ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАЦИЕНТОВ С РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ |
23.04.2019 г. | ||||||
DOI: https://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-2-2
1,2Кучин Н.Е., 2Тюков Ю.А. Резюме Актуальность. Взаимодействие пациента и региональной системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в рамках правового института обращений граждан, представляет существенный научный интерес, а также дает возможность получить информацию о соответствии сложившейся модели регионального здравоохранения ожиданиям пациентов. Цель исследования: оценить роль и место участников системы контроля качества медицинской помощи в реализации правового института обращений граждан на территории субъекта Российской Федерации. Материалы и методы. На основании анализа динамических рядов, оценены основные характеристики обращений граждан, поступавших в СМО, Челябинский Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Минздрав Челябинской области и Территориальный орган Росздравнадзора Челябинской области с 2012 по 2017 год. Изучены особенности обращаемости граждан по вопросам, связанным с качеством медицинской помощи. Результаты. Выявлена устойчивая тенденция к росту количества жалоб и обращений граждан по вопросам, связанным с организацией и оказанием медицинской помощи в субъекте Российской Федерации. Более 60,0% обращений связаны с вопросами организации и качества оказания медицинской помощи. Установлено, что частота обращений жителей Челябинской области на региональном уровне выше, чем в других субъектах Уральского Федерального округа. Проведённый анализ свидетельствует о повышении требований граждан, предъявляемых к качеству и безопасности медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации. Выводы. Полученные результаты свидетельствует о необходимости разработки комплекса управленческих решений, направленных на совершенствование региональной системы контроля качества и безопасности медицинской помощи через расширение межведомственного взаимодействия и устранение дублирующих функций с детализацией полномочий по рассмотрению и контролю устранения выявленных нарушений на территории субъекта Российской Федерации. Область применения результатов. Структуры государственной власти в сфере здравоохранения федерального и регионального уровней. Ключевые слова: обращения граждан; качество и безопасность медицинской помощи; медицинское страхование; организация медицинской помощи.
Контактная информация: Кучин Никита Евгеньевич, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
1,2 Kuchin N.E., 2Tyukov Yu.A. 1,2 Territorial branch of the Federal Service on Surveillance in Healthcare in the Chelyabinsk Region (Roszdravnadzor), Chelyabinsk, Russia 2 South-Ural State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia Abstract Significance. The interaction of patients and the regional system of quality control and safety of health care within the legal institute of citizens' appeals is of a great scientific interest and provides an opportunity to obtain information about compliance of the current model of the regional healthcare with the patients’ expectations. Purpose. To evaluate the role and place of the participants of the quality control system of health care in the implementation of the legal institution of citizens' appeals within the territory of the Russian Federation subject. Methods. Based on the time series analysis, the study has analyzed main characteristics of the citizens’ appeals to health insurance organizations, the Chelyabinsk regional compulsory health insurance fund, Ministry of Health of the Chelyabinsk Region and the Territorial branch of the Federal Service on Surveillance in Healthcare in the Chelyabinsk Region (Roszdravnadzor) from 2012 to 2017. Peculiarities of the citizens’ appeals on issues related to quality of health care have been studied. Results. The study has identified a steady trend towards the increase in the number of citizens’ complaints and appeals on issues related to care organization and delivery in the subject of the Russian Federation. More than 60.0% of appeals are related to care organization and quality. The results show that the frequency of appeals to the regional level authorities in the Chelyabinsk region is higher compared to other regions of the Ural Federal District. The analysis shows higher requirements of the citizens to the quality and safety of health care in the Chelyabinsk Region. Conclusion. The results indicate a need for developing a set of management decisions aimed at improving the regional system of quality control and safety of health care through expending interdepartmental cooperation and eliminating duplication of functions with the detailed authority to review and control elimination of the revealed violations in the subject of the Russian Federation. Scope of application. State structures in healthcare at the federal and regional levels. Key words: citizens’ appeals; health care quality and safety; health insurance; health care organization.
