СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗРАСТ-АССОЦИИРОВАННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ |
19.05.2017 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2017-54-2-3
Жабоева С.Л.
COMPARATIVE PERFORMANCE ANALYSIS OF STATE AND PRIVATE MEDICAL
ORGANIZATIONS WHILE IMPLEMENTING PROGRAMS ON PREVENTION OF AGE-SPECIFIC
DISEASES Контактная информация: Жабоева Светлана Леоновна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Contacts: Svetlana L. Zhaboeva, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Резюме. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых путей решения имеющихся медико-социальных проблем: снижение уровня здоровья и постарение населения, рост социально-значимой патологии и преждевременной смертности в трудоспособном возрасте. В свете происходящих изменений, одним из способов, призванных изменить сложившуюся ситуацию, является активное внедрение в здравоохранение «здоровьецентрической» парадигмы и концепции «единая профилактическая среда» – смещение акцента на проведение программам профилактической направленности. Поэтому, целью работы являлось проведение сравнительной оценки деятельности государственных и частных медицинских организаций при реализации профилактических программ людям пожилого и старческого возраста. Методы: проведено выборочное исследование показателей обращаемости взрослого населения за амбулаторно-поликлинической помощью в государственные и негосударственные медицинские организации за период с 2009 по 2014 годы. Методом экспертных оценок проведён сравнительный анализ реализуемых профилактических технологий. Основные результаты работы: анализ показал стабильно низкий уровень обращений населения за профилактической помощью в государственные медицинские организации при наблюдающемся росте обращений в негосударственные медицинские учреждения и достоверно более высокой доле профилактических обращений за период изучения (2000-2014 гг..). При этом, по данным экспертных оценок в государственных медицинских организациях имеется дефицит материально-технических и финансовых, временных и кадровых ресурсов, а также наличие дефектов в организации и управлении. Основные выводы: оптимальная организация рабочего времени специалистов и сервисная составляющая явились основными факторами, определяющими приоритет обращений пациентов в негосударственные медицинские организации. Врачи негосударственных медицинских организаций уделяют больше времени лечебно-диагностической работе и профилактическому консультированию. Негосударственным медицинским организациям в большей степени присуща возможность роста объёмов оказания профилактической помощи взрослому населению. Это даёт основание развивать программы персонифицированной профилактики на базе негосударственных медицинских организаций, интегрируя их в программы популяционной профилактики. Ключевые слова: оценка деятельности медицинских организаций; профилактические программы; стратегия развития; материально-техническая база; квалифицированные кадры. Abstract. The study is substantiated by the necessity to find new solutions for the existing medical and social problems: health deterioration and population aging, rise in socially important pathologies and premature mortality in working ages. Against the background of ongoing transformations one of the ways to change current situation is active implementation of the “health centered” paradigm and a concept of “universal preventive environment” in health care, shifting accents to preventive programs. The study purpose was to conduct a comparative performance evaluation of state and private medical facilities while implementing preventive programs in the elderly and old ages. Methods: sampling study of outpatient adult care seeking in state and private medical facilities in 2009-2014. Comparative analysis of the existing preventive technologies was implemented based on expert appraisal. The study results. The analysis showed consistently low level of preventive care seeking in state medical facilities versus increased visits to private medical facilities with significantly higher share of preventive visits in private medical facilities over the period under study (2000-2014). According to expert appraisal state medical facilities struggle through deficient financial, time and human resources as well as organizational and