МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ |
27.12.2019 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-7
1Ластовецкий А.Г., 2Тимошилов В.И. Резюме В России и всех странах постсоветского пространства и Восточной Европы последние 15 лет сохраняются угрожающие показатели распространенности наркомании среди молодежи. Профилактика наркотизации молодежи представляет собой межведомственную задачу с высокой социальной значимостью, но осуществляется преимущественно в форме инициативных проектов, не всегда дающих позитивные результаты. Цель работы – разработать и внедрить основанный на доказательной базе и действующем законодательстве порядок межведомственного регулирования профилактики наркомании среди молодежи. Программа исследования включала опрос репрезентативной выборки из 901 человека с оценкой связи между участием в разных видах мероприятий и наличием антинаркотических установок посредством расчета относительного риска (RR). Результаты указывают на эффективность лекций специалистов, просмотра тематических видеоматериалов, психологических занятий и тренингов для школьников и студентов независимо от профиля обучения. В отношении Интернет-проектов, демонстрации наркологических больных, дискуссий о допустимости незаконного употребления психоактивных веществ и/или юридических послаблений в этой сфере, самостоятельного изготовления молодежью антинаркотической агитации получены данные об отрицательном эффекте. С учетом различий в значениях RR между группами респондентов по уровню (школьники/студенты) и профилю обучения для каждой категории молодежи выстроена рекомендуемая очередность проведения мероприятий. Результаты проведенного исследования были сопоставлены с динамикой охвата молодежи Курской области разными видами мероприятий за 2014 – 2017 гг., что показало неэффективность одной только разъяснительной работы с организаторами превентивной деятельности: проведение неэффективных мероприятий продолжалось. В связи с этим внедрено межведомственное рецензирование программ профилактики наркомании на этапе их допуска к получению государственной поддержки. Для этого сформирован экспертный совет, который назначает независимую оценку каждого проекта тематических программ и методических разработок, и принимает коллективное решение о возможности получения государственной поддержки в их внедрении. Данный опыт рекомендуется к распространению. Ключевые слова: здоровье молодежи; профилактика наркомании; межведомственное взаимодействие.
Для корреспонденции: Тимошилов Владимир Игоревич, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Для
цитирования: Ластовецкий А.Г.,
Тимошилов В.И. Межведомственное
регулирование профилактики наркомании:
научные основы и практическая реализация.
Социальные аспекты здоровья населения
[сетевое издание] 2019; 65(6):7. URL:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/1120/30/lang,ru/
DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-7 1Lastovetsky A.G., 2Timoshilov V.I. 1Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia 2Kursk State Medical University, Kursk, Russia Abstract In Russia and all countries of the former Soviet Union and Eastern Europe, the prevalence of drug addiction among youth has remained high for the past 15 years. Prevention of drug addiction among youth is an interdepartmental task with high social significance, but it is mainly carried out in the form of initiative projects with different results. The purpose of the study is to develop and implement an algorithm of interdepartmental regulation of drug addiction prevention among youth based on evidence and current legislation. The program of the study included a survey of the representative sample of 901 people with assessment of the relationship between participation in different types of preventive activities and presence of anti-drug attitudes by calculating the relative risk (RR). The results showed effectiveness of lectures by specialists, thematic videos and psychological trainings for schoolchildren and students of all specialties. Negative effect was showed for Internet projects, demonstrations of drug addicts, discussions about the permissibility of illegal drug use and/or legal exemptions in this area, self-production of anti-drug informational materials by young people. Taking into account the differences in RR values between the groups of respondents by level (students/students) and training profile for each category of youth, the recommended sequence of events was developed. The results of the study were compared with the dynamics of youth coverage in the Kursk region with different types of activities in 2014 - 2017, showing inefficiency of only explanatory work with the organizers of preventive activities: implementation of ineffective activities continued. In this regard, an interdepartmental review of drug prevention programs at the stage of their admission to state support has been introduced. An expert council was formed to assign an independent evaluation of every project of the thematic programs and methodological materials, and make a collective decision on the possibility of state support for implementation. This experience is recommended for dissemination. Keywords: youth health; drug prevention; interdepartmental collaboration.
