ВОЗ. Информационный бюллетень. Октябрь 2019 |
08.11.2019 г. | ||||||
Октябрь 2019 г. Тема номера – Здоровье и благополучие Справедливость в отношении здоровья – это отсутствие предотвратимых, несправедливых или устраняемых различий между группами людей. Это означает, что каждый человек должен иметь равную возможность достичь своего полного потенциала здоровья и что никто не должен быть лишен такой возможности. Европейский регион ВОЗ считается одним из наиболее здоровых и благополучных регионов в мире. В большинстве из 53 государств-членов Региона уровень ожидаемой продолжительности жизни стабильно растет, и в 2016 г. он составил в среднем 82,0 года для женщин и 76,2 года для мужчин. Однако эти средние показатели по странам не дают представления о значительных несправедливых различиях, существующих внутри стран. В сентябре 2012 г. представители 53 стран Европейского региона, собравшиеся на сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, утвердили основы новой, построенной с опорой на ценности и фактические данные, региональной политики здравоохранения – Здоровье-2020. Основная цель этой политики – улучшить здоровье для всех и сократить неравенства в отношении здоровья посредством совершенствования лидерства и стратегического руководства в интересах здоровья. Политика Здоровье-2020 называет повышение уровня благополучия населения одним из главных целевых ориентиров политики здравоохранения во всех странах Региона. Здоровье-2020 сосредоточено на важнейших проблемах здравоохранения сегодняшнего дня. В основе политики выделены четыре приоритетных области стратегических мер, она носит инновационный характер благодаря своей направленности на действия по всем уровням и секторам государства и общества. При этом подчеркивается важность развития ресурсов повышения устойчивости сообществ к негативным внешним воздействиям, расширения прав и возможностей граждан и создания благоприятных условий окружающей среды1. С 2012 г. пройден большой путь по воплощению в жизнь положений политики «Здоровье 2020», однако и сейчас сохраняются большие различия в социальном положении людей в разных странах Европейского региона ВОЗ. Согласно новому докладу ВОЗ прогресс на пути к достижению справедливости в отношении здоровья в Европейском регионе замедлился2.
Определены новые категории населения, для которых существует риск столкнуться с несправедливыми различиями в отношении здоровья. К ним относятся, например, молодые люди, которые рано прекращают учебу; им угрожает больший риск проблем с психическим здоровьем и бедности, вследствие незащищенного положения на рынке труда и более высокой вероятности частой безработицы. Лица, живущие с заболеваниями, которые ограничивают их повседневную деятельность, непропорционально часто относятся к 20% наименее обеспеченного населения. Такие заболевания ухудшают положение людей на рынке труда и повышают риск бедности и социальной изоляции. Эти громадные потери человеческого потенциала сказываются, в свою очередь, на устойчивости бюджета стран вследствие снижения налоговых поступлений и пенсионных фондов, а также роста затрат на социальное обеспечение. Новые данные о факторах, порождающих разрывы по показателям здоровья На основании полученных данных ученые смогли определить пять факторов, порождающих разрывы по показателям здоровья в Европейском регионе ВОЗ. Они также установили, каков вклад каждого из этих факторов в общее бремя различий, связанных с несправедливостью.
