АНАЛИЗ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ |
01.11.2018 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-9
Марченко Е.В.
ERROR ANALYSIS IN FIRST AID AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT TRAINING
Контактная информация: Марченко Екатерина Витальевна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Резюме Актуальность. Ошибки при обучении первой помощи и психологической поддержке снижают шансы пострадавших сохранить свое физическое и психическое здоровье. Анализ наиболее часто допускаемых ошибок позволит повысить эффективность оказания помощи и качество обучения в этой сфере. Цель работы. Проанализировать ошибки, допускаемые при обучении первой помощи и психологической поддержке на примере участников Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» 2016-2018 гг. Материал и методы. Проведён анализ 112 судейских оценочных листов задания «Обучение» (56 по психологической поддержке и 56 по первой помощи) команд итогового этапа соревнований «Человеческий фактор» 2016, 2017 и 2018 гг. Возраст участников: 16-26 лет. Полученные данные были обработаны при помощи статистических методов путем выявления относительной частоты каждой допущенной ошибки и дальнейшего ранжирования. Результаты. Проведённый анализ позволил выделить классификацию наиболее часто допускаемых ошибок при обучении приемам психологической поддержки и первой помощи, в которую вошли 4 группы: содержательные ошибки или ошибки базовой теоретической подготовки; практические ошибки или ошибки демонстрации при выполнении приема; преподавательские ошибки или ошибки обучения; рефлексивные ошибки или ошибки обратной связи, допущенные преподавателем в отношении обучающегося в процессе обучения. В работе также представлены рекомендации для минимизации ошибок при обучении, учет которых позволит повысить качество подготовки инструкторов и эффективность проводимых ими мероприятий по обучению населения. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями, осуществляющими подготовку инструкторов первой помощи и психологической поддержки с целью снижения уровня допускаемых ошибок, повышения качества их подготовки и эффективности проводимых ими мероприятий с населением в данной области знаний. Ключевые слова: первая помощь; психологическая поддержка; обучение населения первой помощи; ошибки обучения первой помощи. Abstract Significance. Mistakes in first aid and psychological support training reduce chances of the victims to maintain physical and psychological health. Analysis of the most common mistakes will help to improve effectiveness of the first aid and quality of training in this area. Purpose. To analyze mistakes in first aid and psychological support training exemplified by the all-Russia competition “Human Factor”, 2016 – 2018. Methods. 112 “Training” task cards for referee’s evaluation (including 56 on psychological support and 56 on first aid) of the teams participating in the final round of the competition “Human Factor” in 2016–2018 have been analyzed. The age of the team members varied from 16 to 26. The obtained data were statistically processed by calculating the relative frequency of every mistake and their further ranking. Results. The analysis helped to classify most common mistakes in psychological support and first aid training. The classification includes the following four groups: 1) substantive mistakes, i.e. mistakes associated with basic theoretical knowledge; 2) practical mistakes, i.e. mistakes in first aid technique demonstration; 3) trainer’s mistakes i.e. training mistakes; and 4) reflective mistakes, i.e. feedback mistakes made by an instructor in respect of a trainee during the training. The paper also contains recommendations to minimize the above-mentioned mistakes to improve quality of instructors’ training in first aid, and effectiveness of their further training of the population. Scope of application. The results may be used by trainers who train instructors in first aid and psychological support to decrease mistakes, improve quality of their training and effectiveness of further training of the population. Keywords: first aid; psychological support; training of the population in first aid; mistakes in first aid training. Введение Важным умением современного человека является грамотное оказание психологической поддержки и первой помощи. Внезапная остановка кровообращения является одной из ведущих причин смертности в мире, в РФ она составляет около 250-300 тыс. чел./год [7, с.5]. Вовремя вызванная медицинская помощь и умение окружающих в период ожидания приезда врачей оказать первую помощь значительно увеличивает шансы пострадавшего выжить. Целью оказания первой помощи и психологической поддержки является сохранение жизни и здоровья человека, а также нормализация его психологического состояния. В ходе выполнения любой деятельности могут присутствовать погрешности, критично не влияющие на ее результат. Но также могут допускаться ошибки, приводящие к неэффективному ее выполнению и отсутствию желаемого результата. Например, Ю.