ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЗНАЧЕНИЙ “ОФФ ЛЭЙБЛ” ПРЕПАРАТОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ФТИЗИАТРИИ |
08.11.2019 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-11
Васильева И.А., Луговкина Т.К., Скорняков С.Н. Резюме Актуальность. Актуальность определения условий и правил применения лекарственных препаратов «офф лэйбл» в отечественном правовом пространстве определяется остротой существующей проблемы. Цель работы: модель гармонизации нормативно-правового пространства для полноценной реализации задач клинической практики при востребованности препаратов «офф лэйбл» в процессе лечения туберкулёза, обусловленного резистентными штаммами Mycobacterium tuberculosis. Материал и методы. Проведён анализ лекарственной составляющей действующих клинических рекомендаций по лечению туберкулёза, обусловленного резистентными штаммами Mycobacterium tuberculosis, а также нормативно-правовых документов о порядке назначения и применения лекарственных препаратов в России. Изучено 7 нормативно-правовых документов Российской Федерации и 2 межгосударственных соглашения, которые имеют прямое отношение к вопросам организации работы с лекарственными препаратами. Выполнен контент-анализ по ключевым словосочетаниям. Результаты. Выявлены коллизии нормативно-правового пространства, регламентирующего правила назначений лекарственных препаратов в клинической практике России. Установлено, что категория клинических ситуаций, при которых востребованы «офф лэйбл» препараты, в отечественном правовом поле отсутствует. Нормативно-правовое пространство не адаптировано к потребностям оказания лекарственной помощи пациентам в особых клинических ситуациях. Предложена модель управления процессом принятия решений при необходимости назначения «офф лэйбл» препаратов в особых клинических ситуациях. Заключение. Применение «офф лэйбл» препаратов для лечения пациентов с туберкулёзом, обусловленным резистентными штаммами Mycobacterium tuberculosis, соответствует гуманистическим задачам клинической практики и может быть реализовано на основе существующих правовых норм и организационных процедур при условии их адаптации к реальным потребностям клинической практики и правилам принятия решений в особых клинических ситуациях. Область применения результатов. Адаптация правового поля к реальным потребностям клинической практики, в соответствии с представленной моделью, обеспечит возможность регулирования и контроля применения «офф лэйбл» препаратов при их востребованности и в других профильных областях клинической практики. Ключевые слова: фтизиатрия; правовые аспекты; лекарственная помощь; «офф лэйбл».
Контактная информация: Луговкина Татьяна Константиновна Для цитирования: Васильева И.А., Луговкина Т.К.Скорняков С.Н. Правовое пространство назначений «офф лэйбл» препаратов в клинической практике фтизиатрии. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(5):11. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1106/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-11
LEGAL FRAMEWORK FOR “OFF LABEL” DRUG PRESCRIPTION IN PHTHISIATRIC CLINICAL PRACTICE Abstract Significance. The urgency for defining conditions and rules within the national legal framework for using the "off label" medicines is determined by a high relevance of the existing problem. Purpose of the study. To develop a model for harmonizing legal framework to ensure quality implementation of clinical practice in light of a strong demand for “off label” medicines in treatment of patients with tuberculosis caused by the resistant strains of Mycobacterium tuberculosis. Material and methods. The study reviewed recommended drugs for treating patients with tuberculosis caused by the resistant strains of Mycobacterium tuberculosis outlined by the existing Clinical Recommendations as well as regulatory documents on the procedure for prescribing and using medicines in Russia. A total of seven regulatory documents of the Russian Federation and two interstate agreements that are directly related to the organization of work with medicines were analyzed. Content analysis by key phrases was performed. Results. Collisions in the legal framework regulating rules for drug prescription in the Russian clinical practice were identified. The study shows that there is no category of clinical situations requiring "оff label" medicines in the national legal framework. The legal framework is not adapted to meet actual needs of drug assistance in specific clinical situations. The authors offer a special organizational model for decision making about “off label” drug prescription in certain clinical situations. Conclusions. The use of "оff label" medicines to treat patients with tuberculosis caused by resistant strains of Mycobacterium tuberculosis corresponds to the humanistic tasks of clinical practice and can be realized on the basis of the existing legal framework organizational procedures given their adaptation to actual demands of the clinical practice. Scope of applications. Adaptation of the legal framework to actual demands of the clinical practice in Russia according to the presented model will provide for regulation and control over the use of “off label” medicines in other profiles of clinical practice. Keywords: phthisiology; legal aspects; drug assistance; “off label”.
