О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!

С 2019 года, в направляемых в журнал статьях, ссылки на источники в разделах Библиография и References должны быть составлены в порядке их упоминания в тексте и независимо от того, имеются ли среди них переводные источники или источники на иностранных языках.

Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.73.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная
АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Печать
19.08.2019 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-4-2

1Кузнецов В.В., 1Байрамов Р.А., 1Смирнов Е.А., 1Косилова Е.К., 1,2Косилов К.В.
1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток.
2
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Владивосток

Резюме

Актуальность. Здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи существенно зависит от субъективной самооценки здоровья, которая может не совпадать с его объективным состоянием. Адекватное понимание своего физического и психологического статуса, как правило, позитивно влияет на выбор поведенческих стратегий. В то же время в текущей литературе практически отсутствуют данные по анализу корреляции субъективной и объективной оценки состояния здоровья у студентов выпускных курсов гуманитарных и медицинских направлений образования.

Цель исследования: изучить взаимосвязь качества жизни, связанного со здоровьем с его объективным состоянием у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей

Материалы и методы. Исследование проводилось в Тихоокеанском Государственном медицинском университете и в школе Искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета и с 10.12. 2017 по 10.06.2018 года. Для участия были отобраны 378 студента старших (4-6) курсов, из них 205 (54,2%) обучались специальностям медицинского направления, и 173 (45,8%) - гуманитарного профиля. Для получения информации о состоянии здоровья изучались карты амбулаторного пациента (формы 025/у; 001-1/у; 062/у). Самооценка качества жизни, связанного со здоровьем исследовалось с использованием анкет «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36». Демографический и социально-экономический статус оценивался по унифицированной анкете (Поздеева Т.В., 2008, с дополнениями авторов). Средняя частота отклика во время проведения исследования составила 93,4 %.

Результаты. При анализе массива данных было установлено, что студентов всех направлений обучения наиболее часто отмечаются заболевания пищеварительной системы (в 25-28% случаев), дыхательной (10-11%), мочеполовой (9%), и нервной систем (8%). Общая оценка качества жизни у студентов обоих направлений обучения находилась в пределах 62-64 балла, что соответствует нормальным значениям показателя. Этот показатель оказался сильно взаимосвязан с уровнем частоты обращаемости за медицинской помощью (r=0,86, p<0,01; r=0,91, p<0,01), частотой выявления хронических соматических заболеваний (r=0,39, p<0,05; r=0,65, p<0,05), с индексом коморбидности.

Выводы. Студенты старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей оценивают качество жизни как удовлетворительное, несмотря на высокий уровень хронической заболеваемости.

Ключевые слова: качество жизни, связанное со здоровьем; индекс коморбидности; заболеваемость, студенты.

Контактная информация: Косилов Кирилл Владимирович,email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Косилов К.В. Анализ самооценки здоровья и заболеваемости у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(4). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1085/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-4-2

ANALYSIS OF SELF-EVALUATION OF HEALTH AND MORBIDITY AMONG SENIOR STUDENTS OF MEDICAL AND HUMANITARIAN SPECIALTIES
1Kuznetsov V.V., 1Bayramov R.A., 1Smirnov E.A., 1Kosilova E.K., 1,2Kosilov K.V
1Pacific State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Vladivostok.
2 Far Eastern Federal University of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Vladivostok.

Abstract

Significance. Health-preserving behavior among students significantly depends on the subjective self-evaluation of health, which may not coincide with its objective state. An adequate understanding of their physical and psychological status, as a rule, has a positive effect on the choice of behavioral patterns. However, here are hardly any data in modern literature on the analysis of relationship between the subjective and objective evaluation of health of senior students in the humanitarian and medical fields of education.

Purpose. To study the relationship between quality of life related to health and its objective state among senior students of medical and humanitarian specialties.

Material and Methods. The study was conducted at the Pacific State Medical University and School of Arts and Humanitarian Sciences of the Far Eastern Federal University from 10.12. 2017 to 10.06.2018. A total of 378 senior students (4-6 –year students) were selected for participation, 205 of them (54.2%) were medical students and 173 (45.8%) – humanitarian students. Outpatient medical records (forms 025/y; 001-1/y; 062/y) were studied to retrieve information about health. Self-evaluation of life quality related to health was studied using the questionnaire "A brief form of self-evaluation of the quality of life related to health MOS SF-36". Demographic and socio-economic status was assessed through a unified questionnaire (Pozdeeva T.V., 2008, updated by the authors). The average response rate during the study added up to 93.4%.

