ВОЗ. Информационный бюллетень. Декабрь 2018 |
29.12.2018 г. | ||||||
Декабрь 2018 г. Тема номера – Здоровье мигрантов1 В настоящее время Европейский регион ВОЗ – и особенно страны, расположенные ближе всего к Северной Африке и Ближнему Востоку, – принимает большое количество мигрантов, что создает новые, непростые задачи для его систем здравоохранения. За счет миграции численность населения Региона с 2005 г. увеличилась на 5 млн. человек, и в период между 2005 и 2010 гг. на эту группу пришлось почти 70% всего прироста населения. В настоящее время в Европейском регионе проживает, по имеющимся оценкам, 73 миллиона мигрантов, что составляет почти 8% от всего населения Региона. Следует также отметить, что 52% мигрантов – это женщины. В рамках проекта "Связанные с миграцией аспекты общественного здравоохранения" (PHAME) Европейское региональное бюро ВОЗ совместно с государствами-членами прилагает усилия по повышению готовности сектора здравоохранения, в том числе путем укрепления потенциала общественного здравоохранения, к грамотным действиям в условиях притока мигрантов вследствие чрезвычайных ситуаций. Данный проект реализуется в контексте новой европейской политики здравоохранения Здоровье-2020 и делает немалый упор на сокращение несправедливых различий в отношении здоровья и создание систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей2. Самые распространенные проблемы со здоровьем среди беженцев и мигрантов Проблемы со здоровьем, имеющиеся у беженцев и мигрантов, аналогичны тем, с которыми сталкивается остальное население, однако в некоторых группах эти проблемы могут быть более широко распространены. К проблемам, наиболее часто встречающимся у новоприбывших беженцев и мигрантов, относятся случайные травмы, переохлаждения, ожоги, желудочно-кишечные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, осложнения при беременности и родах, диабет и гипертония. Женщины из числа беженцев и мигрантов часто сталкиваются со специфическими проблемами, в частности связанными с такими вопросами, как здоровье матерей, новорожденных и детей, сексуальное и репродуктивное здоровье, а также насилие. Подверженность беженцев и мигрантов рискам, связанным с перемещением населения, таким как психосоциальные расстройства, нарушения репродуктивного здоровья, повышенная смертность среди новорожденных, расстройства питания, употребление наркотиков, алкоголизм и насилие, повышает их уязвимость перед неинфекционными заболеваниями (НИЗ). Главная проблема, касающаяся неинфекционных заболеваний, заключается в прерывании лечения – либо вследствие отсутствия доступа к нему, либо по причине нарушения работы систем здравоохранения и оказывающих услуги учреждений; перемещение населения приводит к прерыванию постоянного лечения, которое жизненно необходимо людям, страдающим хроническими болезнями. Представители уязвимых групп, в особенности дети, предрасположены к респираторным инфекциям и желудочно-кишечным заболеваниям, в связи с плохими условиями проживания, недостаточной гигиеной и лишениями, связанными с миграцией. Им необходимо иметь доступ к адекватной медицинской помощи. Неудовлетворительные условия гигиены могут также привести к возникновению кожных инфекций. Кроме того, количество пострадавших и погибших среди беженцев и мигрантов, пересекающих Средиземное море, резко увеличилось: по оценочным данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), в течение первых 10 месяцев 2015 г. более 3100 человек утонули или пропали без вести в море. Отсутствие системной связи между миграцией и инфекционными заболеваниями Несмотря на распространенное представление о наличии связи между миграцией и завозом инфекционных заболеваний, систематическая связь между этими явлениями отсутствует. Инфекционные болезни главным образом связаны с бедностью. Мигранты часто прибывают из сообществ, затронутых войной, конфликтами или экономическим кризисом, и предпринимают долгие, утомительные переезды, которые повышают риск развития заболеваний, включая инфекционные болезни, в особенности такие как корь и заболевания, передаваемые с пищей и водой. Европейский регион имеет многолетний опыт борьбы с инфекционными болезнями, такими как туберкулез (ТБ), ВИЧ/СПИД, гепатит, корь и краснуха, и смог в значительной мере облегчить бремя этих заболеваний в ходе экономического развития, благодаря улучшению жилищных условий, обеспечению безопасного водоснабжения и адекватной санитарии, эффективной работе систем