ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ |
30.06.2016 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2016-49-3-4
HISTORICAL ASPECTS OF PRIMARY HEALTH CARE REFORMING IN RUSSIA Контактная информация: Карайланов Михаил Георгиевич, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Contacts: Mikhail G. Karaylanov, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Резюме. Первичная медико-санитарная помощь составляет неотъемлемую часть всего процесса социально-экономического развития общества и национальной системы здравоохранения. Она является первым уровнем контакта людей с национальной системой здравоохранения и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья нации. Территориальная доступность первичной медико-санитарной помощи обеспечивается рациональным размещением медицинских учреждений с учетом расселения жителей. В ее развитии наиболее велика роль врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, которые обеспечивают своевременную квалифицированную медицинскую помощь населению по профилю специальности в поликлинике и на дому, а также профилактическую направленность по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессиональных болезней и травматизма. Актуальность данного исследования определяется важностью изучения исторического опыта развития и поэтапного становления до настоящего времени первичной медико-санитарной помощи в России, организации оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и постепенного перехода к системе медицинского страхования. В результате совершенствования первичной медико-санитарной помощи в России ценным фактором является медицинское обслуживание населения по территориально-участковому принципу, который составляет основу организации первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях с последующим направлением к узким специалистам. Благодаря недавно прошедшей программе модернизации в системе здравоохранения медицинские организации, оказывающие амбулаторную помощь, были укомплектованы современным инновационным медицинским оборудованием для оказания первичной медико-санитарной помощи на высоком уровне. В настоящее время в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения в нашей стране особое внимание уделено совершенствованию первичной медико-санитарной помощи, ее доступности и качества медицинской помощи. Исторический опыт становления, развития и реформирования первичной медико-санитарной помощи в России важен для совершенствования всей системы здравоохранения в целом. Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь; исторический опыт; реформирование; поликлиника; доступность медицинской помощи. Abstract Primary health care is an integral part of the process of socio-economic development of the society and national healthcare system. It is the first level of encounter with the national healthcare system and represents a first step in the continuous process of national health protection. Territorial accessibility of primary health care is provided by the rational deployment of health care facilities with due regard to, residents’ settlement. Its development is much affected by doctors of outpatient clinics, who provide timely and quality medical care to the population according to their specialty in the clinic and at home, as well as implement activities aimed at prevention and reduction of morbidity with temporary disability, occupational diseases and injuries. Significance of this study is determined by importance to study historical background related to the development and gradual formation of primary health care in Russia up to the present moment, organization of medical care at outpatient clinics and a gradual transition to the health insurance system. Improvement of primary health care in Russia resulted in a valuable outcome that medical services are provided on the basis of the district territorial principle, which forms the basis for organizing primary health care at the outpatient level with the subsequent referrals to narrow specialty physicians. Due to the recent healthcare modernization program outpatient care facilities were equipped with modern innovative medical devices to ensure delivery of high quality primary health care. Currently, in accordance with the State healthcare development program in the country a special attention is being paid to improvement of primary health care, its accessibility and quality. Historical background related to formation, development and reformation of the Russian primary health care is important for improving the entire healthcare system. Keywords: primary health care; historical background; reforming; clinic; access to health care. Введение На современном этапе реформирования здравоохранения и развития медицинских организаций, оказывающих амбулаторную помощь, важным является изучение отечественного опыта организации первичной медико-санитарной помощи населению в России, так