О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №6 2019 (65) arrow ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ, К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ, К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Печать
27.12.2019 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-8

1Жилина Н.М., 2Коваленко Е.П.
1Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Новокузнецк, Россия
2Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Новокузнецк, Россия

Резюме

Проблема здорового образа жизни среди студентов, имеющих инвалидность, без сомнения, актуальна.

Учиться студентам-инвалидам нелегко. Кроме проблем со здоровьем есть и социальные трудности, к примеру, отсутствие лифтов и/или пандусов в зданиях не позволяет большому процентов студентов реально пройти производственную практику. Вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, недостаток физкультуры, неправильное питание также негативно влияют на их здоровье.

Цель исследования – выявить отношение студентов, имеющих инвалидность, к здоровому образу жизни. Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат» является образовательным учреждением для инвалидов (граждан с ограниченными возможностями здоровья), преимущественно с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осуществляющим образовательно-реабилитационную, культурно-просветительную деятельность, иную деятельность в сфере начального профессионального, среднего профессионального образования.

Материалы исследования – результаты анкетирования двух отделений различных курсов колледжа интерната, которые позволили выявить отношение студентов к состоянию своего здоровья и здоровому образу жизни.

Результаты исследования включают создание и анализ базы данных в лицензионном статистическом пакете. Выявлены основные проблемы, имеющие отношение к здоровому образу жизни учащихся колледжа интерната.

Проведен сравнительный анализ по гендерному признаку и году обучения, выявлены корреляции признаков. Проведено первичное сравнение результатов исследования в двух учебных заведениях. В дальнейшем рекомендовано провести многоцентровое исследование на базе нескольких учебных заведений и сравнить результаты.

Ключевые слова. Здоровый образ жизни; самооценка состояния здоровья; проблемы студентов, имеющих инвалидность; гендерные различия; статистическое сравнение.

Контактная информация: Жилина Наталья Михайловна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Жилина Н.М., Коваленко Е.П. Отношение студентов, имеющих инвалидность, к здоровому образу жизни. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(6):8. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1121/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-8

ATTITUDE OF STUDENTS WITH DISABILITIES TO A HEALTHY LIFESTYLE
1Zhilina N.M., 2Kovalenko E.P.
1Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medical Training – branch of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Novokuznetsk, Russia
2 Novokuznetsk State Boarding College of Humanities and Technology of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Novokuznetsk, Russia

Abstract

The problem of healthy lifestyle among students with disabilities is undoubtedly relevant. Learning for students with disabilities is not a piece of cake. Besides health problems, there are also social difficulties, for example, lack of elevators and / or ramps in buildings does not allow a large share of students to actually participate in training practice. Bad habits such as smoking, alcohol consumption, insufficient physical activity and unbalanced diet also have a negative impact on their health.

The study purpose is to analyze attitude of students with disabilities to a healthy lifestyle. Novokuznetsk State Boarding College of Humanities and Technology is an educational institution for the disabled (citizens with disabilities), mainly with disorders of the musculoskeletal system, carrying out training and rehabilitation, cultural and educational activities and other activities in the field of primary vocational and secondary vocational education.

Material and Methods - results of the survey conducted in two departments of different specialty of the Boarding College, which helped to understand attitude of students to their health and healthy lifestyle.

The study results include development and analysis of a database in a licensed statistical package. Main problems related to healthy lifestyle of students of the Boarding College were identified.

A comparative analysis by gender and year of education was carried out, correlations of features were revealed. An initial comparison of the study results in two educational institutions was undertaken. In future, it is recommended to conduct a multicenter study on the basis of several educational institutions and compare results.

Keyword. Healthy lifestyle; self-assessment of health; problems of students with disabilities; gender differences; statistical comparison.

Corresponding author: Nataliya M. Zhilina, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors: Zhilina N.M., http://orcid.org/0000-0001-7871-3885
Financing. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Zhilina N.M., Kovalenko E.P. Attitude of students with disabilities to a healthy lifestyle. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2019; 65(6):8. Available from: DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-8

Введение

В последние годы появился ряд публикаций, касающихся здоровья студентов [1-6]. Так, например, Кузнецов В.В. и соавторы отмечают, что здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи существенно зависит от субъективной самооценки здоровья, которая может не совпадать с его объективным состоянием. Адекватное понимание своего физического и психологического статуса, как правило, позитивно влияет на выбор поведенческих стратегий [2].

