ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ, К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ |
27.12.2019 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-8
1Жилина Н.М., 2Коваленко Е.П. Резюме Проблема здорового образа жизни среди студентов, имеющих инвалидность, без сомнения, актуальна. Учиться студентам-инвалидам нелегко. Кроме проблем со здоровьем есть и социальные трудности, к примеру, отсутствие лифтов и/или пандусов в зданиях не позволяет большому процентов студентов реально пройти производственную практику. Вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, недостаток физкультуры, неправильное питание также негативно влияют на их здоровье. Цель исследования – выявить отношение студентов, имеющих инвалидность, к здоровому образу жизни. Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат» является образовательным учреждением для инвалидов (граждан с ограниченными возможностями здоровья), преимущественно с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осуществляющим образовательно-реабилитационную, культурно-просветительную деятельность, иную деятельность в сфере начального профессионального, среднего профессионального образования. Материалы исследования – результаты анкетирования двух отделений различных курсов колледжа интерната, которые позволили выявить отношение студентов к состоянию своего здоровья и здоровому образу жизни. Результаты исследования включают создание и анализ базы данных в лицензионном статистическом пакете. Выявлены основные проблемы, имеющие отношение к здоровому образу жизни учащихся колледжа интерната. Проведен сравнительный анализ по гендерному признаку и году обучения, выявлены корреляции признаков. Проведено первичное сравнение результатов исследования в двух учебных заведениях. В дальнейшем рекомендовано провести многоцентровое исследование на базе нескольких учебных заведений и сравнить результаты. Ключевые слова. Здоровый образ жизни; самооценка состояния здоровья; проблемы студентов, имеющих инвалидность; гендерные различия; статистическое сравнение.
Контактная информация: Жилина Наталья Михайловна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Для цитирования: Жилина Н.М., Коваленко Е.П. Отношение студентов, имеющих инвалидность, к здоровому образу жизни. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(6):8. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1121/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-8
ATTITUDE OF STUDENTS WITH DISABILITIES TO A HEALTHY LIFESTYLE Abstract The problem of healthy lifestyle among students with disabilities is undoubtedly relevant. Learning for students with disabilities is not a piece of cake. Besides health problems, there are also social difficulties, for example, lack of elevators and / or ramps in buildings does not allow a large share of students to actually participate in training practice. Bad habits such as smoking, alcohol consumption, insufficient physical activity and unbalanced diet also have a negative impact on their health. The study purpose is to analyze attitude of students with disabilities to a healthy lifestyle. Novokuznetsk State Boarding College of Humanities and Technology is an educational institution for the disabled (citizens with disabilities), mainly with disorders of the musculoskeletal system, carrying out training and rehabilitation, cultural and educational activities and other activities in the field of primary vocational and secondary vocational education. Material and Methods - results of the survey conducted in two departments of different specialty of the Boarding College, which helped to understand attitude of students to their health and healthy lifestyle. The study results include development and analysis of a database in a licensed statistical package. Main problems related to healthy lifestyle of students of the Boarding College were identified. A comparative analysis by gender and year of education was carried out, correlations of features were revealed. An initial comparison of the study results in two educational institutions was undertaken. In future, it is recommended to conduct a multicenter study on the basis of several educational institutions and compare results. Keyword. Healthy lifestyle; self-assessment of health; problems of students with disabilities; gender differences; statistical comparison.