Corresponding author: Tatyana K. Lugovkina, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
For citation: Vasilyeva I.A., Lugovkina T.K., Skornyakov S.N. The legal framework for "off lable" drugs prescriptions in phthysiatric clinical practice. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2019; 65(5):11. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1106/30/lang,ru/. (In Rus). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-11 Введение При общей тенденции к снижению заболеваемости туберкулёзом в России в последнее десятилетие регистрируется рост случаев впервые выявленного туберкулёза, обусловленного штаммами Mycobacterium tuberculosis, устойчивыми к противотуберкулёзным препаратам. Современные клинические рекомендации по лечению лекарственно-устойчивого туберкулеза предусматривают одновременный прием комплекса противомикробных препаратов. В среднем – это до 20 таблеток в сутки для взрослого человека. В мире ведётся активный поиск зарегистрированных лекарственных средств с аддитивными или синергидными свойствами, усиливающими действие основных противотуберкулёзных препаратов. Исследуются их способность влиять на метаболические пути, процессы жизнедеятельности и межклеточные взаимодействия Mycobacterium tuberculosis для ускорения процессов элиминации патогена. Ряд лекарственных препаратов, рекомендованных для включения в схемы противотуберкулёзной терапии, не имеет зарегистрированных показаний для лечения туберкулёза или применения в педиатрической практике. Однако такие препараты способны разрушать защитную пленку, которую формируют колонии Mycobacterium tuberculosis, индуцировать выделение эндогенных суицидальных токсинов бактериями, блокировать точки переключения путей метаболизма патогена. Такие препараты позволяют повысить шанс остановить патологический процесс, обусловленный резистентными штаммами Mycobacterium tuberculosis. Определение в отечественном правовом пространстве правил и условий применения препаратов «офф лэйбл» при особых клинических ситуациях является важной задачей в связи с остротой существующей проблемы. Гуманистические принципы клинической практики и рост числа уголовных дел, в т.ч. в связи с использованием препаратов «офф лэйбл» (применение не по инструкции) [1,2,3,4], свидетельствуют о недостаточной информированности врачей о требованиях нормативно-правовых документов к назначению и применению лекарственных препаратов, а также о проблемах в нормотворчестве, толковании и правоприменении этих документов в судебной практике при рассмотрении дел в отношении медицинских работников. Цель работы: модель гармонизации нормативно-правового пространства для полноценной реализации задач клинической практики при востребованности «офф лэйбл» препаратов в процессе лечения туберкулёза, обусловленного резистентными штаммами Mycobacterium tuberculosis. Задачи, поставленные перед исследованием:
Материал и методы Оценка соответствия правового пространства системы лекарственной помощи функциональным задачам клинической практики выполнена на основе анализа действующих клинических рекомендаций по лечению туберкулёза, обусловленного резистентными штаммами Mycobacterium tuberculosis [5]. Проведён контент-анализ нормативно-правовых документов, устанавливающих правила назначения и применения лекарственных препаратов [6,7,8,9,10,11,12]. В качестве единиц анализа были выбраны фразы и словосочетания: «по показаниям, не включенным в число одобренных», «офф лэйбл», «вне инструкции». Проведён анализ на наличие коллизий в нормативно-правовых документах о требованиях к назначению лекарственных препаратов. Использован дескриптивный метод представления модели и реализации процедуры принятия решений при востребованности в особых клинических ситуациях «офф лэйбл» препаратов. Результаты При изучении нормативно-правовой среды и проведении контент-анализа нормативно-правовых документов отечественной системы лекарственной помощи установлено, что ни один из документов не содержит определения понятия «офф лэйбл» препарата. Категории «особых клинических ситуаций», при которых востребованы «офф лэйбл» препараты, в отечественном правовом поле не существует. Подтверждением данной ситуации является правоприменительная практика как критерий правоты суждения. Судебная практика Российской Федерации располагает достаточным количеством прецедентов рассмотрения дел по заявлениям пациентов о