здравоохранения и обеспечению доступа к вакцинам и антибиотикам. Однако элиминация этих болезней еще не достигнута, и они по-прежнему существуют в Европейском регионе, независимо от процесса миграции. Это также верно в отношении трансмиссивных болезней в Средиземноморском регионе, таких как лейшманиоз, вспышки которого были недавно зафиксированы в Сирийской Арабской Республике. Лейшманиоз не передается от человека человеку и эффективно поддается лечению. В Европейском регионе также регистрируются случаи заболевания тифом и паратифом; подавляющее большинство случаев этого заболевания в Европейском союзе связаны с поездками за его пределы. Риск завоза в Европу возбудителей экзотических и редких заболеваний, таких как вирусы Эбола, Марбург, Ласса и коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (БВРС-КоВ), чрезвычайно мал. Опыт показывает, что, когда происходит завоз, переносчиками инфекции становятся обычные пассажиры, туристы или медицинские работники, а не беженцы или мигранты. Туберкулез Для мигрантов риск заразиться или заболеть туберкулезом зависит от следующих факторов: уровень заболеваемости туберкулезом в стране их происхождения, условия жизни и работы в стране, куда они иммигрируют, включая доступ к услугам здравоохранения и социальной защите; наличие контактов с бактериовыделителем (включая степень бактериовыделения и период времени, в течение которого они дышали одним воздухом с больным); а также способ, которым они добрались до Европы (риск заражения выше в замкнутых, плохо проветриваемых пространствах). Люди с тяжелыми открытыми формами туберкулеза зачастую не способны на длительные переезды. Показатели заболеваемости туберкулезом в странах происхождения мигрантов сильно разнятся: от низких показателей на уровне 17 новых случаев на 100 000 человек в Сирийской Арабской Республике до 338 в Нигерии. Средний коэффициент заболеваемости туберкулезом в Европейском регионе составляет 39 случаев на 100 000 человек. Туберкулез не является легко передаваемой инфекцией, а активная форма данного заболевания развивается только у части инфицированных (риск колеблется от 10% в течение жизни для населения в целом до 10% в течение года для ВИЧ-позитивных людей) и в течение нескольких месяцев или лет после заражения. ТБ редко передается от мигрантов местному населению ввиду ограниченных контактов между ними. ВИЧ-инфекция и вирусный гепатит Конфликты и чрезвычайные ситуации могут прерывать процесс оказания услуг в связи с ВИЧ; однако показатели распространенности ВИЧ-инфекции среди лиц, прибывающих из стран Ближнего Востока и Северной Африки, в целом невысоки. Следовательно, риск завоза ВИЧ в Европу мигрантами из этих стран довольно низок. Доля мигрантов среди людей, живущих с ВИЧ, в европейских странах значительно разнится: от менее 10% в странах Восточной и Центральной Европы до 40% в большинстве стран Северной Европы; в Западной Европе их доля составляет 20–40%. Несмотря на то, что за последние 10 лет этот показатель снизился, доля мигрантов среди новых случаев заражения ВИЧ в Европейском союзе и Европейском экономическом пространстве по-прежнему составляет 35%; однако поступает все больше данных о том, что некоторые мигранты заражаются ВИЧ после прибытия. Связанные с масштабной миграцией вызовы для общественного здравоохранения: готовность стран Европейского региона Системы здравоохранения в странах, принимающих мигрантов, хорошо оснащены и обладают достаточным опытом для диагностики и лечения наиболее распространенных инфекционных болезней и НИЗ; они также должны быть готовы к предоставлению таких медицинских услуг беженцам и мигрантам. Согласно Международным медико-санитарным правилам (2005 г.), все страны должны обеспечить наличие эффективных систем эпиднадзора и эпидемиологической отчетности, а также возможности по расследованию вспышек, ведению случаев заболевания и реагированию на них. Как показал опыт последних 10 лет, Европа хорошо подготовлена к принятию ответных мер при завозе редкого экзотического инфекционного агента: так, здесь имели место случаи завоза лихорадки Ласса, болезни, вызываемой вирусом Эбола, болезни, вызываемой Марбургским вирусом, и БВРС. Все это стало возможным благодаря хорошей лабораторной базе, лечебным учреждениям, оборудованным изоляционными боксами, обученному медицинскому персоналу и системе отслеживания лиц, контактировавших с больными. Странам не следует терять бдительности, однако нельзя и сосредоточивать все свое внимание