Results. Analysis of the data array showed that students of all specialties most often had diseases of the digestive system (25-28%), respiratory (10-11%), urinary (9%), and nervous systems (8%). The overall assessment of the quality of life of students in both medical and humanitarian specialties was in the range within 62-64 points, which corresponds to the normal values of this indicator. This indicator turned out to be strongly related with the rate of care seeking (r = 0.86, p <0.01; r = 0.91, p <0.01), the rate of detection of chronic diseases (r = 0.39, p <0.05; r = 0.65, p <0.05), with a comorbidity index.

Conclusions: Senior students of medical and humanitarian specialties evaluate their life quality as satisfactory, despite the high level of incidence of chronic diseases.

Keywords: health-related quality of life; comorbidity index; morbidity; students.

Corresponding author: Kirill V. Kosilov, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Kuznetsov V.V
., http://orcid.org/0000-0001-5320-5876 email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Bayramov R.A., http://orcid.org/0000-0001-5787-9886, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Smirnov E.A., https://orcid.org/0000-0002-3004-9724, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Kosilova E.K., http://orcid.org/0000-0001-9428-3248 email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Kosilov K.V., http://orcid.org/0000-0001-9747-3100, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Kuznetsov V.V., Bayramov R.A., Smirnov E.A., Kosilova E.K., Kosilov K.V. Analysis of self-evaluation of health and morbidity among senior students of medical and humanitarian specialties. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2019; 65(4). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1085/30/lang,ru/. (In Rus.). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-4-2

Введение

По данным отечественной литературы до 65% и более студентов в Российской Федерации страдают хроническими соматическими заболеваниями [1-3]. Общее состояние здоровья и уровень заболеваемости, безусловно, влияют на эффективность обучения и овладения студентом навыками и теоретическим багажом будущей профессии. Поэтому состояние здоровья студенческой молодежи, в том числе обучающейся медицинским и гуманитарным специальностям, в настоящее время продолжает находиться в центре внимания исследователей - социологов, психологов, медиков и педагогов. Известно, что значительная распространенность соматической патологии среди студентов, как правило, не детерминирована единственной причиной, а связана с влиянием множества разнородных факторов: от демографических и социально-экономических до экологических, физиологических, генетических, алиментарных, и прочих [4-6].

Многие отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на важность изучения субъективного восприятия студентами своего здоровья. Объективное состояние здоровья и его субъективное восприятие могут сильно отличаться у одного и того же индивида, и самооценка своего физического и психического статуса представляет собой отдельный фактор влияния на успеваемость и будущую профессиональную эффективность. Ложное понимание своего физического и психического состояния может изменить поведение студента в отношении здоровья в негативную сторону, привести к формированию девиантных поведенческих стратегий [7-10].

Медицинское и гуманитарное образование имеет свою специфику, иногда может быть связано с избыточными психоэмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками. Часто студенты сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами при овладении узкопрофессиональными компетенциями, но «замещают» отставание за счет не рационального, декомпенсирующего поведения [11-14].

В текущей периодической литературе практически отсутствует информация по анализу взаимовлияния субъективной оценки состояния здоровья и объективного физического и психического статуса [15, 16]. Поэтому исследования самооценки состояния здоровья и ее соотношения с реальным состоянием здоровья в настоящее время являются актуальным направлением исследования мотиваций здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи [9-11, 17]. Исходя из предположения, что влияние субъективной и объективной оценки качества жизни, связанного со здоровьем, не тождественно влияют на качество обучения и взаимосвязаны, однако их корреляция слабо освещена в текущей научной литературе, мы сформулировали следующую цель исследования:

- изучить взаимосвязь качества жизни, связанного со здоровьем с объективным его состоянием у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей

Материал и методы

Исследование проводилось с 15.011. 2017 по 01.06.2018 года в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и в Тихоокеанском Государственном медицинском университете (ТГМУ). При отборе студентов в обследуемую группу применялся принцип простой фиксированной рандомизации. «Ослепление» исследователя, осуществлявшего статистическую обработку полученных данных, проводилось путем обезличивания индивидуальных файлов с информацией.