Corresponding author: Nikita E. Kuchin, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Развитие современного демократического общества в России, предусматривает широкие возможности обращения граждан в различные административные инстанции – как формирование самостоятельного правового института, действия которого регламентированы национальным и международным правозащитным законодательством. В соответствии со статьей 33. Конституции Российской Федерации [1] гражданам страны гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и, таким образом, реализовывать и защищать свои права, в том числе, право на доступную и качественную медицинскую помощь (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ) [2]. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством в сфере охраны здоровья, обращения граждан могут служить основанием для проведения внеплановых мероприятий по контролю качества медицинской помощи, в рамках: государственного контроля (пп. «2» ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ) [3], ведомственного контроля (пп. «а» п. 9 Приказа Минздрав России от 21 декабря 2012 г. № 1340н) [4], экспертизы качества медицинской помощи застрахованным лицам (пп. «а» п. 25 Приказ ФФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230) [5]. В современной научной литературе достаточно широко представлены публикации, содержащие результаты анализа обращений граждан по вопросам охраны здоровья, поступающие в региональные органы государственной власти [6], Территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации [7], центральный аппарат и территориальные подразделения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения [8]. По мнению ряда исследователей, основными причинами увеличения количества обращений в последние годы являются: возросшая социальная активность граждан в части реализации своих конституционных прав [6, 9]; повышение открытости органов государственной власти и расширение возможностей для граждан реализовать свое право на обращение в «электронной форме» [9]. Вместе с тем, в изученной литературе редко приводятся результаты сравнения обращаемости граждан между органами государственной власти и участниками системы ОМС [9], не проводится сопоставление этих показателей между субъектами РФ. Вместе с тем, по данным исследований последних лет [10, 11, 12, 13, 14, 15], в настоящий момент в Российской Федерации задекларирована сложная, разветвленная, многоуровневая и нередко разнонаправленная система контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которая вызывает противоречивые оценки не только у профессионального сообщества, но и самих пациентов. Отсутствие сбалансированного межведомственного взаимодействия и четкого разграничения полномочий при рассмотрении обращений граждан и последующем контроля качества и безопасности медицинской деятельности снижает эффективность, как каждого самостоятельного уровня контроля, так и влияет на функционирование всей системы в целом. Следует отметить, что в данном контексте существенней интерес представляет комплексный анализ взаимодействия пациента и системы здравоохранения в рамках правового института обращений граждан, как возможность получить информацию о соответствии сложившейся модели регионального здравоохранения ожиданиям пациентов, что подчёркивает актуальность рассматриваемой темы. Цель исследования. Оценить роль и место участников системы контроля качества медицинской помощи в реализации правового института обращений граждан на территории субъекта РФ. Материалы и методы В динамике, за период с 2012 по 2017 год, проведен комплексный анализ и оценка основных характеристик обращений жителей Челябинской области по вопросам, связанным с качеством медицинской помощи, поступавшим в страховые медицинские организации, Челябинский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Министерство здравоохранения Челябинской области и Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Челябинской области. Анализ обращений граждан в Минздрав Челябинской области выполнен на основании отчетной информации о работе с обращениями граждан, размещенной на официальном сайте органа исполнительной власти (http://zdrav74.ru), а также материалов решений коллегий и аппаратных совещаний (2012-2017гг.). Анализ обращений граждан в ТО Росздравнадзора выполнен на основании отчетных и учетных данных электронной системы «АИС Росздравнадзора». Обращения, поступившие в региональные СМО и ТФОМС, анализировались на основании данных отчетной формы № ПГ, утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.08.2011 г. № 145. На основании полученной информации и построения динамических рядов, проведен сравнительный анализ показателей по ведомствам и Федеральному округу. Результаты В соответствии с п. 1, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ [2] защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерство здравоохранения Челябинской области (далее – Минздрав Челябинской области) является органом исполнительной власти Челябинской области в сфере охраны здоровья. За исследуемый период в Минздрав Челябинской области, поступило 53,9 тыс. обращений граждан. В динамике, количество поступающих обращений в абсолютных значениях увеличилось с 6,0 тыс. в 2012 году до 12,4 тыс. в 2017 году. Показатель количества обращений граждан, поступивших в Минздрав Челябинской области, увеличился за шесть лет в 2,1 раза, со 172,4 на 100 тыс. населения в 2012 до 355,3 на 100 тыс. в 2017 году. Полученные результаты были сопоставлены с показателями обращения граждан в органы исполнительной власти в сфере здравоохранения по другим субъектам Уральского Федерального округа (далее – УрФО) в 2017 году. Обращаемость граждан в Департамент здравоохранения Тюменской области в 2017 году составила 252,4 на 100 тыс. населения, в Министерство здравоохранения Свердловской области - 275,0 на 100 тыс. населения, в Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - 210,9 на 100 тыс. населения, в Департамент здравоохранения Курганской области 243,9 на 100 тыс. населения. Все показатели по субъектам Уральского федерального округа ниже, чем в Челябинской области (355,3 на 100 тыс. населения), что представлено на рис. 1.