К. Стрелков, рассматривая деятельность, определяет ошибку как «результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану» [16], А.М. Сафин отмечает, что «ошибка – это расхождение результата деятельности с поставленной целью» [14, с.158]. Ошибки, допущенные при оказании первой помощи и психологической поддержки, связанные с жизнью человека, его психическим и физическим здоровьем, могут приводить к тяжелым последствиям. Проблема изучения ошибочных действий получила свое развитие в прошлом веке в связи с активным внедрением технического оборудования и машин и взаимодействия человека с ними. Как отмечают Ю.Ф. Гущин и А.А. Пископпель, начало этих исследований связано с анализом аварий на производстве [5]. Современные исследования в данном направлении посвящены разработке различных классификаций ошибок труда и деятельности. С.Ф. Сергеев определяет виды ошибок, связанных с работой психических механизмов человека, по месту в структуре деятельности: ошибки восприятия, ошибки внимания, ошибки памяти, ошибки мышления и принятия решения, ошибки ответной реакции [15, с.115]. Н.С. Пряжников, выделяет две группы ошибок деятельности: ошибки, связанные с организационно-техническими факторами (неполадки в технологии и организации труда) и ошибки, обусловленные «личным» фактором (уровнем квалификации, отношением к работе, функциональным состоянием, стойкими индивидуальными свойствами личности) [10, с.309]. А.Н. Рыжкова, анализируя ошибки практического психолога, занимающегося диагностикой, выделяет субъективные и объективные источники ошибок, а также тактические ошибки [13, с.26-34]. Ю.К. Стрелков, говоря о специфике ошибок оператора в деятельности отмечает, что «большинство ошибок сводится к пространственным или временным нарушениям… за ошибкой оператора часто стоят конструкторские, юридические, административные, организационные ошибки» [16]. Анализ ошибок деятельности, их классификация позволяет не только определить причины ошибок, но также способствует повышению ее эффективности. При этом ошибки, допускаемые инструкторами при обучении первой помощи и психологической поддержке, изучены недостаточно. В этой связи представляется интересным и актуальным выделение таких ошибок и их классификация. Для содействия эффективному получению теоретических знаний и практических умений в данном направлении проводятся для населения различные обучающие курсы на базе таких организаций, как «Общероссийская общественная организация Российский Красный Крест», «Межрегиональная школа первой помощи», Московская служба спасения, корпорация «Emergency First Response» и многих других, разрабатываются многочисленные наглядные пособия [9,11], реализуются социальные проекты (например, проект «Научись спасать жизнь» [2]). При этом актуальной остается проблема повышения уровня подготовки молодежи к обучению населения приемам первой помощи и психологической поддержки и качественной трансляции этих знаний (работы Балабанова В.А., Батурина Д.И., Гатина Р.М., Гатиной Р.Р., Дежурного Л.И, Лысенко К.И., Неудахина Г.В. [1,3,5,6]). Новой формой работы с молодежью в данном направлении стали Всероссийские соревнования «Человеческий фактор». Первые соревнования прошли в 2014 г. благодаря инициативе Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Их проведение позволяет в доступной и актуальной форме популяризировать у российской молодежи не только теоретические знания и практические умения по оказанию психологической поддержки и первой помощи, но и оценивать качество их подготовки и умение транслировать знания в этой области населению. Главными задачами соревнований являются оценка уровня подготовленности молодежных команд образовательных и общественных организаций к оказанию психологической поддержки и первой помощи людям, а также формирование у участников и зрителей соревнований мотивации к совершенствованию знаний, умений и навыков в этой области [11]. Соревнования представлены трехступенчатой системой отбора лучших команд: первый этап – тематическое тестирование уровня знаний в области психологической поддержки и первой помощи, которое проходит в субъектах РФ. Второй этап - в Федеральных округах, где команды соперничают не только в теоретических знаниях, но и в практических умениях и навыках оказания психологической поддержки и первой помощи, а также инструкторских навыках. Третий (итоговый) этап соревнований проходит в Москве, где собираются лучшие команды каждого Федерального округа. Итоговый этап соревнований включает три задания:
Для эффективного обучения зрителей капитану команды, выступающему в роли инструктора, необходимо выполнить последовательные шаги:
Далее зрителям, которые прошли обучение, необходимо устно воспроизвести то, что они усвоили в ходе ознакомления с теоретической составляющей и увиденной практической демонстрацией.