managerial defects. Conclusions: optimal arrangement of working hours of specialists and service component turned out to be major factors affecting patients’ choice of private medical facilities. Physicians of private medical facilities spend more time on diagnostics, treatment and preventive counseling. Private medical facilities are more likely to increase preventive care delivery to adult population. This gives grounds for developing personified prevention at private medical facilities integrating them into population preventive programs. Keywords: performance evaluation of medical facilities; preventive programs; development strategy; material and technical resources; qualified personnel. Введение Основным приоритетом государственной политики Российской Федерации на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья населения путём повышения качества и доступности оказания медицинской помощи, популяризацией здорового образа жизни и акцентуацией на профилактике заболеваний [1;4;8;7;13]. Особенно это касается лиц пожилого и старческого возраста, т.к. в соответствии с прогнозами ООН, к 2050 году численность населения в мире в возрасте 60 лет и старше увеличится до 2 миллиардов, что составит более 1/5 мирового населения, а в ряде стран, к которым относится и Россия, удельный вес таких людей достигнет 35% [11; 13]. В настоящее время, основой гериатрической помощи является концепция предупреждения старческой астении, саркопении (возрастное снижение мышечной массы и силы), мальнутриции (дефицит питания и потеря массы тела), когнитивных расстройств, синдрома гипомобильности (ограничения передвижения), синдрома вынужденного длительного пребывания в постели, синдрома падений, синдрома нарушений сна и борьба с их последствиями [2; 3; 6; 10]. К сожалению, специалисты, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, включающую профилактические осмотры и диспансеризацию, мало информированы о методах диагностики, профилактики и реабилитации возраст-ассоциированных синдромов [5; 11-13]. Поэтому, назрела необходимость как в изменении подходов при оказании услуг данной категории граждан, в так и подготовке специалистов, что позволит одновременно повысить и результативность медицинской помощи, и качество жизни людей пожилого и старческого возраста. На сегодняшний день нет утвержденных критериев оценки качества профилактической помощи лицам, имеющим первые признаки возраст-ассоциированных заболеваний. Первым шагом для решения данной проблемы является проведение сравнительной оценки деятельности государственных и частных медицинских организаций по реализации профилактических программ людям пожилого и старческого возраста, что и явилось целью нашей работы. Методы За период с 2009 по 2014 годы были изучены показатели обращаемости взрослого населения за амбулаторно-поликлинической помощью в государственные (в выборку вошли амбулаторно-поликлинические учреждения города Казани: Государственное автономное учреждение здравоохранения (далее ГАУЗ) «Городская поликлиника №1», ГАУЗ «Городская поликлиника №6», ГАУЗ «Городская поликлиника №18») и негосударственные медицинские организации, ведущие амбулаторно-поликлинический прием («Клиника молодости и красоты», «Поликлиника-Спасение», Медицинский центр «Здоровье семьи»). При помощи метода экспертных оценок был проведен анализ организации профессиональной деятельности врачей государственных и частных организаций здравоохранения: изучен объем и своевременность обследования пациентов, объемы выполнения лечебно-оздоровительных мероприятий в рамках реализации профилактических программ возраст-ассоциированных заболеваний. Также изучены характеристики сервисной составляющей деятельности врачей по критериям: очередь на прием (в днях), время ожидания приема в поликлинике (в мин.), время приема 1 пациента (в мин.) (при этом использовали хронометраж рабочего времени врачей, данные регистратур), удовлетворенность пациентов сервисной составляющей по 10-балльной визуальной аналоговой шкале. Кроме того, была изучена структура затрат рабочего времени врачей государственных и частных медицинских организаций при работе с пациентами. Процедура экспертной оценки включала в себя: знакомство эксперта с инструкцией (в которой указывалась цель исследования и порядок работы) и заполнение предварительно составленной карты экспертной оценки. Обработка результатов осуществлялась