как до настоящего времени весьма актуальными остаются вопросы доступности и качества медицинской помощи. Немаловажным в данной проблеме является изучение медицинского обслуживания населения по территориально-участковому способу, который является основой в организации первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях. Исторический опыт становления, развития и реформирования первичной медико-санитарной помощи в России важен для совершенствования всей системы здравоохранения в целом. Актуальность данной темы предопределила цель настоящего исследования: изучить организацию оказания первичной медико-санитарной помощи в России в историческом аспекте. Методы. Изучено 20 источников научной литературы по теме исторического становления первичной медико-санитарной помощи в России, проанализированы особенности развития первичной медико-санитарной помощи на каждом временном этапе с разделением имеющегося материала на 4 исторических периода (дореволюционный, довоенный, послевоенный, в настоящее время) с отражением особо значимых переломных событий в истории. Методы проведения работы: аналитический, исторический. Основная часть Развитие городской медицины в России началось в XVIII в., когда в 1737 г. медицинской канцелярией был подготовлен Указ «О содержании в знатных городах лекарей с производством им жалованья из ратуш». Спустя год был учрежден «особенный для бедных врач», а в 1775 г. при губернских управлениях были созданы приказы общественного призрения, которые занимались организацией и контролем деятельности больниц и сиротских приютов. Задача лечения «временно приходящих», т.е. амбулаторных больных, была поставлена перед больницами приказов общественного призрения лишь в середине XIX в. [3,10]. Первая в России городская поликлиника возникла в 1804 г. в г. Юрьеве (ныне Тарту, Эстония), где при терапевтической клинике медицинского факультета университета был организован амбулаторный прием и посещение больных на дому студентами и преподавателями. Одновременно в том же 1804 г. в Санкт-Петербурге силами Медико-филантропического комитета был разработан передовой для того времени проект «домового призрения» больных. По этому проекту помощь на дому и амбулаторный прием пациентов осуществлялись так называемыми «частными» врачами, за каждым из которых была закреплена одна из частей (районов) города. Таким образом, именно тогда в Петербурге было положено начало участковому принципу амбулаторно-поликлинической помощи, который эффективно действует и по сей день [10]. В 1836 г. в Петербургской медико-хирургической академии была впервые открыта нештатная амбулаторная клиника для приходящих больных, впоследствии амбулаторные клиники были организованы при различных академических кафедрах и госпиталях. В 1864 г. в России были учреждены земские самоуправления, а вслед за ними в 1870 г. городские общественные управления, которым поручалась организация медицинской помощи в городах. По ряду причин городская медицина развивалась медленно, значительно отставая от земской [3]. Особенно стройная система такой помощи действовала в Санкт-Петербурге. Большая заслуга в ее организации принадлежит С.П. Боткину, который возглавляя с 1861 г. терапевтическую клинику медико-хирургической академии, уделял большое внимание амбулаторным приемам и считал целесообразным обучать терапии слушателей последнего курса непосредственно в поликлинике на практике [3,10]. В 80-е годы ХIХ века по инициативе С.П. Боткина, избранного гласным городской думы и фактически руководившего медицинским делом в столице, был разработан проект организации амбулаторной помощи бедному населению. Город был разделен на участки; к каждому участку были прикреплены врачи, названные думскими, осуществлявшие бесплатную помощь больным на дому и амбулаторный прием. Врач консультировал пациентов и назначал лечение; в необходимых случаях больные госпитализировались. На основе опыта организации амбулаторной помощи в Санкт-Петербурге в 1905 г. правление Пироговского общества представило на съезде доклад об основных началах врачебно-санитарного строя в городах. В докладе указывалось, что внебольничная врачебная помощь должна быть по возможности децентрализована. Город должен быть разделен на участки с амбулаторией в центре каждого из них. Амбулатории необходимо размещать в приспособленных помещениях, они должны иметь достаточный запас медикаментов, инструментов и прочих медицинских средств для обследования и лечения больных. Амбулаторный прием и выдача лекарств должны быть бесплатными [2]. Вместе с тем, на XII Пироговском съезде (1913) отмечалось, что население 35% городов России вовсе не имело внебольничной врачебной помощи, а помощь на дому была организована лишь в 15% городов. Во всех городах, за исключением Петербурга и отчасти Москвы, амбулаторная помощь была неспециализированной и нередко оказывалась в антисанитарных условиях. Подавляющее большинство городского населения, в том числе