В роли статистов выступают заранее подготовленные люди. Они информированы об особенностях проявлений реакций, а также загримированы согласно легендам задания. Оценивание команд в ходе выполнения задания «Обучение» проводят судьи соответствующего направления – медицинского или психологического. Для этого они используют оценочные листы, содержащие критерии оценивания. Если участник команды допускает ошибки, судья фиксирует их в листе. Целью работы стал анализ ошибок, допускаемых при обучении первой помощи и психологической поддержке на примере участников Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» 2016-2018 гг. Материал и методы Для исследования были использованы оценочные листы задания «Обучение» команд итогового этапа соревнований 2016, 2017 и 2018 гг. Они были разработаны центральной судейской коллегией на основании методических материалов [9,11]. Заблаговременно команды получали документы, регулирующие ход проведения соревнований, знакомились с критериями оценивания и методическими пособиями для подготовки. Выборка составила: 112 человек – юноши и девушки в возрасте от 16 до 26 лет. Было проанализировано 112 оценочных листов задания «Обучение», из них 56 по психологической поддержке и 56 по первой помощи, заполненных судьями в ходе проведения итогового этапа соревнований. Оценочный лист представляет собой таблицу, содержащую описание шагов, которые необходимо выполнить участнику в ходе выполнения задания, и критерии оценивания, за которые присваиваются баллы в случае их соблюдения. Обработка данных осуществлялась путем выявления относительной частоты каждого критерия, за который команды баллы не получили (то есть судьей было решено, что участник допустил ошибку и данный балл не присваивается), и дальнейшего ранжирования [8, с.13-14]. Полученные данные представлены в Таблицах 1 и 2. Результаты работы команд по заданию «Обучение (психологическая поддержка)» были разбиты на 3 группы рангов: низкий ранг (1-8); средний ранг (9-13); высокий ранг (14-19), по заданию «Обучение (первая помощь)»: низкий ранг (1-6); средний ранг (7-13); высокий ранг (14-18). Результаты Анализ данных команд по заданию «Обучение (психологическая поддержка)» (таблица 1) показал, что самые низкие ранги получили следующие критерии:
Средние ранги заняли критерии:
Наиболее высокие ранги получили критерии:
Таблица 1 Критерии оценивания участников по заданию «Обучение (психологическая поддержка)»
Далее рассмотрим результаты по заданию «Обучение (первая помощь)», представленные в табл. 2. Наиболее низкие ранги получили критерии (табл. 2):
Средние ранги представлены критериями: поддержка положительной мотивации к обучению у зрителей;
Самые высокие ранги заняли критерии:
Таблица 2 Критерии оценивания участников по заданию «Обучение (первая помощь)»
Таким образом, результаты анализа ошибок, допущенных участниками Всероссийских соревнований по первой помощи и психологической поддержке, позволили выявить «проблемные» зоны при трансляции знаний данной области населению. В направлении первой помощи – это ошибки содержательного плана, выразительности речи и комментариев, практической демонстрации необходимых умений и навыков, а также грамотной обратной связи в ходе обучения. По психологической поддержке – ошибки при выстраивании структуры теоретического материала и обратной связи обучаемым после выполнения ими заданий, в ходе практической демонстрации собственных навыков при оказании помощи пострадавшим (статистам). Обсуждение Проведённый количественный и качественный анализ позволяет выделить классификацию наиболее часто допускаемых ошибок при обучении приемам психологической поддержки и первой помощи. Содержательные ошибки или ошибки базовой подготовки: неполное описание признаков ОСР, приемов психологической поддержки или алгоритмов первой помощи. Их проявление может быть связано как с когнитивным компонентом (нечетким пониманием алгоритмов, незнанием содержательных шагов, забыванием принципов, элементов теоретической части материала), так и сложностью справиться с эмоциональным состоянием и волнением в ходе преподавания. Безусловно, для