по стандартной схеме: по каждому оцениваемому экспертами показателю был рассчитан коэффициент согласованности (методом конкордации с определением коэффициента Кендалла, W) и его статистическая значимость. При формировании группы экспертов был использован комбинированный метод (включающий самооценку и оценку отклонения от среднего значения), так же была оценена профессиональная и квалиметрическая компетентность каждого эксперта. В исследовании приняли участие 17 экспертов, в качестве которых выступали руководители республиканских медицинских организаций, профессорско-преподавательский состав Казанского государственного медицинского университета, главные внештатные специалисты Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Результаты Проведённый анализ данных обращаемости показал, что число обратившихся в государственные амбулаторно-поликлинические учреждения (далее АПУ) имеет незначительные колебания с достоверной тенденцией роста (R²=0,79, р≤0,05) за изучаемый период 2009-2014 годы (табл.1). Проведённые нами расчеты прогноза обращений до 2017 года показывают сохранение имеющихся тенденций. Уровень профилактических обращений в государственных учреждениях при этом остается без достоверных изменений (R²=0,24; р>0,05). Прогностические показатели также отражают несущественное колебание показателя в пределах средней арифметической ошибки. Анализ обращений в негосударственные многопрофильные медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь, показал достоверную тенденцию роста (R²=0,98, р≤0,001). Прогностические показатели при полиноминальном уравнении множественной регрессии указывают на имеющуюся тенденцию (y=-441,07x2+5892,7x+15427, R²=0,98; р≤0,001) роста. Сравнения расчетного (40225 человек) и фактического (41016 человек) показателя в 2015 году доказывают достоверность роста обращений в негосударственные многопрофильные медицинские организации за амбулаторно-поликлинической помощью. Полученные данные при анализе профилактических обращений и негосударственные медицинские организации также свидетельствуют о росте. Прогностический расчетный показатель на 2017 год по сравнению с показателем 2009 года имеет вероятность роста на 120% (y=36,571x2+389,37x+3772, R²=0,96; р≤0,001) при условии сохранения всех учтенных факторов на момент проведения прогнозирования. Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют об отрицательной динамике обращений с профилактической целью в государственные медицинские организации, при этом наблюдается достоверный рост обращений в коммерческие медицинские учреждения. Таблица 1 Количество обращений взрослого населения в медицинские организации (абс. чел.) а 7-летний период 2009-2015 годы и прогноз до 2017 года по данным выборочного исследования амбулаторно-поликлинических учреждений г.Казани).
* ГАУЗ «Городская поликлиника №1», ГАУЗ «Городская поликлиника №6», ГАУЗ «Городская поликлиника №18» В ходе проведения медико-организационного анализа медицинской документации экспертами была проведена оценка качества выполнения врачами государственных и негосударственных медицинских организаций опроса и осмотра пациентов при реализации программ первичной и вторичной профилактики (таблица 2). Таблица 2 Сравнительная оценка качества выполнения врачами государственных амбулаторно-поликлинических учреждений и частных медицинских организаций опроса и осмотра пациентов при реализации профилактиктических программ (по данным экспертных оценок 9-ти экспертов, коэффициент конкордации 0,79), в %
* р≤0,05 Полученные в ходе экспертной оценки данные показали, что по таким параметрам как наследственный анамнез, аллергологический анамнез, выяснение перенесенных заболеваний, выяснение данных о вредных привычках, анализ образа жизни и анализ бытовых условий опрос был проведен в большем объеме врачами негосударственных медицинских организаций. Так же имелись достоверные отличия по проведенному осмотру пациентов. Эти особенности обусловили достоверную разницу во времени приема одного пациента (в государственном АПУ - 9,1±0,4 мин, в негосударственной медицинской организации 25,4±3,1(p<0,05) – табл.3). Таблица 3 Основные показатели сервисной составляющей работы врачей государственных и негосударственных медицинских организаций при реализации профилактиктических программ в сравнительном аспекте (по данным экспертных оценок 8-ми экспертов, коэффициент конкордации 0,87).