Таблица 1

Демографический, социально-экономический статус и переменные, связанные со здоровьем у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей ДВФУ и ТГМУ (n=378)

Переменные специальности
медицинские (n=205) гуманитарные (т=173)
M (SD) 1 M (SD)
Средний возраст 21,5 (2,3) 21,1 (1,6)
Ежемесячный индивидуальный доход2 6,14 (1,61) 5,45 (0,82)
Ежемесячный доход домохозяйства2 73,13 (7,13) 77,46 (10,14)
Условия проживания3 3,6 (0,4) 4,1 (0,7)
Условия обучения 3 3,9 (0,5) 4,3 (1,4)
Качество питания 3 3,2 (0,9) 2,9 (0,4)
Число хронических заболеваний4 0,5 (0,2) 0,8 (0,5)
Индекс коморбидности (Чарлсона)4 0,4 (0,1) 0,5 (0,1)
Число обращений к врачу за год4 1,3 (0,3) 2,0 (0,5)
Употребление алкоголя3 0,7 (0,2) 1,1 (0,5)
Курение (интенсивность)3 2,3 (0,3) 1,8 (0,6)
Занятия спортом (эпизодов в неделю) 2,4 (0,7) 2,0 (0,4)
  N5 (%) N (%)
Семейный статус (состоит в браке) 37 (18,0) 43 9( 24,8)
Наличие детей 19 (9,3) 17 (9,8)
Проживание в сельской местности 65 (31,7) 94 (54,3)*
Проживание в городском округе 140 (68,3) 79 (45,7)*
Направление обучения
медицинская биофизика (ДВФУ)
медицинская биохимия (ДВФУ)
педиатрия (ТГМУ)
лечебное дело (ТГМУ)
стоматология (ТГМУ)
социология (ДВФУ)
социальная работа (ДВФУ)
массовые коммуникации (ДВФУ)
теология (ДВФУ)

41 (20)
30 (14,6)
39 (19,0)
62 (30,2)
33 (16,1)
-
-
-
-

-
-
-
-
-
42 (24,3)
48 (27,7)
66 (38,1)
17 (9,8)

Примечание. 1 Mean (M) - среднее значения показателя в выборке; SD (standard deviation) стандартное отклонение; 2 - тысяч рублей; 3 - значение в баллах, от 1 до 5; 4 - в единицах; 5Number (N) число случаев; *p <0,05.

В исследовании приняли участие 378 студентов старших (4-6) курсов, из них 205 (54,2%) обучались специальностям медицинского, 173 (45,8%) - специальностям гуманитарного профиля. Средний возраст составил 21,3 (1,3) года. Средняя частота отклика составила 93, 4%. Социально-экономические и демографические характеристики студентов, а так же данные об объективном состоянии их здоровья представлены в таблице 1. Критериями включения являлись: обучение медицинским или гуманитарным специальностям на 4-6 курсах ДВФУ/ ТГМУ, критериями исключения - академический отпуск по болезни, неуспеваемости, наличие второго высшего образования.

Объективное состояние здоровья студентов определялось по наличию хронических заболеваний с расчетом индекса коморбидности Чарлсона. Источником информации служили амбулаторные карты пациента (Форма 025/у); журналы учета приема больных (Форма 001-1/у); врачебно-контрольные карты диспансерного наблюдения (Форма 062/у). Расчет индекса коморбидности проводился по таблице Чарлсона в соответствии с данными Листа уточненных диагнозов (Форма 025/у). Для предоставления информации было получено письменное информированное согласие студентов и администраций лечебно-профилактических учреждений, к которым были прикреплены студенты. Состояние академической успеваемости студентов, принявших участие в исследовании, оценивалось по итоговым отчетным семестровым формам факультетов и департаментов ВУЗов.

Студенты, принявшие участие в исследовании, самостоятельно заполняли стандартизированную международную анкету «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36» (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form). Анкета MOS SF-36 переведена и валидизирована для использования в Российской Федерации, и используется для самооценки физического и психического здоровья у людей разных возрастных горизонтов, в том числе у лиц молодого возраста [8-10]. При исследовании физического здоровья (ФЗ) с использованием MOS SF-36 студенты заполняли шкалы физического функционирования (ФФ), ролевого функционирования (РФ), соматической (телесной) боли (СБ), общего самочувствия (ОС); при изучении психического статуса –шкалы жизнестойкости (ЖС), социального функционирования (СФ), эмоционального статуса (ЭС), психологического комфорта (ПК). Оценка каждой позиции осуществлялась в соответствии с рекомендациями разработчика: каждая шкала оценивалась в диапазоне от 0 до 100 баллов (максимальное значение). Среднее значение самооценок физического и психического статуса определялось как композитная оценка качества жизни, связанного со здоровьем респондента.