Corresponding author: Vladimir I. Timoshilov, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
For citation: Lastovetsky A.G., Timoshilov V.I. Interdepartmental regulation of drug addiction prevention: scientific framework and practical implementation. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2019; 65(6):7. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1120/30/lang,ru/ (In Rus). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-7 Введение В странах восточной части Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в том числе и в Российской Федерации и государствах постсоветского пространства, на протяжении последних 15 лет сохраняются угрожающие показатели распространенности употребления наркотически действующих веществ подростками и молодежью [1 – 3]. В молодежной среде актуальна и большая часть управляемых социальных, психологических и поведенческих факторов риска [4 - 8]. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации включает два направления деятельности: борьбу с предложением незаконных наркотиков и снижение спроса на психоактивные вещества [9]. Первая составляющая сводится к лицензионно-разрешительной, надзорной и правоохранительной деятельности [10]. Вторая, заключающаяся в снижении спроса – раздел, полностью посвященный вопросам межведомственной первичной профилактики, которая должна осуществляться в соответствии с концепцией общественного здравоохранения академика В.И. Стародубова [11, 12]. Несмотря на доступность информации о наркотиках в кино, литературе и Интернете, в общественных и научных кругах ведутся споры о целесообразности организованного информирования детей и подростков о наркотиках как такового [13]. Интернет-ресурсы и телекоммуникационные технологии одновременно рассматриваются и как информационный канал для профилактики наркотизации, и как малоконтролируемое информационное пространство, где имеет место пропаганда наркотиков и функционирование каналов их незаконного оборота [14 - 16]. Несмотря на дискуссионность вопроса об антинаркотическом просвещении, именно информационно-образовательная работа составляет основу программ первичной профилактики употребления наркотически действующих веществ. Разрабатываются многочисленные проекты на уровне школ [16 - 18], средних и высших учебных заведений [19 - 21]. Активно продвигают свои инициативы общественные организации, деятельность которых подкрепляется государственной поддержкой [22]. Все мероприятия, целью которых заявляется профилактика наркомании, направлены либо на привлечение внимания молодежи и общества в целом к негативным последствиям незаконного употребления наркотически действующих веществ, либо на пропаганду спорта, творчества, общественной деятельности в противовес наркотизации [23, 24]. Большое число инициативных проектов, реализуемых на протяжении многих лет на разных уровнях, сопровождается значительными территориальными различиями как в распространенности наркологических расстройств, так и в динамике эпидемиологических показателей [23, 25, 26]. Это определяет необходимость проведения системного исследования и разработки научно обоснованного механизма регулирования антинаркотической деятельности на региональном уровне. Материалы и методы Для установления различий в эффективности разных форм просветительских мероприятий, проводимых в Курской области в целях профилактики наркологических расстройств, был проведен опрос 901 респондента в возрасте от 15 до 21 года – совокупности, признанной достаточной по объему для уровня значимости исследования α=0,05 для всего массива и выделяемых в нем подгрупп, репрезентативной по возрасту, полу, уровню и профилю обучения [27]. Анкета для проведения опроса включала определение факторного признака – мероприятия, оказавшего определяющее влияние на представления респондента о психоактивных веществах, и результативного признака – комплекса знаний и установок, признанного достаточным для формирования самосохраняющего поведения. В данный комплекс вошли объективные представления о риске и последствиях немедицинского употребления наркотически действующих веществ, адекватные знания о возможностях наркологии и готовность к обращению за медицинской помощью при возникновении проблем [23]. Оценка связи между признаками производилась по показателю относительного риска:
где A и B – число респондентов, указавших на определяющую роль конкретного мероприятия и имеющих соответственно адекватные и искаженные представления о проблеме; C и D – количество респондентов, соответственно получивших и не получивших образовательный эффект по итогам других форм работы. Положительные значение критерия свидетельствуют о прямой связи, отрицательные – об обратной. Достоверность выявленной связи устанавливалась через расчет границ доверительного интервала RR:
При данном способе связь достоверна (p≤0,05) при CI1>1, CI2>1 (для прямых связей) либо CI1<1, CI2<1 (для обратных связей). Недостоверные связи характеризуются как недостаточно выраженная тенденция в ту или иную сторону [23, 28, 29]. Для определения оптимального способа внедрения полученных результатов в практику были проанализированы правовая база Курской области и наличие профильных инфраструктурных объектов и межведомственных формирований. Для этого использовалась методика качественного анализа, утвержденная палатой молодых законодателей при Совете Федерации ФС РФ [30]. Результаты Достоверная прямая связь с формированием адекватных представлений об опасности немедицинского приема наркотически действующих веществ и возможностях медицины для всех категорий респондентов доказана для лекций врачей, о чем свидетельствуют значения RR>1 при p≤0,05 согласно доверительному интервалу (таблица 1). Следовательно, информирование о проблеме медицинскими работниками дает превентивный эффект для всей молодежи. Таблица 1 Оценка эффективности мероприятий по профилактике наркопредрасположенности