Corresponding author: Nataliya M. Zhilina, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение В последние годы появился ряд публикаций, касающихся здоровья студентов [1-6]. Так, например, Кузнецов В.В. и соавторы отмечают, что здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи существенно зависит от субъективной самооценки здоровья, которая может не совпадать с его объективным состоянием. Адекватное понимание своего физического и психологического статуса, как правило, позитивно влияет на выбор поведенческих стратегий [2]. Проблема здорового образа жизни среди студентов, имеющих инвалидность, без сомнения, важна. На снижение уровня их и без того проблемного здоровья оказывают влияние большие учебные и психоэмоциональные нагрузки, а также вредные привычки. Проблемы, связанные с курением, потреблением алкоголя, неправильным питанием, недостаточностью занятий физкультурой являются весьма актуальными для всего общества и для молодых людей с инвалидностью в особенности [6-10]. В статье представлены основные результаты анкетирования студентов Новокузнецкого государственного гуманитарно-технического колледжа интерната по вопросам здорового образа жизни и самооценке своего здоровья. Исследование проведено в рамках прохождении преддипломной производственной практики студента колледжа по специальности информационные технологии на кафедре медицинской кибернетики и информатики Новокузнецкого института усовершенствования врачей. Цель. Исследовать отношение студентов Новокузнецкого Государственного гуманитарно-технического колледжа интерната (НГГТКИ), имеющих инвалидность, к состоянию своего здоровья и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Провести статистическое сравнение групп по гендерному признаку и по курсу обучения. Материалы и методы Был проведён анонимный опрос 54 студентов колледжа по разработанной авторами в 2018 году анкете, состоящей из 23 вопросов. По результатам опроса была составлена база данных, которая была переведена в формат лицензионного статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.0. При статистическом анализе использовались критерии Манна-Уитни (U) для сравнения двух независимых групп порядковых признаков, а также использовался критерий Хи-квадрат (χ2) для сравнения двух независимых групп качественных признаков. Для выявления связей признаков использован метод ранговой корреляции Спирмена. Построены графики в Microsoft Excel 2010. Нулевая гипотеза (H0) предполагает, что различия в сравниваемых группах не значимы. Различия считались значимыми (H0 отвергалась) при уровне значимости различия p<0,05 [6, 11, 12]. Результаты исследования. В рамках исследования аналогично нашему исследованию 2018 года по анкетированию студентов Сибирского медицинского университета, был разработан несколько модифицирован опросный лист и размещён в Google-форме. Интернет-анкетирование – это удобный вид проведения опроса, так как не требует распечатки анкет в бумажном виде и экономит время исследователя на проведение опроса и формирование базы данных для обработки результатов [6]. Был проведен также и классический опрос с заполнением бумажного варианта анкет. При опросе были по возможности максимально сохранены вопросы, на которые год назад отвечали нам студенты-медики для того, чтобы в дальнейшем был возможен интерфейс баз данных двух учебных заведений и проведение сравнительного анализа. Анкета включает признаки отделение, курс, пол студента, а также вопросы отношения студентов НГГТКИ к ЗОЖ [6]:
На вопросы ответили 54 студента колледжа интерната, из них 18 (33%) девушек и 36 (67%) юношей. Среди анкетируемых 29 человек (54%) были студентами 1 курса, 19 (35%) – студенты 2 курса, 5 (9%) – студенты 3 курса и 1 (2%) – студент 4 курса. В лицензионном статистическом пакете IBM SPSS Statistics 22.0 была создана база данных (БД) из 54 единиц наблюдений, признаками явились ответы на вопросы анкеты. Проведены первичный статистический анализ признаков и сравнение отношения студентов к здоровому образу жизни по курсам и полу с помощью непараметрических критериев Манна-Уитни, z-критерия и χ2. Связи признаков выявлены с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Из всей группы опрошенных 37 студентов (68,5%, 64% мужчин и 78% женщин) считают, что здоровый образ жизни важен, но только 17 человек (31,5%; 33% юношей и 28% девушек) постоянно его придерживаются. В таблице 1 представлена самооценка студентами колледжа своего здоровья. Все анкетируемые имеют инвалидность. При этом 18 (33,3%) считают, что здоровье у них хорошее, 29 (53,3%) – удовлетворительное, и только 3 человека (5,6%) дали оценку «плохо». Значимых различий в оценке здоровья по гендерному признаку не выявлено. Таблица 1 Самооценка студентами колледжа своего здоровья