Основная часть направляемых в Минздрав Челябинской области обращений поступала непосредственно от граждан (53,1%) в письменной форме. Подавляющее число обращений носило характер жалоб и заявлений. Обращения, направленные с использованием сети «Интернет», увеличивались за шесть лет на 76,7%. Вместе с тем, в 2017 году зафиксировано снижение на 11,1% количества электронных обращений по сравнению с предыдущим годом. Соотношение письменных и электронных обращений, поступивших в Минздрав Челябинской области в 2017 году, составило 2 к 1. Таким образом, повышение открытости и электронной доступности регионального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения не является ведущей причиной роста обращаемости граждан по вопросам охраны здоровья. Повторные обращения граждан возросли с 1,0% в 2012 году до 6,9% в 2017 году, что можно расценивать, с одной стороны как недостаточно полное реагирование Минздрава Челябинской области на поставленные гражданами вопросы, с другой - как свидетельство роста, так называемой, «веерной рассылки», когда однотипные обращения по вопросам охраны здоровья направляются гражданином в различные инстанции, а далее, в соответствии с нормами Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ [16], перенаправляются получателем в Минздрав Челябинской области, где регистрируются, по мере поступления, как повторные. Отдельно отобраны и проведена оценка характера обращений граждан в Минздрав Челябинской области по разделу «Оказание медицинской помощи» (в соответствии с рубрикатором Минздрава Челябинской области). В названом разделе наиболее полно характеризуются обращения граждан по вопросам доступности, качества и безопасности медицинской деятельности, включая рубрики: «о ненадлежащем оказании медицинской помощи», «об оказании медицинской помощи», «об организации оказания медицинской помощи», «о качестве и безопасности медицинской помощи», «об отказе в медицинской помощи», «о смерти родственников» и другие. Вопросы оказания медицинской помощи на протяжении изучаемого периода занимали в среднем от 66,1% до 72,6% всех обращений граждан, направленных в региональный Минздрав. В абсолютном выражении количество обращений заявителей по вопросам оказания медицинской помощи, в период с 2012 по 2017 год, увеличилось соразмерно общему количеству поступивших обращений - на 4,1 тыс. (абсолютный прирост) или на 93,2% (темп прироста), что представлено на рис.2. Максимальный темп роста показателя зафиксирован в 2015 – на 137,1% по отношению к предыдущему периоду.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области (далее - ТО Росздравнадзора) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области. В результате проведенного анализа установлено, что количество обращений жителей Челябинской области, направляемых в ТО Росздравнадзора, в период с 2012 по 2017 год, также увеличилось в 2,5 раза, с 412 до 1051 обращений. Показатель обращений жителей Челябинской области в ТО Росздравнадзора в 2017 году составил 30,1 на 100 тыс. населения, что значительно выше аналогичных показателей по Тюменской области - 14,2 на 100 тыс. населения, ХМАО - 21,1 на 100 тыс. населения и ЯНАО - 13,6 на 100 тыс. населения, Свердловской области – 23,6 на 100 тыс. населения. В Курганской области показатель на 6,8% выше челябинского - 32,2 на 100 тыс. населения. При этом необходимо отметить, что на территории Тюменской области, ХМАО и ЯНАО контрольно-надзорная деятельность в сфере здравоохранения с 2016 года осуществляется единым подразделением Росздравнадзора - Территориальным органом Росздравнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Данные представлены на рис. 3.