Данные о демографическом и социально-экономическом статусе были собраны с помощью специальной анкеты (Поздеева Т.В., 2008 [18, с. 57-58]; с дополнениями авторов). Данная анкета состоит из 8 независимых блоков вопросов, касающихся демографического, экономического, финансового, социального статуса респондента, а также шкал оценки условий проживания и обучения, качества образовательного процесса, поведения в отношении здоровья, организационно-бытовых условий и характеристик учебного процесса. Каждый пункт, содержащийся в этой части анкеты оценивается в диапазоне от 0 до 5 баллов (максимальное значение).

Расчет объема выборочной совокупности проводился с учетом распределения значений подобных параметров в ранее проведенных исследованиях в среде студенческой молодежи [7-9]. Для сравнения данных между средними значениями показателей в выборках и между выборками была принята доверительная вероятность 95% и доверительный интервал ±5%; использовался двусторонний анализ дисперсии (ANOVA). Взаимосвязь переменных оценивалась по коэффициенту корреляции Спирмена.

Результаты

В 11 (2,9%) анкетах, принятых к статистической обработке часть данных отсутствовала. Сравнительное тестирование информационных рядов с полными и неполными данными по методу Вальда показало, что отсутствующие данные не оказывают значимого влияния на достоверность сравнения.

Среди студентов гуманитарных специальностей оказалось достоверно больше лиц, проживающих в сельской местности до поступления в университет (54,3/31,7, p <0,05), остальные переменные в выборках оказались однородными.

В таблице 2 представлена номенклатура хронических заболеваний студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей, принявших участие в исследовании.

Таблица 2

Заболеваемость у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей (n=378)

Переменные специальности
медицинские (n=205) гуманитарные (т=173)
Переменные 1 N2 % N %
Болезни сердечно-сосудистой системы3 7 3,4 1 0,6
Болезни респираторной системы4 22 10,7 20 11,6
Болезни пищеварительной системы5 53 25,8 49 28,3
Болезни мочеполовой системы6 19 9,3 16 9,2
Заболевания опорно-двигательного аппарата и соединительной ткани7 11 5,3 6 3,4
Эндокринные заболевания8 5 2,4 11 6,3
Болезни нервной системы9 18 8,7 17 9,8
Другие 6 2,9 13 7,5
Всего 141 68,7 133 76,9
  M10 (SD)10 M (SD)
Число обращений за мед. помощью11 1,9 0,7 2,4 1,3
Индекс коморбидности Чарлсона 1,1 0,2 0,7 0,7
Дней пропуска по болезни за год 9,8 3,8 11,8 2,7

Примечание. 1 Перечень заболеваний приводится в соответствии с Международной статистической классификацией заболеваний и связанных со здоровьем проблем 9 пересмотра, версия 2010 года; N – число респондентов; 3 Глава IX, I00-I99; 4 Глава X (J00-J99); 5 Глава XI (K00-K93); 6 Глава XIV (N00-N99); 7 Глава XIII (M00-M99); 8 Глава IV (E00-E90); 10 Глава VI (G00-G99). 10 M- mean- среднее значение, (SD) среднее отклонение; 11– в год на 1студента. *p <0,05.

Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта наиболее часто встречались у студентов обоих направлений (25,8 и 28,3 %, p >0,05). Далее по частоте встречаемости были выявлены заболевания дыхательной системы (10,7/11,6%, p >0,05), мочеполовой системы (9,3/9,2%, p >0,05), нервной системы (8,7/9,8%, p >0,05). Значительно меньший удельный вес имели заболевания сердечнососудистой, эндокринной систем и опорно-двигательного аппарата. Всего у 68,7% студентов медицинских специальностей было зафиксировано наличие хронических заболеваний, у их сверстников гуманитарных специальностей этот показатель составил 76,9%.

Таким образом, согласно полученным данным, частота встречаемости разных патологических состояний у студентов медицинских и гуманитарных направлений, а так же общий процент лиц, имеющих хроническую патологию, достоверно не отличался.

Рисунок 1 иллюстрирует соотношение самооценок различных характеристик физического и психического здоровья студентами разных специализаций.

Рис. 1
Рис. 1. Самооценка качества жизни, связанного со здоровьем у студентов старших курсов медицинских (n=205) и гуманитарных (n= 173) специальностей по вопроснику MOS SF-36v2 (n=479).

Примечание. Вопросник MOS SF-36v2 Health Status Survey - Short Form 36v2 - «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем»; Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 означает максимально позитивный ответ.

