О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №1 2020 (66) arrow СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СЕЛЬСКОГО ВРАЧА – РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СЕЛЬСКОГО ВРАЧА – РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Печать
30.03.2020 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-1-7

Дощанникова О.А., Поздеева Т.В., Филиппов Ю.Н., Хлапов А.Л., Дощанников Д.А.
ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Нижний Новгород, Россия

Резюме

Актуальность. Реализация национального проекта «Здравоохранение» предполагает повышение к 2024 г. ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 78 лет, а к 2030 г. – до 80 лет, что на сегодняшний день является крайне сложной и важной задачей. Президентом Российской Федерации подчеркнута необходимость обеспечения оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и ликвидация в них кадрового дефицита. Первостепенная важность решения данной проблемы продиктована реалиями состояния кадрового обеспечения сельского здравоохранения. Сегодняшнее предложение для сельских медицинских работников пока не создаёт конкурентных условий по сравнению с условиями работы в городской среде, а также не может компенсировать трудности работы в отдалённых и сельских районах для молодых специалистов. На протяжении последних лет разрабатываются и реализуются социально-экономические мероприятия, предусматривающие разные формы и объемы стимулирования специалистов, направляющихся на работу в сельскую местность. Комплекс данных мероприятий можно признать эффективными только при условии, если специалист, в полной мере реализовавший предоставленные ему материальные преференции, остался работать в сельском здравоохранении.

Целью исследования являлось формирование социального портрета современного врача, мотивированного на долговременную работу в сельском здравоохранении.

Материал и методы. В основу исследования легли результаты очного анкетирования, объектом которого были молодые врачи – участники программ социально-экономической поддержки специалистов сельского здравоохранения Нижегородской области, за период с 2006 по 2017 г.

Результаты. Выявлено, что основа социального портрета сельского врача представлена лицами женского пола, родившимися в сельской местности, состоящими в браке, имеющими детей, работающими в амбулаторно-поликлиническом звене и имеющими в собственности жилплощадь. Отличительной чертой врача сельского здравоохранения, мотивированного работать в условиях сельской местности, является его принадлежность к коренным жителям сельских территорий.

Заключение. Согласно проведенному исследованию, становится очевидным, что одной из действенных превентивных мер должна стать научно обоснованная система отбора претендентов к трудоустройству в сельскую местность, которая могла бы способствовать наиболее эффективному использованию материальных стимулов в различных формах обеспечения сельского здравоохранения врачебными кадрами.

Ключевые слова: сельское здравоохранение; кадровый дефицит; социальный портрет; сельский врач
Контактная информация: Дощанникова Ольга Александровна, е-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дощанникова О.А., Поздеева Т.В., Филиппов Ю.Н., Хлапов А.Л., Дощанников Д.А. Социальный портрет современного сельского врача – реалии и перспективы. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(1):7. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1134/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-1-7

SOCIAL PORTRAIT OF A MODERN RURAL DOCTOR – REALITIES AND PROSPECTS
Doshchannikova O.A., Pozdeeva T.V., Philippov Yu.N., Hlapov A.L., Doshchannikov D.A.

Privolzhsky Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract

Significance. Implementation of the national project “Healthcare” implies increased life expectancy at birth up to 78 years by 2024, and up to 80 years by 2030, which currently remains an extremely difficult and important task to fulfill. The President of the Russian Federation emphasized the need to ensure optimal access to medical organizations that provide primary health care and eliminate staff shortage. The paramount importance of solving this problem is substantiated by actual situation with rural health staffing. Today's offer to rural health workers fails to create competitive environment compared to working conditions in urban settings, and also cannot compensate for difficulties related to work in remote and rural areas for young specialists. Over the past years, socio-economic measures have been developed and implemented, providing for different forms and volumes of incentives for specialists going to work in the countryside. The package of these measures can be considered effective only if a specialist, who fully implemented the material preferences provided to him, remains to work in the rural healthcare.

The purpose of this study was to develop a social portrait of a modern doctor, motivated to work long-term in the rural healthcare.