Проблема здорового образа жизни среди студентов, имеющих инвалидность, без сомнения, важна. На снижение уровня их и без того проблемного здоровья оказывают влияние большие учебные и психоэмоциональные нагрузки, а также вредные привычки. Проблемы, связанные с курением, потреблением алкоголя, неправильным питанием, недостаточностью занятий физкультурой являются весьма актуальными для всего общества и для молодых людей с инвалидностью в особенности [6-10].

В статье представлены основные результаты анкетирования студентов Новокузнецкого государственного гуманитарно-технического колледжа интерната по вопросам здорового образа жизни и самооценке своего здоровья. Исследование проведено в рамках прохождении преддипломной производственной практики студента колледжа по специальности информационные технологии на кафедре медицинской кибернетики и информатики Новокузнецкого института усовершенствования врачей.

Цель. Исследовать отношение студентов Новокузнецкого Государственного гуманитарно-технического колледжа интерната (НГГТКИ), имеющих инвалидность, к состоянию своего здоровья и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Провести статистическое сравнение групп по гендерному признаку и по курсу обучения.

Материалы и методы

Был проведён анонимный опрос 54 студентов колледжа по разработанной авторами в 2018 году анкете, состоящей из 23 вопросов. По результатам опроса была составлена база данных, которая была переведена в формат лицензионного статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.0. При статистическом анализе использовались критерии Манна-Уитни (U) для сравнения двух независимых групп порядковых признаков, а также использовался критерий Хи-квадрат (χ2) для сравнения двух независимых групп качественных признаков. Для выявления связей признаков использован метод ранговой корреляции Спирмена. Построены графики в Microsoft Excel 2010. Нулевая гипотеза (H0) предполагает, что различия в сравниваемых группах не значимы. Различия считались значимыми (H0 отвергалась) при уровне значимости различия p<0,05 [6, 11, 12].

Результаты исследования.

В рамках исследования аналогично нашему исследованию 2018 года по анкетированию студентов Сибирского медицинского университета, был разработан несколько модифицирован опросный лист и размещён в Google-форме. Интернет-анкетирование – это удобный вид проведения опроса, так как не требует распечатки анкет в бумажном виде и экономит время исследователя на проведение опроса и формирование базы данных для обработки результатов [6]. Был проведен также и классический опрос с заполнением бумажного варианта анкет.

При опросе были по возможности максимально сохранены вопросы, на которые год назад отвечали нам студенты-медики для того, чтобы в дальнейшем был возможен интерфейс баз данных двух учебных заведений и проведение сравнительного анализа. Анкета включает признаки отделение, курс, пол студента, а также вопросы отношения студентов НГГТКИ к ЗОЖ [6]:

  1. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
  2. Следуете ли Вы правилам здорового образа жизни?
  3. Дайте оценку состоянию вашего здоровья? 
  4. Умеете ли Вы правильно распределять своё время?
  5. Как Вы проводите свое свободное время?
  6. Занимаетесь ли Вы спортом (физкультурой)?
  7. Много ли времени Вы уделяете спорту (физкультуре)?
  8. Как Вы можете охарактеризовать свое питание?
  9. С чем связаны проблемы питания (при наличии проблем)?
  10. Влияет ли на здоровье студента умение рационально распоряжаться бюджетом?
  11. Умеете ли Вы правильно распределять свой бюджет?
  12. Часто ли Вы подвержены стрессам?
  13. Отметьте причины, которые вызывают у Вас стресс.
  14. Какова продолжительность Вашего сна?
  15. Вы курите?
  16. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день (если курите)?
  17. Курение вредно для здоровья?
  18. Употребляете ли Вы алкоголь?
  19. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
  20. Оказывает ли алкоголь неблагоприятные действия на организм?

На вопросы ответили 54 студента колледжа интерната, из них 18 (33%) девушек и 36 (67%) юношей. Среди анкетируемых 29 человек (54%) были студентами 1 курса, 19 (35%) –  студенты 2 курса, 5 (9%) –  студенты 3 курса и 1 (2%) –  студент 4 курса.

В лицензионном статистическом пакете IBM SPSS Statistics 22.0  была создана база данных (БД) из 54 единиц наблюдений, признаками явились ответы на вопросы анкеты. Проведены первичный статистический анализ признаков и сравнение отношения студентов к здоровому образу жизни по курсам и полу с помощью непараметрических критериев Манна-Уитни, z-критерия и χ2. Связи признаков выявлены с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Из всей группы опрошенных 37 студентов (68,5%, 64% мужчин и 78% женщин) считают, что здоровый образ жизни важен, но только 17 человек (31,5%; 33% юношей и 28% девушек) постоянно его придерживаются.

