ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РУССКОЯЗЫЧНОГО СЕГМЕНТА СЕТИ ИНТЕРНЕТ |
01.11.2018 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-8
Биркун А.А.
AVAILABILITY OF PUBLIC EDUCATION IN CARDIOPULMONARY RESUSCITATION IN THE
RUSSIAN FEDERATION: ANALYSIS OF INFORMATION RESOURCES OF THE
RUSSIAN-LANGUAGE SEGMENT OF THE INTERNET
Контактная информация: Биркун Алексей Алексеевич, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Резюме Введение. Для снижения летальности при внегоспитальной остановке кровообращения требуется эффективное и массовое обучение населения навыкам базовой сердечно-легочной реанимации. Цель исследования состояла в анализе доступных в сети Интернет предложений по обучению базовой сердечно-легочной реанимации на русском языке. Материал и методы. С помощью поисковых систем Google и Яндекс в июле 2018 г. выполнен поиск и описательный анализ русскоязычных интернет-ресурсов, предлагающих обучение базовой сердечно-легочной реанимации для населения в форме курсов. География очных курсов обучения была ограничена территорией Российской Федерации. Результаты. Оценка 3200 результатов поиска выявила 55 веб-страниц, описывающих индивидуальные предложения по обучению базовой сердечно-легочной реанимации на русском языке для населения от 43 организаторов. 84 % курсов включают сердечно-легочную реанимацию как элемент программы обучения первой помощи, 16 % — предметно посвящены базовой сердечно-легочной реанимации. Обучение использованию автоматического наружного дефибриллятора и проведение контроля знаний и (или) навыков обучающихся предусмотрены программами обучения 22 % курсов. 96 % курсов предполагают очную или очно-заочную форму обучения, два курса (4 %) — дистанционные. Курсы значительно отличаются по продолжительности обучения (1–36 часов), количественному составу учебных групп (4–18 человек), квалификации инструкторов. Географическая распространенность курсов ограничивается 30 городами России с наибольшей доступностью обучения в Москве и Санкт-Петербурге. 95 % курсов — платные. Для 13 % курсов заявлено соответствие неактуальным редакциям международных рекомендаций по сердечно-легочной реанимации. Выборочный анализ материалов одного бесплатного онлайн курса обучения первой помощи выявил ряд противоречий с действующими международными рекомендациями по базовой сердечно-легочной реанимации. Выводы. Возможности обучения базовой сердечно-легочной реанимации для населения Российской Федерации очень ограничены. Есть насущная потребность в повышении доступности и качества обучения сердечно-легочной реанимации на русском языке и формировании системы административного регулирования в сфере обучения сердечно-легочной реанимации. Ключевые слова: сердечно-легочная реанимация; СЛР; первая помощь; обучение; курсы; Интернет; остановка кровообращения. Abstract Significance. Effective and mass training in basic cardiopulmonary resuscitation is essential in order to decrease mortality from out-of-hospital circulatory arrest. The study purpose was to analyze basic cardiopulmonary resuscitation training offers available on the Internet in Russian. Material and methods. Google and Yandex were searched in July 2018 for the Russian-language Internet resources offering basic cardiopulmonary resuscitation training for lay people in the form of courses, and the resources were analyzed descriptively. Geography of the full-time courses was limited to the territory of the Russian Federation. Results. Evaluation of 3,200 search results identified 55 web pages describing individual offers of basic cardiopulmonary resuscitation training in Russian for lay people from 43 organizers. 84 % of courses include cardiopulmonary resuscitation as a component of the first aid training program, 16 % are thematically focused on basic cardiopulmonary resuscitation. Training in the use of automated external defibrillator and assessment of trainees’ knowledge and (or) skills are incorporated in the curriculum of 22 % of courses. 96 % of courses provide full-time or part-time training, two courses (4 %) use a distance learning approach. The courses are significantly variable in the duration (1–36 hours), size of the training groups (4–18 persons), and instructors’ qualifications. Geography of the courses is limited to 30 cities of the Russian Federation, with the highest availability in Moscow and Saint Petersburg. 