«Благодаря Докладу о положении дел в области обеспечения справедливости в отношении здоровья правительства стран впервые получили в свое распоряжение необходимые данные и инструменты для противодействия несправедливым различиям в отношении здоровья, которые позволят достичь заметных результатов за относительно короткое время, возможно даже в пределах срока полномочий одного правительства» – говорит директор Европейского регионального бюро ВОЗ д-р Zsuzsanna Jakab.. Описанные в Докладе меры политики способны стимулировать и устойчивое развитие, и экономический рост. Согласно Докладу, сокращение несправедливых различий на 50% обеспечит странам экономические дивиденды в диапазоне от 0,3% до 4,3% валового внутреннего продукта (ВВП). Публикации Всемирной организации здравоохранения:
Благодаря принятию Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Целей в области устойчивого развития ООН создана хорошая концептуальная основа для укрепления мер по улучшению здоровья и благополучия всех людей и обеспечению того, чтобы никто не остался без внимания. Тем не менее, несмотря на общее улучшение состояния здоровья и благополучия населения в Европейском регионе ВОЗ, неравенство внутри стран сохраняется. В настоящем докладе определены пять основных условий, необходимых для достижения и поддержания здоровья для всех: хорошее качество и доступность медицинских услуг; защищенность доходов и социальная защита; достойные условия жизни; социальный и человеческий капитал; достойные условия труда и занятости. Для обеспечения всех пяти условий необходимы целенаправленные и активные меры политики. В Докладе ОСОЗ также рассматриваются ключевые факторы обеспечения справедливости в отношении здоровья, а именно такие факторы создания более справедливых обществ, как: согласованность политики, подотчетность, общественное участие, расширение прав и возможностей граждан и местных сообществ. В Докладе приводятся фактические данные о глубинных причинах неравенств в отношении здоровья в каждом из 53 государств-членов региона, а также о решениях, позволяющих сократить эти неравенства. Резюме доклада на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/412743/hersi-executive-summary-ru.pdf Полный текст доклада на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326879/9789289054256-eng.pdf
Здоровье людей является залогом устойчивого развития — ликвидации нищеты, построения мирных и инклюзивных обществ и защиты окружающей среды. Тем не менее, несмотря на огромные достижения в борьбе со многими ведущими причинами смерти и заболеваемости, необходимо удвоить свои усилия. В противном случае целый ряд связанных со здоровьем задач не будет выполнен. В Глобальном плане действий воплощено историческое обязательство по поиску новых способов совместной работы в интересах ускорения хода достижения Целей устойчивого развития, намеченных на 2030 год. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/sdg/global-action-plan/Global_Action_Plan_Phase_I.pdf
В публикации "Более справедливое и устойчивое улучшение здоровья в Европе" рассказывается о том, как сотрудники ВОЗ в Европейском регионе на протяжении последних десяти лет работали над воплощением в жизнь данного видения. Zsuzsanna Jakab, директор Европейского регионального бюро ВОЗ в период с 2010 по 2020 год, отчитывается о пройденном пути от имени всего персонала Регионального бюро и представляет видение, стратегические соображения и процессы, лежавшие в основе осуществляемой деятельности, а также результаты, достигнутые благодаря данной работе. Политическим лидерам, руководителям в сфере общественного здравоохранения, а также практическим специалистам и защитникам интересов общественного здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ и за его пределами было предложено высказать свое мнение об актуальности и пользе деятельности Регионального бюро. Выдержки из интервью с этими "непосредственными свидетелями", представленные на страницах книги, служат существенным дополнением к изложенной в ней информации. Настоящая книга состоит из трех частей: Часть 1. Улучшение здоровья жителей Европы: семь стратегических приоритетов для действий. В этой части рассказывается о систематическом процессе, использовавшемся Европейском региональным бюро ВОЗ при разработке рамочных стратегий, формировании доказательной базы, развитии возможностей, рабочих отношений, партнерств, сетевых объединений, а также навыков, необходимых для преобразования и усиления мер, направленных на более справедливое и устойчивое улучшение показателей здоровья и благополучия населения в Европейском регионе и за его пределами. Часть 2. Улучшение здоровья жителей Европы: достигнутые успехи. В этой части речь идет о конечных результатах деятельности Регионального бюро и о том вкладе, который она внесла в выполнение двух задач и реализацию четырех приоритетных направлений для действий, сформулированных в основах европейской политики здравоохранения – Здоровье-2020. Часть 3. Улучшение здоровья жителей Европы: основные выводы и напутствия. В этой части излагаются основные результаты и анализируются вызовы, над преодолением которых Регион будет работать после 2020 г. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/327427/9789289054225-eng.pdf
