О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2008 (8) arrow Опыт организации профилактической работы по программе «Наркостоп» в юго-восточном округе города Москвы
Опыт организации профилактической работы по программе «Наркостоп» в юго-восточном округе города Москвы Печать
27.12.2008 г.

УДК 614.2(364)+614.216+614.283

Власовских Р.В., Гришина Е.С.
ГУЗ Наркологический диспансер №6 Управления здравоохранения ЮВАО г. Москвы

Experience in organization of prevention within the frameworks of "Narkostop" program in the south-east district of Moscow
Vlasovskikh R.V., Grishina Е.S.
Narkological dispensary №6 at the Health department of the south-east district of Moscow

Разработанная и реализуемая наркологическим диспансером №6 комплексная программа профилактики «Наркостоп» позволяет оказывать квалифицированную профилактическую помощь детско-подростковому населению ЮВАО города Москвы в полном объеме. Как показал опыт работы по Программе, наибольшей эффективности в системе первичной антинаркотической профилактики можно достигнуть только при применении интегративной модели профилактики, а также при использовании междисциплинарного взаимодействия психологов, педагогов, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Вместе с тем статистические данные детско-подросткового отделения указывают на снижение количества несовершеннолетних, стоящих на диспансерном наблюдении с различными формами наркологической патологии и увеличении числа лиц, состоящих на профилактическом наблюдении. The “NARKOSTOP” complex preventive program developed and being introduced in practice by the Narkological dispensary №6 makes it possible to provide high quality prevention to the child-adolescent population of the south-east district of Moscow in full. An operational experience of works provided under the Program has demonstrated that the greatest efficiency in the system of primary anti-narcotic prevention can be achieved only with using an integrative model of prevention, and also by using interdisciplinary interaction between psychologists, teachers, psychiatrists - experts in narcology, workers of social services and law enforcement bodies. At the same time, the statistical data provided by the Child- adolescent Department specify a decrease in amount of the minors under dispensary supervision with various forms of a narcological pathology and an increase in the number of persons under preventive supervision.

В последние годы ситуация, связанная с потреблением наркотических и сильнодействующих веществ молодежью в городе Москве, остается крайне напряженной. Особенно актуальна проблема вовлечения подрастающего поколения в потребление психоактивных веществ в условиях нестабильности общества, роста преступности и других социальных аномалий. Такое положение вызывает необходимость активных действий в области организации и развития профилактики химической зависимости в системе здравоохранения.

Для более эффективной целенаправленной профилактической работы среди населения ЮВАО округа в Наркологическом диспансере №6 Юго-Восточного округа города Москвы разработана Комплексная программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами «Наркостоп». К сожалению, в настоящее время не существует единых стандартов профилактики заболеваний неинфекционной патологии [7]. Поэтому при разработке программы учитывались внутренние возможности диспансера, существующая правовая база, запросы населения, а также опыт работы в области профилактики Наркологического диспансера №5 УЗ ЗАО г. Москвы [11], Наркологического диспансера № 12 УЗ ЮЗАО г. Москвы, Реабилитационных Центров для химически зависимых г. Калининграда и Санкт-Петербурга [10, 13], а также методические разработки Московского научно-практического центра наркологии [8].

Российские и зарубежные превентологи указали на несостоятельность использования традиционной модели профилактики [3, 10, 12]. Практика подтвердила необходимость применения интегративного подхода, базирующегося на теоретических основах научной психологии и современной концепции превенции наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних [4, 9, 11]. Такой подход позволяет наиболее оптимально осуществлять профилактические мероприятия среди детско-подросткового населения Юго-Восточного округа города Москвы.

Программа «Наркостоп» реализуется специалистами амбулаторного отделения профилактики диспансера – психологами, социальными работниками во всех районах округа. В каждом районе функционирует консультативный кабинет профилактики, работающий на базе библиотеки, Интеллект-центра или молодежного клуба. В этих консультативных кабинетах 1-2 раза в неделю медицинские психологи проводят индивидуальные и семейные консультации для детей, подростков и их родителей, а также проводятся психокоррекционные групповые занятия с детьми из группы «риска». Основной же объем профилактической работы осуществляется специалистами отделения на базе образовательных учреждений округа.

Профилактическое воздействие осуществляется комплексно, системно, с учетом возрастных психологических особенностей, актуальной ситуацией потребления ПАВ на территории округа.

