по особенностям функционирования пожилого организма в целом получили только 45 человек (48,9%), а знания в области специализированного гериатрического осмотра, диагностики и профилактики гериатрических синдромов и создания безопасной безбарьерной среды – только 9 человек (9,8%) (рис. 1). Такая же ситуация складывалась и в профессиональном последипломном образовании медицинских сестер. Младшие медицинские сотрудники какой-либо подготовки по основам общения и оказания помощи людям пожилого и старческого возраста не получали вообще.

Рис.1
Рис. 1. Наличие элементов безбарьерной среды в офтальмологических отделениях (в %).

Выводы. Таким образом, пациенты пожилого и старческого возраста, страдающие патологией органа зрения, представляют собой особую группу пациентов, у которых медико-социальные последствия патологии органа зрения формируются не только вследствие самого офтальмологического заболевания, но также и вследствие возрастного фактора как такового, наличия повышенного риска развития таких гериатрических синдромов как падения и когнитивные расстройства, что реализуется не только в снижении функции зрения, но и в снижении уровня независимости в повседневной жизни.

Библиография

  1. Архипова О.В. Обучение как условие успешной адаптации пожилых людей в стационарных условиях. Актуальные проблемы психологического знания 2011; (2): 99-105.
  2. Алексеева Г.С., Трифонова Н.Ю., Вирясов А.В., Лившиц С.А. Обоснование организации возраст-ориентированной модели оказания медицинской помощи женщинам пожилого возраста с недержанием мочи. Социальные аспекты здоровья населения. [Электронный научный журнал]. 2014; 40(6). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/637/30/lang,ru/
  3. Дёмин А.В., Грибанов А.В. Особенности постурального баланса у работающих и неработающих пожилых мужчин. Врач-Аспирант 2013; (1): 34–39.
  4. Дёмин А.В., Гудков А.Б. Особенности постуральной нестабильности у мужчин пожилого и старческого возраста. Врач-аспирант 2011; (4): 570–575.
  5. Дёмин А.В., Гудков А.Б., Грибанов А.В. Особенности постуральной стабильности у мужчин пожилого и старческого возраста. Экология человека 2010; (12): 50–54.
  6. Любимова М.П., Любимов А.А. Правила взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых людей с нарушением зрения в процессе передвижения. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2013; (6): 28 - 32.
  7. Либерман Л.М., Андронова А.Н., Платиканова М.С. Обучение пожилых людей для поддержания физической активности и здорового образа жизни. Перспективы науки 2013; (3): 189-190.
  8. Попов Е.В. Меры по созданию безбарьерной среды для инвалидов в курской области и оценка их эффективности. Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания 2014; (1): 67 - 71.
  9. Тимошенко М.П. Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в российской федерации. Современное развитие экономических и правовых отношений 2014; (1): 313-321.

References

  1. Arkhipova O.V. Obuchenie kak uslovie uspeshnoy adaptatsii pozhilykh lyudey v statsionarnykh usloviyakh [Training as a condition for successful adaptation of the elderly in inpatient care]. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya 2011; (2): 99-105.
  2. Alekseeva G.S., Trifonova N.Yu., Viryasov A.V., Livshits S.A. Obosnovanie organizatsii vozrast-orientirovannoy modeli okazaniya meditsinskoy pomoshchi zhenshchinam pozhilogo vozrasta s nederzhaniem mochi [Rationale for organization of age-based model for providing medical care to elderly women with urinary incontinence]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online]. 2014; 40(6). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/637/30/lang,ru/
  3. Demin A.V., Gribanov A.V. Osobennosti postural'nogo balansa u rabotayushchikh i nerabotayushchikh pozhilykh muzhchin [Features of postural balance in working and non-working elderly men]. Vrach-Aspirant 2013; (1): 34–39.
  4. Demin A.V., Gudkov A.B. Osobennosti postural'noy nestabil'nosti u muzhchin pozhilogo i starcheskogo vozrasta [Features of postural instability in elderly and old men]. Vrach-Aspirant 2011; (4): 570–575.
  5. Demin A.V., Gudkov A.B., Gribanov A.V. Osobennosti postural'noy stabil'nosti u muzhchin pozhilogo i starcheskogo vozrasta [Features of postural stability in elderly and old men]. Ekologiya cheloveka 2010; (12): 50–54.
  6. Lyubimova M.P., Lyubimov A.A. Pravila vzaimodeystviya soprovozhdayushchikh i soprovozhdaemykh lyudey s narusheniem zreniya v protsesse peredvizheniya [The rules of interaction between persons accompanying patients with visual impairment and those accompanied while their moving]. Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya 2013; (6): 28 - 32.
  7. Liberman L.M., Andronova A.N., Platikanova M.S. Obuchenie pozhilykh lyudey dlya podderzhaniya fizicheskoy aktivnosti i zdorovogo obraza zhizni [Training of the elderly for providing physical activity and healthy life style]. Perspektivy nauki 2013; (3): 189-190.
  8. Popov E.V. Mery po sozdaniyu bezbar'ernoy sredy dlya invalidov v kurskoy oblasti i otsenka ikh effektivnosti [Measures for creating barrier-free environment for disabled persons in Kursk region and assessment of their efficiency]. Aktual'nye problemy sotsial'no-gumanitarnogo i nauchno-tekhnicheskogo znaniya 2014; (1): 67 - 71.
  9. Timoshenko M.P. Problemy trudoustroystva i professional'nogo obucheniya invalidov v rossiyskoy federatsii [Problems of employment and professional training of the disabled in the Russian Federation]. Sovremennoe razvitie ekonomicheskikh i pravovykh otnosheniy 2014; (1): 313-321.

Просмотров: 10394

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 28.09.2015 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search