в Петербурге и Москве, вообще не пользовалось услугами врачей. Частнопрактикующие врачи обслуживали в основном состоятельных городских жителей. В связи с этим амбулаторная помощь населению городов России до 1917 г. оценивается как крайне незначительная [1,4]. В первые годы строительства советского здравоохранения (1917-1919 гг.) многие принципы организации медицинской помощи населению носили декларативный характер, но уже в 1920 г. был разработан конкретный план мероприятий по развертыванию внебольничной помощи населению страны. В Москве за год количество амбулаторий возросло от 15 до 46, была организована помощь на дому; сеть амбулаторных учреждений развертывалась не только в столицах, но и в других городах. Впервые был поставлен вопрос о внедрении диспансерного метода в работу амбулаторных учреждений [20]. Новые формы внебольничной помощи наиболее активно внедрялись в Москве, а именно в 1922 г. в городе были созданы так называемые амбулаторные объединения: вокруг крупной амбулатории (больничной или внебольничной) сосредоточивались небольшие фабрично-заводские и коммунальные амбулатории, пункты первой помощи на предприятиях и пункты помощи на дому. Радиус территории, обслуживаемой каждым объединением, не превышал 1-1,5 км. Всего было создано 27 объединений: 13 из которых - на базе больничных учреждений и 14 – на базе внебольничных амбулаторий [1]. Уже в 1928 г. в Ленинграде было создано Путиловское здравобъединение, обслуживавшее район с населением 100 тыс. человек, в состав которого входили все лечебно-профилактические учреждения района. К 1930 г. в Ленинграде функционировало уже четыре подобных объединения. Участковым врачам придавались в помощь врачи-диспансеризаторы, а также фтизиатры, венерологи, психиатры для наблюдения за своими контингентами [3,15]. В Москве такие объединения получили название единых диспансеров. Отмечается, что чрезмерное увлечение диспансеризацией в ущерб лечебной работе в 20-е гг. затрудняло деятельность амбулаторных учреждений и ухудшало поликлиническое обслуживание городского населения. Все это послужило поводом для принятия в 1927 г. Наркомздравом положения об амбулаториях, в котором последние определялись как лечебно-профилактические учреждения, которые были призваны осуществлять оказание лечебной помощи приходящим больным, а также организацию и проведение профилактических мероприятий среди обслуживаемого ими населения. Важную роль в развитии сети поликлиник сыграл приказ Наркомздрава СССР от 04.08.1938 г. «Об улучшении внебольничной помощи и о мерах по снижению заболеваемости». Возросла доступность амбулаторной помощи для населения: в 1940 г. в городах показатель посещаемости составил в среднем 6,5 на 1 человека в год против 1,3 в 1913 г. [10,16]. Великая Отечественная война прервала работу по развитию первичной медико-санитарной помощи. В послевоенные годы развитие внебольничной помощи заключалось главным образом в количественном росте сети ЛПУ. В 1947 г. на совещании актива работников здравоохранения было констатировано низкое качество лечебно-профилактической помощи, вызванное разобщенностью в работе стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений. Был издан приказ Минздрава СССР № 431 от 24.10.1947 г. «О мероприятиях по улучшению лечебно-профилактического обслуживания городского населения», которым утверждалась инструкция по объединению городских больниц с поликлиниками. Данная реорганизация, начатая в 1947 г., была в основном закончена к 1950 г. В частности, в Ленинграде объединение больниц и поликлиник было завершено уже к 1948 г. В результате реорганизации сети здравоохранения количество участков в объединенных поликлиниках города возросло с 243 до 302, а население на каждом участке сократилось с 4200 до 3500 человек. Это позволило уменьшить нагрузку на врача с 24 до 7 больных. Повысился процент госпитализации, более рационально стал использоваться коечный фонд. Однако при объединении больниц и поликлиник был допущен ряд ошибок, и впоследствии в 1954 г. от него отказались, особенно в крупных городах, поскольку такое объединение ограничивало доступность амбулаторной помощи для пациентов, а у врачей из-за необходимости ежедневной работы в стационаре сокращалось время поликлинического приема [9,17]. В 1960 г. был издан приказ Минздрава СССР № 321 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению амбулаторно-поликлинического обслуживания городского населения», в котором подчеркивалось, что ведущее место в системе медицинского обслуживания населения принадлежит поликлиническим учреждениям [18]. В 1962 г. поликлиники были вновь включены в номенклатуру учреждений здравоохранения и 60-е годы отмечены быстрым ростом сети поликлиник [6,11]. Опыт земской и советской медицины в организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) был одобрен ВОЗ и взят за основу при разработке ее концепции для всех стран, что нашло отражение в Алма-Атинской декларации [19]. В