Программа «Наркостоп» является постоянно действующей, направленной на осуществление первичной и вторичной профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди детско-подросткового населения, в первую очередь:

1. Среди детей, начиная с дошкольного возраста, подростков (в организованных коллективах - школах, детских садах).

2. Среди детей, подростков группы повышенного риска по формированию наркологических заболеваний.

3. С родителями.

4. Со специалистами, работающими с детьми.

Такое понимание проблемы обуславливает необходимость реализации профилактических мероприятий в тесном взаимодействии со специалистами других ведомств (Управления образования, культуры, внутренних дел, учреждения науки, средства массовой информации) и использование стратегий, основанных на:

- работе с учащимися образовательных учреждений;

- работе с группой «риска» на базе специализированных образовательных учреждений (школы для детей с дефицитарным развитием, школы для детей с девиантным поведением, учреждения социальной поддержки населения);

- работе, направленной на мотивационную профилактическую активность в социальной среде (пропаганда идей здорового образа жизни);

- привлечении потенциала средств массовой информации.

В своей практической деятельности специалисты отделения используют современные социальные [6], психологические знания [3, 5], медико-психологические [1, 2], социальные, педагогические технологии [11], которые включают такие формы работы как:

- когнитивно-поведенческий тренинг;

- беседы;

- дискуссии;

- лекции;

- мотивационное консультирование;

- круглые столы;

- семинары;

- психогимнастика;

- ролевые игры;

- мозговой штурм;

Цель программы «Наркостоп» - предупреждение приобщения несовершеннолетних к употреблению наркотических и других психоактивных веществ; предотвращение у детей и подростков развития наркологических заболеваний и их социальных последствий через систему мер, направленных на обучение здоровому жизненному стилю и высокофункциональному поведению, а также утверждение идей здорового образа жизни среди населения округа.

Ведущим механизмом решения поставленных в программе целей и задач выступает реализация целенаправленных проектов по первичной позитивной профилактике («Капельки», «Ступени», «Краткосрочные мотивационные акции, направленные на оздоровление социальной среды, пропаганду идей здорового образа жизни») и по вторичной - проект «Облака».

Проект «Капельки» нацелен на формирование установок здорового образа жизни, снижение влияние факторов риска на раннее приобщение детей к потреблению ПАВ, развитие адаптивных форм поведения. Проект рассчитан на родителей и детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основной упор в проекте сделан на проведении специальных занятий-тренингов (5 занятий), направленных на формирование у дошкольников здоровых жизненных установок, понятий о вредных-полезных привычках, о здоровом образе жизни и об опасных ситуациях, связанных с употреблением ПАВ. Специальные упражнения позволяют развивать у детей не только умения оценивать опасность ситуаций, принимать решения о безопасном поведении в той или иной ситуации, но и навыки эмоционального саморегулирования.

Проект «Ступени» реализуется в тесном контакте с Управлением образования на основании совместного плана профилактической работы в организованных детских коллективах на базе средних учебных заведений.

Цель проекта – обеспечение школьников ЮВАО города Москвы первичной профилактикой всех видов химической зависимости. Задачи - уменьшить число лиц, входящих в группу повышенного риска вовлечения в наркотизацию, формирование у несовершеннолетних здоровых жизненных установок, освоение детьми, подростками эффективных навыков поведения, переориентация подростков на альтернативные употреблению наркотикам виды деятельности.

Структура проекта включает в себя несколько компонентов деятельности:

· обучающий:

1. проведение со школьниками 7-10 лет, 11-17 лет профилактических занятий и тренингов. Их основная задача:

- дать подросткам объективную информацию о химических веществах, последствиях употребления;

- сориентировать подростков на их способность самостоятельно сделать правильный выбор на основе полученных знаний;

- обучить подростков определенным поведенческим навыкам и стратегиям поведения, способствующим следованию здоровому жизненному стилю и противостоянию факторам риска экспериментирования несовершеннолетними с ПАВ.

Темы занятий могут варьироваться в зависимости от уровня осведомленности детей, индивидуально-личностных особенностей учащихся.

2. Проведение интерактивных занятий с педагогами, родителями, направленных на повышение психолого-педагогической грамотности.

· Диагностический:

- выявление на тренингах детей и подростков, имеющих высокий риск приобщения к психоактивным веществам, а также несовершеннолетних с наркологическими проблемами. Мотивирование их на участие в коррекционных мероприятиях (индивидуальных и групповых) на базе консультативных кабинетов.

