Проблемы внедрения медико-экономических стандартов в учреждения, оказывающие стационарную медицинскую помощь |
10.09.2008 г. | ||||||||
Обухова О.В., Базарова И.Н., Гавриленко О.Ю.
Problems in implementation of medical and economic standards in medical facilities providing inpatient medical care
По данным о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ПГГ) за 2006 год, в структуре финансовых расходов по видам медицинской помощи расходы на оказание стационарной помощи составили 60,4% от общего объема расходов [1]. Большая затратность государственных средств в оказании населению стационарной медицинской помощи ведет к необходимости внедрения и использования наиболее эффективных методов ее оплаты. Для решения задачи выбора метода оплаты стационарной помощи важен тот факт, что 85,3% больничных учреждений от числа принявших участие в реализации ПГГ в 2006 году работали в системе ОМС. Данное обстоятельство позволяет обосновать выбор наиболее эффективной методики оплаты услуг стационарных учреждений с возможностью ее распространения во всех регионах Российской Федерации. На сегодняшний день в большинстве субъектов Российской Федерации оплата медицинской помощи стационарным учреждениям здравоохранения производится по укрупненным единицам объемов медицинской помощи по видам (койко-день - в стационаре, пациенто-день - в дневных стационарах). Реже используются способы оплаты, ориентированные на результат (за больного, за заболевание и т.д.). Широко распространенными во всем мире методами оплаты стационарной медицинской помощи являются [3, 5, 6, 8]:
Каждый из перечисленных методов имеет как свои преимущества, так и недостатки. При сметном финансировании у больничного учреждения нет экономической заинтересованности медицинских работников в улучшении здоровья населения и в эффективном использовании средств, отсутствие полного контроля за приписками, стремление медицинских работников направить пациентов в другие учреждения и к другим специалистам, а также сокращение объемов оказываемой помощи отдельным пациентам [5, 6, 7, 8]. Оплата за услуги является наиболее затратным и наименее поддающимся контролю методом, который ведет к резкому увеличению расходов на стационарную помощь. Оплата за койко-день ведет к тому, что больницы постепенно превращаются в социальные учреждения, где персоналу выгодно, чтобы пациенты находились в больнице как можно дольше и с наиболее легкими заболеваниями. Оплата за пролеченного больного является достаточно прогрессивным методом, стимулирующим врачей интенсифицировать лечебно-диагностический процесс, сокращать сроки госпитализации, повышать качество помощи. Но его использование требует определенной готовности и медицинских учреждений, и плательщиков к определенным способам администрирования, контроля за обоснованностью назначаемого лечения [3, 5, 8]. Оплата услуг за законченный случай госпитализации производится по тарифам, дифференцированным в соответствии с принятой классификацией (клинико-статистические группы, медико-экономические стандарты). При этом дифференциация тарифов в разных субъектах производится как по профилям отделений стационара, так и по нозологическим формам (группам нозологических форм). Одним из направлений пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, реализуемого в 21 субъекте Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального проекта «Здоровье», является введение в стационаре механизма оплаты медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных по стандартам медицинской помощи за объемы оказанной медицинской помощи с учетом конечного результата. Задачами выполнения направления выбраны: унификация оказанных объемов и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации, независимо от места проживания, внедрения единых федеральных стандартов оказания медицинской помощи, что в свою очередь влечет к выполнению стандартов оснащенности материально-техническим и кадровым потенциалом лечебно-профилактические учреждения, а также - реализация публичных обязательств государства в сфере здравоохранения по оказанию гражданам доступной, бесплатной и качественной медицинской помощи на основе единого стандарта, действующего на всей территории Российской Федерации [4]. В мероприятиях по направлению в 2007 г. приняли участие пятнадцать субъектов Российской Федерации, в числе которых: Астраханская, Белгородская, Владимирская, Вологодская, Калининградская, Калужская, Ленинградская, Самарская, Свердловская Томская области, Республики Татарстан и Чувашия, Краснодарский и Хабаровский края, а также Ханты-Мансийский автономный округ. В качестве индикаторов мониторинга и оценки выполнения направления пилотного проекта были установлены:
Для решения задач направления уполномоченными органами пилотных субъектов разрабатываются и утверждаются региональные стандарты помощи на основе федеральных стандартов. В большинстве территорий расчеты нормативов финансовых затрат на основе стандартов медицинской помощи, производились в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем министра здравоохранения и социального развития В.