Подшкала
Физическое здоровье:
ФФ - физическое функционирование
РФ - ролевое функционирование
СБ - соматическая боль
ОС - общее самочувствие
Подшкала
Психическое функционирование:
ЖС - жизнестойкость
СФ - социальное функционирование
ЭС - эмоциональный статус
ПК - психологический комфорт
Средние оценки
ФЗ – суммарная самооценка физического здоровья;
ПЗ – суммарная самооценка психического здоровья;
КЖСЗ – композитная оценка качества жизни связанного со здоровьем.

По большинству параметров физического статуса студенты медицинских направлений показали достоверно более высокие результаты (68,7/61,5, p <0,05); по показателю психического функционирования результат оказался практически идентичным (60,3/61,7, p >0,05). Уровень жизнестойкости оказался достоверно лучше у студентов гуманитариев (76,5/71,3, p <0,05), в то же время гуманитарии выше оценивали уровень психологического комфорта (65,4/535, p <0,05). Ниже нормальных значений оказалась оценка социального функционирования у студентов медицинских направлений (49,5) и эмоциональный статус у студентов обоих направлений (49,5; 48,6). Тем не менее, общая оценка физического и психического статуса оказалась в пределах нормальных значений как у студентов медицинских (68,7; 60,3), так и гуманитарных (61,5; 60,7) специальностей. Композитная оценка качества жизни, связанного со здоровьем у студентов разных направлений оказалась практически одинаковой (62,8; 64,5).

В таблице 3 представлены данные о корреляции между основными параметрами самооценки и объективного состояния здоровья у студентов обследуемой группы.

Таблица 3

Корреляционная матрица объективных маркеров состояния здоровья и субъективных параметров самооценки физического и психического состояния у студентов у студентов старших курсов медицинских (n=205) и гуманитарных (n= 173) специальностей

гуманитарные специальности индикаторы медицинские специальности
субъективные объективные
КЖСЗ СФЗ СПЗ ИК ЧОЗ ДП ЧЗ
КЖСЗ - 0,63** 0,67** 0,34* 0,91** 0,21 0,39*
СФЗ 0,65** - 0,73** 0,29 0,79** 0,09 0,51**
СПЗ 0,77** 0,66** - 0,11 0,17 0,17 0,16
ИК 0,20 0,39* 0,19 - 0,63** 0,28 0,44*
ЧОЗ 0,86** 0,81** 0,05 0,34* - 0,30 0,38*
ДП 0,17 0,06 0,03 0,21 0,65** - 0,28
ЧЗ 0,65** 0,13 -0,19 0,37* 0,45* 0,12 -

Примечание.
КЖСЗ – качество жизни, связанное со здоровьем; СФЗ - самооценка физического здоровья; СПЗ – самооценка психического здоровья; ИК – индекс коморбидности Чарлсона
ЧОЗ – частота обращаемости по заболеваниям; ДП - число дней пропуска по болезни в год; ЧЗ - среднее число заболеваний
*p <.05; **p <.01

У студентов медицинских специальностей суммарная самооценка КЖСЗ оказалась связана с частотой обращаемости по различным заболеваниям (r=0,91, p <0,01), средним числом заболеваний (r=0,39, p <0,05), и компонентами самого показателя качества жизни (СФЗ - r=0,63, <0,01; СПЗ - r=0,91, p <0,01). У студентов гуманитарных специальностей КЖСЗ так же оказалось связано с частотой обращаемости по различным заболеваниям (r=0,86, p <0,01), средним числом хронических заболеваний (r=0,65, p <0,01) и компонентами показателя качества жизни (СФЗ - r=0,65, <0,01; СПЗ - r=0,77, p <0,01). Все остальные формальные показатели состояния здоровья оказались слабо связаны с КЖСЗ.

Обсуждение

У студентов обоих направлений обучения уровень заболеваемости хроническими заболеваниями оказался весьма высоким и практически не различался между собой. У студентов гуманитарных направлений он составил 76,9%, у студентов – медиков -68,7%, что, в целом, соответствует данным по хронической патологии студентов центральных и Дальневосточных регионов страны [1-3]. Процент студентов, страдающих различными нозологическими формами, в нашем исследовании оказался мало зависим от направлений обучения, что так же совпадает с результатами, представленными большинством авторов. Тем не менее, ряд исследователей приводят результаты о более высоком уровне , и даже преобладании заболеваний респираторной и мочевыделительной систем, что, возможно, может быть связано с особенностями бытового устройства, доступностью медицинской помощи, удаленностью ВУЗа от спальных районов города и транспортными проблемами, а так же особенностями расписания занятий и экологическим состоянием городской среды конкретного ВУЗа. Однако, значительное превалирование заболеваемости пищеварительной системы в структуре студенческой заболеваемости двух Владивостокских ВУЗов , которые мы обнаружили в процессе этого исследования хорошо согласуется с данными большинства авторов подобных работ, проведенных во многих регионах России. Вероятно, проблемы, лежащие в основе очень высокой распространенности заболеваний ЖКТ у студентов универсальны для большинства высших учебных заведений, и связаны с нарушениями в распорядке приема пищи, недоступностью качественного и недорогого питания, не комфортным расписанием занятий и т.д.