Material and methods. The study was based on the results of a face-to-face survey of young doctors who participated in programs of socio-economic support for rural health professionals in the Nizhny Novgorod region, from 2006 to 2017.

Results. The study showed the following portrait of the rural doctor: females born in rural areas, married, with children, working in an outpatient unit and with a living space in property. A distinctive feature of a rural health doctor motivated to work in rural settings is his/her affiliation with the indigenous inhabitants.

Conclusion. According to the study, it becomes obvious that one of the most effective preventive measures should be evidence-based system for selecting applicants for employment in the countryside, which could contribute to most effective use of material incentives in various ways to staff rural health care settings with doctors.

Keywords: rural health care; staff shortage; social portrait; rural doctor

Correspondending autor: Olga A. Doshchannikova, е-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Doshchannikova O.A.,
https://orcid.org/0000-0002-7530-8291
Pozdeeva T.V., https://orcid.org/0000-0002-0932-2378
Hlapov A.L., https://orcid.org/0000-0002-8366-8078
Doshchannikov D.A., https://orcid.org/0000-0001-6811-5945
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation. Doshchannikova O.A., Pozdeeva T.V., Philippov Yu.N., Hlapov A.L., Doshchannikov D.A. Social portrait of a modern rural doctor – realities and prospects. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(1):7. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1134/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-1-7. (In Rus).

Введение

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 была утверждена концепция демографической политики нашего государства, где основными целями на период до 2025 года были провозглашены стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142–143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, а к 2025 году – до 75 лет. При дальнейшем развитии этой стратегической линии государства, содержащимся в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», давшем старт федеральным национальным проектам, поставленные задачи стали более жесткими. Так, целью национального проекта «Здравоохранение» стало повышение к 2024 г. ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 78 лет, а к 2030 г. – до 80 лет, что на сегодняшний день является крайне сложной задачей, требующей консолидации усилий всего общества [14]. Тем более важно отметить, что во исполнение данной цели в проекте определен ряд основных условий, позволяющих считать ее достижение вполне реальным. В указах подчеркнута необходимость обеспечения оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и, что особенно важно, – ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь [12].

Первостепенная важность решения данной проблемы продиктована состоянием кадрового обеспечения здравоохранения, причем в значительно большей степени это относится к сельскому здравоохранению. Обеспеченность врачами в 2017 г. здесь была на 39,6% ниже, чем в общем по стране, а именно – 14,8 на 10 тыс. человек населения (по России – 37,4). В то же время смертность сельского населения выше, чем городского на 14,2%. Усугубляется положение тем, что до настоящего времени большинство специалистов рассматривают возможность своей профессиональной деятельности в сельской местности исключительно в самую последнюю очередь, поскольку широко известны все негативные факторы, сопровождающие работу специалиста на селе: профессиональная изолированность, тяжелые условия труда, недостаточный уровень материально-технического оснащения сельских учреждений здравоохранения. [1-3,10,11,16]. Вполне очевидно, что сегодняшнее предложение для сельских медицинских работников пока не создаёт конкурентных условий по сравнению с условиями работы в городской среде, а также не может компенсировать трудности работы в отдалённых и сельских районах для молодых специалистов [6]. Как следствие, крайне актуальным в настоящем времени остается вопрос мотивации, привлечения и закрепления специалистов (прежде всего молодых) в медицинских учреждениях, расположенных в сельских и отдаленных районах [4,13,15].

На протяжении последних лет как на уровне федерального Правительства, так и в регионах разрабатываются и реализуются социально-экономические мероприятия, предусматривающие разные формы и объемы стимулирования специалистов, направляющихся на работу в сельскую местность. Комплекс данных мероприятий можно признать эффективным только при условии, если специалист, в полной мере реализовавший предоставленные ему материальные преференции, остался работать в сельском здравоохранении. Это условие диктует необходимость разработки объективных критериев и дифференцированного подхода к претендентам на участие в программах социально-экономической поддержки специалистов, работающих в учреждениях сельского здравоохранения, чтобы уже на этом этапе обеспечить полноценное участие специалистам, готовым связать свою профессиональную деятельность с сельским здравоохранением.