95 % of all courses are paid. Compliance with outdated versions of international cardiopulmonary resuscitation guidelines is declared for 13 % of courses. A selective analysis of materials of one free online first aid course revealed a number of contradictions with the existing international recommendations on basic cardiopulmonary resuscitation. Conclusions. The opportunities for public basic life support cardiopulmonary resuscitation training are very restricted in the Russian Federation. There is a critical need to increase the accessibility and quality of cardiopulmonary resuscitation training in Russian and to develop a system of administrative regulation in the field of cardiopulmonary resuscitation training. Keywords: cardiopulmonary resuscitation; CPR; first aid; training; courses; Internet; circulatory arrest. Введение В связи с повсеместной распространённостью, большой частотой встречаемости и высокой летальностью, внегоспитальная остановка кровообращения (ВГОК) составляет существенную социально-экономическую проблему глобального уровня [14,19,20]. Выживаемость при ВГОК на сегодняшний день в целом не превышает 8–10 % [1,14,20]. Незамедлительное выполнение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) свидетелями ВГОК повышает шансы на выживание в 2–4 раза [24]. Однако при том, что приблизительно в 50–70 % случаев ВГОК происходит при свидетелях [14,16], реальные показатели участия очевидцев остановки сердца в проведении СЛР в основном низкие [1,20]. Основными препятствиями для оказания первой помощи (ПП) лицами без специальной подготовки являются недостаток знаний и навыков реанимации, и связанная с некомпетентностью боязнь причинить вред [12,13]. Согласно концепции «формулы выживания» (англ. formula for survival), предложенной Международным согласительным комитетом по реанимации (англ. International Liaison Committee on Resuscitation, ILCOR), эффективное обучение навыкам СЛР является одним из ключевых факторов, определяющих выживаемость при ВГОК [23], и Европейский совет по реанимации (англ. European Resuscitation Council, ERC) в настоящее время выделяет подготовку неспециалистов как основную образовательную задачу [15]. Вместе с тем исследования доступности обучения базовой СЛР для населения Российской Федерации до сих пор не проводились [9]. Цель настоящей работы состояла в анализе действующих русскоязычных интернет-ресурсов, предлагающих обучение базовой СЛР жителям России. Материал и методы В июле 2018 года выполнен информационный поиск ресурсов сети Интернет на русском языке, представляющих возможность обучения базовой СЛР для населения. Для этого использовались две наиболее популярные в русскоязычном сегменте сети Интернет поисковые системы — Google и Яндекс. Поиск осуществлялся идентично для обеих поисковых систем по следующим сочетаниям ключевых слов: «реанимация» + «обучение», «первая помощь» + «обучение», «неотложная помощь» + «обучение», «доврачебная помощь» + обучение», «реанимация» + «курсы», «первая помощь» + «курсы», «неотложная помощь» + «курсы», «доврачебная помощь» + «курсы». Указанные пары терминов вводились в поисковую строку через пробел без использования поисковых операторов. Для каждой пары выполнялись два поисковых запроса с прямым и обратным взаимным расположением терминов в поисковой строке. По каждому поисковому запросу проводилась оценка первых 100 результатов поиска (просмотр большего числа результатов поиска большинством пользователей представляется маловероятным). В анализ были включены только интернет-ресурсы, представляющие курсы СЛР, то есть программы обучения, предполагающие теоретическую и практическую подготовку или только теоретическую часть. Отдельные видеоролики, презентации, иллюстрации и текстовые информационные материалы не рассматривались в качестве программ обучения и были исключены. В анализ включались только те курсы СЛР, в которых может принять участие любой человек, независимо от профессии, основного рода занятий и исходного уровня знаний. Соответственно, курсы, предлагаемые ограниченному кругу лиц (например, сотрудникам организаций или представителям отдельных, в том числе немедицинских, профессий) были исключены из анализа. География курсов очной формы обучения была ограничена территорией Российской Федерации. Для каждого интернет-ресурса, удовлетворяющего вышеописанным критериям, изучалась веб-страница с описанием соответствующего курса обучения СЛР с извлечением следующей информации для последующего анализа: название курса, наименование и организационно-правовая форма лица, выступающего организатором курса, место проведения курса (населенный пункт), форма обучения, размер учебных групп, продолжительность, стоимость обучения, сведения о преподавателях (инструкторах), сведения о соответствии курса международным рекомендациям по СЛР, наличие (отсутствие) контроля знаний и (или) навыков в программе обучения, наличие (отсутствие) обучения использованию автоматического наружного дефибриллятора (АНД) в программе обучения. Результаты Оценка, в общей сложности, 3200 результатов поиска в системах Google и Яндекс обнаружила, без учёта дублирований, 55 веб-страниц, описывающих различные предложения по обучению базовой СЛР для населения в форме курсов на русском языке от 43 организаторов. В качестве организаторов курсов выступили следующие субъекты: 1) некоммерческие организации (52,7 % курсов, n = 29), в т. ч.: общероссийские общественные организации (16,4 %; n = 9), автономные некоммерческие организации (14,5 %; n = 8), государственные