О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ Печать
26.06.2019 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-3-8

Васильева Т.Н., Федотова И.В., Некрасова М.М., Зуев А.В.
ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород

Резюме

В статье обсуждается результативность программы психологической помощи как средства психопрофилактики негативного влияния профессиональных стресс-факторов на здоровье и работоспособность школьных учителей.

Актуальность данной работы заключается в установлении взаимосвязи между профессиональными факторами (информационной нагрузкой и психосоциальными стресс-факторами), показателями функционального состояния школьных педагогов и состоянием их здоровья.

Предметом исследования является психопрофилактика развития проявлений профессионального стресса у школьных педагогов.

Цели исследования включают: изучение влияния профессиональных стресс-факторов на работоспособность и состояние здоровья педагогов; оценку эффективности программы психологической помощи, направленной на психопрофилактику негативного влияния информационных нагрузок и других стресс-факторов на здоровье и работоспособность школьных учителей, оптимизацию их функционального состояния и формирование стрессоустойчивости.

Анализ анонимного анкетирования условий труда и психосоциальных факторов 28 школьными педагогами выявил жалобы школьных учителей на состояние здоровья, обусловленные «высокой умственной и информационной нагрузкой», «большой загруженностью и постоянной усталостью», «высоким нервно-эмоциональным напряжением» и «высокой степенью ответственности и напряженности труда».

Оценка показателей функционального состояния испытуемых была проведена с помощью опросников: «Степень хронического утомления», «Дифференцированная оценка работоспособности»; «Оценка острого умственного утомления»; «Оценка острого физического утомления»; «Оперативная самооценка функционального состояния». Полученные результаты подвергались математико-статистической обработке.

Психодиагностика показателей функционального состояния школьных педагогов выявила: начальную степень хронического утомления; пониженную степень работоспособности; легкую степень умственного утомления; самооценку функционального состояния ниже нормы.

Результаты сравнительной психодиагностики показателей функционального состояния школьных педагогов до и после участия в авторской программе психологической помощи, выявили оптимизацию их функционального состояния, что позволяет рекомендовать ее педагогам в качестве средства психопрофилактики профессионального стресса.

Ключевые слова: школьные педагоги; профессиональные стресс-факторы; функциональное состояние.

Контактная информация: Васильева Татьяна Николаевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. У авторов отсутствует конфликт интересов.
Для цитирования: Васильева Т.Н., Федотова И.В., Некрасова М.М., Зуев А.В. Психопрофилактика негативного влияния профессиональных факторов на здоровье и работоспособность школьных учителей. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(3). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1077/30/lang,ru/2019-65-3-8

PSYCHOLOGICAL PROPHYLAXIS OF NEGATIVE INFLUENCE OF OCCUPATIONAL HEALTH RISKS AND WORKING EFFICIENCY OF SCHOOL TEACHERS
Vasil'eva T.N., Fedotova I.V., Nekrasova M.M., Zuev A.V.
Nizhny Novgorod research institute for hygiene and occupational pathology, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract

The article discusses effectiveness of the psychological assistance program as a means of psychological prophylaxis of negative impact of occupational stress factors on health and working efficiency of school teachers.

The study significance is to identify relationship between occupational factors (information load and psychosocial stressors), indicators of the functional state of school teachers and their health.

The subject of the study is the psychological prophylaxis of the development of occupational stress in school teachers.

The purpose of the study is to analyze impact of occupational stress factors on working efficiency and health of teachers; and effect of the psychological assistance program aimed at prevention of the negative impact of information load and other stressors affecting health and efficiency of school teachers, optimization of their functional state and development of stress resistance.

Analysis of anonymous questionnaires about working conditions and psychosocial factors filled out by 28 school teachers has revealed complaints of school teachers about the state of their health caused by “hard mental work and information load”, “heavy workload and constant fatigue”, “high neuro-emotional tension” and “a high degree of responsibility and intensity of work”.

Indicators of the responders’ functional state were evaluated through questionnaires: “Degree of cumulative fatigue”, “Differentiated performance evaluation”; “Assessment of acute mental fatigue”; “Assessment of acute physical fatigue”; “Operative self-assessment of functional state”. The obtained results were subject to a mathematical-statistical analysis.

Psychodiagnostics of indicators of the school teachers’ functional state has identified the following: initial state of cumulative fatigue; lower efficiency; a mild mental fatigue; self-assessment of the functional state was below the normal level.