В таблице 1 представлена самооценка студентами колледжа своего здоровья. Все анкетируемые имеют инвалидность. При этом 18 (33,3%) считают, что здоровье у них хорошее, 29 (53,3%) – удовлетворительное, и только 3 человека (5,6%) дали оценку «плохо». Значимых различий в оценке здоровья по гендерному признаку не выявлено.

Таблица 1

Самооценка студентами колледжа своего здоровья

Самооценка состояния здоровья По всей выборке Юноши Девушки Значимость различия
всего процент всего процент всего процент χ2 р
Отлично 4 7,4 3 8,3 1 5,6 0,34 0,854
Хорошо 18 33,3 11 30,6 7 38,9 0,094 0,756
Удовлетворит. 29 53,7 19 52,8 10 55,6 0,009 0,923
Плохо 3 5,6 3 8,3 0 0,0 0,397 0,529
Итого 54 100,0 36 100,0 18 100,0    

Число анкетируемых невелико, но найдены значимые различия в группах юношей и девушек в вопросе о вредности курения: z=-1,987, р=0,047. 100,0% девушек уверены, что курить вредно, а вот среди юношей только 80,6% считают так же.

Близки к критическим уровням различия в продолжительности сна на первом и втором курсам, а также по частоте употребления алкоголя в различных отделениях колледжа.

Качественность питания отметили 72,2% юношей и 66,7% девушек. В таблице 2 показано распределение причин проблем с питанием.

Таблица 2

Распределение причин проблем с питанием

Проблемы питания связаны с юноши девушки
частота процент частота процент
Финансами 11 30,6 2 11,1
Учебным процессом 9 25,0 5 27,8
Плохой самоорганизацией 11 30,6 7 38,9
Всего 31 86,1 14 77,8
Системные пропущенные 5 13,9 4 22,2
Итого 36 100,0 18 100,0

Юноши среди причин проблем с питанием отмечают недостаток денег и плохую самоорганизацию (по 30,6%), а девушки плохую самоорганизацию (38,9%) и влияние учебного процесса (27,8%).

18% анкетируемых (22% юношей и 11% девушек) отметили, что у них часто бывает стресс. В таблице 3 приведено распределение основных причин стресса.

Таблица 3

Распределение основных причин стрессов

Основные причины стрессов По всей выборке Юноши Девушки
всего процент всего процент всего Процент
Финансовые трудности 16 29,6 13 36,1 3 16,7
Проблемы в коллективе 7 13,0 5 13,9 2 11,1
Проблемы в семье 11 20,4 5 13,9 6 33,3
Одиночество 4 7,4 2 5,6 2 11,1
Проблемы в учебе 10 18,5 7 19,4 3 16,7
Всего 48 88,9 32 88,9 16 88,9
Системные пропущенные 6 11,1 4 11,1 2 11,1
Итого 54 100,0 36 100,0 18 100,0

Из таблицы видно, что распределения причин стрессов у юношей и девушек различны. У юношей на первом месте стоят финансовые трудности, их отметило 36,1% мужчин, на втором – проблемы в учебе (19,4%), далее следуют проблемы в коллективе и семье (по 13,9%). Девушки больше всего переживают из-за проблем в семье (33,3%). Проблемы в учебе (16,7%) у девушек также на втором месте. Далее следуют одиночество и проблемы в коллективе (по 11,1%). Проведенное сравнение частот причин стрессов по гендерному признаку с помощью критерия χ2 значимых различий не выявило ввиду достаточно малых выборок.

Различно и распределение причин стрессов по курсам. Поскольку в выборке в основном, студенты 1 и 2 курса, сравним эти распределения (таблица 4).

Таблица 4

Основные причины стрессов, в зависимости от года обучения

Курс Финансовые трудности Проблемы в коллективе Проблемы в семье Одино-чество Проблемы в учебе Итого
1 курс всего 10 5 3 2 6 26
процент 38,5 19,2 11,5 7,7 23,1 100,0
2 курс всего 3 1 7 2 4 17
процент 17,6 5,9 41,2 11,8 23,5 100,0

Если на первом курсе среди причин стрессов лидируют финансовые трудности (38%), то на втором они уходят на третье место (17,6%), а первое занимают проблемы в семье (41,2%). Второе место стабильно принадлежит проблемам в учебе (23,1% и 23,5%). Статистически значимого различия не выявлено также по причине небольшого объема выборок, близко к критическому уровню различие между курсами по признаку проблемы в семье: χ2=2, 535, р=0,06.