Здоровье является одним из прав человека, поэтому государства обязаны обеспечить не только доступную по стоимости и своевременную медицинскую помощь надлежащего качества, но и основополагающие предпосылки для хорошего здоровья, включая доступ к безопасной питьевой воде и санитарным услугам, качественные продукты питания, адекватное жилье, доступ к просвещению и информации в области здоровья, достойный и безопасный труд, а также гендерное равенство. Это подчеркивает необходимость согласованных действий в различных областях политики. Цели Организации Объединенных Наций (ООН) в области устойчивого развития обеспечивают основу для повышения согласованности политики в интересах обеспечения справедливости в отношении здоровья. Поскольку согласованность политики касается различных уровней социально ответственного управления, механизмы, с помощью которых сообщество общественного здравоохранения может повысить согласованность политики, носят как системный, так и административный характер. Системные механизмы относятся к прозрачности (т.е. к повышению доступа к медицинским и другим соответствующим данным, а также способности использовать эти данные) и подотчетности (т.е. к подготовке и предоставлению докладов законодательным органам, соответствующим инициативам министерств здравоохранения и укреплению гражданского общества). Административные механизмы относятся к взаимосвязям между министерством здравоохранения и другими ведомствами (например, к деятельности межведомственных комитетов и участию общественности), законодательству о здравоохранении, государственным планам и целям, совместному бюджетированию и делегированному финансированию. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/325122/9789289054140-rus.pdf
В этом документе рассматривается важнейшая роль, которую механизмы и процессы подотчетности могут играть в выполнении обязательств по обеспечению справедливости в отношении здоровья, принятых государствами-членами в политике Здоровье-2020 и Целях в области устойчивого развития (ЦУР). На основе конкретных примеров в нем показано, что механизмы и процессы подотчетности помогают странам повысить справедливость в отношении здоровья и что в их отсутствие прогресс в этом направлении замедляется. В документе также подчеркивается, что для повышения подотчетности необходимо участие множества различных субъектов на всех уровнях и что в деле обеспечения справедливости в отношении здоровья очень важную роль играют сбор и использование дезагрегированных данных, которые способствуют поддержанию процессов подотчетности и эффективному применению новых инструментов подотчетности. Для повышения подотчетности требуется, чтобы государство прилагало активные усилия для выполнения своих обязательств в отношении здоровья населения как в рамках сектора здравоохранения, так и за его пределами. Приведенные в документе примеры свидетельствуют о том, что если этого не происходит, то наблюдается снижение как подотчетности, так и прогресса в обеспечении справедливости в отношении здоровья. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/325133/9789289054171-rus.pdf
В процессе научного экспертного обзора, координировавшегося Европейским офисом ВОЗ по инвестициям в здоровье и развитие (входит в состав Европейского регионального бюро ВОЗ), были выявлены социальные и институциональные факторы, анализ которых по отдельности и в совокупности позволяет понять, почему прогресс в области обеспечения справедливости в отношении здоровья не был столь быстрым, как это ожидалось, когда впервые была установлена связь между отдельными детерминантами здоровья и неравенствами в отношении здоровья. Четырьмя ключевыми факторами обеспечения справедливости в отношении здоровья являются: подотчетность, согласованность политики, общественное участие, а также такой основополагающий фактор, как расширение прав и возможностей населения. Данные, полученные благодаря изучению этих факторов, имеют важнейшее значение для "Инициативы по подготовке докладов о положении дел в области обеспечения справедливости в отношении здоровья" (инициатива HESRi). В частности, они позволили подготовить три независимых сопроводительных документа, в каждом из которых дополнительно анализируется один из ключевых факторов обеспечения справедливости в отношении здоровья – подотчетность, согласованность политики и общественное участие, а также этот краткий документ. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/325106/9789289054195-rus.pdf