учреждения (14,5 %; n = 8), частные учреждения (7,3 %; n = 4); 2) коммерческие организации (30,9 %, n = 17), в т. ч.: российские общества с ограниченной ответственностью (25,5 %; n = 14), зарубежные общества с ограниченной ответственностью (3,6 %; n = 2), акционерные общества (1,8 %; n = 1); 3) индивидуальные предприниматели (5,5 %; n = 3); 4) субъекты, принадлежность которых к той или иной категории на основании представленных на веб-сайте данных установить не удалось (10,9 %; n = 6). Обучение базовой СЛР в большинстве случаев (84 % курсов, n = 46) предлагается как один из элементов программы обучения ПП (далее — «курсы ПП-БСЛР»), тогда как девять курсов (16 %) предметно посвящены обучению базовой СЛР (далее — «курсы БСЛР»). Обучение использованию АНД указано в программе обучения 12 (22 %) из 55 курсов. В описании 12 (22 %) курсов упоминается проведение контроля знаний и (или) навыков обучающихся. Для подавляющего большинства курсов (96 %, n = 53) организаторами заявлена очная или очно-заочная (далее — «очная») форма обучения, в двух случаях (4 %) предлагается заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий (онлайн-курсы ПП-БСЛР). Количество часов обучения не указано для 4 курсов (7 %). Общая продолжительность очных курсов ПП-БСЛР варьирует от 1 до 24 часов (средняя продолжительность — 11 часов). Длительность курсов БСЛР — от 3 до 16 часов (в среднем — 8 часов). Продолжительность дистанционных курсов (оба – ПП-БСЛР) — 12 и 36 часов. Заявленный размер учебных групп для очных курсов ПП-БСЛР варьирует от 4 до 18 человек, для курсов БСЛР — от 6 до 10 человек. Два курса ПП-БСЛР предполагают индивидуальное очное обучение. Для 26 (49 %) очных курсов размер учебных групп не указан. В таблице 1 даны сведения об инструкторах (преподавателях) согласно описанию курсов на соответствующих веб-страницах. Таблица 1 Заявленные инструкторы (преподаватели) курсов СЛР.
Распределение очных курсов в зависимости от места проведения показано на рисунке 1. Количество городов проведения отдельного курса варьирует от 1 до 13. Для 13 (25 %) очных курсов организатором дополнительно предлагается проведение выездного обучения (в городах России) по заявке для организованных групп слушателей.
Соответствие материалов курса международным рекомендациям по СЛР заявлено для 28 из 55 (51 %) курсов. О соответствии рекомендациям ERC редакции 2015 года указано в описании 2 курсов (4 %), рекомендациям ERC редакции 2010 года — 6 курсов (11 %), рекомендациям ERC без уточнения года редакции — 12 курсов (22 %), рекомендациям ILCOR редакции 2000 года — 1 курса (2 %), рекомендациям ILCOR без уточнения года редакции — 8 курсов (15 %), рекомендациям Международной федерации Красного Креста (англ. International Federation of Red Cross, IFRC) редакции 2016 года — 3 курсов (5 %), рекомендациям IFRC 2011 года — 1 курса (2 %), рекомендациям IFRC без уточнения года редакции — 8 курсов (15 %), рекомендациям Американской кардиологической ассоциации (англ. American Heart Association) без уточнения года редакции — 5 курсов (9 %). 95 % (52 из 55) курсов проводятся на платной основе. Стоимость участия одного человека в курсах ПП-БСЛР колеблется от 520 до 12000 руб. (в среднем — 3231 руб.). Для семи платных курсов ПП-БСЛР стоимость обучения не указана. Пройти обучение бесплатно предлагают два из 46 (4 %) курсов ПП-БСЛР (один очный и один онлайн-курс). Стоимость обучения на курсах БСЛР варьирует от 2000 до 5200 руб. (в среднем — 4388 руб.). Бесплатное обучение заявлено для одного из девяти курсов БСЛР. Помимо общей описательной характеристики найденных курсов СЛР был выполнен дополнительный анализ материалов единственного доступного бесплатного онлайн-курса ПП-БСЛР (по состоянию на 28.07.18) [6]. Курс «Первая помощь: обзорный курс» размещен на веб-странице Частного учреждения профессиональной образовательной организации Фармацевтический колледж «Новые знания». Заявленная организатором продолжительность курса — 12 часов, время, отведенное на прохождение курса — 2 недели. Сведения о квалификации преподавателя (или автора) курса, соответствии курса международным рекомендациям по СЛР отсутствуют. План курса включает алгоритм оказания ПП, СЛР, ПП при кровотечениях и ранах, травмах, ожогах, обморожениях. Учебные материалы курса включают лекции в текстовом формате, слайды, видео, глоссарий. Предусмотрен тестовый контроль знаний. В разделе объявлений курса сообщается (от 27.04.18), что обучение на бесплатной основе закончится в ближайшее время, после чего обучение будет осуществляться в платном формате, а стоимость обучения составит 500 рублей. При анализе материалов курса, описывающих алгоритм и технику проведения СЛР, был обнаружен ряд утверждений, не соответствующих действующим международным рекомендациям (таблица 2). Таблица 2 Извлечение положений онлайн курса «Первая помощь: обзорный курс» ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания», противоречащих международным рекомендациям по СЛР.