Дополнительно было проведено сравнительное изучение характеристик сервисной составляющей работы врачей государственных и частных медицинских организациях: хронометраж нахождения пациента в очереди и удовлетворенность пациента сервисом при получении медицинской услуги Анализ полученных данных показал, что очередь на прием в государственных медицинских организациях составила 1,6±0,2 дня, в негосударственных - 0,6±0,1 дня, (p<0,05); время ожидания приема в поликлинике, соответственно, 31,2±2,9 мин. и 6,8±0,3 мин. (p<0,05). При этом удовлетворенность пациента сервисной составляющей (в баллах по 10-балльной) составила для государственных 6,2±0,3 баллов, для частных медицинских организаций 8,8±0,4 баллов (p<0,05). Кроме того, перед экспертами была поставлена задача проанализировать структуру затрат рабочего времени врачей при оказании профилактической помощи (таблица 4). Таблица 4 Структура затрат рабочего времени врачей государственных и частных медицинских организаций при реализации профилактиктических программ (по данным экспертных оценок 9-ти экспертов, коэффициент конкордации 0,84), в %
* р≤0,05 В государственных АПУ лечебно-диагностической работе и профилактическому консультированию уделяется достоверно меньше времени, что приводит к низкой удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи. При этом, очередь на прием и время ожидания приема в очереди в государственных медицинских организациях по-прежнему остаётся высоким. На заключительном этапе была проведена экспертная оценка эффективности управления медицинскими организациями, что позволило оценить вероятность роста или снижения объёмов проводимых профилактических программ в государственных и негосударственных амбулаторно-поликлинических учреждениях. Экспертам предлагалось оценить материально-техническую базу, медицинское оборудование, кадры, объем выполняемой работы, перспективы развития профилактических технологий (табл. 5). Сравнительный анализ полученных средних значений экспертных оценок не выявил различий между государственными и негосударственными медицинскими организациями по двум критерием «Обеспечение медицинским оборудованием» (государственные АПУ, Хср.=6,47 баллов; негосударственные МО, Хср.=6,93 баллов, р>0,05) и «Конкурентоспособность медицинской организации» (государственные АПУ, Хср.=7,03 баллов; негосударственные МО, Хср.=7,00 баллов, р>0,05). Таблица 5 Сравнительная характеристика экспертных оценок управления ресурсами государственных амбулаторно-поликлинических учреждений и негосударственных медицинских организаций при реализации программ профилактики.
* коэффициент конкордации Экспертная оценка показала, что возможность оказания профилактической помощи достоверно выше оценивается в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными АПУ (Хср.=7,88 баллов в негосударственных медицинских организациях и Хср.=7,43 баллов в государственных АПУ; р≤0,05) так же как и развитие профилактических технологий в медицинской организации (Хср.= 7,18 баллов и Хср.= 6,41 баллов соответственно; р≤0,05). По мнению экспертов, это происходит в основном за счет: результатов деятельности медицинской организации по показателям стратегии развития (Хср.=7,74 баллов в негосударственных медицинских организациях и Хср.=7,06 баллов в государственных АПУ; р≤0,05); материально-технической базы (Хср.=7,24 баллов в негосударственных медицинских организациях и Хср.=6,19 баллов в государственных АПУ; р≤0,05) и обеспеченности кадрами и их квалификации (Хср.= 6,79 баллов и Хср.= 7,04 баллов соответственно; р≤0,05) и таким образом может способствовать увеличению объёмов проводимых профилактических программ в негосударственных медицинских организациях. Обсуждение Таким образом, необходимость соблюдения требований приказа Минздрава РФ № 290н «О нормах времени амбулаторного приема» от 02.06.2015 года врачами государственных медицинских организаций привела к тому, что в государственных АПУ лечебно-диагностической работе и профилактическому консультированию уделяется достоверно меньше времени, что приводит к низкой удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи. При этом, очередь на прием и время ожидания приема в очереди в государственных медицинских организациях по-прежнему остается высоким. Выводы Оценка эффективности управления медицинскими организациями (по данным экспертных оценок) показала, что возможность реализации профилактических программ в государственных медицинских организациях оценивается достоверно ниже, по сравнению с негосударственными медицинскими организациями. Это связано с тем, что в государственных медицинских организациях имеется дефицит материально-технических и финансовых, временных и кадровых ресурсов, а так же наличие дефектов в организации и управлении. Эти факторы обусловили стабильно низкий уровень обращений населения за профилактической помощью в государственные медицинские организации показал при наблюдающемся росте обращений в негосударственные медицинские учреждения и достоверно более высокой доле профилактических обращений за период изучения (2000-2014 гг..). Факторами, определяющими приоритет обращений пациентов в негосударственные медицинские организации, явились: оптимальная организация рабочего времени специалистов и сервисная составляющая. Это дает основание развивать программы персонифицированной профилактики на базе негосударственных медицинских организаций, интегрируя их в программы популяционной профилактики. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Библиография
References.
Дата поступления: 13.02.2017 Просмотров: 10952
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 09.06.2017 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|