только на этой проблеме. Быстрое и эффективное реагирование на прибытие больших групп людей из других стран требует действенной координации и сотрудничества между странами и внутри стран, а также между различными секторами. Для того чтобы адекватно реагировать на трудности, с которыми сталкиваются различные группы мигрантов, необходимо обеспечить надлежащую готовность: это основа для создания достаточного потенциала в среднесрочной и долгосрочной перспективе, для чего необходимы надежные эпидемиологические данные о беженцах и мигрантах, тщательное планирование, подготовка персонала и, что важнее всего, неукоснительное соблюдение прав человека. Определение различных вариантов развития событий и планов действий в непредвиденных обстоятельствах для адекватного реагирования на наблюдаемый в настоящее время или потенциальный приток беженцев и мигрантов в страну улучшит координацию между многочисленными сторонами, задействованными в этой работе, повысит жизнестойкость систем здравоохранения и позволит избежать сбоев в их работе. Должен быть обеспечен доступ уязвимых групп, таких как дети раннего возраста, к интенсивному лечению распространенных и тяжелых заболеваний, поскольку состояние детей может быстро ухудшиться, если они не получат необходимой им медицинской помощи. В случае необходимости, работники здравоохранения должны научиться выявлять и лечить инфекционные заболевания, с которыми они редко сталкиваются. Кроме того, они должны учиться вести общение с иностранцами, говорящими на различных языках и представляющими разные культуры (полагаясь на услуги переводчика или другие средства). Оказание высококачественной помощи беженцам и мигрантам – задача, которую системы здравоохранения не смогут решить в одиночку. Социальные детерминанты здоровья, такие как уровень образования, занятость, социальное обеспечение и жилье, также оказывают серьезное влияние на здоровье мигрантов. Ответные действия Европейского регионального бюро ВОЗ в связи с миграционным кризисом ВОЗ участвует в разработке политики здравоохранения, учитывающей интересы беженцев и мигрантов, укреплении систем здравоохранения с целью обеспечения справедливого доступа к услугам, создании информационных систем для оценки здоровья беженцев и мигрантов, распространении информации о передовых методах работы, обеспечении учета культурных и гендерных особенностей и специальной подготовке для поставщиков услуг и работников здравоохранения, а также в продвижении многостороннего сотрудничества между странами в соответствии с резолюцией WHA61.17 "Здоровье мигрантов", утвержденной участниками Шестьдесят первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2008 г. Вопросы здравоохранения, связанные с перемещением населения, уже много лет стоят на повестке Европейского регионального бюро ВОЗ. Особое внимание теме миграции и здоровья, в том числе защите уязвимого населения и прав человека, уделяется в европейской политике здравоохранения ВОЗ Здоровье-2020. Принимая во внимание политические, экономические и гуманитарные кризисы на севере Африки и на Ближнем Востоке, Европейское региональное бюро ВОЗ в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Италии в апреле 2012 г. начало реализацию проекта "Связанные с миграцией аспекты общественного здравоохранения в Европе". Цели проекта: укрепить потенциал систем здравоохранения для удовлетворения потребностей смешанных групп беженцев, мигрантов и населения принимающих их стран в медицинском обслуживании; содействовать безотлагательному проведению необходимых мероприятий в области здравоохранения; обеспечить принятие мер политики в области здравоохранения, учитывающих потребности беженцев и мигрантов; повысить качество оказываемых услуг здравоохранения; оптимизировать использование структур и ресурсов здравоохранения в странах, которые принимают мигрантов. По состоянию на октябрь 2015 г. Региональное бюро провело ряд оценочных миссий совместно с министерствами здравоохранения в Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Испании, Италии, Кипре, Мальте, Португалии и Сербии с использованием недавно разработанного ВОЗ "Методологического пособия по проведению оценки потенциала систем здравоохранения в области реагирования на резкое увеличение притока мигрантов в острой фазе кризиса" с целью решения ресурсоемких, многосекторальных и деликатных с политической точки зрения вопросов здоровья и миграции. Публикации Всемирной организации здравоохранения:
В настоящем документе представлен проект Стратегии и плана действий в отношении здоровья беженцев и мигрантов в Европейском регионе ВОЗ. В центре внимания документа – стратегические направления и приоритетные действия для решения стоящих перед общественным здравоохранением и системами здравоохранения задач, связанных с миграцией, в духе принятой недавно Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г., основ европейской политики здравоохранения Здоровье-2020 и резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA61.17 о здоровье мигрантов. Проект Стратегии и плана действий подготовлен на основании дискуссий по теме миграции и здоровья на совещаниях, приуроченных к Шестьдесят четвертой и Шестьдесят пятой сессиям Европейского регионального комитета в 2014 и 2015 гг., и с учетом обсуждений на Совещании высокого уровня по вопросам здоровья беженцев и мигрантов, которое прошло в Риме (Италия) в ноябре 2015 г., а также дискуссии по теме охраны здоровья мигрантов на Сто тридцать восьмой сессии Исполнительного комитета ВОЗ и на Шестьдесят девятой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Документ был представлен на рассмотрение Шестьдесят шестой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ вместе с проектом соответствующей резолюции. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
В последние годы Европейский регион ВОЗ столкнулся с резким притоком беженцев, лиц, ищущих убежища, и мигрантов. Их путь в Европу часто бывает долгим, опасным и сопряженным с различными угрозами для здоровья и жизни. Важно, чтобы принимающие и транзитные страны оказывали этим уязвимым группам необходимые услуги здравоохранения, руководствуясь принципами прав человека и обеспечивая координацию усилий между различными секторами. Инструментарий для оценки потенциала системы здравоохранения в области реагирования на значительное увеличение притока беженцев, лиц, ищущих убежища, и мигрантов подготовлен проектом ВОЗ "Связанные с миграцией аспекты общественного здравоохранения в Европе" (PHAME), который осуществляется Программой по миграции и здоровью, с учетом того факта, что для беженцев, лиц, ищущих убежища, и мигрантов характерны определенные особенности в потребностях в индивидуальной помощи и в услугах общественного здравоохранения, а оценка готовности и потенциала для действий в этой области требует специализированного подхода. Инструментарий призван помочь министерствам здравоохранения в организации многосекторального сотрудничества в целях оптимизации потенциала сектора здравоохранения для реагирования на значительное увеличение притока беженцев, лиц, ищущих убежища, и мигрантов, обеспечения для них высоких показателей здоровья и сокращения неравенств в здоровье. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
В данном отчете рассматриваются действующие в настоящее время меры политики и практические подходы к обеспечению услуг по иммунизации для мигрантов и беженцев и приводится обзор препятствий и возможностей для получения доступа к таким услугам. Фактические данные по этому вопросу были получены в рамках аналитического обзора научной литературы на английском и 11 других языках, с особым вниманием к официальным документам, найденным на веб-сайтах министерств здравоохранения и национальных институтов здравоохранения государств-членов в Европейском регионе ВОЗ. Авторы обзора подчеркивают огромные различия в мерах политики в области вакцинации для мигрантов и беженцев между государствами-членами в Европейском регионе ВОЗ. Вместе с тем, эти страны сталкиваются приблизительно с одними и теми же препятствиями для внедрения таких услуг и обеспечения доступа к ним. Представленные в обзоре варианты политики позволят расширить информационную базу в поддержку иммунизации для мигрантов и беженцев и дальнейшей выработки в этой сфере политики на доказательной основе, поспособствуют выполнению странами задач в отношении охвата вакцинацией и сделают возможным получение мигрантами и беженцами доступа к ней с учетом соответствующей культурной специфики. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/377788/hen-53-rus.pdf
В отчете представлены материалы, полученные от Регионального и страновых бюро ВОЗ и партнеров, а также данные из доступных источников относительно тенденций в области миграции, правового регулирования, задач и результатов в сфере здравоохранения, политики и мер в области общественного здоровья, передовой практики по улучшению здоровья беженцев и мигрантов в Регионе. Документ будет способствовать созданию проекта глобального плана действия по обеспечению здоровья беженцев и мигрантов, который будет рассмотрен на 72-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: http://www.who.int/migrants/publications/EURO-report.pdf