И. Стародубовым [2]. В Калужской области для перехода на финансирование стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе региональных стандартов медицинской помощи, областным фондом обязательного медицинского страхования приобретен программный комплекс «Расчет стоимости медицинских услуг». Расчет стоимости медико-экономических стандартов (МЭС) проводится в целом по отделениям в сравнении с расходами при существующем способе оплаты и при введении МЭС. В настоящее время оплата стационарной медицинской помощи производится по однородным группам заболеваний (ОГЗ), переход на оплату по МЭСам проводится поэтапно по отделениям, по мере их подготовки. С февраля 2008 г. эндокринологическое отделение областной больницы перешло на оказание стационарной помощи по рассчитанным на основе федеральных стандартов МЭСов (10 нозологий). Оплата оказанной в отделении помощи производится страховой медицинской организацией (СМО) на основе ОГЗ, возникающая разница по медикаментам, параклинике оплачивается отделению за счет средств пилотного проекта, получаемых больницей. В системе здравоохранения Белгородской области разработаны и внедрены территориальные стандарты на медицинские услуги. Оплата медицинской услуги в стационарах осуществляется по законченному случаю по утвержденным тарифам на базе медико-экономических стандартов по основным нозологическим формам заболеваний. На сегодняшний день на региональном уровне внедрено 2 федеральных стандарта стационарной , 14 амбулаторно – поликлинической помощи, кроме того, внедрено 642 региональных стандарта для взрослого населения и 519 для детского населения по 4049 взрослым и 3972 детским заболеваниям и состояниям. Оплата медицинской помощи осуществляется по разработанным и внедрённым стандартам. В Астраханской области оплата по МЭС не ведется в связи с долговременной стадией принятия разработанных медицинских стандартов на уровне департамента Здравоохранения. Действующие региональные стандарты «морально» устарели и учитывают не все новые технологии лечебно-диагностического процесса. На сегодняшний день в работе 415 стандартов по кардиологии, оториноларингологии, офтальмологии, камбустиологии, неврологии, эндокринологии гинекологии, пульмонологии, урологии, проктологии. 21 стандарт медицинской помощи детям по проктологии, оториноларингологии, офтальмологии утверждены приказом министерства здравоохранения Астраханской области №19-Пр от 06.02.2008. При разработке стандартов за основу приняты федеральные стандарты медицинской помощи и Национальный стандарт протокола ведения больных, утвержденный приказом Ростехрегулирования. Департаментом здравоохранения Вологодской области издан приказ № 471 от 17.07.2007 по адаптации МЭСов и разработаны методические рекомендации по их расчету. В работе находятся 140 медицинских стандартов, рассчитано 5 медико-экономических стандартов (острый инфаркт миокарда, ревматоидный артрит, катаракта, пневмония, ожоги). Расчеты нормативов финансовых затрат на основе стандартов медицинской помощи, производятся в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем министра здравоохранения и социального развития В.И. Стародубовым. В настоящее время Министерством здравоохранения Калининградской области совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калининградской области продолжается работа по разработке и внедрению стандартов оказания медицинской помощи, совершенствованию механизмов персонифицированного учета, контроля качества медицинской помощи:
С 1 января 2008 года внедрена оплата лечения в стационаре за законченный случай стационарного лечения по нозологическим формам МКБ-10 (согласно порядку оплаты медицинских услуг в системе ОМС Калининградской области). Банк моделей медицинских услуг Краснодарского края содержит более 14 тыс. стандартов оказания поликлинической, стационарной помощи, и медицинской помощи в дневных стационарах. Однако, учитывая, что работа по разработке и внедрению территориальных стандартов проводится с 1995 года, в настоящее время в рамках реализации пилотного проекта осуществляется переработка стандартов и их оптимизация к федеральной номенклатуре. В этой работе принимают участие специалисты Краснодарского края, Самарской области и Республики Татарстан. При государственном учреждении здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» департамента здравоохранения Краснодарского края организован отдел стандартизации, на базе которого проводится работа по формированию стандартов медицинской помощи. Созданы 33 рабочие группы по направлениям стандартизации медицинской помощи в крае. Разработан алгоритм формирования групп «Банка медицинских услуг» по нозологическим формам в соответствии с кодами МКБ-10. Выделение на основе МКБ-10 нозологических групп позволило определить приоритетные направления в переработке региональных стандартов на основе существующих требований. По каждому заболеванию определен обязательный перечень лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также – требования к условиям оказания медицинской помощи. В Ленинградской области разработано 40 стандартов оказания медицинской помощи. Для валидизации стандартов оказания медицинской помощи выбраны ЛПУ пяти муниципальных районов. Проведена валидизация 35 стандартов. По 11 нозологиям: гастрит, гоноартроз, коксартроз, гастроэзофагит - рефлюксная болезнь, артериальная гипертония, острый инфаркт миокарда, гипотиреоз, гипертиреоз, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, острый бронхит согласована оплата с территориальным фондом ОМС. Решением межведомственной комиссии (МВК) с 01 апреля 2008 года финансирование учреждений по этим нозологиям проводится по выполнению медико-экономических стандартов. В рамках поэтапного перехода на оказание медицинской помощи по стандартам лечения Министерством здравоохранения Республики Татарстан подготовлен проект приказа о введении с 1 апреля 2008 года в круглосуточных стационарах медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, оплаты медицинской помощи по стоимости стандартов лечения