Число анкетируемых невелико, но найдены значимые различия в группах юношей и девушек в вопросе о вредности курения: z=-1,987, р=0,047. 100,0% девушек уверены, что курить вредно, а вот среди юношей только 80,6% считают так же. Близки к критическим уровням различия в продолжительности сна на первом и втором курсам, а также по частоте употребления алкоголя в различных отделениях колледжа. Качественность питания отметили 72,2% юношей и 66,7% девушек. В таблице 2 показано распределение причин проблем с питанием. Таблица 2 Распределение причин проблем с питанием
Юноши среди причин проблем с питанием отмечают недостаток денег и плохую самоорганизацию (по 30,6%), а девушки плохую самоорганизацию (38,9%) и влияние учебного процесса (27,8%). 18% анкетируемых (22% юношей и 11% девушек) отметили, что у них часто бывает стресс. В таблице 3 приведено распределение основных причин стресса. Таблица 3 Распределение основных причин стрессов
Из таблицы видно, что распределения причин стрессов у юношей и девушек различны. У юношей на первом месте стоят финансовые трудности, их отметило 36,1% мужчин, на втором – проблемы в учебе (19,4%), далее следуют проблемы в коллективе и семье (по 13,9%). Девушки больше всего переживают из-за проблем в семье (33,3%). Проблемы в учебе (16,7%) у девушек также на втором месте. Далее следуют одиночество и проблемы в коллективе (по 11,1%). Проведенное сравнение частот причин стрессов по гендерному признаку с помощью критерия χ2 значимых различий не выявило ввиду достаточно малых выборок. Различно и распределение причин стрессов по курсам. Поскольку в выборке в основном, студенты 1 и 2 курса, сравним эти распределения (таблица 4). Таблица 4 Основные причины стрессов, в зависимости от года обучения
Если на первом курсе среди причин стрессов лидируют финансовые трудности (38%), то на втором они уходят на третье место (17,6%), а первое занимают проблемы в семье (41,2%). Второе место стабильно принадлежит проблемам в учебе (23,1% и 23,5%). Статистически значимого различия не выявлено также по причине небольшого объема выборок, близко к критическому уровню различие между курсами по признаку проблемы в семье: χ2=2, 535, р=0,06. Выявлен целый ряд закономерных связей признаков (по критерию ранговой корреляции Спирмена), а именно: при средних значениях коэффициентов корреляции статистически значимо согласованы следующие признаки:
Обсуждение Таким образом, выявлены статистически значимые различия в группах по гендерному признаку и ряд закономерных связей по отношению студентов, имеющих инвалидность, к здоровому образу жизни. Аналогичная анкета была предложена и студентам Сибирского медицинского университета (СибГМУ) г. Томск [6]. Проведя общее сравнение ответов на вопросы студентов медицинского университета и гуманитарно-технического колледжа, можно заметить, что стрессоустойчивость учащихся колледжа, имеющих инвалидность, выше, чем у студентов-медиков (таблица 5). Таблица 5 Частота стрессов (в процентах) по гендерному признаку у студентов мед. университета и колледжа-интерната
Наиболее часто подвержены стрессам студентки медицинского университета (57,1%). У юношей медицинского университета стресс бывает значимо реже (32,3%), чем у девушек-медиков: z=2,177, р=0,029. Найдены статистически значимые различия в ответах «стресс бывает часто» в сравнении групп девушек СибГМУ (57.1%) и девушек НГГТКИ (11,1%): z=3,309, р<0,001. Чаще всего среди причин стрессов студентки СибГМУ отмечают проблемы с учебой (23,1%), проблемы в учебе и в семье называют 12,1% девушек, проблемы в коллективе – 9,9%. Выводы В настоящем исследовании выявлены основные проблемы, имеющие отношение к здоровому образу жизни учащихся колледжа интерната. Получены значимые гендерные различия в вопросах о вредных привычках. Исследована структура причин стрессов в целом по выборке, по гендерному признаку и году обучения. Выявлены закономерные связи признаков с помощью ранговой корреляции Спирмена. Видение важности ЗОЖ и следование здоровому образу жизни (р<0,001), а также убежденность во вреде курения (р=0,048). Оценка своего здоровья с умением распределять бюджет (р=0,024). Частота стрессов с оценкой своего здоровья (обратная связь, малое число стрессов при объективной оценке здоровья (р=0,004). Видение вредности курения и употребления алкоголя (р=0,021). Проведено сравнение стрессоустойчивости групп студентов, имеющих инвалидность, и студентов медицинского университета. Выявлены статистически значимые различия и основные причины стрессов юношей и девушек различных учебных заведений. В дальнейшем представляется интересным выполнить интерфейс баз данных исследований, проведенных нами в СибГМУ [6] и НГГТКИ и провести полный анализ результатов многоцентрового исследования по отношению к здоровому образу жизни и самооценке своего здоровья студентами. Группы сравнения при этом будут многочисленнее и результаты более значимы. Библиография
References
Дата поступления: 23.10.2019 Просмотров: 6938
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 16.01.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|