Самооценки физического и психологического здоровья студентов, представленные в текущей научной литературе, в основном находятся в диапазоне нормальных значений (более 50 баллов по отдельным и суммарным показателям), однако встречаются и данные о весьма низкой самооценке (35-48 баллов). По данным большинства исследователей самооценка качества физического и психологического состояния студентов находится в пределах диапазона 55-65 баллов [7-10] и слабо зависит от направлений профессиональной специализации. Этому диапазону, который можно условно обозначить как «несколько выше границы нормальных значений», соответствуют и данные, полученные в нашей работе. Однако, представляется очевидным, что эти результаты не полностью соответствуют факту наличия у большинства студентов хронической рецидивирующей патологии желудочно-кишечного тракта, респираторной и мочеполовой систем, других заболеваний. Возможное рациональное объяснение этих результатов лежит в плоскости как психологических особенностей восприятия и поведенческих мотиваций лиц молодого возраста, так и в области их физиологических возможностей. В период между завершением полового созревания и до окончательного завершения формирования хрящевой ткани и скелета адаптационные и компенсаторные возможности организма необычайно велики и позволяют даже при неблагоприятных условиях среды сдерживать развитие патологического процесса, предупреждать частое рецидивирование заболеваний. В то же время очень большой поток внешней информации, требующей реагирования, новые возможности коммуникации отвлекают студента от рефлексии, часто вытесняют самооценку и самоанализ состояния здоровья на периферию восприятия.

В проведенной работе были проанализированы количественные характеристики и взаимосвязь параметров КЖСЗ и объективных характеристик заболеваемости. Удалось установить, что субъективная оценка КЖСЗ у студентов, вне зависимости от направления обучения, имеет сильную корреляцию с частотой обращаемости по заболеваниям, средним числом заболеваний, и, в меньшей степени, с индексом коморбидности, но не зависит от числа дней пропуска по болезни в год. Таким образом, самооценка КЖСЗ у студентов скорее ассоциировалась с клиническими проявлениями острых заболеваний, или с рецидивами хронической висцеральной патологии, которые вызвали необходимость обращения за врачебной помощью, чем с наличием хронической патологии как таковой. Причем у студентов медицинских направлений корреляция между КЖСЗ и числом обращений была выше, чем у их сверстников-гуманитариев. Это может быть связано, вероятно, с большей осведомленностью студентов-медиков старших курсов с семиотикой патологических процессов и негативными последствиями отказа от своевременного лечения хронических висцеральных заболеваний.

В данном исследовании не проводился анализ корреляции самооценки и объективного состояния здоровья с успешностью обучения, когнитивные способности и профессиональное выгорание, что накладывает некоторые ограничения на его значимость. Однако эти вопросы могут послужить предметом дальнейших изысканий в области оценки и самооценки здоровья студенческой молодежи и их связи показателями успешности обучения.

Полученные результаты могут быть востребованы при разработке здоровьесберегающих программ и технологий в среде студенческой молодежи, а так же для прогноза влияния объективного состояния здоровья на различные факторы самооценки КЖСЗ, и, возможно рациональную мотивацию в отношении образовательного процесса, приверженность избранной профессии.

Выводы

  1. Заболеваемость хронической висцеральной патологией у студентов старших курсов разных профессиональных направлений достоверно не отличается. Наибольшее распространение у студентов имеют заболевания пищеварительной (25-28%), респираторной (10-11%), мочеполовой (9%) и нервной систем (8-9%).
  2. Хроническая заболеваемость у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей ДВФУ и ТГМУ находится на уровне 69-76%, что не достоверно превышает общероссийский уровень.
  3. Студенты старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей оценивают свое КЖСЗ в 62-64 балла, что соответствует нормальным значениям показателя. Средний показатель самооценки психологического здоровья у студентов практически идентичен (60,3/61,7), показатель самооценки физического комфорта у студентов медицинских направлений оказался недостоверно выше (68,7/61,5).
  4. КЖСЗ у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей коррелирует с показателем частоты обращаемости за врачебной помощью (r=0,86, p <0,01; r=0,91, p <0,01), частотой заболеваний (r=0,39, p <0,05; r=0,65, p <0,05), а так же индексом коморбидности. Таким образом самооценка КЖСЗ у студентов коррелирует в большей мере не с объективным состоянием здоровья, а субъективными патологическими симптомами, вызывающими необходимость обращения за врачебной помощью.