Одним из таких критериев может стать определение степени соответствия социально-демографических характеристик претендента социальному портрету врача сельского здравоохранения.

Цель: на основании медико-социологического исследования сформировать социальный портрет современного врача, мотивированного на долговременную работу в сельском здравоохранении.

Материалы и методы. В основу исследования легли результаты очного анкетирования, объектом которого были молодые врачи – участники программ социально-экономической поддержки молодых специалистов сельского здравоохранения Нижегородской области, за период с 2006 по 2017 г. Анкета содержала перечень вопросов, позволивших отразить социально-демографические и профессионально-мотивационные характеристики специалистов здравоохранения, а также различные аспекты профессиональной деятельности анкетируемых в медицинских учреждениях сельской местности. Анализ данных был осуществлен в два этапа: первый этап предполагал изучение социально-демографических и профессионально-мотивационных аспектов 561 респондента (общая группа). Второй этап исследования предполагал разделение респондентов на две группы. Основную группу представили участники анкетирования, планирующие остаться работать в сельском населенном пункте после окончания срока участия в Программе (n = 301). Группу сравнения сформировали респонденты, планирующие покинуть сельский населенный пункт после окончания срока участия в Программе (n = 94). Анализ полученных ответов проводили с использованием пакета прикладных программ Excel for Windows 7. Данные представлены в процентном отношении с указанием стандартной ошибки доли. Для оценки влияния факторов на решение остаться работать в сельском здравоохранении применяли однофакторный дисперсионный анализ. Вероятность наступления явления представлена в виде отношения рисков (ОР) с указанием доверительного интервала (95% ДИ). Различия считались достоверными при р <0,05.

Результаты

Первый этап исследования представлял изучение социально-демографических характеристик и выявление ведущих мотивационных факторов к работе в условиях сельской местности общей группы респондентов (n = 561). Выявлено, что абсолютное большинство респондентов – это женщины (66,49±1,99%), состоящие в браке (80,2±1,68%) и имеющие детей (79,3±1,71%). Отмечается превалирование лиц, родившихся в области (76,3±1,8%) среди анкетируемых. В настоящий момент у 85,6±1,48% имеется в собственности жилплощадь. В подавляющем большинстве (90,5±1,25%) молодые специалисты трудоустроены на должностях врачей первичного амбулаторного звена, немного меньше – врачи стационара.

399 (71,1±1,91%) анкетируемых врачей работает более чем на 1 ставку в одном медицинском учреждении, а 68 (12,1±1,38%) молодых специалистов подрабатывают в нескольких медицинских учреждениях. Большинство (69±1,95%) респондентов получают более 20 тыс. рублей в месяц, что сопоставимо со средней заработной платой по региону. При этом более половины анкетируемых (51,2±2,11%) считают доход недостаточным для обеспечения потребностей семьи, что диктует необходимость подрабатывать в других медицинских (31,6%) и немедицинских (7,7%) организациях, а также заниматься сельским хозяйством (11,9%).

Решение о возможности жить и работать в сельской местности большинство респондентов (76,2±1,96%) приняли, когда узнали о появлении государственных мер поддержки молодых специалистов, а 62,4±2,05% врачей поехали в сельскую местность исключительно ради участия в Программе и получения материальных преференций. Следует отметить, что 27,9±1,89% анкетируемых всегда хотели жить и работать в сельской местности и Программа лишь способствовала укреплению данного решения. Для получения возможности трудоустройства 454 (80,9±1,66%) молодых специалиста самостоятельно обратились в ЦРБ, руководствуясь при этом чаще всего возможностью работать там, где родился (37,4±2,04%) или близостью расположения к областному центру (33,6±1,99%).