минимизации ошибок такого плана требуется развитие умения четко и полно излагать основные содержательные моменты при обучении населения в соответствии с необходимыми методическими материалами; понимать логику транслируемых теоретических знаний и практических умений; оттачивать базовые теоретические знания по первой помощи и психологической поддержке, умения их донести в доступной и интересной форме. Для этих целей при обучении инструкторов могут использоваться цепочки обучения, включающие блок теоретического плана, далее отработка под контролем ведущего, после вписывание приема или действия в определенный контекст или ситуацию и ролевая игра с моделированием реальной ситуации. При этом каждый необходимый навык формируется посредством цепочек, которые затем выстраиваются в целостное действие. А также для инструкторов ценно практическое владение простыми приемами и методами саморегуляции (например, техники дыхания, визуализация, концентрация внимания), которые необходимо отрабатывать в процессе обучения. Практические ошибки или ошибки исполнения: неточное практическое выполнение приема оказания психологической поддержки или первой помощи связано с недостатком практических умений и навыков; умения грамотно, последовательно, точно демонстрировать практический образец работы в условиях, максимально приближенных к реальным; организовывать доступно и соответствующе обучающее пространство, а также недостаточная степень внутренней готовности. Для снижения уровня данных ошибок необходимо, во-первых, максимальное расширение в ходе обучения инструкторов практических отработок, использования ролевых игр, ситуационных задач, видеофрагментов с поиском ошибок и обсуждением, а во-вторых включение в занятия мотивационного блока и темы готовности к практическому оказанию первой помощи и психологической поддержки, снижению уровня тревоги в ситуациях неуспешности, развитие умения конструктивно анализировать допущенные практические ошибки и восполнять необходимый пробел в умениях и навыках. Преподавательские ошибки или ошибки обучения: невыразительность выступления при комментировании действий, отсутствие необходимых пауз, соответствующих жестов, мимики; ошибки в пространственном расположении при демонстрации приема. Они могут быть связаны с недостаточным уровнем преподавательской подготовки, владения технологиями эффективного обучения и навыками публичного выступления. Для минимизации такого рода ошибок требуется развитие у инструкторов умения при обучении населения использовать приемы, позволяющие удерживать и акцентировать внимание аудитории на ключевых моментах обучения (акценты вербальным, невербальным и паравербальным компонентами), умения взаимодействовать с аудиторией, задавать вопросы, логически выстраивать речь, отрабатывать данные умения и навыки в мини-группах, в рамках решения ситуационных задач, а также путём использования кейсового метода. Рефлексивные ошибки или ошибки обратной связи, допущенные преподавателем в отношении обучающегося: отсутствие структуры обратной связи и неточность ее донесения, в том числе при выделении сильных и слабых сторон при ответе обучающихся. В данном направлении важно для инструкторов умение в рамках обучения и взаимодействия с обучающимися грамотно и пошагово давать обратную связь при решении практических задач, включая такие шаги как выражение благодарности и похвалу, открытые вопросы на предмет самоощущений у обучающего после выполнения задания, оценивание совместно с обучающимся сильных и слабых сторон при отработках, выстраивание перспективы обучения и дальнейшего применения полученных знаний на практике. Выводы
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями, осуществляющими подготовку инструкторов первой помощи и психологической поддержки с целью снижения уровня допускаемых ошибок, повышения качества их подготовки и эффективности проводимых ими мероприятий с населением в данной области знаний. Библиография
References
Дата поступления: 14.09.2018. Просмотров: 8422
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 02.11.2018 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|