Библиография

  1. Бабина В.С. Проблемы здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый 2015; (11): 572–575.
  2. Артеменков А.А. Комплексная программа оздоровления студентов с дезадаптивными расстройствами.  Российский медицинский журнал. 2017; (3): 142-147.
  3. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Гончарова Г.А., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины. Здоровье населения и среда обитания. 2012; (3): 16-20.
  4. Бобылева О.В Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема. Вестник Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. 2013; (3): 852–854.
  5. Иванова П.Ф., Люкина А.Н., Петрова М.П., Савельев В.Н. Влияние заболеваемости на успеваемость студентов ИГМА лечебного и педиатрического факультетов. Синергия наук 2018; (19): 925-929.
  6. Загородников А.Г., Попов В.И., Загородников Г.Г., Горичный В.А. Взаимосвязь общей заболеваемости с успешностью обучения курсантов различных соматотипов. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014; (4 -48): 182-184.
  7. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария 2015; (9): 18-20.
  8. Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л.Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей. Гигиена и санитария 2016; (6): 577-581.
  9. Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернакова Н.И., Чефранова Ж.Ю., Ирихина И.В. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесбережение» Вестник Вестник Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки 2009; (6): 149-153.
  10. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского ВУЗа в сопряженности с самооценкой здоровья. Земский врач 2014; (2 (23)): 41-44.
  11. Герасименко Н.А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект. Вестник ГУУ 2017; (7–8): 179–182.
  12. Игнатьева В. Л. Подходы к пониманию и изучению учебной мотивации студентов. Вестник МГЛУ 2011; (622): 67–78.
  13. Влах Н.И. Особенности синдрома профессионального выгорания у представителей медицинских профессий. Вестник Южно_Уральского государственного университета 2017; 10 (1):5-11.
  14. Горшков Е.А., Косоногова В.И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Молодой ученый 2015; (23.2): 51-55.
  15. Gabrielsen l. E., Abildsnes3 E., Stea T.H., Omfjord C.S., and Rohde G. Exploring the relationship between physical activity, life goals and health-related quality of life among high school students: a crosssectional study. BMC Public Health (2016) 16:709
  16. Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния. Ученые записки 2014; (4 (110)): 24-28.
  17. Попов В.И., Мелихова Е.П. Изучение и методология качества жизни студентов. Гигиена и санитария 2016 (9): 879-887.
  18. Поздеева Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи: дис. … д-ра. мед. наук. Москва. 2008. 340 с.