Results of the comparative psychodiagnostics of the school teachers’ functional state before and after participation in the authors’ program of psychological assistance show improvement of their functional state, which allows recommending it to teachers as a means of psychological prophylaxis of occupational stress.

Keywords: school teachers; occupational stressors; functional state.

Corresponding author: Tatiana N. Vasilyeva, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Vasilуeva T.N., http://orcid.org/0000-0003-0453-1098
Fedotova I.V., http://orcid.org/0000-0002-3277-0224
Nekrasova M.M., https://orcid.org/0000-0003-0834-7933
Zuev A.V., https://orcid.org/0000-0001-5072-4320
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest
For citation: Vasil'eva T.N., Fedotova I.V., Nekrasova M.M., Zuev A.V. Psychological prophylaxis of negative influence of occupational health risks and working efficiency of school teachers. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2019; 65(3). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1077/30/lang,ru/ (In Rus.). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-3-8

Введение

Информационные технологии, являющиеся основой цифровой экономики и облегчающие доступность современному человеку большого объёма информации, в то же время могут оказывать патогенное влияние на состояние здоровья работников. Актуальным направлением исследований в медицине труда является поиск и апробация количественных критериев, позволяющих обнаруживать влияние информационных потоков как на напряженность трудового процесса представителей умственного труда, так и на психологические и физиологические проявления производственного стресса у них [1, 2, 3, 4, 6, 10].

Благодаря внедрению государственной программы информатизации образования современный этап развития этой сферы характеризуется массовым использованием возможностей сети Интернет в деятельности всех участ­ников образовательного процесса – педагогов, административного персонала школы, учеников, их родителей. Использование компьютерных технологий открывает широкие возможности доступа к информационным образовательным ресурсам и технологиям при организации учеб­ного процесса, проверки уровня знаний, развития твор­ческой личности каждого ребенка, расширяет возможности учитель­ского самообразования благодаря обмену между педагогами опыта применения инновационных технологий и методик [9].

Однако положительный эффект компьютерного потенциала школьного процесса, с одной стороны, сопровождается увеличением информационной нагрузки – с другой. В настоящее время на основании комплексных гигиенических и психофизиологических исследований выявлена зависимость развития утомления и снижения работоспособности работников умственного труда от роста его напряженности, обусловленного возрастанием интенсивности информационных нагрузок, что может негативно отражаться на их психическом и физическом здоровье [6, 10, 12].

Традиционно профессиональная деятельность школьного педагога сопровождается воздействием психосоциальных стресс-факторов – эмоциональной напряженностью, постоянными психоэмоциональными перегрузками, моббингом и т.д., способствующих развитию синдрома выгорания [3, 7, 11]. Это определяет необходимость разработки программ психокорректирующих мероприятий для профилактики развития у них таких состояний. В ряде работ описаны алгоритмы психопрофилактики профессионального выгорания представителей коммуникативных профессий, включающие психопросвещение, психодиагностику и психокоррекционные мероприятия в индивидуальной и групповой формах, снижающие негативное действие стресс-факторов на здоровье [3, 5, 8]. С учетом важности предупреждения неблагоприятного влияния профессиональных факторов на состояние здоровья педагогов это направление требует дальнейшего развития и совершенствования.

Цель исследования: изучение и оценка влияния рабочих стресс-факторов на функциональное состояние и здоровье педагогов, подвергающихся информационным нагрузкам, и обоснование алгоритма оказания им психологической помощи, направленной на повышение стрессоустойчивости.

Материал и методы исследования

В исследовании принимали участие 28 школьных педагогов одной из школ г. Нижнего Новгорода, женщины в возрасте от 20 до 71 года (44,2±2,22), со стажем работы в профессии от 1 года до 47 лет (21,4±2,23). Исследование проводилось в течение семи месяцев (сентябрь 2017 г. – март 2018 г.) и состоял из трех этапов.