Обсуждение При высокой частоте встречаемости ВГОК, низкой распространенности случаев проведения СЛР свидетелями остановки сердца и малой результативности реанимации [1,2,8], в Российской Федерации в настоящее время отсутствует единая эффективно функционирующая система обучения населения навыкам СЛР [3,5]. Недавний опрос репрезентативной выборки жителей Крымского полуострова продемонстрировал недостаточный охват населения обучением СЛР и ограниченные возможности обучения [10]. 47 % опрошенных никогда не обучались реанимации, в основном из-за того, что они либо не задумывались о необходимости обучиться, либо не знали, где можно пройти обучение. Из числа обученных, 44 % проходили курсы обучения СЛР только один раз, 54 % обучались больше 5 лет назад. Обучение в основном (82 %) проводилось по месту работы, в рамках школьного, среднего профессионального или высшего образования или на водительских курсах. Уровень знаний по СЛР оказался низким в том числе среди ранее обучавшихся. Готовность пройти обучение СЛР выразили 52 % опрошенных [10]. Результаты настоящего анализа русскоязычных интернет-ресурсов свидетельствуют о недостаточном количестве предложений по обучению населения навыкам базовой СЛР. Тогда как более 95 % курсов предполагают очную форму обучения, их географическая распространенность ограничивается 30 (1,9 %) из 1587 городских поселений России (по состоянию на 1.01.2017 [7]). Фактически, найденные курсы проводятся только в 28 (33 %) из 85 субъектов Российской Федерации. Помимо недостаточного географического охвата, отмечается неравномерность географического распределения предлагаемых курсов со значительно большей доступностью обучения в Москве и Санкт-Петербурге по сравнению с другими регионами. Только три (5 %) курса бесплатны, причем для одного из них объявлен переход на платное обучение в ближайшее время. Вместе с тем, по данным вышеупомянутого опроса, бесплатность обучения является одним из ведущих факторов, определяющих готовность населения к тому, чтобы пройти обучение СЛР [10]. Представленные на веб-страницах описания свидетельствуют о значительной организационной и методической неоднородности курсов. Более 80 % курсов предполагают обучение СЛР как элемент составной программы обучения ПП. При этом, количество часов, предусмотренных для освоения собственно СЛР, в подавляющем большинстве случаев не указывается. Приблизительно для 80 % курсов в описании не упоминается обучение пользованию АНД и какая-либо форма контроля знаний и (или) навыков обучающихся. Курсы существенно отличаются по заявленной длительности обучения, количественному составу учебных групп, квалификации инструкторов. Оценка качества учебных материалов всех доступных курсов СЛР не входила в задачи настоящего исследования. Вместе с тем выборочный анализ материалов бесплатного онлайн-курса ПП-БСЛР обнаружил объективные свидетельства несоответствия описания некоторых элементов алгоритма СЛР положениям действующих международных рекомендаций [6,21]. Кроме того, для семи (13 %) курсов организаторами заявлено соответствие международным рекомендациям по СЛР неактуальных редакций. Нельзя исключать, что наличие ошибок и включение произвольных необоснованных утверждений или устаревших положений в учебный материал курса по СЛР окажет негативное влияние в реальной ситуации оказания ПП при остановке сердца. Поиск отечественных публикаций по теме исследования обнаружил одну работу, описывающую результаты анализа информационных ресурсов сети Интернет, посвящённых различным аспектам оказания ПП [4]. Авторы установили, что поиск объективных сведений по этой теме на русском языке затруднителен, в частности, в силу наличия веб-страниц, на которых содержится разрозненная информация об оказании ПП, опубликованная лицами, не имеющими соответствующей подготовки и без учета действующих международных рекомендаций [4]. Учитывая социально-экономическое значение проблемы ВГОК, в настоящее время существует отчётливая потребность в создании унифицированной системы массового обучения населения оказанию ПП при остановке сердца. Проведённый анализ позволяет определить важные направления в разработке и функционировании такой системы. Прежде всего, это увеличение количества и рациональное географическое