Объем материальных преференций зависел от года вступления в Программу. В рамках экономического стимулирования молодые специалисты чаще получали автотранспорт (80,7±1,66%) и жилье (82,4±1,61%), далее следовали единовременные выплаты (18,2±1,63%) и предоставление земельного участка (17,8±1,62%). Реже всего предлагалось льготное ипотечное кредитование (1,8±0,56%). Более половины анкетируемых (52,3±2,11%) получили готовое жилье в новом фонде. Самостоятельно находили подходящий вариант жилья и приобретали на полученные деньги 29,3±1,92% респондентов. У подавляющего большинства (92,4±1,18%) жилье приобреталось там, где осуществлялось трудоустройство. При этом следует учесть, что предоставленные дома и квартиры в 96,9±0,72% требовали дополнительных материальных вложений. В основном это касалось косметического ремонта, покупки мебели, благоустройства участка (71,0±1,92%). У значительной части молодых специалистов (25,9±1,85%) возникла необходимость проведения коммуникаций, выполнения капитального ремонта, возведения дополнительных хозяйственных построек.

К наиболее значимым преимуществам для жизни в сельской местности были отнесены «благоприятные экологические условия» (44,2±2,1%) и «спокойствие, тишина и удаленность от городской суеты» (59,4±2,07%). Из трудностей, связанных с условиями жизни на селе, максимальное значение респонденты придали «ограниченности в выборе досуга, культурных мероприятий» (55,2±2,1%) и «недостаточному уровню развития транспортной и социальной инфраструктуры» (36,0±2,03%).

Одним из ключевых вопросов данного анкетирования являлось изучение мнения о планах участников Программы социально-экономической поддержки по окончании сроков действия договора. Был предложен вопрос «Планируете ли Вы покинуть данный населенный пункт по окончании срока участия в Программе?». Исходя из полученных ответов, 301 (53,65±2,11%) молодой специалист планирует остаться в данном населенном пункте и продолжать работать в данном медицинском учреждении по окончании срока участия в Программе. Уедут из населенного пункта и уволятся из медицинского учреждения 94 (16,75±1,58%) респондентов, а 166 (29,6±1,93%) на данный момент затруднились с ответом. Наиболее весомыми аргументами для принятия решения покинуть данный населенный пункт по окончании срока участия в Программе, послужили «низкая заработная плата» (39,3±2,06%), «семейные обстоятельства» (21,3±1,73%) и «отсутствие перспективы карьерного и профессионального роста» (19,7±1,68%). Мотивами остаться являлись «хорошие жилищные условия» (51,0±2,11%) и «родственные связи» (37,5±2,04%). Из числа молодых специалистов, собирающихся уехать по окончании срока участия в Программе, большинство планируют переехать в другой регион (50,3±2,11%) или в Нижний Новгород (39,6±2,06%). Имеющееся в собственности жилье они планируют продать (66,9±1,99%) либо использовать в качестве загородного дома.

В заключение общего анкетирования респондентам предлагалось ответить на вопрос, каким образом можно привлечь молодых специалистов в сельскую местность. Как следует из полученных ответов, наибольшее значение придавалось «обеспечению жильем молодых специалистов» (77,9±1,75%), далее следуют «расширение материально-технического оснащения ЦРБ» (67,2±1,98%) и «расширение социальных гарантий» (54,0±2,1%).

На втором этапе исследования выявлялись факторы, оказывающие влияние на желание продолжить работать в медицинских учреждениях сельской местности. В таблице 1 представлены данные о социально-демографических показателях респондентов.

Таблица 1

Социально-демографическая характеристика респондентов

Показатель ОР 95% ДИ р
Пол 0,781 0,458–1,33 н.д.
Возраст 0,724 0,411–1,275 н.д.
Семейное положение 1,027 0,618–1,705 н.д.
Наличие детей 1,28 0,734–2,234 н.д.
Место рождения (село) 1,892 1,071–3,341 0,033
Место жительства 0,99 0,506–1,935 н.д.

Исходя из полученных данных, статистически значимую связь с желанием остаться работать в сельском здравоохранении имел только фактор рождения в сельской местности (ОР 1,892, р = 0,033). Занимаемая должность и характеристика медицинского учреждения не оказали значимого влияния на планирование дальнейшей трудовой деятельности.