Первый этап включал опрос по специально разработанной нами анкете «Комплексная оценка факторов, влияющих на здоровье работников умственного труда», которая содержала открытые и закрытые вопросы (всего 78), касающиеся субъективной оценки условий труда и состояния здоровья. В опросе приняли участие 25 школьных педагогов, которые отвечали на вопросы анонимно. Также была проведена психодиагностика функционального состояния учителей с использованием комплекса, состоящего из пяти опросников, в которой участвовали педагоги опытной (15 человек) и контрольной групп (13 человек). Опытная группа представлена школьными педагогами в возрасте от 33 до 60 лет, в среднем –45,9±1,7 со стажем работы от 8 до 39 лет, в среднем – 22,5±2,26. Контрольную группу составили педагоги в возрасте от 23 до 71 года, в среднем – 40, 8±3,38, со стажем работы от 1 до 47 лет, в среднем - 17,9±3,6.

Опрос проводился в первой половине дня, временные ограничения на ответы нами не устанавливались, в среднем это занимало у испытуемых около 20-30 минут. Приводим краткую характеристику использованных в исследовании опросников.

1. Опросник «Степень хронического утомления». Методика предназначена для диагностики доклинических степеней хронического утомления, которое в своих крайних формах может переходить в разряд патологических состояний (различные формы астенического синдрома, неврозов и др.), что требует медицинского вмешательства.

Данная методика представлена в виде традиционного опросника, который включает 36 развернутых утверждений, соответствующих наиболее типичным проявлениям хронического утомления в разных сферах жизнедеятельности. Формулировки симптомов хронического утомления даны как в прямой, так и обратной форме.

Для оценки наличия признаков хронического утомления испытуемый может использовать три варианта ответов – «согласен с утверждением» (ответ «да»), «не согласен» (ответ «нет») и «не уверен в четком выборе» (ответ «да – нет»).

Основным оценочным показателем методики является индекс хронического утомления (ИХРУ), который подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам опросника. Значения ИХРУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 72 баллов. Для вынесения диагностического суждения о степени хронического утомления используются следующие градации:

  • ИХРУ < 17 баллов – отсутствие признаков хронического утомления;
  • 17 < ИХРУ ≤ 26 баллов – начальная степень хронического утомления;
  • 26 < ИХРУ ≤ 37 баллов – выраженная степень хронического утомления;
  • 37 < ИХРУ ≤ 48 баллов – сильная степень хронического утомления;
  • ИХРУ > 48 баллов – переход в область патологических состояний (астенический синдром).

2. Опросник «Дифференцированная оценка работоспособности» (ДОРС) представляет собой адаптированную А.Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II. Опросник предназначен для оценки выраженности компонентов актуального функционального состояния и состоит из сорока утверждений, которые необходимо оценить по 4-балльной шкале: «почти никогда» – 1 балл, «часто» – 2 балла, «иногда» – 3 балла, «почти всегда» – 4 балла.

Обработка заключается в расчете коэффициентов – утомления, монотонии, пресыщения и стресса в соответствии с ключами, а также в построении профиля из 4-х оценок текущего состояния. Если значение коэффициента менее 18 баллов – то исследуемый компонент не выражен, от 18 до 29 баллов – выражен, более 30 баллов – сильная степень выраженности.

3. Опросник для оценки острого умственного утомления предназначен для определения степени его развития на протяжении одного рабочего дня у лиц, работа которых связана с обработкой информационных потоков. В совокупности с данными по опроснику, оценивающему острое физическое утомление, эта методика дает возможность более полно охарактеризовать синдром острого утомления, развивающийся у представителей массовых профессий.

По форме представления тестового материала, процедуре сбора и обработке данных эта методика во многом сходна с опросником для оценки острого физического утомления. Она содержит 18 утверждений, по отношению к каждому из которых испытуемый может дать один из трех вариантов ответа: согласен (ответ «да»), не согласен (ответ «нет»), не уверен в четком выборе (ответ «да – нет»).

На основании полученных частных оценок подсчитывается общий показатель методики – индекс умственного утомления (ИУУ), – равный сумме баллов по всем пунктам опросника. Значения ИУУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 36 баллов, чем выше значение ИУУ, тем сильнее степень умственного утомления.

Интерпретация данных о степени выраженности умственного утомления основывается на следующих градациях ИУУ:

  • ИУУ < 10 баллов – отсутствие признаков умственного утомления;
  • 10 < ИУУ < 16 баллов – легкая степень умственного утомления;
  • 16 < ИУУ < 28 баллов – умеренная степень умственного утомления;
  • ИУУ > 28 баллов – сильная степень умственного утомления.