больных пневмонией по расширенному перечню кодов МКБ-10. Стоимость лечения по рассчитанным стандартам включает в себя стоимость диагностики и медицинских услуг при лечении больного по всем статьям затрат экономической классификации (за исключением затрат на капитальный ремонт), стоимость медикаментов, используемых для лечения больного согласно федеральных стандартов, а также стоимость питания пациентов. В Свердловской области в целях единой методологии проведения работы по расчетам стоимости стандартов медицинской помощи Министерство здравоохранения Свердловской области использует Методику расчета финансовых затрат на основе стандартов медицинской помощи, как программный продукт в автоматизированном режиме, подготовленный МИАЦ РАМН и рекомендованный к использованию Департаментом развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития России. Для расчетов медико-экономических стандартов разработаны порядка 400 проектов территориальных стандартов медицинской помощи по терапии, педиатрии, хирургии, акушерству-гинекологии. Разработаны и направлены в ЛПУ, участвующие в пилотном проекте Методические рекомендации расчета затрат на медицинские услуги в рамках пилотного проекта по повышению качества услуг в здравоохранении. С марта 2008 г. в 3 пилотных учреждениях, различного сертификационного уровня, расчет финансовых затрат производится на основе данных о расходах учреждений за 2007 год. Подготовлена программа для осуществления расчета расходов на лекарственные средства, препараты крови и ее компоненты, лечебные питательные смеси, используемые при лечении конкретной нозологии, указанных в стандартах медицинской помощи. К разработке стандартов Ханты-Мансийского автономного округа привлечены специалисты (клиницисты) из числа профессорско-преподавательского состава Сургутского государственного университета - медицинского института. Окружным фондом обязательного медицинского страхования разработан программный продукт по формированию электронной модели стандартов оказания медицинской помощи. Общее количество проектов стандартов медицинской помощи в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре в условиях стационара по условиям конкурса составило 788, включающие более чем 2000 нозологические формы. Дополнительно в перечень проектов стандартов, необходимых к разработке, включены наиболее часто встречаемые заболевания в условиях стационара по кожновенерологическим заболеваниям в количестве (61 заболевание). С 1998 года в ЛПУ Чувашской Республики используются в работе более 500 территориальных стандартов объемов диагностики и лечения, критерии законченного случая. Данные стандарты регламентируют виды и объемы лабораторно-диагностических исследований, медикаментозного лечения, реабилитационные мероприятия при различных нозологиях с отражением этапности оказания медицинской помощи. По мере поступления утвержденных приказами Минздравсоцразвития России стандартов ведения больных, временные региональные стандарты заменяются федеральными. В 2007 году рассчитана стоимость 120 стационарных клинико-экономических стандартов по имеющимся федеральным протоколам. На основании произведенных расчетов стоимости региональных медико-экономических стандартов внесены соответствующие изменения в Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию в Чувашской Республике. С 01.12.2007 года оплата стационарной медицинской помощи по 10 самым распространенным нозологиям осуществляется в соответствии с полными нормативами финансовых затрат с учетом конечного результата. При оценке хода выполнения направления пилотного проекта были выявлены трудности субъектов по адаптации федеральных стандартов, которые в большинстве ориентированы на использование федеральными специализированными клиниками (при оказании высокотехнологичной медицинской помощи) и специализированными клиниками субъектов (областные, краевые). В числе наиболее общих проблем следующие:
Согласно проведенному анализу результатов выполнения направления пилотного проекта необходимо на уровне Министерства здравоохранения и социального развития разработать и утвердить процедуру адаптации федерального стандарта для регионального уровня. Стандартизация оплаты стационарных услуг на основе медико-экономических стандартов оказанной медицинской помощи даёт возможность исчислять реальную стоимость медицинских услуг и служит информационной основой для формирования программы контроля и управления качеством медицинской помощи на уровне лечебного учреждения, органа управления здравоохранения, территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций. Список литературы:
Просмотров: 47538
1. 26-04-2011 16:38 Известно, что медико-экономические стандарты лечения больных ,используемые в системе ОМС в разных регионах различные и далеко не отвечают требованиям обеспечения качества медицинской помощи.Страховые компании вообще не занимаются оценкой качества медицинской помощи.(они считают деньги) Так кто же этим вопросом занимается? Организованные в регионах РФ Центры здоровья не знают медико-экономические стандарты для определения здоровья граждан. Сегодня эта тема закрыта как для пациентов ,так и для медицинских работников, которые отвечают на данный вопрос противоречиво ,а точнее безграмотно. Конечно, это и есть открытый вопрос. Кто и как в государственной системе здравоохранения РФ устанавливает, здоров или не здоров гражданин ?Сколько стоит здоровье в системе государственных гарантий ? Добавить комментарий
|
||||||||
Последнее обновление ( 05.11.2013 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|