Основная часть обращений граждан в ТО Росздравнадзора, как и в Минздрав Челябинской области, была направлена непосредственно гражданами (58,7%) в письменной форме. Среди обращений также преобладали жалобы и заявления. Количество обращений граждан в ТО Росздравнадзора, связанных с вопросами качества и безопасности медицинской деятельности, в динамике за пять лет увеличилось в 15,1 раза, достигнув в 2017 году 757 случаев (абсолютный прирост). За изучаемый период выросло и количество обращений по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности с 10,6% в 2013 году до 72,0% в 2017 году от общего числа обращений, что представлено на рисунке 4. Максимальный темп роста обращений, связанных с качеством и безопасностью медицинской помощи зафиксирован в 2014 году – на 542,0% по отношению к предыдущему периоду. Указанные изменения, возможно, связаны с окончательным закреплением государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности как одной из ведущих функций Росздравнадзора.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010г. № 326-ФЗ [17], страховые медицинские организации (далее – СМО) и территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее – ТФОМС) являются участниками системы ОМС, на которых в соответствии с нормами законодательства возложена, в том числе, защита прав застрахованных граждан. Согласно представленной отчетной документации [18], установлено, что в СМО и ТФОМС ежегодно регистрируется существенное количество обращений застрахованных лиц, в 2017 году 667 тыс. и 4 тыс., соответственно. Вместе с тем, большая часть поступающих обращений к указанным участникам системы ОМС связана с выбором и заменой СМО, выдачей (переоформлением) полисов и другим вопросам, напрямую не связанным с нарушением прав граждан на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь. В рамках настоящего исследования из общего числа обращений были выделены и проанализированы только жалобы застрахованных лиц, поступавшие в СМО и ТФОМС за 2012 - 2017гг. Суммарное количество жалоб за изучаемый период увеличилось в 2,1 раза, с 527 в 2012 году до 1120 в 2017 году. Показатель обращений (по разделу «жалобы») увеличился на 51,7% с 15,2 на 100 тыс. населения до 31,5 на 100 тыс. населения, что представлено на рисунке 5.
Из категории «жалобы» выделены и проанализированы отдельно обращения застрахованных в ТФОМС и СМО по вопросам качества медицинской помощи (КМП). Установлено, что в период с 2012 по 2017 год количество обращений этой категории увеличилось в 2,7 раза, с 267 в 2012 до 711 в 2017 году в абсолютном выражении или с 50,7% до 63,4% в структуре, что представлено на рисунке 6. Абсолютный прирост количества жалоб с 2012 по 2017 год составил – 444 жалобы, относительный показатель прироста +166,3%. Максимальный темп роста жалоб зафиксирован в 2015 году – на 122,6% по отношению к предыдущему периоду.
Обсуждение Таким образом, проведенный анализ динамики обращений граждан по вопросам охраны здоровья на территории Челябинской области показывает, что за изучаемый период наиболее интенсивный рост зафиксирован в Территориальном органе Росздравнадзора по Челябинской области – на 154,2%. Увеличение количества обращений в региональный орган исполнительной власти (Минздрав Челябинской области) и участникам ОМС (ТФОМС и СМО) сопоставимо между собой (на 106,9% и на 107,9% соответственно). Количество обращений граждан по вопросам качества и безопасности медицинской помощи в ТО Росздравнадзора выросло в изучаемом периоде в 15 раз, в то время как количество обращений по условно сопоставимым тематическим разделам к участникам системы ОМС (ТФОМС и СМО) увеличилось на 166,3%, Минздрав Челябинской области на 92,3%. Указанные изменения, можно связать с окончательным закреплением государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности как одной из ведущих функций Росздравнадзора, ростом доверия граждан к данному виду контроля, как механизму восстановления своих законных прав на охрану здоровья. Сравнительный анализ показал, что частота обращений жителей Челябинской области по вопросам охраны здоровья на региональном уровне выше, чем в других субъектах Уральского Федерального округа. Выявленные тенденции могут свидетельствовать как о существенном увеличении требований, предъявляемых жителями региона к качеству, безопасности и доступности медицинской помощи, так и о выраженной социальной реакции на происходящие в системе здравоохранения субъекта изменения (оптимизация сети лечебных учреждений, переход муниципальных учреждений здравоохранения в ведение субъекта федерации и упразднение муниципальных органов управления здравоохранением). В контексте показанных изменений во взаимодействии пациентов и системы здравоохранения Челябинской области, можно говорить о существенном увеличении значимости вопросов организации и качества медицинской помощи в социальной повестке региона, а также о росте намерений граждан активно отстаивать свои права в сфере охраны здоровья. Заключение Полученные результаты анализа обращений граждан свидетельствует о необходимости разработки комплекса адекватных управленческих решений со стороны региональной системы здравоохранения, в целом, и системы контроля качества медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, в частности. Одним из приоритетных направлений проводимых мероприятий является совершенствование региональной системы контроля качества и безопасности медицинской помощи путем расширения межведомственного взаимодействия и разграничения полномочий с детализацией функций по рассмотрению и устранению выявленных нарушений между участниками процесса на территории субъекта Российской Федерации. Библиография
References
Дата поступления: 08.03.2019 Просмотров: 6363
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 16.05.2019 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|