нанесении вреда здоровью при использовании врачами «офф лэйбл» препаратов. Пример: в 2016 г, при лечении возрастной макулярной дегенерации в связи с интравитреальным введением препарата бевацизумаб, у 11 пациентов развилась частичная слепота. В Следственный комитет России от пациентов поступили заявления о возбуждении уголовного дела. Было установлено, что применение бевацизумаба в офтальмологии выполнено при отсутствии зарегистрированных показаний для применения данного препарата в офтальмологии, а также при использовании незарегистрированного пути введения. Судом был сделан вывод о том, что медицинская услуга не отвечала требованиям безопасности. Основанием для таких решений послужил не только «Закон о защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-I (ред. от 29.07.2018) [2], но и ФЗ №323: п.1 ст.37 и п.14 пп 2 ст. 37 [7]. Количество таких прецедентов с каждым годом растёт: приговор Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ, 2014 г., решение Арбитражного суда Тюменской области, 2015 г., решение Избербашского городского суда республики Дагестан, 2016 г. и многие др.[14]. За последние 6 лет количество уголовных дел по поводу медицинских услуг ненадлежащего качества в России выросло почти в 7 раз [3]. Анализ событий свидетельствует о том, что вопросы о возможности или недопустимости применения того или иного препарата с категорией «офф лэйбл» в особых клинических ситуациях, при которых такие препараты востребованы, должны рассматриваться в рамках адаптированного к гуманистическим задачам клинической практики правового пространства. Методические рекомендации по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания, утвержденные приказом Минздрава России от 29 декабря 2014 г. № 951 [5], включают в схемы лечения туберкулёза, обусловленного резистентными штаммами Mycobacterium tuberculosis, препараты, которые не имеют в своих инструкциях зарегистрированных показаний для лечения туберкулёза, либо имеют ограничения к применению по возрасту. Например: «…линезолид, моксифлоксацин, меропенем, имипенем+циластатин совместно с амоксициллина клавулановой кислотой…». Данный шаг соответствует введению новой правовой нормы, т.к. документ рекомендует применение лекарственных препаратов «офф лэйбл». Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 (ред. от 27 мая 2017г) [13] нормативные акты, содержащие новые правовые нормы, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции. Соответствующая регистрация у данного приказа отсутствует. Следовательно, новая правовая норма не утверждена. П.1 ст.37 Федерального закона №323 «Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи» (в ред. Федерального закона N 489-ФЗ) определяет, что медицинская помощь организуется и оказывается на «…основе клинических рекомендаций… и с учетом стандартов медицинской помощи…». В свою очередь, пп. 2 п.14 ст.37 ФЗ №323 напоминает, что стандарт медицинской помощи включает в себя применение «…зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов… в соответствии с инструкцией по применению…» [7]. Т.о., п.1 ст.37 и формулировка в пп 2 п.14 ст.37 ФЗ №323 придают инструкции на медицинский препарат (нормативному документу) дополнительный статус правового документа, исполнение которого становится обязательным. ФЗ №489 (от 25.12.2018) внес важные изменения в ФЗ №323 [7], в соответствии с которыми, клинические рекомендации получили статус документов, имеющих силу критериев для оценки качества лечения пациента. В законе обозначена иерархия понятий «клиническая рекомендация» (основа оказания медицинской помощи) и «стандарт медицинской помощи» (принимается во внимание). Дано определение понятия «клиническая рекомендация», которое является информационно ёмким и многомерным. Однако структурные элементы этого сложного продукта (его отдельные концепты) пока не содержат понятийного наполнения, не имеют границ, параметров и критериев. Такая ситуация создаёт среду для развития конкуренции правовых норм и коллизий толкования при оценке реальных событий клинической практики. В результате, качество лекарственной помощи эксперты будут оценивать по «клиническим рекомендациям», а при развитии проблем в процессе лечения (при нежелательных явлениях), ответственность за ненадлежащее оказание медицинской услуги (в.т.