Выявлен целый ряд закономерных связей признаков (по критерию ранговой корреляции Спирмена), а именно: при средних значениях коэффициентов корреляции статистически значимо согласованы следующие признаки:

  1. Видение важности ЗОЖ и следование здоровому образу жизни (р<0,001), а также убежденность во вреде курения (р=0,048).
  2. Оценка своего здоровья с умением распределять бюджет (р=0,024).
  3. Частота стрессов с оценкой своего здоровья (обратная связь, малое число стрессов при объективной оценке здоровья (р=0,004).
  4. Видение вредности курения и употребления алкоголя (р=0,021).

Обсуждение

Таким образом, выявлены статистически значимые различия в группах по гендерному признаку и ряд закономерных связей по отношению студентов, имеющих инвалидность, к здоровому образу жизни. Аналогичная анкета была предложена и студентам Сибирского медицинского университета (СибГМУ) г. Томск [6].

Проведя общее сравнение ответов на вопросы студентов медицинского университета и гуманитарно-технического колледжа, можно заметить, что стрессоустойчивость учащихся колледжа, имеющих инвалидность, выше, чем у студентов-медиков (таблица 5).

Таблица 5

Частота стрессов (в процентах) по гендерному признаку у студентов мед. университета и колледжа-интерната

Частота стрессов СибГМУ НГГТКИ
юноши девушки юноши девушки
Часто 32,3 57,1 22,2 11,1
Иногда 48,4 36,3 63,9 77,8
Нет стрессов 19,4 6,6 13,9 11,1
Число анкетируемых 31 91 36 18

Наиболее часто подвержены стрессам студентки медицинского университета (57,1%). У юношей медицинского университета стресс бывает значимо реже (32,3%), чем у девушек-медиков: z=2,177, р=0,029. Найдены статистически значимые различия в ответах «стресс бывает часто» в сравнении групп девушек СибГМУ (57.1%) и девушек НГГТКИ (11,1%): z=3,309, р<0,001. Чаще всего среди причин стрессов студентки СибГМУ отмечают проблемы с учебой (23,1%), проблемы в учебе и в семье называют 12,1% девушек, проблемы в коллективе – 9,9%.

Выводы

В настоящем исследовании выявлены основные проблемы, имеющие отношение к здоровому образу жизни учащихся колледжа интерната.

Получены значимые гендерные различия в вопросах о вредных привычках.

Исследована структура причин стрессов в целом по выборке, по гендерному признаку и году обучения.

Выявлены закономерные связи признаков с помощью ранговой корреляции Спирмена. Видение важности ЗОЖ и следование здоровому образу жизни (р<0,001), а также убежденность во вреде курения (р=0,048). Оценка своего здоровья с умением распределять бюджет (р=0,024). Частота стрессов с оценкой своего здоровья (обратная связь, малое число стрессов при объективной оценке здоровья (р=0,004). Видение вредности курения и употребления алкоголя (р=0,021).

Проведено сравнение стрессоустойчивости групп студентов, имеющих инвалидность, и студентов медицинского университета. Выявлены статистически значимые различия и основные причины стрессов юношей и девушек различных учебных заведений.

В дальнейшем представляется интересным выполнить интерфейс баз данных исследований, проведенных нами в СибГМУ [6] и НГГТКИ и провести полный анализ результатов многоцентрового исследования по отношению к здоровому образу жизни и самооценке своего здоровья студентами. Группы сравнения при этом будут многочисленнее и результаты более значимы.