распределение предложений по обучению базовой СЛР и использованию АНД для населения, а также повышение доступности обучения, в том числе для лиц с ограниченными финансовыми возможностями. Развитие системы очного обучения населения базовой СЛР в России — важнейшая задача, однако для ее реализации, вероятнее всего, потребуется сложный многолетний организационный процесс. Перспективным способом быстрого повышения доступности обучения ПП, включая СЛР, представляется использование дистанционных образовательных технологий, в частности, массовых открытых онлайн курсов (англ. massive open online courses, MOOC). Дистанционное обучение не может полностью заменить практическую подготовку под руководством квалифицированного инструктора, однако действующие международные рекомендации по СЛР указывают на целесообразность использования онлайн курсов как возможной альтернативы очному обучению [15], что представляется особенно важным в сложившейся ситуации, когда традиционное обучение под руководством инструктора недоступно для большинства жителей России. Помимо обеспечения широкой доступности, онлайн обучение обладает рядом дополнительных достоинств, включая отсутствие психологического барьера для учащихся, связанного с обучением в условиях учебного класса, обеспечение единого педагогического подхода ко всем обучающимся, удобство и автономность обучения, отсутствие существенных финансовых затрат и трудностей, связанных с логистикой, при организации курсов [11,17,18,22]. В нескольких исследованиях была продемонстрирована не меньшая эффективность онлайн обучения СЛР по сравнению с обучением под руководством инструктора [11,18,22]. Другая важная задача — это формирование механизма государственного административного регулирования в сфере обучения ПП, в том числе СЛР, который должен быть направлен на обеспечение единого стандартизированного подхода к преподаванию ПП в соответствии с действующими международными рекомендациями и динамический контроль качества обучения. Выявленная настоящим исследованием организационно-методическая неоднородность существующих предложений по обучению СЛР, наряду с примером недоброкачественности обучения и признаками несоответствия программ обучения действующим рекомендациям по СЛР, свидетельствует о необходимости первичного (до запуска курса) и последующего периодического экспертного рецензирования как очных, так и дистанционных курсов обучения СЛР. Эту работу должна выполнять группа экспертов в области реаниматологии, педагогики и организации здравоохранения. Актуальными задачами по организации качественного унифицированного обучения ПП также являются: подготовка, сертификация, периодическая переподготовка и переаттестация преподавателей и инструкторов ПП, разработка и утверждение примерных программ обучения ПП, которые должны составлять основу программ обучения индивидуальных курсов, создание в регионах специализированных учебных центров для обучения населения ПП [3,5]. Ограничения исследования Для каждого поискового запроса осуществлялся анализ только первых 100 поисковых результатов. Не исключено, хотя и маловероятно, что дополнительные результаты поиска могли удовлетворять критериям включения в настоящее исследование. Алгоритмы поисковых систем могут ранжировать результаты поиска с учётом географического расположения и личной активности пользователя в сети Интернет, что также могло отразиться на результатах настоящего исследования. Выводы 1. Возможности обучения населения Российской Федерации теоретическим основам и навыкам базовой СЛР ограничены: обучающие курсы малочисленны, географически лимитированы, организационно и методически разнородны, в подавляющем большинстве случаев — платны. 2. Существует острая потребность в увеличении доступности и популяризации обучения СЛР, в том числе за счет использования дистанционных образовательных технологий. 3. Обучение СЛР требует строгого административного регулирования и контроля, включая обязательное экспертное рецензирование как существующих, так и вновь внедряемых программ обучения СЛР. Библиография
References
Дата поступления: 07.08.2018. Просмотров: 7493
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 08.11.2018 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|