ч. за отклонение от зарегистрированных инструкций по назначению и применению лекарственного препарата) будут нести врачи (или врачебная комиссия). Согласно существующим нормативно-правовым документам, функции врачебной комиссии, не распространяются на принятие решений о назначении лекарственных препаратов «офф лэйбл». Так, п.15.ст37 ФЗ№323 определяет порядок назначения с оформлением заключения врачебной комиссии «по жизненным показаниям…лекарственных препаратов, …….. не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией…» [7]. П.30 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019г №4н [12] определяет, что по решению врачебной комиссии пациентам назначаются лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям, либо при назначении препарата под торговым наименованием по жизненным показаниям из-за индивидуальной непереносимости. П.33 приказа Минздрава РФ 14.01.2019г №4н [12] описывает ситуации для принятия решений врачебной комиссией в условиях амбулаторной практики, которые так же не содержат признаков, соответствующих характеристикам назначения лекарственных препаратов «офф лэйбл». Реальная потребность в назначении «офф лэйбл» препаратов, особенно в отделениях реанимации, интенсивной терапии, при тяжелой эпилепсии, в педиатрии и т.д. достигает в мире от 50% до 96%, в зависимости от профиля заболеваний и тяжести клинических состояний пациента [4,14,15,16,17,18,19].Такая широкая востребованность «офф лэйбл» препаратов является не признаком «безответственности» или правого нигилизма клиницистов, а свидетельствует о несовершенстве правового пространства, которое не адаптировано к сложным процедурам принятия решений в системе клинической практики. Отсутствие организационной модели принятия решений, адекватной уровню сложности существующей проблемы при особых клинических ситуациях, когда обоснованно востребованы препараты «офф лэйбл», ведёт к замалчиванию и отрицанию проблемы, что становится причиной тяжелых последствий (как для пациента, так и для врача). Поиск решений данной настоящей проблемы был проведён в рамках ФЗ-№61 «Об обращении лекарственных средств» [6], «Правил надлежащей практики фармаконадзора Евразийского экономического союза» [20], а также приказа Минздрава России от 09.09.2014 №498н [21]. Документ Евразийского экономического союза [20], в состав которого входит Россия, был единственным, где, при проведении контент-анализа, был найден термин и дано официальное определение понятия «офф лэйбл»: «…применение «вне инструкции» (off-label) – намеренное применение лекарственного препарата с медицинской целью не в соответствии с общей характеристикой лекарственного препарата или инструкцией по медицинскому применению;…». В пункте 8.5.5.2.3. данного документа «Особенности применения лекарственного препарата» есть рекомендация держателю регистрационного удостоверения на лекарственный препарат - предоставлять в уполномоченный орган фармаконадзора информацию об «особенностях препарата», ……, включении в клинические рекомендации или о том, что «применение препарата обусловлено отсутствием зарегистрированных альтернатив». К числу таких «особенностей» относится и применение лекарственных препаратов в медицинской практике по показаниям «не включенным в число одобренных». Держатель регистрационного удостоверения на такой лекарственный препарат должен предоставлять информацию о количественной оценке объёма применения «особенного препарата». Вернёмся в п. 55 ст. 4. гл.1. ФЗ №61 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» [6], где дано определение понятия «комплексная оценка лекарственного препарата» (п. 55 был введен Федеральным законом 22.12.2014 N 429-ФЗ): «оценка зарегистрированного лекарственного препарата, … в целях принятия решений о возможности включения лекарственного препарата в …… нормативные правовые акты и иные документы, определяющие порядок оказания медицинской помощи, …». Комплексная оценка лекарственных препаратов выполняется специальной Комиссией в соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 N 871 [11]. Т. о., разрешение существующей коллизии отечественной нормативно-правовой базы системы лекарственной помощи и неотъемлемого права врача применять, а права пациента - получать в особых клинических ситуациях (при отсутствии альтернатив) лекарственные препараты «офф лэйбл», могут быть осуществлены на законном основании при условии внедрения системы качества фармаконадзора, которая предназначена для реализации всех имеющихся возможностей клинической практики в процессе оказания лекарственной помощи пациентам [8,11,20,21]. Модель адаптации правового пространства системы лекарственной помощи предполагает:
Адаптированная модель предполагает обязательный мониторинг востребованности лекарственных препаратов «с особенностями применения», а также доведение до сведения врачей информации о результатах применения препарата при обозначенных ситуациях и внесении изменений в критерии назначения «офф лэйбл», в том числе, при их включении в клинические рекомендации. Обсуждение По критериям сложности организации и функционирования система клинической практики соответствует 8-9-ому из 9-ти уровней сложности [23]. Фтизиатрическая служба - одна из профильных подсистем клинической практики. Все профильные подсистемы клинической практики являются динамическими. Накопление клинического опыта, получение новых знаний в результате научных исследований и практических наблюдений ведут к необходимости перманентных изменений в правилах принятия решений, в том числе при выборе лекарственных препаратов для лечения туберкулёза, обусловленного резистентными штаммами Mycobacterium tuberculosis. По этим причинам развивающаяся система клинической практики нуждается в постоянном регулировании правил принятия решений при выборе лекарственных препаратов или иных медицинских воздействий в процессе лечения, а также профессиональном подходе к оценке клинических результатов. В процессе поиска правовых путей применения обоснованно востребованных клинической практикой особых «офф лэйбл» препаратов были изучены документы о правилах надлежащей клинической практики при проведении клинических исследований. Так, п.3. приказа Минздрава России от 01.04.2016г. №200н «Правила надлежащей клинической практики» [9] гласит: «Объектом клинического исследования является …. зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения…., …при его использовании по новому показанию…». Однако инициация клинического исследования по новому показанию возможна только разработчиком лекарственного препарата, который далеко не всегда заинтересован в возобновлении клинических исследований и новой регистрации препарата (в силу экономических причин). Приказ МЗ РФ от 10 июля 2015г №433н о клинической апробации нового метода лечения в п.31 фиксирует внимание на том, что в «рамках клинической апробации применяются лекарственные препараты и (или) медицинские изделия, зарегистрированные в установленном порядке в Российской Федерации в соответствии с инструкциями по применению лекарственного препарата...». Т. о., ограничения, зафиксированные в ст. 37. ФЗ №323[7]; п.3. приказа МЗ РФ №200н [9]; п.31 приказа МЗ РФ №433н [10], лишают не только клиническую практику права принимать решения о применении лекарственных препаратов по не зарегистрированным показаниям для целей достижения положительных эффектов в течении сложных заболеваний (даже при отсутствии иных альтернатив), но и пациентов в праве на выбор [22]. Европейские страны (Австрия, Франция, Германия, Испания, Великобритания и Швейцария) шли разными путями в решении данной проблемы для смягчения её негативных последствий. Решение насущной проблемы в ряде стран Европы нашли в формировании консенсусного списка препаратов «офф лэйбл». Каждый препарат этого списка имеет сформулированные правила назначений за рамками зарегистрированных показаний и ссылки на научные данные, подтверждающие эффективность их применения в конкретной клинической ситуации. Такой список регулируется специальной Комиссией Евросоюза. Регламент Комиссии Евросоюза рассматривает применение лекарственных препаратов «офф лэйбл» как особую гуманитарную ситуацию, особую форму «сострадательного применения» препаратов при тяжелых хронических заболеваниях или угрожающих жизни состояниях [15,16,17,18,19]. Адаптация отечественного правового поля к реальным потребностям клинической практики, в соответствии с представленной в работе моделью, может быть реализована на основе существующих правовых норм и организационных процедур. Это обеспечит возможность регулирования и контроля применения «офф лэйбл» препаратов при их востребованности в особых клинических ситуациях в любых областях клинической практики. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 22.06.2019 Просмотров: 6750
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 03.12.2019 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|