В отношении видеоматериалов статистически значимая прямая связь установлена для всех школьников и студентов гуманитарного и технического профиля при недостаточной выраженности прямой связи у студентов медицинских и биологических специальностей. Лекции педагогов и юристов характеризуются прямой связью с получением просветительского эффекта в школах, отсутствием влияния на результат у студентов медико-биологического профиля и тенденцией к позитивному эффекту у гуманитариев. Психологические тренинги и занятия дали достоверный результат в виде выраженной прямой связи только у школьников гуманитарного профиля, а в остальных категориях – в виде тенденции к позитивному эффекту. Медицинские обследования, профосмотры и сопутствующие им консультации оказались фактором с достоверной прямой связью для школьников, углубленно изучающих естественные науки, а у студентов – наоборот, у немедицинских специальностей. У школьников гуманитарного профиля связь оценивается как недостоверная с тенденцией к прямой (положительному эффекту), а у студентов-медиков стремится к обратной (тенденция к негативному эффекту). Между изучением специальной литературы и получением должных представлений о проблеме наркомании достоверная прямая связь получена только у студентов естественнонаучных специальностей, в остальных категориях она либо отсутствует, либо имеет характер тенденции к прямой. Вовлечение молодежи в изготовление материалов на темы здорового образа жизни дает достоверную прямую связь у студентов-гуманитариев, предполагаемую – у всех школьников, а у студентов медицинских и биологических специальностей связь полностью отсутствует. Изучение проблемы наркологических расстройств в рамках учебного процесса демонстрирует значение на уровне тенденции к позитивному эффекту во всех категориях, кроме студентов естественнонаучного профиля, где возникла пусть и малозначимая (p>0,05), но обратная связь. Для участия подростков и молодежи в волонтерском движении за здоровый образ жизни получена прямая связь на уровне тенденции для школьников гуманитарного и студентов естественнонаучного профиля, у студентов прочих специальностей связь отсутствует, а для школьных классов биологического профиля выявлена тенденция к обратной связи.Посещение тематических Интернет-ресурсов для всех категорий молодежи дает либо отсутствие связи с превентивным эффектом, либо тенденцию к обратной связи. Дискуссии о допустимости/недопустимости употребления психоактивных веществ и общение с бывшими наркоманами заявляются как мероприятия по профилактике, но по итогам исследования дали как минимум тенденцию к обратной связи с формированием необходимых представлений об этой проблеме. Наконец, изготовление молодежью агитационных материалов о вреде наркотиков характеризуется обратной связью, свидетельствующей о негативном эффекте, во всех группах подростков и молодежи. Обсуждение Прямая связь между участием в мероприятии и формированием адекватных представлений об опасности немедицинского употребления наркотически действующих веществ доказывает эффективность соответствующей формы работы в профилактике наркомании, обратная связь – наличие негативного, вредоносного эффекта. Наличие тенденции к позитивному эффекту означает, что соответствующее мероприятие потенциально эффективно, но может проводиться только в подготовленной аудитории, где уже была проведена базовая просветительская работа. На основании полученных данных для школьников, обучающихся в классах с углубленным изучением естественных наук, сформирована следующая профилактическая стратегия:
Для классов другого профиля все виды лекций и психологических занятий, учебные видеофильмы могут выступать как мероприятия первой очереди. После получения базовой информации школьники-гуманитарии могут направляться на медицинские осмотры, приступать к работе со специальной литературой и учебными пособиями, изготавливать материалы с агитацией за здоровый образ жизни, а также, выборочно и после дополнительной подготовки, участвовать в волонтерской деятельности [31]. Самостоятельное изучение проблемы по Интернет-ресурсам, контакты с наркологическими больными, дискуссии с возможным высказыванием допустимости наркотизации и изготовление материалов именно антинаркотического содержания совершенно противопоказаны. Для студентов медицинских и биологических специальностей учебный процесс, несмотря на насыщенность материалами на тему здоровья в целом и вреда психоактивных веществ в частности, выраженного превентивного эффекта не дает. Поэтому отказ от внеклассных профилактических мероприятий под предлогом специфики обучения в этой категории недопустим. В качестве первоочередных мероприятий с достоверно доказанной эффективностью для биомедиков выступают лекции врачей и работа с научной литературой. Мероприятия второй очереди у студентов естественнонаучного профиля – лекции представителей правоохранительных органов и социальных служб, занятия с психологами. Студенты именно медицинских специальностей могут привлекаться к тематической волонтерской деятельности. Встречи с пациентами наркологических клиник для них также дают слабо выраженный эффект, и их место – строго в рамках учебного процесса. Проведение