Принятие основ Европейской политики в поддержку здоровья и благополучия Здоровье-2020 стало стимулом для государств-членов в их работе по внедрению ценностно-ориентированных подходов к измерению показателей здоровья и благополучия и подготовке отчетности в этой сфере. Европейским региональным бюро ВОЗ была создана группа экспертов, задача которой заключается в выработке механизмов плановой отчетности национального уровня по этим комплексным ценностно-ориентированным показателям. Четвертое совещание группы экспертов было созвано в декабре 2018 г. с целью пересмотра плана действий, обсуждения оставшихся промежуточных результатов, выработки рекомендаций по стратегии практической реализации механизмов мониторинга и отчетности по концепциям, входящим в портфель проекта, а также оценки актуальности задач проекта в более широком контексте, не ограниченном рамками программы Здоровье-2020. В отчете приведены рекомендации, разработанные группой экспертов в отношении этих целей. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326050/9789289054232-eng.pdf
Международные организации в секторе здравоохранения, а также в других сферах политики, применяют различные подходы к оценке равенства и справедливости. Например, справедливость может относиться к доступу к услугам, ресурсам и возможностям, или уровню воздействия и степени уязвимости перед рисками, или же представляться как одна из общественных ценностей и глубинный фактор для других благ общества. Авторы доклада анализируют целый ряд механизмов политики, которые определяют направления для деятельности ключевых структур и организаций в секторе здравоохранения и за его пределами, включая агентства ООН, международные и региональные организации и правительства стран. Такой анализ дает представление о позиции этих заинтересованных сторон в отношении задач в сфере справедливости, в соответствии с их институциональными механизмами. Доклад призван дать представление об институциональных контекстах политики в сфере справедливости в отношении здоровья в Европейском регионе ВОЗ, с особым вниманием к факторам, которые могут стимулировать, поддерживать или, напротив, замедлять развитие сотрудничества среди партнеров в рамках Инициативы Европейского регионального бюро ВОЗ по подготовке докладов о положении дел в области обеспечения справедливости в отношении здоровья. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/328588/97892890542870-eng.pdf
Между разными социальными группами отмечаются существенные несправедливые различия в показателях ожидаемой продолжительности жизни. В странах в разных частях Региона ожидаемая продолжительность жизни женщин сокращается в среднем на 3,9 года и максимум на 7,4 года, в случае если они принадлежат к наиболее неблагополучной социальной группе; ожидаемая продолжительность жизни мужчин сокращается в среднем на 7,6 года и максимум на 15,5 года, в случае если они принадлежат к наиболее неблагополучной социальной группе. Накопившиеся проблемы со здоровьем у людей, располагающих меньшим числом социальных и экономических ресурсов при вступлении во взрослую жизнь и на позднем этапе жизни, порождают повышенный риск бедности и социального отчуждения, утраты возможности жить самостоятельно, а также более стремительного ухудшения здоровья. Полный текст Информационного бюллетеня на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0015/412503/HESR-fact-sheet-1_Rus.pdf
В странах Региона на несправедливые различия в стабильности дохода между богатейшей и беднейшей частью населения приходится 35% разрыва в самостоятельно оцениваемом состоянии здоровья. Несправедливые различия в условиях жизни – в качестве и стабильности в обеспечении продовольствия, топлива и жилищ, а также в степени безопасности районов – являются причиной 29% от всего разрыва в состоянии самостоятельно оцениваемого состояния здоровья. Крыша над головой и безопасность – это базовые потребности человека, удовлетворение которых дает ощущение принадлежности к сообществу, мира и защищенности. Стигматизация, неравные возможности и жизнь в условиях хронической финансовой нестабильности увеличивают стресс и тревогу, сказываясь и на психическом, и на физическом здоровье, что, в свою очередь, снижает уровень доверия и ощущение принадлежности к обществу. Последствия этого ощущает на себе все общество в целом. Полный текст Информационного бюллетеня на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/412504/HESR-Fact-Sheet-2_-rus.pdf
В Информационном бюллетене указаны 5 основных направлений деятельности, по которым правительства стран могут сократить разрыв социальном положении жителей, а следовательно и в показателях состояния здоровья населения. Полный текст Информационного бюллетеня на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/412483/HESR-Fact-Sheet-3-eng.pdf Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/ru/media-centre/sections/press-releases/2019/progress-on-health-equity-is-stalling-across-europe-new-who-report-reveals-gaps-can-be-reduced-within-the-lifetime-of-a-single-government Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 Подробнее о Европейской политике «Здоровье 2020» на русском языке: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0018/215433/Health2020-Short-Rus.pdf 2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ: Просмотров: 5211
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 21.11.2019 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|