Информация о наличии Программы поддержки молодых специалистов оказала значимое влияние на перспективу профессиональной деятельности. Ответы на данный вопрос анкеты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Каким образом наличие Программы поддержки молодых специалистов повлияло на ваше решение работать в сельском здравоохранении?

Каким образом наличие Программы поддержки молодых специалистов повлияло на ваше решение работать в сельском здравоохранении? ОР 95% ДИ р
Поехал исключительно ради участия в Программе поддержки молодых специалистов 0,406 0,244–0,676 0,042
Всегда хотел работать в сельском здравоохранении 4,247 2,264–7,967 0,023
Не смог найти работу в городе 0,899 0,389–2,076 н.д.

Молодые специалисты, планирующие прекратить работу в сельской местности, исходя из полученных данных, были заинтересованы в большинстве случаев материальными преференциями, предлагаемыми в рамках Программы поддержки молодых специалистов. Значимым же фактором, влияющим на желание остаться работать в сельской местности по окончании контракта, оказалось изначальное решение трудиться в сельском здравоохранении независимо от дополнительного материального стимулирования (ОР 4,247, р = 0,023).

Респонденты основной группы значимо чаще самостоятельно обращались в ЦРБ с целью трудоустройства (ОР 2,616, р = 0,018), при этом они руководствовались преимущественно возможностью жить и работать на родине (ОР 2,043, р = 0,009).

Преимущества проживания в сельской местности, по мнению анкетируемых, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Преимущества проживания в сельской местности

  ОР 95% ДИ р
Благоприятные экологические условия 1,010 0,633–1,610 н.д.
Спокойствие, тишина и удаленность от городской суеты 2,214 1,384–3,542 0,025
Возможность ведения личного подсобного хозяйства 1,139 0,619–2,097 н.д.
Возможность заниматься частным предпринимательством 0,936 0,186–4,715 н.д.
Возможность заниматься сельскохозяйственной деятельностью 3,377 1,303–8,751 0,017

Молодые специалисты, планирующие остаться работать в сельской местности, выделили «спокойствие, тишину и удаленность от городской суеты» (ОР 2,214, р = 0,025) и «возможность заниматься сельскохозяйственной деятельностью» (ОР 3,377, р = 0,017). При анализе ответов анкетируемых на вопрос о трудностях, сопровождающих проживание в сельской местности, в основной группе не выявлено значимых факторов, тогда как респонденты контрольной группы сделали акцент на «трудностях в организации обучения детей» (ОР 0,602, р = 0,047) и «недостаточном уровне развития транспортной и социальной инфраструктуры» (ОР 0,561, р = 0,021).

Обсуждение

Актуальность вопроса привлечения и закрепления врачебных кадров в сфере сельского здравоохранения подчеркнута нормативными документами, определяющими параметры доступности медицинской помощи сельскому населению. В настоящее время на территории Нижегородской области реализуется постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года №274 «Об утверждении Государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013–2020 годы"» (с изменениями на 28 декабря 2018 года), которая предусматривает комплекс мероприятий по устранению дефицита врачебных кадров, закреплению молодых специалистов в сфере сельского здравоохранения, созданию условий для развития творческого потенциала врачей Нижегородской области. С 2006 года реализовывалась областная целевая программа «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области» (Закон Нижегородской области от 3 мая 2006 года №38-З, постановление Правительства Нижегородской области от 13 сентября 2010 года №603). В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 4 марта 2016 года №110 «Об осуществлении в 2016 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Нижегородской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Нижегородской области из другого населенного пункта» в 2016 году медицинским работникам, трудоустроившимся в сельской местности, осуществляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей. С 2012 года в Нижегородской области реализовывалась областная целевая программа «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2012–2024 годы с использованием ипотечного кредитования», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 25 января 2012 года №27. Мерами социальной поддержки в соответствии с законом Нижегородской области от 29 ноября 2004 года №134-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья, отопления и освещения» пользуется 6461 медицинский работник, работающий в области [7-9]. В 2018 году на территории Нижегородской области утвержден региональный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Нижегородской области квалифицированными кадрами», который вошел в состав одноименного национального проекта. Одним из требований принятия проекта было условие о разработке на территории субъекта действенных программ, способных привлечь и закрепить в области, в том числе и в сельской местности, медицинские кадры.