в студенческой среде медицинских осмотров на предмет употребления наркотиков обязательно, и данные о потенциально негативном их эффекте у студентов-естественников – основание для совершенствования их информационного сопровождения и консультативной составляющей, так как отказ от скрининговых обследований на государственном уровне невозможен, и профилактическое консультирование является неотъемлемой частью этих осмотров. А вот дискуссии о месте наркотиков в жизни и самостоятельное изготовление антинаркотических материалов – опасные формы работы, которые применяться не должны. У студентов гуманитарного и технического профиля в качестве достоверно эффективных мероприятий первой очереди выделяются лекции врачей, информационно-обучающие видеофильмы и профосмотры, а также изготовление материалов по пропаганде здорового образа жизни. Лекции социально-правового характера и психологические занятия оцениваются и рекомендуются как мероприятия факультативного плана. Чтение и разбор специальной литературы, включение информации о вреде наркотиков в учебный процесс и вовлечение студентов немедицинского профиля в волонтерскую деятельность информационного эффекта в этой категории не имеют. Мероприятия, подлежащие запрету – общение с наркологическими больными, дискуссии и задания на изготовление антинаркотических агитационных материалов. Полученные результаты указывают на необходимость адресного подхода к планированию и проведению профилактических мероприятий с учетом профиля обучения целевой аудитории и ранее проведенной в ней работы. Это определяет необходимость профессиональной подготовки организаторов профилактических мероприятий. В Курской области для этого создана правовая база – органы исполнительной власти наделены полномочиями по организации повышения квалификации врачей и педагогов, методическое содействие и обучение актива закреплены как мера государственной поддержки общественных объединений. Включение в число мероприятий по повышению квалификации медицинских и педагогических работников и общественников предусмотрено региональным законом об антинаркотической политике. В связи с этим с 2009 года реализуется тематическая образовательная программа – лекционный курс «Научно обоснованный подход к профилактике наркопредрасположенности среди молодежи». Несмотря на это, факты проведения мероприятий с доказанным достоверным негативным эффектом продолжались вплоть до 2017 г., хотя их масштаб сократился почти в 3 раза. Сложившаяся ситуация потребовала введения механизма регулирования содержания профилактических программ, разрабатываемых в инициативном порядке государственными структурами, учебными заведениями и общественными организациями. С этой целью при антинаркотической комиссии Курской области был создан экспертный совет, одна из задач которого – рецензирование проектов в сфере профилактики употребления психоактивных веществ. Совет состоит из представителей научного сообщества и общественных объединений. Положением о порядке рецензирования определена процедура оценки каждого проекта (рис. 1). Рецензированию подлежат проекты целевых программ, нормативно-правовых документов и методические разработки общественных организаций, представляемые на получение государственной поддержки. Первым этапом проводится формальный контроль на соответствие предъявленного материала требованиям к оформлению и действующему законодательству, а в отношении авторов – наличие у них тематической подготовки. На этом этапе производится отсев явно неграмотных материалов. Проекты, соответствующие формальным требованиям, поступают на рецензирование независимым специалистам, имеющим опыт и научной, и практической деятельности в антинаркотической сфере. Это позволяет оценить соответствие проекта доказательной базе эффективности мероприятий, полученной как в описанном нами, так и в других исследованиях, включая работы психолого-педагогической тематики. На основании отрицательных рецензий проекты отклоняются, с положительными отзывами – выносятся на обсуждение на заседании экспертного совета, который дает рекомендации по государственной поддержке соответствующих инициатив. Таким образом, в регионе официально закреплен и реализуется механизм межведомственного регулирования профилактики наркологических расстройств. Заключение Проведенное исследование на достаточном объеме материала позволило получить доказательства различной эффективности мероприятий, проводимых с заявленной целью профилактики наркомании. В том числе, установлено наличие негативного эффекта – искажения представлений о проблеме и усиления интереса к экспериментированию с психоактивными веществами – по итогам дискуссий на тему употребления или легализации немедицинского оборота наркотиков и самостоятельного изготовления антинаркотических рекламных материалов. С целью внедрения результатов исследований в практику создана система межведомственного управления профилактическими проектами, которая включает тематическую подготовку их разработчиков и организаторов и деятельность специализированного экспертного совета по рецензированию методических разработок. Таким образом, реализован переход от инициативного к разрешительному подходу в проведении информационно-образовательных мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ. Опыт Курской области в данной сфере может быть распространен на другие территории. Библиография
References
Дата поступления: 14 сентября 2019 Просмотров: 6233
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 22.01.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|