Департамент по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН является важным связующим звеном между глобальной политикой в области экономики, социальных и экологических вопросов и действиями на национальном уровне. Исчерпывающие и своевременные данные о международной миграции имеют большое значение для оценки настоящих и перспективных потребностей и определения политических приоритетов в целях содействия всестороннему и справедливому развитию для всех. Чтобы систематически отслеживать уровни и тенденции международной миграции в мире, Отдел народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН выпускает данные о миграционных потоках с разделением по возрасту, полу и месту происхождения для всех стран и регионов мира. В настоящем отчете представлены основные положения Международного доклада по миграции за 2015 год, который содержит последние оценки международных миграционных потоков для 232 стран и регионов за период с 2000 по 2015 годы. В приложении приводятся данные за 2000-2015 годы по числу международных мигрантов, процент мигрантов в общей численности населения, процент женщин-мигрантов и средний возраст мигрантов для 232 стран и регионов мира. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: http://www.who.int/migrants/publications/MigrationReport2015.pdf
В последние годы Европейский регион ВОЗ столкнулся со значительным повышением уровня внешней и внутренней миграции, при этом звучат опасения, что данная ситуация способствует росту бремени туберкулеза (ТБ), туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) и сочетанной инфекции ТБ/ВИЧ в ряде стран. В настоящем докладе представлен анализ данных о комплексе эффективных и действенных услуг профилактики, диагностики и лечения ТБ, выводы которого обеспечивают информационную основу для формирования стратегий, направленных на сокращение бремени ТБ среди беженцев и мигрантов. Были выявлены значительные различия между странами Европейского региона ВОЗ как в уровнях миграции, так и в показателях бремени ТБ среди беженцев и мигрантов, а также в используемых подходах к борьбе с ТБ. При этом во многих случаях отмечалось низкое качество имеющихся данных. Маловероятно, что одна и та же стратегия и/или комплекс услуг будут одинаково эффективными во всех ситуациях, однако имеющиеся фактические данные указывают на ряд общих подходов, которые могут служить ориентиром в процессе выработки мер политики и разработки услуг. Целевые ориентиры в отношении элиминации ТБ, установленные для Европейского региона ВОЗ, будут достигнуты только в том случае, если, наряду с принятием мер по борьбе с ТБ в глобальном масштабе, мы также сможем устранить неравенства в доступе к программам скрининга и лечения ТБ для мигрантов. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/371145/who-hen-report-56.pdf
Предоставление действенных услуг здравоохранения сообществу мигрантов, характеризующемуся большим языковым и культурным разнообразием, было определено в качестве важнейшей задачи общественного здравоохранения. В рамках данного аналитического обзора рассматривались стратегии, которые были внедрены и оценены с точки зрения их эффективности в разных странах Европейского региона ВОЗ, для того чтобы преодолеть коммуникационные барьеры, с которыми беженцы и мигранты сталкиваются в учреждениях здравоохранения. Были определены четыре основных типа стратегий: культурное посредничество, устный перевод, письменный перевод информации по вопросам здоровья, а также рекомендации и учебные мероприятия для лиц, оказывающих медицинскую помощь. Все эти подходы использовались в самых разных типах медицинских учреждений для содействия доступу мигрантов к услугам здравоохранения, ведения случаев конкретных заболеваний и укрепления здоровья. В качестве важного элемента разработки и внедрения этих стратегий упоминалось межсекторальное сотрудничество. Возможные меры на уровне политики включают выработку национальных правил и норм, а также содействие межсекторальному диалогу с целью расширения базы знаний и преодоления выявленных проблем, которые носят общий для всех секторов характер и сказываются на процессе внедрения и оценки стратегий. К проблемам такого рода относятся необходимость соответствующего обучения персонала и неверное понимание роли посредников/переводчиков. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/380229/who-hen-62.pdf