- участие в Комиссиях по делам несовершеннолетних, выявление и коррекция несовершеннолетних с аддиктивными формами поведения.

· Консультативный:

- индивидиуальное консультирование несовершеннолетних, родителей, специалистов, работающих с детьми по проблемам воспитания и взросления, а также проблемам нарушений адаптации. По мере необходимости привлечение таких детей к дополнительным консультациям профильными специалистами других специализированных учреждений

Проект «Облака» разработан для осуществления вторичной профилактики и направлен на предупреждение заболеваемости наркологическими заболеваниями. Основной акцент в работе сделан на психокоррекционную работу с подростками группы «риска», психологическое развитие молодежи, а также работу с дисфункциональными семьями.

Формы деятельности:

- индивидуальное, семейное консультирование;

- диагностические мероприятия;

- групповые психокоррекционные тренинги.

Психокорреционные занятия включают в себя:

1. Образовательный компонент – специфический (знания о действии химических веществ на любого человека) и неспецифический (знание о себе, понимание своего внутреннего мира).

2. Психологический компонент – коррекция особенностей личности, которые могут привести к началу употребления ПАВ, развитие качеств, препятствующих этому.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка.

Приблизительная тематика тренингов:

1. Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы.

2. Понятие личности. Структура личности. Понятие границ личности. Развитие личности.

3. Чувства. Идентификация и выражение чувств.

4. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост.

5. Формирование умения ставить перед собой адекватные цели и достигать их.

6. Человек как социальное существо. Особенности межличностного общения.

7. Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, разрешение конфликтных ситуаций, умение принимать и оказывать поддержку.

8. Семья как единый организм. Понятие здоровой и дисфункциональной семьи. Химическая зависимость в семье.

9. Понятие группового давления и группового принятия решений. Выражение и отстаивание собственных интересов в группе. Поиск компромиссов. Противостояние давлению группы.

10. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «Нет».

11. Понятие стресса и проблеморазрешающего (стрессопреодолевающего) поведения.

12. Развитие заболевания зависимости от психоактивных веществ и выздоровление.

13. Завершение работы. Подведение итогов.

Кроме того, в рамках первичной профилактики в учебных заведениях округа проводятся «краткосрочные» мотивационные акции, направленные на оздоровление социальной среды, пропаганду альтернативных видов деятельности.

Вне зависимости от реализации целевых проектов осуществляется информационно- просветительская работа, а также регулярно проводятся мониторинговые исследования актуальной ситуации потребления ПАВ среди несовершеннолетних.

Эффективность работы программы «Наркостоп» подтверждается мониторинговыми исследованиями актуальной ситуации потребления алкоголя, табака, наркотиков школьниками-подростками 7-11 классов ЮВАО г Москвы, которые проводились специалистами диспансера в 2005 году среди учащихся общеобразовательных школ Юго-Восточного округа. При проведении Мониторинга была выявлена группа подростков, имеющих установку на здоровый образ жизни. Количество таких несовершеннолетних от общего числа респондентов (777 учащихся) составила 33,5 %. Аналогичные исследования 2001 года такой тенденции не выявляли.

Cписок литературы

  1. Личко А.Е., Битинский В.С. Подростковая наркология. Медицина, Ленинград. 1991.
  2. Братусь Б.С. Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма, Москва, Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1984.
  3. Бородкин Ю.С., Грекова Т.И. Алкоголизм, причины, следствия, профилактика. Ленинград. Наука, 1982.
  4. Батищев В.В. Негериш Н.В. Основные принципы построения программы терапии зависимости. М.: //Алкогольная болезнь. 1999. №2, 27-31
  5. Гусева Н.А.Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб.: 2003.
  6. Копыт Н.Я. Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М.: Медицина, 1986.
  7. Крылов П.А., Кулакова Т.П. Организационные принципы раннего выявления и профилактики алкоголизации подростков //Вопросы наркологии, 1988. №1, с 29-34.
  8. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. – М.: НАН, 1999.
  9. Попов Ю.В. Профилактика алкоголизма у подростков с девиантным поведением. Ремиссии при алкоголизме. Ленинград, 1987.
  10. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой. М.: 2000.
  11. Трубицина Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. М.: 1995.
  12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: 2003.
  13. Семикин Г.И., Киселев А.И.,Брюн Е.А. Методические рекомендации по организации межведомственного взаимодействия по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Калуга: ИД «Эйдос», 2004.

Просмотров: 26106

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 11.01.2009 г. )
« Пред.
home contact search contact search