4. Опросник для оценки острого физического утомления включает 18 коротких утверждений. Схема работы испытуемого с данной методикой проста: он выражает свое согласие (ответ «да») или несогласие (ответ «нет») с каждым из утверждений. При наличии сомнений в выборе ответа («И вроде бы да, и вроде бы нет...») ему предоставляется возможность дать промежуточную оценку, подчеркнув оба варианта ответа (ответ «да – нет»). Для количественной обработки результатов ответы испытуемого легко трансформируются в трехбалльную оценочную шкалу.

Основным показателем данной методики является индекс физического утомления (ИФУ), который подсчитывается как общая сумма баллов по 18 утверждениям. Оценки ИФУ могут принимать значения в диапазоне от 0 до 36 баллов. Для интерпретации получаемых оценок используются следующие градации ИФУ:

  • ИФУ < 11 баллов – отсутствие признаков физического утомления;
  • 11 < ИФУ < 18 баллов – легкая степень физического утомления;
  • 18 < ИФУ < 25 баллов – умеренная степень физического утомления;
  • ИФУ > 25 баллов – сильная степень физического утомления.

5. Опросник САН применяется для оперативной самооценки функционального состояния – «Самочувствие», «Активность» и «Настроение». САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале.

Второй этап исследования заключался в разработке и апробации программы психологической помощи школьным педагогам, в которой принимали участие 15 человек (опытная группа).

На третьем этапе исследования проведена повторная психодиагностика показателей функционального состояния как у педагогов опытной, так и контрольной групп, дана их сравнительная оценка по отношению к уровням до участия в программе психологической помощи.

Результаты исследования обрабатывались с использованием обычных приемов вариационной статистики.

Результаты

Анализ проведенного анонимного опроса школьных учителей показал, что характерной особенностью деятельности большинства респондентов (80%) являлась работа с разного рода информацией (текстовой, числовой, графической). Значительная часть профессиональной деятельности педагогов связана с работой на компьютере, продолжительность ее у 64% составляет до 4-х часов, у 16% 4-6 часов и у 20% – больше 6 часов. Степень важности информации оценивается ими в основном как средняя (52%) и высокая (36%). С эмоциональной точки зрения для большинства респондентов информация оказалась нейтральной (68 %).

Больше половины опрошенных испытывает состояние усталости в конце работы: из них часто – 56% и всегда – 16%. Состояние утомления может проявляться: усталостью и слезоточивостью глаз (56%), болями в области спины, шеи, плеч, рук и ног (44%), головной болью (40%), чувством раздражительности, депрессией (36%). Указанные симптомы в основном возникают у педагогов в течение рабочего дня (56%) и исчезают или самостоятельно после работы (40%), или после приема лекарственных препаратов (40%).

Среди причин различных дискомфортных состояний большинство респондентов отметили: высокую умственную и информационную нагрузку; большую загруженность, высокое нервно-эмоциональное напряжение и высокую степень ответственности и напряженности труда (табл.1).

Таблица 1

Факторы рабочей среды и трудового процесса, отмеченные школьными педагогами в качестве причин различных дискомфортных состояний, развивающихся в течение или сразу после работы (в процентах)

Факторы рабочей среды и трудового процесса %
Высокая умственная и информационная нагрузка 72
Большая загруженность 68
Высокое нервно-эмоциональное напряжение 64
Высокая степень ответственности и напряженность труда 60
Зрительное напряжение 40
Дефицит времени на выполнение задания 36

Особый интерес представляет оценка испытуемыми состояния своего здоровья (табл. 2). Доминирующей жалобой школьных педагогов является понижение зрения, что может быть следствием особенности преподавательского труда: зрительное напряжение, обусловленное необходимостью работы с различными источниками визуальной информации (на бумажных и электронных носителях). Около трети опрошенных педагогов предъявляют жалобы астенического характера (утомляемость, частые головные боли, ухудшение памяти, подавленное настроение), свидетельствующие об ослаблении нервной системы. Несмотря на то, что нерациональную рабочую позу как неблагоприятный профессиональный фактор, отметили единицы учителей, наличие жалоб на артралгии и миалгии у почти половины из них свидетельствует о значимости этого фактора для состояния их здоровья, особенно в сочетании с психологическими стрессами. О последнем свидетельствуют также жалобы на повышенное артериальное давление. Характерны для профессиональной деятельности педагогов и жалобы на изменение голоса, обусловленные большой нагрузкой на речевой аппарат. Снижение слуха, отмеченные четвертью педагогов, возможно, обусловлены возрастными изменениями (в группе высока доля лиц в возрасте более 50 лет – 25%).