Число женщин-мигрантов детородного возраста стремительно растет, что ведет к появлению особых потребностей в услугах по охране материнского здоровья. При помощи проведения систематического обзора научной литературы и критического толкования и обобщения стратегических рамочных документов авторы данного обзора старались дать оценку вмешательствам и мерам политики, направленным на повышение доступности и качества услуг по охране материнского здоровья для мигрантов в Европейском регионе ВОЗ. Обзор продемонстрировал, что показатели материнского здоровья женщин-мигрантов значительно уступают показателям, наблюдаемым у других женщин в разных странах Европейского региона ВОЗ. Выявленные факторы риска связаны не только с беременностью, родами и послеродовым периодом, но также и с событиями, имевшими место до зачатия. Ограниченное право на получение помощи и проблемы, связанные с недостаточной осведомленностью относительно медицинской помощи, а также ее приемлемостью, физической и ценовой доступностью, препятствуют доступу женщин-мигрантов к услугам по охране материнского здоровья. Обеспечение всеобщего доступа к медицинской помощи и предоставление услуг с учетом культурных особенностей позволит значительно расширить доступ и повысить качество услуг по охране материнства и со временем улучшить показатели материнского здоровья женщин-мигрантов. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/317109/HEN-synthesis-report-45.pdf
Старение населения, обусловленное стабильно низким уровнем рождаемости и увеличением продолжительности жизни – актуальная социальная тенденция в Европейском регионе ВОЗ. Настоящее техническое руководство предназначено для выработки политики и практических подходов, нацеленных на улучшение здоровья беженцев и мигрантов старшего возраста в странах Европейского союза и в Европейском регионе ВОЗ. Старение и миграция сами по себе являются сложными, многогранными процессами, на которые влияют множество факторов на микро-, мезо- и макроуровне на протяжении всей жизни. Таким образом, обеспечение потребностей беженцев и мигрантов старшего возраста должно быть интегрировано во все аспекты политики и практики в отношении старения. Актуальные сферы для выработки политики включают обеспечение здорового старения на протяжении всей жизни, поддерживающую среду, ориентированные на нужды людей системы здравоохранения и длительного ухода, а также укрепление базы фактических данных и научных исследований. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/386562/elderly-eng.pdf
Процесс миграции, включая события до отъезда, в пути и после прибытия в принимающую страну, может стать для человека негативным опытом и причиной стресса. Беженцы и мигранты могут, таким образом, страдать от психических расстройств, хотя в тематических исследованиях приводят весьма расходящиеся данные относительно тех или иных групп населения. В настоящем техническом руководстве дается оценка распространенности некоторых расстройств, таких как посттравматические стрессовые расстройства, депрессия и тревожные расстройства. На основании наилучших имеющихся данных о факторах риска и направлений для действий вниманию разработчиков политики предлагаются восемь приоритетных направлений для действий в отношении психического здоровья беженцев и мигрантов. В число направлений для действий и моделей для укрепления и защиты психического здоровья беженцев и мигрантов, которые страны могут внедрять в различных объемах в зависимости от своих возможностей, входит социальная интеграция, обеспечение доступа к помощи и содействие в обращении за помощью, а также лечение пациентов с выраженными расстройствами. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/386563/mental-health-eng.pdf Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: http://www.who.int/migrants/en и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-determinants/migration-and-health Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 См. также Информационный бюллетень – октябрь 2013 г. «Здоровье мигрантов»: http://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/100.html 2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ: Просмотров: 6868
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 11.01.2019 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|