сентябре 1978 года Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ провели историческую Международную конференцию по ПМСП в Алма-Ате. Конференция приняла Алма-Атинскую декларацию и стратегию «Здоровье для всех», которая призывает к созданию систем здравоохранения, основанных на ПМСП, гарантирующих равный доступ к медицинскому обслуживанию для всех граждан. Алма-Атинская декларация Всемирной организации здравоохранения впервые в истории провозгласила всеобщее право на здоровье и приоритет ПМСП в развитии мирового здравоохранения. Многие развитые и развивающиеся страны мира приняли национальные стратегии, отражающие фундаментальные принципы данной декларации. Указанные стратегии до сих пор составляют базис здравоохранения многих стран, функционируя на основе философии Алма-Атинской декларации. В 1970-1980-х гг. активно осуществлялись мероприятия по расширению специализации амбулаторно-поликлинической помощи. В приказе Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» предусматривалась организация в городских поликлиниках крупных городов специализированных отделений (кабинетов) по различным профилям [12]. В середине 1980-х гг. в отечественном здравоохранении сложилась крайне неблагоприятная ситуация. Финансирование здравоохранения осуществлялось по остаточному принципу, и объем его не превышал 3,3% от валового внутреннего продукта [14]. При этом более 80% общего объема финансирования здравоохранения приходилось на стационарное звено (против 35-50% в странах с передовыми системами здравоохранения), т.е. при общем недофинансировании здравоохранения поликлиники финансировались по принципу остатка [5,13]. Для решения перечисленных серьезных проблем, стоящих на тот период перед руководителями здравоохранения, необходимо было разработать и внедрить новые подходы к экономическому планированию в системе здравоохранения. Вскоре был издан приказ Минздрава РСФСР № 1344 от 31.12.1987 г. «Об организации эксперимента по отработке новых форм планирования, управления и финансирования в здравоохранении Ленинграда, Куйбышевской и Кемеровской областей». В марте 1988 г. было утверждено «Временное положение о территориальном медицинском объединении». Этот эксперимент в здравоохранении был основан на принципах экономического планирования развития отрасли. Принцип хозяйственного взаиморасчета между лечебными учреждениями, по сути означавший создание внутреннего рынка медицинских услуг, стимулировал развитие системы тарифообразования, подушевого финансирования и идеи фондодержания на базе субъекта первичной медико-санитарной помощи [7]. В крупных городах многие территориальные поликлиники для взрослого и детского населения, женские консультации, а иногда и диспансеры были включены в состав территориальных медицинских объединений [8,15], такая система действует и по сей день. Благодаря внедрению нового хозяйственного механизма был продемонстрирован большой потенциал поэтапного реформирования государственной системы здравоохранения и возможности ее существенного усовершенствования. По сути, это явилось первым этапом реформирования здравоохранения с постепенным переходом к медицинскому страхованию, которое в 1991 г. было введено Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а впоследствии 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Таким образом, Российская Федерация постепенно перешла к страховой медицине, а в последние годы на фоне экономического роста было существенно увеличено финансирование отрасли здравоохранения и обоснованы направления ее дальнейшего развития. В рамках первичной медико-санитарной помощи шире стали проводиться профилактические осмотры отдельных категорий граждан, иммунопрофилактика, внедрение и развитие стационарозамещающих технологий с лекарственным обеспечением больных в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Планомерно проводимая Министерством здравоохранения Российской Федерации работа существенно повысила уровень обеспеченности населения услугами здравоохранения, увеличился объем профилактических, оздоровительных мероприятий, повысились эффективность и качество диспансеризации больных, уровень временной и стойкой утраты трудоспособности снизился за счет расширения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Также предусмотрены обеспечение доступности медицинской помощи и повышение оперативности оказываемых услуг населению, в том числе сельским жителям. Четко обозначена важность первичной медико-санитарной помощи, от состояния которой зависят эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, решение большинства медико-социальных и экономических проблем. Выводы Изучив исторический опыт развития и реформирования первичной медико-санитарной помощи в России можно сделать следующие выводы:
Библиография
References:
Дата поступления: 16.05.16 Просмотров: 15466
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 08.07.2016 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|