Таблица 2

Наиболее часто отмечаемые школьными педагогами жалобы на состояние здоровья (%)

Вопросы анкеты %
Отмечаете ли вы понижение зрения на один или оба глаза? 60
Жалуетесь ли Вы на общую слабость, утомляемость? 44
Имеются ли у Вас частые боли в позвоночнике или ногах, которые усиливаются при движении, сгибании, разгибании, поворотах туловища? 40
Отмечаете ли Вы частые головные боли 36
Замечаете ли Вы ухудшение памяти, т.е. забывчивость, ухудшение запоминания нового, снижение способности к длительной концентрации внимания? 32
Отмечаете ли Вы какое-либо изменение голоса, охриплость, осиплость, появившиеся в последние 2-3 месяца? 28
Бывает ли у Вас тоскливое, подавленное настроение без видимой причины? 28
Замечаете ли Вы снижение слуха? 24
Беспокоит ли Вас повышенное артериальной давление 20

Несмотря на субъективно негативную оценку условий труда, большинство педагогов (88%) отмечают, что работа их устраивает. Данный фактор обусловлен «желанием заработать пенсию» (48%), а также «хорошим самочувствием и желанием не отрываться от коллектива» (32%).

Психодиагностика функционального состояния педагогов, проведенная на первом этапе (фоновое обследование), показала, что для испытуемых обеих групп (опытной и контрольной) характерны: начальная степень хронического утомления; сниженная работоспособность; легкая степень умственного утомления; отсутствие признаков физического утомления; самооценка функционального состояния самочувствия, активности и настроения свидетельствует о состоянии ниже нормы (табл. 3).

Таблица 3

Психодиагностика показателей функционального состояния двух групп испытуемых с помощью комплекса опросников (в баллах)

Показатели функционального состояния Фоновое После участия в программе психологической помощи
Опытная группа Контрольная группа Опытная группа Контрольная группа
Психодиагностика степени хронического утомления
ИХРУ 13,1±1,08 16,4±3,51 9,7±0,64* 17,4±3,5
Индексы работоспособности
ИУ 25,4±1,06 21,0±0,86 19,4±0,54* 21,1±0, 17
ИМ 18,1±0,78 17,8±0,84 16,9±0,43 17,0±0,89
ИП 19,1±1,23 17,5±1,52 14,4±0,66* 16,3±0,8
ИС 19,9±0,79 17,8±0,89 17,1±0,7* 19,0±0,33
Оценка острого умственного утомления
ИУУ 9,2±0,54 10,6±1,41 6,8±0,68* 9,1±1,25
Оценка острого физического утомления
ИФУ 8,1±0,89 8,6±0,84 3,8±0,78* 8,4±1,5
Оперативная самооценка функционального состояния
«Самочувствие» 4,8±0,35 5,7±0,11 6,0±0,1* 5,7±0,1
«Активность» 4,2±0,28 5,0±0,15 5,4±0,13* 5,0±0,2
«Настроение» 5,3±0,26 5,8±0,12 6,1±0,1* 5,8±0,1

Примечание: ИХРУ – индекс хронической усталости; индексы работоспособности - ИУ - индекс «Утомление»; ИМ - индекс «Монотония»; ИП - индекс «Пресыщение»; ИС - индекс «Стресс»; ИУУ – индекс острого умственного утомления; ИФУ - индекс острого физического утомления; * - различие показателей до и после участия в авторской программе статистически значимо.

Таким образом, результаты исследования свидетельствовали о негативных тенденциях в состоянии здоровья школьных учителей, что послужило основанием для разработки программы психологической помощи, которая получила условное название «Нет инфо- и стресс-факторам в работе педагога!».

Цели разработанной нами программы заключаются в:

1) информировании школьных педагогов о патогенном влиянии на здоровье педагога рабочих стресс-факторов (информационных и психосоциальных нагрузок);

2) формировании навыков стрессоустойчивости, саморегуляции, эффективного преодоления кризисных ситуаций, основы саногенного мышления и др.;

3) психокоррекции нарушений (индивидуальные консультации с психологом).