Вышеизложенные мероприятия предусматривают различные варианты материального стимулирования врачебных кадров, дают возможность повышения престижа профессии сельского врача, но, к сожалению, не позволяют учитывать мотивацию к труду в условиях сельской местности среди потенциальных работников и в особенности лиц, принявших участие в программах материального стимулирования. Анализ доступных литературных источников не позволил выявить целенаправленных работ по изучению мотивации к работе в сельской местности молодых специалистов – участников программ социально-экономического стимулирования. Настоящее исследование позволило проанализировать профессионально-мотивационные и социально-демографические характеристики сельского врача, проявляющего готовность к работе в сельских учреждениях здравоохранения.

В результате исследования выявлено, что основа социального портрета сельского врача представлена лицами женского пола, родившимися в сельской местности, состоящими в браке, имеющими детей, работающими в амбулаторно-поликлиническом звене и имеющими в собственности жилплощадь. Считая получаемый доход недостаточным для содержания семьи, указанная категория лиц работает по совместительству в одном или нескольких медицинских учреждений. Большинство врачей предпочли работать в сельском здравоохранении исключительно из-за возможности участия в программах социально-экономического стимулирования с целью поддержания уровня своего благосостояния. Из преимуществ проживания в условиях сельской местности данная категория лиц более всего ценит «спокойствие, тишину и удаленность от городской суеты», а также наличие возможности ведения подсобного хозяйства.

Заключение

Настоящее исследование позволило дать всестороннюю оценку личности специалиста сельского здравоохранения, а его результаты позволили сформировать социальный портрет современного сельского врача.

Ключевым критерием для долговременного привлечения специалистов здравоохранения в сельскую местность может стать определение степени соответствия социально-демографических характеристик претендента социальному портрету врача сельского здравоохранения.

Отличительной чертой врача сельского здравоохранения, мотивированного работать в условиях сельской местности, является его принадлежность к коренным жителям сельских территорий. Изначальное желание работать в медицинских учреждениях сельской местности является фактором, влияющим на перспективу остаться там работать по окончании контракта. Такие молодые врачи самостоятельно проявляют инициативу при выборе медицинского учреждения, ориентируясь на место рождения или жительства. Одной из характеристик социального портрета молодого врача сельского здравоохранения, определяющих его дальнейший профессиональный маршрут, является акцентирование на таких особенностях проживания в сельской местности, как «спокойствие, тишина и удаленность от городской суеты» и «возможность заниматься сельскохозяйственной деятельностью».

Согласно проведенному исследованию, становится очевидным, что одной из действенных превентивных мер должна стать научно обоснованная система отбора претендентов, которая могла бы способствовать наиболее эффективному использованию материальных средств, используемых в различных формах обеспечения сельского здравоохранения врачебными кадрами. Также следует обратить внимание на проблему оттока медицинских кадров из сельской местности после завершения их участия в программах социально-экономического стимулирования, предусмотрев дополнительные меры материальной и нематериальной поддержки.