Библиография

  1. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Гончарова Г.А., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины. Здоровье населения и среда обитания. 2012; (3): 16-20.
  2. Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Косилов К.В. Анализ самооценки здоровья и заболеваемости у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(4). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1085/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-4-2 (Дата обращения 18 октября 2019).
  3. Попов В.И., Мелихова Е.П. Изучение и методология качества жизни студентов. Гигиена и санитария 2016; (9): 879-887.
  4. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария 2015; (9): 18-20.
  5. Моисеев Н.Е. Здоровый образ жизни студентов. Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых 2017; (3): 38-45.
  6. Жилина Н.М., Серая А.О. Студенты и здоровый образ жизни. взгляд изнутри. Научно-методический сетевой журнал РМАНПО «Педагогика профессионального медицинского образования» [сетевое издание] 2018; (3). URL: http://www.profmedobr.ru/articles/studenty-i-zdorovyj-obraz-zhizni-vzgljad-iznutri/ (Дата обращения 4 февраля 2019).
  7. Ильинич М.В. Физическая культура студента. Москва, 2002. 340 с.
  8. Качан Л.Г. Формирование современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Новокузнецк: Изд-во ИПК; 2002. 76 с.
  9. Коршунова Н. Пять слагаемых здорового образа жизни. Здоровье 2000; (2): 5-8.
  10. Вопросы здравоохранения. Инвалидность. [Интернет]. URL: http://www.who.int/topics/ disabilities/ru/ (Дата обращения 21.06.2016).
  11. Жилина Н.М. Методы обработки информации в медицинских исследованиях. Новокузнецк: Изд-во НГИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России; 2019. 116 с.
  12. Авива Петри, Кэролайн Сэбин. Наглядная медицинская статистика. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 168 c.

References

  1. Minnibaev T.Sh., Rapoport I.K., Goncharova G.A., Chubarovskiy V.V., Timoshenko K.T. Sostoyaniye zdorov'ya studentov i osnovnye zadachi universitetskoy meditsiny [The health status of students and the main goals of university medicine]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya 2012; (3): 16-20. (In Russian).
  2. Kuznetsov V.V., Bayramov R.A., Smirnov E.A., Kosilova E.K., Kosilov K.V. Analiz samootsenki zdorov'ya i zabolevaemosti u studentov starshikh kursov meditsinskikh i gumanitarnykh spetsial'nostey [Analysis of self-evaluation of health and morbidity among senior students of medical and humanitarian specialties]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2019 [cited 2019 Oct 18]; 65(4). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1085/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-4-2 (In Russian).
  3. Popov V.I., Melikhova E.P. Izuchenie i metodologiya kachestva zhizni studentov [The study and methodology of the students’ quality of life]. Gigiena i sanitariya 2016 (9): 879-887. (In Russian).
  4. Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Samootsenka zdorov'ya i obraza zhizni studentov pedagogicheskogo universiteta [Self-assessment of health and lifestyle in students of the pedagogical university]. Gigiena i sanitariya 2015; (9): 18-20. (In Russian).
  5. Moiseev N. E. Zdorovyy obraz zhizni studentov [A healthy lifestyle of students]. Vestnik nauchnogo obshchestva studentov, aspirantov i molodykh uchenykh 2017; (3): 38-45. (In Russian).
  6. Zhilina N. M., Seraya A. O. Studenty i zdorovyy obraz zhizni. Vzglyad iznutri [Students and healthy lifestyle. Inside view]. Nauchno-metodicheskiy setevoy zhurnal RMANPO «Pedagogika professional'nogo meditsinskogo obrazovaniya» [serial online] 2018 [cited 2019 Feb 04]; (3). Available from: http://www.profmedobr.ru/articles/studenty-i-zdorovyj-obraz-zhizni-vzgljad-iznutri/ an inside look. (In Russian).
  7. Il’inich M. V. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of a student]. Moscow, 2002. 340 p. (In Russian).
  8. Kachan L. G. Formirovanie sovremennykh znaniy o zdorov'e i zdorovom obraze zhizni [Formation of modern knowledge about health and healthy lifestyle]. Novokuznetsk: Izd-vo IPK; 2002. 76 p. (In Russian).
  9. Korshunova N. Pyat' slagaemykh zdorovogo obraza zhizni. [Five terms of a healthy lifestyle]. Zdorov'e 2000; (2): 5-8. (In Russian).
  10. Voprosy zdravookhraneniya. Invalidnost' [Health issue. Disability]. [Online] [cited 2016 Jun 21]. Available from: //http://www.who.int/topics / disabilities/ru/. (In Russian).
  11. Zhilina N. M. Metody obrabotki informatsii v meditsinskikh issledovaniyakh [Methods of information processing in medical research]. Novokuznetsk: Izd-vo NGIUV – filial FGBOU DPO RMANPO Minzdrava Rossii 2019. 116 p. (In Russian).
  12. Aviva Petri, Caroline Sabin. Naglyadnaya meditsinskaya statistika [Visual medical statistics]. Moscow: GEOTAR-Media, 2015. 168 p. (In Russian).

Дата поступления: 23.10.2019


Просмотров: 6938

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 16.01.2020 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search