Групповые занятия включали мини-лекции (информационный блок) и групповое консультирование (тренинговый блок) и проводились в рамках тренинга личностного роста (12 занятий длительностью 72 часа). Примерная тематика курса мини-лекций: «Школьный педагог и стрессогенные профессии»; «Школьный педагог и информация»; «Школа в эпоху цифровой экономики»; «Плюсы и минусы стресса?!»; «Профессия педагог = стресс, синдром выгорания, профессиональные деформации или профессиональное долголетие?»; «Учитель – творческая личность!»; «Стрессоустойчивость в школе обязательна?»; «Обзор методов преодоления стрессогенных ситуаций в школе».

Целями тренинговых занятий являются: освоение активного стиля общения, адекватных способов передачи и приема обратной связи, закрепление умений самоанализа и осознания типичных психологических защит педагога, изучение методики коррекции жизненных и профессиональных ценностей, формирование уверенного поведения как основы профессиональной успешности школьного педагога, выявление творческого потенциала и расширение спектра креативности, обучение навыкам прохождения жизненных трудностей и основам саногенного мышления, развитие навыков дыхательной саморегуляции, овладение техниками преодоления стрессового напряжения (список Робинзона, аутогенная тренировка, гештальттерапия, анималотерапия, арт-терапия, ментальные упражнения, трансовые методы, библиотерапия, ведение дневника, комплиментарность и др.).

Индивидуальные консультации проведены трем школьным педагогам, обратившимся за психологической помощью, в рамках которой были проанализированы затруднения личного и профессионального характера (проблемы выхода на пенсию, раздражения и дискомфорта на работе; напряженных, «драматичных» взаимоотношений со старшеклассниками и др.). В ходе консультации были использованы приёмы активного слушания, открытые и уточняющие вопросы, техники одобрения, отражения чувств; найден оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Для оценки эффективности программы психологической помощи нами была проведена повторная психодиагностика педагогов опытной и контрольной групп (табл. 3), которая свидетельствует, что участие школьных педагогов в программе способствовало позитивному изменению практически всех показателей функционального состояния, а именно – снижению величин индексов: ИХРУ (t=2,71; P<0,05); ИУ (t=5,05; P<0,001); ИП (t=3,37; P<0,01); ИУУ (t=2,76; P<0,01); ИФУ (t=3,64; P<0,01). Наблюдается позитивная динамика параметров оперативной самооценки функционального состояния: «Самочувствие» (t=3,33; P<0,01); «Активность» (t=3,88; P<0,001); «Настроение» (t=2,88; P<0,01).

Следует отметить, что показатели функционального состояния школьных учителей контрольной группы за время исследования существенно не изменились (см. табл.3).

Обсуждение

Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональная деятельность школьных учителей характеризуется информационными нагрузками, обусловленными необходимостью постоянно работать с бумажными и электронами носителями информации, которая в основном оценивается ими как средняя по важности и эмоционально нейтральная. Среди значимых для развития дискомфортных состояний профессиональных факторов следует отметить высокое нервно-эмоциональное напряжение и нагрузку на зрительный анализатор, что является причиной появления усталости в конце работы и отражается на состоянии их здоровья, увеличивая риск развития патологии нервной и сердечно-сосудистой систем, органа зрения. О негативных тенденциях состояния психо-физиологических функций свидетельствуют и результаты тестирования, показавшие наличие у большинства педагогов признаков хронического утомления и сниженных уровней самочувствия, активности и настроения.

Полученные в ходе исследования результаты позволили предложить основные направления психопрофилактической работы со школьными педагогами:

  • – психопросвещение, которое включает ознакомление педагогов с негативным влиянием на здоровье информационной нагрузки и психоэмоциональные перегрузок;
  • – психодиагностика – диагностический комплекс, который может применяться с целью периодического мониторинга показателей функционального состояния педагогов, что позволит школьному психологу своевременно планировать индивидуальные и  групповые консультации;
  • – психопрофилактика негативных проявлений в функциональном состоянии у педагогов, заключающаяся в организации и проведении серии групповых и индивидуальных консультаций, направленных на его оптимизацию.

Сравнительная психодиагностика показателей функционального состояния школьных педагогов до и после участия в авторской программе психологической помощи, выявили оптимизацию их функционального состояния, что свидетельствует об эффективности и позволяет рекомендовать ее использование школьным учителям, подвергающимся воздействию стресс-факторов, с целью повышения работоспособности и формирования стрессоустойчивости.