Библиография

  1. Алексеева Н.Ю., Пчела Л.П., Макаров С.В. Влияние системы оплаты труда медицинских работников на качество и эффективность медицинской помощи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2011; (5): 44–46.
  2. Бердяева И.А. Медико-социальная характеристика врачей Амурской области: Автореф. дис. канд. мед. наук. Хабаровск; 2012. 24 с.
  3. Богачев А.И., Полухина М.Г., Студенникова Н.С. Обеспеченность услугами здравоохранения сельских жителей центральной России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность 2016; (7): 166–177.
  4. Григорьян М.Р. Системы мотивации персонала в медицинском учреждении. Современные научные исследования и инновации 2016; (7): 415–418.
  5. Калмыков Н.Н., Рехтина Н.В. Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения в Российской Федерации [Интернет]. URL: http://www.ranepa.ru/images/docs/nayka/issledovanie-meditsina.pdf (Дата обращения: 18.05.2019).
  6. Никулина Ю.Н., Делигирова О.А. Проблемы кадрового обеспечения и стимулирования персонала в учреждениях здравоохранения. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ООО ИПК «Университет»; 2014. С. 1547–1553.
  7. О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации": Федеральный закон от 30.11.2011 №369-ФЗ [Интернет]. URL: https://base.garant.ru/12192450/ (Дата обращения: 20.05.2019).
  8. О принятии закона Нижегородской области «Об утверждении областной целевой программы "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения Нижегородской области" на 2006-2020 годы»: Постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 20 апреля 2006 года №50-IV [Интернет]. URL: http://docs.cntd.ru/document/944926510 (Дата обращения: 20.05.2019).
  9. Об утверждении областной целевой программы "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2006-2020 годы»: Закон Нижегородской области от 03 мая 2006 года №38-З [Интернет]. URL: http://docs.cntd.ru/document/944926485 (Дата обращения: 20.05.2019).
  10. Панов М.М. Трудовые ресурсы сельских территорий: состояние и проблемы. Вопросы территориального развития 2014; 5(15): 10–16.
  11. Калининская А.А., Губанова Е.М., Матвеев Э.Н., Шляфер С.И., Зайцев Р.М., Сорокин И.Г., Гречко А.В. Организация выездной медицинской помощи сельскому населению. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2002; (4): 29-32.
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Интернет]. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_ 291976/ (Дата обращения: 20.05.2019).
  13. Соломонидина Т.О., Соломонидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие. М.: Юнити-Дана; 2012. 312 с.
  14. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России 2018–2024 гг. Что надо делать? Вестник ВШОУЗ. Оргздрав: новости, мнения, обучение 2018; (1): 9–16.
  15. Хрупалов А.А. Обоснование концептуальных подходов гибридной модели мотивации для управления персоналом медицинских учреждений. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2014; 35(1): 7. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/540/30/lang,ru/ (Дата обращения: 22.09.2029).
  16. Яппаров К.С., Евсюков А.А. Социально-гигиенические проблемы образа жизни и состояния здоровья работающего населения, проживающего в сельской местности. Санитарный врач 2012; (2): 35–39.