References

  1. Babina V.S. Problemy zdorov'ya studencheskoy molodezhi [Health problems in students]. Molodoy uchenyy 2015; (11): 572–575. (In Russian).
  2. Artemenkov A.A. Kompleksnaya programma ozdorovleniya studentov s dezadaptivnymi rasstroystvami [Comprehensive program of rehabilitation of students with maladaptive disorders]. Rossiyskiy meditsinskiy zhurnal 2017; (3): 142-147. (In Russian).
  3. Minnibaev T.Sh., Rapoport I.K., Goncharova G.A., Chubarovskiy V.V., Timoshenko K.T. Sostoyaniye zdorov'ya studentov i osnovnye zadachi universitetskoy meditsiny [The health status of students and the main goals of university medicine]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya 2012; (3): 16-20. (In Russian).
  4. Bobyleva O.V Sostoyaniye zdorov'ya studencheskoy molodezhi kak sotsial'no-ekologicheskaya problema [The health status of students as a social and environmental problem]. Vestnik TGU 2013; (18-3): 852-854. (In Russian).
  5. Ivanova P.F., Lyukina A.N., Petrova M.P., Savel'ev V.N. Vliyaniye zabolevaemosti na uspevaemost' studentov IGMA lechebnogo i pediatricheskogo fakul'tetov [Influence of morbidity on the students’ academic performance in Curative and Pediatric Faculties of Izhevsk State Medical Academy]. Sinergiya nauk 2018; (19): 925-929. (In Russian).
  6. Zagorodnikov A.G., Popov V.I., Zagorodnikov G.G., Gorichnyy V.A. Vzaimosvyaz' obshchey zabolevayemosti s uspeshnost'yu obucheniya kursantov razlichnykh somatotipov [The relationship of general morbidity with the training success among the students of various somatotypes]. Vestnik Rossiyskoy voenno-meditsinskoy akademii 2014; (4 -48): 182-184. (In Russian).
  7. Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Samootsenka zdorov'ya i obraza zhizni studentov pedagogicheskogo universiteta [Self-assessment of health and lifestyle in students of the pedagogical university]. Gigiena i sanitariya 2015; (9): 18-20. (In Russian).
  8. Kornienko D.S., Kozlov A.I., Otavina M.L.Vzaimosvyaz' samootsenok zdorov'ya i psikhologicheskogo blagopoluchiya u prakticheski zdorovykh i imeyushchikh khronicheskiye zabolevaniya molodykh lyudey [Interrelation of self-assessments of health and psychological well-being among young people practically healthy and having chronic diseases]. Gigiena i sanitariya 2016; (6): 577-581. (In Russian).
  9. Irikhin N.V., Zhuravlev Yu.I., Zhernakova N.I., Chefranova Zh.Yu., Irikhina I.V. Sravnitel'nyy analiz ob"ektivnoy i sub"ektivnoy otsenok zdorov'ya studentov v khode realizatsii innovatsionnoy obrazovatel'noy programmy «Zdorov'esberezhenie» [Comparative analysis of objective and subjective assessments of students' health during implementation of Health Protection innovative educational program].Vestnik TGU2009; (6): 149-153. (In Russian).
  10. Alekseenko S.N., Drobot E.V. Kategorii zhiznestoykosti i kachestva zhizni u studentov meditsinskogo VUZa v sopryazhennosti s samootsenkoy zdorov'ya [Categories of vitality and quality of life in relation with health self-assessment among students of medical universities]. Zemskiy vrach 2014; (2 (23)): 41-44. (In Russian).
  11. Gerasimenko N.A. Motivatsiya studentov k obucheniyu: sotsial'no-psikhologicheskiy aspect [Students’ motivation to education: a social and psychological aspect]. Vestnik GUU 2017; (7–8): 179–182. (In Russian).
  12. Ignat'eva V. L. Podkhody k ponimaniyu i izucheniyu uchebnoy motivatsii studentov [Approaches to understanding and studying students’ motivation to education]. Vestnik MGLU 2011; (622): 67–78. (In Russian).
  13. Vlakh N.I. Osobennosti sindroma professional'nogo vygoraniya u predstaviteley meditsinskikh professiy [Features of professional burnout syndrome in the medical specialists]. Vestnik Yuzhnoural’skogo gosudarstvennogo universiteta 2017; 10 (1):5-11. (In Russian).
  14. Gorshkov E.A., Kosonogova V.I. Issledovanie sindroma emotsional'nogo vygoraniya u studentov-starshekursnikov [Exploring burnout syndrome in senior students]. Molodoy uchenyy 2015; (23.2): 51-55. (In Russian).
  15. Gabrielsen l. E., Abildsnes3 E., Stea T.H., Omfjord C.S., and Rohde G. Exploring the relationship between physical activity, life goals and health-related quality of life among high school students: a crosssectional study. BMC Public Health (2016) 16:709
  16. Byankina L.V., Izotova V.M., Khotimchenko A.V., Tsuman N.A. Samootsenka zdorov'ya studentami professional'nykh uchebnykh zavedeniy Khabarovska kak sostavlyayushchaya ikh psikhofiziologicheskogo sostoyaniya [Health self-assessment by students of educational institutions of Khabarovsk as a component of their psycho-physiological state]. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal «Uchenye zapiski» 2014; (4 (110)): 24-28. (In Russian).
  17. Popov V.I., Melikhova E.P. Izuchenie i metodologiya kachestva zhizni studentov [The study and methodology of the students’ quality of life]. Gigiena i sanitariya 2016 (9): 879-887. (In Russian).
  18. Pozdeeva T.V. Nauchnoe obosnovanie kontseptsii i organizatsionnoy modeli formirovaniya zdorov'esberegayushchego povedeniya studencheskoy molodezhi [Scientific substantiation of the concept and organizational model of formation of health-saving behavior of students]. Dr. Med.Sci [dissertation]. Moscow; 2008. 340 p. (In Russian).

Дата поступления: 17.05.2019


Просмотров: 912

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 27.08.2019 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search