Выводы

  1. Анализ литературы, касающейся профессиональной деятельности современного школьного педагога, позволил выявить в качестве стресс-факторов, способных отражаться на его психическом и физическом здоровье, информационную (продолжительная работа с различными носителями информации) и психосоциальную (эмоциональные и коммуникативные перегрузки, моббинг и т.д.) напряженность. Их негативное однонаправленное воздействие на функциональное состояние учителей вызывает необходимость разработки программ психологической помощи.
  2. При субъективной оценке условий труда учителя выделяют неблагоприятные факторы, свидетельствующие о высокой нагрузке на нервно-эмоциональную сферу и анализаторы, что можно считать причинами развития утомления и нарушений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, органа зрения.
  3. Фоновое обследование показателей функционального состояния педагогов выявило начальную степень хронического утомления, сниженный уровень работоспособности, легкую степень умственного утомления при отсутствии признаков физической усталости, пониженный уровень самооценки самочувствия, активности и настроения.
  4. Разработанная программа психологической помощи включает направления, способствующие повышению уровня знаний педагогов о влиянии профессиональных факторов на функциональное состояние организма, освоению навыков формирования стрессоустойчивости.
  5. Повторная психодиагностика показателей функционального состояния школьных педагогов после участия в программе психической помощи свидетельствует о позитивном изменении практически всех показателей функционального состояния, что является доказательством ее эффективности.

Библиография

  1. Ахмаров А.В. Влияние информационных и психо-технологий на личностное развитие в современном обществе. В кн.: Актуальные проблемы профессионального педагогического и психологического образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. 20 августа 2017 г. Казань. Уфа; 2017. С. 9-11.
  2. Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций. Гигиена и санитария. 2014; (4): 5–9.
  3. Водопьянова, Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт; 2018. 343 с.
  4. Денисов Э.И. Гигиенические аспекты цифровой экономики. В кн.: Российская гигиена – развивая традиции, устремляемся в будущее: Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 17-18 ноября 2017 г. Москва. М.; 2017; Т. 2: 509-512.
  5. Гафарова Н.В. Социально-психологический тренинг, направленный на преодоление профессионального выгорания и эмпирическая проверка его эффективности. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013; 6 (2): 43-49.
  6. Зайцева Н.В., Власова Е.М., Малютина Н.Н. Особенности психологического статуса работающих с компьютерной техникой. Медицина труда и промышленная экология, 2011; (1): 14-18.
  7. Коновальчук А.Н. Влияние социально-демографических характеристик жизнедеятельности на развитие синдрома «эмоционального выгорания» учителей. Приволжский научный журнал, 2008; (3): 132-138.
  8. Мишкина Е.А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия. Концепт [Научно-методический электронный журнал]. 2015; (Приложение 10. Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. Выпуск 1). URL: http://e-koncept.ru/2015/95063.htm. (Дата обращения: 2 января 2019 г.).
  9. Петухова М. Г. Интернет-пространство и социальные сетевые сервисы в работе учителя начальных классов. Молодой учёный 2014; (11.1): 39-41.
  10. Степанов Е.Г., Туктарова И.О. Оценка профессиональных рисков у работников непроизводственных видов экономической деятельности. В кн.: Российская гигиена – развивая традиции, устремляемся в будущее: Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 17-18 ноября 2017 г. Москва. М.; 2017; Т.2. С. 632-636.
  11. Шелехова Л.В., Нагоев А.В., Блягоз З.У., Тешев В.А., Глебова К.А. Моббинг как вид деструктивного поведения в образовательных организациях высшего образования. Мир науки [Интернет-журнал] 2016; 4 (3). URL: http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN316.pdf. (Дата обращения: 2 января 2019 г.).
  12. Юшкова О.И. Профилактика неблагоприятного влияния трудовой деятельности на функциональное состояние работников умственного труда. Медицина труда и промышленная экология. 2012; (4): 13 -19.