References

  1. Alekseeva N.YU., Pchela L.P., Makarov S.V. Vliyanie sistemy oplaty truda meditsinskikh rabotnikov na kachestvo i effektivnost' meditsinskoy pomoshchi [The influence of the wage system of medical workers on the quality and effectiveness of medical care]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2011; (5): 44–46. (In Russian).
  2. Berdyaeva I.A. Mediko-sotsial'naya kharakteristika vrachey Amurskoy oblasti [Medical and social characteristics of doctors in the Amur Region]. Cand.Med.Sci [thesis]. Khabarovsk, 2012. 24 p. (In Russian).
  3. Bogachev A.I., Polukhina M.G., Studennikova N.S. Obespechennost' uslugami zdravookhraneniya sel'skikh zhiteley tsentral'noy Rossii [Provision of health services to rural residents in the Central regions of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' 2016; (7): 166–177. (In Russian).
  4. Grigor'yan M.R. Sistemy motivatsii personala v meditsinskom uchrezhdenii [Personnel motivation systems in a medical institution]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii 2016; (7): 415 – 418. (In Russian).
  5. Kalmykov N. N., Rekhtina N.V. Problemy i perspektivy razvitiya sistemy zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii [Problems and prospects for the development of the healthcare system in the Russian Federation]. [Online]. [cited 2019 May 20]. Available from: http://www.ranepa.ru/ images/docs/nayka/issledovanie-meditsina.pdf (In Russian).
  6. Nikulina Yu.N., Deligirova O.A. Problemy kadrovogo obespecheniya i stimulirovaniya personala v uchrezhdeniyakh zdravookhraneniya. Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury [Problems of staffing and staff incentives in health facilities. The university complex as a regional center for education, science and culture]. Materialy vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. Orenburgskiy gos. un-t. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2014. p. 1547–1553. (In Russian).
  7. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii" [On amendments to the Federal Law "On mandatory health insurance in the Russian Federation"]. Federal'nyy zakon ot 30.11.2011 № 369-FZ [Online]. [cited 2019 May 20]. Available from: https://base.garant.ru/12192450/ (In Russian).
  8. O prinyatii Zakona Nizhegorodskoy oblasti "Ob utverzhdenii oblastnoy tselevoy programmy "Sotsial'no-ekonomicheskaya podderzhka molodykh spetsialistov, rabotayushchikh v uchrezhdeniyakh obrazovaniya i zdravookhraneniya Nizhegorodskoy oblasti na 2006-2020 gody" [On the adoption of the Law of the Nizhny Novgorod region "On the approval of the regional target program" Socio-economic support of young professionals working in educational and health institutions of the Nizhny Novgorod region for 2006-2020"]. Postanovlenie Zakonodatel'nogo Sobraniya Nizhegorodskoy oblasti ot 20 aprelya 2006 goda №50-IV [Online]. [cited 2019 May 20]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/944926510 (In Russian).
  9. Ob utverzhdenii oblastnoy tselevoy programmy "Sotsial'no-ekonomicheskaya podderzhka molodykh spetsialistov, rabotayushchikh v uchrezhdeniyakh obrazovaniya, zdravookhraneniya, sporta i kul'tury Nizhegorodskoy oblasti" na 2006-2020 gody» [About the approval of the regional target program "Socio-economic support of young professionals working in educational institutions, health care, sports and culture of the Nizhny Novgorod region" for 2006-2020]. Zakon Nizhegorodskoy oblasti ot 03 maya 2006 goda №38-Z. [Online]. [cited 2019 May 20]. Available from: http://docs.cntd.ru/ document/ 944926485 (In Russian).
  10. Panov M. M. Trudovye resursy sel'skikh territoriy: sostoyanie i problemy [Labor resources in rural areas: current state and problems.] Voprosy territorial'nogo razvitiya 2014; 5(15): 10–16. (In Russian).
  11. Kalininskaya A.A., Gubanova E.M., Matveev E.N., Shlyafer S.I., Zaytsev R.M., Sorokin I.G. Organizatsiya vyezdnoy meditsinskoy pomoshchi sel'skomu naseleniyu [Organization of field medical aid to the rural population]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2002; (4): 29-32. (In Russian).
  12. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 "Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu". [Online]. [cited 2019 May 20]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 291976/ (In Russian).
  13. Solomonidina T.O., Solomonidin V.G. Motivatsiya trudovoy deyatel'nosti personala: uchebnoe posobie. [Employee Motivation. A training manual]. Moscow: Yuniti-Dana; 2012. 312 p. (In Russian).
  14. Ulumbekova G.E. Zdravookhranenie Rossii 2018–2024 gg. Chto nado delat'? [Russian healthcare 2018–2024. What to do?]. Vestnik VSHOUZ. Orgzdrav: novosti, mneniya, obuchenie 2018; (1): 9–16. (In Russian).
  15. Khrupalov A.A. Obosnovanie kontseptual'nykh podkhodov gibridnoy modeli motivatsii dlya upravleniya personalom meditsinskikh uchrezhdeniy [Justification of conceptual approaches of a hybrid motivation model for personnel management in health institutions]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online]2014 [cited 2019 Sep 22] 35(1): 7-14. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/540/30/lang,ru/ (In Russian).
  16. Yapparov K. S., Еvsyukov A.A. Sotsial'no-gigienicheskie problemy obraza zhizni i sostoyaniya zdorov'ya rabotayushchego naseleniya, prozhivayushchego v sel'skoy mestnosti [Socio-hygienic problems of lifestyle and health status of the working population living in rural areas.] Sanitarnyy vrach 2012; (2): 35-39. (In Russian).

Дата поступления: 25.12.2019.


Просмотров: 6733

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 09.04.2020 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search