References

  1. Akhmarov A.V. Vliyanie informatsionnykh i psikho-tekhnologiy na lichnostnoe razvitie v sovremennom obshchestve [The influence of information and psychological technologies on personal development in the present society]. In: Aktual'nye problemy professional'nogo pedagogicheskogo i psikhologicheskogo obrazovaniya [Actual problems of professional pedagogical and psychological education]. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 20 avgusta 2017 g. Kazan'. Ufa; 2017. P. 9-11. (In Russian).
  2. Bukhtiyarov I.V., Denisov E.I., Eremin A.L. Osnovy informatsionnoy gigieny: kontseptsii i problemy innovatsiy [The basics of information hygiene: concepts and problems of innovation]. Gigiena i sanitariya 2014; (4): 5–9. (In Russian).
  3. Vodop'yanova, N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika: prakticheskoe posobie. 3-e izd., ispr. i dop [Burnout syndrome. Diagnosis and prevention. Practical manual. 3-d ed., revised]. Moscow: Izdatel'stvo Yurayt; 2018. 343 p. (In Russian).
  4. Denisov E.I. Gigienicheskie aspekty tsifrovoy ekonomiki [Hygienic aspects of digital economy]. In: Rossiyskaya gigiena – razvivaya traditsii, ustremlyaemsya v budushchee [Russian hygiene – developing traditions, we go the future]. Materialy XII Vserossiyskogo s"ezda gigienistov i sanitarnykh vrachey. 17-18 noyabrya 2017 g. Moscow. М.; 2017; vol. 2: 509-512. (In Russian).
  5. Gafarova N.V. Sotsial'no-psikhologicheskiy trening, napravlennyy na preodolenie professional'nogo vygoraniya i empiricheskaya proverka ego effektivnosti [Social and psychological training aimed at overcoming professional burnout and empiric testing its efficiency]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta 2013; 6 (2): 43-49. (In Russian).
  6. Zaytseva N.V., Vlasova E.M., Malyutina N.N. Osobennosti psikhologicheskogo statusa rabotayushchikh s komp'yuternoy tekhnikoy [Features of psychological status of persons working with computers]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya 2011; (1): 14-18. (In Russian).
  7. Konoval'chuk A.N. Vliyanie sotsial'no-demograficheskikh kharakteristik zhiznedeyatel'nosti na razvitie sindroma «emotsional'nogo vygoraniya» uchiteley [Influence of social and demographic characteristics of vital activity on development of “emotional burnout” syndrome in teachers]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal 2008; (3): 132-138. (In Russian).
  8. Mishkina E.A. Profilaktika sindroma emotsional'nogo vygoraniya v professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov predpriyatiya [Prevention of emotional burnout syndrome in professional activity of the employees]. Kontsept [serial online]. 2015; [Annex 10. Actual issues of formation and development of innovation culture of its carrier. Issue 1]. [Cited 2019 Jan 2]. Available from: http://e-koncept.ru/2015/95063.htm. (In Russian).
  9. Petukhova M. G. Internet-prostranstvo i sotsial'nye setevye servisy v rabote uchitelya nachal'nykh klassov [Internet-space and social network services in the work of primary school teachers]. Molodoy uchenyy 2014; (11.1): 39-41. (In Russian).
  10. Stepanov E.G., Tuktarova I.O. Otsenka professional'nykh riskov u rabotnikov neproizvodstvennykh vidov ekonomicheskoy deyatel'nosti [Assessment of occupational risks in the workers of non-productive economic activity]. In: Rossiyskaya gigiena – razvivaya traditsii, ustremlyaemsya v budushchee [Russian hygiene – developing traditions, we go the future]. Materialy XII Vserossiyskogo s"ezda gigienistov i sanitarnykh vrachey. 17-18 noyabrya 2017 g. Moscow. М.; 2017; vol.2. p. 632-636. (In Russian).
  11. Shelekhova L.V., Nagoev A.V., Blyagoz Z.U., Teshev V.A., Glebova K.A. Mobbing kak vid destruktivnogo povedeniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya [Mobbing as a type of destructive behavior in higher education institutions]. Mir nauki [serial online] 2016 [cited 2019 Jan 2]; 4 (3). Available from: http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN316.pdf. (In Russian).
  12. Yushkova O.I. Profilaktika neblagopriyatnogo vliyaniya trudovoy deyatel'nosti na funktsional'noe sostoyanie rabotnikov umstvennogo truda [Prevention of the adverse effect of working activity on the functional state of the knowledge workers]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya 2012; (4): 13 -19. (In Russian).

Дата поступления: 23.03.2019


Просмотров: 6759

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 11.07.2019 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search